Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения и структура программы

Поиск

Цель нашей программы — помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутого уважением к людям

 

Стр. 103

Реализация программы потребует от педагогов и родителей восстановить, а быть может, и пополнить их знания из разных наук — анатомии, астрономии, географии, истории, литературы, этнографии. Понадобится и знание национального искусства, религии.

Важной особенностью программы является то, что она направлена на формирование у ребенка мировоззрения — собственного видения мира, «картины мира»

В традиционных программах воспитания и обучения дошкольников явно прослеживается приоритет знаний над чувствами. Это вносит в процесс морального развития формализм, а в процесс интеллектуального развития мотивацию «узнавать, запоминая», а не «узнавать, осознавая».

Данная программа построена на следующих концептуальных положениях:

1. Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного возраста осуществляются в тесном единствеони взаимно мотивированы и носят у детей преимущественно прагматический характер. Между тем развитие воображения, простейших форм логического и абстрактного мышления, активное формирование самосознания и самооценки, социальных чувств позволяют уже на этапе дошкольного детства закладывать основы творческого начала личности.

2. [Творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком) со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях,[а также путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре/

3 Стержневым понятием программы являются знания о Человеке. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания.) Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, мысли, переживания, поступки.

4. При разработке конкретных знаний мы учитывали, что (^знания о социальной действительности должны выполнять в процессе социализации личности триединую функцию: нести информацию (информативность), вызывать эмоции, чувства, отношения (эмоциогенность), побуждать к деятельности, поступкам (побудительность^ЗКаждая из составляющих обозначенного триединства имеет свою специфику.

 

 

Стр. 104

Так, информативность, объективно присущая знанию, не является таковой для ребенка, если знания слишком сложны или слишком просты. И в том и в другом случае они не могут быть для конкретного ребенка информативными. Слишком сложные знания становятся барьером к восприятию. Например, ребенок не может понять все ана-томо-физиологические особенности функционирования человеческого организма. И если бы мы попытались объяснить их ему, то очень скоро он перестал бы нас слушать, а значит, принимать информацию. Если же знания слишком просты и уже давно перешли для ребенка из области «неясных» в область «ясных» (Н. Н. Поддьяков), то и в данном случае информативность знаний будет предельно занижена. Поэтому в нашей программе мы стремились отбирать знания, которые находятся между высшим и низшим порогами информативности.

Так как наша цель не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствовать развитию социальных эмоций, чувств, то вторая (не по значимости) составляющая — эмоциогенность — чрезвычайно важна. Но и она реализуется лишь в том случае, если информация «ложится» на уже имеющийся социальный опыт, на предрасположенность ребенка к восприятию знаний, вызывающих переживания.

И наконец, процесс познания социальной действительности не будет полным, если то, что ребенок узнает, не будет находить выражение в разнообразных формах его собственной деятельности. Но знания должны к этому побуждать, стимулировать детскую активность. Можно, например, сформулировать сведения в программе так: «На Земле много стран, в них живет"много разных людей...» Информативность налицо, возможно, что эта фраза вызовет ин-герес детей. Но побуждает ли она ребенка к активности, к деятельности? А ведь воспитатель чаще всего именно так и декларирует знания.

Мы преднамеренно выбрали для написания нашей программы такой стиль, чтобы она исходно ориентировала педагога на побудительную функцию знаний. И фраза, указанная выше, в нашей программе звучит так: «...Если ты внимательно посмотришь на глобус (карту), то увидишь, как много на нем разноцветных участков. Покажи их. Это разные страны. Есть на глобусе и твоя страна, Россия, в ней мы живем. Давай найдем ее...»

 

 

Стр. 105

5. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир.)Скорость и глубина познания очень индивидуальны и частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, от его пола, от особенностей развития эмоциональной и познавательной сфер и др. Поэтому ориентироваться следует не только на возраст, но и на фактическое освоение программы.

Познавательный материал всех разделов может преподноситься всем детям в сокращенном виде, а тем, кто проявит особый интерес и понимание, — полностью.

Информативная часть программы усваивается успешнее, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным (продуктивным) проблемным методам

Особое внимание мы уделяем организации и стилю воспитательной работы, так как именно они служат базой и показателями успешности предлагаемой программы.

Воспитательная работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, был убежден в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности Он должен знать не только свои обязанности, но и права. Ребенок не изолирован от всех других детей, его объединяет со всеми интересная совместная деятельность. В общении с детьми и взрослыми он овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

Отношения со взрослыми доверительные, доброжелательные, но неравноправные: ребенок понимает, что он многого еще не знает, не умеет, что взрослый более образован и опытен. Поэтому нужно прислушиваться к его советам и словам. Однако ребенок понимает (и это от него не скрывается), что не все взрослые хороши, учится отличать хорошие поступки от дурных.

Взрослые в общении с детьми стараются избегать повелительного тона, чаще выражать веру в его силы и возможности;) Вместо «ты должен это сделать» говорится «ты можешь», вместо «не делай так» — «сделай так». Очень важно, чтобы в жизни детей было больше смеха, шуток, сюрпризов, музыки, ситуаций, требующих проявления внимания и заботы друг о друге. Воспитатель поддерживает малейшее проявление творчества, инициативы, самостоятельности, доброжелательности, очень внимателен к тому, чтобы никто не нарушал права ребенка.

 

 

Стр. 106

В дошкольном учреждении дети чувствуют себя хозяевами — это их дом, поэтому они хорошо знают помещение, свободно и самостоятельно ориентируются в нем. Вместе с воспитателем обустраивают свою групповую комнату, периодически по желанию меняя обстановку. В помещении дошкольного учреждения есть «места уединения», дающие возможность ребенку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но есть место и для коллективных игр, занятий, для проведения опытов, для труда. В целом в дошкольном учреждении царит обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости. В повседневной жизни в группе часто звучит музыка. Дети могут работать под музыку, по желанию включать магнитофонные записи любимых песен. Музыкальная окрашенность жизни будет создавать жизнерадостность, оптимистическое мироощущение.

Программа «Я — Человек» включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди»

Пусть он переживет состояние первооткрывателя, свою «эврику».

Поддерживайте ребенка уверенностью в том, что он обязательно САМ додумается, поймет, решит трудную задачу. Похвалите его за самостоятельное решение, расскажите о его «подвиге» другим детям, близким. Если же ребенку не удалось самому найти ответ, помогите ему — познакомьте с логикой своих рассуждений и снова выразите уверенность, что когда-то он и сам сможет решать подобные задачи. Проявляйте побольше терпения и уважения к интеллектуальному потенциалу ребенка!

 

Стр. 107

Раздел 1. ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ

Цель данного раздела — формировать у ребенка представления о своей принадлежности к человеческому роду. Воспитывать уверенность в себе, умение анализировать свои поступки, чувства, мысли. Бережно относиться к своей семье, своему роду, друзьям, другим людям, животным.

Мой организм

Я — человек, я — мальчик (девочка). Как и у всех людей, у меня есть руки, ноги, голова, глаза, уши, нос, рот, язык. Это мои помощники, так как они помогают мне узнавать все о мире, в котором я живу: глаза мне нужны, чтобы видеть предметы, людей, различать цвета, видеть солнце и звезды; уши — чтобы слышать, как говорят люди, поют птицы, звучит музыка; нос — чтобы улавливать запахи, дышать; руки — чтобы брать предметы, рисовать, играть; ноги — чтобы ходить, бегать. Я люблю своих помощников и учусь оберегать их от грязи, болезней и ушибов. Есть люди, которые лишены каких-то органов чувств: если у человека не видят глаза, его называют слепым, если не слышат уши — глухим. Таким людям тяжело жить, поэтому мы должны им всегда помогать, никогда не смеяться над ними.

Еще у меня, как и у всех людей, есть сердце, желудок, легкие. Это внутренние органы, их не видно, но я могу их почувствовать: могу услышать, как сильно бьется мое сердце, когда я много и быстро бегаю; я вижу, как я дышу...

Эти органы тоже очень важны: желудок перерабатывает пищу, которую я ем; если я ее плохо пережевываю, то желудку это делать труднее. Легкие помогают дышать, это как бы воздушные шары внутри организма. Когда я вдыхаю воздух, я им наполняю шары; когда выдыхаю — то «сдуваю» шары, чтобы потом снова набрать свежий воздух. Если вдыхать очень холодный воздух, можно заболеть. А сердце, как моторчик, «гоняет» кровь по всему телу и кормит меня изнутри. Самый главный орган — мозг. Он находится в голове. Мозг управляет всеми другими органами. Он самый главный мой помощник.

Мои органы похожи и в то же время не похожи на подобные органы у животных. Одни животные видят значительно лучше человека, лучше меня. Другие слышат звуки, которые человеческое ухо не улавливает. Но человек умнее всех животных, он научился помогать своему организму.

 

Стр. 108

Мои чувства

Я умею радоваться, смеяться, улыбаться. Но иногда я огорчаюсь, плачу, грущу, скучаю. Когда я радуюсь, мне хочется петь, плясать, прыгать, рассказать кому-нибудь о своей радости, сделать так, чтобы и все вокруг радовались. Когда я грущу, я сижу тихо, не разговариваю, у меня опускается голова, я не хочу играть, смотреть книги, телепередачи. Но я знаю, что я — человек, и поэтому умею управлять своими чувствами: могу сдержаться и не заплакать, могу не капризничать, могу не засмеяться, даже если очень смешно. Это трудно — управлять собой, но я учусь этому. Я понимаю, когда другие люди радуются или грустят. Мне об этом рассказывают их глаза, руки, речь. Мои глаза, руки и даже ноги тоже умеют рассказывать о моем настроении. Я учу их рассказывать без слов о том, что я думаю, что сделал или хочу сделать. Это очень интересно. Но все, что я чувствую, я могу рассказать словами, своим голосом. Это умеет делать только человек.

Мои мысли

Я — человек, и поэтому я умею думать и умею рассказывать о том, что я думаю. Я думаю о разном: о себе, о маме, папе, о своей кошке, о том, кто меня огорчил или обрадовал. Мысли бывают веселые и грустные. Мысли есть у каждого человека, значит, они бывают мои и чужие. Чужие мысли могут быть совсем не такими, как мои, но я не сержусь на человека, если он думает по-другому. Нужно уважать мысли другого человека, тогда и мои мысли люди будут уважать.

Я люблю познавать новое, поэтому смотрю телевизионные передачи, читаю книги, спрашиваю о том, что мне интересно. Мне нравится самому догадываться о том, чего я раньше не знал. Чтобы многое знать, нужно внимательно наблюдать, запоминать, повторять. Я люблю придумывать угадки, сказки, фантазировать, сочинять стихи.

Я учу себя думать, прежде чем что-то говорить вслух или делать. Я многого еще не знаю, но, если буду учиться, узнаю. Мне нравятся люди, которые много знают, делают открытия, создают то, чего не было раньше. Таких людей называют учеными, изобретателями, и я хочу быть на них похожим.

 

Стр. 109

Мои поступки

Поступки — это то, что я делаю по отношению к другим людям, животным. Поступки бывают плохие и хорошие. Когда я помогаю малышам, старшим, всем, кому это нужно; когда я радую близких мне людей, делаю то, что им приятно; когда говорю хорошие слова, преподношу подарки, не обижаю животных, забочусь о них; когда кормлю зимой птиц, наливаю кошке молока, учу собаку подавать лапу и т. п., — все это мои хорошие поступки. Но иногда я поступаю плохо: капризничаю, жадничаю, обижаю кого-то. Потом, думая о своем поступке, я стыжусь его и стараюсь исправиться. У меня не всегда это получается, но я обязательно научусь.

Мои умения

Я многое умею: разговаривать, петь, танцевать, бегать, прыгать, лепить, рисовать, мастерить, вышивать, играть на металлофоне...

Умею аккуратно есть, умываться, одеваться, убирать на место игрушки, помогать маме...

Я многому уже научился, но многого еще не умею. Например, я не умею собирать из конструктора машину, не умею хорошо мыть посуду и др. Но если я очень захочу, я могу всему научиться, ведь я — человек! Я хочу многому научиться, чтобы помогать другим, чтобы со мной было интересно моим друзьям, чтобы научить кого-то тому, что умею сам. Мне нравятся люди, которые все умеют. Я хочу быть таким. Таких людей называют умельцами, мастерами.

Моя семья, моя родословная

Я знаю свое имя, фамилию, домашний адрес, телефон, знаю, как зовут моих родителей, где они работают.

Мы — это моя семья: мама, папа, сестра и я. Это наша маленькая семья. Мы живем дружно и заботимся друг о друге. У нас есть и большая семья: бабушки и дедушки, тети и дяди. У меня две бабушки и два дедушки. Я им внук (внучка). Бабушки — это мамы моих родителей, дедушки — это папы моих родителей. Тетя — сестра мамы (папы), дядя — брат мамы (папы). Я им — племянник (племянница). Они живут в других домах и даже в других городах, но все равно это наши родные, родственники, это наш род. Иногда, в праздники, мы собираемся все вместе, бывает очень весело и хорошо. У нас в роду все хорошо поют, и я хорошо пою. Мне рассказывал дедушка, что его дедушка и его папа были очень хорошими людьми, их все любили за доброту. И я хочу быть похожим на моих родственников. Мы все в нашем роду немножко похожи друг на друга. Я похож на папу и бабушку, а моя сестра — на маму. У меня такие же глаза, как у бабушки в молодости. У нас есть большой семейный альбом. Иногда мы все вместе рассматриваем его и все вместе слушаем много интересных историй. Я люблю свою большую семью.

 

 

Стр. 110

Как мы живем в детском саду

Я хожу в детский сад. Я знаю, где он находится, как называется, как зовут моего воспитателя.

В детском саду у меня много друзей. Я знаю их имена и фамилии. Я люблю своих друзей, стараюсь радовать их, а они — меня. Я дружу с мальчиками и девочками. Мне интересно с моими друзьями; мы вместе играем, рассказываем друг другу истории, заботимся о наших животных. У нас есть правила, которые все должны выполнять: не обижать друг друга, уступать, помогать, вежливо разговаривать с детьми и взрослыми. Еще есть правила: «Каждой вещи — свое место», «Поломал — почини», «Насорил — убери» и другие. Мы сами составили для себя эти правила, чтобы каждому хорошо жилось в детском саду. Хорошо, когда у человека много друзей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.139.164 (0.015 с.)