Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика воспитания отношения детей к взрослымСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На основании научных исследований и достижений практики можно выделить ведущие методы ознакомления детей со взрослыми разного уровня приближенности. Первый и второй уровни. Так как для этих уровней характерна эмоциональная близость ребенка и взрослого, ведущим методом являются организация совместной деятельности/различных форм и различного содержания, а также индивидуальное общение взрослых с детьми. Это могут быть совместный труд (хозяйственно-бытовой, труд в природе, оформление помещения к празднику как в детском саду, так и дома, «мастерская по ремонту игрушек, книг»); совместная художественная деятельность (подготовка совместного концерта, подарков-сюрпризов, рисование единой картины — по методике Т. Г. Казаковой), праздники (дни рождения детей, родителей, воспитателя, спортивные и другие праздники); совместные и гр ы(«игротеки» — по методике Г. Н. Гришиной, сюжетно-ро-левые игры с участием взрослых, шуточные шарады, игры-драматизации, где часть ролей берут на себя взрослые). Индивидуальное общение происходит и в процессе совместной деятельности, и как самостоятельная форма, имеюшая собственную ценность. Это разговоры на интимные, «секретные» темы, сочинение сказок, чтение и др. В педагогическом процессе названные выше методы работы с детьми логично сочетаются и дополняются другими. Здесь имеются в виду следующие методы: дасоазы детей о своих близких (в форме воспоминаний о приятных минутах, загадок)цисдвание (мамы, папы, воспитателя); чтение детям художественных произведений о родителях («Трудный вечер» Н. Артюховой, «Посидим в тишине» Е. Благининой, нанайская сказка «Кукушка» и др.); этические беседы на разные темы, обогащающие и уточняющие представления детей об отношении к родителям и воспитателю («Кто как любит свою маму», «Как ты можешь помогать родителям», «Что может обрадовать твою воспитательницу» и др.); уп: ражнение ребенка в проявлении заботы и внимания, обучение способам их проявления.
Стр. 49 ^Когда воспитатель организует работу по воспитанию отношения к взрослым третьего уровня приближенности, ведущим становится метод организации наблюдений. Наблюдение может осуществляться в процессе экскурсий, в специально созданных ситуациях, когда дети знакомятся с деятельностью взрослых. Важно, чтобы дошкольники знали, что наблюдать. Эффективны и подключение ребенка к деятельности взрослых, этические беседы, чтение художественных произведений, рисование на темы наблюдений, игры, труд по аналогии с наблюдаемым и др_ [Рассмотренные выше связи «ребенок—взрослый» свидетельствуют о том, что не может быть единой методики формирования отношения детей к взрослым, находящимся на разных уровнях приближенности. Формирование у ребенка обобщенного образа взрослого человека зависит от той роли, которую этот человек играет в его жизни, но важной педагогической задачей является сделать так, чтобы взрослые люди были эмоционально близки ребенку, чтобы ребенок хотел им подражать, у них учиться Обобщенный образ многогранен. Ребенок может воспринимать взрослого с личностной и с деловой, деятельностной стороны. Такое разделение очень условно, и в реальной жизни невозможно изолировать одну сторону от другой. Тем не менее, когда, например, речь идет 6 маме, этот образ связан для ребенка с личностными характеристиками («хорошая, добрая, красивая»). Если же малыш наблюдает за работой дворника, то прежде всего он видит процесс труда, трудовые действия, а вот личностная сторона может и не раскрыться. И в первом, и во втором случае образ взрослого неполон. Для компенсации «недостающего» в первом случае нужно показать ребенку деловую сторону мамы, а во втором — дать личностную характеристику дворнику. Следовательно, как уже отмечалось выше, методика ознакомления детей со взрослым человеком, воспитания отношения к нему различна в зависимости от уровня приближенности. Определенное место в методике занимает работа по уточнению и формированию представлений ребенка о взрослом как таковом. Как о человеке, на которого и он, ребенок, похож, и от которого он пока еще существенно отличается. С этой целью в методику включается блок под названием «Кто такие взрослые люди».
Стр. 50 Назначение данного раздела методики — поддерживать и развивать у детей интерес к миру взрослых, знакомить с их разнообразной деятельностью, личностными качествами; вызывать у ребенка желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности взрослых Мир взрослых людей привлекает ребенка. Он, даже еще не осознавая этого, видит во взрослом человеке перспективу собственного развития, ищет свой идеал, выбирает для подражания из многообразия наблюдаемой деятельности вполне определенную и присущую конкретному человеку. Малыш подражает не всем и всему, а тем, кто ближе к его «подсознательному идеалу», который и служит своеобразной призмой восприятия окружающего. Например, группа детей наблюдает за работой водителя автобуса. Если взрослый не направляет их внимание, то каждый наблюдает как бы по собственной программе: один увидит, «как водитель крутит большой руль», другой — что «в автобусе много педалей и рычагов», а третий — что «дядя все время пел и нам улыбался». И в последующих играх, рисовании, рассказах об увиденном дети отразят то, что их больше всего поразило, оказалось личностно значимым. В силу того что ребенок-дошкольник еще мал, многие склонны думать, что он не в состоянии объективно оценивать взрослого человека, его поступки, действия. Более того, долгие годы педагоги считали целесообразным создавать для ребенка образ взрослого как идеальный, непогрешимый, не подлежащий критике. Ребенку внушалось, что все, что делает или говорит взрослый, единственно верное. Основанием для такой точки зрения являлось убеждение, что дошкольник, начиная познавать мир людей, должен иметь такой образец, на который он будет ориентироваться, определяя и вырабатывая свои моральные представления. И конечно, такой образец должен оцениваться однозначно-положительно. Иначе ребенку будет трудно, в силу малого социального опыта, усвоить и понять основы основ морали («что такое хорошо и что такое плохо»). В подобной позиции много разумного, однако изучение представлений детей об окружающем, о взрослых людях показывает, что дошкольники очень рано начинают дифференцировать свое отношение к людям. В младенческом возрасте малыш, конечно, еще не может объяснить свое отношение, но к одному взрослому он идет с радостью, а при появлении другого плачет. А в 4—5 лет уже появляются довольно ясные оценки: «Мне нравится этот человек, а этот не нравится». В 5—6 лет дети аргументируют свои оценки, и их суждения заслуживают самого внимательного анализа. Ребенок ценит во взрослых людях доброту, умение общаться с ним, отношение к животным, внешнее обаяние, красоту. Дети понимают, что не все взрослые одинаковы, что и они могут совершать отрицательные поступки и действия. При этом желание быть взрослым не пропадает, но образец для подражания становится конкретным, связанным с определенной личностью. Задача педагога — сделать для ребенка привлекательными лучшие черты взрослого человека; не закрывая глаза на недостатки, показать то, что делает человека Человеком, и вселить веру в то, что и он, ребенок, может стать таким же. И для ребенка это должен быть по возможности реальный, конкретный человек.
Стр. 51 Мир — не хлам для аукциона. Я — Андрей, а не имярек. Все прогрессы — реакционны, Если рушится человек. С. А. Коалова Эти строки Андрея Вознесенского как нельзя лучше выражают и главную идею, и основной методический путь. Содержание знаний о взрослом человеке, помогающее воспитывать отношение к нему, можно распределить на несколько блоков-разделов. Раздел «Кто такие взрослые люди» включает в себя три подраздела: «Дети и взрослые», «Зачем и как работают взрослые люди», «Как и зачем люди отдыхают Раскроем содержание и методику работы по первому подразделу «Дети и взрослые». Уже в младшей группе дети без особого труда выполняют задания типа «Разложи картинки». Например: «Сюда положи те картинки, на которых изображены дети, а сюда — картинки, на которых изображены взрослые люди». Или: «Покажи на этой картинке маму, папу и их сына. Почему ты думаешь, что правильно определил, — это сын, а это папа, это мама, а не папа?» И т. п. Такие вопросы и простые задания помогают обратить внимание детей на различия между людьми по полу и возрасту. Мы не сомневаемся в правильном решении заданий большинством младших дошкольников. Значительно труднее для ребенка объяснить свое решение, выразить в слове отличительные признаки и различия между людьми. Здесь требуются помощь воспитателя, его наводящие вопросы, обобщения. Конечно, в качестве главного отличительного признака будет выступать величина — дети маленькие, взрослые большие. Иногда дети отмечают вид одежды — «такие туфли», внешний вид — «у него борода» (поэтому это папа). Однако при этом далеко не всегда ребенок самостоятельно сделает обобщение, например, что туфли на высоком каблуке девочки не носят, что борода у мальчиков не растет и т. п. Такие обобщения требуют определенного уровня развития мышления и речи, но ситуативно-эмпирически задание выполняется верно. На это и следует опираться и постепенно усложнять задания. Дети среднего и особенно старшего дошкольного возраста замечают и более глубинные различия между взрослыми и детьми: взрослые больше знают, больше умеют. Уточнение и закрепление таких представлений происходит в процессе решения детьми логических задач типа «Поломался стул, кто лучше справится с его починкой — ребенок или взрослый? Почему ты так считаешь, объясни». Или: «Что делают для тебя взрослые люди?» «Расскажи о каком-нибудь взрослом человеке, который тебе нравится».
Стр. 52 Взрослые люди бывают мужчинами и женщинами. И это различие дети фиксируют без труда, но важно обратить их внимание на характерные черты, отличающие людей разного пола, на социальную роль, на род занятий, на уважительное отношение друг к другу. Наблюдения, рассказы воспитателя и творческие рассказы самих детей, решение логических задач помогут дошкольникам составить представление о «настоящем мужском (женском) поступке, поведении». Такая работа будет также способствовать формированию у детей «образа пола», с которым они себя идентифицируют, что очень важно для их половой ориентации. Важно, чтобы представления о различиях между детьми и взрослыми дополнялись у ребенка видением перспективы его собственного развития. Поэтому вслед за разговором, чем существенно отличаются взрослые от детей, следует сказать, что все взрослые когда-то были детьми и многого из того, что сейчас умеют и знают, они не знали и не умели. Но всему можно научиться, если очень захотеть. Не менее важно обратить внимание детей на сходство между взрослыми и детьми: взрослые, как и дети, могут огорчаться и радоваться, плакать и смеяться, болеть и выздоравливать. Можно предложить детям вспомнить случаи из их жизни, когда им приходилось видеть разное эмоциональное состояние взрослых — мамы, папы, бабушки, дедушки, посторонних взрослых, соотнести это состояние с собственным и сделать вывод о том, что мы все похожи потому, что мы люди. Логическим завершением работы по этому подразделу программы может быть сочинение с детьми сказок «Страна взрослых», «Страна детей», составление рассказов на тему «За что меня любят взрослые». Очень важно, чтобы дети сами сделали вывод о том, что мы друг другу нужны — взрослые нужны детям, а дети нужны взрослым. Такой моральный вывод будет способствовать сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком взрослых. Следует отметить, что все названные выше виды работы с детьми по данному подразделу проводятся в повседневной жизни индивидуально или с подгруппами детей и служат для накопления и уточнения представлений, формирования отношений, которые в последующем помогут понимать и более сложные знания, отношения, зависимости.
Стр. 53 Подраздел методики «Зачем и как работают взрослые люди» по своему содержанию и задачам несколько отличается от традиционной работы по ознакомлению детей с трудом взрослых. Прежде согласно программе и методическим рекомендациям детей знакомили с разными профессиями — промышленными, сельскохозяйственными, с некоторыми видами умственного труда. Рассказывали о содержании, процессе труда, его общественном значении и направленности. Дети знали (могли назвать) большое количество профессий, однако не могли объяснить, почему, сколько и каких профессий существует, зачем люди работают и что такое работа. Можно поставить другую задачу. Не так важно, сколько профессий называет ребенок, а гораздо важнее, чтобы он понял, что труд жизненно необходим, а профессии возникают в ответ на удовлетворение потребности людей в них. Так усиливается и нравственный аспект — трудиться, относиться к труду можно по-разному, и от этого зависят и результат труда, и отношение людей к конкретному человеку. Дети не всегда четко различают труд и игру. Например, на просьбу «Расскажи, как вы сегодня в детском саду трудились» ребенок начинает увлеченно рассказывать об играх, в которые играл со сверстниками. Поэтому прежде всего воспитатель должен убедиться, что дети правильно понимают, что такое работа, что значит трудиться. Затем можно провести фронтальное занятие в виде эвристической (побуждающей к поиску) беседы на тему «Как живется в стране бездельников?». Воспитатель вводит детей в воображаемую ситуацию и предлагает рассказать, что можно увидеть в стране бездельников. Дополнить беседу полезно рассматриванием картинок и последующей их группировкой. На одних картинках изображены результаты безделья, на других — результаты труда людей (груда немытой посуды и аккуратно разложенная в шкафу чистая посуда; перекошенный забор и ровный, выкрашенный краской и др.). Воспитатель предлагает детям самим сделать выводы, что хорошо и что плохо, обосновать высказанное мнение. На следующем занятии разговор можно продолжить, но главный акцент сделать уже на необходимости труда.
Стр. 54 В повседневной жизни внимание детей обращается на пользу, которую приносит труд всех сотрудников детского сада, родителей, знакомых. Проводить специальные занятия на эту тему нет необходимости. Достаточно отдельных замечаний, даже просто реплик по поводу чего-то сделанного взрослыми для других людей («Почему так красиво у нас в группе? Кто это сделал для нас? Какой вкусный суп сегодня приготовила для нас Антонина Петровна! Если бы не Лизин папа, мы не смогли бы сегодня играть с нашими любимыми игрушками — он нам их отремонтировал» и т. д.). Несколько бесед посвящается теме о происхождении профессии: когда и почему появились на Земле разные профессии; было ли такое время, когда профессий не было; какие профессии появились раньше всего; появляются ли новые профессии и почему; почему люди выбирают для себя ту или другую профессию; что нужно делать, если хочешь стать портным, машинистом, ученым, и др. Можно с подгруппой детей провести дидактическую игру «Где какая нужна профессия». Цель игры — формировать представления о соответствии профессии потребности в ней. Детям предлагаются карта Земли (глобус) и картинки с изображениями людей разных профессий. Дошкольники должны помочь людям на картинках выбрать такое место жительства на Земле, где их профессия была бы необходима. Профессии людей могут быть такими: хлопкороб, погонщик слонов, моряк, оленевод, змеелов, добытчик жемчуга, пограничник и др. Наряду с названными выше уникальными профессиями, требующими от ребенка определенных знаний, например о среде обитания животных («Почему погонщику слонов нельзя предложить поехать работать на Северный полюс?»), можно использовать картинки с универсальными профессиями — учителя, врача и др. У этой игры может быть и другой вариант. Так, воспитатель говорит: «Давайте помечтаем, будто мы с вами отправляемся в тайгу строить новый город. Людей каких профессий мы пригласим с собой?» Ребенок должен выбрать картинку и объяснить, для чего человек этой профессии будет нужен в новом городе.
Стр. 55 Аналогичным целям служит и сюжетно-ролевая игра на тему «Строим новый город». Она может быть длительной, с разнообразными ролями и мини-сюжетами: архитекторы в проектных бюро и архитектурных мастерских рисуют (проектируют) новый город и делают макеты домов, улиц, площадей; строители строят город по проектам архитекторов; озеленители выполняют свою работу; в городе функционируют школы, детские сады, библиотеки, магазины и др. Развитие сюжета зависит от фантазии и интереса к ней детей и воспитателя. Игра может проходить как в помещении детского сада, так и на участке. На определенное время она может стать смысловым центром воспитательно-образовательной работы, так как позволяет решать многие задачи воспитания и обучения дошкольников. При этом важно не потерять ведущую доминирующую идею — формирование у детей представлений о том, что труд важен, а та или иная профессия служит для удовлетворения потребностей в ней. Современные дошкольники, отвечая на вопросы о том, кем и какими они хотят быть, когда станут взрослыми, часто отвечают: «Хочу быть богатым, чтобы у меня было много денег». Хорошо или плохо, что так изменилась ориентация? Не будем судить, это реальная действительность. Наверное, важнее, чтобы ребенок приобретал правильные представления о способах воплощения мечты. Быть богатым — хорошо, но для этого нужно научиться не грабить, а зарабатывать деньги, принося пользу себе и людям. В сегодняшней ситуации такие представления у отдельных детей формируются трудно, так как вокруг много отрицательных примеров, а дети, как известно, не изолированы от социальной жизни. Задача педагога — поддержать мечту ребенка, связать его стремление с желанием трудиться; рассказать о богатых людях, которые помогают инвалидам, детям, вкладывают деньги в благоустройство города и т. п. Наряду с этим можно дать оценку отрицательному поведению некоторых богатых людей по отношению к окружающим. В работе с детьми по данному разделу важно обратить их внимание на качественную характеристику труда. Трудиться можно по-разному. Можно работать хорошо, добросовестно, творчески. Этот труд радует всех окружающих. О таких людях говорят: «Мастер своего дела, у него золотые руки, ему можно доверить серьезное дело, он не подведет, он всегда все делает хорошо». Если человек с детства привык любое дело выполнять добросовестно, то он будет слышать о себе такие слова и когда станет взрослым. Но порой люди работают плохо, лениво, и тогда бывает плохо всем. Например, строитель поленился, плохо сделал крышу в доме, пошел дождь, и вода залила потолок в квартире. Портной шил пальто, и ему «не захотелось» пришивать пуговицы.
Стр. 56 Конечно, не стоит специально выискивать результаты недобросовестного отношения взрослых к своему труду. К сожалению, жизнь и без того частенько подбрасывает такие примеры. Но если они непосредственно касаются ребенка, можно указать ему, например, что человек, который делал игрушку, не очень добросовестно отнесся к своей работе, поэтому она так быстро поломалась. Нельзя пропускать любую возможность и для того, чтобы подчеркнуть творческое, любовное отношение человека к своему труду («Посмотри на эту вазу и попробуй рассказать о человеке, который ее расписал. Как ты думаешь, он хороший художник, он любит свою работу? Почему ты так думаешь?»). Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему, обращая внимание малыша на эстетическую сторону, на тщательность выполненного рисунка и др. В оценке трудовой, изобразительной и другой деятельности детей воспитатель прибегает к подобным оценкам: «Я вижу, что ты очень старался», «Сразу видно, что ты с любовью выполнял работу», «Я сейчас по вашим работам постараюсь угадать, у кого какое было настроение». Вслушиваясь в эти оценки, ребенок привыкает видеть за предметом человека, изготовившего его, учится смотреть на себя как на взрослого и привыкает к объективности оценки деятельности человека независимо от его возраста. Обратимся к третьему подразделу — «Как и зачем люди отдыхают». Данный подраздел впервые включен в содержание работы с детьми. Ни в одной из прежних и новых программ этого аспекта нет. А между тем формировать у детей представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают, — значит учить их ценить свободное время, заполнять его разумными и интересными занятиями, видеть красоту жизни, понимать огромное значение отдыха для здоровья и жизнедеятельности человека. В работе по этому подразделу можно выделить несколько направлений: знакомство дошкольников с самим понятием «отдых», формирование представления о необходимости отдыха, ознакомление с возможным содержанием активного отдыха; обучение способам организации самостоятельной деятельности.
Стр. 57 Прежде всего важно дать детям возможность на себе почувствовать значение отдыха. На прогулках, на занятиях физической культурой, на музыкальных занятиях воспитатель предлагает дошкольникам побольше двигаться — прыгать, бегать, танцевать и т. д. — и делать это до тех пор, пока они сами не скажут, что устали и хотят посидеть. Он использует этот момент, чтобы обсудить с детьми, что же произошло — ведь они так любят бегать, прыгать, резвиться. («Почему вы сидите? Прыгайте, бегайте. Вы хотите отдохнуть? Правильно, человек обязательно должен отдыхать, так устроен наш организм. Когда человек отдыхает, он восстанавливает силы. Люди — и взрослые, и дети — отдыхают несколько раз в день и обязательно спят ночью. Отдыхом также может служить смена деятельности: чередование подвижности и покоя».) Далее детям предлагают несколько картинок, на которых изображена разная деятельность человека (чтение книги, рисование, уход за цветами и др.). Воспитатель просит разложить картинки по принципу смены деятельности: если человек читает, какой отдых ему нужен? А если он рисует, что ему нужно делать, чтобы отдохнуть? Можно предложить детям логическую задачу типа «Исправь ошибку»: воспитатель выкладывает картинки и предлагает определить их правильную последовательность с точки зрения возможной усталости и отдыха человека. Полезно предлагать ребенку понаблюдать за людьми: дома (за близкими), во время прогулки, в транспорте; спросить, кто выглядит усталым, чем он отличается от других людей, как ему можно помочь отдохнуть. Следует формировать у детей представления о том, что отдыхают люди по-разному, что отдых бывает коротким и длительным (отпуск). Если есть возможность, полезно пригласить в детский сад кого-то из родителей, чтобы он рассказал, как вместе с ребенком отдыхал, куда ездил, что видел (может быть, даже посмотреть видеофильм). Правда, воспитатель должен проявить такт по отношению к остальным детям и сказать, что отдых может быть очень интересным и разнообразным, даже если человек никуда не уезжает.
Стр. 58 «Зачем человеку свободное время?» — беседу на такую тему полезно организовать с целью обобщения наблюдений, сделанных детьми, или же с целью ввести их в содержание данного подраздела. Не только дети, но и взрослые часто не знают, чем себя занять в свободное время, как сделать интересным общение в семье, как весело провести день рождения кого-то из ее членов и др. Воспитатель помогает родителям, обучая их играм, изготовлению поделок, составляя с ними сценарии семейных праздников или давая советы, как провести выходной день. Данная работа может осуществляться параллельно с обучением тому же (чему-то подобному) детей. Затем дети и взрослые станут обучать друг друга, и их общение будет взаимно полезным. Большое положительное значение имеют совместные со взрослыми спортивные праздники, развлечения, игры, викторины — все то, что можно назвать активными формами отдыха. Необходимо подчеркнуть, что отдыхом могут быть и занятия спортом или каким-то другим делом. Хорошо, когда у человека есть свое любимое занятие — рисование, вышивание, игра в шахматы и др. — занимаясь им, человек отдыхает. Люди в разных странах имеют свои традиции и обычаи в проведении отдыха. Можно познакомить детей с некоторыми из таких традиций и обычаев. Например, в Латинской Америке, в Италии (в Венеции) устраивается веселый нарядный карнавал, в Татарии — праздник «Сабантуй», в Якутии — соревнования на оленях и т. д. В разных странах по-разному отмечают Рождество и встречают Новый год. Важным аспектом работы является ознакомление детей с Декларацией прав человека, в которой записано право на отдых. Поймут ли дети целесообразность такого права, зависит от того, насколько конкретна и понятна была для них вся работа по данному подразделу. Своеобразным итогом может стать и выставка работ на тему отдыха детей и взрослых, запись рассказов дошкольников. Описанное выше учебное содержание реализуется в повседневной жизни, а также на индивидуальных и фронтальных занятиях.
Стр. 59 В настоящем пособии на основе понимания роли взрослого в процессе социализации личности ребенка и на потребности дошкольников в подражании взрослым выделен специальный раздел — «Человек-творец». Задача педагогической работы по данному разделу — показать детям эту замечательную черту взрослого человека и значение ее в развитии социального мира, а тем самым внести дополнительные краски в привлекающую ребенка перспективу стать взрослым. Отличительная черта человека — творческое начало, способность мыслить, создавать новое, преобразовывать мир. Каждый человек в какой-то ситуации обязательно проявляет себя как творческая личность. Дело лишь в том, что у одного акт творчества — единичный случай, а у другого это — категория постоянная. Важно, чтобы с первых лет жизни ребенок не только не утрачивал данную ему особенность, а развивался как личность творческая, умелая, мыслящая. Начинать работу целесообразно с обогащения социального опыта детей практикой их собственных творческих проявлений, воображения, фантазии. Такой методический ход позволяет идти от близкого, понятного ребенку к более отдаленному, от него самого — к взрослому. Развитие воображения можно осуществлять в разных видах деятельности — игре, труде, художественной деятельности, а также в процессе целенаправленного обучения через индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы работы. Это могут быть задания типа «Продолжи рисунок», «Придумай новое название известной картине», «Вообрази, что ты...» при знакомстве детей с этическими проблемами, например морального характера и др. Очень полезны задания на «разбивание» сложившихся стереотипов, привычных решений. Так, отгадывая загадку «Зимой и летом одним цветом», дети без труда находят ответ — ель. И это, конечно, правильно. Но далее ребенку было бы полезно подумать о других вариантах разгадки. Воспитатель спрашивает: «Разве меняется цвет предметов в зависимости от времени года?» Дети с удивлением отмечают, что у привычной загадки может быть совсем непривычная отгадка.
Стр. 60 Работа по воспитанию в ребенке творческой личности сочетается с ознакомлением детей с видами проявления творчества взрослых людей. Можно выбрать разные стороны жизни взрослого человека, где он проявляет себя как творческая личность: литературу, искусство, науку, изобретательскую деятельность. Главная цель, определяющая направление методики, — пополнять представления детей о богатейших возможностях для проявления себя как творческой личности, привлекать их внимание к огромному значению творческого начала в личности человека, воспитывать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности. Показать творческое начало в личности взрослого человека можно при ознакомлении детей с предметами рукотворного мира, при изучении темы «Предметный мир и его роль в социализации личности ребенка». В особый содержательный блок можно выделить информацию о том, как человек создал технику. Детей привлекают бытовые приборы, которые они видят, например, дома: телевизор, видеомагнитофон, компьютер. Многие дошкольники легко управляют такими приборами. Опираясь на этот интерес, можно познакомить детей с изобретателями и их изобретениями, показать значение этого вида деятельности человека не только для кого-то конкретно, но и для человечества в целом. Таким образом, на первом этапе ознакомления детей с человеком как с творцом необходимо активизировать их внимание на результатах изобретательской деятельности, создать условия для развития детского творчества На этом этапе ведущими методами являются эвристические познавательные беседы, наблюдения, экспериментирование и опыты. Содержанием наблюдений может быть наблюдение за транспортными средствами, за работой механизмов, например, по уборке помещения, снега на улице и др. Предметом наблюдений может быть работа бытовой техники в домашних условиях и в дошкольном учреждении: стиральной машины, кофемолки, кофеварки, миксера, мясорубки и др. Наблюдения проводят в быту, а также на специальных экскурсиях. Рассматривание предмета должно сопровождаться репликами воспитателя, родителей, выражающими восхищение «умными» машинами. В последующей беседе воспитатель уточняет, что дети поняли, запомнили; побуждает их задавать вопросы и предлагает самим попробовать использовать технику. Например, ребенок может вместе со взрослым перемолоть (нажать кнопку) кофе в кофемолке, почистить пылесосом ковер, поставить в микроволновую печь молоко и посмотреть, как оно подогревается, и т. д. Цель такого рода дел — вызвать интерес к технике и не боязнь ее.
Стр. 61 Уже на этом этапе важно обращать внимание детей на принцип работы прибора. Так, посмотрев (послушав), как работает кофемолка, и увидев результат — мелко перемолотый кофе, воспитатель или родители предлагают ребенку подумать и рассмотреть, с помощью чего достигается результат. Конечно, взрослые должны помнить о правилах безопасности и предупреждать о них детей. Чтобы проверить, поняли ли дети принцип работы кофемолки, можно предложить им для решения такую проблему: нужна сахарная пудра, чтобы посыпать пирог. Где взять сахарную пудру, можно ли ее сделать самим? Из чего и с помощью чего? Если дети предложат использовать кофемолку, можно уточнить, как она выполнит такую задачу. Аргументы ребенка и будут свидетельством понимания им принципа работы данного бытового прибора. По аналогии с этим примером можно рассмотреть с дошкольниками и другие принципы, заложенные в основу этого технического устройства, или найти тот же принцип в других приборах. Описанная выше работа организуется в форме опытов и экспериментирования в дошкольном учреждении или дома у каждого ребенка по просьбе воспитателя. Таким образом, результатом первого этапа ознакомления с техникой и с понятием «человек-изобретатель» должно быть появление у ребенка устойчивого познавательного интереса к технике, к устройству технических приборов, желание пользоваться ими самому. На втором этапе работы воспитатель, опираясь на полученные результаты, начинает разговор о тех, кто создал такую «умную» технику, и о том, когда техника появилась на Земле. Для настоящего этапа можно выделить два взаимосвязанных направления: формирование представлений о том, как, в связи с чем появилась у людей потребность в технике; ознакомление с конкретными личностями — изобретателями, учеными. Воспитатель подчеркивает величие человеческой мысли и значение ее для людей планеты. Подбирая конкретный материал об ученых, изобретателях, старается рассказать детям о великих людях не только России, но и других стран мира. Поскольку мы стремимся формировать у ребенка всесторонние представления о человеке, важно не только рассказать об изобретателе как ученом, но и раскрыть его «человеческие», личностные черты, такие, например, как преданность, самоотверженность, готовность пожертвовать собой ради жизни изобретения, доброта, веселый нрав и др.
Стр. 62 Конкретное содержание для такой работы воспитатель может почерпнуть из программы «Я — Человек» (см. приложения), из детских энциклопедий и познавательной художественной литературы для дошкольников и младших школьников, но с соответствующей адаптацией на дошкольный возраст. Основные методы на втором этапе — рассказ взрослого, эвристическая беседа, рассматривание иллюстраций к книгам, макетов, составление творческих рассказов и др. Главный акцент делается на методах, повышающих познавательную активность. На третьем этапе работы воспитатель снова пытается вызвать у детей желание самим стать изобретателями. Но это происходит уже на более высоком уровне, на который дети поднялись в результате ознакомления с образом человека-творца. Дошкольники вместе с воспитателем могут строить мост Кулибина, вертолет Леонардо да Винчи и др. Результатом третьего этапа должны стать новые знания и представления ребенка о творческом начале в личности человека и желание самому «преобразовывать мир». Это направление можно реализовывать и на другом содержании, например при ознакомлении с представителями творческих художественных профессий, с материалами (см. приложение), созданными человеком, а также в процессе решения задач экологического воспитания. Главное, чтобы вследствие такой работы произошли изменения в когнитивной, эмоциональной, поведенческой сферах личности ребенка.
Стр. 63
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.36.106 (0.019 с.) |