Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация занятий по развитию речи детей раннего возраста

Поиск

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 1

Организация занятий по развитию речи детей раннего возраста. 2

Методические основы проведения логопедических занятий по развитию речи детей раннего возраста. 7

Логопедические занятия подготовительного этапа. 8

Обследование слухового внимания. 10

Обследование зрительного внимания. 13

Логопедические занятия основного цикла. 16

I этап занятий основного цикла. 27

II этап занятий основного цикла. 48

III этап занятий основного цикла. 82

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Углубленная разработка основного содержания и методов раннего стимулирующего воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей является одним из стратегических направлений развития современной детской логопедии. Именно с ним связаны ближайшие перспективы совершенствования существующей системы помощи детям с отклонениями в развитии речи.

В помощь логопедам-практикам, воспитателям ясельных групп и родителям в лаборатории логопедии Института коррекционной педагогики РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора Г. В. Чиркиной была разработана специальная методика стимулирующего логопедического воздействия на ребенка, который вот-вот заговорит или уже произнес несколько своих первых слов. Эти занятия могут быть адресованы и детям, которые несколько отстали в своем речевом развитии от сверстников, уже умеющих общаться с помощью коротких фраз.

Развитие мышления и речи ребенка раннего возраста происходит по мере его ознакомления с окружающей действительностью. Однако малышу обычно очень трудно сосредоточиться на одном конкретном предмете, его признаках или на действиях, выполняемых с этим предметом. Часто ребенок не может сконцентрировать свое внимание на заданиях, которые ему предлагают выполнить родители или воспитатели, стремясь стимулировать его речевое развитие («Кто это? Что это? Как говорит кошечка? Как зовут эту куклу?»). Ребенок отвлекается и, кажется, совсем не хочет общаться со взрослыми с помощью слов. Иногда он может позвать какого-нибудь человека, назвать коротким, облегченным словом хорошо знакомую игрушку, но упорно отказывается повторить сказанное еще раз или выучить новое слово.

Работая над развитием речи детей раннего возраста, специалисты воздействуют на формирующуюся речевую функцию в ее сензитивном периоде. Хорошо известно, что именно ранние этапы усвоения малышами родного языка имеют значительные индивидуальные расхождения, которые проявляются в разных темпах накопления ими первых слов, времени появления первых фраз и перехода к развернутой самостоятельной речи. Формирование начальных этапов речевого развития находится в тесной зависимости от пола детей (как правило, девочки начинают говорить несколько раньше мальчиков), особенностей социального окружения малышей, условий медицинского обслуживания и педагогического сопровождения детей раннего возраста по месту жительства.

Стремясь максимально приблизить содержание занятий к естественному процессу усвоения детьми родного языка, I и II этапы основного цикла проходили апробацию в яслях-саде ГОУ № 2353 ЦАО Москвы (зав. О. В. Алексеева, воспитатели Г. Н. Мамедоразова, Е. В. Пузикова) на детях в возрасте от 1 года 6 мес. до 2 лет. Одновременно апробировались все материалы (подготовительный этап и три этапа логопедических занятий основного цикла) в экспериментальной диагностической группе для детей ясельного возраста при ГОУ компенсирующего вида № 1210 ЮЗАО Москвы (зав. Л. И. Гудскова, логопед Н. А. Земская) и № 815 ЗАО (зав. Р. И. Тюркина, логопед М. Е. Селиванова).

 

Методические основы проведения логопедических занятий по развитию речи детей раннего возраста

 

Методика формирования начального детского лексикона предназначена для работы с детьми:

• с задержкой речевого развития в возрасте старше 2—2,5 лет, получающих логопедическую помощь в дошкольном учреждении (компенсирующего вида) или в центрах раннего развития;

• с нормальным речевым развитием в возрасте старше 1,5 лет, занимающихся с логопедом дома или в центре раннего развития.

Логопедическая работа с детьми включает следующие направления:

1. Развитие импрессивной речи, формирование предпосылок речевого мышления:

• развитие слухового внимания к неречевым и речевым стимулам, формирование у детей умения соотносить звуки с определенными объектами живой природы или предметами окружающей действительности;

• развитие зрительного внимания, навыков направленного наблюдения за называемыми предметами и выполнения действий по подражанию, тренировка памяти (зрительной, слуховой, тактильной);

• активизация жестовых средств общения, обучение детей основным конвенциональным жестам («первые жесты»);

• ознакомление детей с названиями предметов окружающей действительности, названиями основных действий и слов, указывающих на изменение положения предмета в пространстве;

• обучение детей выполнению речевых инструкций с наглядной опорой (указательный жест, демонстрация действия и т. п.) и без наглядной опоры.

2. Развитие активной речи и формирование речевых коммуникативных навыков:

• активизация речевых вокализаций, сопровождаемых жестово-мимическими средствами общения;

• поэтапное обучение детей построению простого предложения (слово-предложение, предложение из аморфных слов, слов-корней, двусоставное предложение);

• стимулирование инициативной речи ребенка в специально организованной ситуации общения.

3. Профилактика нарушений фонематического слуха, слоговой структуры слова и звукопроизношения:

• стимулирующее воздействие на формирование моторных функций артикуляционного аппарата;

• развитие длительного физиологического выдоха, правильного речевого дыхания;

• активизация звукоподражания у детей и воспроизведения по образцу 2—3-сложных слов и коротких фраз.

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 1

Организация занятий по развитию речи детей раннего возраста. 2

Методические основы проведения логопедических занятий по развитию речи детей раннего возраста. 7

Логопедические занятия подготовительного этапа. 8

Обследование слухового внимания. 10

Обследование зрительного внимания. 13

Логопедические занятия основного цикла. 16

I этап занятий основного цикла. 27

II этап занятий основного цикла. 48

III этап занятий основного цикла. 82

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Углубленная разработка основного содержания и методов раннего стимулирующего воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей является одним из стратегических направлений развития современной детской логопедии. Именно с ним связаны ближайшие перспективы совершенствования существующей системы помощи детям с отклонениями в развитии речи.

В помощь логопедам-практикам, воспитателям ясельных групп и родителям в лаборатории логопедии Института коррекционной педагогики РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора Г. В. Чиркиной была разработана специальная методика стимулирующего логопедического воздействия на ребенка, который вот-вот заговорит или уже произнес несколько своих первых слов. Эти занятия могут быть адресованы и детям, которые несколько отстали в своем речевом развитии от сверстников, уже умеющих общаться с помощью коротких фраз.

Развитие мышления и речи ребенка раннего возраста происходит по мере его ознакомления с окружающей действительностью. Однако малышу обычно очень трудно сосредоточиться на одном конкретном предмете, его признаках или на действиях, выполняемых с этим предметом. Часто ребенок не может сконцентрировать свое внимание на заданиях, которые ему предлагают выполнить родители или воспитатели, стремясь стимулировать его речевое развитие («Кто это? Что это? Как говорит кошечка? Как зовут эту куклу?»). Ребенок отвлекается и, кажется, совсем не хочет общаться со взрослыми с помощью слов. Иногда он может позвать какого-нибудь человека, назвать коротким, облегченным словом хорошо знакомую игрушку, но упорно отказывается повторить сказанное еще раз или выучить новое слово.

Работая над развитием речи детей раннего возраста, специалисты воздействуют на формирующуюся речевую функцию в ее сензитивном периоде. Хорошо известно, что именно ранние этапы усвоения малышами родного языка имеют значительные индивидуальные расхождения, которые проявляются в разных темпах накопления ими первых слов, времени появления первых фраз и перехода к развернутой самостоятельной речи. Формирование начальных этапов речевого развития находится в тесной зависимости от пола детей (как правило, девочки начинают говорить несколько раньше мальчиков), особенностей социального окружения малышей, условий медицинского обслуживания и педагогического сопровождения детей раннего возраста по месту жительства.

Стремясь максимально приблизить содержание занятий к естественному процессу усвоения детьми родного языка, I и II этапы основного цикла проходили апробацию в яслях-саде ГОУ № 2353 ЦАО Москвы (зав. О. В. Алексеева, воспитатели Г. Н. Мамедоразова, Е. В. Пузикова) на детях в возрасте от 1 года 6 мес. до 2 лет. Одновременно апробировались все материалы (подготовительный этап и три этапа логопедических занятий основного цикла) в экспериментальной диагностической группе для детей ясельного возраста при ГОУ компенсирующего вида № 1210 ЮЗАО Москвы (зав. Л. И. Гудскова, логопед Н. А. Земская) и № 815 ЗАО (зав. Р. И. Тюркина, логопед М. Е. Селиванова).

 

Организация занятий по развитию речи детей раннего возраста

 

Все занятия по развитию речи ребенка разделены на несколько этапов: подготовительный этап (8 индивидуальных занятий) и три этапа логопедических занятий основного цикла (I этап: 18 занятий, из них 3 итоговых, которые проводятся для всей группы, все остальные занятия — подгрупповые; II этап — 24 занятия, из них 4 итоговых; III этап — 18 занятий, из них 3 итоговых).

Занятия с маленьким ребенком следует проводить регулярно, не менее двух раз в неделю. В конце каждого этапа основного цикла (после пяти занятий) — итоговое занятие, на котором следует кратко повторить пройденный материал.

Проведению основного цикла занятий предшествует подготовительный этап, продолжительность которого варьируется в зависимости от возраста ребенка, его готовности к взаимодействию со взрослым, навыков звукоподражания, копирования жестов, общей двигательной подвижности и моторной ловкости. К концу данного этапа ребенок должен овладеть определенными знаниями, умениями, навыками.

Все занятия подготовительного этапа ориентированы на одного ребенка с целью определить индивидуальный уровень развития слухового и зрительного внимания малыша.

Если ребенок достаточно хорошо развит для своего возраста, то, как правило, подготовительный этап значительно сокращается, некоторые игровые задания уже знакомы малышу и не требуют дополнительного закрепления. В этом случае главным становится знакомство ребенка с новым взрослым, привыкание к нему и организация игрового взаимодействия.

К любым трудностям, с которыми вы столкнетесь на подготовительном этапе, нужно отнестись внимательно: определить, в чем именно они состоят, от кого зависит их преодоление — от вас или от ребенка, с которым вы занимаетесь.

В сложных случаях необходима консультация детского психолога, а также врачей в поликлинике по месту жительства (педиатра, невропатолога, окулиста, оториноларинголога, сурдолога), потому что некоторые соматические или неврологические заболевания могут вызывать серьезные отклонения в развитии, которые влияют на становление не только речи, но и других психических функций. Так, перенесенный отит может вызвать минимальное снижение слуха, которое негативно повлияет на нормальное развитие речи в раннем возрасте.

Занятия основного цикла проводятся сразу с несколькими детьми раннего возраста. В мини-группу (3 ребенка) обязательно включается ребенок, уже начавший говорить и хорошо понимающий обращенную к нему речь. Если занятия проводятся дома, к ним привлекаются старшие дети, а если ребенок в семье единственный, то можно задействовать его родителей. В начале основного цикла занятия могут быть и очень короткими — 5—7 минут. Помните, что важна не столько длительность занятия, сколько его результативность. Самое главное — добиться поставленной цели. И все-таки надо стремиться к тому, чтобы в конце цикла ребенок мог заниматься 30 минут. Для этого на одном занятии последовательно используется несколько разных игр, чтобы он в течение этого получаса менял свое местоположение, переходил от подвижных игр к занятиям за столом, играл с разными игрушками.

Содержание основного цикла предусматривает три этапа занятий, которые при их проведении в дошкольных образовательных учреждениях целесообразно распределить по месяцам следующим образом:

• I этап (октябрь — ноябрь) — 18 занятий (из них 3 итоговых);

• II этап (декабрь — февраль) — 24 занятия (из них 4 итоговых);

• III этап (март — апрель) — 18 занятий (из них 3 итоговых).

В сентябре проводятся обследование речевого развития каждого ребенка и индивидуальные занятия для определения уровня его слухового и зрительного внимания. В конце учебного года (в мае) зарезервировано время для тех занятий, которые не были проведены по причине отсутствия большинства детей в группе (по болезни), а также по другим организационным причинам.

Итоговые занятия (таких 10 в основном цикле) следует проводить со всеми детьми в группе. Они служат для осуществления предварительной оценки результатов развития речи каждого ребенка на протяжении всего основного цикла. При разработке содержания занятий учитывались наиболее значимые педагогические направления, на которые следует обращать внимание при работе с детьми раннего возраста. Конечно, предложенные критерии (их четыре) не могут быть одинаково сформулированы для каждого из трех этапов занятий основного цикла. Это определяется прежде всего тем, что за 60 занятий происходит качественный скачок в развитии детской речи, переход от первых слов к фразовой речи. Однако описание каждого из критериев осуществлялось по принципу единообразия с учетом динамики видоизменений в речевой продукции детей. Например, используемые на итоговых занятиях I этапа показатели:

• уровень слухового и зрительного внимания;

• уровень общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками;

• наличие жестово-мимических средств коммуникации;

• самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий,

для итоговых занятий III этапа были сформулированы следующим образом:

• уровень слухового и зрительного внимания;

• динамика формирования произносительных навыков (произвольные артикуляционные движения);

• использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении;

• самостоятельная речевая продукция (инициативные высказывания ребенка), сопровождающая выполнение действий.

Индивидуальный ход речевого развития каждого ребенка можно проследить с помощью предложенных критериев. Более того, педагогические наблюдения позволят выявить в группе тех детей, которые по ряду причин отставали от всей группы, и направить их на более тщательное медицинское и психологическое обследование.

Далее в обобщенном виде приводятся основные показатели и критерии их оценки для каждого ребенка в группе детей раннего возраста (эти же показатели включены в каждое итоговое занятие основного цикла).

I этап

6-е занятие

12-е занятие

18-е занятие

 

1. Уровень слухового и зрительного внимания

низкий

низкий

низкий

 

средний

средний

средний

 

хороший

хороший

хороший

 

2. Уровень общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками

низкий

низкий

низкий

 

средний

средний

средний

 

хороший

хороший

хороший

 

3. Наличие жестово-мимических средств коммуникации

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

 

очень редкие проявления

очень редкие проявления

очень редкие проявления

 

используются

используются

используются

 

4. Самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

 

очень редкие проявления

очень редкие проявления

очень редкие проявления

 

используются

используются

используются

 

 

II этап

24-е занятие

30-е занятие

36-е занятие

42-е занятие

 

1. Уровень слухового и зрительного внимания

низкий

низкий

низкий

низкий

 

средний

средний

средний

средний

 

хороший

хороший

хороший

хороший

 

2. Уровень общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками

низкий

низкий

низкий

низкий

 

средний

средний

средний

средний

 

хороший

хороший

хороший

хороший

 

3. Использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении

очень редкие проявления

очень редкие проявления

очень редкие проявления

очень редкие проявления

 

иногда используются

иногда используются

иногда используются

иногда используются

 

используются часто

используются часто

используются часто

используются часто

 

4. Самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий

очень редкие проявления

очень редкие проявления

очень редкие проявления

очень редкие проявления

 

иногда используются

иногда используются

иногда используются

иногда используются

 

используются часто

используются часто

используются часто

используются часто

 

 

III этап

48-е занятие

54-е занятие

60-е занятие

 

1. Уровень слухового и зрительного внимания

низкий

низкий

низкий

 

средний

средний

средний

 

хороший

хороший

хороший

 

2. Динамика формирования произносительных навыков (произвольные артикуляционные движения)

низкая

низкая

низкая

 

средняя

средняя

средняя

 

хорошая

хорошая

хорошая

 

3. Использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении

очень редкие проявления

очень редкие проявления

очень редкие проявления

 

иногда используются

иногда используются

иногда используются

 

используются часто

используются часто

используются часто

 

4. Самостоятельная речевая продукция

(инициативные высказывания)

очень редкие проявления

очень редкие проявления

очень редкие проявления

 

иногда используются

иногда используются

иногда используются

 

используются часто

используются часто

используются часто

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.221 (0.011 с.)