Схема дидактического анализа занятия



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема дидактического анализа занятия



 

I. Общие сведения: дата, возрастная группа, вид занятия, оборудование

занятия.

II. Начало занятия: Подготовленность группы к занятию. Умение воспитателя мобилизовать внимание детей на занятие, предстоящую

работу.

III. Тема и основные цели занятия: образовательная, развивающая, воспитательные цели. Место данного занятия в общей системе занятий, по разделу программы, связь с предыдущим материалом.

IV. Организация занятия:

- тип занятия;

- структура занятия, последовательность элементов занятия, дозировка структурных частей во времени, соответствие построения занятия его содержанию и поставленной цели;

- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на занятии;

- плотность занятия, рациональное использование времени.

V. Содержание занятия:

- соответствие содержания учебного материала возрастным возможностям детей;

- воспитательная направленность занятия;

- соответствие содержания занятия требованиям программ;

- связь изучаемого материала с ранее пройденным; обучение применению получаемых знаний с жизнью, практикой;

- опора на опыт детей, развитие их самостоятельности и активности;

- качество и уровень усвоенных детьми знаний и умений.

VI. Методика проведения занятия:

- оборудование занятия, использование наглядности, дидактического материала на всех этапах занятия;

- соответствие методов и приемов образовательным, воспитательным и развивающим задачам занятия, их оптимальные сочетания;

- соответствие методов и приемов содержанию занятия, возрасту и уровню подготовки детей; эффективность применяемых методов и приемов по результатам работы детей;

- насколько четко была поставлена цель занятия перед детьми и обеспечена мотивация к деятельности;

- эффективность и объективность применяемых педагогом способов оценки деятельности детей на занятии; способов поддержания интереса детей к занятию;

- обеспечивалась ли своевременная смена деятельности детей на занятии, как это сказывалось на их работоспособности.

 

 

VII. Организация познавательной деятельности детей:

- роль, место и характер самостоятельной деятельности детей на занятии;

- роль и место наглядных средств в обеспечении самостоятельной познавательной деятельности детей;

- характер познавательных заданий, предлагаемых детям.

VIII. Психологические основы занятия:

- как обеспечивалось развитие и поддержание внимания, памяти, мышления, воображения на занятии;

- оптимальность ритмичности занятия: чередование материала разной степени трудности; разнообразие видов учебной деятельности;

- наличие психологических пауз и разрядки на занятии;

- эмоциональная атмосфера занятия.

IX. Выводы и предложения.

 

 

Вопросы для анализа родного языка

1. Соответствие программного содержания возрастным особенностям детей (новое, повторение, смешанное, есть ли усложнения, составные части занятия, длительность, организация занятия, методика обучения, соблюдение гигиенических условий, обеспечение занятий наглядными пособиями, их качество, расположение, были ли индивидуальные пособия).

2. Роль воспитателя на занятии Организация детей, активизация. Обучение в процессе занятия, сообщение детям знаний. Осуществление воспитательных задач.

3. Работа с коллективом и отдельными детьми. Учет индивидуальных особенностей.

4. Учебная деятельность детей. Внимание к объяснению воспитателя, понимание задания и его выполнение.

5. Сосредоточение устойчивого внимания, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, слушать товарища, речь детей.

6. Факты утомляемости: невнимание, рассеянность, отвлекаемость, поведение детей.

7. Результаты занятия.

8. Итог занятия.

 

Вопросы для анализа экскурсии

 

1. Условия проведения экскурсии.

2. Выбор объектов и явлений природы для наблюдения.

3. Установление связи между объектами и явлениями живой и неживой природы.

4. Соответствовало ли программное содержание занятия требованиям данной возрастной группе и как оно было реализовано в ходе занятия.

5. Последовательность структурных частей занятия.

6. Организация детей.

7. Оборудование экскурсии.

8. Приемы воспитателя, направляющие наблюдательность детей, способствующие развитию любознательности, положительному отношению к природе.

9. Характер вопросов к детям.

10. Для чего использовались игровые упражнения, нужны ли они на данном занятии?

 

Вопросы для анализа экскурсии

(по ознакомлению с окружающим)

1. Отвечает ли объем знаний об окружающей жизни, объем речевых навыков детей требованиям программ данной группы: не был слишком сложным или наоборот легким материал, что было знакомым, а что было новым.

2. Насколько правильно и последовательно сформированы задачи словарной работы, соответствует возрасту, конкретность, доступность.

3. В чем заключается воспитательная ценность программного материала.

4. Насколько обосновано, с точки зрения детской психологии, построение занятия (трудность материала в 1-ой части).

5. В чем заключалась подготовка детей, воспитателя к занятию, соответствие требованиям.

6. Структура занятия, длительность каждого этапа.

7. Было ли содержание занятия интересно детям? Почему?

8. Какие методические приемы используются на занятии?

9. Какие приемы словарной работы используются в ходе экскурсии?

10. Какие приемы работы воспитателя направлены на развитие мыслительной активности детей (вопросы, их характеристика, обследовательские действия, опыт, проблемные ситуации, словарно-логические упражнения).

11. Насколько сформирован словарный запас детей (количественный, качественный показатели).

12. Дайте оценку речевым умениям детей.

13. Осуществляется ли воспитателем работа по исправлению речевых ошибок детей. Приведите примеры.

14. Дайте оценку речи воспитателя.

15. Как реализованы программные задачи экскурсии.

 

 

Рисование

 

1. Навык держание карандаша и кисти.

2. Навык положения руки при рисовании вертикальных и горизонтальных линий.

3. Навык держания кисти при рисовании широких и тонких линий.

4. Умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.

5. Умение изменять направление под углом, переход от движения по прямой и движению по окружности.

6. Навык произвольной регуляции силы нажима.

 

Аппликация

1. Навыки держания ножниц.

2. Навык положения руки с ножницами при резании по прямой.

3. При резании округлых линий (плавность движения).

4. Волнистых линий.

5. Навык силуэтного вырезывания (направление движений), осознанность вырезывания.

6. Координация рук при вырезывании.

 

Изодеятельность

Дата наблюдения занятия, цель проверки овладения навыков рисования, овладения сюжета.

Каков уровень рисования отдельных предметов по группам.

Рисование отдельных предметов сюжетных и декоративных по группам (со средней группы вводится сюжетное и декоративное рисование).

 

 

Вопросы для анализа занятия по математике

 

1. Соответствие программного материала возрастным особенностям детей и этапу обучения.

2. Из каких разделов программы взят материал на занятии, из скольких частей.

3. Методы и приемы.

4. Умственная активность детей.

5. Длительность

6. Речь воспитателя.

7. Дидактический материал.

8. Недочеты, ошибки.

 

 

Вопросы для анализа занятия по математике

(для учащихся 4 курса)

 

1. Оборудование педагогического процесса, организация педагогического процесса.

2. Какими приемами была вызвана организованная активизация и внимание детей.

3. Приемы обучения и их разнообразие.

4. Как воспитатель вела индивидуальную организацию с детьми.

5. Активизация детей, тон воспитателя, как воспитатель закончил занятие, длительность занятия.

6. Выполнен ли программный материал.

7. Соблюдены ли требования.

8. Соотносят ли дети последние числительные ко всей группе перечисленных предметов.

9. Спрашивает ли воспитатель детей после действия их с дидактическим материалом.

 

 

Анализ плана-конспекта утренней гимнастики

 

Обратить внимание на:

1. Правильность оформления записей (дата, время, место проведения, количество детей, одежда и обувь детей, физкультурный инвентарь).

2. Соответствие упражнений решению оздоровительных задач, возрасту детей, состоянию их здоровья, физическому развитию и физической подготовленности, а также условиям занятий; последовательность проведения упражнений.

3. Правильность избранной методики; дозировка, темп физических упражнений; объяснения, указания, команды, распоряжения к каждому повторению упражнения; способы организации детей.

4. Описание физических упражнений.

5. Оформление плана-конспекта.

 

Анализ утренней гимнастики

Необходимо учесть следующие основные моменты:

1. Сведения о группе (количество детей, их возраст, состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности).

2. Условия проведения (групповая комната, физкультурный зал, площадка).

3. Подготовленность воспитателя: наличие плана-конспекта, правильность и тщательность его разработки.

4. Подготовку места и физкультурного инвентаря.

5. Подготовку детей (переодевание и т.д.), их одежду и обувь.

6. Организацию утренней гимнастики; своевременное начало и конец; способы организации детей для выполнения физических упражнений; рациональное использование площадки (помещения); раздача и сбор инвентаря.

7. Соответствие упражнений, их сочетаний, последовательность выполнения, методики проведения их главному назначению – решению оздоровительных задач, возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности; продолжительность утренней гимнастики в целом и каждого упражнения; дозировку и темп выполнения упражнений; приемы регулирования дыхания; оценку общей и двигательной (моторной) плотности утренней гимнастики.

8. Решение образовательных задач; качество выполнения упражнений; приемы предупреждения и исправления ошибок.

9. Использование музыкального сопровождения.

10. Самочувствие, поведение и настроение детей.

11. Уровень педагогического мастерства воспитателя: качество показа упражнений, объяснения, команды, указания, распоряжения, умение видеть всех детей, осуществлять контроль за их самочувствием, поведением и настроением, владение голосом, культуру речи, тон, обращение с детьми, характер ведения утренней гимнастики (уверенно, неуверенно); настроение педагога.

 

Примерная схема анализа режимных моментов

1. Режимный процесс (прием детей, сон, подъем после сна, питание, умывание, раздевание, закаливание, утренняя гимнастика и т. д.).

2. Условия для организации процесса (окружающая обстановка, единство требований и т. д.).

3. Методика проведения (использование показа, разъяснения, приучения, упражнения, игровых методов, дидактических игр, художественной литературы, контроля, требований, оценки, опоры на активность, учет индивидуальных особенностей и т. д.).

4. Приемы, создающие положительное отношение к режимным процессам, переход от одного к другому, соблюдение гигиенических требований и др.

5. Использование режимных процессов для решения воспитательных задач (воспитание активности и самостоятельности, взаимопомощи, культуры поведения, бережного отношения к вещам, ответственности и т.д.).

6. Отражение работы в документации воспитателя (планирование содержания и методов работы с группой и отдельными детьми, учет достижений детей, фиксация недостатков, работа с родителями, закрепление навыков самостоятельной деятельности).

 

План-схема наблюдений за педагогическим процессом

 

1. Правильность планирования.

2. Организация предметной среды.

3. Соответствие выполняемой работы календарному плану.

4. Эффективность выбора приемов и методов воспитания и обучения.

5. Уровень практических навыков детей.

6. Приемы и методы развития речевой и творческой активности детей, оценка речи воспитателя.

7. Уровень речевых навыков детей.

8. Приемы индивидуальной работы с детьми.

9. Уровень развития самостоятельности и творческой активности детей.

10. Длительность наблюдаемого процесса в целом и его частей.

11. Рациональность проведения данного вида деятельности в течение дня.

12. Приемы и методы нравственного воспитания.

13. Уровень сформированности нравственных качеств детей.

14. Формы и методы работы воспитателя с другими специалистами (музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию и др.).

15. Выполнение программы по разделу за определенный период времени.

 

 

Примерная схема анализа занятия

 

1. Общие сведения об учебном занятии: вид, время проведения, тема, цель, задачи.

2. Санитарно-гигиенические условия; подготовленность оборудования, необходимого для детей и воспитателя, его качество; психологическая подготовка детей к занятию, мотивирование учебной деятельности, создание эмоционального фона. Организация начала занятия. Приемы переключения внимания детей и его концентрации на учебной работе.

3. Тип и структура занятия, форма проведения, соответствие цели и задачам. Рациональное использование времени.

4. Содержание занятия, соответствие программе, уровню развития детей. Какие знания, умения и навыки формируются. Информационная насыщенность занятия. Полнота и последовательность ознакомления детей с материалом. Научный уровень материала, его изложение, связь с жизнью.

5. Оптимальность выбора методов и приемов работы на каждом этапе занятия. Насколько выбранные методы обеспечивают сознательность и прочность усвоения знания. Содействие познавательной самостоятельности и активному мышлению детей. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

6. Стимулирование познавательной деятельности детей. Приемы управления вниманием детей. Стимулирование положительного отношения к учебной деятельности. Методика содержательной оценки знаний, результатов продуктивной деятельности детей.

7. Воспитание детей в процессе занятия. Какие качества личности формируются. Какие приемы и средства воздействия используются, их эффективность. Меры, обеспечивающие высокую работоспособность детей.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.50.137 (0.032 с.)