Характеристика и анализ этапов, методов и результатов исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика и анализ этапов, методов и результатов исследования



Выявление уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

С целью подтверждения гипотезы, мы выстроили структуру экспериментальной работы и исследовали педагогические условия, при которых развитие творчествах способностей на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования в старшем дошкольном возрасте будет являться наиболее эффективными.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГУО «Белогурновский детский сад – начальная школа»

Для эксперимента были отобраны 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

При отборе детей, участвующих в эксперименте, использовались следующие критерии:

1. половая гетерогенность группы;

2. адаптация ребенка к ДОУ.

В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Сначала было проведено занятие с использование традиционных и нетрадиционных материалов. Затем мы детей разделили на 2 подгруппы: экспериментальную и контрольную:

Экспериментальная группа Возраст Контрольная группа Возраст
1. Лена К. 5 лет 4 мес 1. Маша Т. 6 лет
2. Влад В. 5 лет 11 мес 2. Вадим М. 5 лет 5 мес
3. Кирилл К. 6 лет 3. Степа К. 5 лет 8 мес
4. Настя А. 5 лет 1 мес 4. Даша Р. 5 лет 6 мес
5. Полина Д. 5 лет 8 мес 5. Лена Э. 5 лет 3 мес

 

Цель констатирующего эксперимента: определить начальный уровень развития творческих способностей детей в обеих группах (контрольной и экспериментальной).

Констатирующий эксперимент:

1. Проведение первого экспериментального занятия (по замыслу ребенка) с использованием традиционных и нетрадиционных материалов. Анализ продуктов деятельности (по методике Комаровой Т.С., Урунтаевой Е.А., Афонькиной Ю.А.). см. Приложение №1, Таблица №1

Анализ констатирующего эксперимента

На первом этапе констатирующего эксперимента нами было проведено занятие (по замыслу ребенка) с использованием традиционных и нетрадиционных материалов. Занятие проходило в непринужденной обстановке. Детям было предоставлено достаточное количество материала для работы (краски акварельные и гуашевые; альбом, цветная бумага, картон, кисти различной толщены, твердости и мягкости; карандаши обыкновенные и восковые, различные печатки; поролоновые губки, пенопласт; пробки, листья растений и т.д.).

Занятие прошло на эмоциональном уровне все дети радовались, тому, что им было предоставлена возможность самим выбрать тематику рисунка. Все дети по разному подходили к выбору темы рисунка: кто решил нарисовать «время года», «маму», «цветочную полянку», «море с рыбкой и уточкой», «волшебную страну красок» и т.д. На занятие дети дополняли свой сюжет словами, подсказывали друг другу чем можно дополнить рисунок. Но для рисования дети выбрали традиционную технику рисования акварелью и карандашом. После проведенного занятия нами были проанализированы рисунки полученные в процессе творческой деятельности детей.

После проведенного занятия по замыслу направленного на выявление у детей творческих способностей мы выяснили, что в экспериментальной группе 20% с высоким уровнем, со среднем уровнем 60%, с низким уровнем 60% детей. В контрольной группе 20% с высоким уровнем, со среднем уровнем 40% и с низким уровнем 40% детей.

На втором этапе констатирующего эксперимента была проведена беседа и анкетирование педагогов. В результате чего мы выяснили, что воспитателем сами увлекается рисованием и прививает эту любовь к детям. Занятия по изобразительной деятельности дети воспринимают без каких-либо отрицательных эмоций. Во время занятия у детей положительный эмоциональный настрой и высокая активность после занятия. Воспитатель рассказала, что на занятиях используются акварель, кисти, карандаши, фломастеры. Задания выполняются полностью самостоятельно, но некоторым требуется помощь в создании замысла. Воспитатель отметила, что многие дети привыкли срисовывать с картин, которые предложены в качестве образца, и лишь немногие проявляют творчество в создании картин (Полина Д., Даша Р., Кирилл К.) Также воспитатель выделила, что наблюдается динамика развития творчества детей, связанная в основном с общим психическим развитием ребенка. У всех детей развиты технические умения и навыки, которые должны соответствовать их возрасту.

На занятиях по изобразительной деятельности воспитатель использует различные методы: наглядные (показ иллюстраций, образца), словесные (беседы на какие-либо темы, по картине), но предпочтение педагог отдает наглядным методам и приемам. Дидактические пособия и наглядные материалы, используемые на занятиях, представляют собой набор картин по разным тематикам, образцы выполнения, как самого воспитателя, так и самих детей.

Беседа с воспитателем показала, что педагогом проводится обширная работа по ознакомлению с окружающим, особое внимание уделяется развитию творчества детей, также имеет место быть индивидуальная работа как одно из условий развития творчества. Можно сказать, что педагог не остается в стороне от проблемы развития детского творчества, а активно принимает участие в решении этого вопроса.

Повышение уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель: разработать цикл занятий с нетрадиционными техниками рисования для детей старшего дошкольного возраста и применить их на практике.

Дальнейшая работа строилась в соответствие с сеткой занятий по, которой работает старшая группа. Нами была разработана серия занятий с использованием нетрадиционных техник с целью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Занятие проводилось один раз в неделю.

При проведении формирующего эксперимента были использованы подгрупповые занятия с детьми экспериментальной группы по Казаковой Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники».

Выявление динамики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Цель: выявление изменений уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.

Проведение заключительного экспериментального занятия (по замыслу ребенка) с использованием традиционных и нетрадиционных материалов. Наблюдение за изобразительной деятельностью детей старшего дошкольного возраста и анализ процесса деятельности (по Комаровой Т.С.).

После проведенных серии занятий, десятое занятие было контрольным по которому и проходили повторный анализ рисунков. Получились следующие данные:

В экспериментальной группе 100% детей имеют высокий уровень. В контрольной 20% детей имеют низкий уровень и 80% детей средний уровень, а с высоким уровнем детей нет.

Далее мы определили средние показатели развития творчества экспериментальной и контрольной групп, сложив индивидуальные показатели каждого ребенка (зафиксированные в таблице) и разделив их на количество детей в группе.

На первом этапе констатирующего эксперимента:

Средний показатель Нк = суммируем индив. показ.ребенка / количество детей в группе (138/5=27,6)

Средний показатель Нэ = суммируем индив. показ.ребенка / количество детей в группе (160/5=32)

На контрольном этапе эксперимента:

Средний показатель Кэ = индив. показ.ребенка / количество детей в группе (196/5=39,2)

Средний показатель Кк = индив. показ.ребенка / количество детей в группе (148/5=29,6)

Таким образом, мы видим, что после проведенные занятия с использованием нетрадиционных техник рисования активно влияют на развитие творческих способностей детей.

Для этого мы проследили динамику развития творческих способностей детей (Дэ, Дк) в обеих группах. Вычислим средний показатель окончательного уровня (К) и средний показатель начального уровня (Н).

Дэ = Кэ - Нэ = 39,2 - 32= 7,2

Дк = Кк – Нк = 29,6 – 27,6 = 2

Далее мы вычислили сравнительную эффективность экспериментального фактора (Д), который показывает влияние нового фактора на эффективность развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Д = Дэ – Дк = 7,2 – 2 = 5,2

Таким образом, обобщая результаты исследования, мы можем увидеть, что уровень творческих способностей у детей данной экспериментальной группы стал выше, чем был в начале эксперимента. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что использование нетрадиционных техник рисования служит эффективным средством развития детского творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, при использовании разработанного комплекса занятий с использованием нетрадиционных техник, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы.

Таким образом, после проведенного нами исследования мы видим, что применение нетрадиционных техник рисования влияет на развитие творческих способностей детей. Это мы видим из полученных нами данных. После проведенных нами занятий с использованием нетрадиционных техник у детей повысился не только уровень творческих способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, они стали эмоциональней относиться к процессу рисования, научились не критично оценивать себя и сверстников, приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений между собой и педагогами, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что существует различное определений способностей. Обобщив точки зрения различных авторов, мы пришли к выводу, что способности - это особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Важным для нашего исследования является установление факта о включении в понятие "детское творчество" взаимосвязанных компонентов, таких как "способности", "творчество", "воображение", без которых невозможно определить сущность детского творчества.

Ряд авторов (Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина) показали, что изобразительная деятельность взрослого отличается от детской. Следовательно, развивая детскую изобразительную деятельность, необходимо учитывать ее объективные особенности, в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса. Г. Г. Григорьева в своих работах отмечает, что этапы изобразительной деятельности ребенка сокращены во времени, а замысливание и реализация замысла совмещены. Результатом творческой деятельности ребенка является продукт, значимый для самого ребенка, а не для общества.

Е.А. Флериной было определено, что обучение не препятствует развитию творчества. Поэтому задача педагога - найти оптимальное соотношение творчества и обучения на занятиях, обеспечить реализацию необходимых условий для развития творчества.

В ходе теоретического исследования мы пришли к выводу, что активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях по рисованию, где ребенок, создавая сюжет, активизирует работу таких психических процессов, как воля, воображение, память, мышление и происходит развитие не только значимых изобразительных умений и навыков, но и творчества, изобразительных способностей ребенка. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по рисованию является разнообразие и вариативность работы. Рисование нетрадиционными техниками - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Следовательно, в своей работе мы использовали нетрадиционные техники на занятиях по рисованию.

В процессе исследования мы установили, что для того, чтобы полноценно развивать творческие способности детей, необходимо наполнять ребенка новыми зрительными и чувственными впечатлениями, которые помогут ему разнообразить и обогатить сюжеты рисунков, проводить индивидуальную работу для лучшего усвоения знаний. На основании полученных нами знаний в ходе исследования мы провели констатирующий эксперимент, целью которого было выявление начального уровня творческий способностей у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент состоял из двух этапов: беседа и анкетирование педагогов, беседа с детьми, анализ продуктов и процесса деятельности детей. Это дело возможность наиболее полно исследовать проявления творческий способностей детей и выявить причины недостаточной сформированности для старшего дошкольного возраста уровня творчества.

Констатирующий эксперимент показал, что причинами несформированности определенного уровня развития творческий способностей являются трудности восприятия пространственных отношений, малый запас сведений об окружающем мире, бедность, неточность представлений.

В связи с этим целью формирующего эксперимента являлось развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Для осуществления данной цели нами был разработан комплекс занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник. В ходе проведения этих комплексов обогащалась эмоциональная сфера и зрительный опыт детей и отображение полученных впечатлений в ходе изобразительной деятельности.

Для выявления результативности работы и определения конечного уровня развития творческий способностей у детей старшего дошкольного возраста бал проведен контрольный эксперимент. Здесь использовались такие методики. В ходе обобщения результатов мы увидели, что уровень развития творческих способностей стал выше, чем в начале эксперимента на 100%. Сюжеты, изображаемые детьми, стали богаче по содержанию, разнообразилась цветовая палитра, используемая в работах.

Таким образом, по завершении работы мы можем сделать вывод о том, что гипотеза, заявленная нами в работе, подтвердилась.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. -Ярославль: Академия развития, 1989. 240 с.

2. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1969.-238 с, ил.

3. Белобрыкина, О. А. Маленькие волшебники, или пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы. – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993.

4. Белобрыкина, О. А. Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности (в частности, на занятиях по рисованию). – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993.

5. Водянская, М. С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках / Водянская М.С. // Дошкольное образование - №11 (83). - Июнь 2002.

6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

7. Выготский, Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-480 с.

8. Выготский, Л.С. Анализ эстетической реакции: Собрание трудов. -М.: Лабиринт, 2001. 474 с.

9. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие. М.: Academia, 1998.-269 с

10.Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. // Дошкольное воспитание. 1989, № 2; 1992, № 8; 1991, № 3,7.

11.Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

12.Григорьева, Г. Г. Развитие школьника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

13.Детское художественное творчество. Книга авторизованного изложения. -М.: Академ, изд. МЭГУ, 1996. 178 с.

14.Игнатьева, И. И. Психология изобразительной деятельности детей. – М., 1967.

15.Казакова, Т.Г. Формирование образа человека в рисунках младших дошкольников / Автореф. дис. канд. педагог, наук. М., 1996. - 21 с.

16.Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983.

17.Казакова, Р. Г., Сайганова Т. И, Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под. ред. Казаковой Р. Г. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

18.Киреенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М., 1959.

19.Комарова, Т. С. Занятия по изобразительности в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991.

20.Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990.

21.Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е перераб. И доп. М.: АЩ «СТОЛЕТИЕ» 1994.

22.Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. инт-тов и спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др.-2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1985.

23.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание» / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др.: Под ред. Т. С. Комаровой. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.

24.Некрасова-Каратаева, О. О природе детского рисования. // Обруч. 1997, № 5.

25.Немов, Р. С. Психология: [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Просвещение, 1995. – Т. 1,2.

26.Полуянов, Ю. А. Воображение и способности. – М.: Знание, 1982.

27.Сакулина, И. П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.

28.Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. – М., 1947.

29.Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М., 1956.

30.Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961.

31.Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1972.

32.Чекунова, Е.А. Педагогические условия формирования выразительного образа человека в рисунках детей старшего дошкольного возраста. /Автореф. дис. канд. педагог, наук. Ростов-на-Дону, 1996. - 19 с.

33.Шмит, Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков, 1923. - 63с.

34.Шмит, Ф.И. Искусство: Проблемы методологии искусствоведения. -Л.: Академия, 1926.-65 с.

35.Шмит, Ф.И. Почему и зачем дети рисуют. М.: Гос. издат., 1925. -247 с.

36.Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997, № 4. С. 20 27.

 

Приложение 1

Критерии анализа развития творчества
    Анализ продукта деятельности Анализ процесса деятельности    
№ П/п Имя ребенка Форма Строение Пропорции Композиция Передача движения Цвет Характер линии Нажим Раскрашивание Регул. Силы нажима Отношение к Оценке взрослого Оценка изображ. Реб.   Эмоц. Отнош. К деят-ти Уровень самостоятельности Общее количество баллов Уровень развития
  Лена К.                                 в
  Влад В.                                 в
  Кирилл К.                                 в
  Настя А.                                 в
  Полина Д.                                 в
  Маша Т.                                 с
  Вадим М.                                 с
  Степа К.                                 с
  Даша Р.                                 с
  Лена Э.                                 н
Итого баллов По критериям                                  

 

 

Приложение 2

Конспекты занятий

Занятие №1

«Мои любимые краски»

Нетрадиционные техники: набрызг, оттиск поролоном, губкой, печать по трафарету.

Цель: развивать цветовое восприятие разных тонов, умение применять их в рисунке, образно называть, подбирать и самостоятельно использовать, комбинировать художественные техники, которыми можно выразить отношение к цвету.

Оборудование: куклы Снежная Королева и Золушка, бумага формата A3, тонированная разными цветами пастельных оттенков, гуашь в мисочках для печати, гуашь с блестками, жесткая кисть, поролон, губка, кусочек картона для набрызга, трафареты, овал из картона, простой карандаш, мягкие кисти, иллюстрации к игровым упражнениям, педагогические эскизы с цветовыми решениями (колоритом разных тонов).

Ход занятия

Педагог организует игровую ситуацию: встречу Золушки и Снежной Королевы. Золушка любит все теплое, веселое; Снежная Королева — холодное, ледяное, грустное. Рассматриваются куклы Снежной Королевы и Золушки, к каждой подбираются эскизы с колоритом и краски, которые им понравятся. Воспитатель употребляет названия тонов: «теплые» и «холодные», «легкие» и «тяжелые», «светлые» и «темные».

Устраивается игра «Теплое — холодное». Дети упражняются в определении тона (теплого или холодного, легкого, тяжелого и т.д.), в подборе эскизов теплого или холодного цветов к различным предметам и явлениям: дождь, луна, листья осенью, небо солнечное и грозовое, утро, ночь, день, вечер, зима, пустыня, север и т.д. Педагог называет предмет или явление, ребята поднимают цветовой эскиз, после чего он показывает картинку или иллюстрацию с соответствующим колоритом, чем и проверяется правильность подбора цветового образа.

Дети выбирают цвет и технику рисования Снежной Королевы или Золушки (для мальчиков по желанию дом для Снежной Королевы или Золушки). Чтобы сразу было понятно, кто из них нарисован, нужно использовать теплые или холодные, светлые или темные тона красок. Предлагается прикрыть на рисунке овальным шаблоном лицо, чтобы закрашивать набрызгом или печатью формы, похожие на лучи солнышка (красивая прическа, сказочный головной убор). При этом дети используют любимые тона (или теплые, или холодные). Прически они рисуют обычной кистью, а печатью или набрызгом по трафарету выполняют детали (корона, украшения в виде цветов и звезд), затем на лице кистью изображают глаза, нос, рот и т.д. Применяя шаблон, юные художники не дают краске при печати и набрызге попасть на лицо портрета. Дом Снежной Королевы. или Золушки сначала вырезают из сложенного вдвое листа бумаги, а потом расписывают красками.

По ходу выполнения рисунки раскладываются в два ряда теплых и холодных тонов. С каждым ребенком педагог рассматривает и обсуждает его работу, интересуется, с какой целью тот использовал ту или иную технику и колорит, как его выбор помогает передать характеристику, сходство и отношение к изображаемым цветовым образам.

Занятие №2

«Золотая осень»

Нетрадиционные техники: печать листьями, набрызг, оттиск печатками.

Цель: знакомить с жанром изобразительного искусства — пейзажем; учить создавать различные образы деревьев, кустов и трав с помощью предложенных техник.

Оборудование: коллекции репродукций пейзажа, детских рисунков за прошлые годы, бумага формата A3, на которой дети ранее изобразили землю и небо пастелью, гуашь, печатки, листья, мягкие и жесткие кисти, кусочек картона для набрызга.

Ход занятия

Педагог показывает репродукции пейзажа на тему «Осень», беседует с детьми о явлении природы, которое называется «бабье лето» — это короткий промежуток времени с хорошей погодой ранней осенью — нет дождей, небо голубое, погода теплая, листья разноцветные:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера. Дети рассматривают пейзажи И. Левитана «Вечерний звон», «Золотая осень», рисунки своих сверстников за прошлые годы, вспоминают, какие осенние цветосочетания они видели.

Воспитатель читает стихотворение 3. Федоровской «Осень»:

Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила, Пожелтел орешник, и зарделись клены, В пурпуре осеннем, только дуб зеленый. Утешает осень: Нежалейте лето!Посмотрите — роща золотомодета! Предлагает детямвыбрать осенниекраски, краски золотой осени(желтый, пурпурный, бордовый, оранжевый, багряный, коричневый, охра) измножества имеющихся, рассмотреть букеты опавших листьев и показать те изних, цвета и оттенки которых понравились.

Дается задание нарисовать пейзажи золотой осени с применением выбранных техник. При ихвыборе дети рассматривают эскизы, решают, какие способы более привлекательны, можно ли их комбинировать, дополнять разными оттисками, оттенками цвета.

Законченные рисунки развешиваются или раскладываются на полу для просмотра. Юные художники придумывают им названия, объясняют, как использование многообразия техник и красок делает их работы более выразительными, чем-то похожими или не похожими на другие картины осени.

Занятие №3

«Бабочки, которых я видел летом»

Нетрадиционные техники: «знакомая форма — новый образ» (обведение кулака, ножниц, кисти руки или печать ею), монотипия.

Цель: совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках; развивать пространственное мышление; знакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.

Оборудование: вырезанные из белой плотной бумаги силуэты различных симметричных и несимметричных предметов (гриб, чайник, чашка, цветок, человек и др.), белая бумага (20x20 см), гуашь, кисть, ножницы, простой карандаш, иллюстрации, фото бабочек, эскизы с изображениями бабочек различных видов, цвета, формы, выполненные в разных техниках. Ход занятия

Педагог спрашивает детей, каких насекомых они наблюдали летом. Рассматривается изображение бабочки, вырезанное из бумаги. Определяется, что одна из половинок очень похожа на другую. Педагог рассказывает о том, что существует много предметов, животных и растений, у которых половинки одинаковые. Они считаются симметричными, те же, у которых разные половинки, — асимметричными. В игровом упражнении «Половинки одинаковы?» ребята называют различные предметы, а взрослый проверяет, симметричны ли они (складывает изображение пополам).

Дети рассматривают иллюстрации, фото бабочек, эскизы, указывают понравившиеся и непонравившиеся, придумывают свои изображения, выбирают технику. Воспитатель объясняет, что от техники зависят цветосочетания, например, при монотипии цвета смешиваются, при печати ладошкой получается нечеткое изображение и т.д. При затруднениях он показывает способ создания изображения индивидуально.

Просмотр детских рисунков проводится с заданием выбора выразительных образов: самая яркая бабочка, самая необычная, ночная и т.д.

На следующем занятии можно вырезать изображения бабочек и наклеить на картину цветущего луга, придумать название пейзажу с бабочками.

Занятие №4

«Я в подводном мире»

Нетрадиционные техники: цветной граттаж, обведение ладони (всей кисти руки), восковые мелки 4 - акварель, кляксография с трубочкой.

Цель: воспитывать эстетическое отношение к подводному миру и его изображению в различных художественных техниках; развивать чувство композиции и фантазию.

Оборудование: иллюстрации и эскизы с изображением морских животных, гадов и растений, материалы для цветного граттажа (лист красного или желтого картона формата А4, свеча, синяя гуашь с жидким мылом, кисть, палочка для процарапывания, гуашь обычная), материалы для обведения ладони (лист голубой бумаги формата A3, простой карандаш, гуашь, кисть), восковые мелки, белая бумага формата A3 или А4 на выбор, кисть, акварель, материалы для кляксографии (лист голубой бумаги формата A3, трубочка, жидко разведенная гуашь в мисочке, кисть, гуашь в наборе).

Ход занятия

Просматриваются видеоматериалы о подводном мир аквариум, обсуждается, что необходимо рыбкам в аквариуме, чтобы они могли нормально жить, чувствовать себя комфортно. Сравнивается, что нужно обитателям морских глубин, реки, аквариума (чем похожи, чем отличаются).

Дети фантазируют, что было бы, если бы они могли опуститься под воду и остаться там долго? Кого бы там могли увидеть? Ответ предлагается нарисовать.

Техника выбирается при рассматривании эскизов. Внимание детей обращается на то, как по-разному можно нарисовать золотую рыбку, других рыб, гадов, водоросли и др. Обсуждаются возможности разных техник: например, водоросли получатся необычные, если их делать кляксографией, красивые медузы — если обвести кисть руки. Ребятам предоставляется свобода выбора техники.

По ходу и окончании рисунков с каждым ребенком обсуждается, что он «увидел в подводном мире». Отмечается самый сказочный подводный мир, и подводный мир, похожий на настоящий, самый веселый или мрачный, красочный или темный, таинственный или простой, как в аквариуме.

У каждого ребенка выясняется, какие материалы и техники он применял, можно ли рисунки считать морскими пейзажами, или «маринами», как их называют художники, а детей — художниками-маринистами.

Занятие №5

«Мои любимые и нелюбимые герои сказок»

Нетрадиционные техники: цветной граттаж, восковые мелки + акварель, акварельные мелки.

Цель: формировать эстетическое отношение к сказочным героям; учить отображать в рисунке особенности образов положительных и отрицательных сказочных героев; подбирать изобразительные техники; развивать чувство композиции.

Оборудование: восковые мелки, акварель, гуашь, гуашь телесного цвета с мылом, свеча, палочка для процарапывания, акварельные мелки, губка для смачивания листа, лист бумаги формата A3 или черного картона формата А4, иллюстрации к сказкам и мультфильмам, педагогические эскизы, работы детей за прошлые годы, кружки из красной бумаги для игры.

Ход занятия

Вместе с педагогом дети вспоминают названия известных сказок и мультфильмов, их героев, рассматривают в игровой форме иллюстрации, фото, рисунки. Выбирают персонажи, которые нравятся и не нравятся ребятам (при этом используются фото и иллюстрации, детские работы за прошлые годы).

Воспитатель показывает приемы работы в разных техниках: для акварельных мелков нужно намочить лист, для восковых — подобрать цвет акварели, для граттажа — натереть лист свечой и т.д. Обсуждаются последовательность работы и композиция: два героя рядом — любимый и нелюбимый.

В конце занятия рассматриваются детские работы в игре «Найди любимого героя». Педагог упражняет в умении определять по рисунку, кто данный герой, любимый или нелюбимый, из какой сказки или мультфильма. Обсуждает технику, выбранную детьми для передачи положительных и отрицательных внешних качеств сказочных персонажей.

Занятие №6

«Я люблю пушистое, я люблю колючее»

Нетрадиционные техники: тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном.

Цель: воспитывать эстетическое отношение к животным через их изображение в различных художественных техниках; упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного, зверя.

Оборудование: тонированная бумага бледно-зеленого и голубого (для филина) цвета, жесткая кисть, гуашь, скомканная бумага, поролон, тарелочки для печати, эскизы, фото, иллюстрации с изображением разных животных.

Ход занятия

Педагог читает стихотворение Б. Заходера «Про всё на свете»: Все-все, все на свете, на свете нужны. И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников злых и свирепых. Нужны все на свете! Нужны все подряд! Кто делает мед, и кто делает яд! Плохие дела у кошки без мышки, У мышки без кошки не лучше делишки. И если мы с кем-то не очень дружны, Мы все-таки очень друг другу нужны. А если нам кто-нибудь лишним покажется, То это, конечно, ошибкой окажется! Все-все, все на свете, на свете нужны, И это все дети запомнить должны! Дети высказывают свои впечатления от стихотворения, рассматривают фото, иллюстрации, сравнивают таких разных пушистых и колючих зверей: котенка и ежика, птиц: цыпленка и филина. Отмечают не только их различия, но и сходства. Предлагается придумать сказочных, необычных пушистых и колючих зверей, дать им соответствующие названия. Ребята выбирают художественные техники, наиболее подходящие для изображения пушистого (оттиск поролоном) и колючего (тычок жесткой кистью, скомканной бумагой). Рисуют понравившееся реальное или придуманное фантастическое животное, стараясь передать несложный сюжет. Рисунок дополняется изображением травы, цветов, грибов, веток, деревьев и превращается в пейзаж.

Дети рассматривают рисунки, выбирают самое пушистое, самое колючее животное, то, которое нравится, и наоборот. Всем животным придумываются названия (клички). Задается вопрос, можно ли картину с животным назвать пейзажем.

Занятие №7

«Мои любимые животные»

Нетрадиционные техники: оттиск поролоном, тычок полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой.

Цель: воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционных графических техниках; развивать чувство фактурности и объемности.

Оборудование: бумага белая формата A3 и А4, черные тушь и гуашь, жесткие и мягкие кисти, поролоновые тампоны, скомканная бумага.

Ход занятия

Вместе с детьми рассматриваются иллюстрации Е. Чарушина, обращается внимание на их выразительность, несмотря на то, что они выполнены одним цветом. Изображенным животным желательно дать образную характеристику, особенно выделить, что они показаны в движении, в разных позах, например: зайчата испуганные, сжались в комочек, котенок рассерженный, выгнул спинку, щенок любознательный и веселый, пытается поймать ласточку, принюхивается, рябчонок совсем маленький, спрятался под грибок и т.д. Детям предлагается рассмотреть эскизы, выбрать понравившиеся. Дается задание на придумывание несложного сюжета по эскизу: кто изображен и что делает. Затем обсуждаются различные способы получения «пушистых» изображений, начиная с шарика: он превращается в цыпленка, втолстого котенка, сову, кролика, други



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.11 с.)