Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1 теоретические основы проблемы использования нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей старших дошкольников↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………….5 1.1 Творчество как актуальная проблема педагогики…………………….5 1.2 Характеристика нетрадиционных техник рисования…………………9 1.3 Особенности творческой художественной деятельности старших дошкольников………………………………………………………………….17 1.4 Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности…25 ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ…………………………..29 2.1 Характеристика этапов и методов исследования……………………….29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Нужно что-то новое интересное появилась новая техника рисования. Развитие детского творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и т.д. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, так как освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и основными операциями мышления и воображения. Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка все сторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Эту технику рисования разрабатывали такие исследователи как: Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, Фатеева А. А, Довыдова Г.Н. Они смогли доказать, что эта техника необходима для развития дошкольника. В данной курсовой рассматриваются различные техники нетрадиционного рисования, рассматривается как это влияет на ребенка. Объектом изучения является процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, а предметом исследования – нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Цель курсовой работы: проанализировать возможности использования нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками. В ходе выполнения работы мы ставим перед собой следующие задачи: • проанализировать основные теоретические подходы к проблеме творчества и творческих способностей в психолого-педагогической литературе; • рассмотреть влияние использования нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей; • разработать цикл занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования и экспериментально подтвердить эффективность их использования в формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Исходя из цели и задач исследования были определены методы исследования: 1. Анализ научной литературы. 2. Педагогический эксперимент. 3. Методы математической обработки результатов. 4. Анализ продуктов детской деятельности. База исследования: ГУО «Белогурновский детский сад – начальная школа». Теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей развития творчества детей старшего дошкольного возраста, и в выявлении возможностей использования нетрадиционных техник как средства развития творческих способностей. Практическая значимость данной работы состоит в разработке серии занятий, которые могут использоваться воспитателем для развития творческих способностей дошкольников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Характеристика нетрадиционных техник рисования Рисование помогает малышам познать окружающий мир. С помощью рисунков дети выражают свои переживания и впечатления. Занятия изобразительной деятельностью пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают у детей чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают восприятие, мышление, внимание память, воображение, любознательность и мелкую моторику, которая тесно связана со становлением речи. Заинтересовать детей поможет и разнообразие художественных материалов, а также возможность поэкспериментировать с новыми интересными способами рисования. Маленькие дети в силу возрастных особенностей довольно неусидчивы и нетерпеливы. Им трудно подолгу удерживать внимание. Нетрадиционные техники рисования – это как раз то, что нужно малышам: завораживающий процесс и яркий результат. Рисование нетрадиционными техниками рисования позволяет учитывать индивидуальные особенности развития детей и помогает каждому ребенку найти себе деятельность по душе. Знакомство детей с новыми художественными материалами, инструментами и техниками помогает развивать творчество. Но не следует торопиться с новшествами. Дети должны освоить один способ рисования, а это может занять несколько занятий. Р.Г. Казакова в своей работе «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». Предложила следующие нетрадиционные техники рисования, которые соответствуют определенному возрасту: Рисование пальчиками Для маленьких детей самый доступный способ рисования – пальчиками. Что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй… Даже у малыша получатся очень красивые работы, трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины. В последнее время появился огромный выбор специальных красок для рисования пальчиками – они легко смываются и отстирываются. Краски для рисования пальчиками можно сделать самим. Самый легкий способ: развести гуашь небольшим количеством воды и добавить в нее несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал. Более сложный рецепт: сварить густой кисель из 1,5 ст.ложки крахмала и стакана воды, остудить, разлить по баночкам и добавить в каждую пищевой краситель. Безопасные и недорогие пальчиковые красители готовы. В качестве красок для крох можно использовать свежевыжатые соки из моркови, помидоров, слив. Материал: альбомный лист, краски для рисования пальчиками, мисочка с водой, тряпочка. Ход работы: 1.Показать детям, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии. 2.При смене цвета пальчик промываем в мисочке с водой и вытираем тряпочкой. Варианты работ. Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать точками заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки на яблоне, кружочки на платье и т.д.) или дополнять сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят и т.д.). Рисование ладошкой Ладошками можно создавать яркие и оригинальные шедевры. Шлеп – и отпечаток готов! Добавим несколько деталей, и отпечаток ладони превращается в осьминога, белого медведя или голову петуха. Материал: альбомный лист или цветная бумага любого цвета, широкие мисочки с разведенной водой гуашью (или пальчиковыми красками), гуашь, кисть, мисочка с водой, чтобы помыть руки, тряпочка. Ход работы: • Вначале занятия потренировать детей делать отпечаток сухой рукой 2. Затем ребенок опускает в миску с гуашью всю ладонь. 3. Делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз – переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком уже вверх ногами. 4. Когда отпечаток ладони на бумаге высохнет. Доводим его до нужного образа, например, свиньи (дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-пятачок, треугольные уши, с другой стороны хвост-крючок). Варианты работ Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок, кленовый лист и т.д. Если соединить вместе большие пальцы и создать отпечаток сразу двух ладошек, получится краб или бабочка. Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека). Можно сделать два отпечатка одной и той же ладонью (чтобы не пачкать другую). Детей 5- 6 лет можно учить обводить контур ладони простым карандашом, а затем доводить до нужного образа с помощью цветных карандашей. Ход работы. • Ребенок берет за кончик поролоновый тампон, другой конец, смоченный в воде, опускает в баночку с гуашью. • Рисует поролоновым тампоном точки, мазки, линии, круги или закрашивает размашистыми мазками внутри заранее нарисованного контура предмета. Варианты работ Поролоновым тампоном рисуется все, что и кистью. Им можно ставить отпечатки – круглые, если кончик закруглен, или квадратные, если два конца квадратной формы. Поролоновым тампоном можно рисовать внутри трафарета. Ход работы • Чтобы раскрасить, например, солнце, ребенок (или взрослый) насыпает внутри контура желтые крошки и растирает их пальчиком в разных направлениях так, чтобы солнце стало желтым. Следим, чтобы крошки не рассыпались за границы рисунка. Варианты работ Таким методом хорошо тонировать фон и закрашивать большие участки, а также изображать пушистые или легкие предметы (снег, облако, цыпленок). Можно использовать для растирания ватный тампон. Рисование бусинками Материал: небольшая коробка из-под конфет с вложенным в нее листом того же размера, что и дно коробки, 5-6 бусин, густая гуашь (пальчиковые или акриловые краски) разных цветов, чайная ложка, банка с водой, тряпочка. Ход работы • С помощью чайной ложки кладем в центр листа, вложенного в коробку, гуашь (можно использовать один или несколько цветов). • Туда же в коробку закладываем имеющиеся бусинки. • Закрываем коробку крышкой и трясем. • Открываем коробку и вынимаем шарики. • Когда рисунок высохнет, достаем лист из коробки. Варианты работ Чтобы получить другой рисунок, можно вместо шариков попробовать использовать другие предметы (деревянные палочки, железные винтики, гайки, стеклянные бусины). Вместо магнитной доски На магнитной доске можно рисовать магнитной палочкой. Но вместо магнитной доски можно использовать полиэтиленовую основу, наполненную красками. Как? Заварить крахмал или муку, остудить, добавить в желеобразную массу однотонную краску и заполнить тонким слоем. С открытой стороны файла заклеить его скотчем. Доска для рисования готова. Это очень удобный способ рисования: руки не пачкаются, не надо мыть кисточку, не надо чинить сломанный карандаш. А удовольствия – море! Материал: плотный файл, наполненный крахмалом и пальчиковыми красками, палочка от мороженого. Ход работы • Кладем перед ребенком на стол файл, заполненный краской. • палочкой ребенок рисует любые картинки. • Если надо стереть рисунок – проведем по нему ладонью или плашмя палочкой, и рисунок исчезнет. Варианты работ На такой доске можно рисовать что угодно, особенно удобно изучать буквы и цифры. Нарисовал и тут же стер. Ход работы Ребенок рисует кисточкой с белой краской, например, зимний пейзаж: снег, деревья и т.д. Варианты работ С детьми постарше можно украшать белыми узорами из волнистых и прямых линий, капелек, завитков, узелков, сеточек черное платье, свитер, платок. С детьми 5-6 лет можно рисовать только контуры рисунка, без последующего закрашивания Ход работы Ребенок пальцем набирает нужное количество краски и закрашивает силуэт внутри контура. Когда картина высохнет, она будет выпуклой и шершавой. Варианты работ Рисуя пластилиновой краской, можно рисовать любые яркие предметы: яблоко, солнце, мячик, бабочку и т.д. Не обязательно наносить на картон предварительный рисунок – пусть ребенок сам придумает изображение. Такой краской из пластилина можно рисовать с помощью жесткой кисти. Лучше рисовать на картоне, обычный лист слишком тонкий и загнется при высыхании. Ход работы • Широкой кистью нанесем на лист бумаги много воды. • ребенок на тонкую кисточку набирает акварельную краску и дотрагивается ею до листа бумаги в нескольких местах. Точка начинает расползаться. • Свободные места заполняются растекающимися точками других цветов. • Можно придумать с ребенком название работе. Варианты работ Можно нарисовать дождливую осень, салют, ковер из осенних листьев, морские дали, небосвод т т.д. С детьми 5-6 лет можно попробовать нарисовать зверя из множества пятен. На мокрый лист бумаги поставить много маленьких расползающихся клякс (на произвольном расстоянии друг от друга), а затем тушью (при помощи палочки) обведите контуры воображаемого животного. Кляксы будут имитировать шерсть животного. Таким образом, в наше время было изобретено и введено в обиход множество нетрадиционных техник рисования. Каждая техника имеет свои особенности, плюсы и минусы. Они помогают работникам дошкольных учреждений сделать свои занятия более интересными. На таких занятиях дошкольники развивают творческие способности и фантазию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что существует различное определений способностей. Обобщив точки зрения различных авторов, мы пришли к выводу, что способности - это особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Важным для нашего исследования является установление факта о включении в понятие "детское творчество" взаимосвязанных компонентов, таких как "способности", "творчество", "воображение", без которых невозможно определить сущность детского творчества. Ряд авторов (Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина) показали, что изобразительная деятельность взрослого отличается от детской. Следовательно, развивая детскую изобразительную деятельность, необходимо учитывать ее объективные особенности, в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса. Г. Г. Григорьева в своих работах отмечает, что этапы изобразительной деятельности ребенка сокращены во времени, а замысливание и реализация замысла совмещены. Результатом творческой деятельности ребенка является продукт, значимый для самого ребенка, а не для общества. Е.А. Флериной было определено, что обучение не препятствует развитию творчества. Поэтому задача педагога - найти оптимальное соотношение творчества и обучения на занятиях, обеспечить реализацию необходимых условий для развития творчества. В ходе теоретического исследования мы пришли к выводу, что активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях по рисованию, где ребенок, создавая сюжет, активизирует работу таких психических процессов, как воля, воображение, память, мышление и происходит развитие не только значимых изобразительных умений и навыков, но и творчества, изобразительных способностей ребенка. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по рисованию является разнообразие и вариативность работы. Рисование нетрадиционными техниками - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Следовательно, в своей работе мы использовали нетрадиционные техники на занятиях по рисованию. В процессе исследования мы установили, что для того, чтобы полноценно развивать творческие способности детей, необходимо наполнять ребенка новыми зрительными и чувственными впечатлениями, которые помогут ему разнообразить и обогатить сюжеты рисунков, проводить индивидуальную работу для лучшего усвоения знаний. На основании полученных нами знаний в ходе исследования мы провели констатирующий эксперимент, целью которого было выявление начального уровня творческий способностей у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент состоял из двух этапов: беседа и анкетирование педагогов, беседа с детьми, анализ продуктов и процесса деятельности детей. Это дело возможность наиболее полно исследовать проявления творческий способностей детей и выявить причины недостаточной сформированности для старшего дошкольного возраста уровня творчества. Констатирующий эксперимент показал, что причинами несформированности определенного уровня развития творческий способностей являются трудности восприятия пространственных отношений, малый запас сведений об окружающем мире, бедность, неточность представлений. В связи с этим целью формирующего эксперимента являлось развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Для осуществления данной цели нами был разработан комплекс занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник. В ходе проведения этих комплексов обогащалась эмоциональная сфера и зрительный опыт детей и отображение полученных впечатлений в ходе изобразительной деятельности. Для выявления результативности работы и определения конечного уровня развития творческий способностей у детей старшего дошкольного возраста бал проведен контрольный эксперимент. Здесь использовались такие методики. В ходе обобщения результатов мы увидели, что уровень развития творческих способностей стал выше, чем в начале эксперимента на 100%. Сюжеты, изображаемые детьми, стали богаче по содержанию, разнообразилась цветовая палитра, используемая в работах. Таким образом, по завершении работы мы можем сделать вывод о том, что гипотеза, заявленная нами в работе, подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. -Ярославль: Академия развития, 1989. 240 с. 2. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1969.-238 с, ил. 3. Белобрыкина, О. А. Маленькие волшебники, или пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы. – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993. 4. Белобрыкина, О. А. Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности (в частности, на занятиях по рисованию). – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993. 5. Водянская, М. С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках / Водянская М.С. // Дошкольное образование - №11 (83). - Июнь 2002. 6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. 7. Выготский, Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-480 с. 8. Выготский, Л.С. Анализ эстетической реакции: Собрание трудов. -М.: Лабиринт, 2001. 474 с. 9. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие. М.: Academia, 1998.-269 с 10.Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. // Дошкольное воспитание. 1989, № 2; 1992, № 8; 1991, № 3,7. 11.Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. 12.Григорьева, Г. Г. Развитие школьника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. 13.Детское художественное творчество. Книга авторизованного изложения. -М.: Академ, изд. МЭГУ, 1996. 178 с. 14.Игнатьева, И. И. Психология изобразительной деятельности детей. – М., 1967. 15.Казакова, Т.Г. Формирование образа человека в рисунках младших дошкольников / Автореф. дис. канд. педагог, наук. М., 1996. - 21 с. 16.Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983. 17.Казакова, Р. Г., Сайганова Т. И, Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под. ред. Казаковой Р. Г. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 18.Киреенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М., 1959. 19.Комарова, Т. С. Занятия по изобразительности в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. 20.Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990. 21.Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е перераб. И доп. М.: АЩ «СТОЛЕТИЕ» 1994. 22.Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. инт-тов и спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др.-2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1985. 23.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание» / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др.: Под ред. Т. С. Комаровой. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. 24.Некрасова-Каратаева, О. О природе детского рисования. // Обруч. 1997, № 5. 25.Немов, Р. С. Психология: [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Просвещение, 1995. – Т. 1,2. 26.Полуянов, Ю. А. Воображение и способности. – М.: Знание, 1982. 27.Сакулина, И. П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982. 28.Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. – М., 1947. 29.Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М., 1956. 30.Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. 31.Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1972. 32.Чекунова, Е.А. Педагогические условия формирования выразительного образа человека в рисунках детей старшего дошкольного возраста. /Автореф. дис. канд. педагог, наук. Ростов-на-Дону, 1996. - 19 с. 33.Шмит, Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков, 1923. - 63с. 34.Шмит, Ф.И. Искусство: Проблемы методологии искусствоведения. -Л.: Академия, 1926.-65 с. 35.Шмит, Ф.И. Почему и зачем дети рисуют. М.: Гос. издат., 1925. -247 с. 36.Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997, № 4. С. 20 27.
Приложение 1
Приложение 2 Конспекты занятий Занятие №1 «Мои любимые краски» Нетрадиционные техники: набрызг, оттиск поролоном, губкой, печать по трафарету. Цель: развивать цветовое восприятие разных тонов, умение применять их в рисунке, образно называть, подбирать и самостоятельно использовать, комбинировать художественные техники, которыми можно выразить отношение к цвету. Оборудование: куклы Снежная Королева и Золушка, бумага формата A3, тонированная разными цветами пастельных оттенков, гуашь в мисочках для печати, гуашь с блестками, жесткая кисть, поролон, губка, кусочек картона для набрызга, трафареты, овал из картона, простой карандаш, мягкие кисти, иллюстрации к игровым упражнениям, педагогические эскизы с цветовыми решениями (колоритом разных тонов). Ход занятия Педагог организует игровую ситуацию: встречу Золушки и Снежной Королевы. Золушка любит все теплое, веселое; Снежная Королева — холодное, ледяное, грустное. Рассматриваются куклы Снежной Королевы и Золушки, к каждой подбираются эскизы с колоритом и краски, которые им понравятся. Воспитатель употребляет названия тонов: «теплые» и «холодные», «легкие» и «тяжелые», «светлые» и «темные». Устраивается игра «Теплое — холодное». Дети упражняются в определении тона (теплого или холодного, легкого, тяжелого и т.д.), в подборе эскизов теплого или холодного цветов к различным предметам и явлениям: дождь, луна, листья осенью, небо солнечное и грозовое, утро, ночь, день, вечер, зима, пустыня, север и т.д. Педагог называет предмет или явление, ребята поднимают цветовой эскиз, после чего он показывает картинку или иллюстрацию с соответствующим колоритом, чем и проверяется правильность подбора цветового образа. Дети выбирают цвет и технику рисования Снежной Королевы или Золушки (для мальчиков по желанию дом для Снежной Королевы или Золушки). Чтобы сразу было понятно, кто из них нарисован, нужно использовать теплые или холодные, светлые или темные тона красок. Предлагается прикрыть на рисунке овальным шаблоном лицо, чтобы закрашивать набрызгом или печатью формы, похожие на лучи солнышка (красивая прическа, сказочный головной убор). При этом дети используют любимые тона (или теплые, или холодные). Прически они рисуют обычной кистью, а печатью или набрызгом по трафарету выполняют детали (корона, украшения в виде цветов и звезд), затем на лице кистью изображают глаза, нос, рот и т.д. Применяя шаблон, юные художники не дают краске при печати и набрызге попасть на лицо портрета. Дом Снежной Королевы. или Золушки сначала вырезают из сложенного вдвое листа бумаги, а потом расписывают красками. По ходу выполнения рисунки раскладываются в два ряда теплых и холодных тонов. С каждым ребенком педагог рассматривает и обсуждает его работу, интересуется, с какой целью тот использовал ту или иную технику и колорит, как его выбор помогает передать характеристику, сходство и отношение к изображаемым цветовым образам. Занятие №2 «Золотая осень» Нетрадиционные техники: печать листьями, набрызг, оттиск печатками. Цель: знакомить с жанром изобразительного искусства — пейзажем; учить создавать различные образы деревьев, кустов и трав с помощью предложенных техник. Оборудование: коллекции репродукций пейзажа, детских рисунков за прошлые годы, бумага формата A3, на которой дети ранее изобразили землю и небо пастелью, гуашь, печатки, листья, мягкие и жесткие кисти, кусочек картона для набрызга. Ход занятия Педагог показывает репродукции пейзажа на тему «Осень», беседует с детьми о явлении природы, которое называется «бабье лето» — это короткий промежуток времени с хорошей погодой ранней осенью — нет дождей, небо голубое, погода теплая, листья разноцветные: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера. Дети рассматривают пейзажи И. Левитана «Вечерний звон», «Золотая осень», рисунки своих сверстников за прошлые годы, вспоминают, какие осенние цветосочетания они видели. Воспитатель читает стихотворение 3. Федоровской «Осень»: Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила, Пожелтел орешник, и зарделись клены, В пурпуре осеннем, только дуб зеленый. Утешает осень: — Нежалейте лето!Посмотрите — роща золотомодета! Предлагает детямвыбрать осенниекраски, краски золотой осени(желтый, пурпурный, бордовый, оранжевый, багряный, коричневый, охра) измножества имеющихся, рассмотреть букеты опавших листьев и показать те изних, цвета и оттенки которых понравились. Дается задание нарисовать пейзажи золотой осени с применением выбранных техник. При ихвыборе дети рассматривают эскизы, решают, какие способы более привлекательны, можно ли их комбинировать, дополнять разными оттисками, оттенками цвета. Законченные рисунки развешиваются или раскладываются на полу для просмотра. Юные художники придумывают им названия, объясняют, как использование многообразия техник и красок делает их работы более выразительными, чем-то похожими или не похожими на другие картины осени. Занятие №3 «Бабочки, которых я видел летом» Нетрадиционные техники: «знакомая форма — новый образ» (обведение кулака, ножниц, кисти руки или печать ею), монотипия. Цель: совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках; развивать пространственное мышление; знакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочки в природе и в рисунке. Оборудование: вырезанные из белой плотной бумаги силуэты различных симметричных и несимметричных предметов (гриб, чайник, чашка, цветок, человек и др.), белая бумага (20x20 см), гуашь, кисть, ножницы, простой карандаш, иллюстрации, фото бабочек, эскизы с изображениями бабочек различных видов, цвета, формы, выполненные в разных техниках. Ход занятия Педагог спрашивает детей, каких насекомых они наблюдали летом. Рассматривается изображение бабочки, вырезанное из бумаги. Определяется, что одна из половинок очень похожа на другую. Педагог рассказывает о том, что существует много предметов, животных и растений, у которых половинки одинаковые. Они считаются симметричными, те же, у которых разные половинки, — асимметричными. В игровом упражнении «Половинки одинаковы?» ребята называют различные предметы, а взрослый проверяет, симметричны ли они (складывает изображение пополам). Дети рассматривают иллюстрации, фото бабочек, эскизы, указывают понравившиеся и непонравившиеся, придумывают свои изображения, выбирают технику. Воспитатель объясняет, что от техники зависят цветосочетания, например, при монотипии цвета смешиваются, при печати ладошкой получается нечеткое изображение и т.д. При затруднениях он показывает способ создания изображения индивидуально. Просмотр детских рисунков проводится с заданием выбора выразительных образов: самая яркая бабочка, самая необычная, ночная и т.д. На следующем занятии можно вырезать изображения бабочек и наклеить на картину цветущего луга, придумать название пейзажу с бабочками. Занятие №4 «Я в подводном мире» Нетрадиционные техники: цветной граттаж, обведение ладони (всей кисти руки), восковые мелки 4 - акварель, кляксография с трубочкой. Цель: воспитывать эстетическое отношение к подводному миру и его изображению в различных художественных техниках; развивать чувство композиции и фантазию. Оборудование: иллюстрации и эскизы с изображением морских животных, гадов и растений, материалы для цветного граттажа (лист красного или желтого картона формата А4, свеча, синяя гуашь с жидким мылом, кисть, палочка для процарапывания, гуашь обычная), материалы для обведения ладони (лист голубой бумаги формата A3, простой карандаш, гуашь, кисть), восковые мелки, белая бумага формата A3 или А4 на выбор, кисть, акварель, материалы для кляксографии (лист голубой бумаги формата A3, трубочка, жидко разведенная гуашь в мисочке, кисть, гуашь в наборе). Ход занятия Просматриваются видеоматериалы о подводном мир аквариум, обсуждается, что необходимо рыбкам в аквариуме, чтобы они могли нормально жить, чувствовать себя комфортно. Сравнивается, что нужно обитателям морских глубин, реки, аквариума (чем похожи, чем отличаются). Дети фантазируют, что было бы, если бы они могли опуститься под воду и остаться там долго? Кого бы там могли увидеть? Ответ предлагается нарисовать. Техника выбирается при рассматривании эскизов. Внимание детей обращается на то, как по-разному можно нарисовать золотую рыбку, других рыб, гадов, водоросли и др. Обсуждаются возможности разных техник: например, водоросли получатся необычные, если их делать кляксографией, красивые медузы — если обвести кисть руки. Ребятам предоставляется свобода выбора техники. По ходу и окончании рисунков с каждым ребенком обсуждается, что он «увидел в подводном мире». Отмечается самый сказочный подводный мир, и подводный мир, похожий на настоящий, самый веселый или мрачный, красочн
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.122 (0.013 с.) |