Развитие культуры в условиях среднего и нижнего палеолита.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие культуры в условиях среднего и нижнего палеолита.



Ранний (нижний) палеолит.Ранний палеолит - наиболее отдалённая от нас эпоха истории человечества. Носителями материальной культуры являлись австралопитеки и сменившие их питекантропы. На стоянках этого периода преобладают ручные рубила и чопперы - галечные орудия, у которых оббит только один край.

Питекантропы научились охотиться на крупных животных, благодаря чему смогли не только улучшить питание, но и решить жилищный вопрос. После убийства саблезубых тигров или пещерных медведей, они занимали освободившуюся жилплощадь. Загонная охота потребовала от питекантропов лучшего взаимопонимания. Полагают, что результатом того стало появление у них зачатков речи, похожей на человеческую - т.е. состоящей не из звуков, а из слов.

Среди питекантропов находилось немало смельчаков, которые приближались к огню для исследования его свойств. Они могли заметить, что огонь не только обжигает, но и согревает, не только ослепляет, но освещает темноту, что огонь поджигает одни предметы и не трогает другие. Природный огонь редко возникает, поэтому со временем питекантропы научились поддерживать его, давая огню новую "пищу" - дрова, ветки и сухую траву. В самом конце раннего палеолита, когда жизнь без огня стала уже казаться невозможной, питекантропы научились сами зажигать огонь - трением двух кусков дерева друг о друга, высеканием искр из камня на трут или вращением палочки в куске дерева. Случайно роняя мясо в костер, питекантропы заметили, что жареное мясо вкуснее. Кроме того, оно безопасней - огонь убивает микробы и паразитов. Использование огня стало вторым, после изготовления орудий, технологическим скачком в истории человечества.

Открытие полезных свойств огня пришлось как нельзя кстати - после 35 миллионов лет теплого климата на Земле наступила поpа ледниковых периодов. Похолодание заставило питекантропов придумать ещё один способ обогрева - облачаться в шкуры убитых ими животных. Иначе говоря, у них впервые появилась и одежда.

Средний палеолит.Начало среднего палеолита попадает на относительно теплый период. Он характеризовался теплым и сухим климатом, когда в Европе ещё сохранялась субтропическая фауна: древний слон, гиппопотам, носорог. Климат был теплее современного: средняя температура зимы — не ниже 0°. Потом пошли сначала незначительные изменения климата, потом — продолжительный переходный период и, наконец, последнее оледенение — вюрмское. В период между тёплым периодом и оледенением флора и фауна Европы полностью изменились. Новое наступающее похолодание и уменьшение количества осадков привели к тому, что растительность приняла степной характер, появились степные и тундровые ландшафты, а в фауне появились полярные виды.

Питекантропы уступили дорогу неандертальцам, окончательно исчезнув около 200.000 до Р.Х. Неандертальцы делали более совершенные орудия. Их тщательно обработанные рубила кажутся шедеврами по сравнению с рубилами питекантропов. Кроме того, неандертальцы научились расщеплять кремень на тонкие пластинки и делать из них скребки для шкур, каменные ножи, резцы, буравчики и т.д. - всего археологи насчитывают не менее 60 видов орудий неандертальцев. Новая техника обработки камня позволяет выделить времена неандертальцев в особую эпоху - средний палеолит (или же Мустьерскую эпоху).

Наряду с материальными достижениями у неандертальцев были и духовные. У них появились искусство и религия. Если предыдущие открытия были нужны для выживания, эти не были жизненно необходимы, искусство стало своеобразным выходом психической энергии у существ, достигших определенного уровня интеллекта.

Изобразительное искусство неандертальцев было очень примитивным - повторяющиеся знаки на камнях, весьма несовершенный орнамент (например в пещере де Л'Азе, Франция).

Первоначально религия выражалась в форме тотемизма - поклонения какому-либо животному. Скорее всего, тому, на которое неандертальцы охотились. Такими животными могли быть медведи, олени, буйволы, мамонты, львы. Особенно был распространен культ медведей. Тотемные животные становились символом рода. Их черепа (возможно и чучела) переносились от стоянки к стоянке.

В эпоху среднего палеолита появляются погребальные ритуалы. Неандертальский человек был первым, кто начал хоронить своих покойников в настоящих могилах, хотя и весьма примитивных и без погребальных принадлежностей. Покойников, как правило, закапывали в землю, укладывая их в позе эмбриона, возможно, надеясь, что это обеспечит ему возвращение в лоно Матери-Земли.

Возросшая сложность жизни привела к тому, что у неандертальцев появились различные культуры. Для периода 50.000 до Р.Х. выделяют не менее 5 различных археологических культур, причем Мустьерская (от которой назван весь период) лишь одна из них. Мустьерская культура преобладала в Европе. Она была самой передовой. Но были места, где техника еще напоминала ашельскую или даже более примитивную.

Поздний (верхний) палеолит.

Ещё более сложный образ жизни кроманьонцев в большей степени способствовал появлению большого количества культур. В самом деле, только на территории Сирии и Палестины археологи регистрируют около 12 культур позднего палеолита. По всему миру их, естественно, гораздо больше. Мы не знаем ни языков этих племен, ни их истории, мало известно об их интересах и духовной жизни.

По ряду признаков человечество позднего палеолита можно разделить на отдельные группы. Группа приледниковых европейских племен, как видно из названия, проживала на территории Европы, непосредственно примыкающей к ледникам. Этот регион изучен наиболее подробно (особенно Южная Франция и Северная Испания). Именно здесь находятся пещеры Альтамира, Ласко, Ла-Мадлен, Ориньяк, холм Кро-Маньон, стоянка Солютре, породившие большинство терминов, связанных с поздним палеолитом.

20.000 лет назад в донских степях (Костёнки - поселок в 40 километрах от Воронежа) жили представители т.н. костёнковской культуры.

Группа средиземноморских культур обитала в более теплом климате. Причём жили они не только по берегам Средиземного моря, но и на Кавказе, в Крыму, Иране и Индии. Здесь не требовались ни утепленные пещеры - достаточно было шалашей или каменных навесов, ни тяжелая меховая одежда. Эти люди охотились на крупных животных - леопардов, львов, буйволов, жирафов.

Одним из первых проявлений искусства человека как на европейском, так и на американском континентах было изображение рук на стенах пещер. Хотя это — просто контуры рук или их отпечатки («окрашенные руки»), но они, вероятно, были первым выражением концепции формы и способствовали появлению идеи о том, чтоб нечто вымышленное, несуществующее, может быть похожим на реальное, существующее.

Найдены многочисленные изображения ладоней, выполненные красной либо черной краской — вариация цветов, значение которой остается неизвестным для нас. Эти отпечатки исполнены двумя различными способами. Первый заключался в распылении красящего вещества через полую трубку-соломинку, на манер простейшего аэрографа; при этом сама ладонь выполняла роль экрана. В результате получался негативный отпечаток руки, окруженный ореолом в виде красочного пятна произвольной формы. Другие же отпечатки получались путем приложения ладоней, обмазанных красителем, к каменной поверхности стены; так возникали позитивы.

В эпоху Верхнего палеолита появились первые наскальные изображения на темы, связанные с обилием четвероногих животных. Этот тип рисунков не преследовал чисто декоративных целей. На них изображались, главным образом, сцены охоты, в том числе и предположительно связанные со священными ритуалами, имеющими отношение к симпатической магии. Чаще всего встречаются изображения бизонов, лошадей, косуль и диких кабанов; немного реже — изображения лосей, слонов, носорогов и медведей; и совсем редко — рыб, змей и птиц. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Способы их изображения весьма различны: от простого незаконченного силуэта с прорисовкой только головы и хребта, до полностью завершенного изображения с внутренней полихромией.

Исключительная экспрессивность поз и движения изображенных животных свидетельствует о высоком мастерстве рисовальщиков.

При создании этих изображений в некоторых случаях для выделения деталей контура изображаемой фигуры использовались особенности скальных образований, как на рисунке в пещере Коваланас (Кантабрия, Испания). На ней естественный карниз скалы был использован для изображения изгиба спины животного. Живот, в свою очередь, четко очерчен двойной красной линией, которая теряется при прорисовывании головы животного, где можно угадать схематичное направление рогов. Судя по всему, это изображение оленя.

Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким.

Техника исполнения наскальной живописи и большинства мелких произведений искусства не отличается разнообразием.

Прежде всего — краски. Используя природные красители, извлеченные из почвы или глины, и их закрепители, такие, как кровь или жир животных, авторам удалось добиться достаточно широкого цветового спектра, несмотря на то, что они никогда не использовали синие и зеленые цвета. Их цветовая гамма включает в себя коричневые, желтые, красные, черные тона. Особенно бросается в глаза обилие белой краски.

Кроме того, широко использовалась резьба. Чаще всего она встречается на небольших изделиях, а на наскальных изображениях ее можно видеть, как правило, близ выхода из пещер.

В фигурах животных часто можно встретить так называемую «искривленную перспективу». Суть ее состоит в том, что корпус животного виден в профиль, но отдельные его детали, такие, к примеру, как рога или ноги, изображены в фас.

Также нередки случаи, когда на рисунках одни животные «накладываются» на других, относящихся к совершенно иным видам. Масштабы их изображения меняются очень сильно. Одни животные изображены в натуральную величину, другие гораздо больше, третьи — много меньше, чем в натуральную. Даже в одной сцене могут соседствовать различные масштабы изображения животных.

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). По степени насыщенности пещерной живописью особенно выделяются провинции Дордонь, Арьеж и Верхние Пиренеи во Франции, а также прилегающие к Пиренеям с юго-запада испанские провинции Кантабрия и Астурия. В литературе принято обобщенное название этих областей "Франко-Кантабрия". Менее "густо" памятники палеолитического искусства расположены на французской и итальянской Ривьере и на острове Сицилия, две пещеры с живописью открыты на острове Сицилия, две пещеры с живописью открыты на Южном Урале. Большинство из этих пещер и гротов были открыты для науки и стали объектами специального изучения за последние сто лет.

В эпоху палеолита общество состояло из охотников, которые жили изолированно. Социальные связи между ними были очень слабыми. Это было время, когда действовала «экономика выживания». Ее суть в том, что люди не производили потребляемую ими пищу, а добывали ее. От успеха в добыче пищи зависело их существование. Все это заставляет предполагать, что искусство также исполняло чисто практические функции.

Изображения животных на стенах находятся в наиболее отдаленных и труднодоступных местах пещер. Значит, следует исключить возможность того, что эти изображения имели чисто декоративный характер. На рисунках изображены настоящие, естественные сцены охоты. Судя по тому, как были изображены животные, указанные сцены имели магическое предназначение: облегчить охоту на этого животного. Иными словами, посредством такой «связующей магии» во время охоты живое животное должно было получить такую же рану, как и нарисованное. Изображение животного совпадает с объектом охоты (в данном случае, реальное животное): обладать изображенным животным означало обладать и живым животным.

Точно так же частое изображение чувственных женских фигур в их материнском аспекте, с большой грудью и животом, подобные известной «Венере Виллендорфской» выражает глубокое и настойчивое желание как плодородия, так и защиты репродуктивности матери.

Это означает, что натурализм форм эпохи палеолита связан не с принципом декоративизма, а с имитацией реальности в магических действиях. Таким образом, мысль о том, что искусство есть продолжение реальности, никогда не исчезнет полностью.

В рамках палеолитического искусства изображения человека встречаются особенно редко. Изредка можно увидеть человеческие изображения — менее реалистичные, чем изображения животных, — в резьбе или в форме статуэток и крайне редко на рисунках. Как мужские, так и женские фигуры изображены обнаженными. На последних в некоторых случаях видны украшения. Если на мужских фигурах четко прорисованы черты лица (глаза, рот), то на женских это встречается гораздо реже.

Женские изображения этой эпохи представляют собой определенную группу так называемых «венер», хотя их анатомия далека от эталонов стройности. Их вырезанные или изваянные изображения отличаются большими размерами груди и ягодиц, по сравнению с которым голова, руки и ноги выглядят маленькими и тонкими. Статуэтки из камня или слоновой кости, зачастую весьма схематичные и представляющие собой некое подобие двух треугольников, встречаются на пространстве от Сибири до Франции.

За тысячелетия, которые длился верхний палеолит, человеческое общество не стояло на месте - развивалась техника изготовления орудий труда, они сами усложнялись и увеличивалось их разнообразие. Изменялась и техника изображений и их тематика. В соответствии с уровнем развития верхний палеолит делят на три больших периода, особенности которых мы и рассмотрим.

23) Мезолит, или средний каменный век, датируется разному: мезолит Европы - 10-7 тыс. лет, Южной Америки - 6-5 тыс. лет, Ближнего Востока - 12-9 тыс. лет назад Для этих времен характерны черты пе ерехидного периода Обработка камня, дерева и костей совершенствуется Изобретен новые орудия труда Можно говорить о прогрессе в охоте из-за использования лука и стрел, которые начали применять именно в это время Людьми приручен собаку, которая становится теперь домашним животным, в поселениях встречаются и другие животные, которые впоследствии становятся атрибутом хозяйственной деятельности человека-скотовода - корова, овца, св я, коза Рисунки на скалах приобретают более символических форм и определенной условности, свидетельствует об осложнении и углубление интеллектуально-духовной жизни людей (рефлексииефлексії).

Население растет, хотя условия существования остаются тяжелыми, полными опасности, а продолжительность человеческой жизни небольшой, родовые сообщества укрепляются и расширяются Это приводит к появлению новой формы социальной организации людей - племя

В конце мезолита в пределах племя формируются элементы самоуправления: племенная совет, военные и общественные вожди, старейшины и др. Как и в родовой, так и в племенной организации общественное устройство основывает ется на основе матриархата, для которого характерно доминирующее положение женщины, наследования по линии матери, руководящая роль женщины и матери в брачных отношениях В духовной сфере это отражается в ку льтах плодородия, чествовании богинь, в искусстве - в изготовлении культовых статуэток с ярко выраженными женскими половыми признакамми.

Неолит- последний период каменного века - период наступления неолита на разных территориях Земли следует определять не столько по времени, а сколько за признаками, свойственными только этой эпохе Неолит очень часто называют революцией, поскольку за короткий срок происходят разительные качественные изменения во всей популяции людей на земном шаре Вместо одиночных группировок людей, разбросанных по разным уголкам планеты, находим чи тко организовано в племенных структурах многочисленное человечество Последствиями человеческой деятельности покрыты все континенты сравнению с долговременной и медленной эволюцией прежних времен это происходит почти внезапно Люди быстро размножаются, свободных территорий значительно меньше Различные племена все чаще сталкиваются между собой и должны устанавливать правила совместного существованияування.

В неолите происходят как первый, так и второй крупные общественные разделения труда:

выделение скотоводства и земледелия;

выделение ремесла в отдельную область деятельности

Теперь реализуется идея сохранения и воспроизведения того, что надо было искать и долго стремиться Разведение скота, обработка земли и выращивания злаков заменяют сбор съедобных растений и охота Вместо ь общества собирателей и охотников в неолите появляются общество земледельцев и пастухов Позже появляются ремесленники - гончары и ткачи, а изготовление орудий труда становится делом мастеров, посту йно совершенствуются в своем мастерстве В неолите наблюдаем начала металлургииргії.

Концентрация людей в поселениях порождает много новых черт в человеческом существовании Люди испытывают новые вещи окружающей среды, отбирают плоды, злаки, животных для одомашнивания Смело можно говор рыть о зарождении научных исследований и быстрый прогресс в этой области Люди путешествуют на дальние расстояния (например, через Аляску в Америку) и там узнают новые явления и изменяют среду своего иснув Аннння.

В отношениях между людьми психические и духовные аспекты все больше берут верх над биологическими факторами Даже во время военных конфликтов и завоеваний становится правилом определенная ассимиляция между завоевателями и покоренными, а не уничтожение друг друга Политически, экономически, духовно человеческие коллективы пересекаются и сотрудничают между собой Появляются сложные совокупности прав и обязанностей, моральных норм, юридич них кодексов, связанных с межплеменными отношениями Народы постепенно находят окончательное место жительства и благодаря торговли и обмена информацией, объединяются в определенную общемировую сообществноту.

Итакначаты общечеловеческие отношения в разных его проявлениях формируются уже в эту критическую, но вместе с тем решающую и величественную сутки человеческой культуры

Появляются системы письма сначала пиктографического, т.е. рисуночный а потом этот гениальное изобретение совершенствуется, становится более простым и доступным для всеобщего распространения Мышление получает прочный катализатор для своего развития Очень быстро появляются первые образовательные мая адиции, художественные и служебные тексты, а также в эту деятельность вовлекается все большее количество людей На местах многолюдных поселений возникают древнейшие города - Иерихон в Палестине, Анау в Туркестане и Джармо в Иракаку.

Термин "неолитическая революция" впервые ввел английский ученый Гордон Чайлд (археолог, объездивший весь Запад и Восток и погибший в горах Австралии). Он впервые высказал идею о том, что в период неолита произошла революция, но революция, растянувшаяся на тысячелетия (хотя, согласно закону ускорения истории, это вполне соответствовало темпам развития той исторической эпохи).

Суть неолитической революции состоит в том, что человек от присваивающего хозяйства перешел к производящему: от охоты – к скотоводству, от собирательства – к земледелию.

Неолитическая революция была подготовлена развитием обществ, основанных на присваивающем хозяйстве. Между возникновением общины и переходом к земледелию лежит огромный промежуток времени. Для того, чтобы научиться сеять, людям понадобилось более 30 тысяч лет.

Почему так долго? Первичное развитие общества во многом зависит от климата, однако природные богатства не всегда являются источником процветания. Например, в тропиках три хлебных дерева могут прокормить человека в течение года» двенадцати бананов хватает работнику на день (по калорийности), к тому же урожайность бананов в 105 раз больше урожайности пшеницы. Зачем тогда трудиться, выращивать? Всего много, а люди бедны!

Не было техники? Была еще в палеолите: каменные серпы, дисковидные каменные терки, впервые появляется мотыга (палочно-мотыжная техника была одним из самых ранних способов обработки земли, тесно связанных с собирательством). В мезолите появились жатвенные ножи (предшественники серпов). Однако сами по себе все эти орудия не совершили неолитической революции. Техника лишь предпосылка, условие переворота, но не активный двигатель. Движущей силой всегда выступают люди, социум.

Для того, чтобы общество охотников и собирателей приступило к сознательным, настойчивым поискам путей освоения экологической действительности, стало не только собирать, но и производить, нужен был мощный толчок: либо в виде изменения природных условий, нарушившего равновесие человека и природы; либо в виде кризиса, вызванного человеческой деятельностью (истребление животных, демографические сдвиги, влияние извне, со стороны развивающихся обществ). К тому же, чтобы воспринять новое, общество должно быть подготовлено к этому, достичь известного уровня развития. А если этого не происходит, то техника так и остается на уровне предпосылки.

Экологический кризис (кризис присваивающего хозяйства) сыграл свою роль. Главным изобретением в период мезолита было изобретение вкладышной техники, а в частности лука и стрелы. С одной стороны, это временно решило проблему питания (путем охоты на мелких животных) и сэкономило силы человека (раньше он сам бежал с копьем, а теперь за него летит стрела), но с другой стороны, это привело к быстрому уничтожению животных на определенной территории, столь быстрому, что животные не успевали воспроизводиться. И проблему питания необходимо было решать уже на другом уровне.

По поводу возникновения земледелия в науке существует две основные точки зрения:

1. Земледелие впервые возникло в IX-VIII тыс. до н. э. в Передней Азии (Иран, Ирак, Сирия, Турция) и оттуда распространилось по всей планете, попав в Европу в VI-IV тыс. до н.э.

2. Земледелие возникло в самых разных уголках планеты, и теперь трудно представить, где оно было самостоятельным, а где заимствованным явлением.

Вторая фундаментальная идея Гордона Чайлда состоит в следующем:

Неолитическая революция – это универсальная закономерность. Ее пережили разные народы, в разное время, в разных условиях. Через этот период прошли все цивилизованные народы, имеющие государственность, а кто не прошел, тот находится на уровне родового строя.

Почему же революция? Революция, как известно, это скачок, резкий переход от одного качественного состояния к другому, а мы говорим, что неолитическая революция растянулась на несколько тысячелетий. А так как изменения, которые произошли, были просто поразительны, кардинальны, они повлияли на дальнейший ход истории.

Неолитическая революция нас интересует здесь потому, что она создала предпосылки цивилизованной, т.е. городской жизни (первые городища очень древни: мертвому Чатал-Гуюку в Малой Азии – свыше 14 тысяч лет, а живому и ныне Иерихону в Палестине – 10 тысяч лет). Неолитическая революция стала логической предпосылкой возникновения государства.

Таким образом, третья фундаментальная идея Гордона Чайлда состоит в том, что универсальной закономерности было суждено продолжиться в городской революции, в создании территориально-поселенческих групп ранней цивилизации и протогосударственных образований.

Любое развитие имеет положительные и отрицательные стороны. Это относится и к изменениям, произошедшим в ходе неолитической революции. Что изменилось?

Изменился сам человек (а точнее его организм – физиология и психика):

· Переход к производящим формам хозяйства изменил физическую активность человека. Сокращение двигательной активности и ослабление кроветворной функции способствовали уменьшению длины тела и массивности скелета.

· Охота требовала определенной агрессивности, победить мог сильнейший, и путем естественного отбора выживали именно такие люди- Агрессивность проявлялась не только по отношению к животным, но и по отношению к себе подобным. По археологическим данным, на скелетах периода неолита осталось меньше следов травм, по сравнению с предыдущим периодом. А раз теперь выживали не только сильные, объем мозга постепенно увеличивался, менялась форма головы. Таким образом, скелет стал меньше и стройнее, а объем мозга больше. Уменьшился травматизм.

· Если у охотников развивались в основном, зрение, слух, то с развитием земледелия отбор этих качеств замедлился, а следовательно, зрение и слух стали несколько хуже (в социумах охотников практически нет дальтоников).

· Охотникам приходилось питаться мясом, их зубы были крепкими и острыми, но довольно быстро стирались. С развитием земледелия стали употреблять больше растительной и вареной, а следовательно, более мягкой пиши, и естественный отбор привел к уменьшению размера и остроты зубов. С другой стороны, земледелие способствовало возникновению кариеса и других дефектов зубов (причины этого явления недостаточно ясны, хотя доказано, что ему способствует употребление монокультур).

· Что касается внешнего вида, то челюсти стали меньше, увеличились лобные доли. Изменилась даже форма стопы (в обществах охотников преобладают плоскостопные люди), Замедлилась реакция, движения стали более спокойными. В целом, психика стала более устойчивой (оседлость и производимые продукты давали уверенность в завтрашнем дне). Организм перестраивался к оседлому образу жизни.

· Процессы, сопутствовавшие неолитической революции (переход к оседлости, загрязнение среды, вырубка лесов), способствовали распространению инфекционных болезней, усиливавших естественный отбор по различным биохимическим особенностям.

Например, вырубка лесов (а на наших территориях долгое время использовалось подсечное земледелие) создает благоприятные условия для тех видов малярийных комаров, которые распространяются на открытых водоемах (в древности люди всегда селились у волы). При переложной системе земледелия, когда существует множество заброшенных полей, активными переносчиками инфекций являются клещи и грызуны. Так как люди с разными группами крови неодинаково восприимчивы к чуме, тифу, холере и другим инфекционным заболеваниям, отбор привел к тому, что увеличилось количество людей с первой и второй группой крови.

Увеличилась продолжительность жизни.

В период палеолита и мезолита средняя продолжительность жизни людей составляла 25-30 лет. До 40 лет доживали только 26 процентов населения. В неолите и средневековье (до капитализма) средняя продолжительность жизни была 40-45 лет. Старше этого уровня было около 50 процентов населения. Повысились шансы взрослых людей дожить до более позднего возраста.

Продолжительность жизни напрямую зависит от качества жизни (как от уровня экономики, так и качества жизни самого человека, в какой бы стране он ни жил). Например, в СССР средняя продолжительность жизни составляла 68-72 года, за последние десять лет этот показатель значительно снизился и сегодня в Украине составляет 58-59 лет. Для сравнения: средний возраст древних римлян составлял 23 года, хотя они и жили в процветающем государстве. На сегодняшний лень самая высокая продолжительность жизни в Японии – 80 лет. Народы, которые находятся на архаическом уровне развития, продолжают жить мало, например, современные пигмеи живут 21 год, бушмены – 30, австралийские аборигены – 50-51 год.

Увеличились рождаемость.

· При кочевом образе жизни, сидя на лошади, женщина может держать на руках только одного ребенка (имеются в виду маленькие дети до трех лет, которые не могут обходиться без помощи матери). Земледелие дало оседлость, и в то время, когда мать занималась хозяйством, дети могли лежать, ползать, ходить.

· Так как увеличилась продолжительность жизни, люди успевали родить и воспитать на одного-двух детей больше.

· Если раньше дети были обузой, лишним ртом при разделе добычи, то теперь возникала необходимость в них как рабочей силе для земледелия.

Сократилась детская смертность. Для охотников и собирателей было типичным умерщвление от 15 до 50 процентов детей, которых не могли прокормить. Обычай детоубийства существует и сейчас у австралийских аборигенов. В результате всего этого резко увеличились плотность и концентрация населения.

Плотность населения в обществах земледельцев в 100 раз выше, чем в обществах охотников. Иерархическая структура поселений с крупными центрами складывалась в земледельческо-скотоводческой три польской культуре.

С одной стороны, это привело к росту городов, ремесла, транспорта, концентрации знаний; с другой – возникли новые проблемы. Чем выше плотность населения, тем больше болезней. Именно с земледелием связано распространение тифа, холеры и чумы.

Если в доземледельческую эпоху численность человеческих групп регулировалась, в основном, размерами продовольствия, то с возникновением земледелия, главным рейдирующим фактором стали болезни. Именно болезни стали тормозить и рейдировать естественный прирост населения (в стаде эту функцию выполнял естественный отбор).

Почему?

· Кочевой быт сам по себе служил надежной защитой от распространения инфекций. В земледельческих обществах дело обстояло иначе. Люди жили на одном месте, поэтому естественно, что оставались многочисленные отходы от хозяйства, нечистоты, что приводило к загрязнению водоемов и распространению инфекций, при возникновении эпидемии кочевники снимались с места и уезжали, оставляя очаг болезни, и таким образом выживали. Земледельцы уже не могли себе этого позволить (их держало хозяйство, дома и т.п.), и смертность населения от эпидемий в земледельческих обществах была очень высокой.

· Рост населения приводил к истощению природных ресурсов. Уже в древности поля удобряли навозом, что в свою очередь приводило к распространению инфекций (чтобы навоз утратил свое инфекционное воздействие на человека, он должен пролежать в земле 15 лет).

· Хранение зерна всегда привлекало грызунов. Будучи сами невосприимчивы к чуме, они являются разносчиками болезнетворных микробов.

· Кроме того, рост населения стимулировал выращивание не наиболее питательных, а наиболее урожайных культур (пусть хуже, зато всем хватит), возникали монокультуры (только рожь или только рис), что в свою очередь приводило к ослаблению организма и ухудшению генотипа.

Таким образом, создавая экологические кризисы и способствуя распространению эпидемий, рост плотности населения проявляет себя как саморегулирующийся процесс.

Установление прочной оседлости усиливает генетическую дифференциацию, а концентрация населения ее тормозит.

Неолитическая революция привела к двум главным изменениям в обществе:

· К материальному – появлению избыточного продукта в материальном производстве и собственности как основы саморазвития экономики;

· К гуманитарному – появлению в обществе принципиально нового начала – обособлению человека от «целого» и обретению им статуса автономной личности, индивида. А следовательно, возникла социальная необходимость обеспечить его "свободы".

Именно неолитическая революция предшествовала формированию государства. Государство не может возникнуть до неолитической революции, так как ничего не производится. Но государство может и не возникнуть, даже при наличии земледелия и скотоводства. То есть земледелие и скотоводство могут существовать без государства, а государство без них нет.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.015 с.)