Культура Западно-Европейского Возрождения 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Западно-Европейского Возрождения



Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения. Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-европейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального – к буржуазному.
Ренессанс – это эпоха великих открытий. Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столетию, когда становится общеевропейским явлением – это, так называемое, Высокое, классическое Возрождение. В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма. Он развивается как идейное движение, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты выражают требование исторической ситуации – формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Гуманизм как принцип культуры. Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр – могучая и прекрасная личность.
Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный рациональный выбор. Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречивы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, архитектура, изобразительное искусство. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы общественных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Исследователи многократно отмечали, что добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом.
В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и истории, древние – греческий и латинский языки.
Восстановление античного наследия и началось с изучения древних языков. С конца XIII века гуманисты начали активно изучать греческий язык, а на латинском языке были написаны труды гуманистов. Латынь стала языком эпохи Возрождения. Гуманисты были историками, филологами, библиотекарями, любили копаться в старых рукописях и книгах, составляли коллекции древностей. Они стали восстанавливать забытые труды греческих и римских авторов, восстанавливать подлинные тексты вместо искаженных в эпоху Средневековья. Большую роль в распространении античного наследия сыграло изобретение и распространение книгопечатания. Гуманисты проявили большой интерес к античной философии – натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму.
Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока, ведь культура Возрождения формировалась как отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика. Отрицательным было отношение к теологии. Считается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и высказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневековой культуре отрицалось все, что сковывало свободное, творческое развитие человека.
Ренессанс не был полностью светской культурой. Это эпоха переходная, в которой были сложнейшие переплетения, взаимодействия старого и нового.
Особенности художественной культуры Ренессанса. Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения связаны с эволюцией гуманистических концепций. Для литературы раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая, с антифеодальной направленностью, прославляющей предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое Возрождение отмечено рассветом героической поэмы. В позднее Возрождение, характеризующееся кризисом концепции гуманизма и созданием прозаичности складывающегося буржуазного общества, развивались пасторальные жанры романа и драмы.
Отличительными особенностями театрального искусства эпохи Возрождения явилось развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагических и комических, поэтических и буффонно-площадных элементов.
В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникаясь новым гуманистическим мироощущением. Появляются различные жанры светского музыкального искусства – фроттала и вилланелла в Италии, вильянского в Испании, баллада в Англии, мадригал в Италии. Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров – сольных песен, ораторий, оперы.
Архитектура перестала быть «дирижером» оркестра искусств. На первый план выходит живопись. Искусство Возрождения стремилось познать и отобразить реальный мир, его красоту, богатство, разнообразие.
(фото) Занимаясь художественным творчеством, художники выходили через перспективу – в область оптики и физики, через проблемы пропорций – в анатомию и математику и так далее. Художники Возрождения разрабатывают принципы, открывают законы прямой линейной перспективы. При перспективном построении вся картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир. Открытие перспективы имело важное значение: она помогала расширить круг изображаемых явлений, включить в живопись пространство, пейзаж, архитектуру. Соединение ученого и художника в одном лице, в одной творческой личности было возможно в эпоху Ренессанса и станет невозможным позднее.

36) Культура Нового времени. Эпоха Просвещения.
Эпоха Просвещения по праву может быть назв. "золотым веком утопии". Под Пр. понимают прогрессивное идейное течение эпохи становления капитализма, связанное с борьбой против феодальных порядков. Хар-рной чертой Пр. было стремление его представителей к перестройке всех общ-ных отношений на основе разума, равенства и др. принципов, кот., по их мнению, берут начало из "природных прав чел-ка". Основной ф-фской идеей к-ры 18в. стал разум. Изменения в соц.-эконом. сфере жизни периода Пр. повлияли на духов. мир людей, повлияли на их идеалы, огромное значение в этом процессе сыграла лит-ра. В период Пр. вырос соц-льный статус иск-ва. Для эпохи Пр. хар-но наличие худ. направлений, кот. переплетались: сохраняются барокко и классицизм, возникает рококо и романтизм. Основным направлением в ар-ре был классицизм - наследование ар-ры древних Греции и Рима. Широко использовался в Англии. Известным ар-ром был К. Рен, под его рук-ством было построено огромное кол-тво сооружений, великим его достижением был собор Св. Павла, кот. считается шедевром мир. ар-ры. Хар-рной особенностью развития ар-ры было сооружение огромных строений гос-ного и гражданского назначений, распространяется "галантный" стиль во внутренней и внешней отделке дворцов, замков, церквей. Порождением сугубо светской к-ры эпохи Пр. стал стиль "рококо", получивший наиб. совершенное воплощение в обл. прикладного иск-ва. Ар-ра и живопись рококо ориентировались на создание комфорта для того чел-ка, кот. будет созерцать их творение. Во время франц. революции ар-ра во Франции возвращается к классицизму. Этот стиль особенно утвердился во время наполеоновского правления. Строения создавались в четких пропорциях, как во времена импер-ского Рима, всюду встречалась военная атрибутика. Все это подчеркивало мощь империи Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в империи Наполеона 1 наз. ампир (империя). Шедевр франц. классицизма - Площадь Свободы в Париже( Габриэль). Зримым воплощением "лучших миров" для людей эпохи Пр. были сады и парки. В них конструировался утопический мир, альтернативный сущ-щему, отвечавший представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и чел-ка, людей м-ду собой, свободы и самодостаточности чел-кой личности. В композиции парков включ. библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и чел-ским чувствам - любви, дружбе. Можно рассматривать худ-ную к-ру 18в. как период ломки воздвигающейся веками грандиозной худ-ной системы, в соотв. с кот. иск-во создавало модель жизни более значительную, чем земная жизнь. Перед худ-ком впервые открылась возможность свободы наблюдения и тв-тва. Особенно модной была "галантная живопись", кот. изображала светских дам и кавалеров, портреты выдающихся просветителей (Ж.Б. Грез). Иск-во эпохи Пр. использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи совершенно иное содержание. Классицизм означал подчинение чел-ка общ-ной системе. Развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального личностного начала. Как в "галантной живописи", так и в классицизме идет тема возвеличивания импер-ров и знати, а новый романтизм акцентировал внимание на народе. Представитель романтизма Ф. Гойя. Одной из важнейших хар-тик к-ры эпохи Пр. явл. процесс вытеснения религиозных начал иск-ва светским, отражающая повседневность наблюдения худ-ка за реальной жизнью людей, она получает широкое распространение и стремится занять главное место в иск-ве. Парадный портрет уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи появляется "пейзаж настроения"(Ватто, Гейнсборо, Гварди). Восприятие, настроение, отраженное в эскизе устанавливает непосредственную связь между зрителями и худ-ком: рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна. В работах худ-ков усиливается декоративное понимание цвета: картина должна украшать то место, где она находится. Сущ-ной стороной эпохи Пр. было запечатление худ. ср-вами ощущений и наслаждений чел-ка. Важное место в иерархии духовных ценностей занимает музыка, поражающая чел-ка масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков чел-кой души. На развитие музыки эпохи Пр. оказали влияние барокко и классицизм. Вершиной муз. к-рыэпохи Пр. - тв-во Баха и Моцарта. Основоположником классицизма во французской музыке был Люлли. Во Франции и Италии достигает расцвета опера, в Германии и Австрии - оратория и месса( в церковной к-ре) и концерт (в светской к-ре).Также развивается опера, балет, народное песенной тв-во, музыкальный комедийный театр. Одним из ярких примеров оперного иск-ва явл. опера Моцарта "Волшебная флейта". Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни.

Культура Европы 20-21 века

В XIX веке происходит формирование индустриального общества. Оно зародилось в XVIII веке и просуществовало еще до середины XX столетия. В XIX веке на смену домашней фабрике, которая состояла из семьи помещика, слуг и крепостных крестьян либо семьи городского ремесленника, неженатых подмастерьев, вольнонаемных работников и слуг, приходит крупная промышленность с сотнями и тысячами работников на одном предприятии.

Пыльные, неуютные мастерские уступают место просторным цехам, наполненным сложным оборудованием. Ведущими отраслями индустрии становятся металлургия, энергетика, машиностроение, транспорт и химическая промышленность.

Дымящие заводские трубы, быстро растущие городские кварталы, гигантские угольные разрезы, раскинувшиеся на всю страну железнодорожные сети — только внешние признаки этого общества.

Не менее важны внутренние — переход к рыночной экономике, расширение индивидуальных свобод, развитие машинного производства и наемного труда, демократизация общества и становление гражданского самосознания. XIX век — это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук. Появляются первые научно-исследовательские лаборатории, работающие на прямой заказ промышленности. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, применение электричества в промышленности, телефона, радио произвело переворот в науке и технике.

Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных условий жизни и качества питания резко сокращается смертность. Напротив, средняя продолжительность жизни растет. Увеличивается и численность населения. Люди со все большим желанием мигрируют из села в город в поисках более комфортной жизни, культурно разнообразного досуга, лучших возможностей получить образование.

Урбанизация — переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения — становится неотъемлемым спутником другого процесса — индустриализации. Индустриализация — применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или животные. Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию. Благодаря промышленности небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство не прибегая к обработке земли.

Европейская культура не могла не реагировать на экономические и социальные изменения в обществе. И она реагировала, создавая новые художественные ценности и стили, мировосприятие и образ жизни. Художественное своеобразие культуры XIX века определяли три главных стиля — классицизм (неоклассицизм и ампир), романтизм и реализм. Только в конце столетия зарождаются новые направления определившие облик европейской культуры уже XX века.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.01 с.)