Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие российской культуры 20-21 века

Поиск

Культура России на рубеже XX-XXI веков развивалась в сложной политической и экономической ситуации в стране. В культуре происходили резкие, противоречивые изменения. Но несмотря на это, культурная жизнь страны в этот период стала намного разнообразнее. Возрастала роль средств массовой информации, проводилась политика «гласности», начали печататься ранее запрещённые литературные произведения, возвращались культурные деятели, которые ранее были вынуждены покинуть страну. Наибольший расцвет получили такие виды искусства, как кинематограф, театр и музыка.
Кинематограф наиболее ярко смог отразить все существующие проблем в обществе: войны, кризисы страны, криминал, семейные проблемы, мошенничество, беззаконие. В это время начали развиваться различные жанры кино, например, такие, как боевик, драма, комедия, военное кино. В мировом сообществе зазвучали имена русских режиссёров – Н. Михалков, С. Бондарчук, Ф.Бондарчук, С. Бодров, В. Тодоровский, Л. Гайдай и многие другие. Российский кинематограф постепенно стал занимать достойное место среди ведущих кинематографов мира.
Развитие театрального искусства в конце XX века – сложный процесс. Тогда говорили о потере статуса театрального искусства. Театральные постановки стали замещать кино, газеты и журналы. Россия к началу XXI века осваивала мировой театральный опыт минувших десятилетий. Примерно в то же время Запад осваивал театральный опыт России. В итоге, несмотря на все трудности, театр всё же смог противостоять массовым видам искусства, смог не потерять своего зрителя и уже к началу XXI века российский театр занял достойное место на международной арене.
Особое развитие на рубеже XX-XXI века получила популярна музыка, что было отголоском запада. Тем самым интерес к классической музыки угас. Поэтому музыкальное искусство тоже прошло сложный период в своём развитии. Музыка отечественных сочинителей последнего десятилетия прошлого века и нашего времени менее всего зависит от общественной ситуации, это искусство в России стало уделом творчески свободных людей. Композиторы академической ориентации сегодня продолжают активно сочинять музыку. Более того, её развитие, ранее скованное нормами «соцреализма», ныне очень динамично. В настоящее время активное развитие получают различные виды классической музыки: от «камерной музыки» до духовной. Музыканты-исполнители высокого класса, в предыдущие десятилетия ориентированные на Запад, возвращаются на Родину. С трудом развиваясь на новой рыночной основе, высокое искусство постепенно возвращает себе духовный авторитет в обществе. Развитие музыки в конце XX начале XXI века показало и её безграничные возможности развития.

Мировая культура 20-21 века

20-е столетие вошло в историю как самое трагическое и кровопролитное. Его глав. отличит.я черта -- мощный взлет науки и техники на фоне столкновений, революций и войн, краха могущественных империй. Все это не могло не отразиться на развитии культуры, которое в 20 веке характеризовалось чрезмерной противоречивостью.

Мощным фактором развития культуры в 20 веке стала наука. Создание квантовой механики, теории относительности, кибернетики, ядерной энергетики, генной инженерии, компьютерной и лазерной техники, множества др. научно-тех. новшеств изменило научную картину мира. В полной мере проявилась двойственная роль тех. прогресса, кот. дал человечеству материальные блага и удобства, но, с др. стороны, принес неисчисляемые бедствия.

Осн. новации в культуре в пер. пол. 20в., формировались в русле модернизма.

Одним из известных течений модернизма в перв. десятилетии 20в. стал фовизм, представленный именам франц.живописцев -- Матисса, Марке, Руо, Дерена и др. Их объединяло стремление к созданию худ. образов с помощью ярких цветовых гамм.

На протяжении перв.четверти 20в. модным был экспрессионизм. Поборники направл. (нем.худож. Марк, Нольде, Клее, русский худож. Кандинский, австрийские композиторы Шенберг, Берг) провозглашали целью искусства не изображение совр. действит-ти, а своеобразное выражение ее сути в субъективном мире человека.

В перв. четверти 20в. - кубизм. По выражению автора термина "кубизм", Восселя, в картинах данного направл. господствует "множество кубиков". Годом возникновения направл. считается 1907год, когда художник Пикассо выставил свою кубическую картину "Авиньонские девицы" - большое панно, на кот. изображена сцена борделя. Женские фигуры плоскостны, персонажи изображены в розоватом цвете, в геометризированной форме. Предст-ли кубизма Пикассо, Грис, Дюшан, Леже и др.

В перв.пол. 20в. - абстракционизм Суть искусства в том, считают его поборники (Кандинский, Мондриан, Купка и др.), что живопись, освободившись от изображения форм видимой действит-ти, может полнее выразить объективно существующее.

Футуризм перв. четверть 20 в., распр. в Италии и России. Сущность течения -- бунтарский, анархический протест против традиц. культуры Основное средство очищения мира от старой рухляди итал. футуристы Боччони, Балла, Северини и др. видели в войнах и революциях. С восторгом встретив Перв. мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли.

Сюрреализм. Его предст-ли: писатели Бретон, Апполинер, Элюар, Супо, художники Дали, Блум, Эрнст, Миро, драматурги Арто, Шеале, кинематографисты Бергман, Хичкок) провозгласили источником искусства сферу подсознательного -- инстинкты, сновидения, галлюцинации, воспоминания младенческого возраста.

Худ. лит-раXX века гораздо дольше сохраняла верность классическим традициям. В духе реализма создавали свои произведения Голсуорси ("Сага о Форсайтах"), нем. писатель Томас Манн - роман "Доктор Фаустус", франц. писатели Роллан -- автор романов "Кола Брюньон", "Очарованная душа" и Фроис -- роман "Остров пингвинов", америк. писатели Фолкнер, создавший серию романов "Шум и ярость" и др. и Эрнст Хемингуэй - автор романов "Прощай, оружие", "По ком звонит колокол"и др.

В то же время и в худ.лит-ру проникли модернистские новации в т ворч. франц.поэтов Элюара и Арагона, в романах ирландского писателя Джойса, франц. писателя Пруста, нем. романиста Ремарка, австрийского писателя Кафки, австрийского поэта и прозаика Рильке.

Музыкальная культура 20в. более отчетливо, чем худ. лит-ра, характеризуются поисками модернистских средств и форм худ. выражения. Это проявляется в творчестве франц. композиторов Равеля, Лито, Жоливье, рус.композитора Стравинского, англ. композитора Бринттена.

Во вт. пол.20 в. - влияние постмодернизма. Хотя термин "постмодернизм" появился еще в перв.четверти века в работе Р. Панцвица "Кризис европейской культуры", лишь в 1947г. ему придан культурологический смысл в работе англ. социолога и историка А.Тойнби "Изучение истории". В русле постмодернизма развив. тенденции западной философии (Бодрийяр, Делез, Гваттари, Лиотар, Деррида, Кристева и др.), худ. лит-ре (Виан, Эко, Мейлер и др.), живописи (Мерц, Палладино, Фукс и др.), социологии (Бурдье, Гидденс), архитектуры (Стирлинг, Джэнкс), музыки (Шнитке и др.).

Большим своеобразием и противоречивостью отличалось в 20в. развитие культуры в России и др.странах, которые с 1917 по 1991 год были объединены в СССР, а в послед.десятилетия века обрели статус независимых государств

49) Культурология в профессиональной деятельности
Суть в том, что культура тесно связана с экономикой. Она помогает бизнесменам и банкирам, экономистам вести переговоры с различными культурными нациями, решать глобальные финансовые вопросы, находить пути решения сложных сложившихся ситуаций. Так же, большое значение культурология играет при составлении договоров, оформлении документов.

Первоначально экономика означала искусство управления домашним хозяйством. В наше время понятие «экономика» обозначает широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, различные стороны хозяйственной деятельности, финансы, денежное обращение, наконец, экономическую культуру.

Экономическая культура - это комплекс элементов и явлений культуры, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни. Экономическая культура самым непосредственным образом влияет на развитие экономики.

Эта совокупность феноменов сознания включает в себя следующие аспекты:

1) ценности, связанные с экономикой - те или иные экономические блага, в определённой ситуации более или менее предпочтительные;

2) экономические потребности - индивидуальные, семейные, групповые на разных уровнях;

3) нормы в сфере экономики - экономические нормы массового поведения;

4) приоритеты и предпочтения в экономической сфере - выбор людьми тех или иных экономических благ;

5) мотивация экономического поведения - объяснения, оправдывающие действия и поступки, а также выбор ценностей и норм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 17936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.233 (0.012 с.)