Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура культуры и ее элементы

Поиск

Культура - сложная многоуровневая система, ее структура является одной из сложнейших в мире.

Культура как совок-ть матер-х и духов-х ценностей выражает достигнутый чел. уровень историч. развития, а культурный процесс включает в себя способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку. Культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Матер.культура охватывает всю сферу матер. деят-ти. МК включает: 1)культуру труда и матер. производства (орудия труда, технологич. процессы, способы возделывания земли и выращ. продуктов питания); 2)культуру быта; 3)культуру топоса, т.е. места жител-ва (жилища, дома, деревни, города); 4)культуру отношения к собствен. телу и тд. МК изучают археология, этнография, история, экономика и др.

Духовная культура – сфера человеч. деят-ти, охватывающая различные стороны духов. жизни чел. и общества. Она предст. духов. мир каждого человека и его деят-ть по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.д.); сами продукты духовной деят-ти – духов. ценности, научные рез-ты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д. ДК проявляется через общественное сознание (политич., правовое, нравств., эстетич., религиоз., национ., науку и философию) и воплощается в искусстве, литерат-х, архитект-х и др. памятниках человеч. деят-ти. К ДК отн-ся религия, наука, образование, искусство, язык и т.д.

Жесткой линии между матер. и духов. культурой нет. Но приоритет в этом единстве, напр., марксизм отдает матер. основе, считая, что именно она играет решающую роль в развитии культуры. Однако чрезмерное внимание приоритету матер. факторов над духов. негативно повлияло на развитие культуры в целом.

Во всех проявлениях культуры неизменно присутствует человек: его культура вырабатывает свое видение, собств. образ и придает ему ценностный статус. Применительно к человеч. обществу термин «культура» подчеркивает его собственно человеческое, а не биологическое существование. В течение всей активной жизни, путем деят-ти и общения, через самосознание и рефлексию, человек осущ-ет культурный процесс, кот. имеет четко выраженные историч. особ-ти. Однако во все времена от доклассовых общностей до совр. эпохи человечество раскрывается в 3 глав. областях культуры: -отношения человека с природой; -отношения человека с человеком (общественные отношения); -отношения человека с самим собой. Каждая из этих областей м.быть рассмотрена с позиций науки, законов этики и эстетики. В то же время они м.быть оценены по-разному представителями разных школ.

12) Элитарная и массовая культура. Концепции массовой культуры в культурологии.
Слово культура обозначает прежде всего глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе.
Понятием культура обозначают так же для обозначения отдельных сфер и компонентов национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, говорят о культуре труда. Быта, поведения, художественной музыкальной, нравственной, правовой политической культуре.
Элитарная культура (от фр. Elite) это культура особого слоя общества – элиты. Элита в свою очередь это социальная группа, наделенная особыми духовными способностями. Она не обязательно совпадает с верхушкой общества, каждый имущественный, или политически-значимый слой общества может иметь свою элиту. Ее отличительной чертой является наибольшая по сравнению с другими способность к духовной деятельности, наибольшие интеллектуальные, эмоциональные и эстетические способности. Элита является основным создателем культурных ценностей и обеспечивает общественный прогресс. Поэтому художественная культура должна быть ориентирована на ее потребностей.
Концепцию элитарной культуры разрабатывали А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В работе «Мир как воля и представление» Шопенгауэр разделяет людей на две группы «людей гения» способных эстетическому созерцанию и художественному творчеству и «людей пользы» которые ориентированы исключительно на утилитарную деятельность. Ницше в работах «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое слишком человеческое», «Так говорил Заратустра» дополнил концепцию элитарной культуры идеей сверхчеловека, который помимо других своих особенностей наделен так же уникальной восприимчивостью к эстетическим ценностям.
Массовая культура массовой культурой называется совокупность явлений культуру ХХ века, а так же некоторые особенности производства культурных ценностей в указанную эпоху. Они рассчитаны на массовое тиражирование и потребление культурных ценностей. Массовое производство при этом развивается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание. Массовая культура предопределяет отказ от рационального начала в сознании. Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений. Ее целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества. Но по мере развития массовой культуры ее основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного не критического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию.
Формируемое массой культурой сознание многообразно в своих проявлениях. Оно отличается консервативностью инертностью, ограниченностью. Оно не может и не стремится охватить процессы во всей их сложности, взаимодействии и развитии. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые стереотипы. Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторная: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез, в сочетании с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни формирует конформизм. В рамках массовой культуры создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим или моральным факторам.
Существует ряд сфер или элементов культуры, которые играют определяющую роль в процессе развития культуры, к ним относятся: религия, мораль, наука и техника, искусство и др.

13) Субкульту́ра (подкульту́ра, лат. sub — под, + культура) в социологии и культурологии — часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры.
Несмотря на то что всякая культурная эпоха обладает определенной целостностью и мы без особого труда можем выявить ее отличительные черты, сама по себе, «внутри себя» она неоднородна: в любой исторической эпохе наряду с магистральной, официальной и политически поощряемой культурой существуют различные подкультуры, которые могут весьма существенно отличаться от ортодоксальных, т.е. признаваемых правильными, практик. Это объясняется многими причинами, и одной из важнейших является то, что культура включает в себя массу разнородного материала. Еще на заре культурологической мысли И. Г. Гердер, одним из первых попытавшийся осмыслить человеческую культуру как таковую, указывал на те ее элементы, которые, обладая относительной самостоятельностью, тем не менее входят составными частями в общий культурный ансамбль. Наука, религия, мораль, искусство, политические институты, семья, образование, воспитание и другие «элементы» культуры, не нарушая общего гармонического целого, имеют особенные ритмы развития, собственные историю и предысторию, свой набор характерных черт, в которых по-разному преломляются ведущие культурные тенденции эпохи. Более радикально высказывался М. Вебер, настаивавший на том, что любая форма типизации есть не более чем умозрительная абстракция, отвлечение от реальности с целью создания неких стройных моделей, необходимых в процессе познания. Соответственно, то, что мы, опираясь на тот или иной набор характеристических черт мыслим, например, как культуры Древней Греции, средневековой Европы или Возрождения, на самом деле есть очень сложные образования, включающие разнообразные тенденции, стили, традиции, поведенческие и мыслительные регламенты, формы позиционирования себя в жизни и т.д.
Культура как единый организм необычайно сложна, бесконечно многообразна, полна прямых и косвенных противоречий. Отдельный человек не в состоянии ни осмыслить, ни воспринять ее полностью. В любое время и в любом регионе конкретные культуры урбанистических образований существенно отличались от деревенских.
Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды.
Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой.[1]
Однако в основном субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры, а не разрушению ее[2]. Для молодёжных субкультур характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности).
Имидж — самое заметное внешнее проявление субкультур. Характерный имидж для членов субкультуры является маркером, отделяющим «своих», то есть членов субкультуры, от посторонних людей. Это могут быть одежда, прически, татуировки, или особый сленг. Однако как правило, помимо внешних проявлений существуют и другие элементы субкультуры — общие увлечения, мировоззрение, манера поведения, образ жизни.
Субкультуры входят как элементы в единую культуру общества, и могут мирно сосуществовать с массовой культурой. Многие развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. Некоторые элементы субкультур — например, их имиджа и жаргона — могут со временем влиться в общую культуру. Так, многие слова из молодёжного и уголовного жаргонов вошли в русский литературный язык. Для молодёжных субкультур характерна коммерциализация, развитие индустрии атрибутики.
Контркульту́ра — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии контркультура — это течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей традиционной культуры.Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей. Особо ярко выражена контркультура была в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк. В СССР примером контркультуры являлась андерграундная рок-культура). В современном западном мире это движение хардкор-панк.
Динамика развития культуры, предполагающая участие субкультур в эволюционных трансформациях, может входить в стадии резких, революционных преобразований. Субкультура не претендует на то, чтобы стать доминантной эпохой, сменить предыдущий культурный стандарт, превратиться в официальную доктрину. Этим она принципиально отличается от контркультуры, которая, напротив, открыто противопоставляет себя господствующей культуре и притязает на лидирующее положение. Складываются такие ситуации, когда локальные субкультурные образования начинают притязать на универсальность

14) Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, её обязанность или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражена в ее функциях:
1) креативная (творческая) функция культуры является фундаментальной. Все остальные функции так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее. В своем воздействии на природу, в поиске и производстве средств удовлетворения своих потребностей, человек формирует особый мир предметов и ценностей – культуру и в этом процессе он совершает грандиозные творческие усилия, которые не могут совершать животные или насекомые.
«Преодолевая» генный код биологического существа, человек искусственно развивает самого себя, т.е. здесь культура выступает как способ творческой реализации человека, которые чрезвычайно разнообразны.
Но культура не только приглашает личность творить, она же накладывает на неё ограничения. Эти ограничения распространяются не только на социум, но и на природу. Культурные запреты защищают общество от разрушения.
2) познавательная функция тесно связана с творческой функцией. Сам процесс преобразования, изменения связан с глубоким познавательным актом. Без знаний об окружающем мире невозможно было бы сформировать культурный мир. Культура, концентрируя в себе лучшие образцы творчества, выполненные на основе их познания, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.
Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Например, Япония смогла добиться огромного прорыва в своем развитии благодаря этой способности ее культуры. Другие общества, не способные использовать познавательные функции культуры, могут останавливаться в своем развитии, обрекая себя на отсталость.
3) коммуникативная функция - трансляции культурного опыта позволяет осуществлять преемственность культурных эпох, является способом передачи социальной памяти человечества. Разрыв в преемственности культуры приводит к феномену «манкуртизма». Манкурты- это люди, превращенные в рабов, не помнящих своего прошлого и не имеющих будущего, своего рода «зомби». (Ч. Айтматов) Другим носителем своеобразной культуры промежуточного, пограничного состояния является маргинал. Как правило, это эмигрант, люмпен, бродяга, бомж, т.е. человек, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни.
Подчеркивая значимость культурной и, особенно, духовной коммуникации, Б.Шоу приводит простой, но очень убедительный пример. Когда два человека, имеющие по одному яблоку каждый, встречаются и обмениваются ими, то после встречи каждый из них является обладателем одного яблока, но может быть другого сорта. При встрече двух людей, имеющих в голове хотя бы по одной идее и желающих ими обменяться, каждый из них становится обладателем уже двух идей и таким образом происходит их культурный рост.
Способы трансляции культурного опыта указывают на следующую важнейшую функцию культуру.
4) информативная функция реализуется так: культура представляет собой сложную знаковую систему, поскольку все культурные ценности мы воспринимаем через знаковые системы: язык (устный или письменный) – средство общения людей, литературный язык – средство овладения национальной культурой. Тексты литературных документов – это упорядоченная знаковая система, которая может одни и те же тексты представить как алфавитную письменность, иероглифическую, арабскую вязь и др. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (нотография используется для записи музыкальных произведений, полотно художника есть ни что иное как система образов-символов), естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами (формулами, цифрами, чертежами). Компьютерные языки в виде информационных программ являются мощнейшим современным способом передачи информации. И чем совершеннее и разнообразнее информация, тем доступнее познание.
5) оценочная (аксиологическая, ценностная) функция. Попытки коммуникации воспринимаются людьми осознанно и обязательно избирательно. Поэтому воспринимается нами только то, что действительно является для нас ценным и значимым. Это зависит от культурных потребностей и ценностных ориентаций людей. А нравственное и интеллектуальное содержание поступающей информации выступает критерием соответствующей оценки.
Таким образом, эта функция отражает важнейшее качественное состояние культуры, ее ценность и меру полезности для человека.
6) регулятивная функция. Все то, что избирательно было оценено человеком становится его личным культурным достоянием, которое во многом регулирует его поведение, формирует его духовный облик. Проникая во внутренний мир личности, отобранные ценности могут его изменять: обогащать, либо обеднять. Это процесс длительного культурного освоения и от того, что примет человек за ценность, будет зависеть его культурное развитие

Витальный уровень культуры

Этот уровень – первичен, необходим, но ограничен. Человек в любую эпоху, в любом возрасте может оставаться на этом уровне культуры. Тогда все элементы действительности и культуры существуют в отношении к витальным потребностям, как обеспечивающие их удовлетворение. Все интересы и страсти могут уходить сюда. Коммерсант, просто обыватель будет стремиться максимально насытить свою жизнь условиями комфорта, отдыха, развлечения, поддержки и восстановления своей жизни. При этом естественно формируется эгоцентрическое сознание, когда ценен именно “я” и те, кто со мной связан, кто важен мне (корпорация приятелей, семья). Вокруг себя человек формирует слой культуры, где порой представлены все ее сферы и элементы: мораль, религия, право, искусство, любовь, дружба. Но во всем доминируют прагматические тенденции использования, в том числе и культуры, в своих непосредственных жизненных интересах. Для слоя людей, находящихся на этом уровне, характерно использование всего престижного, эффектного, нередко и запретного. У “виталистов” обычно обостренный интерес к власти, к ее наличию и использованию для себя. В этом слое человек чувствует себя удовлетворенно и активно действует на расширение своих практических возможностей. Главное же, что для человека этого уровня культуры характерно отношение к другим людям, в том числе и к находящимся на более высоких уровнях культуры, как к объектам корысти, выгоды. Этот уровень, именно низший, он непосредственно граничит с бескультурьем, с отсутствием культуры. Люди этого уровня осваивают лишь минимум культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.128 (0.016 с.)