Раннеземледельческие культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раннеземледельческие культуры



1. “Неолитическая революция” в культуре первобытного общества.

2. Зарождение мифологии.

3. Основные этапыразвития письменности.

4. Мегалитические сооружения.

5. Центрыраннеземледельческих культур.

1. Следующий период в развитии человечества, повлиявший на дальнейшее культурное развитие в значительной степени неолит. Основное событие, подчеркивающее значимость этого периода – переход от присвоения готовых про- дуктов посредством охоты, рыболовства, собирательства к производству продуктов питания с помощью орудий труда. В 30-е гг. ХХ в. английский археолог Г. Чайлд дал этому процессу определение – " неолитическая революция". В отношении хронологии этого явления среди ученых отсутствует единство. Они сходятся только во мнении, что наступление неолитической революции было не одновременным в различных регионах. Что касается ближневосточного региона, то здесь неолитическая революция датируется X–V тыс. до н. э. Качественные изменения в технике производства привели к следующим явлениям, которые выступают как основные характеристики раннеземледельческих культур: переход к земледелию и скотоводству; переход к оседлому образу жизни, что обусловило демографический взрыв; накопление знаний и опыта и передача их от поколения к поколению; появление перспективы в материальном производстве; зарождение мифологии; закрепление рациональных знаний о мире; появление письменности; развитие в изобразительном искусстве орнамента; появление первых архитектурных сооружений.

2. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляет основной способ понимания мира. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человек, осмысливая окружающий его мир, создает форму мировосприятия, понимания мира и самого себя. Что являли собой первобытные представления о мире? Первичные модели мира стали возникать в эпоху неолитической революции. На первых порах представления о мире укладывались в воспроизводящую акт творения мира космологическую схему: прежде существовал хаос, акт творения положил начало организации космоса, природы, человека, общества, культурных традиций. Мифологическая картина мира шире, чем религиозная, она включает в себя уже понятия о космосе, пространстве. В раннепервобытных человеческих коллективах понятие вселенной ограничивается территорией племени – мезокосм. Позднее формируется целостная модель мира, охватывающая три зоны космоса: небо, землю и преисподнею. Древние космогонии фиксировали все явления природы и культуры2 в виде взаимосвязанных противоположностей: мужское – женское, левое – правое, верх – низ, жизнь – смерть, свои – чужие. Существует целая система таких бинарных противоположностей (до 20 пар). Проецируя эти принципы на первоначальный хаос, человек постепенно приходит к систематизации знаний о мире.

3. Следующим важным признаком является письменность. Существует несколько гипотез по вопросу появления письменности. По одной из них, причинойзарождения письменности стало появление собственности, т.к. самые ранние письменные памятники представляют собой печати. Письменность выполняла роль мнемо-технического средства, то есть использовалась для ведения расчетов, займов, долгов. В соответствии с другой теорией, письменность формируется, чтобы обеспечить функционирование социальных организмов и управление ими (законы). Законы и обязанности граждан должны фиксироваться. Как происходит этот процесс: выделение графической символики среди других форм коммуникаций; выработка графических средств для передачи общего смысла сведений; создание устойчивой системыустойчивых знаков для передачи речевой информации. Первоначально сложилось пиктографическое письмо или пиктография. Содержание сообщения передавалось в виде рисунка или последовательности рисунков. Пиктография сохранилась и до нашего времени (знаки дорожного движения). Пиктография еще не представляла собой письма в собственном смысле слова, так как фиксирует не саму речь, а ее содержание посредством условной символики.

Идеографическое письмо. В этом случае происходит фиксация не отдельных звуков или символов, а целых слов или их частей – морфем. Первоначально идеограммы означали понятия вне зависимости от их устного звучания, то есть звуки и значения могут не совпадать. Разновидностью идеографии является иероглиф. Иероглифическое письмо получило распространение в Шумере, Египте, Урарту, Крите, Китае. На рубеже IV–III тыс. до н.э. происходит переход от рисунчатых иероглифов к скорописной клинообразной графике. На завершающих стадиях развития идеографическое письмо стало словесно-слоговым. Фонографическое письмо – письменность с помощью букв и слогов. Две раз- новидности: слоговое письмо, когда знак обозначает слог (шумерская клинопись); буквенное письмо. Первое буква – знак – письмо - письменность финикийцев, которая известна с 12–10 в. до н. э. Все звуки и буквыв ней согласные. Изменения в искусстве. На смену палеолитическому изобразительному искусству (пещерным росписям) приходит геометрический орнамент, имевший ритуально-символическое значение. 3

4. Появляются монументальные сооружения – дольмены, менгиры, кромлехи, построенные из огромных каменных плит и камней. Менгир – отдельно стоящий на поверхности земли камень, весом в несколько тонн. Возводятся в знак дара божеству, как символ преклонения, чтобы умилостивить божество, или как символ победы. Создавались и своеобразные каменные аллеи – это менгиры, расположенные в ряд, под ними не бывает захоронений. Иногда на них выбивают символ или орнамент. Дольмены – своеобразные погребальные сооружения. Они создавались из плит весом от 3 до 30 т, которые соединены между собой с точностью до миллиметра. Для постройки дольменов выбираются определенные породы песчаника и перемещаются порою за десятки километров. Существует четыре типа дольменов: плиточные, составные, корытообразные и монолиты. Отверстия дольменов закрывались каменными пробками-втулками весом до 150 кг. Кромлехи – многотонные, поставленные по кругу высокие вертикальные камни (плиты) стоят вплотную друг к другу и эти камни между собой перекрыты камнями в виде тщательно обработанного параллелепипеда. Кромлех Стоунхендж (1900– 1600 гг. до н. э.) по предположениям мог использоваться для астрономических наблюдений. Высота плит составляет до 20 метров, вес одного камня - 200 тон. На высоте человеческого роста выбиты после установки изображения. С VII тыс. до н. э. в Передней Азии, Сирии, Палестине появляются жилища, построенные с помощью сырцового кирпича.

5. Древнейшим центром раннеземледельческих культур является Ближний Восток и некоторые, прилегающие к нему области. Для самой Передней Азии выделяется 3 центра: иордано-палестинский комплекс (Иерихон А, Иерихон Б), Малая Азия (Чейюню-Тепеси, Чатал-Хююк), Северная Месопотамия с примыкающими к ней горными областями западного Ирана (Джармо). В Европе – это Балканы. Туркменистан – джейтунские поселения, культура яншао – в течении реки Хуанхэ

Скотоводство

Скотоводы – это кочевники. У них слабо оформляются центры объединений и ремесла. Да и само ремесло ограничено нуждами скромного быта, приспособленного для перемещений, а также – потребностями ведения войн, изготовления оружия. Перемещаясь, скотоводы, неизбежно сталкивались с другими скотоводами и вторгались во владения земледельцев. При серьезных вторжениях происходила ассимиляция, формировались новые общности людей. Нередко победившие скотоводы, становясь элитой смешавшегося (с частью побежденных) общества, усваивали обычаи, традиции, культуру покоренных земледельцев, хотя вносили во все это и что-то свое. Собственно скотоводческие объединения (царства, ханства) как скифское, гуннское или монгольское, были временами очень мощными прежде всего в военном отношении. Они породили некоторые ценности своих цивилизаций, своей скотоводческой культуры: сами приемы одомашнивания и разведения скота, выделки кожи, эпос, песни, нормы отношений и т. д. И все-таки эти объединения оказались менее устойчивыми, чем земледельческие – осёдлые, ценности их культур – менее овеществленными, не столь разнообразными.

Охотники, рыболовы

Огромным шагом вперёд в жизни первобытного человечества, в его борьбе за покорение сил природы явился переход от охоты, собирания растительной пищи и рыбной ловли, как единственных источников пищи, к разведению растений и домашних животных. Именно теперь, в неолите, широко распространяются во многих странах земледелие и скотоводство. Однако значительная часть неолитических племён, обитавших в менее благоприятных или вообще неблагоприятных условиях, препятствовавших переходу к этим принципиально новым, иным, чем прежде, видам хозяйственной жизни, вынуждена была вести прежнюю жизнь охотников и рыболовов.
вся энергия производительной деятельности человека, вся сила его труда были обращены только на добычу и на освоение готовых источников пищи и материалов для изготовления одежды, жилищ, орудий, на использование природных ресурсов в их натуральном виде. Творческие силы и возможности человека оставались ограниченными, скованными прямой зависимостью от природы. Более того, эта зависимость, унаследованная от начальных этапов истории человечества, от тех времён, когда люди ещё едва выделялись из животного мира, накладывала определённый отпечаток и на общий характер жизни, на все условия существования человека. Суровая и опасная жизнь охотников, рыболовов и собирателей каменного века требовала постоянного предельного напряжения сил организма в борьбе с природой. Она была полна лишений и тяжёлого, изнурительного труда. Тяжесть такой жизни сказывалась тем сильнее, что племена эти, как и их палеолитические предки, попрежнему обречены были переносить все капризы и случайности явлений природы. Короткие периоды изобилия животной и растительной пищи сменялись долгими месяцами голодовок, когда старые запасы пищи, если они вообще были, уже иссякли, а до создания новых запасов было ещё далеко. За годами, относительно обильными пищей, нередко шли такие годы, когда самое существование племён охотников и рыболовов оказывалось под угрозой.

27) При изучении культуры древних аграрных цивилизаций в первую очередь необходимо определить, какими признаками характеризуется цивилизационная стадия развития общества. К основным признакам цивилизации следует отнести наличие городов, письменности, сложной социальной структуры и разветвленной системы управления. Создателями первых в истории культуры цивилизаций стали представители земледельческих культур. К древним аграрным цивилизациям относятся Древняя Месопотамия, Древний Египет, Индия, Китай, Япония, Древняя Мезоамерика. Формирование первых цивилизаций происходит в VI – IV тыс. до н.э. Первые цивилизации возникают в условиях действия сходных природно-климатических факторов: на берегах крупных полноводных рек, истоки которых находятся в горах, или же в долинах горных рек (Древняя Мезоамерика); в условиях жаркого климата при незначительных годовых колебаниях температур.

Высокоэффективное земледелие было возможным в этих условиях благодаря строительству ирригационных сооружений, требовавшего коллективного, высокоорганизованного и четко скоординированного труда больших масс людей, централизованного управления этим процессом, что приводило к объединению усилий отдельных земледельческих общин под сильного и энергичного вождя-правителя. Основной чертой политико-правовой сферы древних аграрных цивилизаций становится централизованное управление и неограниченная, абсолютная власть правителя. Главными центрами первых городов в древних аграрных цивилизациях являются дворцово-храмовые комплексы. Производство прибавочного продукта создает условия для существования групп людей, не занятых земледельческим или ремесленным трудом, а специализирующихся на административном управлении. Необходимость учета и контроля за производством и распределением зерна привела к возникновению письменности: первые памятники письменности представляют собой документы хозяйственной отчетности. Абсолютная власть правителя приобретала сакральный (священный) характер, поскольку его деятельность должна была обеспечить жизнедеятельность и безопасность всего общества.

Представителей древних аграрных цивилизаций характеризует своеобразное восприятие времени и пространства, отношение к жизни и смерти, что проявляется особенно ярко в сфере нравственного, художественно-эстетического, гипотетического и философского опыта. Так постоянное наблюдение за жизненным циклом растительности, ее возникновением, гибелью и новым рождением приводит к цикличному восприятию времени, ощущению бесконечности жизни и ее продолжению после смерти, которая не воспринимается как абсолютное завершение жизни. Ярко выраженное трудолюбие, неспешность и тщательность исполнения обязанностей во многом можно рассматривать как следствие подобного восприятия времени и жизни. Дефицит пространства, пригодного для эффективного земледельческого труда, высокая плотность населения в условиях древних аграрных цивилизаций приводит к тому, что в восприятии пространства и организации архитектурной среды у представителей данного типа культуры доминирует вертикаль, что находит выражение в монументальных сооружениях Древнего Востока. В литературном, изобразительном, хореографическом, театральном и музыкальном видах творчества заметной особенностью является преобладание тенденций статики. В условиях иерархически структурированного социального устройства с четко фиксированной и жесткой системой соподчинения, определяющей статус представителей каждой социальной группы, основной сферой проявления человеческой свободы становится внутренний мир. Высоко развитая способность к самонаблюдению, саморефлексии, умение владеть своим душевным состоянием отличают представителей древних аграрных цивилизаций.

Образ жизни земледельцев вырабатывает особую наблюдательность и чувствительность к малейшим изменениям, способность подмечать тончайшие нюансы во внешней среде и собственном духовном мире. Таким образом, малейшая деталь в восприятии представителей древних аграрных цивилизаций наделяется глубоким смыслом и способна стать источником разнообразных эмоций. Данная тенденция проявляется особенно ярко в художественно-эстетическом опыте и искусстве древних аграрных цивилизаций, отличающемся созерцательностью, глубиной и символизмом.

28) Египет
Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4в. до нашей эры. История гос-ва и к-ры Е. делится на неск-ко периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Е. - это было время образования рабовладельческого строя и деспотического гос-ва, на протяжении кот. сформировалась хар-рное для древ. египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Др. и Ср. царства хар-ризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Е. и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В к-рном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников ис-ва, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из егип. пирамид - пирамиды Хеопса, кот. не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры: 146м - высота, а длина основы каждой из 4 граней - 230м. расцветала ар-ра храмов. В Др. Е. все специальные знания концентрировались в небольшой группе людей, кот. составляла властвующая в общ-ве каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Др. Е. впервые в мире возникла практическая медицина, опред. развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древ. египтяне владели также некот. эл-тарными знаниями в алгебре. Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже ф-фские диалоги и полит. трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.235.24 (0.031 с.)