Формирование культуры восточных славян и особенности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование культуры восточных славян и особенности



Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев. С течением времени из массы индоевропейских племен стали выделяться общности с родственными языком, хозяйством и культурой. Одним из таких объединений и стали славяне.

Примерно с 4 в., наряду с другими племенами Восточной Европы, славяне оказались в центре масштабных миграционных процессов, известных в истории как Великое переселение народов. В течение 4-8 вв. они заняли новые обширные территории.

Внутри славянской общности стали складываться союзы племен - прообразы будущих государств.

В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви: южные, западные и восточные славяне. К этому времени славяне упоминаются в византийских источниках как анты.

Южнославянские народы (сербы, черногорцы и др.) образовались из славян, которые поселились в пределах Византийской империи.

К западным славянам относятся племена, расселившиеся на территории современных Польши, Чехии и Словакии.

Восточные славяне заняли огромное пространство между Черным, Белым и Балтийским морями. Их потомками являются современные русские, белорусы и украинцы.

География расселения восточнославянских племен во второй половине 1-го тысячелетия описана в «Повести временных лет».

В 4-8 вв. восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен: поляне (средний и верхний Днепр), древляне (южнее Припяти), хорваты (верховья Днестра), тиверцы (нижний Днестр), уличи (южный Днестр), северяне (реки Десна и Сейм), радимичи (река Сож), вятичи (Верхняя Ока), дреговичи (между Припятью и Двиной), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги, дулебы (Волынь), словене (озеро Ильмень).

Племена славян складывались на основе этнической и социальной однородности. В основе объединения было кровное, языковое, территориальное и религиозно-культовое родство.

Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой полуземлянки, оборудованные печами. Славяне селились, по возможности, в труднодоступных местах, обнося поселения земляным валом.

Основа их хозяйственной деятельности - пашенное земледелие: в восточной части - подсечно-огневое, в лесостепной - переложное. Основными пахотными орудиями были соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части.

Основные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха, бобы. Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности были: скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество (сбор меда).

Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного продукта, и, как следствие, дало возможность самостоятельного существования отдельных семей. В 6-8 вв. это ускорило процесс распада родовых объединений.

Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников стали играть хозяйственные связи. Соседская, или территориальная община получила название верви. Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а лесные, водные угодья и сенокосы были общими.

Профессиональными занятиями восточных славян были торговля и ремесло. Эти занятия стали культивироваться в городах, укрепленных поселениях, возникших в племенных центрах или вдоль водных торговых путей (например «из варяг в греки»).

Постепенно в племенах начало складываться самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образовавшиеся союзы привели к возникновению более крупных общностей.

Во 2-й половине 1-го тысячелетия сформировалась русская народность, основу которой составили восточные славяне.

Культура Киевской Руси

Подключение древнерусской культуры к европейскому культурному пространству существенно ускорило процессы её развития. Русские ремесленники издавна умели получать высококачественную сталь, из которой делали отличное оружие и орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клещи, напильники). Русские купцы в IX веке практически монополизировали торговлю шелком, и до крестовых походов торговля Запада с Востоком шла через Русь. Замечательные по красоте изделия выходили из рук древнерусских ювелиров, которые владели самыми сложными технологиями. Эти изделия высоко ценились в других странах. В казне князя собирались огромные художественные и материальные ценности, так что её специально показывали иноземным послам. Интенсивная торговля шла с Византией, Чехией, Моравией, Польшей, Германией, Скандинавией, Аравией. Вывозили из Руси как ремесленные изделия, так и сырье — знаменитые русские меха, воск, мед, лен и т.п.
Славянские племена имели богатейшие фольклорные традиции. Существовал большой фонд песен, сказок, загадок, пословиц, обрядовых песен и заклинаний. Эпические повествования служили исторической памятью народа. В Х веке возникла новая форма эпоса — былины,. Наиболее известен киевский цикл былин. После принятия христианства письменность получила сильный стимул к распространению, появилось много рукописных книг, в основном памятников раннехристианской и византийской литературы, начиная с библейских книг. Эти книги художественно оформлялись, до наших дней дошли такие памятники XI века, как «Остромирово Евангелие» и Изборник» князя Святослава, обильно украшенные замечательными многоцветными заставками и миниатюрами. Возникла и своя литература, сначала в форме летописей, затем возникли и другие формы. Один из самых известных памятников — «Слово о полку Игореве».
На новый уровень поднялась архитектура и строительство, богатые навыки русского деревянного строительства обогатились византийским мастерством каменного зодчества. В конце Х века в Киеве центр был застроен ансамблем зданий из камня и кирпича, первым на Руси. По всей русской земле началось строительство монументальных соборов, самый известный из которых — киевский храм св. Софии. С храмовым строительством неразрывно было связано искусство живописи в технике мозаики и фрески, а также в форме иконописи. Мозаика на Руси не прижилась, а фресковая роспись и иконопись быстро приобрели неповторимые черты русской национальной культуры. То же произошло и с храмовой архитектурой: храмы, возводимые русскими мастерами, имели совершенно иные очертания, чем византийские.
Распад Киевской Руси в XII веке на отдельные княжества не замедлил культурного развития, а, скорее, привел к возрастанию разнообразия художественных стилей при сохранении общности культурных традиций. В целом развитие русской культуры до этого времени имело характер раннефеодального общества, реализуя ту же логику, что и в Западной Европе. Контакты с Западной Европой и сильное влияние Византии привели к своеобразному синтезу многих существенных характеристик европейской, византийской и собственно русской культуры.
Этот процесс был прерван в начале XIII века татаро-монгольским нашествием.

Московское царство

Дальнейшее развитие русской культуры связано с Московской землей, куда после падения под ударами орд Бату-хана переместился с Киевской Руси центр русской государственности. В XIII — XV веках Русь находилась в зависимости от Золотой Орды, но и в этих условиях Москва стала собирать русские княжества в единое государство. К концу XV века (1480 г.) оно сбросило татаро-монгольское иго, и после этого культурное развитие происходило в едином общерусском русле. Считается, что к середине XVI века завершилось формирование русской народности, а Москва окончательно утвердилась как центр общерусской культуры.
Эта культура теперь приобрела некоторые отличительные черты, имевшие своим источником прежде всего геополитический фактор — положение Московской земли между западным и восточным миром, взаимодействие с ними и одновременно осознание и отстаивание собственной отличности от них. Московские князья, позднее — цари и императоры, прочно усвоили восточный образец жестко централизованного государства, определивший и явный уклон к деспотии. Отсюда идет закрепощение крестьян. В то же время интегрированная в государство христианская Русская православная церковь продолжала играть ведущую роль в формировании менталитета русских людей, их самосознания, системы ценностей. Важное значение для этого процесса имела зародившаяся после падения Константинополя в 1454 году идея особого предназначения Москвы как «Третьего Рима», призванного отстоять христианство, распространить православие на весь мир. Это резко обострило противостояние православия и католицизма, связанное с историческим распространением влияния римско-католической церкви в Литве, в непосредственной близости от московских земель.

Русская культура 18 века

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые коснулись всех областей жизни, но, пожалуй, самыми впечатляющими были в сфере культуры. Они охватили образование, организацию науки, книгоиздательское дело, печать, градостроительство, архитектуру, даже одежду и развлечения. Целью всех петровских реформ была европеизация русской культуры. Вместе с тем целый ряд культурных нововведений диктовался практическими задачами развития торговли и промышленности, перестройки армии и флота, государственных структур.

Широкий размах приобрели геологические изыскания. Велись поиски железных руд на Урале и в Сибири, каменного угля, нефтяных месторождений в западных и восточных районах страны. Известны имена русских изобретателей петровской эпохи: А. Нартов, Я. Батищев, Е. Никонов и др. Андрей Константинович Нартов (1693-1756), "личный токарь" Петра I, был выдающимся механиком своего времени. Он усовершенствовал станки монетного дела, улучшил технику сверления пушечных стволов, проектировал устройство для подъема и установки Царь-колокола в Московском Кремле. Из всех его изобретений особенно выделяются токарные станки.

В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, летний дворец Петра, построенные знаменитым итальянским архитектором Доменино Трезини. Выдвигаются и отечественные зодчие: М.Г. Земцов (здание Двенадцати Коллегий), И.К. Коробов (Адмиралтейство), И.П. Зарудный (Сухарева и Меньшикова башня в Москве).

Начало XVIII века - время постепенного утверждения светской живописи, приходящей на смену иконописи.

Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций.

Важным нововведением петровской эпохи стало принятие в России юлианского календаря. С 1700 г. началом года стало считаться не 1 сентября, а 1 января, а счет лет стал вестись от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, как было до этого принято в России.

Таким образом, в XVIII веке был сделан огромный шаг вперед по сравнению с предшествующим периодом - создана система светских учебных заведений. Однако следует констатировать, что большинство народа (прежде всего крестьянство) продолжало оставаться вне стен школ, училищ, университетов.

Санкт-Петербург

Вначале была река: город начинался с Невы. Нева подготовила идеальное место для крепости, которая была заложена здесь Петром I в ходе Северной войны. Новая крепость была именована "Санкт-Петербург", в честь апостола Петра — хранителя ключей от рая и небесного покровителя императора. Позднее крепость стала называться Петропавловской, а первоначальное имя перешло к городу, возникшему под ее прикрытием.

Дата 16 мая 1703 года считается днем основания Санкт-Петербурга.

Все первые десять лет город строился как крепость, морской торговый порт, стоянка Балтийского флота, но морская торговля превращала его в центр экономической жизни, средоточие промышленности и ремесел. Основанием Александро-Невской лавры и последующим перенесением в нее мощей святого Александра Невского Петр I перемещает в город на Неве и духовный центр страны.

С самого начала строительства Санкт-Петербурга Петр I стремился создать "регулярный город", с четкой планировкой, застроенный по типовым проектам, — некое подобие Амстердама или Венеции. По приказу императора архитекторы Ж. Б. Леблон и Доменико Трезини разработали генеральные планы новой столицы. Были построены: Летний дворец Петра I, здание "Двенадцати коллегий", Кунсткамера, дворец Меншикова.

Все в Петербурге было ориентировано на Европу и, казалось, делалось по ее образу и подобию, ее же зодчими и строителями. Но видно, что-то было заложено в самом питерском характере. Характере необычном, самобытном. Город приобрел власть над творчеством архитекторов чужих краев, несмотря на их гениальные произведения.

Главные памятники:

Крейсер аврора, обелиск городу-герою Ленинграду, памятник М. Горькому, Екатерине 2, ледокол Красин, памятник Ленину, Петру 1, Московские ворота, Казанский собор, Летний сад, Михайловский сад.

Летний сад:

После 1917 года снова стали появляться планы переустройства Летнего сада, дабы здесь могла гулять совершенно любая публика. Однако средств на это не нашлось. Часовня в ограде Летнего сада закрылась в 1918 году.

В 1924 году Летний сад снова пострадал от разрушительного наводнения. Восстановительные работы начали только через десять лет. Тогда, в 1930-х годах, была разобрана часовня в ограде Летнего сада. Была предпринята попытка восстановить центральные ворота, но их поиски не увенчались успехом. Образовавшийся проём пришлось закрыть вновь изготовленным звеном ограды, а двое малых ворот для симетрии сместили к центру.

Во время блокады Ленинграда на территории Летнего сада разместили зенитные расчёты. В Кофейном домике устроили казарму, а в Чайном - склад боеприпасов и оружия. Скульптуры укрыли в земле. На территорию Летнего сада неоднократно падали бомбы и снаряды. Весной 1942 года цветники и газоны были отданы школьникам и учителям окрестных школ для разведения огородов. В связи с этим одна из аллей стала называться Школьной.

После окончания Великой Отечественной войны Летний сад был восстановлен. В Карпиевом пруду поселились лебеди. На территории сада стали гулять ленинградцы и гости города. Здесь играли симфонические и духовые оркестры, устраивались художественные выставки.

В 1970-х годах вандалами в Летнем саде было разрушено значительное количество бюстов и скульптур. С 1984 года оригинальные произведения искусства стали постепенно заменять на копии. Скульптуры страдают от вандалов и в настоящее время.

К настоящему времени в Летнем саде сохранилось 79 скульптур. В 1984 году была проведена реставрация Чайного домика, в котором разместили выставочный зал. Летний сад находится в ведении Русского музея.

Россия в 19 веке

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, — от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока — несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Даже скептический И. Тургенев дал образ русской народной святости в рассказа «Живые мощи». Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества которых уходят в православное икоцописание. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев), а также позднейшие опыты Д. Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова.
В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.
В XIX в., наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы. Например, опера Глинки «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы Пушкина.
Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Кузнец Вакула» («Черевички») П. Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер: от «Майской ночи» и «Снегурочки» до «Садко», для которых общим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Сюжет «Садко» построен на различных вариантах новгородской былины — повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. «Снегурочку» Римский-Корсаков определяет как оперу-сказку, назвав «картинкой из Безначальной и Бесконечной Летописи Берендеева царства».

Серебряный век

Русская культура конца XIX – начала XX веков – сложный и противоречивый период в развитии русского общества. Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции культуры прошлого и новаторские тенденции новой зарождающейся культуры. Происходит передача традиций и не просто передача, а зарождение новых, все это связано с бурным процессом поиска новых путей развития культуры, корректируется общественным развитием данного времени. Рубеж веков в России – период назревания крупных перемен смена государственного строя, смена классической культуры XIX века на новую культуру XX века. Поиск новых путей развития русской культуры связан с усвоением прогрессивных веяний западной культуры. Пестрота направлений и школ – черта русской культуры рубежа веков. Западные веяния переплетаются и дополняются современными, наполняются конкретно русским содержанием. Особенностью культуры этого периода является ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в пестром многообразии школ и направлений науки и искусства с одной стороны, и своеобразной точкой отсчета для анализа всех самых разнообразных культурных артефактов с другой. Отсюда тот мощный философский фундамент, который лежит в основании русской культуры рубежа веков.
Выделяя важнейшие приоритеты в развитии русской культуры конца XIX – начала XX века, нельзя обойти вниманием важнейшие его характеристики. Конец XIX – начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с золотым пушкинским веком, серебряным веком русской культуры.
Этот период в развитии русской культуры связан с подъемом во всех сферах духовной жизни русского общества: отсюда и термин «духовный ренессанс». Возрождение лучших традиций русской культуры в самом широком спектре: начиная от науки, философской мысли, литературы, живописи, музыки и кончая искусством театра, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.
Неповторимость культуры серебряного века обусловлена «пограничностью» ситуации в России, сложившейся к тому времени в России с конфликтом эпох, который с одной стороны представлялся закатом европейской цивилизации (О.Шпенглер «Закат Европы», Н.Бердяев «Кризис искусства»), кризисом христианского сознания, с другой – выходом в обновленную жизнь и искусства, возможно, достичь небывалых творческих достижений. И все это отягощено эсхатологическими настроениями ожидания конца XIX – начала нового XX века – как конца света, как неминуемой катастрофы исчерпавшей себя цивилизации.
Но именно благодаря этим настроениям культура «Серебряного века» необычайно драматична, показательна и неповторима.
Серебряный век русской культуры стремится синтезировать все достижения культуры: искусство – философия, религия – все взаимосвязано - тенденции к взаимопроникновению различных видов не только художественной, но и духовной деятельности в целом налицо. Глобализация истории, глобализация культуры – таковы главные характеристики культуры Серебряного века.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.139.112 (0.008 с.)