Восточные славяне в VI – VIII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восточные славяне в VI – VIII вв.



Славяне, как многие другие современные народы – германские, романские, иранские, индийские – относятся к древнему индоевропейскому языковому сообществу. Однако вопрос о том, кто такие славяне и откуда они пришли, в современной науке остается дискуссионным. Существует масса гипотез не только об исторической прародине собственно славянского этноса, но и о прародине индоевропейцев в целом. Эти гипотезы охватывают географическое пространство от Центральной Европы до Центральной Азии и от 12 до 3 тыс. лет до н.э.

Восточные славяне возникли в результате слияния праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Аналогично происходил процесс образования западных и южных славян. Только в этом случае имело место смешение прасловянского элемента с народами, населявшими Западную Европу и Балканы.

Считается, что праславяне отделились от родственных им балтов в середине I тыс. до н. э. и первоначально их ареал расселения был весьма невелик. Первое упоминание о праславянах под именем венедов встречается в трудах Тацита и Плиния Старшего. Однако сведения эти весьма смутные и неточные. Дело в том, римские авторы не могли определить к кому относятся венеды – к сарматам или германцам. Хотя отмечали, что по быту и нраву венеды ближе всего к германским племенам. Исходя из трудов Тацита, предки славян занимали в ту пору территорию современной Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины. Ко II веку н. э. славяне заселили Прикарпатье и часть побережья Балтийского моря. Вероятно расширение этнической территории славян продолжалось и в III-IV вв.

IV-VII века нашей эры получили название эпоха «Великого переселения народов». Кочевые племена гуннов, аваров, аланов двинулись с Востока в Европу. Из Скандинавии в Причерноморье проникают германские племена готов. Гуннское нашествие привело к значительным перемещениям населения степной и лесостепной полосы. Есть основания утверждать, что «Великое переселение народов» дало значительный стимул к расширению территории занимаемой славянами. Едва ли не главными врагами гуннов были германские и иранские племена, которых завоеватели оттесняли на запад. Хотя славяне, скорее всего, не были союзниками гуннов, они использовали сложившуюся ситуацию в свою пользу. В V веке продолжается движение славянских племён на запад, где они оттесняю германцев за реку Эльба. С конца V века начинается славянская колонизация Балкан, где они довольно быстро ассимилировали местное население: иллирийцев, далматов и фракийцев. Аналогичное движение славян происходило и на восток, в области современной Украины и Великороссии. В лесостепной полосе после гуннского нашествия местное население значительно уменьшилось, а в лесной оно никогда и не было многочисленным.

Византийские писатели VI века делят славян на две группы. Западную часть славян они называли склавины или склавии. Кроме того, византийцы упоминают антов, которых они считают особой группой славян. Возможно, от склавинов произошли современные западные славянские народы, а от антов – восточные. Византийские авторы выделяли антов как храбрейших из славян. Они обитали на территории от Днестра до Днепра. Анты и склавины, как правило, враждовали друг с другом. Этим умело пользовались византийцы, ещё больше сталкивая своих северных соседей. К сожалению, конкретные сведения об антах практически отсутствуют. Хронологические рамки существования Антского союза приходятся приблизительно на 30-е годы VI века – первые годы VII века. В дальнейшем он был сокрушён аварами, которых подговорила это сделать Византийская империя.

Кроме Антского союза источники позволяют предположить существование в VI-VII вв. ещё одного политического объединений восточных славян в Прикарпатье под названием Валианна. К сожалению, все ранние известия о славянах во многом не ясны и не поддаются точной географической и хронологической идентификации. Более достоверную информацию предоставляют русские летописи, дополненные византийскими, арабскими и другими иностранными источниками. Однако летописные известия были записаны не ранее XI века, когда память о первоначальных славянских объединениях начала стираться.

Происхождение термина «славяне» до сих пор не объяснено. Возможно, он связан со «словом», и так наши предки могли называть себя в отличие от народов, речь которых они не понимали (немцы). Тем не менее, термин «славяне» появился не сразу и не вдруг стал общеупотребительным. Не исключено, что древнейшее название было всё-таки венеды. Но так могла себя называть только часть предков славян, тогда как другие могли носить иные наименования. И только позднее (VI-VII вв.) утвердилось общее название славяне (словене).

Восточные славяне постепенно осваивали занятые густыми лесами пространства современного центра России. Древнейшим его населением были финно-угорские (чудь, весь, емь, эсты, мордва, черемисы, пермь, печора, ямь) и литовско-балтийские (пруссы, голяды, судены, корсы, ятвяги, литва, жмудь, латыши) племена. Разрозненные в политическом отношении и в большинстве своем находившиеся на более низшей стадии социально-экономического развития, эти племена подчинялись культурному влиянию славян, ассимилировались с ними; уступали без значительной борьбы часть своей территории, уходя на север, северо-восток, запад и северо-запад. Из-за взаимной ассимиляции славянского, угро-финского и балтийского населения все эти племена и народы можно, по мнению некоторых антропологов, считать предками современных русских, украинцев и белорусов.

Однако взаимоотношения восточных славян далеко не со всеми соседями были столь же мирными, как с угро-финами и балтами. На восточных и южных окраинах своей территории славяне постоянно испытывали натиск кочевых племен. Так, уже в ходе упоминавшегося «Великого переселения народов» славяне участвовали в готско-гуннской войне V в. н.э.; после поражения гуннов славяне на краткий срок вновь появились на исторической арене, как самостоятельный этнос, но в VI в.н.э. на них обрушилась новая волна кочевников – авары. Они заставляли славян платить дань Аварскому каганату и даже использовали славянских женщин как ездовой скот.

Внутренняя слабость Аварского каганата привела к его быстрому краху: уже в 90-х гг. VIII в. н.э. авары были окончательно разгромлены франками Карла Великого и в дальнейшем ассимилировались народами Западного Причерноморья и Подунавья (В языке восточных славян осталось лишь выражение: «изгибоша, аки обре», т.е. «погибли как авары»).

В VII-IX вв. н.э. славяне столкнулись с новыми народами – болгарами, уграми (мадьярами), хазарами. В Приазовье болгары создали государственное объединение «Великая Болгария», а хазары в Прикаспии - Хазарский каганат. Вскоре последовало присоединение «Великой Болгарии» к Хазарскому каганату. После этого часть болгар отошла на северо-восток, образовав впоследствии в Поволжье государство «Волжско-Камская Болгария», активно торговавшее с восточными славянами в X-XI вв., а также время от времени становившееся объектом военных походов первых русских князей.

Другая часть болгар перебралась на Балканы и покорила семь славянских племен. Эти болгары быстро ассимилировались со славянским населением и создали новое государство – Дунайскую Болгарию, - ставшее позднее территорией столкновения интересов Византийской империи и Древнерусского государства. Расцвет культуры, просвещения в Дунайской Болгарии в IX – начале XI вв. оказал большое влияние на культурное развитие соседних государств и народов, в том числе восточных славян.

Хазары же в VIII в. после опустошительного похода арабов отступают из Предкавказья в волжские, донские, донецкие степи, активно осваивая новые пространства. В первой половине IX в. многие народы и государства Юго-Восточной Европы, в том числе ряд славянских племенных союзов (поляне, северяне, вятичи) находятся в даннической зависимости от каганата и являются его вассалами. Но уже в 862 г. варяжские витязи Аскольд и Дир освободили полян от хазарской дани и сами стали править в их земле. Позднее князь Олег отнял у хазар уже два даннических славянских удела – северянский (884 г.) и радимичский (885 г.), а два военных похода Святослава (964 и 965 гг.) привели к тому, что это государство исчезло с лица земли.

Опустевшие в период упадка Хазарии днепро-донские степи были заселены венграми (мадьярами). Однако здесь эти угро-финские скотоводы пробыли сравнительно недолго, откочевав в Центральную Европу. В IX в. их сменили печенеги, неоднократно совершавшие сокрушительные набеги на русские земли и окончательно разгромленные Ярославом Мудрым в 1036 г.

Отношения славян (а позднее Древнерусского государства) с кочевниками все же не стоит сводить только к военным столкновениям. Существуют данные о торговле Руси со Степью (в том числе в X-XIII вв. с печенегами и половцами); об участии некоторых постепенно ассимилировавшихся со славянами и «оседавших» кочевых племен в защите границ Киевского государства.

Наиболее могущественным южным соседом восточных славян и Древней Руси была Византийской империя, на территорию которой славяне уже с VI в. н.э. совершали набеги, что, в свою очередь, способствовало обогащению племенной верхушки славян и ускорению распада у них первобытнообщинного строя.

С севера, из Скандинавии, на земли восточных славян в VIII-IX вв. проникают норманны (варяги). Они предпринимают попытки захвата территорий славян, основывают своеобразные «фактории» - центры торгово-ремесленного обмена (пример – Старая Ладога); позднее – нанимаются на службу к русским князьям. Норманнский элемент (так же, как и греческий, тюркский, кавказский, уже упоминавшийся угро-финский и балтский) сыграл немалую роль в формировании древнерусской народности, материальной и духовной культуры.

Главным занятием восточных славян являлось земледелие в сочетанием со скотоводством и различными промыслами. Чем севернее обитали славяне, тем большее значение приобретали промыслы. Тем более, что во внешней торговле большую роль играл экспорт пушнины, которой были так богаты славянские земли.

Процесс социально-экономического развития у восточных славян протекал неравномерно. Очень быстро развивались племена, жившие на Среднем Днепре и в Приднестровье. Здесь были весьма благоприятные для земледелия условия, кроме того, славяне унаследовали многовековой сельскохозяйственный опыт жившего здесь иранского и фракийского населения. В этих районах с давних пор развивалось пашенное земледелие, и часть полученного продукта вывозилась на рынки Причерноморья. О стабильности этих торговых отношений говорят многочисленные клады римских и византийских монет. В то же время на остальной территории Восточной Европы еще долго господствовало подсечное земледелие. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Три-четыре года участок давал неплохой урожай, потом земля истощалась, и приходилось переходить на новое место. Такой вид земледелия требовал большого объема работ, а значит, коллективной организации труда и общинной собственности. Таким образом, подсечное земледелие консервировало первобытные отношения в виде патриархальных семейных общин.

К IX веку появление новых земледельческих технологий и орудий труда делают повсеместно доступным ведение самостоятельного хозяйства каждой малой семье в отдельности. На смену патриархальной семейной общине приходит территориальная сельская община, состоящая из малых семей.

Славяне VI-IX вв. н.э. возделывали рожь, пшеницу, просо, гречиху; разводили крупный и мелкий рогатый скот, птицу; в качестве подсобных промыслов занимались охотой, рыбной ловлей и бортничеством (сбор мёда диких пчёл).

Важным изменением в жизни славян в VII-IX вв. явилось отделение ремесла от сельского хозяйства. Раньше всего обособляется обработка металлов и гончарное производство; затем появляются другие ремёсла – камнерезное, слесарное, бондарное, ювелирное и т.д. Ремесленники изготавливали из железа орудия труда и оружие; владея приемами зерни, скани, эмали, создавали замечательные украшения. Славяне были замечательными умельцами по обработке кости.

Поселения ремесленников со временем превращались в места производства и обмена товаров, политико-административные, культурные, религиозные центры, т.е. в города. Нередко города располагались на месте старых племенных святилищ или оборонительных сооружений. Так возникли Ладога, Ростов, Киев, Суздаль, Переяславль, Псков, Новгород, Белоозеро, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск.

В города на торг съезжалось окрестное население, приезжали купцы из других городов Руси и даже других стран. Торговали в основном хлебом, мехами, солью, воском, полотнами, мёдом, скотом и рабами. Главными путями сообщения были реки, по которым и располагались города. В качестве средств обращения на Руси использовались меховые деньги (куны, резаны, векши, ноганы и др.), а также восточные, византийские и западноевропейские серебряные монеты. С конца Х в. на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету, которая затем уступила место золотым слиткам – гривнам.

Селения славян укреплялись обычно валами и рвами. Дома были небольшие (25-30 кв.м.), наземного и полуземляночного типа. Отапливались дома печами без дымохода, сложенными из камней и глины.

Таким образом, уже в VI – VIII вв. н.э. восточные славяне достигли значительного уровня производительных сил, ни в чём не отставая от других народов Европы.

Общественный строй славян этого периода характеризуется как «военная демократия». У славян шло имущественное и социальное расслоение, племенная знать (старейшины, вожди) накапливала материальные ценности. Существовало у славян и патриархальное рабство. Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленники отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных.

Согласно известной летописи «Повесть временных лет» написанной в XII веке монахом Нестором, у восточных славян в VIII–IX вв. наряду с интенсивным распадом родоплеменных отношений шёл процесс создания крупных племенных групп (союзов); причём у каждого из союзов было своё «княжение». Эти союзы, представлявшие собой довольно стабильные политические объединения и сложные этнические общности, размещались следующим образом: в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины обитали многочисленные кривичи, расселявшиеся на север и северо-восток. Часть кривичей, заселивших берега реки Полоты, назывались полочанами. У реки Волхов и озера Ильмень жили словене; в Полесье, между Припятью и Березиной – дреговичи, между Сожем и Ипутью – радимичи. По рекам Десне, Сейму, Суле тянулись земли северян; в верховьях Оки, расселяясь всё дальше вниз по течению, жили вятичи, по берегам Среднего Днепра обитали поляне. По рекам Уж и Тетерев лежали земли древлян; на Волыни жили дулебы (волыняне), по склонам Карпатских гор – хорваты, а от низовьев Днепра до устья Дуная протянулись земли уличей и тиверцев.

Племенные союзы состояли из нескольких племён, а те, в свою очередь, из нескольких поселений (от 3 до 15). Высшим органом власти в VI–VIII вв. было народное собрание (вече), решавшее все важные вопросы. По данным источников, в VIII–X вв. у восточных славян начинается процесс феодализации общества, появляется феодальная собственность на землю. К сожалению, письменные источники о феодальном землевладении чрезвычайно скудны. Мы знаем, что такие города, как Белгород, Изяслав, Вышгород (а также расположенные вокруг них сёла) принадлежали князьям. Но нет никаких сведений о том, как шёл процесс развития феодальных отношений у восточных славян. Очевидно, это происходило примерно так же, как в Западной Европе.

Процесс имущественной дифференциации у варваров (германцев, славян) влёк за собой появление аллода, т.е. свободно отчуждаемого земельного надела, принадлежавшего лично свободному общиннику, а не общине. Родоплеменная знать постепенно превращалась в землевладельцев-феодалов, захватывая свободные, неиспользуемые земли и сажая на них пленников, челядь и холопов (рабов); получая землю как военную добычу или на правах держания от верховного правителя на условии несения военной службы (бенефиций) с последующим превращением этого участка в феод или вотчину, т.е. привилегированное наследственное держание. Князь, бояре, дружинники захватывали земли свободных общинников, экономическими и внеэкономическими методами превращая их в феодально зависимых людей.

Славяне VI – IX вв. были язычниками, обожествлявшими сначала силы природы; позднее поклонявшимися Роду – древнему землевладельческому божеству – и рожаницам – богиням благополучия и плодородия. В последний перед принятием христианства период оформляется уже целый пантеон языческих божеств (Ярило – бог солнца; Стрибог – бог воздушной стихии; Велес или Волос – покровитель скота, а также музыки и песен; Мокошь – покровительница женщин, домашнего очага и хозяйства и др.) во главе с богом грома и молнии Перуном, превратившимся в княжеско-дружинного бога войны. Славяне поклонялись также колодцам, камням и озёрам, рощам и отдельным деревьям. Священным деревом у них был дуб; священным животным – кабан, конь, медведь, козёл, змея, кукушка, ворон. Богам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведённых местах – требищах. В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые жрецы – волхвы и кудесники, которые молились и совершали различные обряды на требищах, а также в капищах (языческих храмах). На основе язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество – песни, заклинания и заговоры, былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки.

Таким образом, на рубеже VIII–IX вв. у восточных славян заканчивается переходный период от первобытнообщинного строя к раннему феодализму, происходит деление общества на классы – сословия феодального общества. К концу IX в. восточные славяне уже стояли на пороге возникновения государственности. Вопрос о том, каким будет это государство, какое племя станет центром восточнославянского мира и начнёт подчинять других. Было возможно и возникновение на территории Восточной Европы нескольких государств (как у западных и южных славян).

 

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Большинство ученых поддерживают мысль академика Б.Д. Грекова о феодальном характере Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений стало с IX века ведущей тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси.

В исторической науке еще в XVIII веке возник спор об образовании государственности у восточных славян. Долгое время общепризнанной считалась Норманская теория. Авторами ее были приглашенные в XVIII веке в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А. Шлецер. Историки - норманисты ссылаются на «Повесть временных лет» - древнейший русский летописный свод. Летописное предание рассказывает, что в 862 г. для прекращения междоусобиц жители Великого Новгорода отправили послов в Скандинавию с предложением варяжским вождям стать их правителями. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет». На приглашение откликнулись три брата-варяга: Рюрик, стал править в Новгороде, Синеус- в Белоозере и Трувор в Изборске. С этого события и началось создание государства у восточных славян.

Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов. Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные вза­имные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и соци­ально-политические институты славян, а также на их язык и культу­ру. Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Госу­дарственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действи­тельно имел место, говорит не столько о возникновении русской го­сударственности, сколько о происхождении княжеской династии. Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь. Во главе Киевского государства стоял князь, который именовался Великим князем; на местах управляли зависимые от него князья. Великий князь не был самодержцем; скорее всего, он был первым среди равных. Великий князь управлял от имени своих ближайших родственников и ближайшего окружения — крупного боярства, сформировавшегося из верхушки княжеской дружины и знати Киева. Титул Великого князя передавался по наследству в роду Рюриковичей. После кончины Великого князя киевский престол занимал старший сын, а после его смерти по очереди остальные сыновья.

В государственной структуре Киевской Руси наряду с монархической ветвью власти имелась также и демократическая, «парламентская» ветвь — вече. На вече участвовало все население, кроме рабов; бывали случаи, когда вече заключало с князем договор, «ряд». Иногда князей заставляли присягать вече, особенно в Новгороде. Основной силой, на которую опиралась власть, было войско. Оно состояло из двух частей: из княжеской дружины и народного ополчения.

Дружина составляла основу войска. По варяжскому обычаю, дружинники сражались пешими и были вооружены мечами и секирами. Народное ополчение созывалось в случае больших военных походов или для отражения нападения неприятеля. Часть ополчения выступала пешим строем, часть садилась на коней. Народным ополчением командовал тысяч­ник, назначаемый князем.

В развитии Древнерусского государства традиционно выделяют три основных этапа:

1. Раннефеодальный (IX - X вв.);

2. Расцвет Древнерусского государства (конец X - XI вв.);

3. Феодальная раздробленность. Распад государства (конец XI-XII вв.).

Во время первого этапа происходило присоединение восточнославянских племен к Древнерусскому государству. На момент образования Киевская Русь протянулась узкой полосой по Днепру, и процесс покорения всех восточнославянских племен затянулся еще на столетия. Киевский князь Олег (882—912) согласно «Повести временных лет» покоряет уличей, тиверцев, древлян. Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на сво­его южного соседа. Так, еще в 860 г. Аскольд и Дир предприняли на этот раз удачный поход на Византию. Еще большую известность получил договор Руси и Византии, заключенный Олегом. В 907 и 911 гг. Олег с войском дважды успешно воевал под сте­нами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками, составленные, как записал летопи­сец, «на двое харатьи», т. е. в двух экземплярах — на русском и греческом языках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства.

После Олега княжил Игорь (912-945). В его княжение в 944 г. был под­твержден договор с Византией на менее выгодных условиях. При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летопи­си,— восстание древлян в 945 году. Сбор дани в древлянских землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом, чье обогащение вы­звало ропот в дружине Игоря. Игоря погубила его страсть к стяжательству. Он решил взять двойную дань с древлян, которые до этого исправно ему платили. Древляне перебили княжескую дружину и захватили самого князя. Потом они нагнули два дерева, привязали к ним Игоря и, отпустив деревья, разорвали его надвое.

После смерти Игоря остались вдова Ольга и сын Святослав, которому в то время было четыре года, поэтому править Русью стала княгиня Ольга. С именем княгини Ольги летопись связывает проведение в 946—947 гг. ряда мероприятий, направленных на укрепление княжеской власти в пределах сельских территорий: нормирование повинностей, получавших регулярный характер, устройство погостов как постоянных центров сбора дани. По возвращении из своего затянувшегося путешествия в Византию Ольга официально передала княжение своему сыну Святославу. К тому времени, в свои 16 лет он был уже вполне взрослым и весьма опытным юношей. Святослав покорил жившее по Оке славянское племя вятичей, до тех пор остававшееся независимым, ходил на хазар, победил их, взял их главный город на Дону - Белую Вежу. В 967 году, по приглашению греческого императора Никифора, приславшего ему деньги, Святослав пошел на дунайских болгар, завоевал их землю и остался в ней жить. На самом деле Никифор пытался столкнуть Русь с Болгарией, а потом уже поодиночке подчинить их своему диктату. Но Святослав, наоборот, помог болгарам освободиться от византийского влияния. Греки скоро почувствовали угрозу безопасности своей империи. Чтобы отвлечь Святослава, Никифор спровоцировал нападение печенегов на ослабленный в военном отношении Киев. Святослав вернулся в Киев и прогнал печенегов, но не остался на Руси, а вернулся в Болгарию, где, несмотря на свою необыкновенную храбрость, не смог осилить греческого войска. При возвращении на Русь он был убит печенегами при днепровских порогах в 972 году.

После смерти Святослава князем Киевским стал его старший сын Ярополк, по своим убеждениям — христианин, однако позднее он был вынужден уступить власть Владимиру. В 988 году при Владимире в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от чест­ного исполнения ими своих обязанностей на земле. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние ви­зантийской, через нее и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митропо­лит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные об­ласти Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину» (термин происходит от размеров налога, со­ставлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впо­следствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлени­ях, нарушениях нравственных и семейных норм. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического разви­тия. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Чтобы укрепить свою власть в различных частях обширного государства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные города. После смерти Владимира между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.

Один из сыновей Владимира, Святополк (1015-1019), захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его братьев — Борис Ростовский, Глеб Муромский и Святослав Древлянский.

Занимавший престол в Новгороде Ярослав Владимирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников-варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019-1054).

В 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили государство на две части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а территория западнее Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси.

Время Ярослава — это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы. В 1036 году у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенежские орды, и с тех пор они перестали являть собой сколько-нибудь заметную угрозу русским землям. В память об этой великой победе на месте решающего сражения был построен храм собора святой Софии. Воздвигая в Киеве храм, подобный крупнейшему храму православного мира - собору святой Софии в Константинополе, Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. Парадный въезд в город украшали великолепные Золотые ворота. В самом Киеве имелось 400 церквей, 8 рынков и пребывало множество народа. Киев по праву превратился в крупнейший экономический и политический центр государства. В нем широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Чтобы подчеркнуть могущество Руси, ее равенство с Византией, Ярослав, без согласования с константинопольским патриархом, назначил на Руси главу церкви - митрополита. Им стал русский церковный деятель Илларион Берестов, тогда как прежде митрополиты присылались из Византии. Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных пра­вил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения). Для того времени важ­нейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Яро­славу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Яросла­ва»).

«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближай­ших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Зако­ны Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали поль­зоваться такими же правами, как и киевские.

«Русская Правда» говорит о различных общественных сословиях того времени. Большую часть населения составляли свободные общинники — «людины», или просто «люди». Они объединялись в сельскую общину — «вервь». Вервь обладала определенной территорией, в ней выделя­лись отдельные экономически самостоятельные семьи. Вторая большая группа населения — смерды; это было несвобод­ное или полусвободное население княже­ского владения. Третья группа населения — рабы. Они известны под разными названи­ями: челядь, холопы. Челядь — раннее название, холопы — позднее. «Русская Правда» показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде; за его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал. Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068—1072 гг. Наибо­лее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в ре­зультате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Ярославичи) — Изяслав, Святослав и Всеволод — от половцев. Восстания конца 60-х — начала 70-х го­дов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Рус­ская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правда Ярославичей» (в отличие от первой части кодекса — «Правда Ярослава»). «Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разни­цу в плате за убийство различных категорий населения, отразив за­боту государства о защите собственности, жизни и имущества фео­далов.

Начиная с 30-х гг. XII в. Русь уже необратимо вступила в полосу феодальной раздробленности, которая стала законо­мерным этапом развития всех крупных государств Европы в период средневековья. Если ее ранние проявления еще гасились силой инерции, волей таких выдающихся государственных деятелей, как Владимир Мономах и Мстислав, то после их ухода с исторической арены новые экономические, политические, социальные тенденции властно заявили о себе.

К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. В начале XIII в. их стало уже около 50. Русь в течение XII в. стала политически похожа на лоскутное одеяло.

Конечно, одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные княжеские разделы земель между Рюриковичами, их бесконечные междоусобные войны и новые переделы земель. Однако, не политические причины лежали в основе этого явления. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились и развились крупные вотчинные хозяйства, владения монастырей и церквей. В каждом из этих центров за спиной местных князей встали выросшие и сплотившие­ся феодальные кланы — боярство со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархии.

Становление в рамках Руси самостоятельных княжеств проходило на фоне бурного развития производительных сил общества, прогресса сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли, усиливавшегося обмена товарами между отдельными русскими землями. Усложнилась и социальная структура русского общества, более определенными стали его слои в отдельных землях и городах: крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, включая холопов. Развивалась зависимость от землевла­дельцев сельских жителей. Вся эта новая Русь уже не нуждалась в прежней раннесредневековой централизации. Отдельные земли, отличавшиеся от других природными, экономическими условиями, все более обособлялись. Для новой структуры хозяйства нужны были иные, чем прежде, масштабы государства. Огромная Русь с ее весьма поверхностным политическим сцеплением, необходимым прежде всего для обороны от внешнего врага, для организации дальних завоевательных походов, теперь уже не соответствовала нуждам крупных городов с их разветвленной феодальной иерархией, развитыми торгово-ремесленными слоями, нуждами вотчинников, стремящихся иметь власть, близкую их интересам,— и не в Киеве, и даже не в виде киевского наместника, а свою, близкую, здесь, на месте, которая могла бы полно и решительно отстаивать их интересы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.055 с.)