Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восточные славяне, условия становления их цивилизации (VI- VIII вв. ).Стр 1 из 6Следующая ⇒
Восточные славяне, условия становления их цивилизации (VI- VIII вв.). До VI в. славяне занимали территорию примерно от верховья Одера до среднего течения Днепра. Расселение славян происходит в эпоху Великого переселения народов (в VI-VIII вв.) под влиянием движения населения европейской части континента. Кроме того, были и другие причины расселения, как то - появление пашенного земледелия (потребность в увеличении территории), расслоение общества, выделение знати. Расселение славян происходит по трем направлениям: на юг – на Балканский п-ов, на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы, на восток и север – по Восточноевропейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. В ходе расселения у Восточных славян шел процесс разложения первобытнообщинного слоя, образования госу-дарства, развития феодальных отношений. Восточные славяне занимали обширную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев рек Прут, Днестр, Южный Буг на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. На этой территории были расселены полтора десятка племенных союзов (или княжений). Племенные союзы образовывались у восточных славян, начиная с VI века путем объединения многих племен вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. Особенности формирования восточнославянской общности Население Древней Руси складывалось в смешении, по меньшей мере, трех компонентов – славянского, балтийского, финоугорского, с заметным участием также германского, тюркского и отчасти северокавказского элементов. Общность возникала на основе смешения трех образов жизни (оседлого, кочевого и бродячего) и трех хозяйственно-технологических типов (земледельческого, скотоводческого и промыслового). Славянские племена, занесенные потоками великого переселения народов в Поднепровье, жили как в лесостепной, плодородной полосе (поляне, уличи, северяне), так и в лесной, соответствующей промысловому типу хозяйства (древляне, ради-мичи, кривичи). Постепенно зарождались элементы общественной иерархии. В социальной сфере господствовала родовая община, которая объединяла до сотни человек и вела общее хозяйство. Несколько родовых коллективов объединялись в племена или «земли». Наиболее важные вопросы обсуждали на общенародном собрании – вече. При переходе к классовому обществу возникла особая военная организация – дружина. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались «полюдье». В духовной сфере господствовало язычество. Славяне поклонялись обожествляемым силам природы. Известно не менее 400 имен языческих славянских богов: Даждь-бог – бог плодородия; Ярило – бог животворящих сил природы; Стрибог – бог ветра; Велес – бог скота; Перун – бог грозы, войны, оружия. У славян был очень развит культ предков (пращуры), культ «берегыни» - доброго, помогающего человеку духа и упырей – вампиров, оборотней, олицетворявших зло.
Возникновение древнерусского государства (VIII-IX вв.). Важным рубежом в истории Древней Руси является появление государственности. Тип государства во многом определял судьбу этих зе-мель, процесс его становления был длительным, в нем можно выделить ряд этапов: 1. Переход от присваивающего труда к производящему труду, 2. Улучшение орудий, накопление опыта, разделение труда, обмен 3. Образование городов – политических центров 4. Племенное княжение - военная демократия 5. Неравенство 6. Частная собственность 7. Обособление семей 8. Соседская община 9. Образование имущественных групп, выделение знати 10. Раннефеодальное государство Древняя Русь 11.Феодальное общество Племенные княжения славян представляли собой зародышевую форму государственности. К IX в. процесс разложения первобытнообщинного строя в основном завершился. Племенные княжения то объединялись вместе, то снова распадались, перегруппировывались в зависимости от условий в крупные союзы, обнаруживающие черты, характерные уже для раннефеодальной государственности. Происхождение государства. Существует несколько версий происхождения славянской государственно-сти. Наиболее популярны версия образования государства путем социально-экономического и политического развития у восточ-нославянских племен и «Норманнская теория», основанная на легенде из «Повести временных лет» о призвании в качестве князей трех варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Под варягами обычно понимают норманнских, скандинавских воинов, нанятых на службу и давших клятву византийскому императору. Ряд источников, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген. Норманнская теория. По этой легенде накануне образования киевской Руси северные племена славян и их соседи, в том числе ильменские словене, чудь, весь платили дань варягам, а южные племена, поляне и их соседи, находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море и не даши им дани», что привело к междоусобной борьбе среди новгородского населения. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами». Так власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, стар-ший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецким ученым Байером. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов. Поступательное развитие производительных сил у восточного славян-ства,выразившееся в широком распространении земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение военной дружинной знати привели к образованию классов и государства. Распаду первобытнообщинных отношений сопутствовал и внешнеполитический фактор. С одной стороны он выражался в освоении славянами Восточно-европейской равнины, где они взаимодействовали с местным балтийским и финоугорским населением; с другой – военных походах антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию. Военные предводители и их дружинники получали значительную долю военной добычи. Все это способствовало расслоению восточнославянского общества, усилению роли дружины. Быстро обогащавшаяся родоплеменная знать нуждалась в поддержании своего господства над народными массами. Местные князья имели военные дружины, свидетельствовавшие о появлении у восточных славян органов власти. Таким образом, в результате социально-экономического и политического развития у восточнославянских племен начали скла-дываться государственные образования. Народные движения 17 века. XVII век — время тяжелых испытаний, разорения после Смуты, дальнейшего закрепощения народных масс — был насыщен народными волнениями. Современники называли его "бунташным веком". Характерная черта этого времени — восстания в городах. Посадское население было обременено различными платежами. Правительство Алексея Михайловича (1645 — 1676), нуждаясь в средствах, изобретало все новые формы податей. Так, в сер. 1640-х гг. оно обложило дополнительной пошлиной соль, которая из-за этого резко выросла в цене. Это был тяжелый удар для основной массы населения, которое без соли, необходимой для заготовки продуктов на зиму, обойтись никак не могло. В 1647 г. правительство отказалось от соляной пошлины; тем не менее в 1648 г. вспыхнул "Соляной бунт", направленный против тех, кто измыслил этот способ обогащения казны: боярина Морозова, думного дьячка Чистого, гостя Василия Шорина и др. Бунт поддержали стрельцы, также пострадавшие от повышения цен на соль. Застигнутое врасплох правительство выдало или казнило большинство ненавистных толпе деятелей. Морозов был отправлен в ссылку. Неудачный финансовый эксперимент вызвал и "Медный бунт" 1662 г. Правительство, испытывавшее острый недостаток в драгоценных металлах, попыталось заменить серебряную монету медной. Все свои платежи оно вело медными деньгами, а налоги собирало серебряными. При этом медных денег выпустили значительно больше имевшегося в наличии серебра; к тому же появилось огромное количество фальшивой медной монеты. Вскоре за 1 серебряный рубль давали 15 медных. Уровень жизни посадского населения резко упал. В июле 1663 г. возбужденная толпа ворвалась в село Коломенское — летнюю резиденцию Алексея Михайловича, стрельцы с трудом справились с восставшими. Вскоре после этого власть отказалась от выпуска медной монеты. С сер. XVII в. осложнились взаимоотношения правительства с донским казаче-ством. Постоянные конфликты между ними привели к казачьему восстанию, переросшему в крестьянскую войну. Казацкий атаман Степан Разин после успешных набегов на Волгу совершил в 1668 — 1669 гг. грандиозный "поход за зипунами" на Каспий, в Персию. Разграбив западное побережье Каспийского моря, Разин вернулся в Астрахань с большой добычей и славой непобедимого вождя. В 1670 г. Разин открыто выступил против царского правительства: захватив в апреле Царицын, он в июне вернулся в Астрахань и провозгласил здесь свою власть. Разин расправлялся с местной администрацией, упразднял крепостные отношения, вводил самоуправление казачьего образца: жители распределялись по десяткам и сотням, высшим органом власти становился круг — народное собрание. Посад и крестьянство Нижнего и Среднего Поволжья безоговорочно поддержали Разина. Летом 1670 г. на его сторону перешли Саратов и Самара; крестьянские волнения охватили огромную территорию. Только под Симбирском большая, но плохо обученная и вооруженная крестьянская армия была разбита. Разин бежал на Дон, где был схвачен и выдан властям богатыми казаками. В 1671 г. его привезли в Москву и казнили. Специфическим выражением народного недовольства явился раскол, вызванный церковной реформой патриарха Никона (1652 — 1666). Никон задался целью навести порядок в русской церкви, подорванной опричниной и Смутой, прежде всего добиться единообразия в обрядах, молитвах, духовных книгах. Действительно, существовало множество разночтений и между отдельными епархиями, и между всей русской церковью и другими православными церквами — прежде всего самой авторитетной, греческой. Именно греческие обряды и книги Никон взял за образец. Хотя большинство разночтений носило формальный характер, Никон боролся с ними беспощадно. Реформа проводилась жестко: книги "старого письма" сжигались, противники нового обряда подвергались преследованиям. В России, где церковный обряд всегда играл важную роль, многие верующие восприняли реформу Никона как кощунство, отступление от православия. К тому же действия Никона и правительства по преобразованию церкви слились в народном сознании с усилением крепостничества, налогового бремени и пр. Реформированная церковь превратилась в символ социального и политического гнета; "старый обряд" ассоциировался с понятиями добра и справедливости. Значительная часть населения ушла в раскол. Церковный собор 1666г., низложивший Никона, дал тем не менее новый импульс к преследованию раскольников. Они были признаны еретиками, в борьбе с которыми хороши все средства, вплоть до сожжения на костре. Именно так в 1682 г. был казнен вождь и вдохновитель раскола протопоп Аввакум.
Билет № 30 Кавказская война (1817—1864) — военные действия, связанные с присоединением к Российской империи горных районов Северного Кавказа.
В начале XIX века были присоединены к России Картли-Кахетинское царство (1801—1810 гг.), а также ханства Северного Азербайджана (1805—1813 гг.). Однако между вновь приобретенными землями и Россией лежали земли независимых горских народов. Их завоевание стало важной целью российской политики. Горцы северных склонов Главного Кавказского хребта оказали ожесточённое сопротивление усиливающейся российской экспансии.
После завоевания Большой Кабарды (1825 г.) главными противниками российских войск выступили адыги Черноморского побережья и Прикубанья, а на востоке — горцы, объединившиеся в военно-теократическое исламское государство -Имамат Дагестана и Чечни, которое возглавил Шамиль. На этом этапе Кавказская война переплелась с войной России против Персии. Военные действия против горцев велись огромными силами и были очень ожесточенными.
С середины 1830-х гг. конфликт обострился в связи с возникновением в Чечне и Дагестане религиозно-политического движения под флагом газавата, которое получило моральную и военную поддержку Османской империи, а во время Крымской войны — и Великобритании. Сопротивление горцев Чечни и Дагестана было сломлено лишь в 1859 году, они сдались. Война же с адыгскими племенами Западного Кавказа продолжалась до 1864 г. и закончилась их массовым изгнанием в Османскую империю. НЭП.Цели и итоги. НЭП был принят 10 съездом в 1921 году. НЭП – это политика партии и советского гос-ва, проводившаяся в переходный период от капитализма к социализму (с 1921 по 1936 гг.), была рассчитана на преодоление разрухи, на создание фундамента социальной экономики, развитие крупной промышленной установки экономической смычки между городом и деревней, укрепление союза рабочего класса и крестьянства, вытеснение и ликвидацию капиталистических элементов, победу социализма. НЭП – это цельный неразрывный комплекс мер переходного периода: 1. Укрепление союза рабочего класса и крестьянства. 2. Развитие промышленности на базе электрификации. 3. Кооперирование населения. 4. Использование товарно-денежных отношений. 5. Внедрение хозрасчёта. 6. Временное допущение капиталистических элементов в экономику при наличии командных высот в руках гос-ва. 7. Замена продразвёрстки продналогом, переход к свободной торговле. 8. Сдача в аренду частным лицам мелких предприятий. 9. Свободное развитие кустарных промыслов. 10. Привлечение иностранного капитала в концессии. (Концессия – это договор передачи на определённых условиях принадлежащих гос-ву участков земли, залежей полезных ископаемых и других хозяйственных объектов крупным монополиям или зарубежным капиталистическим монополиям.). Первые успехи и противоречия НЭПа. В 1922-1027 гг. ежегодные темпы роста промышленности в среднем составляли 30-40%; в с/х - 12%; в результате за 5-6 лет были достигнуты довоенные объёмы производства в этих отраслях. Быстро восстанавливался транспорт. Преодолевалась инфляция, укреплялась денежная система. В октябре 1922 года выпущен червонец, имевший твёрдое обеспечение. К весне 1924 года завершена денежная реформа, покончено с голодом, страна была накормлена, одета. Оживились все стороны жизни страны. ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ НЭПа: 1. Приоритет промышленности над с/х выливался в перекачивание средств из деревни в город путём ценовой и налоговой политики. На промтовары сбытовые цены искусственно завышались. Закупочные цены на сырьё и продукты занижались. 2. Осенью 1923 года разразился кризис сбыта. Заготавливание плохими и дорогими промтоварами, которые население отказывалось покупать. 3. В 1924 году разразился кризис цен, когда крестьяне, собравшие хороший урожай, отказались отдавать хлеб гос-ву за бесценок. В середине 20-х гг. упал объём гос-ых заготовок хлеба и сырья. Это снизило экспорт, уменьшило валютные поступления, необходимые для покупки пром. оборудования. Для выхода из кризиса надо было искать меры, и Сталин их нашёл: 1. Усилено централизованное руководство экономикой. 2. Ограничена самостоятельность предприятий. 3. Увеличены цены на промтовары. 4. Повышены налоги для частных предпринимателей, торговцев, кулаков. Всё это означало свёртывание НЭПа. Сказалось главное противоречие: свобода предпринимательства, хозрасчёт не могли существовать одновременно с командно-административной системой. От политики НЭПа выиграло одно крестьянство. Рабочие оказались в худшем положении. Их зарплата в 1925-1926 гг. в среднем в промышленности составляла 93,7% довоенного уровня. В деревне НЭПом была недовольна сельская беднота. Вывод: в 20-е годы возможны были 2 варианта НЭПа: 1. Его трансформация в рыночную экономику (Бухарин) 2. Переход к жёстким административным методам (Сталин). Мы выбрали 2 вариант. Конец НЭПа – 1928-1929 гг. ЦЕЛИ НЭПа 1) Главная политическая цель – снять социальную напряженность в обще-стве, укрепить социальную базу советской власти, в форме союза рабочих и крестьян. 2) Экономическая цель – предотвратить дальнейшее углубление разрухи в народном хозяйстве, выйти из кризиса и восстановить экономику страны. 3) Социальная цель – обеспечить благоприятные условия для построения социализма в СССР, в конечном счете. Программой минимума можно было бы назвать такие цели, как ликвидация голода, безработицы, повышения материального уровня, насыщение рынка необходимыми товарами и услугами. 4) И наконец, НЭП преследовал еще одну, не менее важную цель – восста-новление нормальных внешнеэкономических и внешнеполитических связей, на преодолении международной изоляции. Подводя итог всему вышесказанному, можно еще раз подчеркнуть, что НЭП был системой различных мероприятий. Введение НЭПа было остро необходимой мерой, продиктованной самой жизнью. Еще до начала осуществления нэповских мероприятий политике НЭПа давались различные, порою весьма полярные оценки. При всех недостатках и недочетах новая экономическая политика должна была явиться спасением для России, оказавшейся на краю бездны, и, несмотря на разногласия в большевицкой партии, введение новой экономической политики началось. ИТОГИ НЭПа • преодолён голод и прекратились крестьянские волнения; • начинается робкий рост промышленности; • возродились товарно-денежные отношения; • уменьшились репрессии; • смягчилось отношение капиталистического мира, который в НЭПе увидел признаки возрождение капитализма. Между идеями коммунизма и НЭПа было слишком много противоречий, что отрицательно сказывалось на экономическом развитии страны. Самой большой проблемой для развития рыночной экономики было государственное регулирование экономики. Власть не только сохранила ограниченность частного предпринима-тельства, но и с его развитием, начинала усиливать ограничения. Не способствовала развитию деревни и политика «ножниц», при ко-торой цены на промышленные товары завышались, а на сельхозпродукты занижалась.
Восточные славяне, условия становления их цивилизации (VI- VIII вв.). До VI в. славяне занимали территорию примерно от верховья Одера до среднего течения Днепра. Расселение славян происходит в эпоху Великого переселения народов (в VI-VIII вв.) под влиянием движения населения европейской части континента. Кроме того, были и другие причины расселения, как то - появление пашенного земледелия (потребность в увеличении территории), расслоение общества, выделение знати. Расселение славян происходит по трем направлениям: на юг – на Балканский п-ов, на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы, на восток и север – по Восточноевропейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. В ходе расселения у Восточных славян шел процесс разложения первобытнообщинного слоя, образования госу-дарства, развития феодальных отношений. Восточные славяне занимали обширную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев рек Прут, Днестр, Южный Буг на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. На этой территории были расселены полтора десятка племенных союзов (или княжений). Племенные союзы образовывались у восточных славян, начиная с VI века путем объединения многих племен вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. Особенности формирования восточнославянской общности Население Древней Руси складывалось в смешении, по меньшей мере, трех компонентов – славянского, балтийского, финоугорского, с заметным участием также германского, тюркского и отчасти северокавказского элементов. Общность возникала на основе смешения трех образов жизни (оседлого, кочевого и бродячего) и трех хозяйственно-технологических типов (земледельческого, скотоводческого и промыслового). Славянские племена, занесенные потоками великого переселения народов в Поднепровье, жили как в лесостепной, плодородной полосе (поляне, уличи, северяне), так и в лесной, соответствующей промысловому типу хозяйства (древляне, ради-мичи, кривичи). Постепенно зарождались элементы общественной иерархии. В социальной сфере господствовала родовая община, которая объединяла до сотни человек и вела общее хозяйство. Несколько родовых коллективов объединялись в племена или «земли». Наиболее важные вопросы обсуждали на общенародном собрании – вече. При переходе к классовому обществу возникла особая военная организация – дружина. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались «полюдье». В духовной сфере господствовало язычество. Славяне поклонялись обожествляемым силам природы. Известно не менее 400 имен языческих славянских богов: Даждь-бог – бог плодородия; Ярило – бог животворящих сил природы; Стрибог – бог ветра; Велес – бог скота; Перун – бог грозы, войны, оружия. У славян был очень развит культ предков (пращуры), культ «берегыни» - доброго, помогающего человеку духа и упырей – вампиров, оборотней, олицетворявших зло.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.48.18 (0.016 с.) |