Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7: финансовые системы стран центральной и восточной европы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Социально-экономические процессы в странах Центральной и Восточной Европы. 2. Государственный сектор стран Центральной и Восточной Европы. Особенности и проблемы процесса приватизации. 3. Особенности реформирования бюджетных систем. 4. Государственный бюджет, состав|слог,склад| и структура его доходов и расходов. 5. Государственный кредит; структура и динамика государственного долга.
1. Социально-экономические процессы в странах Центральной и Восточной Европы Постсоциалистическая трансформация стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) является многофакторным процессом, который|какой| предусматривает изменение|смену| функций основных субъектов экономической|экономичной| системы, развитие рыночных механизмов и превращения|преобразования,претворения| отношений собственности. В большинстве стран Центральной и Восточной Европы превращения|преобразования,претворения| в экономике начались с 1991 г., то есть практически|практично| тогда же, что и в Украине. Были приняты законы о приватизации государственной собственности, о свободе предпринимательской деятельности, новой налоговой и банковской системе, были внесены коренные изменения|смены| в принципы ценообразования, внешнеэкономической деятельности. Реформирование экономики в странах ЦВЕ сначала базировалось в основном на реализации концепции «шоковой терапии», которая|какая| предусматривает быстрое|скорое| обеспечение финансовой стабилизации и либерализацию цен, создания многообразия форм собственности, расширения прав экономических|экономичных| субъектов, открытия внутреннего рынка. Однако практика показала, что переход к|до| рыночным отношениям требует более длительной и постепенной трансформации всего комплекса макро- и микроэкономических|экономичных| превращений|преобразований,претворений|. Потому|оттого| впоследствии названные страны перешли к|до| долгосрочной стратегии экономических|экономичных| изменений|преобразований,претворений|, которые предусматривают структурную перестройку, развитие финансовых рынков, решения проблемы занятости и социальной защиты прав человека. Удельный вес рассмотренных стран в мировом ВВП в середине|средине| 90-х гг. составлял 2-2,5%. В мировом экспорте региона выделяется 3,4% в мировом импорте — 4,5%. Производство электроэнергии в этих странах составляет 3,9%; добыча каменного угля — 9,1% мирового уровня.
Одним из важнейших показателей успехов экономических|экономичных| превращений|преобразований,претворений| является экономический|экономичный| рост. Чехия, Венгрия и страны Балтии вышли на позитивные|положительные| темпы прироста с 1994 г., а Польша — с 1992 г. Невзирая на|несмотря на| требования|востребования| МВФ к|до| странам Восточной Европы о жестком контроле за дефицитом и расходами бюджета, в данных странах осуществлялась грамотная макроэкономическая политика. Например, рассмотрим Польшу. Наибольший спад в 1990 г. — 11,6% реального ВВП. В 1991 г. принимается бюджет, имеющий фактический дефицит — 6,5%, в 1992 г. — 6,6% ВВП. Расходы выросли сравнительно с|в сравнении с| 1990 г. с 39,8% до 48% ВВП в 1991 г. и 50,7% ВВП в 1992 г. В 1993-1995 гг. дефицит снизился до 2,6% — 2,9%. Доходы соответственно увеличились с 1992 г. по 1995 г. до 44-47% ВВП одновременно с увеличением темпов роста ВВП. В Чехии наибольший спад наблюдался в 1991- 1992 гг. (-14,2% и -6,4% ВВП). В 1993 г. спад в Чехии был прекращен, а с 1994 г. наблюдаются позитивные|положительные| темпы прироста ВВП. Польша и Чехия наиболее четко демонстрируют известную закономерность и стратегию для европейских стран: увеличение дефицита бюджета и расходов бюджета относительно ВВП при естественном|природном| снижении доходов бюджета в % к|до| ВВП во время спада. (их увеличения — во время подъема). Интересные|любопытные| также показатели Германии после воссоединения в 1990 г. Государственные расходы выросли в первой половине 90-х гг. до 48-49% ВВП по сравнению с 45-46% ВВП до 1990 г. Следует подчеркнуть, что на динамику показателей бюджета и внебюджетных фондов в этих странах влияет не только ход экономического|экономичного| развития, решений правительства и парламента, но и общественное движение (партии, сильное профсоюзное движение и т.д.). За темпами экономического|экономичного| роста лидером в 1997 г. была Польша — 5,5% ВВП. За ней идут Словакия — 4,5%; Чехия — 4; Венгрия — 2%. Одним из факторов высокого прироста ВВП есть внутренний инвестиционный и потребительский спрос. Именно благодаря приросту инвестиций на (21,6%) и потребительского спроса на (7,2%) Польша добилась особенно|в особенности| поражающих успехов. При этом рост потребительского спроса был связан|повязан| с повышением среднего уровня реальной заработной платы на 6,1%. Инвестиции являются основным фактором роста в Польше. Они росли|вырастали| в фиксированных ценах в 1992 г. — на 0,4%; в 1993 г. — на 2,3%, в 1994— на 7,1%; в 1995.— на 10,0%, в 1996. — на 12%.
Фактором, стимулирующим экономический|экономичный| рост Чехии, оказалось|проявилось| увеличение инвестиций в основной капитал частного|приватного| сектора. Увеличение розничного оборота происходило благодаря росту реальных доходов населения за счет предоставления услуг иностранным туристам, а также доходов от торговли. В Венгрии основными факторами экономического|экономичного| роста были увеличения экспорта и наличие значительного прилива|притока| иностранных инвестиций. За этим показателем страна занимает первое место среди стран ЦВЕ. Объем иностранных инвестиций в Венгрии в 1997 г. составлял 18 млрд. дол.|долл.| За последние годы в структуре капиталовложений стран ЦВЕ происходил процесс снижения удельного веса централизованных инвестиций при одновременном повышении части|части,доли| инвестиций государственных и кооперативных предприятий. Значительные изменения|смены| происходят и в условиях финансирования инвестиций. Эти изменения|смены| касались|прикасались| в первую очередь отрасли кредитования и осуществлялись в рамках реформы банковской системы (жесткость условий получения кредитов, отмены льготных кредитов, включая инвестиционные). Рынок ценных бумаг постепенно начал занимать |снискивать| все более важную роль в финансировании инвестиционной деятельности предприятий. Необходимым условием экономического|экономичного| роста выступают трудовые ресурсы. Анализ прироста населения в странах ЦВЕ показывает, что уровень рождаемости там недостаточный даже для простого воспроизводства|воспроизводства,воспроизведения|. Единственной|единой| страной, где традиционно растет|вырастает| рождаемость, есть Албания. В результате снижения уровня рождаемости в большинстве стран ЦВЕ в последнее десятилетие темпы роста работоспособного|трудоспособного| населения сократились. В результате|вследствие| этого состоялось|произошло,отделалось| уменьшение прилива|притока| в народное хозяйство работоспособной|трудоспособной| молодежи и увеличение части|части,доли| лиц|личностей| пенсионного возраста (17% общей численности населения). В некоторых|некоих| странах (Польша, Венгрия) сложилась|состояла| так называемая система двойной или повторной занятости населения, которая|какая| предусматривает развитие кооперативного сектора и индивидуальной трудовой деятельности, а также совместительство. Такая система способствует|содействует| решению проблемы привлечения в народное хозяйство дополнительной рабочей силы. В начале 90-х гг. 50-70% населения имело дополнительные источники|родники,истоки| дохода от неформальной занятости. Например, в Болгарии и Румынии существенную стабилизационную роль сыграло личное подсобное сельское хозяйство, в Чехии — ежегодные государственные программы, направленные на поддержку мелких и средних предпринимателей. Однако в странах ЦВЕ очень остро стоит проблема безработицы, обусловленная в первую очередь сокращением занятости на государственных предприятиях. С целью уменьшения безработицы проводятся попытки прекращения или замедления банкротств предприятий, которые влекут|вызывают| массовое высвобождение рабочей силы. Для этого принимаются специальные программы, связанные|повязанные| с осуществлением помощи предприятиям – банкротам со стороны государства путем освобождения|увольнения| их от возвращения|возврата| кредитов, взятых на развитие производства, скупки долгов предприятия государством, отсрочки погашения разного|различного| рода займов и др.
В странах ЦВЕ был взят курс на ценовую либерализацию, которая|какая| состоит в постоянном расширении групп товаров и услуг, относительно которых|каких| функционировал режим свободных цен. Происходила постепенная взвешенная отмена валютных ограничений. Как показывает практика, страны, в которых|каких| был применен режим централизованного валютного курса (например, в Чехии использовалась его твердая фиксация, в Венгрии и Польше применялась «ползучая привязка»), смогли избежать нарастания инфляции и сумели обеспечить большую|великую| устойчивость и стабильность экономики.
2. Государственный сектор стран ЦВЕ. Особенности и проблемы процесса приватизации Одной из центральных задач|задач| государства при переходе к рыночной экономике выступает либерализация цен и приватизация государственной собственности. Решаются|решаются| эти задачи|задачи| с использованием разных|различных| средств, методов и подходов, которые отображают|отражают| специфику конкретных условий в разных|различных| странах. Очень важным для развития рыночной экономики является формирование субъектов рынка — свободных товаропроизводителей, которые|какие| могут быть свободными тогда, когда являются владельцами|собственниками| не только продукции, которая ими произведена и продается, но и используемых ими средств производства. Плюрализм рыночных субъектов выражается в разнообразности форм собственности и видов хозяйственных предприятий. Исходя из этого, во всех странах ЦВЕ в центре внимания оказался|проявился| вопрос о трансформации собственности. Речь шла не только об изменении|смене| характера государственной собственности, а и о законодательном закреплении равных|равных| условий развития других ее форм, в первую очередь государственной, кооперативной (коллективной), частной|приватной| и смешанной. Важным моментом является и то, что государства четко определили границы|черты| приватизации, определив ту часть собственности, которая|какая| остается в руках государства.
На начальном этапе господствовала |господствовала| иллюзия, что иностранный капитал станет главным|головным| средством приватизации. Однако надежды не оправдались. Возможно, исключением стала Венгрия, где каждое 4-ое предприятие является совместным. В 1990-1992 гг. иностранные инвесторы, получив пакет многообразных|разнообразных| финансовых льгот, приобрели в Венгрии государственной собственности на сумму 1,3 млрд. дол.|долл.|, обеспечив таким образом 70-80% поступлений в госбюджет от приватизации. Иностранный капитал на льготных условиях получил |заполучил| контроль над такими отраслями, как бумажная, цементная, полиграфическая, сахарная, табачная, ликеро-водочная, строительство автомобильных дорог|путей|, производство бытовых холодильников и др. Такое состояние|стан| дел никоим образом не приводило к|до| подъему производства, поскольку на место прежних|бывших| государственных монополий приходили монополии иностранного капитала. В странах ЦВЕ процесс приватизации проходил в рамках трех этапов — «малой», «большой|великой|» и «реприватизации». «Малая» приватизация, что охватила государственную собственность в сфере торговли, обслуживания и мелкой промышленности, осуществлялась за наличные и имела целью изъять определенную часть непокрытых товарами денежных доходов населения, устранив|отстранив| тем самым их инфляционное давление на экономику. Так, в 1992 г. в Чехии и Словакии был принят закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Закон изменил|сменил| порядок налогообложения, кредитования и субсидирования малого бизнеса, предусмотрел создание институционных структур в поддержку развития частного|приватного| предпринимательства. Основной формой финансовой помощи мелким и средним предпринимателям, которые|какие| включились в специальные государственные программы, с 1992 г. стало льготное кредитование с помощью|посредством| гарантирования кредитов и субсидирования по ним процентных ставок платежей. Процесс «большой|великой|» приватизации проходил в странах ЦВЕ менее динамично, что было обусловлено отсутствием необходимых средств|стоимостей| у населения, низкой прибыльностью приватизированных предприятий, слабым приливом|притоком| иностранных инвестиций. Официальные данные относительно|касательно| доли |части,доли| частного|приватного| сектора в странах ЦВЕ составляют (от 40 до 60% ВВП), однако многие аналитики считают их излишне|чрезмерно| завышенными. Проведение «большой|великой|» приватизации осуществлялось на основе передачи значительной части государственной собственности гражданам стран ЦВЕ бесплатно. Содержание «ваучерной|» приватизации в | Чехии, Румынии, Польше, Болгарии заключалось в получении гражданами именных приватизационных купонов (ваучеров). Это, безусловно, снизило возможность проведения финансовых махинаций. Кроме того, ваучеры| их владелец|собственник| мог обменять на акции разных|различных| предприятий. Государство осуществляло|свершало,совершало| жесткий|строгий| контроль над процессом создания и функционирования инвестиционных (приватизационных) фондов.
«Большая|великая|» приватизация в Чехии и Словакии осуществлялась в три этапа (так называемые «волны приватизации»), первый из|с| которых|каких| завершился в 1992 г., второй — в 1994 г., третий — в 1996 г. Тогда же было ликвидировано Министерство приватизации. Доля|часть,доля| частного|приватного| сектора в создании ВВП этих стран составляла 56,5%; в том числе в промышленности достигла 60%, в сельском хозяйстве и строительстве — 90%; в торговле — 87%. Поступления в фонд национального имущества от приватизации составляли 21 млрд. крон. Статус государственной собственности сохранили|сберегли| железные дороги, почта, телеграф и некоторые|некие| другие предприятия, которые имеют общественное значение. В целом до 1997 г. специалисты оценивали «купонную» приватизацию в Чехии как очень успешную. Однако в дальнейшем ситуация изменилась. В действительности|на самом деле| приватизация была проведена формально, и государство сохранило|сберегло| контрольные пакеты акций в наибольших банках, которые контролировали деятельность наибольших инвестиционных фондов и предприятий, которые|какие| были их акционерами. Выходило так, что государство держало все в своих руках. Социалистическая Федеральная Республика Югославия (СФРЮ|) с ее более чем|больше чем| сорокалетним опытом самоуправления ориентировалась в первую очередь на передачу общественных предприятий в собственность коллективов, рабочих|рабочий|, с одновременной индивидуализацией права собственности путем продажи акций отдельным работникам. На основе федерального закона в процесс приватизации включилось каждое 3-есть предприятие. Многие из|с| них превратились в акционерные общества|товарищества|. Однако этот процесс вскоре|вскорости| был прекращен в результате|вследствие| распада Югославии и принятия в каждой республике собственных законов о приватизации. Говорить о единой|единой| экономике Югославии было бы|б| не совсем точно ввиду того, что правительство Черногории придерживается своей политики экономических|экономичных| реформ. Горная республика не признает федеральных законов и независима от центральных институтов. Общие в Черногории с Сербией только армия и контроль воздушного пространства. По данным отчета Европейской инициативы стабилизации, в госсекторе Черногории занято 60% работоспособного|трудоспособного| населения. Свыше 40 тыс. человек работают|трудятся| на 350 убыточных государственных предприятиях, 60% госбюджета составляют расходы на государственное управление. Естественно, все это вместе с низким сбором|сборкой,собиранием| налогов расшатало госбюджет. Начиная из января 2002 г., Черногория стала участником зоны евро. Экономическая|экономичная| и финансовая система страны дает предпосылки для экономического|экономичного| развития и создания эффективной экономической|экономичной| системы, унифицированной с экономическими|экономичными| системами европейских стран. Черногория прилагает серьезные усилия относительно|касательно| привлечения в страну зарубежных капиталов, в том числе и с помощью|посредством| организации офшорного|оффшорного| сектора экономики. «Реприватизация» означает|означает| возвращение|возврат| имущества или возмещения ущерба его прежним|бывшим| владельцам|собственникам| или наследникам. В апреле 1991 г. в Венгрии был принят специальный закон о компенсации пострадавшим от национализации в послевоенный период. По этому закону право на компенсацию получают лица|личности|, которые потеряли свою собственность после 8 июля 1949 г. Аналогичные законы были приняты в Польше, Румынии.
3. Особенности реформирования бюджетных систем В Польше и Румынии законы о бюджетной системе были приняты в 1991 г., в Венгрии и Болгарии — в 1992 г., в Чехии в связи с распадом прежней|бывшей| Чехословакии на два самостоятельных государства бюджетный закон был скорректирован в 1993 г. относительно новых условий. Процессы изменения |преобразования,претворения| экономики, форм собственности и управления в Черногории и Сербии длятся |продолжаются|непрерывно, начиная с 1997 г. Во всех странах сохраняется|хранится| единая|единая| бюджетная система государства. Отдельные звенья бюджетной системы наделены|оделены| относительной самостоятельностью, но связаны между собой системой межбюджетных трансфертов. Донором, как правило, выступает центральный бюджет, из|с| которого|какого| выделяются субвенции для сбалансирования доходов и расходов местных бюджетов, обособленных фондов, а также целевые и специальные дотации для финансирования конкретных целей и заданий|задач|. В новых законах о бюджетной системе в целом размежеваны между звеньями доходные источники|родники,истоки| и расходы, отнесенные к|до| компетенции каждого звена. Подавляющая часть государственных доходов как и ранее|как и раньше| поступает в центральный бюджет, в результате чего местные бюджеты являются глубоко дотационными. Дотации из|с| центрального бюджета выделяются также бюджету социального страхования и другим социальным внебюджетным фондам. Если бюджет сведен с дефицитом, то должны быть указаны способы покрытия дефицита государственного бюджета. Решен вопрос о бюджетных резервах и определенных количественных границах|чертах| этих резервов. Средства|стоимости|, мобилизованные в бюджет в результате ссудных операций у национального банка или на свободном финансовом рынке, не могут включаться в состав нормальных доходов государственного бюджета, поскольку это изменило|сменило| бы|б| сумму его дефицита или профицита. Ссудные средства|стоимости| могут привлекаться только|только| для покрытия дефицита государственного бюджета. В новых законах наряду с|наряду с| бюджетным годом (он совпадает|сбегается| с календарным) введенно понятие «дополнительного периода». Это время, на протяжении которого|какого| можно проводить определенные операции и расчеты по бюджету за прошлый год. Установлен минимальный срок|термин|, что должен проходить между опубликованием и вступлением в силу законов о новых налогах и других платежных обязательствах. Во всех странах сохраняется|хранится| практически|практично| всесторонний контроль парламентов (непосредственно и через|из-за| специальные органы финансового контроля) за финансовой деятельностью всех звеньев бюджетной системы. Меньше он распространяется|ширится| разве что только на принятие и выполнение бюджетов местного самоуправления. Первыми шагами по реформированию бюджетных систем в большинстве восточноевропейских стран стало выделение из|с| государственного бюджета местных бюджетов и предоставления им автономного характера, а также создание самостоятельного внебюджетного пенсионного фонда. Когда-то эти структуры входили в единственный|единый| бюджет и составляли с ним единное|единое| целое. Выделение из|с| бюджета пенсионных дел в самостоятельный фонд обеспечивает не только целевое использование|употребление| средств|стоимостей|, которые отчисляются на четко определенные потребности, но и гарантирует также соблюдение интересов пенсионеров. Автономность местных бюджетов имеет два аспекта: политический|политичный| и экономический|экономичный|. Политический|политичный| аспект выплывает из|с| положения конституции, которое |какое|гласит о том, что каждый орган народного самоуправления должен иметь свой бюджет. Экономический|экономичный| аспект базируется на требовании|востребовании| самофинансирования каждой бюджетной единицы. Правда, принцип самофинансирования территориальных административных единиц в чистом и буквальном значении в ни одной|никакой| стране мира не соблюдается, поскольку географическое положение, экономические|экономичные| условия и возможности регионов не одинаковы. Потому|оттого| отношения центрального бюджета с местными строятся на нормативной основе|основании|, исходя из объективных критериев. В результате|вследствие| этого органы местного самоуправления находятся|перебывают,пребывают| будто бы|вроде| в условиях реального самофинансирования. Они становятся|стают| заинтересованными в максимальной экономии средств|стоимостей| и, с другой стороны, в мобилизации имеющихся резервов. Можно констатировать, что принятые законы о бюджетных системах и бюджетная практика восточноевропейских стран свидетельствуют о том, что в упомянутых государствах пройден определенный этап в формировании бюджетных отношений. Расширена гласность процедуры разработки, обсуждения, принятия и публикации бюджетов, четкие законодательные рамки получил порядок и источники|родники,истоки| покрытия бюджетного дефицита, размежеваны компетенция и ответственность между звеньями бюджетной системы. В результате налоговых реформ в корне изменилась структура доходов государственных бюджетов. В сложных условиях переходного периода главная нагрузка переведена на косвенные налоги при одновременном снижении ставок налога на прибыль предприятий.
4. Государственный бюджет, состав|слог,склад| и структура его доходов и расходов Принцип автономности местных бюджетов, их относительная независимость от центрального бюджета привели к|до| изменению|смене| структуры бюджета, сократился его общий объем и величина касательно|касаемо| ВВП. Из|с| бюджета исчезла большая|великая| статья доходов в виде взносов|вкладов| на социальное страхование (до 30% доходов бюджета) и настолько же весомые расходы на выплату пенсий, уменьшились доходы и расходы бюджета на объем местных бюджетов. Структура доходов радикально изменилась также в результате полной перестройки платежей в бюджет. В Чехии, в отличии от других стран, пенсионный фонд не выделен из|с| бюджета, потому|оттого| невозможно сравнить данные по этой стране с другими странами, тем более, что отчисления на социальное страхование составляют примерно 40% доходов государственного бюджета. Кроме того, необходимо иметь в виду, что подоходный налог с|с| физических лиц во всех странах является разделенным доходом, то есть одна часть его поступает в центральный бюджет, а другая — в местные бюджеты, однако пропорции деления|распределения| существенно различаются. В Польше и Чехии разделенным является и подоходный налог с |с| юридических лиц, что также определенным образом нарушает|возбуждает| точность сравнения. Однако определенные выводы на основе приведенных|наведенных| данных сделать|совершить| можно. Во-первых|в первых|, привлекает внимание высокий удельный вес непрямых| налогов в доходах бюджетов рассмотренных стран — налога на добавленную стоимость и акцизов. В совокупности эти два вида налогов дают решающую часть доходов бюджетов во всех странах: в Польше — 60,2%, Болгарии — 55,5%, Венгрии — 44,7%, Чехии — 35,7%. Большие|великие| суммы, которые|какие| мобилизуются в бюджет с помощью|посредством| НДС и акцизов, объясняются относительно высокими ставками этих налогов и малым количеством льгот. В Венгрии, например, основная ставка НДС составляет 25%, льготная — 12%, в Польше соответственно 22% и 7%, в Чехии — 22% и 5%. В Болгарии действует единая|единая| ставка в 20%, которой|какой| облагаются все виды товаров. Ставки акцизов там также высоки, а круг|окружность| подакцизных товаров достаточно широк. Таблица 7.1 Структура доходов государственных бюджетов (в %)
* Включая налог из|с| прибыли финансовых институтов. В Польше 5% этого налога направляется в местные бюджеты, в Чехии — 22%. ** Подоходный налог с|с| физических лиц поступает в центральный бюджет лишь|только| частично|отчасти|: в Болгарии — 50%, Венгрии — 95%, в Польше — 84%, Чехии — 37%. Оставшаяся часть является доходом местных бюджетов.
Во-вторых, увеличился удельный вес подоходного налога с физических лиц в доходах бюджета. Восточноевропейские страны постепенно приближают структуру доходов своих бюджетов к|до| уровню западноевропейских государств, где подоходный налог с|с| физических лиц дает в бюджет подавляющую часть прямых налогов. Увеличение поступлений в бюджет подоходного налога с физических |их лиц|личностей| объясняется более высокими ставками налога. В Болгарии и Венгрии минимальная ставка составляет 20%, Польше - 19%, Чехии — 15%, а максимальная ставка во всех странах достигает 40%. В-третьих, одновременно с этим заметна тенденция к|до| снижению поступлений в бюджет налога на прибыль юридических лиц. Это результат политики постепенного снижения ставок налога на прибыль предприятий. В Польше, например, в 1998 г. ставка налога на прибыль юридических лиц составляла 36%, на 2000 г. установленная в размере 30%, в 2004 г. - 22%. В Чехии действует ставка налога, равная|равная| 35%, в Болгарии — 25%, а для|с| малых фирм — 20%. Правительства стран и в дальнейшем декларируют снижение ставок налога на прибыль юридических лиц. Заметные изменения|смены| состоялись|произошли,отделались| и в структуре расходов государственных бюджетов (табл. 7.2). Таблица 7. 2. Структура расходов государственных бюджетов (в %)
* Социальное страхование в Чехии всеми доходами и расходами включено в государственный бюджет.
Как видно из|с| данных табл. 7.2 дотации производственной сфере незначительны. На это повлияли два фактора: уменьшение числа государственных предприятий в результате приватизации государственной собственности; сокращение бюджетных дотаций на предпринимательскую деятельность, поддержку регулируемых цен и другие расходы хозяйственных организаций, что было первой целью бюджетной реформы и главным|головным| требованием|востребованием| международных финансовых организаций, которые|какие| осуществляли|свершали,совершали| финансовую поддержку этих стран на первом этапе перехода к|до| рынку. В результате этих мер государственная помощь хозяйственным структурам через|из-за| бюджет резко сократилась, ее сохранение|сохранность| в определенных границах|чертах| в данное время диктуется интересами стимулирования экспорта отечественной продукции, а также необходимостью поддержки сельскохозяйственного производства, куда и направляется основная часть государственных бюджетных дотаций. Уменьшается также объем средств|стоимостей|, которые|какие| выделяются из|с| бюджета на капитальные вложения. Эта тенденция понятна и закономерна, потому что главная|головная| часть производственной и коммерческой деятельности переместилась от государства к|до| частным|приватным| фирмам, которые|какие| и осуществляют|свершают,совершают| инвестиции в этой сфере. Государственные ассигнования на капитальные вложения предназначены в основном для бюджетных организаций, на экологические|экологичные| цели, а также на частичное участие государства при осуществлении определенных инвестиций государственными предприятиями. В конечном итоге|в конечном счете| государственные бюджеты постепенно превращаются в бюджеты государственной администрации. Расходы все больше ограничиваются традиционной бюджетной сферой: выплатой социальных пособий|, финансированием обороны, безопасности, содержания|иждивения,удержания| государственной администрации, поддержкой образования, здравоохранения|здравоохранительный|, науки.
5. Государственный кредит; структура и динамика государственного долга Новым явлением для бюджетов рассмотренных стран стало появление и стремительный рост расходов на обслуживание государственного долга. Явление это закономерное и понятное, оно вызвано экономическими|экономичными| трудностями переходного периода, структурной перестройкой, спадом производства. Его можно было ожидать, поскольку все страны мирового содружества, которые вступили на путь глубоких реформ в экономике, неминуемо сталкиваются с бюджетным дефицитом и вынуждены обращаться к|до| внешним и внутренним ссудам, что ведет к|до| росту расходов бюджета на обслуживание долга. Однако, никто не ожидал такого стремительного роста государственного долга, в результате|вследствие| чего расходы бюджета на его обслуживание за короткий промежуток времени превратились в основную статью расходов бюджета, намного превышая ассигнование на образование, медицину и другие жизненно важные для страны и народа сферы экономической|экономичного| и духовной жизни|. Положение восточноевропейских стран по уровню государственного долга и расходами по|с| его обслуживания неодинаковое. В Чехии, например, в результате|вследствие| того, что спад производства не был глубоким, государственный бюджет до 1995 г. включительно не имел дефицита, напротив, ежегодно сводился|сводился| с профицитом. Лишь|только| в 1996 г. и следующие годы бюджет стал дефицитным, причем негативное сальдо не превышало 5% расходов бюджета. На 1 января 1999 г. общий государственный долг центрального правительства составлял 194,7 млрд. крон, или 34,4% доходов центрального бюджета, в том числе внутренний долг — 170,1 млрд. крон, внешний долг — 24,6 млрд. крон. Относительно спокойная ситуация по этому показателю в Польше. В 1999 г. на обслуживание государственного долга направляется меньше|менее| 15% расходов центрального бюджета. В начале 90-х гг. ситуация с внешним долгом в Польше была катастрофической|катастрофичной|, ей угрожало|грозило| государственное банкротство. Однако правительству удалось|прибегло| договориться с Парижским и Лондонским клубами иностранных кредиторов о списании почти половины долга этим клубам и реструктуризации задолженности. Более сложное положение с обслуживанием государственного долга в Венгрии и Болгарии. В Венгрии обслуживания государственного долга в 1995 г. забирало 29,1% всех | средств|стоимости,средства| бюджета, в 1998 г. его доля |часть,доля| в расходах составляла 26,2% и в 2000г. - 21,2%. В последующем наблюдается положительная тенденция к его сокращению. По данным министерства финансов и национального банка Венгрии за 1994-1998 гг. объем внешнего долга страны сократился с 27,8 до 20 млрд. дол.|долл.| Этому способствовало|содействовало| решение парламента направлять средства|стоимости|, вырученные от приватизации государственного имущества, на уменьшение государственного долга. В самом тяжелом положении относительно|в отношении,касательно| обслуживания государственного долга находится|перебывает,пребывает| Болгария. В бюджете на 1997 г. упомянутые расходы составляли 43,1% всех ассигнований бюджета. Одна треть этих огромных расходов приходилась|приникала| на выплаты по внешнему долгу и две трети — по внутреннему. Быстрому|скорому| росту внутреннего долга в этой стране способствовало|содействовало| многоразовое переоформление в государственный долг задолженности государственных хозяйственных организаций перед банками. В бюджете на 1999 г. затраты|расхода| на обслуживание государственного долга были предусмотрены в размере 23,8% расходов бюджета, а в 1997 г 43,1 % расходов бюджета. В заключение отметим, что нашим близким соседям не удалось|прибегло| избежать «хронической болезни» большинства государств мирового содружества — несбалансированность бюджетов. Невзирая на|несмотря на| экономический|экономичный| рост, который|какой| отмечается в последние годы, и снижения инфляции в странах Центральной и Восточной Европы, их бюджеты как центрального, так и регионального уровня остаются дефицитными, растет|вырастает| государственный долг, и высокие расходы на обслуживание долга стали предметом постоянного беспокойства правительств этих государств.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Дайте общую характеристику экономических|экономичных| систем стран Центральной и Восточной Европы. 2. Отметьте общие и отличительные черты проведения приватизации в этих странах. 3. Прокомментируйте структуру государственного бюджета стран Центральной и Восточной Европы. 4. Как страны Центральной и Восточной Европы решают проблемы сбалансированности бюджетов. 5. Структура финансовых систем стран Центральной и Восточной Европы — общие и отличительные черты становления и развития. 6. Проблемы формирования и развития финансовых систем стран Центральной и Восточной Европы (по странам). 7. Адаптация экономической|экономичной| политики стран Центральной и Восточной Европы к|до| интеграционным требованиям|востребованиям| Европейского Союза.
ТЕМА 8: ФИНАНСЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОДРУЖЕСТВА 1. Доходы ЕС. 2. Расходы ЕС. 3. Налоговая политика в рамках ЕС.
1. Доходы ЕС Общая сумма доходов бюджета ЕС в 2003 г. составляла около|порядка| 100 млрд. евро. Основной источник|родник,исток| доходов бюджета ЕС — это отчисление из|с| бюджетов стран — членов ЕС. Наибольшую часть вносит в этот бюджет Германия, но сейчас|в настоящий момент| ставится вопрос об уменьшении этой части|части,доли|, поскольку это негативно отображается на бюджете самой Германии. В 1998 году была принятая новая система финансирования ЕС, в соответствии с|соответственно| которой|какой| в доходную часть бюджета ЕС выделяется 1,2-1,3% валового о
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.88.246 (0.021 с.) |