Финансы государственных корпораций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансы государственных корпораций



Государственные корпорации занимают важные позиции в экономике, их состояние во многом зависит от политики правительства в области ценообразования на производимую ими продукцию, источников финансирования, капитальных вложений, их взаимоотношений с бюджетом и кредитной системой.

Политика низких цен на продукцию государственных предприятий отражается на уровне их рентабельности, усиливает их зависимость от привлеченных источников финансирования, ведет к увеличению задолженности.

К государственным корпорациям относят национализированные отрасли промышленности – угольная, электроэнергетическая, газовая, ж/д транспорт, воздушные авиалинии, почтовое ведомство и др. На их долю приходится примерно 1/5 часть выпускаемой промышленной продукции.

Национализация убыточных отраслей (черной металлургии, электроэнергетики, транспорта, телеграфа) вывела их из кризиса. Государственный сектор создал новые отрасли, в т.ч. атомную промышленность. Государство оказало существенную помощь развитию ряда отраслей: автомобильной, нефтяной, электротехнической. В 80 – е годы была проведена денационализация высокоприбыльных предприятий: авиастроительной, автомобильной промышленности, а также богатых месторождений нефти в Северном море.

Современные тенденции социально – экономического развития Великобритании определяются реформированием, начавшимся еще в 80 – е годы. Основная цель реформ – дерегулирование экономики, усиление рыночных механизмов. Меры: крупномасштабная приватизация государственного сектора, активное внедрение рыночных механизмов в государственный сектор –государственные предприятия действуют как коммерческие фирмы. Сегодня проводится частичная приватизация государственной собственности. Британская нефтяная корпорация имеет право продавать свои акции частным компаниям. Частному капиталу открыт также доступ в почтовую, телеграфную и др. виды связи. Разрешена продажа акций корпораций воздушных сообщений, сталелитейной корпорации, а также управлению британских ж/д.

Таким образом, сегодня государство является крупным инвестором: до 50% всех капиталовложений в английскую экономику составляет доля государственного сектора, причем средства вкладываются не только в государственные, но и в частные предприятия.

Финансовая деятельность государственных корпораций отражается в трех основных документах: бухгалтерском балансе, счете прибылей и убытков, специальном счете капиталовложений.

Внешняя торговля в экономике Великобритании традиционно играет жизненно важную роль. Несмотря на то, что население страны составляет менее 1% населения планеты, по объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире (около 6% мирового товарооборота.

Стимулированию экспорта и поддержке национального товаропроизводителя британское правительство придает большое значение, потому что внешнеэкономический сектор играет ключевую роль в экономике Великобритании.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей в контексте проведения единой торговой политики в рамках ЕС осуществляется в Великобритании с применением как таможенно – тарифных, так и нетарифных мер, а также технических барьеров в виде стандартов, требований, норм и других мер.

По общему правилу, при экспорте товаров из Великобритании отстутствуют какие – либо ограничения и экспортный тариф. В целях обеспечения государственного контроля в отношении определенной категории товаров (военная техника, оружие, товары, использующиеся в производстве ядерного оружия и т.д.) применяется система экспортного лицензирования.

В сфере тарифного регулирования импорта основным документом является Интегрированный тариф Великобритании, включающий в себя единый таможенный тариф ЕС и систематическую номенклатуру, а также систему гармонизированного описания и кодирования товаров.

Согласно этому тарифу, ввоз на территорию Великобритании и других членов ЕС сырьевых товаров осуществляется безпошлино или с небольшой ставкой обложения. По мере роста обработки продукции ставка повышается. Средневзвешенная ставка тарифа режима наибольшего благоприятствования на все товары составляет в Англии – 5,3%.

Существенную роль в определении стратегии развития таможенно – тарифной политики страны играет Министерство Финансов, а осуществление контрольно – регулирующих функций таможенно – тарифного характера возложено на Королевскую службу таможен и акцизов, которая занимается сбором налогов и пошлин. Она также ответственна за реализацию решений по запретам и ограничениям при экспорте и импорте.

Исходя из главной задачи – сделать экономику страны более конкурентноспособной на мировом рынке, правительство страны реализует меры поддержки отечественных экспортеров. В 2000 году были завершены мероприятия по формированию Британской службы международной торговли – БСМТ. В задачи этой организации входит оказание помощи британским экспортерам и инвесторам в деле продвижения британского экспорта, в т. ч. проведение различных организационных мероприятий, консультаций для британских экспортеров по потенциальным рынкам сбыта; выработка государственной стратегии в области развития международной торговли.

Важную роль в продвижении британского экспорта играет Департамент гарантий экспортных кредитов (ДГЭК), он осуществляет страхование экспортных операций, которые не покрываются обычным коммерческим страхованием, а также оказывает существенную поддержку по экспортным кредитам.

Британские деловые круги также играют важную роль в продвижении британского экспорта. Крупнейшие из них – Конфедерация британской пр-ти (КБП), объеденяющая более 250 тыс. компаний и более 200 профобъеденений и ассоциаций. Членами КПБ являются 83 из 100 крупнейших компаний Великобритании. Он консультирует своих членов по широкому кругу вопросов, в т. ч. внешнеэкономических связей. Её соответствующие службы собирают и обрабатывают эконом. Информацию, которая позволяет британским компаниям выступать на высоко конкурентноспособном уровне в области внешней торговли и инвестиций за рубежом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Дайте характеристику отдельных структурных элементов финансовой системы Великобритании.

2. Бюджетный процесс и финансовый контроль: его стадии и участники.

3. Особенности системы налогообложения Великобритании.

4. Проанализируйте доходы и основные направления расходов государственного и местных бюджетов Великобритании.

5. Охарактеризуйте деятельность внебюджетных фондов Великобритании.

6. Особенности функционирования государственных предприятий Великобритании.

 

ТЕМА 3: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ

 

1. Структура финансовой системы Франции.

2. Государственный бюджет, состав и структура его доходов и расходов.

3. Характеристика бюджетного процесса.

4. Налоговая система

5. Финансы местных органов власти.

6. Финансы государственных корпораций и специальных правительственных фондов.

 

1. Структура финансовой системы Великобритании.

По размеру территории (551 тыс. км2 ) и численности населения (57 млн. чел), она принадлежит к числу самых больших стран Европы. Территория Франции разделена на 22 региона, 96 департаментов и примерно 36 тыс. коммун. В состав входит 5 заморских департаментов (Гваделупа, Мартиника, Сен – Пьер, Микелон и Реюньйон) и 4 заморские территории (Новая Каледония, Полинезия, Уоллис).

Государственное устройство – Республика, законодательная власть представлена двумя палатами парламента: Национальным собранием (нижней палатой) и Сенатом (верхней палатой).

Исполнительная власть представлена правительством и президентом. При этом позиции президента Франции – одни из самых сильных среди других стран, имеющих институт президентства.

Характерной особенностью органов государственной власти выступает наличие Экономического и социального совета, который состоит из известных учёных –экономистов, юристов. Он предоставляет заключения к проектам законов, консультирует правительство по вопросам экономического и социального характера, выступает в парламенте с докладами по соответствующих законах и предложениях по ним.

Франция выступает одной из ведущих западных стран. На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.

Следует отметить, что финансовый рынок Франции очень развит, а в начале 20 века Париж был вторым после Лондона финансовым центром. Вначале он был национальным рынком капитала, а затем вырос до размеров международного благодаря значительным объемам экспорта французского капитала за рубеж.

30% французских инвестиций приходится на развивающиеся страны, этот показатель выше удельного веса других стран. На долю африканского континента приходится 50% французских инвестиций в страны третьего мира. Франция выступает также большим импортёром капитала. Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские. (48%).

Таким образом, Париж относится к современным финансовым центрам, характерной особенностью которого выступает развитие международного рынка капитала. Поэтому сегодня Париж – это рынок международного капитала в основном в виде банковских кредитов. Он стоит на втором месте после Лондона в этом сегменте. Достаточно сильны позиции Парижа и на рынках золота. Он выступает одним их самых больших владельцев золота.

Современная финансовая система Франции отличается многозвенностью. При этом каждое звено функционирует автономно. В последнее время возрастает доля ВВП, перераспределяемая через звенья финансовой системы. С начала 80 – х годов она превышает 40%.

К основным элементам финансовой системы Франции относят:

1. Государственный (генеральный) бюджет.

2. Присоединенные бюджеты.

3. Специальные счета казначейства.

4. Местные бюджеты.

5. Внебюджетные фонды.

6. Государственный кредит.

7. Финансы субъектов хозяйствования.

Бюджетная система отличается высокой степенью централизации. Основное звено – государственный бюджет, называемый во Франции генеральным, он обеспечивает финансирование расходов, имеющих общенациональное значение.

Присоеденённые бюджеты составляют государственные службы и учреждения, пользующиеся финансовой автономией, но не имеющие прав юридического лица. Они содержат доходы и расходы, связанные с текущей деятельностью, а также инвестиционные расходы и источники их покрытия.

К присоеденённым бюджетам относят:

- бюджет почты и телекоммуникаций (его удельный вес составляет 60-67% в системе присоединенных бюджетов);

- бюджет национальной типографии;

- бюджет службы сельськохозяйственных дотаций;

- бюджеты Ордена почетного легиона и ордена освобождения.

Присоеденённые бюджеты ежегодно утверждаются парламентом. Отрицательное сальдо присоеденённых бюджетов (дефицит) отражается в расходной части генерального бюджета в виде дотаций, положительное сальдо (профицит) направляется в доходную часть генерального бюджета.

Система присоеденённых бюджетов не дала ожидаемых результатов, потому возможно скоро они будут упразднены. А эти государственные учреждения будут финансироваться из государственного бюджета.

Специальные счета Казначейства открываются для тех государственных служб и учреждений, которые не имеют ни финансовой автономии, ни прав юридических лиц. Это различные фонды социально – культурного назначения и торговые счета казначейства. Специальные счета казначейства делятся на 6 категорий:

- специального назначения

- коммерческие

- по взаимным расчетам с иностранными правительствами

- по валютным операциям

- авансовые

- по займам и консолидации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.017 с.)