Государственное предпринимательство 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное предпринимательство



Кратко рыночную экономику определяют как экономику свободного предпринимательства.

Гражданский кодекс Республики Беларусь дает следующее определение предпринимательству: «Предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления»1.

Предпринимательство может быть как частным, так и государственным и осуществляется как в индивидуальной, так в коллективной форме.

Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основной формой юридического лица, осуществляющего государственное предпринимательство, является предприятие.

Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги.

Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении).

Для переходной экономики характерно многообразие форм собственности с сохранением значительной доли государственной. Реформирование экономики, реструктуризация отношений собственности требуют достаточно длительного времени. Поэтому государственной сектор (хотя и постепенно уменьшающийся) сохраняется во всех странах. В государственной собственности находятся отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), а также предприятия, продукция и услуги которых необходимы для совместного общественного потребления, но которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса (коммунальное хозяйство, дорожное строительство и др.).

Государственные структуры являются равноправными партнерами других участников рыночных отношений, если они непосредственно выходят на рынок с деловыми предложениями: предоставление правительственных заказов предприятиям, определение цен, состава и объема льгот при выполнении специальных работ.

Государство в современной рыночной экономике — это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР,

и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Таким образом, государство выступает как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвует в рыночной экономике.

В связи с этим актуальной проблемой является обеспечение эффективного функционирования государственных предприятий. Для этого требуются всемерная их коммерциализация, перестройка внутренней структуры предприятий с усилением менеджмента и другие меры для адаптации их к развивающейся рыночной среде. Для

_________________

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 3-е изд., с изм. И доп. Мн.: Нац. Центр правовой информ. РБ, 2003.с.40-41.

повышения эффективности работы государственных предприятий в рыночных условиях необходимо совершенствовать систему управления. С целью формирования эффективной модели управления целесообразно разделение управленческих и хозяйственных функций посредством преобразования концернов (объединений) в ассоциации, союзы, финансово-промышленные и иные хозяйственные группы, а также в другие интегрированные структуры.

«Государственность» предприятий, входящих в указанные объединения, состоит в том, что государство владеет пакетом их акций.

Собственно государственные предприятия функционируют в форме республиканских унитарных, основанных на праве оперативного управления (казенных).

Для повышения эффективности государственного предпринимательства необходимо:

• провести техническое обновление предприятий, перейти на высокие наукоемкие технологии, освоить новые образцы продукции, имеющие спрос на внутреннем и внешних рынках;

• снизить издержки производства и расходов на управление;

• усилить ответственность руководителей государственных унитарных предприятий за эффективное использование закрепленного за этими предприятиями на праве хозяйственного ведения государственного имущества;

• обеспечить государственные инвестиционные проекты по обновлению и расширению производства.

Разновидностью государственного предпринимательства является также предоставление концессий — сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.

 

Частное предпринимательство

Переход к рыночной экономике связан с неуклонным увеличением негосударственной собственности и развитием частного предпринимательства.

Предприниматель — это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью (по производству либо реализации товаров и услуг). Результатом предпринимательства является коммерческий эффект, воплощенный в деньгах (прибыль). Чтобы быть предпринимателем не обязательно быть собственником. Например, деятельность посредников, не являющихся собственниками товаров и ценных бумаг, также направлена на получение прибыли и ее присвоение.

Частное предпринимательство — это экономическая система, где хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица или фирмы при минимальном вмешательстве государства.

Частным предпринимательством могут заниматься как отдельные граждане, так и их коллективы (предприятия, фирмы).

Фирма — это обобщенное название, используемое по отношению ко всем (или почти ко всем) организациям бизнеса. Фирмы бывают разные — от гигантских корпораций типа «Дженерал моторе» с многомиллиардным объемом выпуска и сотнями тысяч работников до мелких лавочек, где со всеми делами справляется один хозяин, а дневная выручка не превышает нескольких десятков долларов.

В странах с развитой рыночной экономикой существуют три формы организации предпринимательства:

• единоличное владение;

• партнерство;

• корпорация.

Единоличное владение — такое индивидуальное частное предприятие, владельцем которого является одно лицо или одна семья, получающая весь доход (за вычетом расходов и налогов) и несущая весь риск за свою деятельность.

Партнерство возникает в случае, когда с целью ведения бизнеса объединяются ресурсы и предпринимательские навыки двух или более лиц.

Корпорация (акционерное общество) является доминирующей формой предпринимательства. Для нее характерно централизованное управление, длительный срок существования, превышающий продолжительность жизни отдельных держателей акций; ограничение ответственности акционеров в соответствии с долей их капиталовложений.

В современном частном предпринимательстве действуют хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов), холдинговые компании.

В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом.

 

Малый бизнес

Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в Республике Беларусь представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства — юридическим лицам — относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:

• в промышленности и на транспорте — до 100 человек;

• сельском хозяйстве и научно-производственной сфере — до 60 человек;

• строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;

• других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговли — до 30 человек;

• других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.

Субъекты малого предпринимательства образуют разветвленную сеть, действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса.

Развитие малого предпринимательства способствует созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни. Малый бизнес позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

В Республике Беларусь на начало 2004 г. было зарегистрировано 31 тыс. субъектов малого предпринимательства, почти 92 % которых относятся к негосударственной собственности. На долю малых предприятий в 2003 г. приходилось 8,6 % выпуска товаров и услуг, 9,2 % розничного товарооборота и 26,1 % внешнеторгового товарооборота страны.

Около 45 % общего количества субъектов малого предпринимательства сосредоточено в торговле и общественном питании, тогда как в промышленности — около 22 %, строительстве — 11 %.

Значительную роль в развитии малого бизнеса играют индивидуальные предприниматели, численность которых в Республики Беларусь в 2003 г. составила свыше 190 тыс. Кроме того, ими привлечено к осуществлению деятельности по договору более 77 тыс. человек.

Более половины (53 %) частных предприятий и четверть индивидуальных предпринимателей сконцентрированы в Минске. В каждом из внутриреспубликанских регионов почти половина малого бизнеса сосредоточена в областных центрах. Крайне слабо он развит в малых городах и сельской местности.

В целом малый бизнес в нашей стране еще недостаточно развит и его вклад в экономику страны должен существенно увеличиться. На 1000 жителей в Республике Беларусь приходится 3,1 малых предприятий, тогда как в России — 6,5 (в Москве — 21), в Украине — 5,5, в среднем по Европе — 45, в США — 78.

В Беларуси последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве pi государственной поддержке малого предпринимательства, а также специальный Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства». Разрабатываются и реализуются ежегодные программы государственной поддержки и соответствующие региональные программы. Правительством разработана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002—2005 годы. Созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь.

В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования.

На республиканском уровне, в областях, некоторых районах и городах работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия государственных органов, предпринимателей и их объединений в развитии малого бизнеса.

Вместе с тем государственные меры по поддержке малого бизнеса осуществляются недостаточно последовательно. Местные органы управления не всегда заинтересованы в развитии малого предпринимательства, хотя субъекты малого бизнеса обеспечивают занятость населения, производят продукцию и оказывают услуги в основном для местного потребления, содействуя социально-экономическому развитию конкретных городских поселений и сельских районов.

Развитие малого бизнеса в Беларуси сопряжено со многими проблемами: нестабильное законодательство; сложность и высокая стоимость процедуры регистрации, особенно юридических лиц; отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов малого бизнеса; громоздкое налогообложение; высокие арендные ставки на помещения; сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг и др.

Для субъектов негосударственной формы собственности по-прежнему сохраняются неравные условия функционирования по сравнению с государственными предприятиями, в частности, при выделении квот на приобретение сырья, формировании цен на сырье, материалы и комплектующие.

Для активизации малого бизнеса следует устранить факторы, препятствующие развитию предпринимательства, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки.

В связи с этим необходимо:

• совершенствовать правовые и экономические условия для устойчивого развития предпринимательства;

• повысить эффективность системы государственной поддержки малого бизнеса;

• упростить налогообложение и процедуру получения кредитов;

• упорядочить систему государственной регистрации и лицензирования видов деятельности;

• развивать инфраструктуру предпринимательства, в том числе на региональном уровне (центров поддержки предпринимательства, технопарков, инкубаторов, инновационных центров, венчурных фондов и др.) при частичном финансировании государства;

• создавать льготные условия для доступа малого бизнеса к материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;

• расширять возможность эффективного использования имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства;

• стимулировать развитие малого бизнеса в сельской местности и малых городах.

Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики. Важным является также вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных категорий, увеличение доходов людей, а значит, обеспечение социальной стабильности.

Местные органы власти и управления должны обеспечивать оказание дифференцированной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов с учетом специфики их деятельности.

Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.

Для стимулирования развития субъектов малого предпринимательства, занимающихся производством экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, другими видами производственной деятельности, наукой и научным обслуживанием, требуются создание условий для инвестирования и кредитования на основе внедрения прогрессивных финансовых технологий; формирование стабильной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого бизнеса, а также другие меры государственной поддержки.

 

5.6. Структурная трансформация экономики — императив рыночного

развития

5.6.1. Цели и задачи, основные принципы и механизмы структурной трансформации экономики

Республика Беларусь после распада СССР стала самостоятельным суверенным государством и получила в наследство достаточно развитую относительно других бывших республик экономику с многоотраслевой структурой, где преимущественную роль играли такие отрасли специализации, как машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, животноводство, льноводство и картофелеводство. Продукция этих отраслей (коэффициент товарности превышал 0,3) в больших объемах вывозилась за пределы республики для удовлетворения общесоюзных потребностей.

Однако в новых условиях переходного к рыночным отношениям периода сложившиеся производственно-экономические связи были нарушены, экономический кризис привел к потере или значительному сокращению рынков сбыта белорусских предприятий, потере дешевых источников топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. В связи с низким платежеспособным спросом населения и ухудшением финансового положения предприятий (более 1/3 убыточные) такая экономика перестала быть востребуемой как на внутреннем, так и на внешних рынках, а в число актуальнейших выдвинулась проблема ее модернизации и структурной перестройки в соответствии с современными требованиями рыночной экономики и мировыми тенденциями.

В первые годы экономического кризиса структурные преобразования осуществлялись стихийно, преимущественно на

основе косвенного регулирования с помощью монетаристских подходов — либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики, что не привело к ожидаемому результату. По мере выхода из кризисного состояния утвердилось мнение о необходимости использования инвестиционной составляющей как важнейшего рычага структурных преобразований и повышения роли государства в их осуществлении на основе разработки и реализации эффективной инновационно-инвестиционной политики, учитывающей специфические особенности наглей страны и мировой опыт структурных преобразований.

В экономике Беларуси сложился целый ряд структурных деформаций как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших вследствие экономического кризиса. Основными из них являются:

• несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу, выражающееся в неполном использовании имеющихся производственных мощностей, созданных ранее для удовлетворения общесоюзных потребностей; значительных объемах нереализованной готовой продукции; росте числа убыточных предприятий, дебиторской и кредиторской задолженностей;

• высокие энерго- и материалоемкость производства, его сильная зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;

• высокий уровень физического и морального износа активной части основных производственных фондов вследствие недостатка инвестиционных средств не только для расширенного, но и простого их воспроизводства;

• недостаточное развитие наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.

Ближайшие два—три пятилетия являются ключевыми для экономики Республики Беларусь. В этот период должна быть сформирована структура производства, отвечающая долгосрочным целям страны, завершены начатые институциональные преобразования, создана адекватная рыночным условиям система мотивации поведения предпринимателей и наемного персонала, достигнуто радикальное повышение уровня жизни населения. Необходимо с учетом национальных особенностей оптимально встроить белорусскую экономику в мировое, глобальное хозяйство, используя двусторонние и многосторонние связи; обеспечить модернизацию структуры экономики в направлении роста ее наукоемкости, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевести систему управления

экономикой на корпоративные принципы и обеспечить на этой основе формирование качественно новых стимулов инновационной активности.

Системный подход к решению проблемы структурной перестройки и повышению на ее основе конкурентоспособности продукции означает, что недостаточно принять некий «план мероприятий» по ее улучшению — в действующей системе экономических координат его реализация вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое воздействие на структуру экономики и конкурентоспособность. Необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуры экономики, набор инструментов, стимулирующих работу предприятий.

При преобразовании структуры экономики предстоит усовершенствовать межсекторные, межотраслевые и межрегиональные пропорции: между государственным и частным секторами экономики; производством, потреблением и накоплением; между отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; промышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производящими товары, и сферой услуг; между крупным и мелким бизнесом; оптимизировать пропорции в уровне социально-экономического развития областей и г. Минска; усилить социальную ориентацию преобразований.

Однако в условиях неблагоприятной отраслевой структуры, чрезвычайно фискальной системы налогообложения, искаженной системы ценообразования и неустойчивого финансового положения многих предприятий в стратегической перспективе невозможно без решительной трансформации некоторых подходов к макроэкономической политике гарантировать укрепление конкурентных позиций белорусских производителей на мировом и даже внутреннем рынках.

После развала традиционных хозяйственных связей борьба за предотвращение экономического коллапса в стране и работа по обеспечению социальной защиты населения поставили государство в центр общественно-экономической системы Беларуси как единственный институт, который был в состоянии обеспечить решение этих задач. Сегодня централизованное управление должно быть дополнено механизмами конкуренции и инновационной деятельности. Перед системой государственного регулирования возникают новые задачи:

• структурная модернизация экономики;

• полноценное включение механизмов рыночной конкуренции и механизма коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики.

При определении направлений структурных преобразований экономики необходимо исходить из принципов:

• многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;

• концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;

• постепенной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов экономической деятельности;

• перехода на инновационный путь развития экономики;

• социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренного развития сферы услуг;

• приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;

• учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции в первую очередь с Россией и другими странами СНГ;

• гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства;

• обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;

• комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;

• экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;

• рационального сочетания системы государственного регулирования и рыночного саморегулирования, государственной поддержки наиболее эффективных предприятий и производств.

В качестве критериев успешности указанных структурных преобразований необходимо использовать обеспечение национальной безопасности (продовольственной, энергетической, финансовой, экологической, оборонной), повышение уровня эффективности и конкурентоспособности экономики страны в сравнении со странами—торговыми партнерами.

Опыт многих стран, добившихся достаточно быстрого подъема экономики, свидетельствует о необходимости применения различных стратегий структурных преобразований: стратегии использования местных природных ресурсов с привлечением

иностранных инвестиций и последующим направлением полученных доходов на развитие других отраслей; стратегии «преследования», ориентированной на освоение конкурентоспособной продукции экономически развитых стран, но с более низкими ценами; стратегии «передовых рубежей», суть которой состоит в разработке и создании новых продуктов и технологий на основе достижений научно-технического прогресса.

Учитывая различия между отраслями и их группами, структурная политика Республики Беларусь должна предусматривать рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комплексов и отраслей страны с учетом максимального использования их конкурентных преимуществ. Исходя из этого, целесообразно отрасли подразделить на группы.

1. Группа отраслей и производств, базирующаяся на использовании региональных факторных условий и ресурсов; ввозимых ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, поступающих в Республику Беларусь по магистральным нефте- и газопроводам (специализированные отрасли и производства АПК — животноводство, льноводство и картофелеводство; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; промышленность строительных материалов; электроэнергетика; топливная; химическая и нефтехимическая промышленность; транспорт). Основным направлением структурной перестройки и роста конкурентоспособности отраслей этой группы является наращивание объемов производства продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках, путем модернизации производства, внедрения прогрессивных технологий и техники, привлечения прямых иностранных инвестиций.

Структурная политика в отношении данных отраслей должна быть ориентирована на самостоятельное развитие на основе самофинансирования, что предусматривает построение системы налогообложения, оставляющей в распоряжении предприятий необходимые ресурсы и стимулирующей их направление на эффективные инвестиции. В этих отраслях целесообразно также привлечение иностранных инвестиций на условиях, не представляющих угрозы национальной безопасности.

2. Традиционные отрасли промышленности, обладающие большим научно-техническим потенциалом и способные в относительно короткие сроки повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции и создать ее новые виды, соответствующие потребительским свойствам мирового и внутреннего рынков, но нуждающиеся в государственной поддержке (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение, станкостроение, дорожное и транспортное машиностроение, черная металлургия, легкая промышленность). Основным направлением структурной перестройки этих отраслей является модернизация, переспециализация (перепрофилирование) производства на основе современных, в том числе заимствованных технологий и закупки нового оборудования, выпуск новых конкурентоспособных видов продукции в соответствии с запросами рынков.

В качестве приоритетов целесообразно выделить технологически взаимосвязанные отрасли и производства, обеспечивающие увеличение выпуска конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, выпуск технологичных конкурентоспособных машин и оборудования, позволяющих повысить уровень технологического развития других отраслей, экологическую безопасность на всех стадиях производственного процесса.

3. Наукоемкие экспортоориентированные отрасли и производства, реализующие передовые достижения научно-технического прогресса и использующие более полно человеческий потенциал Беларуси — высококвалифицированный труд. Это наиболее перспективная, но и требующая самых больших инвестиций и затрат человеческого капитала группа отраслей. Она включает отрасли и производства, основанные на разработке и использовании новейших и высоких технологий, к которым относятся: прецизионные, лазерные, электронно-плазменные, высокотемпературный синтез; технологии, основанные на применении новых видов сырья, конструкционных материалов, катализаторов; производства по выпуску материалов для микро- и наноэлектроники, композиционных материалов, по синтезу новых химических соединений; предприятия по химическому и биологическому синтезу фармацевтических средств, биологически активных соединений и пищевых добавок, биологических средств питания и защиты растений и животных; производства, реализующие технологии тонкого химического синтеза, нанотехнологии; импортозамещающие производства; подотрасли системы образования и научного обслуживания.

Во всех группах отраслей должен применяться комплекс методов государственного регулирования — снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные инвестиции и субсидии, защитные импортные тарифы для достижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек в сравнении с конкурентами, методы нетарифного регулирования и др. Важнейшими организационными структурами должны стать транснациональные, межгосударственные, межотраслевые, отраслевые и территориальные корпоративные структуры в форме транснациональных корпораций, финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, включающие технологически и экономически взаимосвязанные производства и финансовые структуры. Это обеспечит снижение издержек производства, привлечение инвестиций, в том числе зарубежных, концентрацию сил и ресурсов на реализации приоритетов структурной перестройки и повышении конкурентоспособности продукции.

Таким образом, целевыми установками структурной перестройки экономики должны стать снижение доли и масштабов энерго- и материалоемких производств, замена неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и новых материалах. Ставка должна быть сделана на информатизацию, программное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, модернизацию энергетической отрасли, биотехнологии и генетику.

 

5.6.2. Модернизация структур реального сектора экономики (воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной)

Структурные преобразования в межотраслевых комплексах и отраслях народного хозяйства, происходящие в соответствии с целенаправленной системой мер государственной структурной политики, а также под воздействием научно-технического прогресса и запросов внутреннего и внешних рынков, определяют изменение всех макроэкономических структур страны.

Воспроизводственная структура экономики характеризует соотношение ее секторов по производству и потреблению благ и услуг на всех стадиях воспроизводства.

На стадии производства — это соотношение промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости, представляющее собой важнейшую макроэкономическую пропорцию, в которой находит отражение достигнутый уровень развития производительных сил страны.

Доля промежуточного потребления характеризует удельный расход топлива, энергии, сырья, материалов и других материальных элементов оборотного капитала на единицу валового выпуска товаров и услуг. Это обобщающий показатель материалоемкости продукции, на который существенно влияют применяемые техника и технологии производства, уровень подготовки кадров, система организации труда и производства.

Валовая добавленная стоимость представляет собой разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Она является основой валового внутреннего продукта.

Валовой внутренний продукт — важнейший обобщающий показатель, характеризующий конечный результат как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг. На стадии производства он определяется путем суммирования валовой добавленной стоимости всех отраслей с учетом потребленной в процессе производства стоимости основного капитала. По объему производства ВВП на душу населения определяют уровень социально-экономического развития страны.

В России соотношение промежуточного и валового внутреннего продукта в 2001 г. составляло 45:55; Украине — 57,5:42,5; Казахстане — 54,6:45,4, что определяется различиями в уровнях материалоемкости продукции, отраслевой структуры производства, прежде всего соотношением добывающих и перерабатывающих отраслей, уровнем цен на основные материалы промежуточного потребления, в первую очередь на энергоресурсы, конструкционные материалы и сельскохозяйственное сырье (инфляция). Можно сделать вывод о том, что чем выше уровень технико-технологической базы производства и эффективнее используются материальные ресурсы при прочих равных условиях, тем доля промежуточного продукта ниже, а удельный вес ВВП выше, что свидетельствует о росте эффективности экономики. Главным показателем выступает рост ВВП на душу населения. Если в 1995 г. производство ВВП на душу населения по паритету покупательной способности 2000 г. в Беларуси составило 4,5 тыс. дол. США, то в 2002 г. — 5,5 тыс. дол. США, что составляет 71 % мирового уровня (7,8 тыс. дол.). Однако это значительно ниже, чем в экономически развитых государствах мира и Европы, где этот показатель превышал 25— 30 тыс. дол. США (Канада, США, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Германия и др.).

На стадии потребления особую значимость приобретают пропорции в использовании ВВП. Удельный вес расходов на конечное потребление, включающее потребление в домашних хозяйствах, государственными учреждениями, некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства, в перспективе исходя из поставленных целей модернизации экономики будет снижаться за счет увеличения доли валовых накоплений. При этом расходы на конечное потребление домашних хозяйств (приобретение потребительских товаров и услуг, платных услуг учреждений образования, здравоохранения, культуры и т.д.) в расчете на душу населения не должны уменьшаться, а могут возрасти по мере роста ВВП, хотя их доля может несколько и снизиться. Доля расходов государственных учреждений и абсолютные их размеры при совершенствовании структуры государственного управления должны уменьшаться. Расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, в связи с развитием рыночной инфраструктуры будут несколько возрастать. Чистый экспорт товаров и услуг в связи с необходимостью импорта высокопроизводительного оборудования и новейших технологий, конструкционных материалов, а также топливно-энергетических ресурсов прогнозируется с отрицательным знаком (-2, -3 % к ВВП).

Прогнозируемая на перспективу структура используемого ВВП Беларуси близка к аналогичной структуре стран,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.248.66 (0.016 с.)