Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-потребительский комплекс

Поиск

Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его

функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг.

На предыдущих этапах социально-экономического развития страны производство услуг в отраслях социально-потребительского комплекса осуществлялось преимущественно на платной основе, внедрялся хозяйственный расчет и другие экономические формы. Вот почему адаптация комплекса к рыночным условиям хозяйствования проходит относительно более успешно, чем в отраслях социально-культурного комплекса.

Отрасли социально-потребительского комплекса тесно взаимосвязаны друг с другом и населением, что определяет их территориальную организацию.

Такие отрасли социально-потребительского комплекса, как внутренняя торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство в 2003 г. произвели 15,7 % валового внутреннего продукта страны; еще выше доля названных отраслей в общей численности занятых в экономике страны — почти 18 %. Опыт высокоразвитых стран мира показывает, что без успешного развития этих отраслей нельзя создать высокоэффективную рыночную экономику.

 

Розничная торговля

Торговля — одна из крупных отраслей экономики Республики Беларусь. В 2003 г. общий объем розничного товарооборота в стране составил 15,2 трлн р. в действующих ценах, или примерно 1,5 млн р. в расчете на душу населения. Численность занятых в розничной торговле и общественном питании достигла 453,6 тыс. человек, что в 1,5 раза больше, чем в 1990 г.

Торговля представляет собой обособившуюся на основе общественного разделения труда совокупность предприятий, реализующих товары народного потребления путем купли-продажи. Расширение торговой деятельности приводит к экономии живого и овеществленного труда, связанного с реализацией товаров, ускоряет оборот общественного продукта, способствует более полному удовлетворению личных потребностей.

Торговля как самостоятельная отрасль национальной экономики позволяет освободить товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать произведенные товары, что привело бы к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшения времени пребывания товаров в сфере обращения, что дает большой народнохозяйственный эффект. Этому способствует создание специальной материально-технической базы (складская и торговая сеть, специальные транспортные средства), разработка специальных технологических процессов (по транспортировке, хранению, подготовке к продаже товаров и др.), подготовка специальных кадров.

Торговля подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя торговля осуществляет реализацию товарной продукции на внутреннем рынке страны. Она охватывает оптовую и розничную торговлю. Именно розничная торговля завершает процесс товарного обращения, так как с ее помощью товары, произведенные в других отраслях экономики, доводятся до потребителей.

Развитие и состояние розничной торговли анализируются с использованием ряда показателей. Важнейшим среди них является объем розничного товарооборота, который в значительной степени отражает и уровень жизни населения.

За 1991—2003 гг. наблюдался постоянный и устойчивый рост общего объема розничного товарооборота. Хотя в 1995 г. он уменьшился в сопоставимых ценах к уровню 1990 г. почти в 1,5 раза, однако в 2003 г. к уровню 1990 г. вырос в 1,6 раза. Вместе с тем имеет место устойчивая тенденция к снижению доли розничного товарооборота торговых организаций и общественного питания в общем объеме товарооборота. Это связано с увеличением удельного веса неорганизованной торговли, которая в 2003 г. составила 31,6 % общего объема розничного товарооборота в Беларуси.

В 1990-е годы в условиях начала рыночных преобразований в экономике, роста стоимости жизни и цен на потребительские товары происходили серьезные изменения и в торговле: осуществлялись политика создания равных условий для существования государственных и частных структур, приватизация и аренда торговых предприятий, обновление ассортимента товаров. Вследствие этого с 2000 г. наметилась тенденция к устойчивому развитию торговой сферы.

Рассматривая розничный товарооборот по формам собственности, можно проследить процесс становления в Беларуси многоукладной торговой системы. Постепенно повышается доля частной собственности в структуре розничного товарооборота и снижается доля государственного сектора. Если в 1990 г. доля государственной собственности в общем объеме розничного товарооборота составляла 65,8 %, а частной — 34,2 % (в основном потребительская кооперация), то в 2003 г. доля государственной собственности уменьшилась до 18,4 %, а частной, наоборот, возросла до 79,8 %. За анализируемый период значительно снизилась роль потребительской кооперации (в 2003 г. — 10,2 %), которая обслуживает в основном сельских жителей. В розничной торговле сформировалась иностранная собственность, ее доля в 2003 г. составила 1,8 % (см. табл. 4.40).

Негативные процессы в развитии внутренней торговли в 1991—1995 гг. были обусловлены экономическим кризисом, гиперинфляцией и резким снижением в этот период жизненного уровня населения. Стабильно высокой остается доля продовольственных товаров в общем объеме товарооборота. В 1990 г. она составила 44,9 %, в кризисные годы резко повысилась (до 62,7 % в 1995 г.) и постепенно снижается в настоящее время — 60,1 % (2003 г.). В структуре товарооборота непродовольственных товаров снижается удельный вес товаров культурно-бытового назначения, хотя обеспеченность населения ими не достигает рекомендуемых норм.

Значительные изменения происходили и в развитии сети предприятий розничной торговли. Она занимает основное место в материально-технической базе всей системы торговли. От состояния и развития торговой сети во многом зависят как степень удовлетворения потребностей населения в товарах, так и культура торгового обслуживания.

Розничная торговая сеть с учетом особенностей торгового обслуживания населения делится на стационарную, передвижную и посылочную. Ведущая роль принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть. Через магазины реализуется основная часть товаров. Это обусловлено тем, что они имеют ряд преимуществ: в них концентрируется более широкий ассортимент товаров; расширяются возможности предоставления дополнительных услуг, внедрения современной технологии и механизации торговых процессов, улучшения условий труда, повышения культуры обслуживания населения.

К мелкорозничной торговой сети относятся павильоны, палатки, ларьки, киоски, а также торговые автоматы. Недостатками мелкорозничной торговой сети являются узость ассортимента, отсутствие удобств для покупателей при выборе товара, сложность в создании надлежащих условий для хранения товаров и быта — для торгового персонала.

Число магазинов в розничной торговле значительно расширилось за 1991—2003 гг., однако сокращается сеть магазинов потребительской кооперации на селе. Одновременно идет процесс сокращения торговой площади, приходящейся на один магазин, число палаток и киосков. Вместе с тем наблюдаются и некоторые прогрессивные тенденции, связанные с постоянным увеличением обеспеченности населения торговыми площадями. Так, если в 1990 г. обеспеченность городского населения в среднем по стране составляла 209 м2 на 1000 жителей, то в 2002 г. она достигла 253 м2 при нормативе 280 м2 (90 % норматива), сельского населения — 263 м2 при нормативе 300 м2 (88 %).

В условиях развития рыночных отношений численность предприятий розничной торговой сети определяется прежде всего потребностями населения. Рост товарооборота и резкое расширение ассортимента реализуемых товаров обусловит в дальнейшем расширение торговой сети и торговых площадей за счет различных источников финансирования. Это могут быть промышленные, совместные, коллективные, частные и иностранные предприятия розничной торговли. В городах, особенно в Минске, намечается строительство гипермаркетов, которые дают новые стимулы развитию торговли.

На внутреннем рынке страны наблюдаются и такие негативные тенденции, как снижение продаж по отдельным товарным группам, увеличение остатков нереализованных товаров в промышленности и торговле. Отечественные товары по своему качеству и особенно цене не всегда выдерживают конкуренции с более дешевыми товарами, поступающими из России и стран вне СНГ. По сравнению с 1990 г. в 2002 г. товарные запасы меха и меховых изделий в предприятиях государственной розничной торговли возросли в 3,6 раза, часов — в 4,6 раза, шелковых тканей — в 5,3 раза и т.д. В связи с этим многие торговые предприятия не имеют оборотных средств для закупки новых товаров — торговые склады, оптовые базы забиты нереализованными товарами. В целом в Республике Беларусь снижается прибыльность государственной розничной торговли, а многие магазины являются убыточными.

Развитие розничной торговли в перспективе будет направлено на стабильное обеспечение различных категорий населения высококачественными товарами в широком ассортименте при высоком уровне обслуживания. Достижению этой цели должны способствовать система мер по расширению ассортимента отечественных товаров, развитие инфраструктуры товарных рынков, а также системы торгового обслуживания социально незащищенных групп населения, совершенствование методов организации торговли.

Продвижение отечественной продукции на внутренний рынок определяется углублением интеграции розничной торговли с товаропроизводящими отраслями — предприятиями промышленности, сельхозпредприятиями и фермерскими хозяйствами по поставке продуктов животноводства и растениеводства на взаимовыгодных условиях. Увеличению объемов продажи отечественных товаров и созданию конкурентной среды предприятий будет способствовать расширение фирменной торговли и совершенствование ее функционирования.

Снабжение крупных городов и промышленных центров отечественными продовольственными товарами тесно связано с развитием регулируемых государством оптовых продовольственных рынков. Такие рынки создаются прежде всего в областных центрах, в других городах — малые (мини) рынки и мелкооптовые структуры по оптовой и розничной продаже сельскохозяйственных продуктов и продовольственных товаров населению, предприятиям торговли и общественного питания.

Важнейшее перспективное направление развития розничной торговли — улучшение качественной структуры товарооборота. Повышение доли продаж непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота может быть достигнуто за счет ускоренных темпов производства и продажи технически сложной высококачественной радио- и электроаппаратуры, транспортных средств, мебели, строительных материалов и других товаров хозяйственного назначения.

Торговое обслуживание сельского населения, особенно жителей малых населенных мест, во многом определяется развитием потребительской кооперации. Правительством страны принята Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005—2010 годы. Главной целью программы является повышение качества обслуживания сельского населения путем создания условий для устойчивого экономического роста организаций потребкооперации.

Основой развития отрасли станет взаимодействие организаций потребительской кооперации с личными подсобными и крестьянскими хозяйствами с использованием механизма товарного кредитования. Через созданные центры поддержки личных подсобных хозяйств граждан будет налажено обеспечение населения семенами и саженцами, молодняком животных, минеральными удобрениями, сельскохозяйственным инвентарем и мини-сельхозтехникой, тарой, строительными материалами. Количество перерабатывающих предприятий потребкооперации, их производственные мощности должны обеспечить полную и качественную переработку производимой сельскохозяйственной продукции. На протяжении 2006—2010 гг. намечается дополнительно открыть 600 заготовительных пунктов, 240 грибоваренных пунктов, установить 180 единиц сушильных установок, ввести в штаты организаций потребкооперации около 1,8 тыс. разъездных заготовителей.

 

Общественное питание

Общественное питание — отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специализированных предприятий (столовых, кафе, ресторанов, буфетов и др.). Кроме государственных и кооперативных, частных и иностранных предприятий она включает все формы общественно организованного питания населения в детских дошкольных учреждениях, больницах, домах отдыха, санаториях, на турбазах и т.д.

Общественное питание является важным резервом экономии общественного труда. Современный уровень производительности труда в общественном питании позволяет примерно в 2—3 раза сократить затраты времени на приготовление кулинарной продукции по сравнению с затратами в домашних условиях.

Общественно организованное питание в детских дошкольных учреждениях, больницах, санаториях, организуемое за счет общественных фондов потребления бесплатно или на льготных условиях, выполняет часть общей задачи этих учреждений: воспитание детей, восстановление и поддержание на должном уровне здоровья населения, организацию его культурного отдыха.

Переход к рыночной экономике сопровождается изменениями в деятельности предприятий общественного питания. Они связаны с увеличением их финансовой самостоятельности, совершенствованием методов хозяйствования, появлением стимулов к повышению конкурентоспособности.

Сеть общественного питания в Республике Беларусь на начало 2003 г. насчитывала 8,7 тыс. объектов на 617 тыс. посадочных мест. Наибольший удельный вес в структуре предприятий общественного питания занимают столовые — 50 %; рестораны, кафе, бары — 32 %. Около 35 % предприятий общественного питания расположены при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, профессионально-технических училищах. В настоящее время в отрасли общественного питания наблюдается тенденция развития мелких предприятий (мини-кафе, кафе-бистро, экспресс-баров).

В Республике Беларусь за 1991—2003 гг. число предприятий общественного питания сократилось на 37 %. За этот период было закрыто большое количество буфетов и столовых, особенно в сельской местности. В целом в 2003 г. предприятия общественного питания работали убыточно. Вместе с тем необходимо отметить, что частные предприятия общественного питания были прибыльными.

Кризис в общественном питании связан с резким ухудшением финансового состояния предприятий этой отрасли. Наряду с ростом сети престижных ресторанов и кафе с высоким уровнем обслуживания и дизайна наблюдалось сокращение столовых, где питаются рабочие. Резкое увеличение оплаты за транспортные услуги, потребление энергии и тепла привело к значительному росту отпускных цен, и многие столовые стали недоступными для населения со средним достатком. Даже в учебно-воспитательных учреждениях системы образования, где снижена торговая надбавка до 10 %, предоставлены льготы по аренде помещений, предприятия общественного питания практически смогли обеспечить студентов и школьников только поддерживающим питанием.

Для повышения рентабельности отрасли предусматривается создание сети предприятий быстрого питания, для которых характерна высокая окупаемость. В ближайшее время планируется открыть более 200 таких предприятий, основанных на лучших традициях белорусской кухни.

Проблемы и перспективы развития общественного питания изложены в программных документах по внутренней торговле и потребительской кооперации. В них намечается восстановление и расширение сети предприятий при высших и средних учебных заведениях, промышленных предприятиях, организациях. За 2001—2005 гг. сеть предприятий общественного питания расширится на 430 тыс. мест. В системе потребительской кооперации количество объектов быстрого питания увеличится в 2,6 раза.

Предприятия быстрого питания предполагается размещать в местах пересечения пассажиропотоков, крупных и средних административных, торговых и туристских центрах, на оживленных транспортных магистралях. Здесь же будут построены закусочные и кафетерии, гриль-бары, пиццерии, магазины и отделы кулинарии, блинные, пельменные, пирожковые, шашлычные и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.106.43 (0.012 с.)