Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Региональные социально-экономические комплексыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В национальной экономике наряду с комплексами производственной и социальной сфер выделяются региональные социально-экономические комплексы, формирование которых обусловлено совокупностью природных и социально-экономических условий и факторов для развития производительных сил определенных территорий. Региональный социально-экономический комплекс — сложная динамично развивающаяся система, представляющая собой совокупность множества объектов с набором связей между ними, создающих объективную основу для формирования внутриреспубликанских регионов. Регион (от лат. regio, regionis — область, местность, т.е. конкретная территория) можно определить как часть территории страны со специфическими природными, историческими и демографическими условиями, специализацией и комплексным развитием производства, единой производственной и социальной инфраструктурой. Как социально-экономическая система регион представляет собой часть территории, на которой создан и развивается относительно самостоятельный хозяйственный комплекс, имеющий свою специфику в территориальном разделении труда. С воспроизводственной точки зрения отдельный регион не является замкнутой системой. Он тесно связан с другими регионами в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена. Наряду с термином «регион» часто используется термин «район». По определению известного российского регионалиста Э.Б. Алаева, «район — это территория (геотория), по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность — объективное условие и закономерный результат развития данной территории»1. Своеобразие природных, экономических и демографических условий определяет специфику хозяйства каждого региона — его специализацию, отраслевую структуру, уровень социально-экономического развития. ______________________ 1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминолог. Слов. М.: Мысль, 1983. с. 67. Экономический район — территориально целостная часть государства, которая объединяет всю совокупность отраслей и производств на определенной территории, имеет соответствующую производственную специализацию, тесные внутренние социально-экономические связи. Выделение экономических регионов или районов должно осуществляться в результате социально-экономического районирования страны с учетом ее административно-территориального деления, хотя в идеальном случае основой последнего является социально-экономическое районирование. Региональная структура экономики рассматривается в двух аспектах: • как территориальное размещение экономики в целом и ее отдельных отраслей; • система внутриреспубликанских регионов с их внутренней структурой экономики. Территориальная организация экономики представляет собой многоуровневую систему взаимодействия элементов производительных сил на территории, основанную на различных формах согласованного функционирования разнообразных производств и сфер приложения труда. Их рациональное сочетание в регионах должно способствовать наиболее эффективному использованию природных, трудовых и финансовых ресурсов. Элементы производительных сил имеют различную степень сопряженности на территории, а экономические связи и отношения — различную степень локализации. Это позволяет в составе общей структуры экономики страны выделить экономические отношения, непосредственно связанные с региональными аспектами воспроизводства. Совокупность этих отношений и связей и составляет территориальную структуру экономики, которая тесно взаимоувязана с расположением городских поселений и связывающими их коммуникациями, прежде всего транспортными магистралями. Основой территориальной структуры хозяйства является размещение производства, все элементы которого существуют на конкретной территории, находясь с ней в тесной взаимосвязи; любой элемент производительных сил воздействует на территорию и в свою очередь сам испытывает ее влияние. В конечном итоге территориальная структура экономики является результатом развития и углубления территориального разделения труда. Территориальная структура хозяйства тесно связана с отраслевой структурой, отражающей деление экономики на отрасли, подотрасли, виды производства, имеющие сложные внутри- и межотраслевые связи. Каждая отрасль, предприятие или производство размещены в конкретной местности, имеют свою территориальную локализацию, а система экономических связей между ними проявляется в виде связей между регионами, где они расположены. Регион как социально-экономический объект отличается от отрасли существенными особенностями и в первую очередь тем, что в нем соединены различные отрасли хозяйства, охватывающие производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ и услуг. Таким образом, регион как хозяйственная система — гораздо более сложное образование, нежели отрасль. Именно в его рамках возможен комплексный подход к задачам структурной перестройки экономики, рациональному использованию природных и трудовых ресурсов. Если отрасли сосредоточены на решении в достаточной степени узких производственных задач, то перед регионом ставятся за- дачи взаимоувязки развития отраслей, производственной и социальной инфраструктур, согласования экономического и социального развития, комплексного решения накопившихся проблем. Территориальная структура хозяйства, будучи тесно связанной с другими структурными характеристиками, обладает только ей присущими свойствами, определенной самостоятельностью, требующей специфических методов анализа и управления пространственными аспектами развития экономики. Территориальная структура более инертна в отношении перестройки из-за особенностей хозяйственного освоения пространства, наличия недвижимых производственных и других фондов, а также социальных факторов, в числе которых немаловажную роль играет привычка людей к постоянному месту жительства. Если перестроить отраслевую структуру экономики, ускорить развитие одних отраслей, сдерживать или вообще свертывать другие весьма сложно, то еще сложнее менять сложившееся размещение производительных сил. Поэтому крупные изменения в территориальной структуре хозяйства происходят медленнее, чем в отраслевой. Это касается и формирования экономических районов страны. Основой внутриреспубликанских экономических районов являются территориально-хозяйственные комплексы (ТХК), формирующиеся в процессе социально-экономического развития. Территориально-хозяйственный комплекс — совокупность предприятий и сооружений на определенной территории, экономически связанных между собой использованием общерегиональных природных и экономических условий и ресурсов. Важнейшим критерием выделения внутриреспубликанских ТХК (экономических районов) является наличие общей системы производственной и социальной инфраструктур. Комплексы тесно взаимосвязаны между собой и не разделяются четкими рубежами, поэтому границы внутриреспубликанских регионов в определенной мере условны и обретают реальное значение при выделении их в качестве административно-территориальных единиц. ТХК являются составной частью экономики страны. Одновременно каждая такая часть может рассматриваться как самостоятельный территориально обособленный социально-экономический комплекс, отражающий процесс внутриреспубликанского разделения труда. Каждый ТХК как совокупность взаимосвязанных элементов предствляет собой единое целое, обладает структурой и соответствующими функциями. Составными элементами ТХК являются материальные, финансовые, природные и трудовые ресурсы. Между ними существует определенная связь, которая проявляется в едином процессе производства, распределения, обмена и потребления. Поэтому необходимо осуществить анализ всей совокупности экономических и социальных процессов, влияющих на структуру хозяйства региона и тем самым определяющих его отличительные черты в системе внутриреспубликанских экономических районов. Формирование территориальной структуры экономики происходит под влиянием множества факторов и тесно взаимосвязано с общим уровнем социально-экономического развития страны и ее местом в мирохозяйственных связях. Собственно территория каждого внутриреспубликанского региона может рассматриваться как условие и фактор размещения производительных сил, определяющие эффективность создания и функционирования отдельных производств. К числу важнейших факторов, влияющих на формирование территориальной структуры экономики, относятся минерально-сырьевые, топливно-энергетические, водные, лесные и земельные ресурсы, трудовые ресурсы, экономический и научно-технический потенциалы, производственная и социальная инфраструктуры, система расселения. Отдельные регионы существенно различаются по естественным и социально-экономическим предпосылкам, ресурсам и условиям для развития различных отраслей и производств. Комбинация отдельных условий и ресурсов развития производительных сил индивидуальна для каждого региона и практически неповторима. Поэтому каждый регион отличается своеобразной экономической структурой и занимает определенное место во внутриреспубликанском разделении труда. Эффективная структура экономики региона формируется прежде всего на основе рационального использования всего комплекса местных природных и социально-экономических ресурсов. Природные, экономические, социальные и другие особенности производственной деятельности на определенной территории оказывают активное влияние на структуру, направления, темпы, масштабы и пропорции развития хозяйства и в конечном итоге формируют территориальную структуру экономики страны в целом. В Республике Беларусь в качестве внутриреспубликанских регионов выступают области и г. Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства. Сложившееся административно-территориальное деление республики на шесть областей не изменялось с 1961 г. В результате в каждой из них сформировался свой территориально-хозяйственный комплекс, наиболее полно соответствующий местным природным условиям и ресурсам, градостроительным возможностям развития отдельных населенных пунктов, наличию трудовых ресурсов, потребностям населения. Рассмотрение областей и г. Минска в качестве внутриреспубликанских регионов оправдано как с социально-экономической, так и с политической точек зрения. Область является оптимальной единицей социально-экономического пространства страны, в границах которой на современном этапе развития административно-территориального деления Республики Беларусь органы власти могут наилучшим образом осуществлять эффективное управление своей территорией, оказывая постоянное регулирующее воздействие на ход решения экономических, социальных и иных задач с учетом региональной специфики. Именно на этом уровне происходит значительная часть процессов общественного воспроизводства, кооперации и специализации труда, решаются специальные проблемы. О роли и месте внутриреспубликанских регионов в экономике страны можно судить по их удельному весу в территории, численности населения, а также по важнейшим показателям социально-экономического развития. В Республике Беларусь наиболее крупными по территории являются Гомельская, Минская и Витебская области, площадь которых составляет соответственно 40,4, 40,2 (вместе с Минском) и 40,1 тыс. км2, в то время как Брестской области — 32,8, Могилевской — 29,1 и Гродненской — 25,1 тыс. км2. В Минске на 01.01.2004 г. проживало 1741 тыс. человек, или 17,4 % населения страны. Наибольшая численность населения в Гомельской (1505 тыс. чел.) и Минской (1503 тыс. чел.) областях, а наименьшая — в Гродненской (1146 тыс. чел.) и Могилевской (1165 тыс. чел.). Плотность населения в Витебской области почти на 1/3 меньше, чем в Гродненской. Демографическая ситуация в отдельных регионах является одним из основных факторов, обусловливающих особенности социально-экономического развития территорий. Различия по численности населения и его возрастной структуре, тенденциям естественного движения, интенсивности миграции определяют важнейшие закономерности формирования трудового потенциала регионов, уровень трудовой активности населения, контингент лиц, нуждающихся в социальной поддержке, параметры развития образования, здравоохранения и других отраслей социальной сферы. Основой экономического потенциала внутриреспубликанских регионов страны является промышленность, уровень развития которой, структура и специализация сложились в результате территориального разделения труда, наличия городских поселений и их транспортного положения, обеспеченности водными и минерально-сырьевыми ресурсами. Наибольший удельных вес в производстве промышленной продукции в стране имеет Минск (21,3 %), Гомельская (20,5 %) и Витебская (17,2 %) области, тогда как доля Гродненской области составляет 9,1 %, а Могилевской — 8,7 %. Отраслевая структура промышленности внутриреспубликанских регионов отражает их природно-экономические особенности и имеет существенные различия. Основными отраслями специализации являются: • в Брестской области — пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, легкая, лесная и деревообрабатывающая промышленность; • Витебской — топливная промышленность, электроэнергетика, пищевая, легкая, химическая и нефтехимическая промышленность; • Гомельской — топливная промышленность, черная металлургия, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. В промышленной структуре Гродненской и Минской областей ведущую роль играет химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка. На их долю приходится более чем две трети всей продукции этих областей. Отраслями специализации Могилевской области являются химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, пищевая и легкая промышленность. Более половины промышленной продукции Минска выпускают предприятия машиностроения, значительный удельный вес в городе занимают пищевая промышленность и электроэнергетика. Сопоставляя внутриреспубликанские регионы страны по отраслевой структуре промышленности можно выделить следующие особенности: • во всех регионах одной из отраслей специализации является пищевая промышленность, причем в Брестской и Гродненской областях она занимает первое место; • во всех областях, исключая Витебскую, видное положение принадлежит машиностроению, а в Минске — это главная отрасль промышленности; • большинство регионов (кроме Брестской области и Минска) выделяются высоким уровнем развития химической и нефтехимической промышленности, а в Минской и Могилевской областях она значительно преобладает над другими отраслями; • ведущую роль в экономике Витебской и Гомельской областей играют отрасли топливно-энергетического комплекса. Для отраслевой структуры всех регионов характерно преобладание производства средств производства, но если в Брестской области на их долю приходится 53 %, а на производство потребительских товаров — 47 %, то в Могилевской, Гомельской и Витебской областях — соответственно более 70 и менее 30 %. Территориальные пропорции сельскохозяйственного производства Беларуси обусловлены различиями в уровне развития и размещения основных отраслей специализации, обеспеченности трудовыми ресурсами и основными фондами сельскохозяйственного назначения, почвенными, климатическими, экологическими и другими особенностями территорий. Считается, что Республика Беларусь отличается несущественной региональной дифференциацией климатических условий, тем не менее их влияние на развитие отрасли ввиду ее особой подверженности внешним воздействиям может быть весьма ощутимо. Климатические различия по отдельным элементам в разрезе областей достигают: • по средней зимней температуре между минимальной (Витебская область) и максимальной (Брестская область) — до -4 °С; • по средней летней температуре между минимальной (Могилевская область) и максимальной (Гомельская область) — более чем на 3 °С; • по продолжительности вегетационного периода между более длительным (Гомельская, Минская области) и коротким (Витебская область) — около месяца. Особым фактором сельскохозяйственного производства, имеющим достаточно выраженную региональную дифференциацию, является земля. Региональные различия кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий между минимальным значением (Витебская область) и максимальным (Гродненская область) в настоящее время достигают 7,1 балла, а по пашне — 9,5 балла (между теми же областями). Наибольшая площадь сельскохозяйственных угодий приходится на одного жителя Витебской области, пашни — Витебской и Могилевской областей. Наименьшая нагрузка по обоим категориям земель — в Гомельской области. Наиболее высокая распаханность земель характерна для Могилевской, Гродненской и Минской областей, наименьшая — для Брестской и Гомельской. > Самая высокая нагрузка пахотных земель на одного занятого в сельскохозяйственном производстве — в Витебской и Могилевской областях. На каждого работающего в сельском хозяйстве в этих регионах приходится в 2 раза больше пашни, чем в Брестской области. Это приводит к трудностям при осуществлении обработки пашни в оптимальные сроки. С учетом того, что и вегетационный период в этих регионах короче, чем в западных областях, то трудностей в осуществлении всего комплекса полевых сельскохозяйственных работ здесь еще больше. По производству сельскохозяйственной продукции наибольший удельный вес в стране имеет Минская (24,2 %), Гродненская (18,2 %) и Брестская (18,1 %) области, тогда как на долю Могилевской, Гомельской и Витебской областей приходится соответственно 12,3; 13,6; 13,6 %. О специализации сельского хозяйства областей Беларуси можно судить по их удельному весу в производстве основных видов продукции отрасли. Наиболее равномерно размещено производство зерновых и зернобобовых культур, картофеля, овощей, а также продукции животноводства. По валовым сборам зерна и картофеля наиболее высока доля Минской и Гродненской областей, овощей — Минской и Брестской областей, производству мяса — Минской, Гродненской и Брестской областей, молока — Минской, Брестской и Гродненской областей, яиц — Минской области. Свыше 98 % валовых сборов сахарной свеклы и свыше 72 % плодов и ягод сосредоточено в Гродненской, Минской и Брестской областях, более чем две трети льноволокна — в Витебской, Гродненской и Минской областях. В целом наибольший удельный вес по большинству основных видов продукции сельского хозяйства в общереспубликанском производстве имеют Минская, Гродненская и Брестская области. Высокий уровень аграрного потенциала этих областей позволяет им и в дальнейшем оставаться основными производителями сельскохозяйственной продукции. В Могилевской и особенно Витебской областях необходимо проведение дополнительных мероприятий по повышению качества сельскохозяйственных угодий, закреплению кадров на селе, наращиванию материально-технической базы сельскохозяйственных производителей. Социально-экономическое развитие регионов во многом зависит от наличия производственной инфраструктуры, особенно транспортной системы. Ведущую роль играет железнодорожный и автомобильный транспорт. Наибольшая плотность железных дорог в Брестской, Витебской и Могилевской областях. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 км2 территории более высокая в Минской и Гродненской областях. Наименьшую плотность железных дорог имеет Минская область, автомобильных — Гомельская. В Беларуси наблюдается достаточно выраженная региональная дифференциация обеспеченности учреждениями социальной инфраструктуры. Наиболее благоприятная ситуация наблюдается в Минске, где основные показатели развития социальной инфраструктуры существенно выше, чем в среднем по стране. Выше среднереспубликанских значений и большинство показателей развития отраслей социальной инфраструктуры в Витебской, Гродненской и Могилевской областях. В то же время в Брестской, Гомельской и Минской областях параметры обеспеченности объектами социальной сферы ниже, чем в среднем по стране. В каждом из внутриреспубликанских регионов Беларуси сформировался свой специфический социально-экономический комплекс. Наиболее крупным по численности населения и социально-экономическому потенциалу регионом является столица Республики Беларусь г. Минск, который выделяется в качестве самостоятельной административно-территориальной единицы и является единственным в стране городом республиканского подчинения. На его долю приходится 17,5 % населения, 20,2 % трудовых ресурсов, 21,3 % продукции промышленности, 28,8 % розничного товарооборота и 39,2 % платных услуг страны. Для экономической структуры Минска характерен более высокий удельный вес, чем в областях, занятых в промышленности, строительстве, торговле и общественном питании, науке и научном обслуживании, финансовых, кредитных и страховых учреждениях. В Минске сосредоточено 72 % всех работающих в науке и научном обслуживании и 33,3 % — в финансировании, кредитовании и страховании. Минск является крупнейшим промышленным центром страны. Здесь функционируют свыше 3400 промышленных предприятий, из которых более 300 состоят на самостоятельном балансе. Характерной чертой развития промышленности столичного региона является преобладание в ее структуре продукции машиностроения и металлообработки. Предприятия этой отрасли выпускают около 57 % промышленной продукции города. Крупнейшими предприятиями являются РУП «Минский автомобильный завод», РУП «Минский тракторный завод», УП «Минский завод колесных тягачей», НПО «Интеграл», ПО «Горизонт», ПО «Минский моторный завод», МПО «Вычислительная техника», Белорусское оптико-механическое объединение, ЗАО «Атлант» и др. В общем объеме выпускаемой продукции высокий удельный вес имеют также электроэнергетика (13,4 %) и пищевая промышленность (12,5 %). Значительное развитие получило производство строительных материалов, легкая, медицинская и полиграфическая промышленность. На долю Минска приходится 100 % производимых в стране мотоциклов, велосипедов, трансформаторов силовых, погрузчиков строительных пневмоколесных, строительного гипса, шампанского; почти все производство тракторов, холодильников и морозильников; около 96 % грузовых автомобилей; 73 % прицепов и полуприцепов автомобильных; около 77 % керамической плитки для внутренней облицовки стен; 85 % корсетных изделий; 81 % шерстяных тканей; 56,5 % подшипников качения; около 55 % телевизоров. Промышленный комплекс Минска отличается высоким экспортным потенциалом, основу которого составляют машиностроительные предприятия. Экспортный потенциал легкой промышленности формируют такие предприятия, как ОАО «Камволь», ОАО «Элема», ОАО «Галантея», СП «Ле Гранд», СП «Отика», ПТФ «Алеся», ЗАО «Милавица». Поставки на экспорт в пищевой промышленности осуществляют ОАО «Коммунарка», кондитерская фабрика «Слодыч» и ОАО «Маргариновый завод». Важнейшей задачей развития промышленного комплекса Минска является расширение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, повышение ее конкурентоспособности. Активизации экспортного потенциала города должно способствовать повышение эффективности деятельности СЭЗ «Минск», созданной в 1998 г. с целью привлечения иностранных и отечественных инвестиций, современных технологий для организации экспортоориентированных и импортозамещающих производств. На начало 2004 г. в СЭЗ «Минск» зарегистрировано 86 предприятий-резидентов, в том числе 80 действующих с 4,1 тыс. рабочих мест. В создании предприятий на территории зоны принимает участие 21 страна. Всего в Минске зарегистрировано 1731 предприятие с участием иностранного капитала (921 — иностранное и 810 — совместных), что составляет 64,9 % таких предприятий в Беларуси. Наиболее крупными иностранными инвесторами в Минске являются США (17,4 % всех созданных в городе предприятий с иностранным капиталом и 18,8 % общего вклада иностранных инвесторов в уставном фонде таких предприятий), Российская Федерация (14,3 и 10,2 %), Германия (10,6 и 11,2 %) Великобритания (6,1 и 11,4 %), Польша (7,0 и 2,8 %), Кипр (5,6 и 13,5 %), Литва (6,9 и 1,8 % соответственно). Минск является крупнейшим научно-культурным и торговым центром Беларуси. Здесь сосредоточено более половины всех вузов страны. В городе функционирует 21 государственный и 12 негосударственных вузов, в которых обучается около 60 % всех белорусских студентов. Из 27 театров Беларуси 11 находятся в Минске. На долю Минска приходится более трети товарооборота страны. В розничной торговле и общественном питании работает 17 % занятого населения города. В структуре платных услуг наибольший удельный вес в 2003 г. занимали услуги связи (26,8 %), жилищно-коммунальные (24,1 %), пассажирского транспорта (21,1 %), бытовые (10,6 %), системы образования (10,2 %). На Минск приходится 35,3 % общего объема бытовых услуг, оказываемых населению страны. Предприятия негосударственной формы собственности оказывают более 63 % всех бытовых услуг в городе. В структуре бытовых услуг доминируют ремонт и техническое обслуживание транспортных средств (22,5 %), услуги парикмахерских (16,1 %), ремонт и строительство квартир (домов) (9,8 %), ремонт и индивидуальный пошив одежды и обуви (7,8 %), фотоателье (6,8 %), прачечные (6,5 %). Успешное функционирование хозяйственного комплекса и благоприятные условия жизнедеятельности населения города обеспечивает транспортная система, которая имеет развитую инфраструктуру, включающую все виды пассажирского транспорта: авиационный, железнодорожный, автомобильный, наземный и подземный электротранспорт. На долю Минска приходится 54,1 % всей протяженности троллейбусных (в двухпутном исчислении) и 30,6 % трамвайных путей страны. В последние годы усилилась роль Минска как финансового и делового центра. В городе расположена Белорусская валютно-фондовая биржа и 32 коммерческих банка (без учета филиалов), в том числе 4 — со 100 %-ным иностранным капиталом. Функционируют 34 страховые компании. Разнообразные финансовые услуги оказывают инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые и трастовые компании, консалтинговые фирмы, информационные агентства и др. Дальнейшее развитие Минска как столичного города требует совершенствования его экономической структуры за счет приоритетного роста сферы услуг и социальной инфраструктуры, а также наукоемких производств. Формирование социально-экономического комплекса Минской области тесно взаимосвязано с социально-экономическим потенциалом Минска, однако экономические показатели по городу и области статистикой рассматриваются раздельно, так как они являются самостоятельными административно-территориальными единицами одного уровня. Это необходимо учитывать при сравнительной оценке структур социально-экономических комплексов Минской и других областей. Например, жители Минской области широко используют возможности столицы по предоставлению разнообразных услуг, поэтому удельный вес занятых в сфере услуг здесь меньше, чем в других областях страны. Минская область, занимая центральную часть страны, единственная из внутриреспубликанских регионов не имеет границ с другими государствами, но имеет общую границу со всеми областями Беларуси. Область располагает отдельными видами минерально-сырьевых ресурсов, запасы которых позволяют обеспечить потребности в калийной и каменной солях, известковом сырье, тугоплавких и керамических глинах, строительном песке. На базе крупнейшего в Европе Старобинского месторождения калийных солей работают четыре крупных предприятия РУП ПО «Беларуськалий», выпускающих около 17 % мирового производства калийных удобрений. В индустриальном комплексе области наибольший удельный вес занимают химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, на долю которых в 2003 г. приходилось соответственно 30,3; 20,7 и 18,6 % общего объема производства промышленной продукции. В Минской области сосредоточено все республиканское производство музыкальных инструментов и фотоаппаратов, более половины объема труб и деталей трубопроводов из термопластов, трикотажных изделий, сахара и макаронных изделий. Крупнейшими промышленными предприятиями Минской области являются РУП ПО «Беларуськалий» в Солигорске, РУП «Белорусский автомобильный завод» (БелАЗ) в Жодино, РУП «Завод "Автогидроусилитель"», РУП «Завод агрегатов» в Борисове, РУП «Молодечненский "Завод порошковой металлургии"», а также ПО «Молодечномебель», РУП «Борисовский хрустальный завод», ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат», «Борисовское предприятие музыкальных инструментов», Борисовский завод медпрепаратов и др. Минская область располагает достаточными земельным и трудовым потенциалами для развития сельского хозяйства. На ее долю приходится 22,4 % посевных площадей страны. Средний балл сельскохозяйственных угодий составляет 30,7, а пашни — 32,9. По плодородию земель Минская область превосходит все регионы, кроме Гродненской. Сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном и мясо-молочном животноводстве, свиноводстве, картофелеводстве в сочетании с льноводством, на юго-западе — со свекловодством. Вокруг Минска и других крупных городов сельскохозяйственные предприятия дополнительно специализируются на выращивании овощей и фруктов, здесь также действуют крупные птицеводческие хозяйства и птицефабрики. Потенциал социальной инфраструктуры обеспечивается устойчивым развитием здравоохранения, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства. В структуре платных услуг наибольший удельный вес в 2003 г. занимали услуги пассажирского транспорта (34 %), жилищно-коммунальные (29,5 %), санаторно-оздоровительные (13 %) и бытовые услуги (9,5 %). Развитие сферы услуг является одним из приоритетных направлений совершенствования социально-экономического комплекса Минской области. Другие области Беларуси по своему географическому положению объединяют в две группы — восточные (Витебская, Гомельская и Могилевская) и западные (Брестская и Гродненская), — которые имеют много общего в развитии своих социально-экономических комплексов. В Витебской, Гомельской и Могилевской областях наименьший удельный вес занятых в сельском хозяйстве и более высокая доля работающих в сфере услуг. В этих областях преобладает тяжелая промышленность, устойчивое развитие которой во многом зависит от внешних поставок ресурсов. Гомельская область как по размерам территории, так и по численности населения превосходит все другие области страны. На ее территории находится 61 месторождение нефти, из которых 42 эксплуатируются и обеспечивают ежегодную добычу нефти на уровне 1,8 млн т. Имеются практически неограниченные запасы каменной и калийных солей, а также богатые запасы силикатных, стекольных формовочных песков. Повсеместно распространены месторождения торфа, строительных песков, песчано-гравийного материала, глины, мела, мергеля, минеральной воды. Выявлены месторождения горючих сланцев, бурых углей, каолинов, гипса и др. Гомельская область является индустриальным регионом страны. В промышленности и строительстве в 2003 г. работало 35 % занятого населения, тогда как в сельском хозяйстве — 11,2 %. В структуре промышленного производства наибольший удельный вес занимают топливная промышленность (44,2 %), черная металлургия (15,2 %), пищевая промышленность (9,2 %). К отраслям специализации относятся также деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и нефтехимическая промышленность. На долю Гомельской области приходится 100 % добычи нефти, естественного газа, производства проката черных металлов, кормоуборочных самоходных комбайнов, полированного стекла, линолеума, туалетного мыла; 93 % стали; около 50 % первичной переработки нефти; 91 % поваренной соли; 54 % маргариновой продукции; около 70 % обоев; 58 % картона; около 52 % бумаги; 42 % подшипников качения; 43 % металлорежущих станков. Наиболее крупными предприятиями является РУП «Белорусский металлургический завод» (Жлобин), Светлогорское РУП ПО «Химволокно», ПО «Гомсельмаш», ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», а также Гомельский химический завод, ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат», ОАО «Гомельстекло», ОАО «Гомельобои», РУП «Гомельский завод станочных узлов», РУП «Гомельский станкостроительный завод им. СМ. Кирова», РУП «Гомельский завод "Гидропривод"», РУП «Гомельский литейный завод "Центролит"», ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат», ОАО «Мозырьсоль» и др. Развитие агропромышленного комплекса Гомельской области во многом сдерживается радиоактивным загрязнением земель в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. На долю области приходится около 60 % общей площади загрязненных сельхозугодий в Беларуси. Естественное плодородие почв также невысокое. Согласно кадастровой оценке земель, общий балл сельхозугодий по области составляет 27,7, пашни — 30,5 при среднереспубликанских показателях 28,9 и 31,2 балла соответственно. Более низкие показатели имеет только Витебская область. Сельское хозяйство области специализируется на мясо-молочном скотоводстве, птицеводстве и картофелеводстве. В восточной части области основными отраслями специализации являются молочно-мясное скотоводство и картофелеводство в сочетании с льноводством, в западной части — мясо-молочное скотоводство и картофелеводство. Около областного центра и крупных городов хозяйства специализируются в молочно-ово-щекартофельном направлениях, а также на производстве мяса свинины, птицы и яиц. Осуществляется переспециализация хозяйств, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения земель. Среди внутриреспубликанских регионов страны Гомельская область в 2003 г. по производству зерновых и зернобобовых находилась на последнем месте, картофеля — на четвертом, овощей — на третьем, мяса и молока — на предпоследнем, яиц — делила третье—четвертое места с Витебской областью. Область по удельному весу розничного товарооборота и платных услуг уступает только Минску. Доля работающих в торговле и общественном питании (12,5 %) в общем числе занятых в Гомельской области более высокая, чем в других областях страны. В структуре платных услуг области наибольший удельный вес имеют жилищно-коммунальные (32,5 %), пассажирского транспорта (20,7 %), связи (11,0 %) и бытовые (10,6 %). Населению области оказывается свыше 450 видов бытовых услуг, в том числе сельскому — до 250 видов. В общем объеме бытовых услуг наибольшая доля приходится на ремонт транспортных средств, радио-телевизионной аппаратуры, бытовых машин и приборов (25 %), ремонт и индивидуальный пошив одежды и обуви (15 %), услуги парикмахерских (9 %), фотоателье (6 %). В Гомельской области получили развитие все виды транспорта, однако по плотности автомобильных дорог она занимает последнее место в стране, а по плотности железных дорог превосходит только Минскую область. В области большое значение отводится речному транспорту. Общая протяженность судоходных водных путей составляет 932 км. Крупнейшие речные порты — Гомель и Мозырь, а также Петриков, Рогачев, Чечерск, Жлобин, Речица, Наровля. Все они имеют значительные технические резервы для наращивания грузовых и пассажирских перевозок. В Гомельской области функционируют 7 высших и 24 средних специальных учебных заведения. По количеству студентов высших заведений на 10 тыс. населения она уступает только Минску. Активизации внешнеэкономической деятел<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.95.36 (0.016 с.) |