Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система государственного прогнозирования и программированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Национальным собранием Республики Беларусь в апреле 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», который определяет систему государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, цели и задачи, общий порядок их разработки. Главная цель — достижения устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, внешнеэкономического равновесия и повышение на этой основе уровня жизни народа. Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает: • на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет; • среднесрочную перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет; • краткосрочную перспективу — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь. Прогнозы и программы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу и включает разработку Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Национальная стратегия разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. В этом документе с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений определяются направления эффективного использования социально-демографического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны. На основе Национальной стратегии один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разработка Основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период (с погодовой разбивкой первого пятилетия), где определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения. Материалы НСУР и Основных направлений в целях обеспечения преемственности экономической политики государства используются при разработке прогнозов и программ на среднесрочную перспективу. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5-летний период. В Программе отражаются: • оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период; • концепция Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу; • макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную, ценовую политику; • социальная политика; • институциональные преобразования; • инновационно-инвестиционная и структурная политика; • внешнеэкономическая деятельность; • развитие реального сектора экономики; • проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь. На краткосрочную перспективу разрабатываются годовые прогнозы социально-экономического развития, которые включают: • основные показатели социально-экономического развития, важнейшие проблемы и задачи, на решение которых будет направлена политика государства в предстоящем году; • характеристику целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, финансирование которых планируется из республиканского бюджета; • перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам, закупкам товаров, работ и услуг для республиканских государственных нужд; • государственную инвестиционную программу; • целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам. Порядок и сроки разработки годового прогноза социально-экономического развития согласуются с порядком и сроками разработки бюджета Республики Беларусь. Годовые прогнозы являются исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь. Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь. На основе этих документов законом предусматривается разработка прогнозов социально-экономического развития по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики, административно-территориальным единицам. Разработка прогнозов обеспечивается республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами. Законом предусматривается также ответственность органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов за достоверность и своевременность предоставления необходимой информации для прогнозирования социально-экономического развития в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
6.2.3. Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» к основным документам на долгосрочную перспективу относятся Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь и Основные направления социально-экономического развития страны, на среднесрочную — Программа социально-экономического развития Республики Беларусь. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020), разработанная Министерством экономики с участием других министерств и ведомств, Национальной академии наук Беларуси, НИЭИ и других научно-исследовательских институтов, неправительственных организаций в 2003—2004 гг., базируется на основных принципах и методологических подходах Повестки дня на XXI век, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Декларации тысячелетия (Генеральная Ассамблея ООН, 2000 г.), материалах Всемирного саммита в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.), международных соглашениях, а также принятых в Республике Беларусь программных документах по проблемам социально-экономического и экологического развития. В НСУР-2020 главное внимание уделяется особенностям прогнозного периода, дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век, гармонизации социального, экономического и экологического развития в едином сбалансированном комплексе «человек — окружающая среда — экономика». В документе на основе анализа сложившейся социально-экономической и экологической ситуации, оценки тенденций мирового экономического развития определяются стратегические цели и задачи, критерии и принципы, направления и приоритеты устойчивого развития Республики Беларусь, а также важнейшие индикаторы, характеризующие степень их реализации. Основная цель устойчивого развития Республики Беларусь — динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инвестиционного развития экономики и социальной сферы, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений. Обеспечение устойчивого развития Беларуси основывается на реализации общесистемных преобразований экономики и общества, одобренных I и II Всебелорусским народным собранием: формирование сильного эффективного правового государства, обеспечивающего создание необходимых условий и активную государственную поддержку крупномасштабных мер для достижения долгосрочных ориентиров социально-экономического развития; постепенный переход к новому постиндустриальному обществу с преимущественно V и VI технологическими укладами, экологически чистыми производствами, развитыми отношениями демократии и гражданского общества; построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования. Длительный период, необходимый для достижения конечных целей НСУР-2020, требует выделения следующих этапов социально-экономического развития: • первый этап (2001—2005 гг.) — базовый, характеризуется созданием макроэкономических условий для стабильного социально-экономического развития и охраны окружающей среды, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики; • второй этап (2006—2015 гг.) — этап активной структурной перестройки и модернизации экономики с формированием основных блоков социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Приоритетные направления: технологическое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий; стимулирование внутренних и внешних инвестиций и фундаментальных разработок, в том числе в области ресурсосбережения; обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов; создание системы институтов гражданского общества; • третий этап (после 2015 г.) — формирование основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства. Неопределенность влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе обусловила необходимость проработки в НСУР-2020 двух сценариев социально-экономического развития. Первый сценарий (инерционный) основывается на формирующихся в базисном пятилетии тенденциях и направлениях социально-экономического развития, более полном использовании действующих производственных мощностей по выпуску продукции, востребованной рынком, умеренных темпах обновления основного капитала. Для этого сценария характерны относительно медленные темпы осуществления институциональных и структурных преобразований экономики, минимальные объемы привлечения иностранных инвестиций и кредитов, сохранение сложившихся внешнеэкономических условий и конъюнктуры цен на внешних рынках для отечественной продукции. Второй сценарий (целевой) предусматривает стабильный рост производства и уровня благосостояния народа при недопущении ухудшения состояния окружающей среды. Он связан с целенаправленным созданием и максимальным использованием благоприятных внутренних и внешних условий и факторов экономического развития; предусматривает ускорение институциональных и структурных преобразований экономики, повышение уровня ее либерализации, государственной поддержки предпринимательства, улучшение конъюнктуры на внешних рынках для белорусских товаров и услуг, значительный приток иностранных инвестиций и кредитов, широкое развитие интеграционных связей со странами СНГ, Евросоюза и другими государствами. Концептуальным ядром НСУР является модель устойчивого развития. В теоретическом плане модель устойчивого развития Республики Беларусь основывается на научной парадигме социальной эволюции в биосовместимой форме и включает совокупность принципов и требований (императивов) к системе, структуре экономики, режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающему гармонизацию отношений в триаде «человек — окружающая среда — экономика» с целью сбалансированного социально ориентированного, экономически эффективного и экологозащитного развития страны, удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. Практически все принципы устойчивого развития Повестки дня на XXI век сохраняют свое значение и в НСУР-2020. Важнейшими из них являются: • человек — цель прогресса, уровень человеческого развития — мера зрелости общества и государства; • повышение уровня благосостояния народа, преодоление бедности, улучшение структур потребления и производства; • приоритетное развитие систем образования, науки, здравоохранения, культуры — важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, дальнейшего развития экономики; • переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инвестиционно-инновационный типы развития экономики; • проведение рыночных преобразований экономики с учетом требований устойчивого развития; • повышение эффективности и конкурентоспособности экономической системы; • ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений; • развитие процессов демократизации и становления открытого общества, включая правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество. Основными компонентами устойчивого развития являются социальная, экономическая и экологическая сферы и соответствующие им виды деятельности и направления политики, обеспечивающие их сбалансированное и взаимоподдерживающее движение. Основными направлениями реализации социальной политики в НСУР-2020 приняты: • создание условий и возможностей для всех трудоспособных граждан зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; • обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и т.п.; • обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания; • повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда; • поэтапное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов; • содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности; • улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и системы социального страхования; • повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресности оказания помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот населению. Основными направлениями экономической политики являются: • обеспечение расширенного воспроизводства благ и услуг; • финансовое оздоровление экономики; • активизация институциональных преобразований; • повышение уровня использования научно-технического, инновационного и производственного потенциалов; • структурная перестройка экономики, модернизация производства и реструктуризация предприятий; • государственная поддержка инновационно-инвестиционных проектов, создание на базе НИИ, НПО и университетов инновационных центров, технопарков, технополисов; • государственная поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса; • активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества, развитие интеграционных процессов с Россией, другими странами СНГ, Евросоюза и другими государствами дальнего зарубежья; • использование преимуществ глобализации для устойчивого развития национальной экономики, увеличение прямых иностранных инвестиций и кредитов; • широкое использование региональных и местных инициатив; • обеспечение экономической безопасности. Основными направлениями экологической политики являются: • рациональное природопользование и сохранение окружающей среды для нынешнего и будущих поколений; • устойчивое управление экосистемами и поддержание биологического разнообразия; • переход к экологически ориентированному принципу хозяйствования; • рациональное использование природно-ресурсного потенциала; • внедрение ресурсосберегающей техники и технологии, экологически безопасных производств; • снижение антропогенной нагрузки до минимального уровня; • развитие современных биотехнологий и генной инженерии; • защита атмосферы и водных бассейнов; • повышение экологического потенциала лесных, земельных и других ресурсов; • рационализация образования, переработки и удаления отходов; • экологическое просвещение и образование, подготовка кадров; • организация мониторинга окружающей среды и информационное обеспечение населения; • обеспечение экологической безопасности. В НСУР-2020 в укрупненном виде определяются пути и средства реализации этих направлений, обосновывается комплекс мероприятий по достижению целей, система показателей-индикаторов по звеньям триады «человек — окружающая среда — экономика». НСУР-2020 одобрена Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь, Президиумом Совета Министров Республики Беларусь и рекомендована для практического использования министерствами и ведомствами при разработке прогнозов и программ. Основные положения и параметры НСУР-2020 используются при разработке Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2015 годы, Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 5-летний период, а также ежегодных прогнозов социально-экономического развития страны. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2015 годы конкретизируют, особенно на ближайшее пятилетие, цели и задачи, направления и приоритеты развития, предусмотренные в НСУР-2020. Главные цели Основных направлений — оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств. Достижение этих целей связано с ускорением и улучшением качественных параметров развития всего народнохозяйственного комплекса страны. В первом пятилетии (2006 — 2010 гг.) важнейшая цель заключается в создании макроэкономических условий для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения эффективности реального сектора экономики и уровня благосостояния народа. Основными задачами являются: • финансовое оздоровление экономики, ликвидация дефицита платежного баланса и валютных средств; • целенаправленная государственная поддержка инноваций, важнейших систем производственной и социальной сфер, призванных обеспечить повышение уровня конкурентоспособности экономики и социальный прогресс нации; • реформирование агропромышленного комплекса; • формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, других международных интеграционных образований; • совершенствование механизма стимулирования экспорта товаров и услуг, защита и укрепление положения отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках; • расширение государственной поддержки предпринимательства и деловой активности на основе дальнейшего развития прежде всего инновационного малого и среднего бизнеса, создания условий для привлечения частного капитала. Для решения этих задач предусматривается концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, предоставление государством преференций отраслям и производствам, основанным на новых и высоких технологиях, максимальное использование интеллектуальных ресурсов страны. Важнейшей целью второго пятилетия (2011 — 2015 гг.) является достижение устойчивого экономического развития и обеспечение на этой основе основных параметров оздоровления народа и повышения уровня его благосостояния. Основными задачами являются: • активизация структурной перестройки экономики, ускоренное развитие отраслей социально-потребительского комплекса, наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных и импортозамещающих экологически чистых производств; • расширение рынков сбыта в странах СНГ и дальнего зарубежья путем повышения качества и конкурентоспособности белорусских товаров, снижения издержек производства; • совершенствование механизмов трансформации внутренних накоплений в инвестиции для приоритетных отраслей и производств, более широкое привлечение прямых иностранных инвестиций и кредитов; • улучшение финансовых результатов работы государственных и приватизированных предприятий, позволяющих поддерживать высокий уровень научно-технического и производственного потенциалов; • развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей быстрое накопление и перелив капиталов в приоритетные отрасли и производства; • переход на системы управления качеством продукции в соответствии с международными стандартами на большинстве предприятий. В связи с недостатком ресурсов при разработке направлений и системы мер по развитию экономики учитываются следующие ограничения, имеющие важное значение для обеспечения экономической безопасности страны: • в социальной сфере — нормализация демографических процессов; недопущение превышения критических порогов безработицы; стабильное повышение уровня жизни, ликвидация экономически неоправданной дифференциации доходов населения по группам и сферам деятельности, отраслям народного хозяйства; обеспечение минимальных социальных гарантий самым бедным слоям населения в потреблении социальных благ и услуг; • в сфере экономики — рациональное использование основного капитала, приоритетное развитие важнейших элементов научно-технического, производственно-технологического потенциалов, необходимых для жизнеобеспечения, экономического роста и укрепления независимости страны; переход на инновационный путь развития, повышение конкурентоспособности отечественной продукции; • в сфере экологии — восстановление почвенного плодородия, растительного и животного мира; сохранение биоразнообразия и экологического равновесия; сохранение ресурсов для нужд будущих поколений. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь па 2001 — 2005 годы — важнейший документ, определяющий социально-экономическое развитие страны в текущем пятилетии. В Программе дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в базисном пятилетии (1996—2000 гг.), определены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны на 2001—2005 гг., обоснована система мероприятий правового, организационно-экономического и экологического характера и даны предложения по совершенствованию механизмов их реализации, определены необходимые ресурсы и возможные социально-экономические последствия. На основании оценки современного состояния экономики и социальной сферы Республики Беларусь в Программе—2005 сделаны следующие выводы. 1. Экономическое положение страны в 1996—2000 гг., за исключением сельскохозяйственного производства, стабилизировалось, а по отдельным макроэкономическим параметрам достигнут некоторый рост. Так, ВВП за базисное пятилетие увеличился на 35,8 %, продукция промышленности — на 64, инвестиции в основной капитал — на 34 %. Производство потребительских товаров возросло на 84 %, розничный товарооборот — более чем в 2 раза. Реальные денежные доходы населения, характеризующие уровень его жизни, повысились на 71,6 %, ввод жилья — на 81 %. Однако, несмотря на относительно высокие темпы роста, отдельные показатели 2000 г. ниже уровня докризисного 1990 г. и составили по отношению к нему: ВВП — 89 %, продукция промышленности — 100,7, производство потребительских товаров — 110, продукция сельского хозяйства — 71, инвестиции в основной капитал — 52 %. Следует отметить, что эти показатели значительно выше по сравнению с аналогичными в странах СНГ и в целом по Содружеству Независимых Государств. В кризисном состоянии оставалось сельское хозяйство, продукция которого в 2000 г. по сравнению с 1995 г. снизилась на 3,1 %. Особенно большое падение допущено в производстве животноводческой продукции: реализация скота и птицы (все категории хозяйств) в живом весе за 1996—2000 гг. сократилась на 14 %, производство молока — на 11,4 %. 2. Анализ показал, что важнейшие задания и параметры Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы почти все выполнены, за исключением производства продукции сельского хозяйства и уровня инфляции, который планировался в пределах 1,5— 0,5 % в месяц, а фактически превысил 6 %. 3. В ходе анализа траекторий развития в базисном пятилетии четко определились две разнонаправленные тенденции: тенденция относительно высоких темпов роста (1996—1998 гг.) и тенденция замедления экономического развития в 1999— 2000 гг. Это вызвано тем, что многие факторы, стимулировавшие экономический рост в начале пятилетия, в частности, недоиспользованный производственный и научно-технический потенциалы, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен, впоследствии исчерпали себя. Кроме того, негативное воздействие оказал финансовый кризис 1998 г. в России. Особенности указанных процессов сказались на уровне жизни населения. В 1999 г. впервые за все годы базисного пятилетия реальные денежные доходы населения упали и составили 97 % к уровню 1998 г., в 2000 г. их рост составил 19,6 %. Реальная заработная плата рабочих и служащих, колхозников в 2000 г. возросла на 12 %. Вместе с тем удельный вес населения с располагаемыми доходами ниже прожиточного минимума составил в 2000 г. 41,9 %, в 2001 г. — 28,9 %. Программа—2005 должна была стать первым шагом к достижению стратегической цели социально-экономического развития страны — оздоровлению народа и приближению его благосостояния к уровню экономически развитых европейских государств на основании сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечению рациональной занятости населения и доведению его социальной защищенности до уровня передовых стран. В качестве основных целей на 2001—2005 гг. в Программе предусмотрены: • создание условий для устойчивого социально-экономического развития на основе роста эффективности реального сектора экономики, прежде всего за счет улучшения ее качественных параметров; • техническое перевооружение и модернизация экономики, реструктуризация предприятий за счет внедрения современных технологий, машин и оборудования; • повышение уровня потребления товаров и услуг населением; • развитие производственной и социальной инфраструктур в соответствии с требованиями рыночной экономики, формирование системы минимальных государственных социальных стандартов, обеспечивающей реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных гарантий для населения; • обеспечение благоприятной среды обитания. Исходя из преемственности направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально-экономических целей, на очередное пятилетие определялись следующие приоритеты: • наращивание экспорта товаров и услуг; • развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей; • дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования; • развитие транспортных и коммуникационных услуг и соответствующей инфраструктуры; • формирование эффективной системы здравоохранения; • активизация инновационной и инвестиционной деятельности. Главными средствами достижения указанных целей и реализации приоритетов являются: • финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния платежного баланса и увеличение валютных резервов; • активизация структурной перестройки экономики на основе специализации, кооперирования и интеграции крупных и средних предприятий, ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, развитие сферы услуг; • реструктуризация убыточных бесперспективных предприятий, искусственно поддерживаемых бюджетными субсидиями, невостребованием налогов и неплатежей; • государственная поддержка инноваций и важнейших инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности экономики и социальный прогресс нации; • разработка более эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях; • дальнейшая интеграция Беларуси в международное разделение труда, формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, ТНК и других международных интеграционных образований; • ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства — системы стройсбереже-ний, стройнакоплений, ипотечного кредитования; • расширение государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание условий для привлечения частного капитала; • формирование конкурентной среды и эффективной институциональной базы экономической деятельности; • обеспечение экономической безопасности страны. Программа разработана по двум сценариям (вариантам). Принципиальные различия между ними заключаются в степени интенсивности использования факторов экономического роста, а также в глубине и эффективности проводимых реформ. Макроэкономические показатели Программы – 2005 в основном будут выполнены. С некоторым превышением идет выполнение заданий по производству ВВП, продукции промышленности, развитию внешнеторгового оборота, снижению выбросов вредных веществ. Определенные трудности могут возникнуть по производству продукции сельского хозяйства, снижению материало- и энергоемкости производства. Ожидается, что в 2005 г. по отношению к докризисному 1990 г. производство ВВП составит 125—127 %, продукции промышленности — 149—151, потребительских товаров — 1,6—1,7 раза, реальные денежные доходы населения увеличатся в 2 раза, производство продукции сельского хозяйства составит 94—96, инвестиции в основной капитал — 87— 89 % уровня 1990 г. Реализация Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы создаст необходимые условия для обеспечения устойчивого сбалансированного развития экономики, прежде всего за счет улучшения ее качественных параметров, достижения целевых показателей уровня жизни народа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.195.146 (0.01 с.) |