Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция институтов товарных рынков

Поиск

Развитие товарно-денежных отношений в рамках современных рыночных институтов глубоко затрагивает и сферу обращения, поскольку торговля, процессы купли-продажи составляют существо рынка, рыночного механизма. Эти процессы образуют органическую часть воспроизводственного цикла (производство, распределение, обмен, потребление), производства и потребления ВВП (частное потребление, государственные расходы, валовые инвестиции, чистый экспорт), кругооборота товаров, доходов и расходов.

Кругооборот товаров реализуется в сфере купли-продажи товаров и услуг, которую образуют товарные рынки. Их основными структурными элементами являются рынки потребительских товаров, услуг и продукции производственно-технического назначения. Товарные рынки образуются и функционируют в институционально-правовом пространстве, в котором системообразующую роль играют рыночные институты (см. подпараграф 5.4.1), законодательно-правовая база по товарным рынкам и инфраструктура рынков товаров и услуг.

Из совокупности рыночных институтов ключевое значение здесь имеют институт частной собственности, договорное право, институт посреднической деятельности. В правовом пространстве важнейшими регуляторами являются законодательные акты об антимонопольной деятельности и о конкуренции.

Основными целями развития товарных рынков являются1:

• удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в товарах народного потребления и продукции производственно-технического назначения;

• создание условий для реализации товаров и обеспечения высокой эффективности производства собственным производителям;

• обеспечение положительного внешнеторгового баланса. Для достижения этих целей создаются и совершенствуются

организационные, материально-технические и правовые условия функционирования товарных рынков, прежде всего инфраструктуры. Рыночная инфраструктура — это совокупность предприятий и организаций, обеспечивающих товародвижение: продажу, прием и отпуск товаров, их хранение, подработку, подсортировку, упаковку и транспортировку, информационное обслуживание, маркетинг, денежные операции с поставщиками и покупателями.

Инфраструктура рынка товаров народного потребления представлена прежде всего сетью различных торговых предприятий, а также товарных бирж, ярмарок, выставок, аукционов, торговых представительств, дилерских и дистрибьюторских организаций, оптово-посреднических фирм, сервисных служб. По опыту высокоразвитых стран формирование структур по организации и координации товародвижения позволяет сократить затраты обслуживаемых предприятий в сфере товародвижения в 1,5—2 раза.

________________

1. Проблемы развития товарных рынков в Республике Беларусь: Сб. научн. тр. Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 1997. с.4.

 

По характеру выполняемых в сфере товарного обращения функций процессы и операции, совершаемые в торговле, можно подразделить на два вида:

• производственные, или технологические;

• коммерческие (или чисто торговые). Технологические процессы связаны с движением товара как

потребительной стоимости и являются продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирования, хранения, упаковки, фасовки, подсортировки и т.д.).

Коммерческие процессы — это процессы, связанные со сменой форм стоимости, т.е. с куплей и продажей товаров. К коммерческим относятся и такие торговые процессы, которые обеспечивают нормальное осуществление операций купли и продажи товаров в сфере товарного обращения (изучение покупательского спроса, организация хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров, рекламирование товаров, оптовые закупки и продажа товаров и др.).

Промежуточное положение между этими двумя видами процессов, выполняемых в торговле, занимают так называемые дополнительные торговые услуги, оказываемые покупателям при продаже товаров. В цивилизованной торговле именно эти дополнительные услуги, по существу, становятся все более доминирующими по массе затрачиваемого на них труда (доставки товаров на дом, установки купленных технически сложных товаров на дому у покупателей, приема заказов у покупателей и др.).

Объектом коммерческой деятельности в торговле являются коммерческие процессы. Коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.

Коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представление им заявок на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств. Кроме того, коммерческая работа торговых предприятий включает организацию оптовой и розничной продажи товаров, установление договорных связей с покупателями товаров (в оптовой торговле), формирование оптимального ассортимента, управление товарными запасами, рекламно-информационную деятельность, организацию торгового обслуживания, оказание торговых услуг и другие торговые операции.

Сегодня в основе формирования и движения товарных ресурсов лежит переход от их централизованного распределения к свободной продаже на биржах и ярмарках, развитие прямых хозяйственных связей с изготовителями товаров, повышение роли договоров поставки. Это кардинально меняет характер, содержание и оценку торговой, коммерческой деятельности.

Трансформационные процессы превращают централизованную торговлю в торговое предпринимательство, или торговый бизнес, который строится на рыночных институтах и принципах экономической свободы, полного равноправия торговых партнеров по поставке товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.

Принципиальные изменения в разной мере коснулись торгового пространства, системы торговых предприятий и организаций, форм коммерческой деятельности, организации хозяйственных связей, оптовой и розничной торговли, инфраструктуры торговли, направлений и методов государственного регулирования торгового баланса.

Институционально-правовые основы этих изменений были созданы в начале 90-х гг. XX в., когда были приняты базовые законы: «О предприятиях в БССР» (14.12.1990 г.), «О предпринимательстве в БССР» (28.05.1991г.), «Об акциях» (19.12.1991г.), «О товарных биржах» (13.03.1992 г.), «О коллективных договорах и соглашениях» (24.11.1992 г.), «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (19.01.1993 г.), «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности» (05.02.1993 г.), «О товарных знаках и знаках обслуживания» (05.02.1993 г.), «О защите прав потребителей» (19.11.1993 г.), «О поставках товаров для государственных нужд» (24.11.1993 г.), «О стандартизации» (05.09.1995 г.), «О сертификации продукции, работ и услуг» (05.09.1995 г.), «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» (16.10.1996 г.), «О рекламе» (18.02.1997 г.) и др.

В рамках этого правового пространства произошли коренные изменения организационных форм и видов торговли в стране. Ранее торговля в основном была представлена монополизированной государственной системой, на долю которой приходилось в 1990 г. до 70 % всего розничного товарооборота, на долю частной торговли — свыше 30 % товарооборота, в том числе кооперативной торговли — 27 % товарооборота.

Переход к рыночным отношениям сопровождался глубокими изменениями форм собственности, восстановлением равноправного статуса института частной собственности. В результате приватизации доля негосударственного, в основном частного, сектора торговли в розничном товарообороте составляет около 80 % (2003 г.). На долю иностранной собственности приходится менее 2 %.

До принятия в 1998 г. Гражданского кодекса Республики Беларусь1 коммерческие организации и предприятия создавались в форме малых предприятий, акционерных обществ закрытого и открытого типов, обществ с ограниченной ответственностью и т.д. С момента ввода Гражданского кодекса возникли новые организационно-правовые формы: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные унитарные предприятия и др. Появилось множество самостоятельных предприятий, предпринимателей, обеспечивающих товародвижение: посреднических организаций, складских хозяйств, транспортных систем, информационно-маркетинговых служб, банковских и страховых учреждений. Однако сеть этих предприятий и организаций, их инфраструктура и материально-техническая база пока недостаточны для обеспечения эффективного функционирования товарных рынков. В этом заключается одна из главных причин высокого уровня издержек обращения, медленной оборачиваемости капиталов, несовершенства финансово-кредитных отношений.

Институциональные изменения происходят и в таких ключевых звеньях торгового бизнеса, как характер хозяйственных связей, механизмы оптовой и розничной торговли, развитие торговых бирж, аукционов, лизинговых и факторинговых операций, структуры экспорта и импорта, совершенствование таможенного дела и т.д.

Основой коммерческой деятельности в торговле является закупочная работа. По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закупленных товаров.

На смену фондовому распределению товаров при плановой централизованной системе управления экономикой, системе централизованного прикрепления покупателей к поставщикам, твердых государственных цен, неравенства хозяйствующих субъектов, жесткой регламентации поставок товаров, отсутствия самостоятельности, инициативы, предприимчивости коммерческих работников пришла эпоха рыночных отношений, характеризующихся:

_________________

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 3-е изд. С изм. И доп. Мн.: Нац. Центр правовой информ. РБ, 2003.

 

• свободой выбора партнера, контрагента по закупке товаров;

• множественностью источников закупки (поставщиков);

• равноправием партнеров;

• возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров;

• саморегулированием процессов поставки товаров;

• свободой ценообразования;

• конкуренцией поставщиков и покупателей;

• экономической ответственностью сторон;

• инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью коммерсанта по закупке товаров.

Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров складывается из следующих этапов:

• изучения и прогнозирования покупательского спроса;

• выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров;

• организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представления заказов и заявок поставщикам;

• организации и технологии закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, аукционах, у импортеров и других поставщиков;

• организации учета и контроля за оптовыми закупками.

Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров в рыночных условиях все больше базируется на принципах современного маркетинга. С помощью методов маркетинга коммерческие работники, менеджеры торговых предприятий получают необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия (т.е. емкость рынка) наиболее высокий, где сбыт или закупка продукции может принести наибольшую прибыль.

В обобщенном виде всех поставщиков товара можно подразделить на две категории: поставщиков-изготовителей и поставщиков-посредников, закупающих продукцию у ее производителей и реализующих ее оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным продавцам и т.д.).

Поставщиками-посредниками могут быть оптовые предприятия различного товарного ассортимента (специализации), составляющие основу системы оптовой структуры на потребительском рынке, оптовые посредники (дистрибьюторы, предприятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры), а также организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т.п.).

Оптовые посредники в условиях рыночной экономики приобретают самостоятельное значение в сфере закупочной (оптовой) деятельности,

Дистрибьютор — фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм — производителей готовой продукции. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками.

Брокерская фирма — предприятие, оказывающее посреднические услуги государственным и коммерческим структурам, совместным предприятиям, белорусским и зарубежным гражданам в приобретении, продаже и обмене товаров. Брокер (физическое лицо) — торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на товарной бирже — действует по поручению и за счет клиентов, получая от них вознаграждение.

Дилер — юридическое или физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценами товара, валют и ценных бумаг.

Важным посредническим элементом в закупочной деятельности являются организаторы оптового товарооборота — товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки и другие предприятия. Основной задачей этих структур является создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Однако они не являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности.

В представленной выше институционально-организационной структуре оптовых звеньев осуществляется оптовая продажа товаров.

В системе оптовой торговли Беларуси в 2000 г. было занято около 11 тыс. предприятий, в 2003 г. — свыше 9 тыс. Оборот оптовой торговли возрос с 4300 млрд р. в 2000 г. до 14 500 млрд р. в 2003 г. Причем 73 % оборота осуществляется частной торговлей. Списочная численность занятых в оптовой торговле снизилась со 144 тыс. чел. в 2000 г. до 115 тыс. чел. в 2003 г.

О недостаточном развитии в Беларуси оптовой торговли свидетельствует то, что доля этой отрасли в ВВП страны составляет всего 0,8 %, в то время как в России — 1,5, в США — 6,5 %. В США на 100 тыс. жителей приходится 177 предприятий оптовой торговли, в Беларуси — менее 100.

Обеспеченность складскими помещениями не превышает 80 % потребности. В сфере торговли насчитывается свыше 1800 общетоварных складов общей площадью 1,4 млн м2 и около 1000 специализированных складов и хранилищ, емкость холодильников и специальных складов составляет свыше 570 тыс. т. В общем числе специализированных складов доля складов-холодильников с машинным охлаждением — менее 25 %. Уровень механизации складских работ не превышает 35 %.

В стране не получили развития биржи и оптовые рынки. В начале 1991 г. в Беларуси было создано 15 различных бирж, однако в 2003 г. их количество сократилось до 3. Биржевой оборот страны в 2003 г. составил 12 370 млрд р., число заключенных сделок по продажам — 60 200. В структуре сделок почти весь объем приходится на продукцию нефтехимической и химической промышленности. Незначителен удельный вес в обороте бирж потребительских товаров и продукции агропромышленного комплекса. Количество брокерских контор и независимых дилеров сократилось со 115 в 2000 г. до 56 в 2003 г.

Для товарных бирж промышленно развитых стран характерна биржевая торговля стандартизируемыми товарами массового производственного и непроизводственного потребления, позволяющими вести торги партиями однородных, так называемых биржевых товаров (зерном, сахаром, хлопком, кофе, шерстью, металлами, нефтью, нефтепродуктами, строительными материалами и др.)- На биржах могут совершаться: сделки по купле и продаже реального товара; форвардные сделки по купле и продаже реального товара с отсроченным сроком его поставки; фьючерсные сделки по купле и продаже стандартных контрактов, т.е. сделки по продаже еще не произведенного товара; опционные сделки — сделки купли-продажи прав на будущую куплю или продажу по установленной цене товаров или контрактов на поставку товаров с расчетами по разнице в суммах через клиринговую палату. В связи с тем, что товарные цены могут значительно колебаться, товарные биржи дают покупателям и продавцам возможность хеджирования (страхования потерь) в отношениях со спекулянтами и инвесторами со стороны, что позволяет поддерживать активность на рынке. Современная, эффективно функционирующая биржа представляет собой сложный механизм, информационно насыщенный, емкий по технике, с подбором высокопрофессиональных специалистов. Во многих развитых странах функционирует только одна биржа (Швеция, Швейцария, Голландия), в Англии — 5 бирж, США — 11 фондовых и 30 товарных. На этих биржах работают тысячи брокеров. Для оптимального функционирования биржевой торговли число бирж должно быть минимальным. Биржи создаются только в крупных деловых центрах. В США — в Нью-Йорке и Чикаго, Великобритании — Лондоне и Ливерпуле, Японии — Токио. В России такими центрами являются Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.

Все большее распространение в Беларуси получают и аукционные торги.

Коммерческая работа по продаже товаров в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности.

Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, т.е. физическим лицам, применяя свои специфические способы и методы розничной продажи.

Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных торговых помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку. Розничная торговая сеть в отличие от оптовой характеризуется большой территориальной раздробленностью, измельченностью, и ее деятельность можно отнести преимущественно к сфере малого бизнеса.

Важным элементом инфраструктуры товарных рынков является сеть торговых предприятий. В 2003 г. сфера торговли располагала свыше 26 тыс. магазинов общей торговой площадью 2,6 млн м2; 4,4 тыс. предприятий мелкой розницы; 8,7 тыс. предприятий общественного питания с 620 тыс. мест (в 1990 г. их было 13 700 с 932 тыс. мест). Удельный вес негосударственных предприятий розничной торговли в общем их количестве составляет свыше 77 %.

Розничный товарооборот в 2003 г. составил 15 170 млрд р., а в 2000 г. — 4197 млрд р. (в 1990 г. — 18,7 млрд р. в фактически действовавших ценах).

Рост розничного товарооборота, увеличение товарной массы требуют укрепления материально-технической базы торговли. В среднем по стране обеспеченность торговыми площадями составляет 2560 м2 в расчете на 10 тыс. чел., или на 34 % ниже норматива.

В Западной Европе обеспеченность торговыми площадями достигает 6000—10 000 м2 на 10 тыс. чел.

Многие предприятия розничной торговли меняют свою специализацию. Эта проблема обострилась в последнее время, когда открытие предприятий торговли, особенно коммерческих магазинов, обусловлено не потребностями населения, а, главным образом, возможностями торговой фирмы.

Период становления товарных рынков характеризуется частыми нарушениями взаимных обязательств, к которым относятся отказы торговли от закупленных товаров, недопоставки товаров промышленными предприятиями, а также внесение несогласованных изменений одной из сторон в оформленные договоры. Такое положение связано с тем, что в стране не завершено создание унифицированной, соответствующей требованиям рыночной экономики, нормативно-правовой базы по товарным рынкам.

В связи с этим важное значение имеет регулирование функционирования и развития товарных рынков по современным рыночным стандартам. Государственное регулирование торговли и торгового обслуживания населения возложено на Министерство торговли (Минторг) и управления (отделы) торговли местных органов власти. В их функции входят:

• создание конкурентной среды и преодоление монополизма в сфере товарного обращения;

• ликвидация региональных и ведомственных барьеров свободного передвижения товаров, поддержание необходимых товаропотоков для обеспечения государственных нужд;

• усиление контроля за соблюдением торговыми предприятиями всех форм собственности требований законодательства и интересов покупателей, за качеством реализуемых товаров;

• создание системы торгового обслуживания социально незащищенных слоев населения и др.

Реализация этих функций происходит в рамках Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы и Программы развития инфраструктуры товарных рынков Республики Беларусь на 1999—2005 годы.

Главной целью развития инфраструктуры товарных рынков является формирование системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающих эффективное товародвижение, непрерывность процесса воспроизводства продукции, взаимосвязи между структурными элементами рынков. Достижение указанной цели предусматривалось реализовать в два этапа.

На первом этапе (19992000 гг.) осуществлялись меры по созданию правовых и организационных условий функционирования товарных рынков, эффективному использованию торговых и складских площадей, развитию материально-технической базы рыночной инфраструктуры.

На втором этапе (20012005 гг.) предусматривается улучшить обеспечение торговыми площадями и складскими помещениями в соответствии с рациональными нормами, ускорить создание материально-технических условий для эффективного функционирования товарных рынков, осуществление основных инвестиционных проектов.

Задачами второго этапа являются:

• расширение сети, техническое перевооружение и реконструкция оптовых и розничных предприятий, общетоварных и специализированных складов и хранилищ;

• равномерное размещение предприятий рыночной инфраструктуры на территории страны;

• создание производства тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам;

• повышение уровня механизации складских работ и совершенствование технологий складирования товаров;

• значительное сокращение издержек обращения, ускорение оборачиваемости оборотных средств, сокращение продолжительности доставки грузов.

В последние годы реализация мероприятий по развитию инфраструктуры товарных рынков ведется по следующим направлениям:

• формирование современной системы товародвижения;

• обеспечение условий для роста спроса на отечественную продукцию на внутреннем и внешнем рынках;

• создание эффективной системы информации о рыночной конъюнктуре;

• совершенствование нормативно-правовой базы функционирования товарных рынков, инфраструктуры защиты прав потребителей.

Ведется работа по созданию в Минске и в областных центрах информационно-выставочных, торгово-рекламных комплексов, торговых домов с функциями оптовой, мелкооптовой и розничной торговли и на их основе постоянно действующей Белорусской республиканской ярмарки. Намечено организовать Республиканский бизнес-центр с торговыми домами и другими предприятиями рыночной инфраструктуры.

Для создания прогрессивной инфраструктуры товарных рынков предусматривается координация деятельности различных экономических организаций в региональном и отраслевом аспектах с участием государственных структур.

Одним из приоритетных направлений развития товарных рынков является рост объемов реализации новых видов услуг, которые образуют инфраструктуру рыночного хозяйства (маркетинговые, правовые, банковские, депозитные, страховые, информационные, консалтинговые). В частности, предусматривается развивать услуги, связанные с освоением и использованием современных методов инжиниринга, прогнозированием и маркетингом наукоемкой продукции, инновационным бизнесом, развитием фондового рынка.

Важным направлением развития товаропроводящей сети является создание системы электронной торговли. Здесь необходимо объединить усилия и ресурсы предприятий и организаций, оказывающих информационно-маркетинговые услуги в сфере внутренней и внешней торговли, с целью взаимовыгодного продвижения продукции на рынки Беларуси, России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Таким образом, в республике ведется целенаправленная работа по развитию институтов товарных рынков, рыночной инфраструктуры, созданию маркетинговых и коммерческих служб торговых, производственных предприятий и организаций разных форм собственности, предприятий сервисного обслуживания, товарных бирж, торговых домов и других коммерческих структур как во внутриэкономической, так и внешнеэкономической сферах деятельности.

 

***

Выше рассмотрены проблемы формирования и развития институтов рынка в переходной экономике Беларуси и их конкретная реализация в виде рынка капитала, рынка труда, валютного и фондового рынков, рынка товаров и услуг. Все эти сегменты рыночной экономики развиты неравномерно.

Так, товарный рынок (рынок потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения) и рынок услуг в переходный период мало отличались от аналогичных рынков экономически развитых стран Запада по насыщенности товарами и услугами, ассортименту, организационно-юридическим формам и т.д. Это обусловлено тем, что обмен товарами (услугами) — наиболее элементарная и древняя форма рыночного обмена, не требующая сложных и принципиально новых организационных и правовых условий.

Однако другие сегменты рыночного хозяйства развиты значительно слабее (рынки труда, капитала, земли и др.) из-за слабости институционально-организационной основы рынков, в том числе биржевого механизма. Пока очень низка мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной численности работающих на большинстве предприятий и трудностей смены места жительства для переезда на новую работу. Незначительную роль в мобилизации финансовых ресурсов играет и продажа корпоративных ценных бумаг, имеющая существенное значение для перелива капитала в западных экономиках и т.д.

Неравномерное развитие различных сегментов рынка, или структурная асимметричность, и очень слабое развитие некоторых институтов рынка или институциональная неполнота — главные особенности настоящего периода перехода к рыночной экономике в Беларуси. Это порождает огромное количество очень непростых проблем, или «трудностей роста», в трансформационной деятельности государства, общества, субъектов хозяйствования (нерыночные формы поведения предприятий, предпочтение административных методов управления экономикой и т.п.)- Все это — предмет дальнейших реформ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.012 с.)