ТЕМА 6: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ФРГ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 6: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ФРГ



1. Структура финансовой системы ФРГ.

2.Бюджетный процесс и финансовый контроль.

3. Налоговая система ФРГ.

4. Доходы и расходы федерального бюджета.

5. Специальные правительственные фонды.

6. Бюджеты земель и общин ФРГ.

7. Государственные предприятия

 

1. Структура финансовой системы ФРГ

Главой государства выступает президент, который выбирается сроком на 5 лет Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и членов Ландтагов (парламентов земель). Федеральный президент имеет намного меньше полномочий нежели федеральный канцлер, выступающий главой федерального правительства.

Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом: Бундестагом (в составе 496 депутатов, которые являются представителями народа и выбираются путём прямых и общих выборов на 4 года) и Бундесратом, который состоит из членов правительств земель, которые их назначают и имеют право отозвать.

Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с федеральным канцлером – главной фигурой конституционного механизма Германии. Правительство координирует и контролирует работу всех министерств. Все земли имеют свои собственные конституции, выборные законодательные органы (Ландтаги) и правительства во главе с премьер- министрами.

Система государственных финансов ФРГ включает;

- федеральный бюджет,

- бюджеты 16 земель,

- бюджеты общин,

- специальные правительственные и внебюджетные фонды,

- финансы Федеральной железной дороги (Бундесбан)

- финансы Федеральной почты (Бундеспост),

- финансы государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду.

Вся страна разбита на финансовые округа. Связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов.

Формально все звенья бюджетной системы автономны, т. е. самостоятельно составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют средства на выполнение функций, подпадающих под их юрисдикцию.

2. Бюджетный процесс и финансовый контроль

Бюджет выступает главным звеном финансовой системы ФРГ, его структура и бюджетный процесс соответствуют федеративному характеру государственного строя. Сводный (консолидированный) бюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения.

Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). Составление, утверждение и исполнение федерального бюджета предусматривает определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета.

На стадии составления федерального бюджета министерства и ведомства направляют в министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев до начала нового бюджетного года. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджета на утверждение федеральному правительству. Одобренный кабинетом министерств проект бюджета направляется на утверждение в законодательные органы. Сначала бюджет направляется в верхнюю палату парламента (бундесрат), где рассматривается в течение трех недель. Из бундесрата законопроект о бюджете направляется в нижнюю палату парламента (бундестаг). В случае внесения одной из палат парламента поправок в бюджет, он возвращается на повторное рассмотрение. После принятия законопроекта бундестагом законопроект подписывается главой правительства и становится законом.

В те же сроки и в такой же последовательности составляются проекты бюджетов земель и общин. Однако если федеральное правительство формально не имеет права контролировать финансы земель, то земли обязаны установить такой контроль за бюджетами общин. Бюджеты земель утверждаются ландтагами на один год, но в отдельных случаях могут быть рассчитаны на более длительный период. Для покрытия кассового разрыва в связи с тем, что налоги поступают неравномерно, земли имеют право выпускать краткосрочные займы. Во всех других случаях к займам прибегают с особого разрешения.

Высшим контрольным органом ФРГ в области государственных финансов является Федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюджета составляется министерством финансов и направляется в парламент и счетную палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает закон об исполнении бюджета.

Бюджетная политика ФРГ подчиняется общим целям экономической политики и опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый арсенал средств и методов формирования доходных и расходных статей госбюджета.

3.Налоговая система ФРГ

 

В Германии действуют несколько уровней налогообложения:

- Совместный (подоходный налог, налог на прибыль корпораций, НДС)

- Федеральный (акцизы, пошлины, налог с грузовых авто)

- Земельный (налог на имущество, налог на наследство, налог на пиво, налог с владельцев транспортных средств)

- Общинный (местный): промысловый, земельный налог, церковный налог, налог на собак, налог на охоту и рыболовлю).

Распределение общей суммы налоговых поступлений осуществляется следующим образом:

- федерации – 47,5%

- землям – 34,8%

- общинам – 12,8%

- ЕС – 4,8%.

Ключевые позиции в налоговом законодательстве принадлежат федерации. В то же время для обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники формирует сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет (общины). Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог на добавленную стоимость также распределяется по трем бюджетам. Соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода.

Основными налогами в Германии являются следующие налоги:

1. Подоходный налог с физических лиц;

2. Налог на корпорации;

3. Налог на добавленную стоимость;

4. Промысловый налог;

5. Налог на имущество;

6. Земельный налог;

7. Налог, уплачиваемый при покупке земельного участка;

8. Страховые взносы;

9. Налог на наследство и дарения;

10. Автомобильный налог;

12. Акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, вино - водочные и табачные изделия;

13. Таможенные пошлины;

По компетенции взимания налоги подразделяются на: федеральные, земельные, общинные, совместные и церковные.

По объектам налогообложения разделяются три основные группы налогов: налоги на владение, налоги на операции в сфере обращения, налоги на потребление (акцизы).

В целом налоговая система в Германии достаточно сложная. Нередко она подвергается в стране жёсткой критике, прежде всего из-за относительно больших ставок налогообложения фирм. Однако эти действительно высокие ставки разрешают государству решать самые сложные задачи социального рыночного хозяйства и трансформировать новые федеральные земли на востоке.

Немецкая налоговая система довольно сложна, в особенности установление размера прибыли, что привело, в свою очередь, к созданию специального института налоговых консультантов, в связи с чем практически никто в Германии не занимается своими налогами самостоятельно. Для работы налоговым консультантом необходимо получить лицензию, для чего помимо соответствующего образования и сдачи квалификационных экзаменов, необходимо иметь стаж рабаты не менее 3 лет в государственных финансовых структурах и проходить стажировку при лицензированном налоговом консультанте. В функции налогового консультанта входит обработка первичной документации, начисление прямых и непрямых налогов, налогов на заработную плату и составление отчётности. При этом используются унифицированные компьютерные программы, которые связаны с базой данных финансового управления, что позволяет большинство отчётов подать через интернет.

В Германии имеются жизненно важные затраты гражданина, на которые он вправе уменьшить налогооблагаемый доход. Обычные граждане уменьшают налогооблагаемый доход на размер уплаченных коммунальных платежей, платежи по страховкам, на строительство жилья, на затраты по воспитанию и образованию детей и др.

Налоговая система предусматривает определенные критерии выравнивания, перераспределение налогов от более развитых земель к менее развитым через федеральные трансферты, обязательное согласование местных налогов с администрацией земель и федерации.

В Германии насчитывается около 40 видов налогов. Рассмотрим наиболее значимые:

Подоходный налог с физических лиц взыскивается по прогрессивным ставкам и на его долю припадает третья часть всех налоговых поступлений. Этим налогом облагаются заработная плата, гонорары лиц свободных профессий, доходы на капитал, проценты по банковским депозитам, доходы от сдачи имущества в аренду, индивидуальная трудовая деятельность.

При взыскании налога учитываются налоговые классы. Их шесть и они группируют рабочих и служащих в зависимости от их семейного положения, наличия детей, количества работающих членов семьи. Налоговые таблицы учитывают классы, а также количество детей, на чьём попечении они находятся и налоговые льготы. Выделяют также следующие налоговые зоны (нулевая зона – не облагается; нижняя пропорциональная зона: ставка – 10%; прогрессивная зона: ставка - 19%-51%).

Подоходный налог с физических лиц удерживается на основании налоговой карты. Заполняется налоговая карта по месту жительства. В ней указывается налоговый класс, количество детей, вероисповедание, семейное положение, возможность граждан осуществлять платежи. Так, для лиц, которым больше 64 года, сумма налогооблагаемых доходов уменьшается на 40%.

Подоходным налогом облагаются все доходы промышленной и сельскохозяйственной деятельности, самостоятельного и несамостоятельного труда, владения капиталом, сдачи жилья, сдачи в аренду какой-либо собственности и т. д., вплоть до доходов со спекулятивных соглашений.

Прогрессивная зона налогообложения - 19-51% (вследствие налоговой реформы планируется снизить до 42% максимальную ставку и до 15% минимальную). Удержание налога из з/п происходит на основе налоговой карты. Существуют налоговые льготы на детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай). Например, у лиц, которые достигли возраста 64 года, необлагаемый налогом минимум повышается до 3700 Евро. Предусмотрены субсидии на содержание ребенка (до 18 лет) – 1500 евро, а для одиноких с детьми эта сумма почти в два раза больше – 2800 евро.
Целый ряд категорий граждан (наёмные рабочие, инвалиды, слепые) имеют дополнительные налоговые льготы, которые носят фиксированный характер или ограничены верхним уровнем. С доходов без ограничений вычитаются лишь затраты на налоговых консультантов и церковный налог.

Несколько лет тому назад была введена так называемая надбавка солидарности (Solidaritätszuschlag). Налогоплательщик финансирует частью своих доходов экономическое возрождение новых земель, возникших после объединения Германии. На данное время данная надбавка составляет 7,5% от подоходного налога. Данная надбавка немного снижается, если у налогоплательщика есть дети.

Необходимо особо выделить так называемый церковный налог. Его оплачивают лишь те, которые называют себя членами церкви. Этот налог вычисляется на базе годового подоходного налога и составляет 8-9% от его суммы.

Налог на прибыль. Если прибыль не распределяется, то ставка налога – 50%, а на распределяемую в виде дивидендов прибыль ставка – 36% ( с учетом того, что дивиденды включаются в личные доходы акционеров, подлежащих обложению подоходным налогом). Широко используется ускоренная амортизация. Так, в с/х разрешается уже в первый год списать до 50% стоимости оборудования, а в первые три года – до 80%. В настоящее время с началом функционирования единого европейского внутреннего рынка в Германии вводятся такие ставки по этому налогу: минимальная - в размере 30%, максимальная - 40%.

Налог на автомобили (1.7% в общей сумме налогов) имеет ярко выраженный стимулирующий характер, а именно стимулируется использование автомобилей с бензиновыми моторами или дизельными (но с особенно низким выбросом загрязняющих веществ), а также использование катализаторов. Сегодня в Германии налог на автомобили зависит от двух факторов: от объёма цилиндра, то есть мощности двигателя, и наличия (либо отсутствия) катализатора. Так, про объёме цилиндра двигателя 100 куб. дециметров владелец автомобиля с катализатором оплачивает налог в 3 раза меньше, чем без него. Владельцы менее мощных машин, оснащённых катализатором, от налога освобождены.

Земельным налогом облагаются земельные участки предприятий, лесное хозяйство и сельскохозяйственные угодия. Ставки колеблются от 0,6% до 3,1%.%. Освобождены от уплаты налога государственные учреждения, религиозные учреждения. Это также местный налог. При переходе участка земли от одного владельца к другому оплачивается взнос в размере 2% от покупной цены. Определяя величину поземельного налога, муниципалитеты, как правило, разграничивают земли, отведенные под сельскохозяйственные участки, под лесные хозяйства и другие земельные участки.

Самые давние традиции имеет налог на имущество.Его ввёл в 1278 году король Рудольф фон Габсбург. Налоговая ставка на совокупное имущество физического лица с 1995 года поднята до 1%. До этого она было на уровне 0.5%. Промышленные предприятия и компании платят 0.6%. При повышении ставки налога был повышен и необлагаемый налогом минимум. Льготы в виде сниженной ставки есть лишь для имущества в сельском и лесном хозяйстве. Переоценка имущества проводится каждые 3 года.

Промысловым налогом облагаются не результаты деятельности физических и юридических лиц, а капитал и доходы предприятия как хозяйствующего субъекта. Промысловый налог взимается при распределении прибыли до уплаты корпорационного налога. Взимание налога осуществляется по двум ставкам: 5% суммы промыслового налога и 0,2% балансовой стоимости основного капитала.

НДС. Это очень значимый налог, он находится на втором месте после подоходного налога. Общая ставка налога – 15%. Но основные продовольственные товары и книжно – журнальная продукция облагаются по ставке 7%. Эта ставка не распространяется на обороты кафе и ресторанов.

Предприятия сельского и лесного хозяйства, а также товары, идущие на экспорт освобождены от уплаты НДС.

Акцизы (на спиртное, на сигареты, кофе) в основном идут в федеральный бюджет, за исключением акциза на пиво, который уплачивается в бюджет земель.

С разных налогов данной группы наиболее значительным является налог на табачные изделия (2.8-3% всех налоговых поступлений). Другие дают менее 1% каждый, например налог на кофе – 0.3%, налог на пиво – 0.2% и т.д. Но и эти налоги чётко регламентированы. Налоги на потребление в основном направляются в федеральный бюджет, кроме налога на пиво, идущего в бюджеты земель. Ставки федеральных акцизов следующие: бензин – 0.50-0.57 Евро на литр в зависимости от содержания в нём свинца; кофе – 3.1 Евро на 1 кг; крепкие спиртные напитки – 160 Евро на 100 литров; шампанское – 1.4 Евро на 0.75 литра; на страховые сделки – 12% со страхового полиса.

 

4. Доходы и расходы федерального бюджета

Формирование доходов госбюджета - это мощный регулирующий процесс, он определяет такой важный для экономики показатель как "квота государства" (его доля в ВНП). Формирование доходов определят целую систему финансовых каналов по которым в казну стекаются средства от физических и юридических лиц.

Доходная часть бюджета состоит из:

- налоговых поступлений;

- неналоговых поступлений.

Налоговые поступления составляют 4/5 всех доходов бюджета, причем на 2/3 налоговые поступления формируются за счет прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль корпораций, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная. В бюджетных доходах федерации, земель и общин она составляет соответственно: 9/10 ; 7/10 и 1/3 соответственно.

Федерация получает полностью налог на спиртные изделия, все налоги на потребление (кроме налога на пиво) и страховую пошлину, равно как и все таможенные пошлины. Совместные налоги: подоходный налог: федерация - 42,5%, земли -42,5%, общины - 15%; налог на корпорации: федерация -50%, земли -50%; налог с оборота: федерации - 65%, земли -35%.

Налоговая система ФРГ включает прямые и косвенные налоги. Основными плательщиками налогов являются рабочие и служащие. На их долю приходится около 70% всех налоговых поступлений в стране. Налоговое обложение не ограничивается только федеральными налогами. Оно дополняется взносами на социальное страхование и местными налогами.

Налоговая система ФРГ опирается прежде всего на подоходный налог Доля подоходного налога превышает 1/3 общей суммы налоговых поступлений. Данным налогом облагаются все граждане имеющие доход.

К косвенным налогам ФРГ относят налог на добавленную стоимость, земельный налог с оборота, индивидуальные акцизы (на нефтепродукты, табак, кофе), налог с оборота импорта, фискальная монополия и таможенные пошлины. НДС занимает главное место среди косвенных налогов. На его долю приходится около 43% всех косвенных налоговых поступлений в стране.

Помимо НДС ряд товаров облагается индивидуальными акцизами. Эти акцизы называются в ФРГ налогами на потребление и являются второй группой косвенных налогов в стране. Удельный вес налогов на потребление в общей сумме косвенных налогов превышает 40%.

К числу важных косвенных налогов относятся и таможенные пошлины. Ими облагаются как импортные, так и экспортные товары. Удельный вес таможенных пошлин в общей сумме налоговых поступлений составляет около 3%. ФРГ относится к числу стран, применяющих адвалорные (процентные пошлины). Действующий в ФРГ таможенный тариф подразделяется в зависимости от страны происхождения товара.

Кроме того в ФРГ существует так называемый импортный налог. Им облагаются ввозимые товары, которые получают экспортные льготы в странах их производства.

Принцип обеспечения финансовой системы государства за счет налогов ни в коей мере не исключает права законодателя вводить иные виды отчислений. На этой основе развилась практика введения специальных платежей, которые предусматривают особую финансовую ответственность плательщика за решение задач государственного финансирования.

Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета состоят из неналоговых поступлений: прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей, многомиллиардная прибыль центрального банка ФРГ. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства, привлечённые в виде займов.

В глобальном аспекте достижению цели выравнивания доходов служит ступенчатая структура налоговой системы. Большую роль в формировании бюджетных доходов играет поступление от "общих" (совместных) налогов - подоходного, корпорационного, НДС - распределяются в соответствующей пропорции между бюджетами трех уровней власти (вертикальное выравнивание). Затем земельная доля в НДС перераспределяется от благополучных в финансовом плане земель к бедным (горизонтальное выравнивание). Кроме того, из бюджета федерации слабые земли получают "дополнительные федеральные дотации" (вертикальное выравнивание).

Одним из орудий воздействия государства на процесс общественного воспроизводства выступают государственные расходы. Они отражают особенности развития страны. За счет бюджета в первую очередь обеспечивается финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин.

Удельный вес расходов центрального правительства в ВНП остается сравнительно стабильным: от 13% в фазах экономического роста до 15% в годы кризисов. Такой незначительный разброс колебаний обусловлен законодательно установленной границей кредитной базы финансирования расходов, допускаемых за счет привлечения дополнительных займов (эмиссия казначейских векселей и облигаций). Конституция ФРГ ограничивает ежегодные кредитные заимствования федерации величиной инвестиционных расходов бюджета.

Структура расходов федерального бюджета отражает функции, выполняемые федеральным правительством. На центральное правительство ложатся все военные расходы и расходы на внешние отношения, основная часть социальных затрат, а также расходов на финансовое содействие (субсидирование, льготное кредитование или прямое финансирование) отдельных отраслей, производств и регионов, на науку и образование, на содержание административного аппарата.

Важное место в системе государственного регулирования принадлежит бюджетным расходам на экономику (затраты на жилищное строительство, коммунальное хозяйство, энергетику, добывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, связь, транспорт и сельское хозяйство). Из них до 90% идет на финансирование производственной инфраструктуры: строительство и поддержание дорог, аэродромов, федеральной железной дороги и почты.

Военные расходы в федеральном бюджете страны составляют примерно 25-30%. Причем нужно заметить, что большая доля военных расходов приходится на бюджеты земель и общин.

Финансирование научно - технических программ осуществляется через министерство исследований и технологий. Доля расходов на науку и образование невелика (2-5%) по сравнению с социальными выплатами, субсидиями на экономику и затратами на управление. Финансирование НИОКР -2,9% ВВП. Расходы на управление составляют около 3% расходов федерального бюджета, и включают затраты на содержание верховных органов власти и федерального государственного аппарата.

Федеральное правительство начиная с 1951 г. перешло к постоянному выпуску займов. Соответственно увеличивались расходы на погашение и проценты по государственному долгу.

Центральное правительство, используя свои финансовые ресурсы, стремится расширить возможности и укрепить позиции монополий ФРГ и на внешних рынках. Для этой цели из федерального бюджета ежегодно выделяется средства на внешнюю "помощь". Эти средства позволяют расширить рынки сбыта, получить сырье, обеспечивать условия для экспорта частного капитала.

Одна из целей бюджетной политики - смягчение социального неравенства в обществе. Решается она как характером налогообложения, так и трансфертами из бюджета нуждающимся семьям. С середины 70-х годов на цели социального обеспечения направляется 46-47% всех расходов госбюджета, включая фонд социального страхования и социального обеспечения. Относительно высокий удельный вес затрат на социальные цели объясняется прямой заинтересованностью государства в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы.

При формировании бюджетных расходов важным параметром является их структура и удельный вес в общих расходах бюджета.

Одновременно государство с помощью налоговой и амортизационной политики оказывает массированное влияние на накопление капитала в частном секторе. Большие недопоступления в бюджет оборачиваются высоким удельным весом самофинансирования предприятий.

Конец 80-х начало 90-х годов характеризуется снижением государственных инвестиций и социальных расходов. Однако, во второй половине 80-х годов за счет постепенного снижения бюджетного дефицита наблюдалось некоторое расширение социальных услуг. В целом наблюдается достаточно стабильный рост государственных расходов.

 

5. Специальные правительственные фонды

Специальные фонды - важное звено финансовой системы ФРГ. По объему эти фонды стоят на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования, который состоит из большого числа автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования - это фонды страхования по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев.

Общей для всех фондов социального страхования является система мобилизации доходов. Средства фондов образуются за счет трех источников: обязательных отчислений наёмных работников, взносов предпринимателей и государственных субсидий из федерального бюджета. Наибольшую долю составляют отчисления предпринимателей.

Фонды социального страхования включают страхование от несчастных случаев, страхование на случай болезни, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму.

Взносы на социальное страхование представляют собой финансово-экономическую основу коллективной поддержки на случай старости, болезни и кризиса. Согласно основного закона Федерация имеет конкурирующую законодательную компетенцию в области социального страхования, включая страхование по безработице. Это право регулирования специального денежного фонда для покрытия социальных нужд используется также для финансирования социального страхования, то есть для введения налогов по социальному страхованию. Социальная помощь и другие виды социальных услуг, оказываемых государством, финансируются за счет налогов, то есть всего общества, и в масштабе всего общества, за счет государственного бюджета.

Система пенсионного обеспечения Германии содержит сочетание двух систем финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительную и накопительную. Эта система называется "системой трех уровней". Первый - (около 80% всех пенсионных выплат в основном финансируется перераспределительным способом)- охватывает прежде всего обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсий пожилым используются поступления в фонд пенсионного страхования (ведомства пенсионного страхования). В Германии этими поступлениями являются страховые взносы застрахованных лиц и работодателей, а также дотации государства. Этой пенсии достаточно для обеспечения нормального уровня жизни пожилого человека. Второй и третий уровни пенсионного обеспечения из фондов предприятий и частные накопления, финансируются накопительным способом.

Страхование и выплаты по безработице осуществляются федеральным ведомством занятости. Страховые отчисления обязательны для рабочих и служащих независимо от их доходов. Безработные получают пособие, которое зависит от общего трудового стажа, от размеров последней заработной платы, от возраста, от наличия обязательства по содержанию детей. Безработные, "снятые" со страхования по безработице, т.е. те, кто исчерпал право на причитающееся пособие, получают выплату по безработице. Размер такой выплаты составляет для безработных , имеющих детей - 58%, для безработных без детей - 56%. Финансирование выплат по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В финансовую систему страны входят также другие внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении центрального правительства. Это, например, Фонд выравнивания бремени войны, Фонд развития европейской экономики и другие целевые фонды.

Фонд выравнивания бремени войны был создан с целью "оказания помощи населению, пострадавшему от войны". Средства фонда состоят из взносов предпринимателей в размере 2-3% оценочной стоимости имущества. Взносы предпринимателей включаются в цену выпускаемой ими продукции и перелагаются на ее потребителей. Фонд также пополняется дотациями из федерального и местных бюджетов, а также выручкой от эмиссии займов.

Фонд развития европейской экономики создан в связи с действием после второй мировой войны американского "плана Маршалла". В фонд отчислялись средства из эквивалентных счетов, образующихся при реализации товаров, поставляемых в ФРГ по этому плану. Средства из этого фонда направляются на выдачу среднесрочных и долгосрочных кредитов по льготному проценту. Из него выдаются гарантии по займам частному сектору в ФРГ, а часть его предоставляется в виде помощи развивающимся странам. Смета расходов и доходов этого фонда составляется ежегодно и подлежит обязательному утверждению и рассмотрению парламентом.

Средства других специальных фондов ФРГ могут быть использованы правительством для оказания помощи частному хозяйству в периоды экономических трудностей.

 

6. Бюджеты земель и общин Германии

Финансы земель и общин занимают важное место в финансовой системе страны. Доля бюджетов земель и общин в национальном доходе ФРГ составляет свыше 20%. Земли и общины несут почти 100% общегосударственных расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования или здравоохранения, свыше 80% всех расходов на транспорт, дорожное или жилищное хозяйство, почти 3/4 расходов на содержание государственного аппарата и свыше 40% расходов по управлению государственным долгом. Рост расходов бюджетов земель и общин не сопровождается расширением их доходной базы. В связи с этим удельный вес собственных источников доходов снижается и увеличивается доля дотаций из вышестоящего звена бюджетной системы. Растет объем займовых операций местных органов власти, что в конечном итоге приводит к усилению дефицитности этих бюджетов.

Налоговая система земель насчитывает около 25 налогов. Земли получают налоги на имущество, наследство, налог, взимаемый при приобретении земельного участка, налог на автомобили, на пиво, на проведение лотерей, скачек и содержание игровых домов, налог на пожарную охрану. Эти налоги дают свыше 85% всех налоговых поступлений земель. Большой удельный вес занимают платежи по социальному страхованию, включающие взносы на медицинское и пенсионное страхование и страхование по безработице.

Общины получают промысловый, поземельный налог и местные налоги (на собак, на охрану и рыбалку, на второе жилище).

В доход бюджетов общин поступают различные административные сборы и доходы от выдачи местных лицензий. К доходам от местного хозяйства относятся доходы от муниципальных домов, водоснабжения, газовых заводов, электростанций, мостов.

Однако расходы земель и общин ни в коей мере не обеспечиваются поступлениями налогов. Для финансирования расходов местных бюджетов земель и общин получают от федерального правительства дотации - целевые и общие.

Местные бюджеты, как уже отмечалось, хронически дефицитны. Они обременены долгами. Особо высока доля долгов у общин. Постоянное использование займов на покрытие бюджетных дефицитов и финансирование капиталовложений усиливает рост местной задолженности и являются одной из причин ухудшения финансового состояния местных бюджетов.

 

7. Государственные предприятия

Основу государственных промышленных предприятий составляют крупные концерны, в руках которых сосредоточено около 2/3 всего акционерного капитала государственных предприятий.

Финансы государственных предприятий - составная часть финансовой системы страны. ФРГ имеет развитый сектор государственной собственности. В руках властей земель, общин и федерального правительства находится транспорт и связь, горная промышленность, черная и цветная металлургия, все производство электроэнергии, алюминия, около 50% производства автомобилей и судов, добыча нефти и газа. Государство сосредотачивает в своих руках также отрасли, недостаточно рентабельные для монополистического капитала, в том числе дорожное хозяйство, строительство автострад, аэродромов, жилищное хозяйство.

Большие средства из бюджета направляются на строительство объектов военного назначения и научные исследования военного характера. Государственные капиталовложения направляются также в инфраструктуру.

Деятельность государственных предприятий в ФРГ в целом убыточна, ибо на их продукцию, реализуемую частным монополиям, установлены низкие цены. Убытки покрываются за счет краткосрочных и среднесрочных кредитов, в результате чего растут долги государственных предприятий.

В том случае, когда государственные предприятия не убыточны, они уплачивают налоги в бюджеты соответствующих уровней наравне с предприятиями других форм собственности.

Финансовый капитал страны представлен группами сросшихся между собой промышленных, финансовых и прочих монополий, охватывающих всё национальное хозяйство. Особенностью ФРГ является меньшее число финансовых групп не только по сравнению с США, но и с теми развитыми капиталистическими странами, экономика которых по своим масштабам сопоставима с западногерманской: в Японии, Франции, Великобритании количество таких групп составляет 15-20, а в ФРГ не достигает и 10 (не считая региональных групп, не имеющих общеэкономического значения). Это объясняется громадной концентрацией банковского капитала в руках трёх банков - "Дойче банк", "Дрезден банк", "Коммерцбанк": они контролируют около 80% акционерного капитала страны. Три главные финансовые группы сформировались вокруг этих банков. Их структуры частично переплетаются. Особенностью германских финансовых групп является то, что они, по сравнению с финансовыми группами других стран, имеют менее чёткие границы. Можно назвать лишь совокупность концернов, составляющих ядро той или иной группы.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Дайте характеристику отдельных структурных элементов финансовой системы ФРГ.

2.Бюджетный процесс и финансовый контроль: его стадии и участники.

3. Особенности системы налогообложения в ФРГ.

4. Проанализируйте доходы и основные направления расходов федерального бюджета.

5. Охарактеризуйте доходную и расходную часть бюджетов земель и общин ФРГ.

6. Особенности функционирования государственных предприятий в ФРГ.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.204.31 (0.014 с.)