Основные показатели малых стран Европы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные показатели малых стран Европы



  Площадь, тыс. км2 Население, млн чел.1 ВВП,млрд долл.1 ВВП на душу населения, тыс. долл.1 Доля сырья в экспорте,%
Швейцария 41,3 7,0 314,5 40,6  
Австрия 83,8 8,0 283,4 26,9  
Бельгия 30,5 10,1 269,1 24,7  
Нидерланды 41,8 15,4 395,9 24,0  
Люксембург 2,5 0,4 14,0 41,2  
Швеция 450,0 8,8 228,6 23,7  
Дания 43,0 5,2 172,2 29,9  
Норвегия 323,8 4,3 145,9 31,2  
Финляндия 338,1 5,1 125,4 20,5  
Исландия 103,0 0,26 6,1 24,9  

В чем же истоки силы, истоки феномена малых стран?

При анализе силы малых стран нами использована схема, данная советским экономистом Ю. Юдаковым в 1980-х гг.

Во-первых, это четко специализированная экономика с высокой долей наукоемких отраслей. В экологии есть понятие "ниша", в экономике возникло понятие "нишевые" производства - не захваченные ТНК ведущих промышленных стран. На поиск таких ниш толкала слабость ресурсной базы, в том числе малочисленность трудовых ресурсов, компенсирующаяся образцовой системой образования, дающей такие кадры, которые способны работать в самых новейших сферах производства. Швейцария - наиболее наглядный пример. Но "швейцарская модель" в экономике смогла стать доминирующей во всех малых странах благодаря не только блестящей системе среднего и высшего образования, но и большим затратам на НИОКР. Не случайно, что многие лаборатории и научные центры ТНК крупных государств создаются в малых странах.

Во-вторых, это ориентация на экспорт. Узкий внутренний рынок не давал бы возможностей для четкой специализации на производстве редкой высококачественной наукоемкой продукции. Импульс для экспортной

ориентации дало создание "Общего рынка": снижение таможенных барьеров в ЕЭС открыло рынок Западной Европы, на два порядка больший, чем внутренний. При этом ключевое геополитическое положение некоторых малых стран давало им дополнительные возможности. Так, Нидерланды, лежащие на "входе в Европу", создали мощнейший узел нефтеперегонных заводов "Техас-Европа", обеспечивающий полупродуктами химическую промышленность ФРГ и Северной Европы, Геополитическое положение стран Бенилюкса и Швейцарии крайне выгодно и сейчас, так как они находятся в центре европейского мегалополиса, главного пояса динамичного роста внутри ЕС.

В 1990-х гг. доля малых стран Европы в мировом промышленном производстве составила примерно 10%, а в мировом экспорте - около 20%. Доля экспорта в ВВП Бельгии достигает 35-40%, Нидерландов - около 35, Швейцарии - 25% и т.д. Классический пример: фармацевтическая промышленность Швейцарии работает на экспорт на 90%. При этом стоимость 1 т швейцарского экспорта в 10-15 раз дороже, чем в крупных капиталистических странах.

В-третьих, это надежные позиции на мировом рынке в своих "нишевых" производствах. По экспорту часов Швейцария занимает 2-е место в мире после Японии, причем качество их вне конкуренции. По спуску на воду ледоколов Финляндия заняла 1-е место в мире (до 50% всех производимых в 1980-1990-х гг.), по целлюлозе и бумаге на Финляндию и Швецию приходится по 10-15% мирового экспорта, причем иногда это - уникальная продукция (на одной из шведских фабрик производится, например, особая сверхтонкая бумага для европейского издания "Нью-Йорк тайме", которое при десятках страниц легко можно положить в карман). По инсулину Дания с ее известным животноводством, дающим сырье для этого, захватила до 1/3 мирового рынка, она же доминирует ныне в новейших биотехнологиях.

Все весомее становятся позиции малых стран и в новейших наукоемких производствах - роботостроение (Швеция), производство медицинской электронной аппаратуры (Дания), оборудования для ветровых электростанций (тоже Дания) и т.д.

Конечно, не все сводится к "нишевым" производствам на основе научных исследований и высококвалифицированного труда в малых странах. Некоторые отрасли их хозяйства связаны и с природно-ресурсной базой, которая расширилась в последние годы. Так, Норвегия вошла в число крупных экспортеров нефти (4-е место в мире), добывая более 150 млн т нефти в год (конец 1990-х гг.). Это сопровождалось в

северной стране развертыванием производства и экспорта морских буровых платформ. Швеция сохранила позиции крупного экспортера качественной железной руды (по содержанию железа (60-64%) она не уступает и новым экспортерам из развивающихся стран - Либерии, Венесуэле), Нидерланды вышли на 1-е место по экспорту газа в Западной Европе. И все-таки и в структуре индустрии и в составе экспорта почти всех малых стран доминирует обрабатывающая промышленность, а внутри нее - наукоемкие отрасли.

В-четвертых, позиции нескольких малых стран связаны не только с индустрией, но и со сферой обслуживания, ярко выраженного международного характера, в частности с банковским делом. Это - Швейцария с ее знаменитыми банками ("цюрихские гномы") и Люксембург - "налоговый оазис", ставший еще привлекательнее как одна из столиц ЕС, где действуют сейчас более 200 крупных банков.

Очень важное значение для малых стран имеют транспорт, туризм и туристический бизнес. Роттердам с его "Европортом" - воротами морской торговли для Западной и Центральной Европы - сохраняет роль мирового лидера по грузообороту (около 300 млн т) и обороту контейнеров. Авиакомпании Скандинавских стран (САС) и Бельгии-Нидерландов ("Сабена", КЛМ) обслуживают ряд европейских и международных авиалиний. Уникальны и транспортные проекты, осуществляемые в Дании и Швейцарии: в первом случае это самые длинные в мире "туннеле-мосты" через проливы, во втором - планируемая подземная скоростная магистраль. Если Дания (тем более после завершения строительства) - большой "мост" от Центральной Европы к Скандинавским странам, то Швейцария с ее туннелями, ведущими из Центральной Европы к Италии, - "мост" на юг. Кроме того, Швейцария извлекает большие доходы от массового транзита через свою территорию (через Бреннерский перевал и туннель под ним проходит более 20 млн т грузов в год и десятки миллионов легковых машин, особенно в сезон отпусков).

Масштабы туризма в тихих, экономически и экологически благополучных, а в политической и социальной жизни стабильных странах неуклонно нарастают: Австрию посещает 18 млн туристов и отдыхающих в год, Швейцарию - 12,5 млн, Нидерланды - 5 млн. В Австрии, Швейцарии и Финляндии туристический бизнес по числу занятых превосходит многие важные отрасли индустрии. Доходы от туризма в Австрии превышают 10-11 млрд долл. в год, в Швейцарии - 5-6 млрд долл.

Общим для подавляющего большинства малых стран Европы стало их участие в ЕС, за пределами которого остались лишь Норвегия (на ре-

ферендуме более 50% ее населения высказались против участия в ЕС), Исландия и Швейцария, являющиеся членами ЕАСТ (см. Приложение 2).

В НАТО входит большинство малых стран, кроме нейтральных Австрии, Швеции, Швейцарии и Финляндии.

Нейтралитет четырех малых стран формировался по-разному и в разное время. Наибольшим его "стажем" отличаются Швейцария и Швеция (с Венского конгресса 1815г.), тогда как в Австрии это связано с Государственным договором 1955 г., восстановившим ее суверенитет после Второй мировой войны. В Финляндии "активный нейтралитет" был провозглашен после Второй мировой войны и связан с политической "линией Паасикиви-Кекконена" - президентов страны того времени.

Швейцария - поборник самого строгого нейтралитета, и тем не менее является резиденцией многих международных организаций, в том числе европейских органов ООН. Нейтральная Швеция является одним из крупнейших производителей и экспортеров оружия.

Все эти особенности малых стран отражают их современные позиции в мире, но никоим образом не говорят о какой-либо беспроблем-ности или тем более - полном благополучии в экономической и социальной сфере. Нынешнее положение достигнуто в жесткой конкурентной борьбе, когда погибали целые отрасли, дававшие ранее работу сотням тысяч людей. Так, судостроение Скандинавских стран было практически "раздавлено" в 1970-1980-х гг. конкуренцией Японии и Южной Кореи. Что остается этой традиционной отрасли в Швеции или Финляндии, если в 1994 г. на долю Японии приходилось 45,6% тоннажа спущенных на воду судов, на долю Южной Кореи - 21,8%, и даже ФРГ была отодвинута на 3-е место с долей всего 5,4%?

Трудность перестройки энергетического хозяйства, кризис и свертывание угольной и металлургической промышленности Европы затронули весь "ржавый пояс" (север Франции, Бельгию и Люксембург, ФРГ), превратили очаги этих отраслей в кризисные районы. Шло болезненное "вымывание" старых отраслей.

Швейцария первой (т.е. еще задолго до Второй мировой войны) показала выгодность сочетания собственных и иностранных трудовых ресурсов, когда "свое" население концентрировалось на самых сложных производствах, а "гастарбайтеры" занимали места средней и низкой квалификации. По швейцарскому пути пошли другие малые страны, но это привело к увеличению некоренного населения (в перечень религий добавились мусульманство и буддизм!), к расовым столкновениям, возникновению межнациональных проблем.

Если в целом по малым странам уровень безработицы можно считать невысоким (2-3%), то в Бельгии с ее "угольно-металлургическим наследием" прошлого - больше 12% (1997 г.), а в Финляндии даже 16-17%. И в самых благополучных странах Европы сохраняются определенные социальные контрасты. Даже в самой процветающей Швейцарии: с одной стороны, всемирно известные курорты мировой элиты (где 1 м2 жилой площади стоит больше 10 тыс. долл.), а с другой - сохранились "сарацинские анклавы" в горах, где до сих пор говорят и на арабских диалектах, а цивилизация как бы и не присутствует. В стране, куда рвутся иностранные рабочие, более 160 тыс. "своих" безработных (1996 г.), живущих на социальные пособия.

Контрольные вопросы

  1. По каким критериям принято выделять малые страны Европы? Почему к ним не относят некоторые малые по территории и населению страны?
  2. В чем причины стабильно высокой безработицы в Бельгии в отличие от безработицы в Финляндии?
  3. Почему "швейцарская модель" развития экономики все больше проявляется во многих малых странах Европы?

1 Данные на 1995 г.

521:: 522:: 523:: 524:: 525:: 526:: 527:: Содержание

 

527:: 528:: 529:: 530:: 531:: 532:: 533:: Содержание

Глава 20. Нидерланды

  • Площадь - 41,8 тыс. км2
  • Население - 15,4млн чел. (1996 г.)
  • ВВП - 305 млрд долл. (1997 г.)1
  • ВВП на душу населения - 19,4 тыс. долл. (1997 г.)1

Нидерланды - малая страна на побережье Северного моря. По площади она занимает всего 129-е место в мире, но по плотности населения - первая в Европе - 369 чел. на 1 км2. Роль Нидерландов в экономике и внешней торговле мира очень велика - по ВВП на душу населения она находится в первой десятке стран мира, а Роттердам в устье Рейна - первый порт всего мира.

"Бог создал море, а голландцы - берега", говорится об этой стране; вся ее низменная территория защищена (а отчасти и создана) выдающимися гидротехническими сооружениями - плотинами и дамбами.

В отличие от большинства малых стран Европы, экономика Нидерландов опирается на собственные энергоресурсы (1-е место в Европе по добыче газа). Она возглавляется транснациональными концернами - "Роял Датч-Шелл", "Юнилевер", "Филипс".

Нидерланды - страна дамб и каналов, мельниц и велосипедов, ее столицу Амстердам называют "северной Венецией". Высокоинтенсивно сельское хозяйство - маленькие Нидерланды дают 50% мирового экспорта яиц, а молока производится больше, чем в Японии, где живет почти в 10 раз большей людей. Специфика страны - цветоводство.

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Нидерланды - морская страна, вся ее история связана с морем, морским флотом, колониальной торговлей. В конце XVI в. она освободилась от испанского владычества, была создана республика семи Соединенных провинций, и тогда же голландские мореходы вышли на путь открытий далеких земель и колонизации. Объекты ее были во всех районах земли - Молуккские острова, Зондские острова, Ява, Суринам (Нидерландская Гвинея), острова Кюрасао и Аруба в Карибском море. Голландский мореплаватель Гудзон обследовал северное побережье Америки, и у индейцев была куплена территория Нового Амстердама (ныне - Нью-Йорк). С начала XVII в. эта экспансия возглавляется крупнейшим торговым гигантом того времени - Ост-Индской компанией, "государством в государстве". Голландский писатель Мультатули называл Нидерланды "маленькой страной с большим ртом".

В пору расцвета голландский флот был первым в мире, перевозил до половины всех грузов планеты. Сейчас Нидерланды далеко отодвинуты другими державами, а их флот по тоннажу - в третьем десятке флотов мира, но традиции судостроения сохранились (вспомним "учебу" Петра I на верфи в Заандаме).

Выдвижение Роттердама в порт № 1 всего мира связано с другой чертой географического положения страны - с выходом к Северному морю главной полимагистрали Европы - Рейна, крупнейшего пучка инфраструктуры, дороги внутрь Европы - к агломерациям ФРГ, городам Франции и Швейцарии.

С морем связана борьба за сохранение и расширение голландской территории, ибо страна в значительной части лежит ниже уровня моря (примерно 2/5 территории), а аэропорт столицы Схипхолл расположен на дне бывшего озера и лежит на несколько метров ниже уровня моря. Высшая точка страны на стыке границ с Бельгией и ФРГ достигает всего 322 м.

Веками создавались дамбы, плотины, каналы, шлюзы, сначала защищавшие от моря, а потом и отвоевывавшие у него новые участки земли. Общая длина главных дамб и плотин превышает 3 тыс. км. Слово "дамба" вошло в название многих городов - Амстердам, Роттердам, Заандам и др., а центральная площадь столицы называется просто "Дамн". С осушением земель связана характерная черта ландшафта - ветряные мельницы.

В XX в. началось отвоевание новых территорий у моря - в 1932 г. был отгорожен от него бывший залив Зейдер-зе, превращенный в польдеры - осушенные поля. В 1950-х гг. началось осуществление "Дельта-плана" - защита от наводнений юго-запада страны, укрепление дамб на берегах рек Ваадд и Маард. Работы в этом направлении несомненно будут продолжаться.

Геополитическое положение Нидерландов - соседство с Германией и близость Франции - дважды оборачивалось немецкой агрессией на пути армий к Франции. Ныне это положение в центре ЕС, положение части его наиболее урбанизированной полосы (европейского "банана").

Равнинный характер территории, мягкий климат (средняя температура января + 1...+2˚С, а морозы крайне редки; теплое, но не жаркое лето, достаточно осадков - 600-700 мм) и наносные плодородные почвы создают идеальные условия для сельского хозяйства. Степень использования территории очень высока: до 70% занимают сельскохозяйственные земли, на новых польдерах - до 100%. Особенно хороши условия для животноводства - ведущей отрасли сельского хозяйства; 150- 170 дней в году скот держат на пастбищах. Пастбище или луг имеют естественные границы - канал или канаву. Новые поля на польдерах - это массивы с прямыми, как по линейке проведенными, границами.

Полноводные реки - Рейн, Маас, Шельда - отгорожены целой системой дамб, соединенных многочисленными каналами (их протяженность больше 6 тыс. км), почти все они используются для судоходства. Леса в Нидерландах очень мало, всего 6-7% территории.

Минерально-сырьевые ресурсы - это небольшие месторождения нефти на шельфе Северного моря (экономическая зона Нидерландов невелика по размерам) и открытые в 1960-х гг. крупнейшие в Европе месторождения природного газа на крайнем востоке страны в районе Гронингена. Их разработка превратила Нидерланды в лидера по добыче (4-е место в мире) и экспорту газа. Он транспортируется по газопроводам в ФРГ, Францию и Бельгию. Лимбургский каменноугольный бассейн на юге страны не выдержал конкуренции с более дешевым привозным углем.

Население. Государственный строй. Население однородно по национальному составу - из 15,4 млн чел. только 0,3 млн составляют фризы и 0,6 млн - иностранные рабочие из Турции, Марокко, Испании. Выделяют еще "цветных голландцев" - выходцев из заморских территорий (Суринама, Нидерландских Антил). По религии население делится на католиков (36%) и протестантов (27%).

Нидерланды - высокоурбанизированная страна, почти 90% ее населения - горожане; при колоссальной общей плотности населения (на юге - до 1000 чел. на 1 км2) различия между городами и сельской местностью размыты. Основная городская агломерация - Рандстадт - сосредоточивает треть населения страны. Сюда относятся все три крупнейших города - столица Амстердам (в агломерации больше 1 млн чел.), крупнейший порт Роттердам (также более 1 млн чел.) и резиденция королевского двора и правительства - тихая Гаага (более 400 тыс. чел.). ВВП на душу населения достигает 24 тыс. долл., и жизненный уровень голландцев высок, продолжительность жизни в среднем 77 лет.

Нидерланды - конституционная монархия. Парламент состоит из двух палат (75 и 150 депутатов). Королева назначает премьер-министра, но не несет других политических функций. Ведущие партии страны: христианско-демократическая, партия труда (социалистическая), народная партия за свободу и демократию.

Заморские территории (Нидерландские Антилы и Аруба) имеют атрибуты самоуправления - свои парламенты и политические партии. Из островов Нидерландских Антил с 1991 г. особый статус получил Кюрасао с еще большими правами.

Общая характеристика хозяйства. Нидерланды - высокоразвитая постиндустриальная страна с очень большой ролью сферы обслуживания (транспорт, внешняя торговля, туризм) и высокоинтенсивным сельским хозяйством. В индустрии занято 26% самодеятельного населения, в сфере обслуживания - 70, в сельском хозяйстве - 4%. Страна имеет активный внешнеторговый баланс.

В промышленности (около 1 % мирового производства в 2000 г.) выделяются два блока отраслей - традиционные, частично связанные с колониальным прошлым и новые, наукоемкие отрасли. Традиционные отрасли - это нефтепереработка и нефтехимия, производство синтетического каучука, цветная металлургия (особенно выплавка олова), переработка другого "колониального" сырья (копра, пальмовое масло, какао; табак) и судостроение, обеспечивающее морские связи.

"Морские ворота Европы" (в 2000 г. на Нидерланды приходилось 0,54% мирового экспорта), естественно, играют роль не только "перегрузчика" импортных грузов, но и "распределителя" обработанного товара в другие страны. Маленьким Нидерландам не нужно столько нефти, сколько доставляется супертанкерами в Роттердам, но "Роял-Датч-Шелл" построила здесь крупнейшие предприятия нефтепереработки и нефтехимии, снабжающие другие страны ЕС, - по производству нефтепродуктов (50 млн т в 1990-х гг. при вдвое большей мощности заводов) Нидерланды уступают лишь самым крупным нефтедобывающим странам. Нефть перекачивается и по трубопроводу Роттердам - Кельн. Нефтехимия производит синтетические каучук, волокна и пластмассы, азотные удобрения.

Табачный концерн "Реемтсма" построил крупнейшие предприятия по производству сигарет на экспорт, из "колониального" производства рома выросла мощная спиртоводочная промышленность, тоже работающая на экспорт. Голландия была родиной маргарина - продукта, на базе которого вырос мировой концерн "Юниливер" (маргарин, моющие средства, самые разнообразные пищевые продукты). На экспорт работают и отрасли, перерабатывающие свое сырье, - молочная и сыроваренная (6-е-7-е места в мире по производству масла и сыра). Только этот блок хозяйства (продовольствие, напитки, табачные изделия) дает до 1/5 экспорта страны.

Судостроение производит танкеры, рефрижераторы и пассажирские суда, однако конкуренция японских и корейских верфей вытеснила Нидерланды из первой десятки "держав-судостроителей". Для судостроения нужен металл, и еще в 1920-х гг. возникла металлургия Эймей-дена, базировавшаяся на привозной руде (6 млн т стали в 1990-х гг.).

Новые, точнее, резко усилившиеся в последние десятилетия отрасли - это электроника (производство вычислительной и информационной техники, аудиовидеоаппаратуры концерном "Филипс"), военная, фармацевтическая промышленность. Всего на машины и химикаты приходится 2/5 голландского экспорта, лидируют здесь новые отрасли. В электроэнергетике доминирует использование природного газа (65%).

Сельское хозяйство отличается высочайшей степенью использования земли, принадлежащей прежде всего государству, высокой интенсивностью при крайне ограниченной территории и малых земельных наделах большинства хозяйств (половина всех ферм имеет площадь меньше 10 га). Кооперативы (в основном закупочно-сбытовые, кредитные

объединения, имеющие свои перерабатывающие, тарные предприятия и т.д.) входят в центральные объединения, находящиеся под контролем пищевых монополий и банков.

Животноводство - главная отрасль. По поголовью скота на единицу площади страна занимает 1-е место в мире. Надой на корову достигает 5000 л молока высокой жирности в год, еще выше он в "главной ферме" страны - Фрисландии (на севере). На мелких фермах занимаются и птицеводством, экспортяиц и кур - важная статья их доходов.

Земледелие не обеспечивает и половины потребности в зерне, даже при рекордном потреблении удобрений и высоких урожаях. Малоземелье толкает на возделывание самых ценных, высокодоходных культур, поэтому особо развитые "малые отрасли" сельского хозяйства - огородничество, садоводство, парниковое хозяйство, знаменитое цветоводство, особенно в пределах Рандстадта. Южноголландским "застекленным районом" называют сплошную зону парниковых хозяйств около Роттердама и Гааги, где выращивают клубнику, ранние помидоры и даже виноград.

Нидерланды знамениты своим цветоводством. Одних тюльпанов выведено около 800 видов, астр - 250 видов. "Царство цветов" находится на бывшем морском дне около Харлема, осушенном еще в прошлом веке. Цветы - это валюта, их вывозят за границу даже на самолетах, вывозят также семена и рассаду.

Благополучное по всем показателям сельское хозяйством с трудом выдерживает конкуренцию в рамках расширившегося пространства ЕС, где имеется несколько крупных производителей экспортной продукции - мяса, молока и молочных продуктов, яиц и т.д.

Транспорт отличается высочайшей "плотностью" всех его видов: длина автострад - 2000 км, железных дорог - 2700 км, но еще больше водных путей - 4500 км. В пассажирских перевозках доминирует автотранспорт, на все виды общественного транспорта приходится столько же, сколько на любимое средство передвижения голландцев - велосипед.

Железнодорожная линия, идущая на юг от Амстердама, имеет международное значение, связывает с Францией, Великобританией (после завершения туннеля под Ла-Маншем) и ФРГ прямым сообщением, причем это - высокоскоростные линии (до 200-250 км/ч).

Колоссальную роль в грузоперевозках играет морской и внутренний водный транспорт. В "лучшие годы" грузооборот Роттердама достигал рекордной величины - 300 млн т (в основном - импортные

грузы). Речным транспортом все это доставлялось к внутренним портам ФРГ и Франции. Через воздушные ворота - аэропорт столицы Схипхолл - за год проходит более 16 млн пассажиров.

Контрольные вопросы

  1. Какие блоки - разные по структуре и внешним связям - выделяются в голландской промышленности?
  2. Почему именно Роттердам стал европортом № 1?
  3. В чем выражается своеобразие места Нидерландов в ЕС?

1 По данным ИМЭМО РАН, в 2000 г. показатели ВВП составляли соответственно 420 млрд долл. и 25,6 тыс. долл.

527:: 528:: 529:: 530:: 531:: 532:: 533:: Содержание

 

533:: 534:: 535:: 536:: 537:: 538:: 539:: 540:: 541:: 542:: Содержание

Глава 21. Польша

  • Площадь - 312,6 тыс. км2
  • Население - 38,7 млн чел. (1998 г.)
  • ВВП - 225 млрд долл. (1997 г.)
  • ВВП на душу населения - 5,75 тыс. долл. (1997 г.)

По размерам территории Польша в настоящее время находится на 69-м месте в мире и на 9-м месте в Европе. По численности населения - на 29-м и 8-м местах. На ее долю приходится 0,2% площади земли (1,4% площади Европы) и 1,4% населения мира (5,3% населения Европы). Показатели естественного прироста в Польше примерно в 2,5 раза ниже среднемировых.

Польша занимает заметное место в мире по производству серной кислоты (7,5% мирового и 3-е место в мире), добыче бурого (6,9% и 4-е место) и каменного угля (3,7% и 7-е место), а также в производстве ржи, картофеля и сахарной свеклы.

Будучи после Второй мировой войны на протяжении нескольких десятилетий в составе социалистического лагеря и являясь активным членом Совета Экономической Взаимопомощи и Варшавского Договора, Польша с начала 1990-х гг. взяла курс на максимальную интеграцию со странами Запада, являясь одним из первых кандидатов на вхождение в ЕС. В 1999 г. Польша стала членом НАТО.

Экономическое положение Польши относительно стабильно, положительно отличаясь в этом отношении от большинства стран Восточной Европы. В то же время темпы развития сельскохозяйственного производства замедлены по сравнению со среднемировыми. Импорт резко превышает экспорт, что негативно сказывается на платежном

балансе страны. Иностранная задолженность страны колоссальна - 40 млрд долл. (1997 г.).

Географическое положение. Польша расположена почти в геометрическом центре Европы, что благоприятным образом сказывается на ее экономико-географическом положении. Общая протяженность границ страны составляет 3582 км, из которых 528 км приходится на морские. Сухопутные границы Польша имеет с Россией, Литвой, Белоруссией, Украиной, Словакией, Чехией и Германией. Геополитическое положение Польши определяется тем, что страна всегда была ключевой в отношениях Восток - Запад, а с 1999 г. это крайний восточный фланг массива стран НАТО со всеми вытекающими отсюда последствиями военного и внешнеполитического характера.

Территория Польши почти полностью (99,7%) расположена в бассейне Балтийского моря. Морскими портами Польши достаточно активно пользуются также Чехия, Словакия, Венгрия и Австрия, не имеющие собственного выхода к морю.

Природные условия и ресурсы. Для Польши характерно широтное расположение физико-географических провинций. Всю северную часть страны занимает Польская низменность - часть самой большой низменной области Западной и Центральной Европы - Северной равнины. Южнее Польской низменности расположены Южно-Польские возвышенности, а еще южнее - горные массивы Судет (внешние отроги Чешского массива) и Карпаты. Несмотря на то что наивысшая в польских Карпатах гора Рысы достигает 2499 м, Польша по преимуществу низменная страна, 3/4 территории которой расположено ниже 200 м над уровнем моря, а выше 1000 м находится лишь 0,2% площади Польши.

Климат Польши умеренно континентальный с существенными различиями в зависимости от высоты местности над уровнем моря и в направлении с запада на восток. Среднегодовая сумма осадков составляет от 600-700 мм на побережье Балтийского моря до 1000-1100 мм в горах.

Водные ресурсы Польши достаточно велики, однако в ряде районов проблема водоснабжения обострена. Около 90% территории страны относятся к бассейнам двух крупнейших рек - Вислы (площадь бассейна в пределах Польши 168,7 тыс. км2) и Одры (соответственно 106,1 тыс. км2). Преобладающим типом почв являются подзолистые, причем качество почв улучшается в направлении с севера на юг. 28% территории страны покрыты лесами, большая часть их хвойные.

Польша достаточно богата различными видами минерально-сырьевых ресурсов. Прежде всего это топливно-энергетические ресурсы: каменный

и бурый уголь, торф, в меньшей степени природный газ. Запасы каменного угля сосредоточены в первую очередь в Верхне-Силезском бассейне, где находится подавляющая часть коксующихся углей, а также в Нижне-Силезском и Люблинском бассейнах. Среди месторождений бурого угля можно выделить Турошувское, расположенное на западе страны вблизи границы с ФРГ и Чехией, а также находящееся в центре страны месторождение у города Конин. По запасам каменного и бурого угля Польша занимает ведущее место в Европе, находясь в одном ряду с ФРГ, Великобританией и Украиной. Весьма велики также запасы торфа. Собственных природного газа и нефти недостаточно для обеспечения потребностей страны, в газе они удовлетворяются лишь на 20%, а в нефти - на 2%.

Богата Польша рудами цветных металлов: геологические запасы меди и цинка являются крупнейшими в Европе. В то же время запасы железной руды невелики и лишь в малой степени удовлетворяют потребности страны. Польша обладает крупными запасами самородной серы (1-е место в Европе), калийной и каменной соли, различных видов минерально-строительного сырья. Подавляющая часть минерально-сырьевых ресурсов тяготеет к южной части страны.

Экологическая обстановка в Польше является кризисной - структура хозяйства (преобладание старых отраслей, использование угля - каменного и бурого - в энергетике) определяет высокую долю выбросов СО2 (на душу населения Польша занимает 9-е место в мире); от кислотных дождей деградировало 15% площади ее лесов. Кроме собственной высокой техногенной нагрузки на среду, Польша получает загрязнение в трансграничном переносе и сама является крупным экспортером загрязнений.

Историко-географические особенности. Возникновение Польского государства относится еще к X в., когда в результате объединительной политики первой польской Королевской династии Пястов было образовано государство, границы которого приблизительно совпадали с современными. В дальнейшем эти границы часто изменялись, но общей тенденцией было постепенное на протяжении средних веков перемещение границ польского государства на восток, с включением в его состав территорий нынешней Литвы, Латвии, Белоруссии, Украины и даже России и переходом под немецкое управление многих территорий на западе и севере первоначальной Польши. В XVIII в. ослабление польского государства привело к его исчезновению с политической карты Европы в результате разделов в 1772, 1793 и 1795 гг. между

Пруссией, Австро-Венгрией и Россией. После восстановления независимости в 1918 г. польское государство оказалось многонациональным, так как в его составе оказались значительные территории, заселенные литовцами, белорусами и украинцами. Польша понесла огромный урон в годы Второй мировой войны и немецкой оккупации - погибло 6 млн чел., страна потеряла 40% национального достояния. С 1945 г. после завершения войны Польша существует в современных границах, которые включают как территории, входившие в ее состав до войны (за исключением отошедших к СССР, а затем к Литве, Белоруссии и Украине земель, заселенных преимущественно коренными народами этих республик), так и территории, до того входившие в состав Германии и заселенные преимущественно немцами, депортированными в первые послевоенные годы. Эти территории получили название воссоединенных земель и их общая площадь составила 101 тыс. км2 (примерно треть современной Польши), в связи с чем их интеграция в состав польского государства была одной из основных социально-экономических проблем первых послевоенных десятилетий. В известной мере различия между так называемыми коренными и воссоединенными территориями наблюдаются и в настоящее время.

Государственный строй. Польша - республика, во главе которой находится президент, избираемый всеобщим голосованием на пятилетний срок. Высшие органы законодательной власти Сейм и Сенат.

С момента восстановления независимости в 1918 г. страна имела трехуровневую систему административно-территориального устройства, высшим звеном являлись воеводства, затем повяты и самым низшим - города и гмины. После Второй мировой войны, уже в новых границах, эта система сохранялась до 1975 г., когда была введена двухуровневая система с ликвидацией повятов и почти трехкратным увеличением числа воеводств. С 1999 г. вновь восстановлена трехуровневая система, причем число воеводств значительно сокращено и доведено до 16 за счет укрупнения, в связи с чем границы вновь созданных воеводств в основном совпадают с границами исторических земель. Одновременно четко разграничены полномочия органов власти на уровне воеводств, повятов и гмин.

Население. Численность населения Польши на 1998 г. составила 38,7 млн чел. при плотности 124 чел. на 1 км2 территории. В 1997 г. естественный прирост составлял 0,9 чел. на 1000 жителей (1990 г. - 4,1), рождаемость - 10,7 (1990 г. - 14,4), смертность - 9,7 (1990 г. - 10,2). Сальдо внешней миграции населения отрицательное - в последние

годы в страну ежегодно на постоянное место жительства прибывает 6-8 тыс. чел., выезжает примерно в 3 раза больше.

Национальный состав населения однороден, подавляющую часть его составляют поляки - почти 99%. О численности представителей других национальностей можно судить лишь косвенно, поскольку польская статистика не ведет учет населения по национальному признаку. Оценки таковы: от 300 до 500 тыс. - немцы, около 300 тыс. - украинцы, около 200 тыс. - белорусы, есть еще и евреи, и литовцы, и словаки.

Подавляющее большинство, 35 млн чел. принадлежат к римско-католической церкви, 550 тыс. чел. - к польской автокефальной православной церкви, 120 тыс. чел. - к различным протестантским религиям, НО тыс. чел. - к униатской (украинской) церкви.

В городах проживает 64% всего населения Польши. В настоящее время преобладают малые и средние города: из 864 городов только 20 насчитывают свыше 200 тыс. жителей в каждом. Наиболее крупными являются: столица Варшава (1,7 млн чел.), Лодзь (820 тыс. чел.), Краков (740 тыс. чел.), Вроцлав (640 тыс. чел.), Познань (580 тыс. чел.), Гданьск (460 тыс. чел.) и Щецин (420 тыс. чел.).

Общая характеристика хозяйства. После распада социалистического лагеря в экономике Польши произошли серьезные изменения, связанные с осуществлением начатых в 1989 г. крупных экономических реформ, на первом этапе которыхь стране резко возросла безработица, достигнув пика (16,4% всего трудоспособного населения) в 1993 г., а уровень инфляции в первый же год составил 640%.

Ныне экономика Польши развивается в целом достаточно эффективно (ежегодная инфляция не превышает 20%), улучшается положение на рынке труда, постоянно, хотя и не слишком быстро, растет ВВП. В то же время имеется и целый ряд проблем, связанных с переориентацией внешнеэкономических связей, слабой эффективностью таких отраслей, как угольная промышленность и транспорт.

Важную роль в экономике играют так называемые специальные экономические зоны (созданные в регионах с высоким уровнем безработицы и требующие реструктуризации экономики), в которых действует льготный налоговый режим, привлекающий польских и зарубежных инвесторов. Создание таких зон началось с 1995 г., и к 1999 г. число их составило 17, причем лишь в шести из них (Мелецкой, Катовицкой, Сувалкской, Валбжихской, Легницкой и Лодзинской), созданных до 1997 г., действуют гарантии, что условия хозяйственной деятельности в них не изменятся в течение 20 лет. В остальных зонах

действует правило, согласно которому после вхождения Польши в ЕС законы и нормы ЕС будут иметь приоритет перед польскими. Но поскольку в ЕС в конце 1997 г. принято решение о замораживании существующих там зон и их постепенной ликвидации, так как налоговые анклавы противоречат принципам здоровой конкуренции, то и в Польше создание новых зон ныне запрещено, а существующие зоны ожидает судьба подобных зон ЕС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.086 с.)