Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ведущие коммерческие группы Франции (1995 г.)

Поиск
Компания Сфера деятельности Оборот, млрд франков Число занятых, тыс. чел. Экспорт, %
Каррефур Гипермаркеты      
Промод Распределение товаров      
Леклерк Гипермаркеты     -
Интермаршэ Супермаркеты     -
Ошен Гипермаркеты      

Во Франции сильно развито банковское дело. Среди 25 первых банков мира четыре французских, крупнейшие из них - Креди Агриколь и Парижско-Нидерландский банк. Средоточием банковских операций является Париж, занимающий 5-е место в мире в этой сфере. 360 банков Франции имеют более 10 тыс. филиалов. Национальный банк Парижа, "Креди Лионнэ" и "Сосьетэ Женераль" собирают большую часть вкладов. Париже ко-Нидерландский банк и Сюэз играют значительную роль в финансировании предприятий. Активно размещаются иностранные инвестиции. Доля рабочих мест, созданных иностранными ТНК в сфере занятости, составляет около 25%.

В промышленности (около 4% мирового промышленного производства) главное место занимают энергетика, машиностроение, химическая и пищевая, хотя по сравнению с другими ведущими странами большое значение сохраняет легкая и пищевая промышленность. По энерго-и машиновооруженности и производительности труда французская индустрия заметно уступает США, Японии и ФРГ.

Топливно-энергетический комплекс. Энергетический баланс Франции выглядит следующим образом: уголь - 6,4%, газ - 13,7, нефть - 39,7, электроэнергия - 35,5, новые виды энергии - 4,7%. Франция - крупнейший экспортер электроэнергии - 37,6% в Европе (65 млрд кВт ч), основные получатели ее - Италия, Великобритания и ФРГ. На французской электроэнергии работают и крупнейшие заводы немецкой фирмы БАСФ в Людвигсхафене. Планы развития энергетики предусматривают уменьшение потребления энергоносителей и зависимости от их ввоза за счет сокращения использования нефти, дальнейшего развития атомной энергетики и использования энергии солнца, ветра и морских приливов.

Самообеспеченность Франции энергоносителями составляет 48,5%. Старой отраслью остается угольная промышленность, но сейчас добывается лишь 4,8 млн т угля в Лотарингском бассейне и 2 млн т в Центрально-Южном бассейне. Слабая мощность и неудобство залегания угольных пластов привели к тому, что выгоднее ввозить уголь даже из таких отдаленных регионов мира, как США, Австралия и ЮАР. Импортного угля (15,0 млн т) расходуется больше, чем своего, - в Северном бассейне его добыча прекращена в 1992 г. Основная угледобывающая фирма - "Шарбонаж де Франс".

Нефти добывается несравнимо меньше, чем импортируется (1,7 млн т против 90,5 млн т). Основные нефтяные кампании - "Эльф-Акитен" и "Главная французская нефтяная компания" (КФП), а также фирма "Тоталь", занятая нефтепереработкой. В основном импорт идет из стран Ближнего Востока (Саудовской Аравии, Ирана) и из стран, добывающих нефть в Северном море. Ирак перестал экспортировать нефть во Францию после 1990 г. Французские компании также добывают нефть за рубежом: в Норвегии, Великобритании (североморский сектор), Алжире, Конго, Габоне, Нигерии, ОАЭ. Нефтепереработка ориентирована на привозную нефть и поэтому размещена в окрестностях городов Марселя и Гавра.

Газ добывается в Лаке (3,6 млрд м3 в год), а также поступает из Нидерландов, Великобритании, Норвегии и Алжира. Добычей газа во Франции занимается фирма "Газ де Франс".

Всего электроэнергии во Франции производится 487,0 млрд кВт ч.

В электроэнергетике ведущую роль играют АЭС, доля которых составляет 75%, по этому показателю Франция лидирует в мире. Не последнюю роль играют давние традиции - первым комиссаром по атомной энергетике был известный физик Ф. Жолио-Кюри. В пригородах

Парижа- Шатийон и Сакле находятся первый синхрофазотрон и первый в зарубежной Европе атомный реактор. В атомной энергетике представлены компании "Кожема" и "Фраматом". Атомные станции есть почти в каждом регионе страны. Для технологического цикла требуется большое количество воды, поэтому в основном АЭС сосредоточены в долинах рек Роны и Луары. Доля ГЭС составляет 14,3%. Восток Франции, Альпы, Рона, Рейн дают 3/4 гидроэнергии, Центральный массив-немногим более 15% и Пиренеи- 10%. Наряду с традиционными используются также альтернативные источники энергии: геотермальную энергию применяют для обогрева 170 тыс. жилищ в Иль-де-Франс и Аквитании, а солнечная энергия используется в 100 тыс. жилищ. В Пиренеях была построена солнечная станция "Темис", но из-за дороговизны она прекратила существование.

Хорошо развита черная металлургия. Основными металлургическими районами традиционно считаются Север и Лотарингия, где имелось удачное территориальное сочетание - северный и лотарингский кокс и лотарингская железная руда. Другими старыми металлургическими районами являются Лё Крёзои Казн (в Нормандии). Начиная с середины 1970-х гг. металлургия находится в кризисе, идет сокращение производства. В настоящее время производится 13,6 млн т чугуна и 20,2 млн т стали. Ведется реконструкция и модернизация металлургических заводов. Большинство "полюсов конверсии" (кризисных районов, которым государство оказывает помощь) приходится именно на металлургические районы. Однако металлургия испытывает сильную конкуренцию со стороны металла ФРГ, Италии, Южной Кореи, Бразилии. Главная линия развития ныне заключается в строительстве мини-заводов, тяготеющих к машиностроительным центрам, более или менее равномерно разбросанным по стране. Основная металлургическая компания - "Юзинор-Сасилор".

В цветной металлургии главное место занимает выплавка алюминия (870 тыс. т в год). В Альпах и Пиренеях сложилось удачное территориальное сочетание для этой энергоемкой отрасли: бокситы Прованса и дешевая электроэнергия горных рек. Кроме Альп и Пиренеев заводы цветной металлургии размещены в Иссуаре (Центральный массив). Основная алюминиевая компания - "Пешинэ-Южен-Кюльман".

Машиностроение занимает ведущее место во французской индустрии. В последние годы быстро росло производство электротехники и электроники, но резко сократился выпуск металлорежущих станков и тоннаж спускаемых судов. Парижский район и регион Рона - Альпы

более других насыщены машиностроительными предприятиями. Углубленная специализация в области машиностроения также у провинции Франшконте.

Аэрокосмический комплекс является приоритетным: страна производит самолеты, вертолеты, спутники. Кооперация с другими странами позволяет использовать передовые технологии, повышать качество и снижать стоимость продукции, что обеспечивает фирмам ее сбыт на мировом рынке. В проекте "Эрбас индустри" по производству французских аэробусов участвовали французские фирмы СНЕКМА, "Аэроспасьяль", "Месье", немецкий "Даймлер-Бенц", английская "Бритиш Эрспейс", испанская "Каса", голландский "Фоккер". Аэробусы производятся в Тулузе и Парижской агломерации. Франция на 59,3% финансирует производство космических ракет "Ариан", используемых странами ЕС для запуска спутников. Кроме этих фирм успешно работают еще две гигантские - "Дассо Авиасьон" и "Сектант Авионик". Главный центр производства авиакосмической техники - Тулуза, где находятся заводы "Аэроспасьяль". Другой центр - агломерация Бордо. Предприятия СНЕКМА размещены в Парижской агломерации.

Франция имеет крупный военно-промышленный комплекс. По экспорту вооружения она входит в первую пятерку стран в мире. Кроме авиакосмической продукции военного назначения (истребители "Мираж" и др.) крупным производителем ракет и снарядов является фирма "Матра". Электронную начинку военной техники выпускает фирма "Томсон-КСФ". Крупные военные заводы расположены в парижских пригородах, Сент-Этьенне, Тарбе, Роанне.

Фирмы "Алкатель", "Альстом", "Томсон", "Шнейдер" представляют развитую электронную промышленность. В производстве средств информатики преобладают американские фирмы (доля зарубежных компаний в этой отрасли достигает 80%). Крупнейшие производители здесь "ИБМ-Франс", "Бюль", "Хьюлетт-Паккард-Франс". Главный завод по производству компьютеров фирмы "ИБМ-Франс" расположен в Монпелье.

Автомобильная индустрия - виднейшая во французском машиностроении. Производится около 4 млн автомобилей в год, свыше половины из них идет на экспорт. Крупнейшие фирмы - "Рено", "Пежо-Ситроен", "Фиат-Франс", "Форд-Франс". Главный завод "Рено" находится в парижском пригороде Булонь-Бийанкур и насчитывает около 45,8 тыс. занятых, другие ее заводы - в Лионском районе и

Нормандии. Это крупная ТНК, на ее заводах за рубежом занято более 400 тыс. чел. Предприятия "Рено" имеются в Испании, Португалии, Бельгии, Словении, Марокко и других странах. Фирма "Рено Веикюль Индустри" производит автобусы и грузовики, главный ее завод расположен в Лионском районе. Главный завод фирмы "Пежо" расположен в пригороде франшконтского города Монбельяра-Сошо, на нем занято около 20 тыс. чел. Имеются они и в Парижском регионе, в Лотарингии и на севере. Главный завод "Ситроена" находится в Шартрё-де-Бретань (11,7 тыс. занятых).

Когда-то мощным было и французское судостроение. На гаврских верфях построен самый крупный пассажирский корабль в мире "Франция". Но из-за конкуренции, главным образом со стороны Японии и Южной Кореи, производство резко сократилось. Главные судостроительные центры - Гавр, Нант, Сент-Назер и др.

Развито атомное машиностроение. Комиссариат по атомной энергии осуществляет научноисследовательские и опытно-конструкторские разработки в этой области. "Фраматом" ведет производство атомных реакторов. Центры атомной промышленности - Пьерлат и Мар-куль - расположены в долине Роны.

Ведущими направлениями химической промышленности являются парфюмерия, фармацевтика, химия органического синтеза. Крупнейшие фирмы - "Рон-Пуленк", "Сен-Гобен", "Эльф Атошем", "Эр Ли-кид". В фармацевтике и парфюмерии выделяются "Ореаль", "Рус-сель", УКЛАФ, "Ив Роше", "Сандоз". Главный центр химической промышленности - Клермон-Ферран, где сосредоточено крупное производство резиновых изделий, одним из факторов развития химической промышленности здесь явилась дешевизна рабочей силы. Другие районы химии - Лотарингия (производство соды и углехимия), Эльзас (производство калийных удобрений), Ланды (лесохимия), Парижский район (фармацевтика и парфюмерия). Нефтехимия размещена в пригородах Марселя, Гавра и Бордо.

Текстильная промышленность - одна из наиболее старых отраслей, испытывает в настоящее время кризис, сильную конкуренцию как со стороны новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии и Африки, так и со стороны высокоразвитых стран (ФРГ, США), успевших раньше Франции обновить оборудование текстильных фабрик. Существенно уменьшился выпуск хлопчатобумажных, шерстяных тканей. Лучше всего выдерживает конкуренцию швейная промышленность и знаменитое производство изделий высокой моды.

Текстильная промышленность сосредоточена в трех районах:

  • на Севере, где представлена обработка хлопка, льна и джута. Основные текстильные центры - Лилль, Рубэ, Туркуэн. Текстильное производство развито также в Пикардии и Нормандии;
  • в Эльзасе и Вогезах осуществляется обработка хлопка. Главный центр региона - Мюлуз;
  • Лион и долина Роны выделяются производством синтетических тканей.

Когда-то в районе Лиона были посадки тутовых деревьев и изготавливался знаменитый натуральный шелк. Производство синтетических тканей наиболее автоматизировано, представлено фирмой "Рон-Пуленк".

Сельское хозяйство Франции занимает 5-е место в мире (2000 г. - 3,1% мирового производства) и 1-е в Европе, Франция - второй после ФРГ производитель продовольствия в ЕС. По производству зерновых, коровьего мяса, сахарной свеклы, масличных культур она первая в ЕС, по вину и сахарной свекле - вторая в мире, по молоку - вторая в Европе. Высока конкурентоспособность страны по зерновым, сахарной свекле, кукурузе, марочным винам, относительно слабее позиции в производстве картофеля, мяса, молока, фруктов, ординарных вин.

Существенная масса сельскохозяйственной продукции идет на экспорт - более 2/3 производимых ячменя и пшеницы, почти половина кукурузы. Франция отличается большой долей самообеспеченности - производство пшеницы, сахара, вина, сливочного масла, говядины и птицы намного превышает потребности страны.

С начала 1970-х гг. в сельском хозяйстве резко усилилась концентрация производства. За счет разорения мелких хозяйств число их сократилось с 1,6 млн до 764 тыс., а средняя площадь хозяйства увеличилась с 18,8 га до 37,4 га; она, конечно, различна в разных районах - от 4 га в Приморских Альпах до 69 га в Сене и Марне (Парижский район). Широкое распространение получили предпринимательская аренда земли, снабженческо-сбытовая и перерабатывающая кооперация, агропромышленные комплексы.

Структура сельского хозяйства характеризуется большим разнообразием отраслей и примерно одинаковым значением растениеводства и животноводства. Более половины хозяйств сочетают животноводство, главным образом разведение крупного рогатого скота, и растениеводство. Сельское хозяйство Парижского района лидирует как по величине

сельхозугодий, так и по степени распаханности, по численности наемной рабочей силы.

По насыщенности техникой Франция уступает в Европе только ФРГ. Самая сильная моторизация в Эльзасе - 100 тракторов на 1000 га и Пикардии - 37 тракторов на 1000 га. Сельское хозяйство страны обладает высокой производительностью. Каждый фермер обеспечивает продовольствием более 30 человек. В 1980-е гг. сельское хозяйство Франции "страдало" сверхпродуктивностью, нарушая квоты Общего рынка. Наибольшая доля в структуре угодий приходится на пастбища и сенокосы (40%) и кормовые культуры (19%). Зерновые занимают 28%, виноградники - 6, масличные культуры - 3, овощи - 2, пары - 2%.

В растениеводстве ведущую роль играет производство зерна. Представлены все основные зерновые культуры. Так, кукурузы производится 15,2 млн т, пшеницы - 39,8 млн т. Посевы пшеницы сокращаются, увеличиваются посевы кукурузы и ячменя как более рентабельные. Урожайность пшеницы (76 ц/га) уступает лишь показателям малых европейских стран (80,7 ц/га в Нидерландах). Посевы пшеницы широко распространены по всей стране, за исключением средиземноморской зоны, Ланд и горных районов. Главными районами являются Севе-ро-Французская низменность и Фландрия. В Парижском бассейне производится 28% зерна ЕС. Большие массивы заняты пшеницей в Берри, Пуату, а мягкая пшеница преобладает на севере.

Сокращаются посевы ржи и овса, место которых занимают фуражные культуры и пастбища. Рожь выращивают в Центральном массиве, в основном в Лимузене, ячмень - больше всего в Эльзасе, во Фландрии и других северных районах. Районы кукурузы размещены на юго-западе, к югу от Гаронны в предгорьях Пиренеев. Рис произрастает в дельте Роны, где для этого имеется самый благоприятный водный, солнечный и температурный режим.

Важнейшей технической культурой является сахарная свекла, посевы которой расположены в богатой плодородными почвами Фландрии и Северо-Французской низменности. Главный регион культивирования сахарной свеклы - Пикардия.

Выращивается и ряд масличных культур - рапс (Парижский регион), оливы (Средиземноморье). Из продукции растениеводства пшеница, ячмень, кукуруза и рис составляют подавляющую часть всего объема производства.

В Северном и Парижском районах произрастает лен. Хмель выращивается в Эльзасе и Фландрии, табак - в Эльзасе и на юго-западных

склонах Центрального массива. Культура картофеля распространена по всей стране, за исключением юго-востока. Ранний и семенной картофель - в Бретани.

Овощеводство развивается повсеместно, но важнейшими его районами являются Парижский регион и департаменты Воклюз и Фини-стер. Для него характерна быстрота доставки: так, овощи, собранные на юге Франции вечером, уже утром попадают на главный парижский оптовый рынок Рюнжи.

Широко развито садоводство. Яблони преобладают в Нормандии и Бретани, из части урожая яблок и груш в Нормандии делают знаменитый "сидр". Эльзас и Лотарингия производят вишню и мирабель, Лимань - орехи и абрикосы. Много садов в Средиземноморье. Небольшое место занимают культуры олив в Провансе и цитрусовые на Лазурном берегу и на Корсике. В Провансе развито товарное цветоводство.

Франция - крупный производитель винограда и вина. В год производится 55 млн гекалитров вина. Северная граница виноградарства проходит в 150-200 км от побережья Ла-Манша. Главный специализированный район виноделия и виноградарства - Лангедок (40% виноградников Франции), где производится в основном ординарное вино. Второй район виноградарства - юго-запад (25% виноградников). Виноград возделывают в нижнем течении рек Гаронны, Дордони, Шаранты, и местные сорта идут для изготовления самых высококачественных вин, здесь производят, в частности, знаменитое бордо. В Шаранте находится город Коньяк, где расположены офисы коньячных фирм, а сам напиток производится из сортов винограда, выращиваемых в долине Шаранты.

Другие специализированные винодельческие районы - Шампань, где производится знаменитое шампанское, Бургундия и долины Роны и Луары со множеством частных винных подвалов. К северу от Лиона в долине Соны изготовляется знаменитое божоле.

Товарные районы молочного животноводства находятся в Бретани, Нормандии и Землях по Луаре. В Нормандии действует УЛН (Молочный союз Нормандии), мощный сбытовой кооператив. Развитию молочного и мясного животноводства здесь способствуют, с одной стороны, природные условия, с другой - близость крупного рынка - Парижа, на который ориентировано производство молока. В целом доля молочной продукции во всей стоимости продукции агропромышленного сектора составляет 19%. Близки к ней мясные продукты (21 %)

и зерно (18%), но еще выше доля алкогольных напитков (24%). Что касается животноводства мясного направления, то оно в большей степени развито в Центральном массиве, богатом естественными пастбищами и кормовыми культурами. Кормовые луга находятся в Бретани, Ли-музене, Шароле. Поголовье крупного рогатого скота оценивается в 24,4 млн голов. Переработка молока в масло осуществляется в основном в западных районах страны, в сыр - на востоке, в центре и Бретани. Товарное свиноводство представлено в Бретани, на севере и в промышленных районах. Всего во Франции 15,9 млн свиней. Хорошо развивается овцеводство (9,6 млн голов). Фермы размещены главным образом в Центральном массиве и на юго-западе.

Производство птицы ведется крупными птицефабриками на севере и западе Парижского района. Имеются и другие традиционные специализированные районы птицеводства. Центральная Аквитания поставляет гусей, Вандея - уток, Бресс - кур. Франция производит 2,1 млн т мяса птицы, по этому показателю занимая 1-е место в Европе.

Рыболовство подразделяется на океаническое (в основном в северной части Атлантики) и прибрежное. В северных морях вылавливается сельдь и треска, у берегов Франции - сардины, мерлан, анчоус. Ведущие рыболовецкие порты размещены на северном и западном побережьях. Это Конкарно, Гильвинек, Булонь-Сюр-Мер, Лорьян, Марен, Олерон и др. Марен и Аркашон известны своими устрицами, а многие реки - искусственно разводимой форелью.

Транспорт. Транспортная сеть Франции имеет радиальную конфигурацию, ее центром является Париж, связанный автомобильными и железными дорогами с периферийными пунктами страны. Такая схема сложилась исторически и привела к тому, что через столицу осуществляется связь, например, между Бордо и Лионом. Важным транспортным барьером остаются пока Центральный массив и Пиренеи.

Во внутренних пассажирских перевозках преобладают автомобили. Это основной вид транспорта, особенно в малых городах и сельской местности, где плохо развит общественный транспорт. Вторую позицию во внутренних пассажирских перевозках занимают железные дороги, третью - автобусы. В грузовых перевозках первенствуют грузовики, представляя наиболее удобный и маневренный вид транспорта, далее идут железнодорожный и трубопроводный транспорт. С каждым годом уменьшается значение речного транспорта.

Железные дороги контролирует государственное Национальное общество железных дорог, парижский транспорт - общество РАТП, "Эйр Франс" - ведущая авиационная компания. Главная компания навигации контролирует морской транспорт.

Длина железных дорог составляет 31,8 тыс. км, из них 14,2 тыс. км - электрифицировано, по ним осуществляется 90% всех железнодорожных перевозок. Идет некоторое сокращение сети тех дорог, которые проигрывают в конкуренции с автомобильным транспортом. По объему пассажироперевозок по железным дорогам Франция занимает 1-е место в Европе, по грузопотокам на них - 2-е. Наиболее грузонапряженная железная дорога Франции Валансьенн - Тьонвиль связывает промышленный Север и Лотарингию.

Самый большой пассажиропоток на железной дороге Париж - Лион - Марсель, орнащенной ТЖВ (сверхскоростными поездами). Линии ТЖВ проложены из Парижа и в другие районы, средняя скорость на них около 200 км/ч, а максимальная - 515 км/ч.

На автомобильный транспорт приходится 74% перевозок грузов и пассажиров. Для Франции характерна сильная автомобилизация. Парк автомобилей составляет 27,5 млн. Как и железнодорожная, сеть автодорог имеет радиальную конфигурацию с центром в Париже, поэтому особое внимание уделяется строительству четырехполосных автострад между периферийными районами: Бордо - Марсель, Тулуза - Байонна, Лион - Мюлуз.

Французы покупают в основном отечественные автомобили: "рено" - 29,2% внутреннего рынка, "пежо" - 17,7, "ситроен" - 12,5%. Иностранные марки составляют 40,6% рынка новых автомобилей. Наиболее популярные из них - "форд", "фиат", "фольксваген", на японские автомобили приходится всего лишь 3,2% рынка.

Внутренний водный транспорт Франции располагает разветвленной сетью рек и каналов, каналами, имеющими мелиоративное и судоходное значение, связаны все речные системы страны. Судоходная сеть составляет 8,5 тыс. км, перевозки грузов по рекам составляют всего 3% внутренних перевозок. В Германии и Бенилюксе этот показатель в 10 раз выше. Выгоднее всего.перевозить наливные и насыпные грузы: зерновые, строительные материалы, углеводороды. Многие речные пути и каналы находятся в запущенном состоянии, в хорошем состоянии только 4 тыс. км водных путей. Самый ухоженный канал Сена - Сона. Главные речные порты - Париж, Страсбург, Руан, Бордо, Гавр, Дюнкерк и Мец.

Франция имеет достаточно разветвленный трубопроводный транспорт: длина сети более 36 тыс. км. Главный нефтепровод Фос - Страсбург - Карлсруэ (ФРГ). На его нитку "нанизаны" несколько французских и германских нефтеперерабатывающих заводов. Из Гавра нефтепровод тянется в Париж. Существуют также газо- и продуктопроводы. По газопроводам к потребителям поступает алжирский газ - от портов, а от бельгийской границы - голландский и североморский газ, со стороны ФРГ - российский газ, с месторождений Лак - собственный.

Морской транспорт обеспечивает треть оборота французских портов. Французский грузовой флот состоит из 210 судов, которые ежегодно перевозят 81,3 млн т грузов. По тоннажу он занимает 25-е место в мире.

Крупные универсальные порты Марсель (грузооборот 90,7 млн т, из них 62,3 млн т нефтепродукты), Гавр (56,2 млн т, где также доминируют нефтепродукты - 36,2 млн т), Дюнкерк (40 млн т), Нант - Сен-Назер (25 млн т), Руан (24 млн т), Бордо (9 млн т). Имеются и узкоспециализированные порты: нефтяной Антифер, угольная и сахарная Булонь, Брест - порт по экспорту домашней птицы, Шербур и Дьепп - фруктоовощные порты; Сен-Мало специализируется по удобрениям, Кале - по металлам и углю и т.д. Крупнейшие пассажирские порты расположены на берегу Ла-Манша: это Кале (20,1 млн пассажиров в год) и Булонь (875 тыс. пассажиров). Две основные военно-морские базы Франции - Брест и Тулон.

Авиационный транспорт наиболее динамичный из всех видов. По перевозкам воздухом Франция занимает 5-е место в мире. Им пользуются ежегодно 98,7 млн пассажиров, перевозится 1,4 млрд т грузов. Основная авиационная компания "Эйр Франс" - Третья в Европе после "Бритиш Эйр Уэйс" и "Люфтганзы". Два главных парижских аэропорта - Орли и Руасси-Шарльде-Голль обеспечивают 2/3 пассажиропотока всех французских аэропортов1. Другие крупные аэропорты: Ницца, Марсель, Лион, Тулуза и Бордо. Из авиалиний наиболее напряженные связывают Париж с центрами, особенно южными.

Туризм. Франция - первая страна мира по развитию туризма и рекреации - за год ее посещает почти 75 млн иностранных туристов. Туристическая деятельность дает 900 тыс. рабочих мест, а прибыль этого сектора - 5,7 млрд франков в год. Страна обладает огромными

рекреационными ресурсами - насчитывается 13,9 тыс. памятников скульптуры и архитектуры, 1200 музеев, 6 национальных и 25 региональных парков, 94 заповедника. Туристические районы имеют свою специализацию: земли по Луаре специализируются на познавательном туризме, Бургундия - средоточие замечательных архитектуры и гастрономии, Внутренний Прованс - место проведения музыкальных и театральных фестивалей. Каждая категория туристов имеет свои излюбленные места отдыха. Так, жители французского Севера, а также бельгийцы и британцы облюбовали Опаловый берег (на Ла-Манше), парижане - нормандские курорты в уикенд, жители Бордо - курорт Аркашон. Англичане часто отдыхают на северном побережье Бретани, а юг этого полуострова известен как место семейного туризма.

Париж со своими музеями, старинными кварталами и культурной жизнью стал туристической Меккой мира, принимает до 25 млн туристов в год. Многие города являются средоточием познавательного туризма - Руан, Дижон, Ним знамениты своими историческими центрами с богатыми музейными коллекциями. Лурд - крупный религиозный центр.

Наиболее известным и популярным курортным районом является Французская Ривьера, или Лазурный берег, положивший начало курортной системе мира. Он известен своими курортами: Ницца, Канны, Туке, является районом дорогого туризма, но все же принимает до 10 млн туристов в год. Вторым приморским туристским районом является Лангедок, из дешевого он постепенно превращается в дорогой. Начиная с 1960-х гг. в рамках программы обустройства территории район получил 6 новых курортов, крупнейший и наиболее оборудованный из которых - Эгд.

Другие приморские туристские центры - Корсика, принимающая 1 млн туристов в год, в 5 раз больше, чем все население острова; Биа-риц, расположенный в Стране Басков, за последние годы ставший международным курортом. Развивается приморский туризм и в заморских владениях Франции, особенно на Гваделупе и Мартинике.

Знаменита Франция и своими горными курортами, многие из них стали классическими. Развиваются климатические и термальные курорты, центры зимнего спорта. Наиболее известными альпийскими курортами являются Шамони, Ля Клюса.

Туризм оживил горные районы, которые при его отсутствии испытывали бы серьезный экономический кризис; благодаря ему возродились бывшие небольшие бретонские рыболовецкие порты, вандейские

деревни. Косвенно он создает рабочие места в строительстве, на транспорте, в производстве туристического оборудования, стимулирует культурную активность. Вместе с тем он приводит к формированию "анархической" урбанизации и серьезным экологическим проблемам - эрозии горных почв, загрязнению прибрежных вод.

Внешнеэкономические связи. Рыночная экономика, наличие собственных производственных ниш, зависимость от импорта сырья и энергоносителей, вовлеченность в международные экономические организации создают большие возможности и определяют высокую степень интеграции Франции в мировую экономику.

Внешняя торговля составляет 22% ВВП. Экспорт (304,3 млрд долл.) превышает импорт (278,6 млрд долл.). В экспорте на долю готовых изделий приходится 78,8% (в том числе на машины - 39,5%, на сельскохозяйственные товары - 16,4%). В импорте доля готовых изделий составляет 75,6%, продовольствия - 11,2, энергоносителей - 7,7%. В экспорте преобладают товары авиационного сектора, ВПК, одежды, косметической промышленности, продовольствия. С другой стороны, Франция - крупный импортер готовой продукции, характерен большой импорт энергоносителей, хотя она и экспортирует электроэнергию.

Основные поставщики - страны ЕС. На них приходится 63,9% импорта. ЕС - и главный получатель французского экспорта (63,5%). Основные торговые партнеры - ФРГ, Италия, страны Бенилюкса, Великобритания, США, из азиатских стран - Япония, из африканских - Марокко.

Торговые отношения Франции с Россией имеют небольшой объем. Экспорт России составляет 2,8 млрд долл., импорт- 1,9 млрд долл.

Сумма прямых инвестиций Франции за границей более 130 млрд франков, иностранные инвестиции во Францию - около 110 млрд франков. Основные страны приложения французского капитала - США, Нидерланды, Великобритания, Испания, Бельгия, Люксембург. Своими прямыми инвестициями во Франции больше всего представлены Нидерланды, США, Великобритания, ФРГ.

Региональные различия. Известный российский специалист по географии Франции А.Е. Слука выделил семь экономических районов: 1) Парижский, 2) Северный, 3) Восточный, 4) Лионский, 5) Западный, 6) Юго-Западный, 7) Средиземноморский.

В Парижском районе самая технически передовая и мощная обрабатывающая промышленность, особенно машиностроение, самое интенсивное сельское хозяйство, густая сеть путей сообщения. Большинство

промышленных предприятий находится в пригородах Парижа.

Париж - один из крупнейших и красивейших городов мира. Здесь размещены ЮНЕСКО и более сотни других международных организаций. Париж - центр политической жизни Франции, здесь находятся резиденция президента, правительственные учреждения, парламент, руководящие органы политических партий, офисы компаний.

Индустрия Парижа специализирована на производстве технически сложных и дорогих изделий. Велико значение автомобильных, авиационных и электротехнических заводов, станкостроения, сельскохозяйственного машиностроения, производства полиграфических машин, изделий точной механики и оптики. В химической промышленности доминируют тонкая химия и производство резиновых изделий. Развиты также полиграфическая, пищевая, швейная промышленность. В Париже находятся ведущие научно-исследовательские учреждения, издательства, вузы, несколько университетов. В более чем 60 музеях собраны уникальные художественные и исторические ценности.

Парижская агломерация представляет собой сложное градостроительное образование, состоит из нескольких концентрических поясов (по А.Е. Слуке): во-первых, сам Париж около 2 млн, затем ближайшее к нему окружение, или, как говорят французы, "малая корона" (население около 4 млн чел.). Далее идут внешние пригороды (приблизительно 3 млн чел.). Затем необходимо отметить новые города, общее население которых более 600 тыс. чел. Потом следуют поселения-"спальни" и изолированные города-спутники, часто с рекреационными функциями. Население этой зоны около 900 тыс. чел. И наконец, идет самый внешний пояс агломерации - урбанизированные коммуны. Здесь, в сельских коммунах, располагающихся на периферии Парижской агломерации, проживает, по сути, городское население (около 200 тыс. чел.). Особенный прирост населения испытывают новые города и урбанизированные коммуны. Для Парижа и "малой короны" характерен отток населения.

Парижский район - ведущий сельскохозяйственный район страны. Крупные хозяйства поставляют на рынок пшеницу, сахарную свеклу, овощи, молочные и мясные продукты. Специализация Верхней Нормандии - портово-промышленный комплекс, сложившийся в устье Сены. На импортном сырье у Гавра и Руана выросли нефтеперерабатывающие заводы, сложились пищевая, текстильная промышленность,

машиностроение. Нижняя Нормандия специализируется в области металлургии и молочной промышленности. Шампань выделяется производством пшеницы и шампанского. Центр и Пикардия производят пшеницу и сахар. В долине Луары находится группа мощных АЭС, снабжающая электроэнергией Париж. Промышленные города Бургундии - Дижон, Лё Крёзо, Шалон-сюр-Сон - центры металлургии и машиностроения.

Северный район первенствует по текстильной промышленности и текстильному машиностроению, производству горного и железнодорожного оборудования. Север выделяется выплавкой чугуна и стали, машиностроением и металлообработкой. Имеет значение здесь производство электроэнергии, бумаги, стекла, цемента, зерна, сахара, пива. Будучи с 1970-х гг. в постоянном кризисе, Север сменил угольную специализацию на разнообразие современных производств. Привлечению новых производств в депрессивный район способствовали хорошая инфраструктура, квалифицированные кадры и удобное транспортно-географическое положение. Сейчас здесь представлены производство алюминия ("Пешинэ" в Дюнкерке), автомобилестроение ("Рено" в Дуэ), выплавка стали ("Соллак"), химия ("Рон-Пуленк"), пищевая промышленность ("Юнилевер", "Нестле", "Бегин-Сэй", "Кока-Кола"), информатика ("Бюлль", "Ранк Ксерокс"), производство стекла.

Главная агломерация района - Лилль-Рубэ Туркуэн,где располагаются предприятия машиностроения, химии, текстильные и швейные фабрики. Лилль - важный научный, культурный и университетский центр. Большое транспортное значение приобрел евротуннель под Ла-Маншем, в связи с чем возросла роль Кале. Новый город Вильнёф-д'Аск в Лилльской агломерации представляет собой современный технополис.

Дюнкерк - третий порт Франции и крупный металлургический центр.

Восточный район включает Лотарингию, Эльзас и Франшконте. Эльзас охватывает французскую часть долины Рейна и восточный склон Вогезов. Он специализируется на текстильной, швейной промышленности, добыче калийных солей. В сельском хозяйстве значительны сборы винограда, овощей, пшеницы, табака, хмеля, развито молочно-мясное животноводство. В немецкоязычном Эльзасе активно присутствует немецкий капитал. Многие эльзасцы работают в соседних районах ФРГ.

В Лотарингии, кроме металлургии и угольной промышленности, получило развитие производство деталей и узлов для автомобилей, некоторых новых видов химических изделий. Главные центры Мец и На-нси. Франшконте - главная машиностроительная область Франции. В Сошо находится самый крупный автомобильный завод "Пежо". Развито изготовление часов в Безансоне.

Лионский район,или Центр-Восток, включает административно-планировочные регионы Рона - Альпы и Овернь. Он расположен на главной линии транзитных связей в пределах ЕС (Рейн - Рона). Район специализируется на электроэнергетике, электрометаллургии и электротехнике, на производстве грузовых автомобилей, шин, синтетического и искусственного волокна, производстве шелковых тканей. Международную известность имеют альпийские горные курорты, ярмарки.

Лион - главный промышленный центр района, важный перекресток транспортных путей. Город и агломерация специализируются на химической промышленности, фармацевтике, текстильной, электротехнической и военной промышленности.

Сент-Этьен вместе с Лионом образует один из крупнейших промышленных узлов страны, он известен производством стали, вооружения, велосипедов, галантереи.

Клермон-Ферран - крупнейший центр химической промышленности и производства автомобильных шин. Гренобль - растущий университетский и научный центр, место производства оборудования для ГЭС.

Западный район включает Бретань, земли по Луаре, административно-планировочный регион Пуату-Шаранта. Запад - самый сельскохозяйственный район страны



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.013 с.)