Структура ввп по отраслям экономики в 1970-1997 гг. , 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура ввп по отраслям экономики в 1970-1997 гг. ,



Отрасль 1970 г. 1990 г. 1995 г.
Сельское и лесное хозяйство, рыболовство 5,6 2,6 2,0
Горно-добывающая промышленность 0,6 0,3 0,2
Обрабатывающая промышленность 25,1 31,3 27,0
Строительство 11,6 8,8 9,7
Электроэнергетика, водо-и газоснабжение 3,1 3,3 2,9
Торговля 9,8 13,8 13,1
Финансы, кредиты, страховое дело 2,8 6,3 4,9
Операции с недвижимостью 8,7 10,0 12,0
Транспорт, связь 6,4 8,0 6,7
Сфера услуг 13,8 13,4 16,8
Прочие 10,9 2,9 4,7

Топливно-энергетический комплекс. Ускоренное развитие экономики Японии в послевоенный период требовало мощного энергетического хозяйства. С 1955 г. потребление топлива росло бурными темпами, такие темпы роста не были характерны ни для одной развитой страны. Спецификой энергетического хозяйства Японии является практически полная зависимость от импортного топлива. Собственная добыча в структуре потребления составляла к середине 1990-х гг. 18%, основную долю составлял уголь.

Таблица 24.5

Структура топливно-энергетического баланса в 1990-2010 гг., %

Вид топлива 1990 г. 1997 г. 2010 г. (прогноз)
Нефть 58,3 53,6 47,7
Уголь 16,6 16,9 15,4
Природный газ 10,1 11,6 12,8
Гидроэнергия 4,2 3,8 3,7
Ядерная энергия 9,4 12,9 16,9
Геотермальная энергия 0,1 0,2 0,6
Альтернативные источники 1,3 1,0 3,о

В структуре ТЭБа в 1960-е гг. в условиях дешевизны нефти главная роль принадлежала ей. Кардинальные изменения в потреблении топлива произошли после энергетического кризиса 1973 г. Во-первых, в связи с ориентацией на менее энергоемкое производство произошло общее снижение потребления топлива. Во-вторых, резко снизилась доля нефти (с 75% в 1975 г. до 54% в 1997 г.). Произошло незначительное снижение доли угля, возросла роль природного газа (табл. 24.5). Япония, несмотря на "синдром" Хиросимы и Нагасаки, и в перспективе будет развивать атомную энергетику опережающими темпами.

Собственная добыча угля в 1998 г. составила 3,7 млн т (более половины - в бассейнах Хоккайдо), тогда как в 1960 г. она составляла 52 млн т. Спад в угольной промышленности проявился с начала 1960-х гг., главной его причиной была высокая себестоимость добычи: неблагоприятные горно-геологические условия залегания, низкая мощность угольных пластов, низкое качество угля. Сегодня местный уголь по себестоимости в 3 раза дороже привозного. Импорт угля, главными поставщиками которого являются Австралия, США, Канада, в 1998 г. составил 130 млн т. С Австралией и Канадой Япония заключила долгосрочные договоры на поставку угля с вложением собственных средств, в Австралии построены 21 совместная шахта, в Канаде - 5 (шахты на западе страны, уголь, добываемый здесь, в основном предназначен для Японии). Несколько совместных шахт было создано еще в конце 1970-х гг. и в Южно-Якутском бассейне России, которая также отправляет высококачественный уголь в Японию.

Собственная добыча нефти в Японии в 1998 г. составила 0,8 млн т. За ее счет Япония удовлетворяет не более 0,2% потребностей. В соответствии с перестройкой экономики на энергосберегающие технологии потребление нефти в Японии снизилось: если в 1973 г. Япония ввозила 280 млн т, то в 1997 г. - 267 млн т. Большая часть нефти поступает из стран Ближнего и Среднего Востока (более 80%). Мощности нефтеперерабатывающих заводов в стране составляют около 250 млн т.

Добыча природного газа составила в 1998 г. 2,3 млрд м3. Импорт газа с 1980 г. возрос более чем в 3 раза. Газ ввозится в сжиженном виде (49 млн т в 1998 г.), главным образом из Индонезии, а также из Малайзии и Брунея. В настоящее время более 75% его используется в качестве топлива на теплоэлектростанциях.

Снижение энергопотребления и ориентация на энергосберегающие технологии привели к существенному снижению энергоемкости

производства. Именно поэтому второй "энергошок" 1981-1982 гг. практически не отразился на экономике страны.

В 1950 г. в Японии было произведено 45 млрд кВт ч электроэнергии, в 1980г.- 578 млрд кВт ч, в 1998г.- более 1 трлн кВт ч. Поэтому показателю Япония вышла на 3-е место после США и Китая.

В послевоенный период основную часть электроэнергии вырабатывали на ГЭС. Станции строились во внутренних районах на горных реках, большая часть их была сосредоточена в центральной части острова Хонсю, но они имели небольшую мощность. В 1960-е гг. активно начинают строить ТЭС, где первоначально используется собственный уголь, который постепенно замещается нефтью. Ориентация на нефть как топливо для станций привела к существенному сдвигу электроэнергетики к морю. Были построены такие крупнейшие ТЭС, как Ка-сима, Содегаура, Анегасаки, Тита, Химедзи. После подорожания нефти на мировом рынке на ТЭС вновь возвратились к углю как топливу, но стали использовать в основном импортный; возросло внимание к природному газу, также используемому на ТЭС. Ограниченность топливных ресурсов привела к развитию атомной энергетики быстрыми темпами. Строительство реакторов началось в 1970-е гг., в настоящее время на 20 АЭС действуют 53 реактора. Кашивазаки-Карива - самая большая по мощности атомная станция в мире. Атомные станции расположены не на реках, а на побережье Тихого океана, Внутреннего Японского моря и Японского моря из-за дефицита внутренних водных ресурсов, которые расходуются на орошение и водоснабжение. Многие станции располагаются на намывных островах. К 2000 г. предполагается довести долю атомной энергетики в структуре энергобаланса до 43% (в 1998 г. на долю ТЭС приходилось 60,9%, АЭС - 30,2, ГЭС - 8,9%). С ориентацией на природный газ в теплоэнергетике связаны перспективы строительства газопроводов вдоль западного и восточного побережий острова Хонсю (в настоящее время в Японии отсутствует трубопроводный транспорт). Газ по трубопроводам будет передаваться к местам потребления. К нетрадиционным источникам получения энергии относят гейзеры и солнечную радиацию, которая используется для обогрева помещений. В Японии создана экспериментальная плавучая станция "Каймей", которая использует энергию морских волн, исследуется возможность создания плавающей океанической термальной электростанции, вырабатывающей энергию за счет разностей температуры верхних и нижних водных слоев. Отличительной особенностью электроэнергетики Японии в сравнении с другими

развитыми странами является пониженное потребление электроэнергии в быту. Япония выразила намерение участвовать в финансировании строительства "энергомоста" Якутия - Сахалин - Япония. Протяженность "моста" составит 1800 км, объем передаваемой электроэнергии - 30 млн кВт ч в год, а стоимость предположительно - 16 млрд долл. Энергосбережению в Японии и в дальнейшем будет придаваться общенациональное значение. Юридическую основу этой политики заложил Закон о рациональном использовании энергии, принятый японским парламентом в 1979 г., в котором сформулирован комплекс мер по рациональному и эффективному использованию энергии во всех сферах национального хозяйства.

Черная металлургия - одна из главнейших базовых отраслей Японии; несмотря на некоторое замедление ее развития, она продолжает оставаться и одной из отраслей международной специализации страны. Особенно быстрыми темпами черная металлургия развивалась в послевоенный период, когда были сделаны огромные капиталовложения, причем в новое строительство, тогда как в США и в странах Западной Европы они шли в основном на реконструкцию предприятий. Первоначально заводы строились на импортном оборудовании, но постепенно стало использоваться и отечественное. Для японских металлургических комбинатов характерна высокая техническая оснащенность: в 1970-е гг. на большинстве из них были внедрены автоматизированные системы управления, кислородно-конверторный способ стал главным в производстве стали, в настоящее время его доля составляет 70%, остальная часть стали производится в электропечах. Уровень автоматизации производства - один из самых высоких в мире, например доля непрерывной разливки стали составляет 100% (хотя этот способ был изобретен в 1959 г. на Донецком комбинате, доля его в России не превышает 20%).

Выплавка стали в Японии в 1950 г. составляла 5 млн т, в 1960 г. - 22 млн т, а в 1970-х гг. Япония стала лидером среди зарубежных стран, обогнав США (СССР в этот период занимал 1-е место в производстве стали). В 1998 г. производство составило 93,5 млн т (что ниже рекордного показателя 120млнтв 197 Зг., в настоящее время Япония уступает Китаю и США). Снижение производства стали связано со структурными сдвигами в развитии энерго- и материалоемких производств. Законодательно оформленное широкомасштабное скрапирование в ряде отраслей было осуществлено и в черной металлургии. Япония осуществляет вынос энергоемких и материалоемких отраслей (в том числе и

черной металлургии) в страны с дешевой рабочей силой, главным образом в соседние азиатские страны: в 1970-е гг. она вложила значительные средства в развитие черной металлургии Южной Кореи, сократив производство у себя и предпочитая ввозить готовую продукцию.

Самым старым металлургическим центром является Китакюсю на севере острова Кюсю. Здесь еще в конце XIX в. в местечке Явата был построен металлургический комбинат, ориентированный на собственный каменный уголь бассейна Гикухо, а впоследствии еще несколько предприятий черной металлургии, и в 1913 г. район давал более 80% стали Японии. И сегодня этот центр, где предприятия принадлежат крупнейшей компании страны "Ниппон стил", является одним из важнейших. На Хоккайдо на местном сырье был построен металлургический комбинат в Муроране; ресурсы железных руд сейчас исчерпаны и комбинат работает на импортном сырье. Самый крупный комбинат Японии (мощностью 16 млн т) был построен в Фукуяме, крупнейшее производство создано в Мидзусима, Камину, Касиме, Канагаве и других центрах. Для японской черной металлургии характерна высокая степень концентрации производства. Из 14 мощнейших в мире комбинатов 8 находятся в Японии. Для их размещения характерно преобладание районов, а не центров, все они располагаются на морском побережье из-за ориентации на импортное сырье и топливо. Для нужд черной металлургии Япония импортирует около 60 млн т коксующегося угля (более половины его поступает из Австралии, а также из США, Канады) и 110 млн т железной руды (из Австралии, Бразилии, Индии). Перспективы развития сырьевой базы черной металлургии связывают с освоением железо-марганцевых конкреций. В отрасли преобладают комбинаты полного цикла. В последние годы наблюдается процесс слияния корпораций. Крупнейшими металлургическими компаниями Японии являются "Ниппон стил", "НКК", "Кобе стил", "Сумитомо метал индастриз", "Кавасаки стил" и др.

Япония занимает лидирующие позиции не только по производству черных металлов, но и по их экспорту. Экспорт стал и в 1998 г. составил 27,6 млн т, основными импортерами являются США, Китай, страны Юго-Восточной Азии и др. Экспорт сокращается в свете общей тенденции развития черной металлургии. Одной из главных линий международной специализации Японии в черной металлургии является производство стального проката для судостроения.

Япония имеет достаточно полную отраслевую структуру цветной металлургии,которая развивается практически полностью на импортном

сырье, большую часть цветных металлов Япония ввозит. До войны развивались медная, свинцовая и цинковая отрасли. После войны преимущественное развитие получило производство легких металлов.

Собственная добыча руд цветных металлов крайне незначительна, при этом идет ее сокращение, а иногда и прекращение. Потребности в медных рудах Япония за счет собственной добычи удовлетворяет на 0,1 %, цинковых - на 14,7, свинцовых - на 5,9%, такая же зависимость существует и по другим видам руд цветных металлов. Свертывается и собственное производство.

Практически прекратилось производство первичного алюминия, хотя страна по-прежнему является его крупным потребителем. Интересно, что среди экспортеров этого металла в 1998 г. ведущее место принадлежало России (16,5% всего импорта, доля Австралии составляла 15,5%).

Машиностроение Японии является ведущей отраслью ее промышленности, занимая 2-е место в мире после США по стоимости продукции. Оно имеет универсальную структуру и производит практически полную номенклатуру изделий (к таким странам можно отнести еще лишь США и ФРГ). Многие его отрасли являются и отраслями международной специализации. По экспортности машиностроение страны находится на 1-м месте в мире, Япония занимает его по производству станков, легковых автомобилей, промышленных роботов, электронного оборудования общего назначения, оборудования для офисов. Второе место принадлежит Японии по производству медицинской техники, высокоточного оборудования, интегральных схем.

Правительство активно участвует в разработке стратегии и тактики развития машиностроения. Еще в 1950-е гг. был принят Закон "О чрезвычайных мерах по стимулированию развития машиностроения", а в следующем десятилетии приоритетным направлением признана электроника. В последние годы происходит вынос производств низкой и даже средней степени сложности в страны с дешевой рабочей силой, главным образом в соседние азиатские. Сама Япония переходит на позиции производителя продукции, требующей высокой квалификации, постепенно выходит на позиции лидера НТП и экспортера изделий высокой сложности.

Восстановление и быстрое развитие станкостроения в Японии началось в 1950-е гг. К середине 1970-х гг. Япония по производству станков уступала только США и ФРГ, а с 1982 г. стала мировым лидером, производя 23% станков в мире. Для повышения технического уровня

станкостроения за рубежом закупались передовые технологии, в то же время активно проводились и собственные исследования в совершенствовании технологий, внедрялись автоматизация, роботизация, компьютеризация производства. Выпуск станков с ЧПУ начался еще в 1960-е гг., сейчас он является приоритетным направлением в развитии станкостроения. Япония находится на 2-м месте в мире (после ФРГ) по экспорту станков.

Судостроение является одной из главных отраслей в структуре машиностроения Японии, и, хотя оно несколько замедляется в своем развитии, страна по-прежнему является мировым лидером судостроения. Развитию отрасли большую помощь оказало государство, которое в 1960-е гг. направило крупные ассигнования на ее техническую реконструкцию. Определенную роль в развитии японского судостроения сыграли и зарубежные технологии. Лицензии (50% от мировых) закупались как на технологию постройки судов, так и на технологии изготовления судового оборудования. Крупнейшие судоверфи находятся в Иокогаме, Осаке, Кобе, Химедзи и других крупных промышленных центрах, естественно портовых. В структуре производства характерно преобладание танкеров и сухогрузов, в последние десятилетия сильно возросло производство контейнеровозов, главным образом для перевозки автомобилей. К новым направлениям развития судостроения следует отнести такие, как увеличение скорости хода судов, внедрение новых более прочных конструкционных материалов и др. Японцы отказались от практики строительства супертанкеров; в случае их аварии происходит, как правило, разлом судна, что вызывает большие выбросы нефти в Мировой океан и приводит к сильному загрязнению. Несмотря на сохранение лидерства в судостроении мира, доля Японии постепенно снижается из-за активного развития этой отрасли в Южной Корее. По-прежнему судостроение остается отраслью международной специализации, страна обеспечивает более 30% мирового экспорта.

Ведущей отраслью транспортного машиностроения Японии является автомобилестроение. До войны главным видом транспорта был железнодорожный. Землетрясение 1923 г. вызвало необходимость в замене существующих видов транспорта на автомобильный. Первоначально автомобили закупались в США, а затем американские компании "Форд" и "Дженерал моторе" создали свои филиалы в Японии, которые в основном производили грузовые автомобили для обеспечения нужд японской армии. В годы войны автомобильные заводы были полностью разрушены, возрождение автомобилестроения началось в

1950-е гг. В 1950 г. в Японии было произведено всего 30 тыс. автомобилей, в 1960 г. - уже более полумиллиона, а в 1970 г. - более 5 млн машин. С 1974 г. Япония обгоняет США по экспорту автомобилей и с 1980 г. становится мировым лидером в автомобилестроении. В 1994 г. США вновь выходят на 1-е место по производству автомобилей, но Япония сохраняет лидерство по производству легковых машин. В 1998 г. в Японии было выпушено 10,1 млн автомобилей, в том числе 8,1 млн - легковых.

Объяснением бурного развития автомобилестроения может служить вырабатываемая стратегия и тактика правительства в отношении всего машиностроения, которая сводится к широкому внедрению высокотехнологичного производства, роботизации и автоматизации; рабочая сила Японии имеет очень высокий уровень квалификации, при этом нужно учитывать традиционные особенности японской нации. Примером гибкости автомобилестроения в кризисной ситуации может быть 1986 г., когда произошло подорожание иены по отношению к доллару в 2 раза, что очень сильно ударило по экспортерам. Цены на японские автомобили за рубежом по отношению к иене снизились в 2 раза. Многие фирмы разорились. Но на большинстве из них почти вдвое была повышена производительность труда для снижения издержек производства. Превосходство японского автомобилестроения состоит прежде всего в темпах роста производительности труда и в качестве выпускаемой продукции. Япония выпускает самые "чистые" по выбросу выхлопных газов автомобили, японский автомобиль - один из самых дешевых по себестоимости. Например, на предприятиях "Фольксваген" занято 250 тыс. чел., а ежегодное производство составляет 3,5 млн штук. На "Тойоте" занято 105 тыс. чел., производство же достигает 4,4 млн автомобилей. Для японского автомобилестроения характерно отсутствие складской системы; деталей и узлов имеется обычно на два часа работы, что также удешевляет производство.

Крупнейшие автомобильные заводы располагаются в пределах промышленного пояса, в основных его центрах, таких, как Токио, Осака, Нагоя и др. Крупнейшими автомобильными корпорациями не только Японии, но и мира являются "Тойота Мотор" (36% производства автомобилей страны), "Ниссан Мотор", "Мицубиси Моторс", "Хонда Мотор" и др.

Для японского автомобилестроения характерна очень высокая экспортная квота: в 1998 г. было экспортировано 4,6 млн машин, хотя максимум экспорта был в середине 1980-х гг., в отдельные годы - более 6 млн.

Только в США ежегодно поставляется около 1,5 млн автомобилей. Японцы не только экспортируют автомобили, но и создают филиалы, совместные предприятия, сборочные производства практически на всех континентах мира. Особенно сильны позиции японского автомобилестроения на Североамериканском континенте: в 1998 г. производство на филиалах в США составило около 2,4 млн машин, там построено четыре завода фирмы "Тойота"; более 1 млрд долл. собирается вложить в строительство автомобильных заводов и "Ниссан". Среди западноевропейских стран велика доля японского производства в Великобритании. Среди новых рынков можно назвать такие страны, как Индия, Мексика, ЮАР, Китай и др. Всего же в начале 1990-х гг. японцами было построено более 40 автомобильных предприятий более чем в 20 странах мира. Несмотря на некоторое ослабление позиций японского автомобилестроения на мировом рынке, можно предположить, что страна и в дальнейшем останется ведущей автомобильной державой мира.

Становление электронной промышленности начиналось с развития радиоэлектроники, в 1957 г. был принят Закон "О чрезвычайных мерах по развитию радиоэлектронной промышленности". Развитие отрасли происходило при активной поддержке государства. Доля Японии в мировом производстве электронной промышленности составляла тогда 5%, а уже в 1982г. - 22,4% (2-е место после США). Разрыв между США и Я понией постепенно сокращается: в 1980-е гг. страна совершила технологический прорыв в электронной промышленности, обогнав Западную Европу и приблизившись к США. К отраслям международной специализации относятся производство изделий промышленного назначения, активных компонентов. По выпуску полупроводников и интегральных схем Япония уступает только США. По ряду типов новейших сложных интегральных схем (особенно больших и сверхбольших) доля страны в мире достигает 60-70%.

По изготовлению компьютеров Япония отстает только от США (в 1,5-2 раза), но имеет сильные позиции в производстве суперкомпьютеров. Производство компьютеров различных классов в 1998 г. составило более 10 млн штук (в 1991 г. - 3 млн). Значительное развитие получило производство телекоммуникационного оборудования, средств проводной связи (особенно факсимильной аппаратуры), оптоэлектронной продукции (оптические волокна, лазеры). Япония - лидер в производстве роботов, видеомагнитофонов, видеокамер, видеокассет и некоторых других видов продукции. Ведущими фирмами в электронной промышленности являются "Хитачи", НЕК, "Тошиба", "Фудзи",

"Сони", "Мицубиси электрик", "Мацусита электрик индастриз", "Шарп" и др.

В начале 1990-х гг. на внешние рынки поступало до трети мирового производства электронной промышленности. Ведущие позиции принадлежат Японии (24% мирового экспорта, США - 16%). За рубеж поставлялось 95% выпускаемых видеокассет, 85% счетчиков банковских купюр, 76% копировальной техники, 52% цветных телевизоров, 42% ЭВМ и т.д. Доля Японии в структуре мирового экспорта высокотехнологичных товаров составляла в 1996 г. 12,4%. Очевидно, что и в будущем электронная промышленность будет развиваться ускоренными темпами, будет происходить непрерывное обновление продукции на базе достижений НТП, отрасль останется "лицом" Японии.

Так же как и машиностроение, химическая промышленность Японии имеет приоритетное значение. В послевоенный период в ее структуре преобладала продукция основной химии. К 1970-м гг. произошли коренные изменения: доля основной химии уменьшилась до четверти (особенно это коснулось производства минеральных удобрений из-за материалоемкости и энергоемкости производства), ускоренными темпами начала развиваться химия органического синтеза, главным видом сырья становится нефть. В 1980-е гг. происходит дальнейшая структурная перестройка некоторых отраслей химической промышленности. Например, производство этилена обходилось Японии в 1,5 раза дороже, чем в США, где в качестве сырья использовался природный газ, и оно было значительно сокращено. Произошло также сокращение производства синтетических волокон, и в целом к началу 1990-х гг. энергоемкие отрасли нефтехимии были сокращены более чем на треть. В настоящее время наращивание масштабов производства идет за счет выпуска наиболее прогрессивной, дорогостоящей продукции для обеспечения потребностей электронной промышленности, приборостроения, автомобилестроения и других отраслей. Быстрыми темпами развивается фармацевтическая промышленность. Сегодня Япония - вторая страна по масштабам производства в химической промышленности после США, но она имеет меньшую экспортную квоту и делит по экспорту продукции 2-е-3-е места в мире с ФРГ. Химическая промышленность Японии ориентирована главным образом на внутренний рынок и не является профилирующей отраслью. В настоящее время Япония является "ядром" всей нефтехимической промышленности Восточной и Юго-Восточной Азии. В связи с ориентацией на привозную нефть мощные химические комплексы сформировались

в морских портах, таких, как Нагоя, Токио, Кавасаки, Иокогама и др., т.е. характерна их концентрация в Тихоокеанском поясе; определенную роль играет и наличие крупных потребителей. Необходимо отметить, что становление химической промышленности, как и других ведущих отраслей, происходило при большой поддержке государства. Крупнейшими корпорациями являются "Асахи кемикл индастри", "Мицубиси кемикл", "Асахи гласе" и др.

В 1980-е гг. в Японии принимается концепция экономического развития страны, которая предполагает вступление страны в XXI в. еще более развитой технологической информационной державой. Главное внимание для ее осуществления сосредоточивается на наукоемких отраслях, которые должны получить преимущественное развитие. К ним отнесены: производство авиационной и космической техники, оптических волокон, интегральных схем, промышленных роботов, медицинской электроники, компьютеров, информационных систем, новой керамики, лекарств, новых металлов, запоминающих устройств, биотехнологии, точного машиностроения. Предполагается, что новейшие производства будут размещаться прежде всего в создающихся технополисах. Япония собирается увеличить расходы на развитие науки и техники.

В настоящее время в стране подчеркивается потребность в усилении исследований в четырех областях. Первая касается технологий, связанных с новыми отраслями промышленности, сетей информации и телесвязи. Вторая связана с обеспечением продовольствием, энергией и защитой окружающей среды. Третья касается достижений здравоохранения, предотвращения болезней, и последняя будет заниматься вопросами новейших исследований.

В сельском хозяйстве Японии в 1998 г. было занято около 6 млн чел., что составляло менее 5,0% всех занятых в стране. Доля сельскохозяйственной продукции в национальном доходе составляла на этот же период 1,31% (в 1980г. - 2,4%). Доля занятых, а также доля сельскохозяйственного производства в национальном доходе сокращается, при этом около 75% сельскохозяйственных работников совмещают свою деятельность с работой в других отраслях хозяйства. Под сельскохозяйственными угодьями занято всего около 15% территории страны (5,3 млн га), из них под орошаемым земледелием - более половины угодий, а на луга и пастбища приходится чуть больше 10%. Доля их сокращается из-за увеличения импорта дешевой мясной и молочной продукции. Средний размер фермы составляет всего 1,4 га (в Европе - 20 га, в США - около 180 га). Преобразования в сельском хозяйстве Японии начались

в 1947 г., когда было ликвидировано крупное землевладение, вследствие чего в настоящее время характерно мелкое землепользование, а подавляющее большинство хозяйств - мелкотоварные.

Сельскохозяйственное производство имеет ярко выраженную продовольственную направленность. Несмотря на весьма ограниченные сельскохозяйственные угодья, страна достигла в сельском хозяйстве удивительных результатов, и это тоже можно отнести к "японскому чуду".

В последние десятилетия в сельском хозяйстве значительно выросла производительность труда за счет внедрения средств механизации, автоматизации и компьютеризации. По внесению удобрений на 1 га страна находится на одном из первых мест в мире. Все это повлияло на высокую продуктивность сельскохозяйственного производства: по многим показателям продуктивности Япония не уступает западноевропейским странам, а по интенсификации производства занимает лидирующее положение (табл. 24.6).

Таблица 24.6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.024 с.)