Производство и импорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции в 1997 Г. , млн т 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производство и импорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции в 1997 Г. , млн т



Продукция Производство Импорт Самообеспеченность, %
Говядина 0,6 0,9  
Свинина 1,3 0,8  
Птица 1,3 0,6  
Яйца 2,6 0,1  
Молоко и молочные продукты 8,5 3,3  
Рис 10,1 0,6 101,5
Пшеница 0,4 5,8 7,0
Картофель 4,1 0,7 85,4
Бобовые 0,34 5,1 5,3
Овощи 14,6 2,6 85,0
Фрукты 4,2 4,5 49,0

Как видно из табл. 24.7, почти полной самообеспеченности страна достигла только в производстве яиц. Из других отраслей животноводства можно упомянуть шелководство, однако значительную часть шелка-сырца Япония импортирует.

В Японии, как ни в одной стране, огромное значение в рационе имеют рыба и морепродукты. По потреблению морепродуктов на душу населения Япония находится на 2-м месте после Исландии (67 кг). Страна находится на одном из первых мест по улову рыбы и еще импортирует примерно столько, сколько вылавливает. Кроме того, ведется искусственное разведение в морских прибрежных водоемах рыбы, жемчужных раковин, водорослей, моллюсков. Страна располагает самым большим рыболовным флотом и ведет промысел во всех районах Мирового океана.

Транспорт. Япония имеет высокоразвитую транспортную систему, особенностью которой является отсутствие трубопроводного и внутреннего водного транспорта. Густота транспортной сети чрезвычайно высока. По количеству перевезенных грузов лидирует автомобильный транспорт, на его долю приходится более 90% грузов, в пассажиропе-ревозках он также занимает ведущее положение (64%). Для формирования транспортной системы важнейшую роль сыграло строительство туннелей между четырьмя главными островами. Последний был построен в середине 1980-х гг. и соединил острова Хоккайдо и Хонсю. Туннель "Сейкан" - самый длинный в мире (54 км), часть его (23 км) проходит на глубине 100 м под дном пролива Цугару.

По протяженности автомобильных дорог Япония находится на одном из первых мест в мире, а по густоте она - лидер. Характерной особенностью развития автомобильного транспорта является строительство скоростных дорог ("хайвэй"). Действуют около 7 тыс. км скоростных дорог. Автомобильные дороги обеспечивают, как правило, многорядное движение. Автомобильный парк насчитывает 72 млн единиц, в том числе 47 млн легковых автомобилей.

Протяженность железных дорог составляет 28 тыс. км. Роль железнодорожного транспорта в перевозках грузов сокращается. Железные дороги имеют очень высокий уровень технического оснащения, в последние десятилетия строились скоростные железные дороги. Важнейшей из них является магистраль "Синканзен", которая проходит через весь остров Хонсю от города Акита через Токио, Нагою, Осаку и достигает города Фукуока на острове Кюсю. Предполагается продолжение этой магистрали до Хоккайдо. За последние пять лет магистраль соединила

Мориоку с Акитой, было построено ответвление от Фукусимы до Ямагаты, другой отрезок связал Токио с Нагано. Скорость поездов на ней превышает 250 км/ч, предполагается увеличить ее до 500 км/ч. Основное назначение этой магистрали - перевозка пассажиров.

Островное положение страны, уровень экономического развития, а также зависимость от импорта минеральных ресурсов и экспортная направленность многих отраслей промышленности предопределили высокое развитие морского транспорта. Япония - крупнейшая морская держава мира. Главную роль морской транспорт играет во внешнеэкономических связях. Морской флот насчитывает около 10 тыс. судов. По тоннажу Япония в 1997 г. занимала 6-е место в мире (после Панамы, Либерии, Греции, Багамов и Кипра), при этом необходимо учитывать, что значительная часть японских судов плавает под "дешевыми" флагами, т.е. фактически ее тоннаж намного больше. Флот Японии - один из самых технически совершенных в мире, парк судов многообразен и постоянно совершенствуется. Стране принадлежит около половины всех автомобилевозов мира, велика доля танкеров, метановозов, сухогрузов, контейнеровозов. По объему перевозок на первом месте находится нефть и нефтепродукты. Уровень развития морского транспорта характеризуется не только флотом, но и сформировавшейся системой портов (всего в стране насчитывается более тысячи портов). Главные из них располагаются в пределах промышленного пояса Японии. Крупнейший портовый комплекс создан на берегу Токийского залива - Токио является универсальным портом, тогда как аванпорт Токио-Иокогама - специализированный. В его грузообороте (124 млн т) преобладают массовые грузы. Другой крупнейший портовый комплекс сложился на побережье Осакского залива, где главная роль принадлежит портам Осака и Кобе. Третий комплекс с центром в Нагое сформировался на берегу залива Исе. Наиболее интенсивное движение судов существует во Внутреннем Японском море.

Важное значение имеет и воздушный транспорт, особенно велика его роль в перевозке пассажиров. В 1995 г. был введен в действие крупнейший международный аэропорт Кансай вблизи Осаки. В отличие от старого аэропорта в Осаке, который находится в центральной части агломерации, новый может работать круглосуточно, так как находится на намывном острове в 5 км от берега, и шум не мешает населению.

В последние годы внедряются комплексные системы перевозок, объединяющие в рамках одной компании услуги различных видов транспорта, например автомобильного, железнодорожного и морского

и т.д. О точности работы транспортной системы свидетельствует такой факт: возможное опоздание железнодорожных поездов не превышает шести секунд.

Внешнеэкономические связи. Для Японии характерно многообразие внешнеэкономической деятельности. Несмотря на расширение других форм экономических связей, внешняя торговля сохраняет первостепенное значение. Внешнеторговый оборот в 1998 г. составил 669 млрд долл. (3-е место после США и ФРГ). Экспорт продукции оценивался в 388 млрд долл., импорт - в 281 млрд долл. Япония длительное время имеет активный торговый баланс (только в период нефтяного кризиса 1973 г. сальдо баланса было нулевым). В мировом экспорте и импорте доля Японии составляет соответственно более 6% и около 10% (по оценке ИМЭМО РАН на 2000 г.).

Таблица 24.8

Структура экспорта Японии по видам продукции в 1998 г., %

Продукты питания 0,5
Текстильные товары 1,9
Продукция химической промышленности 7,0
Металлы 6,3
Машины и оборудование 73,6
в т.ч. автомобили 15,4
Прочие изделия 10,7

Таблица 24.9

Структура импорта Японии по видам продукции в 1998 г., %

Продукты питания 14,7
Хлопок-сырец, шерсть 0,4
Руды и металлический лом 2,6
Нефть 8,0
Сжиженный газ 2,8
Нефтепродукты 1,5
Уголь 2,2
Металлопродукция 5,1
Машины и оборудование 30,5
Текстильные товары 6,7
Прочие изделия 25,5

Таблица 24.10

Структура экспорта и импорта Японии по регионам мира в 1980 и 1996 гг., %

Регион 1980 г. 1996 г.
экспорт импорт экспорт импорт
Азиатские страны 38,2 57,1 38,3 46,3
Западная Европа 16,5 7,4 18,4 15,5
Бывш. СССР, Восточная Европа 2,8 1,5 0,6 1,3
Северная Америка 26,0 20,7 32,2 26,7
в т.ч. США 24,2 17,4 30,5 23,9
Латинская Америка 6,9 4,1 5,4 3,3
Африка 6,2 3,2 1,5 1,4
Океания 3,4 6,0 2,6 5,5

Япония экспортирует в основном готовую продукцию, машины и оборудование - вместе они составляют 74% экспорта (табл. 24.10). Одной из главных статей экспорта являются автомобили, основным рынком остаются США. Страны Западной Европы ограничивают ввоз автомобилей из-за высокой конкуренции со стороны более экономичных и дешевых японских автомобилей. В структуре экспорта наблюдается рост продукции электронной промышленности, станков с ЧПУ, автоматических устройств обработки информации, снижается доля судов, стали, текстильных изделий. Крупнейшими партнерами по экспорту являются США, Южная Корея, Тайвань, Китай, Сингапур, Таиланд, ФРГ, Малайзия, Великобритания.

Главными импортерами по-прежнему остаются азиатские страны (табл. 24.10), особенно велика роль среди них стран Ближнего и Среднего Востока, но в целом наблюдается снижение импорта из этого региона. Вероятно, это можно объяснить снижением доли сырьевых товаров в связи с коренными изменениями в развитии экономики страны, ориентацией на энергосберегающие и нематериалоемкие технологии. Усиливается роль Западной Европы и США как импортеров, значение других регионов снижается.

В структуре импорта возрастает роль готовой продукции, хотя Япония все еще продолжает импортировать значительное количество топлива и сырья, прежде всего нефть и нефтепродукты, уголь, цветные металлы, продовольствие (табл. 24.9). Главными партнерами Японии по

импорту являются США, Китай, Южная Корея, Индонезия, Тайвань, Австралия, ФРГ. Придается большое значение развитию сотрудничества с соседними азиатскими государствами, особенно с членами АСЕАН, и одним из приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности является укрепление сотрудничества с Китаем. Одной из новых тенденций в импорте Японии является ввоз товаров, произведенных зарубежными филиалами японских фирм.

Начиная с середины 1970-х гг. Япония из традиционного импортера технологий постепенно превращается в экспортера этой продукции. Она по-прежнему осуществляет покупку лицензий и патентов, главным образом в США. Но ужесточение условий приобретения их на мировом рынке, а также достижение самой Японией высокого научно-технического уровня привели к значительному снижению роли импорта технологий. В отраслевой структуре экспорта технологий преобладают лицензии в области электротехнического и транспортного машиностроения, химической промышленности. Экспорт технологий Япония осуществляет в основном в развивающиеся страны, однако часть технологий экспортируется в США и страны Западной Европы.

Еще одной сферой внешнеэкономической деятельности является экспорт капитала. Япония является одним из крупных кредиторов мира, существенную помощь она оказывает развивающимся странам. Инвестиции направляются как в страны развивающиеся, так и в развитые, но доля последних все-таки преобладает. Большая часть инвестиций осуществляется в торговлю, банковское дело, страхование, в обрабатывающую промышленность, а также в освоение минеральных ресурсов. Например, еще в 1970-е гг. Япония заключила с Советским Союзом ряд долгосрочных соглашений, связанных с освоением угольных месторождений, нефти в обмен на поставку оборудования. Позиции иностранного капитала в экономике Японии довольно слабы.

Региональные различия. Главной особенностью размещения производительных сил Японии является концентрация населения и всей хозяйственной деятельности в той части страны, которую принято называть Тихоокеанским поясом. Обычно Тихоокеанский пояс подразделяют на две части: "лицевую" и "теневую". "Лицевая" включает южное побережье острова Хонсю, а также северное побережье островов Сикоку и Кюсю. "Теневая" часть - остальная территория страны. По глубине территориальных диспропорций Япония не имеет себе равных среди ведущих стран мира. В Тихоокеанском поясе сосредоточено более 3/5 населения страны (в его пределах находится мегалополис Токайдо),

концентрируется более 80% всех занятых в промышленности, создается более половины промышленной и сельскохозяйственной продукции. По плотности размещаемых здесь мощностей этот район не имеет себе равных в мире. Тихоокеанский пояс не одно и то же, что промышленный пояс, хотя часто эти понятия путают. Границы Тихоокеанского пояса гораздо шире, чем промышленного пояса Японии. Сюда входит самая большая низменность Японии - Канто, которая является одним из крупнейших районов сельскохозяйственного производства. Значительную роль играет этот район в рыболовстве Японии, в этом поясе возделывают зерновые культуры, чай, табак, овощи, заметную роль играет животноводство.

В Японии выделяют восемь экономических районов (рис. 24.3), а до 1990 г. их было десять. Изменения в экономическом районировании вызваны изменениями территориальной структуры хозяйства. Происходит усиление концентрации населения, промышленности и других сфер деятельности в Токийской агломерации, что порождает немало проблем. Экономические районы Канто, Кинки и Тюбу находятся в пределах Тихоокеанского пояса и относятся к центральным районам страны.

Канто (префектуры Гумма, Ибараки, Тотиги, Канагава, Сайтама, Тиба, Токио) - главный экономический район Японии. Территория его составляет всего 10% площади страны, но здесь сосредоточено около 30% населения. Плотность населения чрезвычайно велика, особенно в префектуре Токио (более 5000 чел. на 1 км2). Канто - ведущий индустриальный район страны, где создается более 40% ВВП. В структуре экономики наиболее высок удельный вес торговли и сферы услуг, обрабатывающей промышленности. Ядром этого района является столичная агломерация Токио - крупнейший политический, финансовый центр не только страны, но и мира. Токио - центр сосредоточения информации Японии, а также один из главных центров международной информации, здесь концентрируются функции управления и контроля в условиях сильного государственного регулирования. Канто - не только промышленный, но и один из главных районов производства сельскохозяйственной продукции.

На западе район Канто сливается со вторым крупнейшим экономическим районом - Тюбу (префектуры Ниигата, Тояма, Нагано, Фукуи, Йсикава, Гифу, АЙТИ, Сидзуока, Яманаси). В экономике этого района ведущее место принадлежит обрабатывающей промышленности, особенно выделяется он производством автомобилей (35%). Для этого района характерно неравномерное размещение


Рис. 24.3. Экономические районы Японии

производительных сил. Высокой концентрацией промышленности и населения отличается префектура АЙТИ, где находится крупнейший центр страны - Нагоя. Именно вокруг Нагой и сконцентрирована большая часть производственного потенциала и населения. Недалеко от Нагой находится город Тойота, где расположен самый крупный автомобильный завод Японии фирмы "Тойота". На северо-востоке района в основном развиваются такие базовые отрасли, как металлообработка, цветная металлургия. В районе осуществляется основная добыча нефти страны,, а также производится значительное количество продукции сельского хозяйства.

К западу от района Тюбу располагается третий центральный экономический район страны - Кинки (префектуры Киото, Нара, Сига, Вакаяма, Осака, Хиого, Миэ), центром которого является Осакская агломерация. Кинки - высокоразвитый район, по производимой продукции занимает 2-е место после Канто. Отраслевая структура промышленности сходна с районом Канто, здесь получили развитие черная и цветная металлургия, химическая промышленность, развиваются отрасли новейших технологий. Осака - второй по численности населения город Японии, вокруг которого сформировалась крупнейшая агломерация: города Осака, Киото, Кобе практически срослись. В пределах Кинки расположены две древние столицы Японии Нара и Киото, сохранившие уникальное культурное и историческое своеобразие. Сельское хозяйство занимает сравнительно скромное положение.

На юго-западе страны располагаются экономические районы Тю-гоку, Сикоку и Кюсю.

Район Тюгоку (префектуры Тоттори, Симане, Ямагути, Хиросима, Окаяма) расположен на юго-западе острова Хонсю на северном берегу Внутреннего Японского моря. Это один из главных районов тяжелой промышленности. Заметное место занимает добыча полезных ископаемых, развиты отрасли машиностроения. Важнейшим центром является Хиросима, где наиболее развитыми отраслями являются судостроение и автомобилестроение. На удаленных от побережья территориях развивается сельское хозяйство, выращиваются рис, виноград, цитрусовые.

Район Сикоку (префектуры Кагава, Токусима, Коти, Эхиме) полностью расположен на одноименном острове. Это один из наименее развитых в хозяйственном отношении районов. Главными отраслями являются торговля и сфера услуг. Осуществляется добыча полезных ископаемых, из других отраслей развивается легкая промышленность и

транспортное машиностроение. Особенностью территориальной структуры промышленности является сосредоточение ее в большей степени в северной части острова. Крупных центров на острове нет, а один из ведущих - Ниихама, с тяжелым машиностроением. В южной части острова развивается субтропическое земледелие, рыболовство.

В экономическом районе Кюсю (префектуры Нагасаки, Сага, Фу-куока, Оита, Кумамото, Кагосима, Миядзаки, Окинава), на севере острова Кюсю получили развитие угольная промышленность, нефтехимия, металлургическая промышленность, судостроение, в последние годы начинают развиваться наукоемкие отрасли, прежде всего производство полупроводников, интегральных схем. Район производит значительное количество сельскохозяйственной продукции: риса, пшеницы, ячменя, располагает 20% поголовья крупного рогатого скота всей Японии. Главные промышленные центры - Фукуока, Китакюсю, Кагосима. Префектура Окинава - наименее развитый район в Японии. До 1972 г. находился под оккупацией США. До сих пор на островах Окинавы находятся американские военные базы. Хозяйственная деятельность префектуры направлена на обслуживание располагающихся здесь американских войск (торговля, нефтепереработка и т.д.). Правительством разработан план экономического развития района, но пока значительных успехов в его разработке не достигнуто. В префектуре Окинава развивается тропическое земледелие.

Территория районов Тюгоку, Сикоку и Кюсю частично располагается в Тихоокеанском поясе, границы которого постепенно расширяются.

К северным районам страны относятся Тохоку и Хоккайдо.

Экономический район Тохоку (префектуры Акита, Аомори, Ивате, Мияги, Фукусима, Ямагата) расположен в северо-восточной части острова Хонсю. Тохоку - один из слаборазвитых районов Японии. Район располагает незначительными по запасам, но довольно разнообразными полезными ископаемыми. В районе осуществляется добыча нефти, железной руды, свинца, цинка и др. Доля обрабатывающей промышленности невелика, значительное место принадлежит сфере услуг, развиваются сельское и лесное хозяйство, рыболовство. Основной экономический центр - Сендай.

Хоккайдо (префектура Хоккайдо) - район самого позднего экономического освоения, один из самых отсталых районов страны. В структуре экономики значительную долю составляют сельское и лесное хозяйство, рыболовство, а также добывающая промышленность; развивается нефтехимия, металлообработка. Экономическим центром

Хоккайдо является Саппоро, развитию экономики, созданию социальной инфраструктуры которого способствовали Олимпийские игры 1972 г.

Контрольные вопросы

  1. Какие факторы повлияли на исключительно быстрое развитие экономики Японии в послевоенный период до и после первого энергетического кризиса 1973-1974 гг.?
  2. В каких отраслях машиностроения Япония является мировым лидером?
  3. Какие сдвиги в территориальной структуре хозяйства можно отметить в последние десятилетия?
  4. Почему Япония практически свернула производство алюминия в 1990-е гг.?
  5. Какие возможности и проблемы характерны для российско-японских отношений?

1 По данным ИМЭМО РАН, в 1998 г. ВВП Японии составлял 2930 млрд долл., а среднедушевой ВВП - 24 075 долл.

 

594:: 595:: 596:: 597:: 598:: 599:: 600:: 601:: 602:: 603:: 604:: 605:: 606:: 607:: 608:: 609:: 610:: 611:: 612:: 613:: 614:: 615:: 616:: 617:: 618:: 619:: 620:: 621:: 622:: 623:: 624:: 625:: 626:: 627:: 628:: 629:: 630:: 631:: 632:: 633:: 634:: 635:: 636:: 637:: 638:: Содержание

 

638:: 639:: 640:: 641:: 642:: 643:: 644:: 645:: 646:: 647:: 648:: 649:: 650:: 651:: 652:: 653:: 654:: 655:: 656:: 657:: 658:: 659:: 660:: 661:: 662:: 663:: 664:: 665:: 666:: 667:: 668:: 669:: 670:: 671:: 672:: 673:: 674:: 675:: 676:: 677:: 678:: 679:: 680:: 681:: 682:: 683:: Содержание

Глава 25. Индия

  • Площадь - 3287 тыс. км2
  • Население - более 1 млрд чел. (2000 г.)
  • ВВП - 1,66 трлн долл. (1998 г.)
  • ВВП на душу населения - 1,7 тыс. долл. (1998 г.)1

Индия - одна из великих стран мира, концентрирующая 1/6 часть человечества. Это страна древнейшей культуры, хранительница арийско-ведических традиций. Освобождение Индии в 1947 г. от колониального господства Великобритании, длившегося около 200 лет, - одно из важнейших исторических событий XX в., оказавших глубокое воздействие на развитие мира. В годы независимости Индия добилась выдающихся успехов в социально-экономическом развитии. К концу 1990-х гг. общий объем ее ВВП увеличился более чем в 7 раз. Страна решила проблему продовольственной безопасности, перейдя от массированного импорта зерна в 1950 - начале 1960-х гг. к его экспорту. Она стала пятой по размерам ВВП, сравнявшись с Германией, вошла в десятку наиболее промышленно развитых стран мира и стала шестой державой, проводящей космические исследования, а с конца 1990-х гг. - обладательницей атомного оружия. Главный индекс

человеческого развития - ожидаемая продолжительность жизни - в Индии удвоилась, увеличившись с 32 лет в 1951 г. до 64 лет в 1991 г.

Индия занимает особое, исключительно важное место среди зарубежных партнеров России. Стратегический союз Индии и России имеет большое значение для всего мирового сообщества, для формирования сбалансированной, многополюсной глобальной геополитической структуры. Великая страна демонстрирует успешность развития, основанного на принципе "единства в многообразии". Модель социально-экономического развития Индии, соответствующая национальным интересам, гибко сочетающая план и рынок и обеспечивающая региональную интеграцию страны, - один из наиболее успешных в мире вариантов перехода к стратегии устойчивого развития в XXI столетии.

Географическое положение. Индия занимает полуостров Индостан и прилегающие с севера Индо-Гангскую равнину и часть Гималаев, образуя центральную часть Южной Азии и охватывая площадь 3287 тыс. км2. Ее территория простирается на 3214 км с севера на юг (от высочайших гор земного шара Гималаев до мыса Коморин) и с запада на восток на 2933 км. В состав Индии входят Лаккадивские коралловые острова (Лакшадвип) в Аравийском море, Андаманские и Никобарские острова в Бенгальском заливе.

Индия граничит с Пакистаном и Афганистаном на северо-западе, с Китаем, Непалом и Бутаном на севере, Мьянмой и Бангладеш на востоке. На крайнем юго-востоке Индию от Шри-Ланки отделяют узкий Полкский пролив и Манарский залив. Свыше 1/5 населения Шри-Ланки - потомки переселенцев из индийского Тамилнада.

Индийский субконтинент, центральную часть которого занимает собственно Индия, - огромный полуостров, выступающий в центре северного побережья Индийского океана и опоясанный дугой гигантских горных систем, которые отгораживают его от остальной Азии.

Грандиозный бастион Гималаев не представляет глухой стены для общения населения и взаимовлияния разных культур, традиций и верований. Труднодоступные горные перевалы через Гималаи (многие из которых лежат выше уровня альпийских вершин) издревле использовались для торговых связей, по ним передвигались паломники. Они исповедовали разные религии, но все преклонялись перед грандиозным величием заснеженных вершин "крыши мира". На северо-западе, к югу от Белуджистана находятся "большие ворота", охраняемые Пешаваром и переправой через Инд у Аттока, которые открывают основной проход на равнины Хиндустана. Тысячи лет в этом направлении

двигались народы, прибывавшие из Центральной Азии и оседавшие на плодородной Индо-Гангской равнине.

На востоке горные системы, окружающие долину Брахмапутры с юга, гораздо ниже, но джунгли затрудняли продвижение в соседнюю долину Иравади. Связи между Индией и Бирмой (Мьянмой) в основном шли морскими путями. Индийское торговое и культурное влияние широко распространилось в Юго-Восточной Азии - Бирме, Индонезии, Индокитае. Правда, узел мореходства традиционно находился на соседнем Цейлоне. Оживленная торговля велась между античным миром, арабской Юго-Западной Азией и Южной Индией.

Природные условия и ресурсы. В отличие от мозаичных природных ландшафтов Западной Европы, например, сравнимой по площади с Южной Азией, территорию последней составляют несколько различных и относительно целостных природных макроструктур - Гималаи и прилегающие высокогорные пространства; великая Индо-Гангская равнина и плоскогорье Декан, занимающее почти весь полуостров Индостан.

Север огромной горной дуги, опоясывающей Индию, занимают Гималаи ("Обитель снегов"), с северо-запада к ним примыкает Каракорум, с северо-востока - Ассена. Высшая точка Индии - гора Нангапарбат (8126 м). Гималаи образуют три гигантские ступени, поднимающиеся над Индо-Гангской равниной. Нижняя ступень - предгорья, сложенные мягкими породами, которые легко разрушаются; в период муссонных дождей здесь низвергаются разрушительные селевые потоки "чо".

Вторая ступень, Малые Гималаи отделяются от Больших Гималаев тектонической депрессией, в которой располагаются впадины и котловины. Среди них знаменитая Кашмирская долина с многочисленными озерами, долина Кулу и другие, чрезвычайно живописные, обладающие плодородными почвами и густо заселенные. Главный осевой хребет всей системы - Большие, или Высокие, Гималаи со средними высотами около 6000 м покрыты вечными снегами и ледниками. Гималаи - зоны высокой сейсмичности.

Величественные Гималаи сменяются плоской Индо-Гангской равниной. На северо-востоке к ней примыкает долина третьей великой реки - Брахмапутры. Индо-Гангская равнина - громадная геосинклиналь, заполненная аккумулятивными отложениями, на которых сформировались плодородные аллювиальные почвы. Это родина одной из древнейших земледельческих цивилизаций планеты, "колыбель" Хиндустана.

Геологически полуостровной Индостан, большую часть которого образует Деканское плоскогорье, - самая древняя часть страны. На

востоке оно переходит в плато Чхота Нагпур, концентрирующее богатейшие минеральные ресурсы страны. Средние высоты Деканского плоскогорья, сложенного гранитами и гнейсами, колеблются около 500 м. Его поверхность наклонена на восток - все крупные реки полуострова - Маханади, Годавари, Кришна Кавери - текут к Бенгальскому заливу. Их плодородные дельты издревле были густо заселены и интенсивно орошаются. Они стали ядрами формирования крупнейших южноиндийских наций.

Деканское плато постепенно повышается к западу, незаметно переходя в Западные Гаты, которые гигантскими крутыми ступенями спускаются к Аравийскому морю ("гаты" - лестница). На юге они смыкаются с более низкими Восточными Гатами. Побережье с густыми зарослями кокосовых пальм, под сенью которых прячутся многочисленные хижины, чрезвычайно живописно. На крайнем юге в Керале, Гоа, близ Бомбея (Мумбаи), а также в Мадрасе (Чиннаи) находятся великолепные песчаные пляжи - центры не только внутреннего, но и международного туризма.

Индия, располагающаяся в тропических и субэкваториальных широтах, отгороженная стеной Гималаев от воздействия континентальных арктических масс, - одна из самых жарких стран мира с типичным муссонным климатом. Она обладает термическими ресурсами, которые на всей территории, за исключением высокогорий, создают возможности для сельскохозяйственной деятельности в течение всего года. Главный природный фактор, лимитирующий их использование, - недостаточное влагообеспечение в сухие зимне-весенние сезоны. Муссонныйритм выпадения осадков определяет ритм хозяйственных работ и всего образа жизни. С ним связаны полевые сезоны, характер строительных работ, колебания уровня безработицы и цен. Запаздывание муссонных дождей или их недостаточное количество - бедствие для страны. 70-80% годового количества осадков выпадает за четыре месяца (июнь-сентябрь), когда приходит юго-западный муссон и почти беспрерывно идут дожди. Это время основного полевого сезона "хариф". Декабрь-февраль - зимний сезон, сухой и прохладный, когда цветут розы, расцветают многие деревья. В это самое приятное время для посещения Индии сюда прибывает и большое число иностранных туристов. Там, где есть орошение, в зимний сезон "раби" выращивают пшеницу, масличные и бобовые культуры, зимние сорта риса и др. Март-май - самый жаркий, сухой сезон, когда в Дели температуры обычно превышают +30...+35˚С, нередко поднимаясь и

выше +40˚С. Это изнуряющее время, когда выгорает трава, с деревьев осыпается листва.

Большую часть года практически на всей территории страны увлажнение недостаточно в сравнении с уровнем испаряемости. Даже районы, получающие наибольшие количества осадков - прибрежные низменности, Восток и Северо-Восток, включая самое влажное место мира плато Шиллонг, - в сухие сезоны испытывают резкий дефицит влаги. Зимние посевы повсеместно нуждаются в искусственном поливе.

Индия не относится к числу стран, богатых водными ресурсами: ее доля в водном мировом потенциале около 6%. Прогнозируется, что к 2025 г. водный потенциал страны (1050 км3) будет полностью освоен. В 1990-х гг. 83% используемых водных ресурсов Индии приходилось на ирригацию, 4,5% - на бытовое потребление, 2,7% - на промышленность, 1,8% - на энергетику. Общий гидроэнергетический потенциал страны оценивается в 600 млрд кВт ч в год. Под давлением расширяющихся потребностей в других секторах доля ирригации должна снизиться до 74% к 2025 г. Растущий водный дефицит предопределяет необходимость всемерного повышения рационализации водопользования.

Водные ресурсы делятся на две категории: бассейн трех великих гималайских рек и речные бассейны полуостровной Индии. Ганг, Инд, Брахмапутра, зарождающиеся в ледниках Гималаев и Каракорума, концентрируют около 77% всех водных ресурсов страны. Реки полуостровной Индии, впадающие в Бенгальский залив (Маханади, Годавари, Кришна, Кавери и др.), обладают 14% общеиндийского водного потенциала; на реки западного направления (Нарбада, Тапти и др.) приходится еще 5%. Для всех рек характерен крайне неравномерный режим стока. В дождливый сезон они широки и многоводны, в паводки разливаются на несколько километров, а в засушливый сезон превращаются в ручьи, теряющиеся в песчаных поймах.

Наиболее богатые водными ресурсами регионы северо-восточной Индии страдают от ежегодных наводнений в бассейнах Брахмапутры и Ганга (особенно в его нижней части). Подобные стихийные бедствия обрушиваются и на густозаселенные прибрежные территории, которые ктомуже страдают от морской эрозии, циклонов и др. Наводнениям подвержена 1/8общей площади страны.

Площадь орошаемых земель в Индии - самая большая в мире. Она расширилась с 22,6 млн га в 1950 г. до 89,3 млн га к 1997 г. С первых лет независимости во всех крупных речных бассейнах стали сооружаться мощные гидроузлы, сочетающие крупные водохранилища, сеть ирригационных

каналов и выработку электроэнергии. Крупнейшим среди новостроек стало сооружение Бхакра-Нангальского гидроузла на реке Сатледж в Пенджабе, рассчитанного на орошение 1335 тыс. га и 1204 тыс. кВт установленных энергетических мощностей.

В Индии разрабатываются проекты переброски вод. Они необходимы из-за полного истощения некоторых речных бассейнов, особенно в Тамилнаде и других районах страны. Так, проект соединения низовий Ганга и Брахмапутры (что требует совместных работ Индии и Непала) ставит целью переброску в сухой сезон вод Брахмапутры в Гангекий бассейн, что позволит дополнительно оросить 22 млн га. Этот проект нужен и для нормального функционирования мелеющего Калькуттского порта.

Если исключить территории с экстремальными природными условиями - Гималайские высокогорья, соляную пустыню Кач, то можно говорить о почти исключительном распространении антропогенных ландшафтов, многие из которых находятся в стадии деградации. Крупнейшие сельскохозяйственные ресурсы концентрируются на севере в пределах Индо-Гангской равнины, которая занимает около 1/5 территории страны, но концентрирует почти 40% ее аграрного населения. Распаханная более чем на 3/4 > она почти безлесна, лугов и пастбищ почти нет.

В полуостровной части наиболее богатыми сельскохозяйственными ресурсами обладают прибрежные низменности. Обладая менее 15% территории, они сосредоточивают более 20% населения страны. Внутренние территории полуострова (за исключением Центрально-Индийских гор и плато), составляя около 22% площади страны, имеют менее 20% ее населения. Наиболее распахана и обезлесена северо-западная часть Декана - лавовые семиаридные плато с сухими саваннами и кустарниками служат основой крупнейшей зоны неполивного земледелия. В южной части Декана (кроме крайнего Юга) преобладают семиаридные равнины с сухими редколесьями на красно-бурых почвах относительно невысокого естественного плодородия.

Древние, сильно разрушенные горы и плато Центральной Индии - самая бедная сельскохозяйственными ресурсами часть страны.

Структура земельного фонда Индии выделяется чрезвычайно большой долей пашни (50,7% против среднемирового показателя 11,5%), ничтожной долей выгонно-пастбищных угодий (соответственно 3,9% против 19,4%) при самом многочисленном в мире поголовье скота и слабой зале-сенностью (19,5%). Леса сохранились в основном в труднодоступных

горных и сильно пересеченных территориях. Сильно обезлесенная страна испытывает нехватку древесины, дров и сырья для целлюлозно-бумажной промышленности. Сведение лесных массивов, особенно в районах водосборов рек, усиливает неравномерность поверхностного стока и силу ежегодных наводнений.

Длительная эксплуатация природных ресурсов, нарушение нормального соотношения угодий вызывают деградацию антропогенных ландшафтов в широких масштабах. Особенно быстро идут эрозионные процессы: ими охвачена почти половина территории Индии, в том числе примерно 60% пахотных угодий, 95% выгонно-пастбищных угодий. В некоторых районах, например на плато Шиллонг, Чхота Нагпур, в Западных Гатах, они приняли необратимый характер.

В этих условиях одной из центральных проблем становится восстановление и охрана нормальных циклов воспроизводства возобновимых природных ресурсов, рациональное их использование. Действующее с 1985 г. Министерство окружающей среды и лесов работает в сотрудничестве с разветвленной сетью научно-исследовательских центров и специализированных учреждений, проблема лесов занимает центральное место в его работе. В национальной политике лесов, принятой в 1968 г., была определена задача увеличить лесопокрытую площадь как минимум до 1/3 в структуре земельного фонда.

Мировоззрение индуизма, включающее космогенные подходы и боготворение всего живого, ближе к современной концепции ноосферы (сферы разума), чем западные модели общества потребления. Индия активно действует на международной арене, стремясь к реализации стратегии перехода к устойчивому развитию, подчеркивая необходимость справедливого распределения ресурсов и охраны общего достояния человечества - климата, вод Мирового океана и подписав множество международных соглашений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.54.128 (0.057 с.)