Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Несамоуправляющиеся территории (на конец 1999 г.)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Продолжение табл. 2.8
3. "Проблемные" территории с переходным и международно непризнанным статусом,в том числе "государства-осколки", являются главным образом результатом различных национальных и политических процессов, прежде всего стремления к суверенизации, и представляют собой источник острых региональных геополитических проблем. Часть из них возникла вследствие незавершенности национально-освободительной борьбы, что обычно было связано с вмешательством в нее соседних государств. Таковы случаи Восточного Тимора (бывшей португальской колонии, оккупированной в 1975 г. Индонезией), Западной Сахары (бывшей испанской колонии, оккупированной в 1976 г. и затем включенной в состав Марокко), арабских территорий Палестины (сектор Газа, Западный берег реки Иордан), захваченных в 1948-1949 гг. и в 1967 г. Израилем, но добившихся в 1993 г. права на автономию, которая постепенно расширяется. Вопрос о самоопределении населения этих территорий решается при посредничестве ООН (Западная Сахара, Восточный Тимор) или ведущих держав (Палестина). Кроме того, Израиль продолжает оккупировать Голанские высоты соседней Сирии. Иным образом - в результате гражданской войны в Китае и "холодной войны" - в 1949 г. в Азии на острове Тайвань сохранилось государство Китайская Республика, до 1971 г. представлявшее в ООН весь Китай (с 1971 г. - КНР). Наконец, в русле сепаратистских тенденций, не всегда обусловленных национально-освободительными мотивами, в составе современной ПКМ появляются самопровозглашенные, не признанные международно государства. Еще в 1974 г. в результате оккупации Турцией территории проживания турок-киприотов возникает Турецкая республика Северного Кипра. В процессе распада СССР в начале 1990-х гг. на территории некоторых союзных республик провозглашают себя как самостоятельные Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, а во второй половине 1990-х гг. находящаяся в составе России, но возглавляемая сепаратистским руководством Чечня считала себя независимым государством Ичкерия. (В 2000 г. начался процесс восстановления федеральной власти при упорном сопротивлении сепаратистов и иностранных наемников.) В конце 1990-х гг. в результате военных действий религиозно-политического движения "Талибан" на большей части территории Афганистана провозглашено создание "Исламского Эмирата Афганистан" с центром в Кандагаре (как центр подготовки международных террористов он был ликвидирован в конце 2001 г. в ходе международной антитеррористической операции). В первой половине 1990-х гг. Сомали распалась на несколько враждующих государственных образований. Специфическую группу составляют "государства без территории" - Палестина и Сахарская Арабская Демократическая Республика, создавшие высшие органы государственной власти "в изгнании" (в странах, сопредельных с их временно оккупируемыми территориями) и получившие широкое международное признание (Палестина имеет статус наблюдателя в ООН). Особенности политической организации общества (принципов и механизмов осуществления властных полномочий управленческими структурами) в пределах государственной территории суверенных стран позволяет понять их типология по различиям в характере и формах государственного строя (см. также Приложение 7). 1. Форма государственного правления показывает устройство высшей государственной власти, т.е. характер взаимоотношений между ее законодательной, исполнительной и судебной ветвями по поводу государственного управления. Наиболее распространенной и исторически численно растущей является республиканская форма, при которой все высшие органы власти формируются на выборной либо представительской основе, законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. История республик восходит к античному времени - древнегреческие Афины, Спарта (V-IV вв. до н.э.), Рим (V-II вв. до н.э.); были они и в средние века - Венеция, Генуя, Флоренция, Псков, Новгород, ганзейские вольные города и др. Старейшими из ныне существующих республик являются Сан-Марино и Швейцария (с XIII в.). Однако еще в начале XX в. республик было в несколько раз меньше, чем монархий. Национально-освободительные процессы, буржуазные и социалистические революции, войны XX в., распад социалистических стран способствовали стремительному росту их числа (1991 г. - 127, 1998 г. - 150). В президентских республиках, количественно преобладающих (прежде всего за счет развивающихся стран), основные властные полномочия сосредоточены в руках президента (он - глава государства, правительства, верховный главнокомандующий и др.). Различными вариантами таких республик являются США, Франция, Бразилия, Аргентина, Индонезия, Чехия, большинство стран - членов СНГ: Россия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Азербайджан и др. Парламентские республики выделяются принадлежностью основных властных полномочий парламентам, формирующим правительства, а функции президента ограничены (Германия, Австрия, Швейцария, Италия, Греция, Израиль, Турция, Индия и др.). Особой формой республиканского строя являются идеократиче-ские республики,где осуществление властных полномочий президентами, парламентами, судами и в целом функционирование политический системы страны опираются на определенную политическую или религиозную идеологию, а выражающие их партия или лидер играют ключевую роль в государственном управлении. Таковы социалистические (КНР, КНДР, Вьетнам, Лаос, Куба) и исламские (Иран, Пакистан, Афганистан, Судан и др.) республики. К "отчасти" идеократи-ческим республикам можно отнести также Эстонию, Латвию и некоторые другие постсоциалистические и развивающиеся страны с приоритетом в государственной жизни религиозной или национальной идеи и прав коренного этноса (или одного из этносов), что ведет к дискриминации других народов (в частности, так называемого некоренного русскоязычного населения в названных Прибалтийских государствах). При монархической форме государственного правления, наиболее распространенной еще в начале XX в., верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху (императору, королю, султану, князю, эмиру и т.п.) и обычно передается по наследству. Исторически древнейшей разновидностью этой формы являются абсолютные монархии с неограниченной властью правителя, первоначально возникшие в виде восточных деспотий (конец IV-II тыс. до н.э. - Египет, шумерские и протоиндийские государства, Китай, Персия), затем античных империй, в частности Римской (конец 1 тыс. до н.э. - начало I тыс. н.э.). Ее строй в главных чертах в дальнейшем неоднократно воспроизводился в крупных европейских державах - Франции, Испании, Германии, России и др. Процессы капитализации общества и буржуазно-демократических революций привели к появлению новой формы монархической власти - конституционных (парламентских) монархий, где полномочия монарха ограничены конституцией, а властные функции сосредоточены в руках парламентов (законодательные) и формируемых ими правительств (исполнительные). Национально-освободительные процессы в британской колониальной системе привели к появлению в XX в. такой специфической формы конституционной монархии, как "государство в составе Содружества". Ее имеют 16 стран - членов этой международной организации, возглавляемой Великобританией (в прошлом ее колонии), которые признают главой своих государств британскую королеву, представленную в них генерал-губернаторами. Сочетание в монархической власти религиозных и светских функций привело к появлению теократических монархий,где монарх одновременно является религиозным главой. В настоящее время существует более 40 монархий (см. Приложение 7), среди которых подавляющее большинство - конституционные, представленные, прежде всего, в Европе - 12, особенно в бассейне Северного моря (в том числе Великобритания, имеющая также признаки теократической монархии), в Азии - 9, в Африке - 3, в Америке - 9 (преимущественно в Карибском бассейне, все - "государства в составе Содружества"), в Австралии и Океании - 5 (в том числе 4 - "государства в составе Содружества"). Абсолютных монархий осталось 6, в основном в Азии (5) и Ватикан в Европе; три из них являются также теократическими - Ватикан, Саудовская Аравия и Бруней. Фактически в абсолютные монархии превратились Бахрейн и Кувейт, несмотря на их конституционный статус. Особенностью монархической власти в федеративных государствах Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, а также в Ватикане является ее выборность. 2. Неотъемлемым свойством государственного строя любой страны является ее административно-территориальное устройство (или форма государственного устройства). Оно характеризует геополитическую структуру страны - формы политического управления внутренним геопространством (территорией, акваторией, аэроторией), для понимания которых важнейшим качеством служит принцип разделения властных полномочий между центральными и местными органами власти. По этому признаку подавляющее большинство стран мира (в том числе по крупным регионам) являются унитарными государствами, управление которыми централизовано, т.е. осуществляется центральной властью на основе единой конституции во всех административно-территориальных единицах, не имеющих качеств суверенитета. Более молодой формой государственного устройства является федерация или федеративное (союзное) государство. Оно образуется субъектами федерации (штатами, республиками, провинциями и т.п.), разделившими властные полномочия с центральными (федеральными) органами власти и поэтому обладающими собственными законами (конституциями), представительными и исполнительными органами, но признающими приоритет федеральных. Обычно федерации имеют двухпалатные парламенты, в одной из которых представлены субъекты федерации, а в названиях таких государств отражено федеративное устройство (см. Приложение /). В конце 1990-х гг. их было 27, в том числе в Европе - 8, в Азии - 5, в Африке - 5, в Америке - 7, в Австралии и Океании - 2. Основными причинами создания федераций в разное время были: особенности исторического развития (США, ФРГ, ОАЭ и др.), огромные размеры территории (Канада, Австралия, Бразилия и др.) или ее разобщенность (островные Федеративные штаты Микронезии, Республика Коморские острова), многонациональный состав населения (Индия, Нигерия, ЮАР и др.) или сочетание нескольких причин (СССР, Россия). Ряд стран, относящихся к унитарным, тем не менее имеют признаки федеративного государства (наличие в их составе автономных образований и др.), например Дания, Франция и др. Крупнейшими (по числу субъектов) федеративными государствами являются: Россия (89, в том числе 21 республика, 10 автономных округов, автономная область, 49 областей, 6 краев, 2 города федерального значения), США (50 штатов) и Индия (25 штатов и 7 союзных территорий). В многонациональных федерациях проблемы в межнациональных отношениях часто становятся фактором, дестабилизирующим государство и нередко, в сочетании с другими причинами, приводящим к его распаду, как это произошло в начале 1990-х гг. с СССР, Югославией, Чехословакией, Азербайджаном, Грузией, Молдавией, Боснией и Герцеговиной. Исторически редкая, хотя и насчитывающая несколько столетий, форма государственного устройства - конфедерация. Она предполагает объединение суверенных государств (при сохранении собственных органов власти, конституции и др.) для достижения общих целей (военных, политических, социально-экономических, национальных). Для координации усилий образуются совместные законодательные и исполнительные органы - парламенты, президентские советы, комиссии и др. Конфедерациями были Швейцария (постепенно превратившаяся в федерацию), США (в первое десятилетие своей истории), Объединенная Арабская Республика (объединение Египта и Сирии в 1958-1961 гг.). В настоящее время юридически оформленных конфедераций в мире нет, но их признаками обладают Европейский союз (15 стран, идущих по пути экономической, социальной и политической интеграции) и формирующийся с конца 1990-х гг. Союз Белоруссии и России, имеющие ряд совместных межгосударственных органов. Определенный конфедеративный потенциал несут в себе неурегулированные отношения некоторых "государств-осколков" и их "материнских" стран (Приднестровье - Молдавия, Абхазия - Грузия, Тайвань - Китай и др.). 3. Одним из качеств государственного строя и в целом политической системы любой страны является политический режим или тип правления - средства и методы осуществления властных полномочий, характеризующие отношения между государством и обществом. В укрупненном виде по особенностям политических режимов в современной политологии принято различать три типа стран - демократические, авторитарные и тоталитарные. Демократическими считают режимы государственной власти, которым присущи выборность и разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной), правовое государство с равенством всех перед законом, многопартийная политическая система. Такие режимы сложились в развитых капиталистических странах (буржуазно-демократических) и в главных чертах формируются в большинстве постсоциалистических и в части развивающихся (наиболее развитых, например в новых индустриальных странах). Для авторитарных режимов характерна концентрация власти в руках одного лица или органа, принижающая роль других государственных институтов (прежде всего представительских), сведение к минимуму и подавление оппозиции, командные методы руководства, ограничение свобод. Черты авторитаризма обычно характерны для абсолютных монархий, но также для многих президентских республик развивающихся стран (особенно африканских, Ирака и др.) и части постсоциалистических (например, Туркмении, Узбекистана). Тоталитарный режим с точки зрения западной политологии считается крайней формой авторитарного и представляет собой государственно-политическую систему управления, осуществляющую контроль над всеми областями общественной жизни исходя из принципов определенной идеологии (обычно политической или религиозной). В настоящее время такие режимы характерны для большинства идеократических республик (в социалистических странах для его обозначения обычно используется термин "социалистическая демократия"). Рассмотренные в главе типологии стран являются необходимым инструментом последующей характеристики политических карт отдельных регионов и субрегионов мира. Контрольные вопросы
1 Показатели ВВП и ВВП на душу населения стран даны здесь и далее (если не оговорено особо) по состоянию на 1996 г. для возможности их широкого сопоставления. Именно на эту "базовую" дату имеются данные по максимально возможному числу стран мира (213), полученные Институтом экономического анализа (А. Илларионов) исходя из результатов и методик Программы международных сопоставлений ООН (в ценах и по паритетам покупательной способности национальных валют 1993 г.). Используемые в главе 2 и в последующих главах по регионам и отдельным странам более "свежие" данные названных показателей (на 1998, 1999 и 2000 гг.) рассчитаны международными и экономическими организациями либо Институтом мировой экономики и международных отношений РАН (Б.М. Болотиным) по более поздним паритетам покупательной способности валют и ценам (преимущественно второй половины 1990-х гг. и 2000 г.) и с более полным учетом структуры ВВП России. Поэтому они заметно отличаются от "базового" 1996 г. и, кроме того, охватывают значительно меньшее число стран, что ограничивает возможности их использования для целей типологии и сравнений. - Примеч. ред. 1 Содружество Независимых Государств, Союз Беларуси и России, ОИКОБСЕ, Совет Европы,ЕЭК ООН, ЭСКАТО ООН, ЕВРАЗЭС, ГУУАМ ОЭС, ЧЭС, ЕБРР, АзБР, ЦАЭС, ИБР, СГЦА 1 Неправительственные организации. 2 Здесь и далее, если не оговорено особо, суммы указываются в долларах США.
65:: 66:: 67:: 68:: 69:: 70:: 71:: 72:: 73:: 74:: 75:: 76:: 77:: 78:: 79:: 80:: 81:: 82:: 83:: 84:: 85:: 86:: 87:: 88:: 89:: 90:: 91:: 92:: 93:: 94:: 95:: 96:: 97:: 98:: 99:: 100:: 101:: 102:: 103:: 104:: 105:: 106:: 107:: 108:: 109:: 110:: 111:: 112:: Содержание
113:: 114:: 115:: 116:: 117:: 118:: 119:: 120:: 121:: 122:: 123:: 124:: 125:: 126:: 127:: 128:: 129:: 130:: 131:: 132:: 133:: 134:: 135:: 136:: 137:: 138:: 139:: 140:: 141:: Содержание Глава 3. Геополитические представления человечества Во все времена существования человечества людям приходилось решать, кто из окружавших их близких и дальних соседей - друг, а кто - враг; с кем из них стоит строить добрые отношения, а на кого идти войной. Основания, по которым делался выбор союзников и противников во внешнем мире, могли быть абсолютно различны - начиная от споров по поводам, аналогичным свифтовской войне "туттоко-нечников" и "остроконечников", до абсолютно прагматичной заинтересованности в новом экономическом пространстве. Неизбежно люди, населявшие ту или иную территорию, формировали свое собственное геополитическое представление о мире. С возникновением государства главным агентом мировой политики, а значит, носителем таких представлений стало само государство. Соответственно любое государство в каждый момент времени имело и имеет свое геополитическое представление о мире, главным элементом которого всегда выступает некая классификация стран и регионов мира по их геополитической значимости для данного государства. Понятно, что такая классификация у каждого государства собственная. В свое время на страницах крупнейших периодических изданий США была воспроизведена карта, на которой студенты одного из университетов изобразили государства мира, изменив реальный размер их территории в соответствии со значением, которое уделяется, с их точки зрения, данному государству внешней политикой США. Самым крупным государством при этом подходе оказалась Куба... Думается, что сегодня другие страны и регионы намного перекрыли бы размер Кубы на подобной карте. Нет сомнений, что совсем иная карта существует в представлениях российских или, скажем, японских политиков и простых людей. Возникает вопрос: если геополитические картины мира столь разнятся во времени и пространстве, то можно ли вообще говорить о существовании каких-либо общих, универсальных оснований для классификации стран и регионов мира? Безусловно, геополитические представления о мире возникают не на пустом месте. Имеется ряд факторов, влияющих на формирование таких представлений. Перечислим наиболее существенные и постоянно действующие факторы такого рода. 1. Географическое положение. То, с кем граничит данное государство, насколько облегчен или затруднен для него доступ к другим регионам, не может не сказываться на формирующихся внешнеполитических воззрениях. Так, например, очевидны приоритеты внешней политики государства Лесото, со всех сторон окруженного территорией Южно-Африканской Республики, или Монголии, "зажатой" между территориями двух великих соседей - Китая и России. Совсем по-иному должны выглядеть геополитические представления, скажем, Великобритании - островного государства, лежащего на самых напряженных торговых морских путях, или Австралии, не имеющей сухопутных границ. Людям, живущим в других частях мира, бывает трудно перенестись в иное геополитическое пространство, взглянуть на мир глазами жителя другой части мира. Даже простое картографическое изображение, в центр которого поставлен иной регион, дает представление о том, насколько изменяет восприятие мира простое географическое положение субъекта. 2. Знания о мире. Христофор Колумб, даже приплыв к берегам Америки, был уверен, что достиг вожделенной Индии. Очень долгое время наши предки гадали, существует ли материк, лежащий в районе Северного полюса. Геополитические представления прошлого не могли простираться далее известного на тот период времени пространства. Со временем эпоха географических открытий прошла, и на первый план в формировании геополитических представлений вышли знания другого рода. В сегодняшнем мире скорее уровень знаний о законах развития общества, теории, объясняющие возникновение центров силы, влияют на геополитические взгляды и представления. 3. Реальное распределение власти в мире в каждый момент времени проявляется в отношениях властвования - подчиненности, складывающихся вокруг государства. Нет сомнения, что геополитические представления, например, колониально зависимого государства или освободившегося от такой зависимости принципиально различны. Наверное, нет такого государства в мире, геополитические представления которого не изменились после окончания эпохи биполярного мира времен "холодной войны". 4. Разные причины, включая описанные выше, влияют на возникновение в обществе системы мировоззренческих представлений и идеологий, которые могут быть напрямую не связаны с пространственными факторами, но способны влиять на появление и распространение особых геополитических представлений. Так, великие крестовые походы средневековья были связаны с христианскими теориями о Гробе Господнем, ход Второй мировой войны был тесно связан с теорией жизненного пространства и расовыми теориями, культивировавшимися руководством третьего рейха. Все перечисленные выше факторы оказывали влияние на формирование геополитических представлений государств и иных субъектов политики на протяжении едва ли не всей человеческой истории. Однако лишь в конце прошлого века человечество стало пытаться базировать свои геополитические воззрения и доктрины на теориях, имевших научные обоснования. Считается, что именно конец XIX в. положил начало эпохе научной геополитики. С этого времени общие геополитические теории оказались способны формировать внешнеполитические доктрины ведущих держав и влиять на всю мировую политику. Влияние таких общих научных геополитических теорий стало сказываться на жизни всего человечества: самые драматические события прошедшего столетия связаны с попытками применения на практике положений той или иной теории. Естественно, что каждая из таких влиятельных теорий не могла не породить свою геополитическую классификацию государств и регионов мира. Некоторые из этих теорий уходили в прошлое вместе со временем, их породившим, некоторые же уже многие десятилетия продолжают будоражить умы политиков и влиять на их представления. Разные геополитические теории базируются на принципиально различных объяснительных основаниях, поэтому едва ли можно сегодня говорить о какой-либо общепринятой или универсальной геополитической классификации. Ниже мы постараемся представить наиболее влиятельные научные геополитические теории и связанные с ними представления о геополитическом делении мира. Все западные научные геополитические теории можно условно разделить на три школы, различающиеся происхождением их объяснительных моделей: классическую геостратегию, теорию органического государства и постмодернистскую школу, ядром которой выступает направление геополитической экономии. Каждая из этих школ имеет сегодня своих сторонников среди ученых и политиков, и каждая отличается особым взглядом на геополитическое деление мира и классификацию регионов и государств. Классическая геостратегия. Геополитическая школа классической геостратегии зародилась в конце XIX в. с появлением теорий, которые пытались объяснить различия в потенциальной силе государств и регионов исходя из их географического положения. Именно эти основания для классификации регионов мира и остаются отличительным признаком теорий данной школы по сей день. Первым представителем школы классической геостратегии по праву называют Агфреда Мэхана (Alfred Thayer Mahan, 1840-1914). Алфред Мэхан - американский военно-морской историк, который дослужился до звания адмирала ВМФ США, избирался президентом американского исторического общества и был весьма влиятельным политиком. Основные идеи его геополитической теории изложены Мэханом в книгах "Влияние морских держав на историю" (1890) и "Американский интерес во власти на море" (1897). Морские пути считались главным и наиболее эффективным средством передвижения в мире, на морской транспорт приходился основной объем перемещения грузов в межгосударственном обмене, единственной возможностью влиять на другие части света было использование флота. Таким образом, по логике Мэхана, чтобы претендовать на глобальную роль в мировой политике, государство неизбежно должно иметь возможность контролировать важнейшие морские пути. Поэтому "морское" географическое положение государства предопределяет его потенциальную силу. Благоприятное морское положение, по Мэхану, определяется наличием удобных выходов в Мировой океан, береговой зоной, благоприятной для развития портов и удобной для целей обороны, легким доступом к основным морским путям, для чего необходимо развитие системы морских баз по всему миру. Островное положение государства, претендующего на мировое господство, является крайне выгодным с точки зрения защищенности от нападения извне и всех признаков морского сложения. Несомненно, необходимым условием превращения государства в сверхдержаву выступает его способность экономически и технологически создать мощный флот. Мэхан первым указал на геополитический раскол в мировой политике, пролегающий между морскими и сухопутными державами, раскол, предопределенный факторами географического положения. Концепция Мэхана очень хорошо объясняла логику появления великих держав прошлого и делала вполне естественной современную ему роль островной Великобритании с ее морской империей как мировой сверхдержавы. Однако Мэхан был гражданином другой страны, географическое положение которой также, согласно его теории, давало возможность претендовать на роль морской сверхдержавы. Своей гражданской задачей Мэхан считал необходимость убедить американское правительство начать процесс превращения США в великую морскую державу. Он считал, что для США переход от политики изоляционизма к активной роли в мировом сообществе представлял собой не столько одну из возможностей развития, сколько насущную необходимость, поскольку рано или поздно США будут так или иначе втянуты в глобальные политические конфликты. Взгляды Мэхана стали весьма популярны среди политиков конца XIX - начала XX в. как в США, так и за их пределами. Наибольшее влияние Мэхан и его идеи имели на администрации президентов В. Мак-Кинли (1897-1901) и Т. Рузвельта (1901-1909), знакомы они были и В. Вильсону, и Ф.Д. Рузвельту. Именно по настоянию Мэхана США осуществили захват Гавайских островов, установили контроль практически над всем Карибским бассейном, оккупировали Филиппины. Несомненным триумфом воплощения геополитической доктрины Мэхана стали захват Панамы и строительство Панамского канала, что позволило США эффективно перебрасывать ресурсы из Атлантического бассейна в Тихий и Индийский океаны. Едва ли не более влиятельными идеи Мэхана стали в Германии, Великобритании и Японии. Германия и Япония переориентировали свою военную доктрину на строительство мощных флотов, что впоследствии существенно повлияло на события первой четверти XX в. Несмотря на то что А. Мэхан относится к более старшему поколению, традиционно основателем современной геополитики принято считать сэра Хэлфорда Дж. Маккиндера (Halford J. Mackinder, 1861-1947). X. Маккиндер - британский географ и политик, директор Лондонской школы экономики, член Британского Парламента, многолетний председатель Имперского комитета по судоходству. Интересно, что в 1919-1920 гг. он являлся британским военным комиссаром по Югу России. Точно так же, как и Мэхан в США, Маккиндер в Великобритании активно проводил свои взгляды в конкретную политику, в чем весьма преуспел. Нет никакого сомнения в том, что научные представления Маккиндера сформировались под влиянием идей Мэхана. Маккиндер полностью разделял исходный тезис Мэхана о том, что мировая политика определяется главным расколом, конфликтом интересов между морскими и сухопутными державами. Однако Маккиндер считал, что эра мирового приоритета морских держав проходит, ей на смену приходит эпоха сухопутного владычества. Свой вывод он делал на основании анализа стратегических преимуществ, которые несло с собой развитие новых технологий на транспорте и в коммуникациях. Бурное развитие железнодорожного транспорта, по его мнению, произвело переворот не только в экономике, но и в глобальной политике, сделав "сухопутную мобильность" более эффективной по сравнению с морской. При изложении теории Маккиндера традиционно упоминают три его работы, написанные в разные исторические эпохи, где он существенно корректировал свои взгляды. Первая работа, принесшая Маккиндеру известность, первоначально увидела свет в форме доклада Королевскому географическому обществу, а позже - в виде статьи под названием "Географическая ось истории" (1904). В ней он облек в конкретные географические очертания базисный конфликт между "людьми моря" и "людьми суши". Главной идеей этой работы был тезис о существовании обширной территории, географическое положение которой предопределяет ее потенциальную роль мирового центра власти. Вся мировая политическая история неизбежно вращается вокруг этого потенциального центра. Эта территория - домен "людей суши" - огромный массив земли, лежащий на северо-востоке Евразии и определяемый по бассейновому принципу как территории Арктического и бессточного бассейнов. Сама природа, по мнению Маккиндера, защитила эту территорию от возможности завоевания с моря. Действительно, суровость климата, делающая крайне сложной навигацию по северным морям и великим сибирским рекам; особенности рельефа и ландшафтов, прикрывающих ее с юга и востока труднопроходимыми для больших армий пространствами; невозможность проникновения флотов морских держав в бассейны Каспийского и Аральского морей - все это превращает данную территорию в гигантскую природную крепость, практически недоступную для завоевания с моря. Этот домен "людей суши" с юга и запада окружен территориями,, по физико-географическим условиям гораздо более благоприятными для развития человеческого общества и обладающими хорошими выходами в Мировой океан. Именно здесь развивались морские цивилизации, достигавшие мирового господства в "Колумбову эпоху", продолжавшуюся со времен Тюдоров до XX в. "Морские" территории, непосредственно граничащие с "осевой зоной истории", Маккиндер объединил под названием "внутренний, или переходный, полумесяц" и включил в него Западную Европу, Ближний Восток, Индию и Китай. За пределами "внутреннего полумесяца" лежат территории "внешнего полумесяца" морских держав, который включает в себя практически весь остальной мир, не имеет непосредственного контакта на суше с "осевой зоной" и, следовательно, не подвержен напрямую опасности завоевания с ее стороны. Два государства на карте Маккиндера 1904 г. имели особое положение: Великобритания и Япония. Хотя они и находились территориально близко к "внутреннему полумесяцу", их островное положение делало их стратегически такими же труднодоступными для завоевания "людьми суши", как и зону "внешнего полумесяца". Поэтому они и были отнесены к последнему (рис. 3.1). Вывод, который делал Маккиндер в этой работе, сводился к тому, что если в "Колумбову эпоху" морская мобильность была стратегически главной и делала морские державы потенциально сильнее, то с развитием сети железных дорог, связавших балтийское побережье с тихоокеанским, наступает эра политического превосходства "людей суши". Интересно, что во времена, когда Великобритания еще оставалась очевидным лидером в мире, Маккиндер предсказал ее упадок и появление новой сверхдержавы - России или любой другой, которая сумеет установить контроль над территорией "осевой зоны". Кроме того, очень важное место в данной работе Маккиндер отводил анализу воздействия типа ландшафта на становление и развитие наций и цивилизаций. Второй классической работой, написанной уже в другую эпоху, последовавшую за окончанием Первой мировой войны и победой социалистической революции в России, явилась книга "Демократические идеалы и реальность" (1919). В ней Маккиндер существенно скорректировал свои представления и ввел новую терминологию, которая и по сей день широко используется политиками и учеными. Так, он ввел понятие "мировой остров" - крупнейший массив суши, со всех сторон окруженный океаном, в который входят Европа, Азия и Африка. В таком макромасштабе Северная Америка, будучи максимально приближе
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.24.176 (0.012 с.) |