Городское население Великобритании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Городское население Великобритании



Агломерации (конурбации) Численность населения, млн чел.
Большой Лондон 7,6
Западный Мидленд (Бирмингем) 2,6
Большой Манчестер 2,6
Западный Йоркшир (Лидс) 2,1
Клайдсайд (Глазго) 1,7
Мерсейсайд (Ливерпуль) 1,5
Южный Йоркшир (Шеффилд) 1,1
Майнсайд (Ньюкаслапон-Тайн) 1,1

Пик роста городского населения пришелся на 1960-е гг., т.е. намного раньше, чем в других развитых странах. Процесс деконцентрации начался с оттока населения из центральных частей городов. Наиболее драматичным примером сокращения населения в центре является Лондон: в Сити (центральная часть площадью 1 кв. миля) в 1851 г. проживало 128 тыс. чел. (четверть жителей Лондона), а в настоящее время - около 5 тыс. чел., в современных границах центральной части Лондона насчитывается 2,5 млн чел. В 1970-е гг. начинается убыль городского и рост негородского населения. Контрурбанизация - феномен

1980-х гг. для большинства развитых стран - в Великобритании начал играть доминирующую роль уже в 1970-е гг. (рис. 16.1). В период с 1981 г. и до последнего времени агломерации, за исключением Западного Йоркшира, теряли население, особенно сократилось население Мерсейсайда - на 5%. Однако из-за продолжающейся концентрации мигрантов в южной и юго-восточной Англии в последние годы отмечается рост населения Большого Лондона, главным образом в периферийных частях агломерации. Наиболее быстрыми темпами увеличивается негородское население курортов, новых городов, сельских поселений; люди переезжают в лучшие по качеству жизни районы страны. Масштаб контрурбанизации в Великобритании гораздо шире, чем в других странах Европы, так как она имеет большое количество индустриальных центров еще с XIX в. Прогнозные данные позволяют предположить, что эта тенденция пока сохранится, однако возможно и некоторое ослабление процесса на фоне снижения естественного прироста.

В социальной структуре большую часть составляют лица наемного труда (более 90%). Практически исчезли промежуточные классы и группы (крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы и т.д.). Элите общества (крупной буржуазии, лендлордам, высшему духовенству, составляющим всего 1 % населения) принадлежит более 50% национальных богатств страны. Доля занятых в сфере материального производства составляет менее 30% (в том числе в сельском хозяйстве 2%), в сфере услуг - более 70%.

Английский язык - один из самых распространенных в мире: для более чем 400 млн чел. это родной язык. Господствующей религией является англиканство, распространены также пресвитерианство и католицизм.

Характеристика хозяйства. К началу 1970-х гг. доля Великобритании в промышленном производстве и экспорте стран Запада упала до 7% против 12% в 1960 г. "Экономические чудеса" обошли страну, решительного перелома не принесла и начавшаяся добыча нефти в Северном море. Темпы развития экономики, бывшие низкими и на рубеже 1950-1960-х гг. (около 3%), к началу 1970-х гг. упали еще ниже (2,2%). По уровню жизни Великобритания "съехала" на одно из средних мест в Европе: на 20-25% ниже, чем в ФРГ и во Франции, при этом страна неизменно лидировала по стачечной активности. Конец 1970-х гг. ознаменовался глубоким спадом во всех сферах экономики. Сильно возросла безработица (до 10% рабочей силы в среднем, а среди молодежи - до 40%), в 1979 г. промышленное производство упало на 17%, что сравнимо с Великой депрессией 1930-х гг.


Рис. 16.1. Ежегодное изменение численности населения Великобритании по главным районам и метрополитенским графствам, 1970-2000 гг.

Коренные изменения экономики начались в 1979 г. с приходом к власти консерваторов, период правления которых был беспрецедентным по длительности (1979-1997 гг.). Прекратилась поддержка нерентабельных предприятий, сократились налоги для предприятий в приоритетных отраслях, были приватизированы почти все отрасли, национализированные после Второй мировой войны. В этот период особенностью британской экономики являлось ее оздоровление на базе интенсификации и рационализации структуры. Традиционно большое внимание уделялось поддержанию на высоком технологическом уровне сельского хозяйства (собственное производство обеспечивает около 80% потребностей страны). Приоритетное значение получили экологические проблемы. Предпринятые меры принесли ощутимые результаты: страна вышла на лидирующие позиции по уровню наукоемких производств.

Важным условием формирования научно-технического потенциала является финансирование сферы НИОКР, причем главным его источником является государство (от 40 до 50%). Среди развитых стран Великобритании принадлежит 2-е место по доле затрат на исследования в военных целях (прямые ассигнования составляют от четверти до половины общих расходов на НИОКР). "Бритиш аэроспейс" принадлежит 3-е место среди ВПК мира. В отраслевом разрезе около 33% всех средств направляется на развитие электронной промышленности, 16% - на аэрокосмическую технику, 20-24% - на химические технологии, 8% - на транспортное машиностроение. При этом значительная часть сферы НИОКР остается невостребованной и экспортируется в виде патентов и лицензий; по экспорту лицензий Великобритания уступает только США. Объясняется это тем, что, располагая сильным научным потенциалом, страна испытывает дефицит в специалистах среднего звена. Выпуск дипломированных специалистов в 1,5-2 раза отстает от потребностей производства, и это является главной причиной медленного внедрения разработок в производство. С невостребованностью национальных изобретений связан и проводимый в 1980-1990-е гг. курс на открытость экономики для иностранных инвесторов. Американские и японские (главным образом) предприниматели усиливают конкуренцию и заставляют активизироваться английских бизнесменов; иностранные инвесторы имеют те же права, что и англичане. Наряду с развитием новых отраслей не меньшее внимание уделяется техническому прогрессу традиционных: химическая промышленность занимает 2-е место после электронной по объему средств на НИОКР, Великобритания

- лидер в выпуске автомобилей высшего класса (70% машин марок "роллс-ройс" и "ягуар" идут на экспорт).

Общий кризис мирового хозяйства начала 1990-х гг. также затронул страну, наибольший спад производства пришелся на 1992 г. Но уже с этого года страна постепенно стала выходить из кризиса. В настоящее время продолжающийся экономический подъем - один из наиболее длительных за послевоенный период (среднегодовые темпы роста ВВП составляют 2,8%), однако в 1998 г. экономическое развитие страны несколько замедлилось. Подъем экономики привел к резкому сокращению безработицы (с 10,3% в 1993 г. до 5% к 1998 г.).

В целом в экономике в 1995 г. было занято около 28 млн чел., при этом наблюдалась устойчивая тенденция роста занятости в сфере услуг и падение - в промышленности и сельском хозяйстве.

В структуре ВВП на долю промышленности приходится чуть более 20% (сельское, лесное и рыбное хозяйство - менее 2%, сфера обращения и услуг - более 70%). Как и в предыдущее десятилетие, в 1990-е гг. быстрее, чем экономика в целом, развивалась сфера услуг, особенно финансовые услуги и услуги бизнесу. Темпы роста промышленности были ниже, чем хозяйства в целом, однако отдельные отрасли ее развивались неравномерно. В 1,5 раза возросло значение нефтегазовой промышленности (доля в ВВП в 1997г. - 2,5%), но более чем вдвое сократилась добыча угля. Продолжалось падение роли обрабатывающей промышленности (с 23,2% в 1990 г. до 21,4% в 1997 г.); но в ее структуре наиболее успешно развивались химическая, нефтеперерабатывающая, электронная, производство оптического оборудования, резинотехнических изделий и пластмасс.

Характерной чертой развития экономики Великобритании является наличие довольно значительного сектора мелких и средних предприятий. К середине 1990-х гг. фирмы, имеющие менее 20 занятых, составляли более 90% общего числа компаний; на долю мелкого бизнеса приходилось 21% товарооборота и 36% рабочей силы страны. Однако по степени монополизации Великобритания не уступает ведущим странам мира, например, "Империэл кемикл индастриз" выпускает половину химической продукции страны, в автомобильной промышленности господствующей является "Бритиш лейланд".

Топливно-энергетический комплекс. В энергопотреблении Великобритании доля угля составляет 30% (в 1950 г. - 88%), нефти и газа - 62, атомной и гидроэнергии - 8%. Значение традиционного угля, вытесненного нефтью и газом, в экономике страны резко снизилось. Угольная

промышленность пережила очень трудные времена: большее количество шахт было закрыто, добыча постоянно снижалась: ее пик был в 1913 г. - 292 млн т, а ныне добывают лишь 48 млн т. Собственный уголь на 10% дороже, чем импортный, поэтому Великобритания импортирует все большую часть его (в 1994 г. - 15 млн т).

Нефтяная промышленность до 1975 г. развивалась исключительно на импортном сырье: до Второй мировой войны добывалось всего 150 тыс. т в Восточном Мидленде (графство Дербишир) - чисто символическое количество. С 1975 г. страна начала осваивать нефть Северного моря и превратилась в одну из ведущих нефтедобывающих стран мира: в 1997 г. добыча составила 131 млн т, и по этому показателю Великобритания находится в первой десятке. Крупнейшими нефтяными корпорациями являются "Бритиш петролеум" и "Шелл" (в составе "Роял Датч Шелл" совместно с Голландией). Экспорт нефти превышает 80 млн т, в основном в страны ЕС (Францию, Италию, Нидерланды, ФРГ) и в США. Однако технология многих нефтеперерабатывающих заводов не рассчитана на легкую нефть Северного моря, и они могут работать только на привозной нефти, поэтому сохранился и ее импорт (более 50 млн т), в основном с Ближнего Востока. Мощности нефтеперерабатывающей промышленности составляют около 100 млн т. На привозной нефти работают старые центры: Милфорд-Хейвен, Пембрук (юго-западное побережье), Стэнлоу (на Манчестерском канале), Тиспорт (в устье реки Тис), Шелл-Хейвен (в устье Темзы). В Са-утгемптоне располагаются мощности, принадлежащие американской компании "Экссон". Новыми центрами, работающими на собственной нефти, являются Грейнджмут (в Шотландии), Иммингем (залив Хамбер); небольшая деревушка на Шетландских островах Салом-Во превратилась в нефтяную столицу Великобритании. Нефть доставляется к нефтеперерабатывающим заводам по морским трубопроводам, протяженность которых составляет более 2,5 тыс. км.

С начала XIX в. и до середины 1960-х гг. газ вырабатывался из угля. Промышленное освоение газа на шельфе началось в 1967 г. Добыча его в 1995 г. достигла 65,5 млрд м3, и страна занимает 5-е место в мире по этому показателю после России, США, Канады и Нидерландов. Но внутренние потребности не удовлетворяются за счет собственной добычи, и часть газа поступает из Норвегии (около 3 млрд м3) по морским газопроводам к магистральной линии Лондон - Ланкашир и некоторым другим центрам (газовой столицей считается Бактон на юго-восточном побережье) и разветвляется от них по всей стране (см. рис. 16.2).


Рис. 16.2. Газовая промышленность Великобритании

В середине 1990-х гг. Великобритания производила более 300 млрд кВт ч электроэнергии (чуть более 5 тыс. кВт ч на душу населения, что является относительно скромным показателем; для сравнения: в США - 14, в Норвегии - 30). На ТЭС, а они работают в основном на угле, было выработано 70,3% электроэнергии, на АЭС - 27,7%, на ГЭС - 2%. До 1970 г. страна была мировым лидером в производстве атомной энергии, но ее значение существенно снизилось в связи с освоением нефти и газа, а роль гидроэнергетики совсем незначительна, имеются лишь небольшие станции в Шотландии и Северной Ирландии. Все станции входят в единую энергетическую систему "Супер-грид" ("сверхрешетка").

Черная металлургия - одна из старейших отраслей Великобритании. В начале XX в. страна входила в первую пятерку производителей металла наряду с США, Германией, Бельгией и Люксембургом, вместе они давали 80% мировой продукции. Значение отрасли все последние десятилетия снижалось, хотя она и остается одной из базовых в английской промышленности.

Выплавка стали в 1990-х гг. составляла около 17 млн т. Около половины ее Великобритания экспортирует, главным образом в страны ЕС, оттуда же ввозит прокат. В качестве топлива используется в основном собственный кокс, но растет и доля импортного. Месторождения железной руды в сильной степени исчерпаны, поэтому 80% ее получают по импорту из Канады, Бразилии, Швеции. Страна полностью зависит от импорта легирующих металлов.

Родиной черной металлургии является Мидленд, где на базе собственного сырья и топлива были построены первые сталелитейные заводы в Бирмингеме, Вулвергемптоне, Корби, Сканторпе; Шеффилд длительное время считался столицей черной металлургии. С переходом на импортное сырье и топливо были созданы крупнейшие предприятия в портовых городах: в Мидлсборо и Ньюкасле на северо-востоке страны, Порт-Толботе в Южном Уэльсе, в районе Глазго и др. В послевоенный период отрасль пережила два этапа модернизации. В 1960-е гг. черная металлургия была национализирована, в это время была образована крупнейшая государственная компания "Бритиш Стил корпорейшн", которая и сейчас является главной. Второй период модернизации связан с последствиями энергетического кризиса начала 1970-х гг., когда имел место значительный спад производства. Многие предприятия в центре страны были закрыты (в Нортгемптоне, Корби и др.), другие технически перевооружены.

Полностью вытеснен мартеновский способ плавки, кислородно-конверторным методом сейчас выплавляется до 70% стали, остальное - в электропечах. В середине 1980-х гг. наиболее рентабельные предприятия были приватизированы. Главные металлургические районы ныне - Южный Уэльс (Порт-Толбот) и северо-восток страны (Лакенби-Редкар), значение других районов невелико. В последние годы наблюдается рост числа предприятий передельной металлургии на металлическом ломе. Характерно также усиление интеграции в рамках ЕС, что выражается в обмене различными марками стали и проката. "Бритиш Стил корпорейшн" - четвертая сталелитейная компания мира (была приватизирована в 1988 г.) - производит около 75% всей стали и проката.

Цветная металлургия работает в основном на импортном сырье и больше ориентирована на выплавку вторичных металлов (первичные преобладают лишь в производстве олова, алюминия, в меньшей степени - меди). Из-за высокой зависимости от импортного сырья большая часть цветных металлов производится в портах эстуария Темзы, Южного Уэльса, Ланкашира и др. Производство алюминия ведется вблизи четырех ГЭС Шотландии, но большее значение имеют центры у атомных станций Линмут на северо-востоке и Холихед на острове Англси. Производителями вторичных цветных металлов являются крупные машиностроительные центры. Спрос на цветные металлы сохраняется в связи с развитием новейших отраслей.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности, его доля в стоимости промышленной продукции - 42%, оно обеспечивает 45% экспорта страны. По уровню производства страна находится на 5-м месте в мире после США, Японии, ФРГ и Франции, а по сложности отраслевой структуры уступает в Европе только ФРГ. Великобритания специализируется на выпуске нестандартной, дорогой качественной продукции, что обеспечивается высококвалифицированной рабочей силой.

По стоимости продукции и числу занятых выделяется общее машиностроение, которое специализируется на производстве дорожной техники, энергетического оборудования (турбоагрегатов, паровых котлов, оборудования для АЭС), сельскохозяйственной техники, медицинского оборудования и т.д. Великобритания - одна из ведущих стран мира в тракторостроении. Все большее развитие получает станкостроение, особенно производство станков с числовым программным управлением. Теряет свое значение производство оборудования

для текстильной промышленности, но растет производство оборудования для химической.

Транспортное машиностроение долгое время было лидирующей отраслью промышленности, но значение его в последние десятилетия снизилось. Ведущей отраслью здесь остается автомобилестроение, где как ни в какой развитой стране сильны позиции иностранного капитала, особенно японского. Созданы филиалы крупнейших автомобильных корпораций мира: "Ровер" (филиал БМВ, ФРГ), "Форд" (включая "Ягуар", США), "Воксхолл" (филиал "Дженерал моторе", США), "Талбот" (Франция), "Хонда", "Ниссан" и "Тойота" (Япония). Среди английских автокомпаний ведущее положение занимают "Роллс-Ройс" и "Бритиш Лейланд" (хотя и здесь наблюдается проникновение иностранного капитала), деятельность их поддерживается государством. Компании специализируются на выпуске нестандартных автомобилей повышенной комфортности, а также малолитражных автомобилей. В 1996 г. в Великобритании было произведено 1,9 млн автомобилей, причем более половины - иностранными компаниями. По производству автомобилей Великобритания среди европейских стран уступает ФРГ, Франции и Испании. На экспорт поступило более 600 тыс. английских автомобилей. Основные заводы располагаются в крупнейших агломерациях - Большой Лондон (Лутон), Бирмингем, Ковентри, Дерби, Бристоль, Ливерпуль, Оксфорд и др.

Судостроение - старейшая отрасль страны, Великобритания оставалась мировым лидером (с перерывом в военный период) до 1965 г., а сейчас она оттеснена на место во второй десятке. Освоение нефтяных и газовых месторождений на шельфе привнесло некоторое оживление в развитие отрасли: начали строиться специализированные суда и буровые платформы, а также оборудование для них. Около половины судов производится в Клайдсайде (Дамбартон, Гринок), где выпускают в основном пассажирские суда. Вторым крупным центром (до 40% судов) является Тайнсайд (Сандерленд и Саут-Шиддс), главная специализация его - грузовые суда. Среди прочих центров можно отметить Беркенхед, Барроу, Портсмут, Плимут, Белфаст.

В результате структурной перестройки 1980-1990-х гг. Великобритания достигла значительных результатов в развитии наукоемких производств, особенно электронной промышленности. Она производит 8,5% мировой высокотехнологичной продукции. По доле расходов на НИОКР в электронной промышленности (35%) Великобритания занимает 1-е место в Европе. Ведущим производителем ЭВМ является

компания "Интернешнл компьютере лимитед" ("Ай-Си-Эл"). В 1990-е гг. страна стала лидером в Европе по уровню насыщенности экономики электроникой, имеет треть от общего количества парка персональных компьютеров западноевропейских стран. В наивысшей степени компьютеризация развернулась в области связи и услуг. В начале 1990-х гг. парк промышленных роботов составлял более 10 000 (собственное производство - 50%). Великобритания заняла 2-е место в Европе после ФРГ по разработкам и выпуску полупроводниковых приборов для различных целей. Значительное внимание уделяется производству радиоэлектронного оборудования, основным потребителем которого является компания "Бритиш телеком", представившая свое новое изделие - видеофон. Создана наиболее мощная в Западной Европе автоматизированная система информационного поиска и самая совершенная система связи между учреждениями - "Джанет". Как и в других странах, развитие новейших технологий шло вместе с созданием ряда научно-технологических парков (НТП), одним из ведущих является НТП на базе Кембриджского университета.

Великобритания занимает сильные позиции и в области аэрокосмической промышленности. Из 20 крупнейших компаний мира по производству продукции военно-промышленного комплекса три английские: "Бритиш аэроспейс", "Дженерал электрик" и "Роллс-Ройс" (в США- 10, во Франции -5, в Германии-1). Они специализируются на производстве авиационных двигателей, самолетов, авиаракетной техники.

Производство электронной продукции, а также других изделий новейших технологий сосредоточено в большей степени в Большом Лондоне, авиаракетная промышленность сформировалась на юге (Бристоль, Лондон), в центре (Дерби) и в некоторых других районах.

Химическая промышленность - одна из динамично развивавшихся в послевоенный период отраслей, она занимает 2-е место после электроники по объему НИОКР. Полностью изменилась ее сырьевая база, основу которой прежде составляли продукты коксохимии; в настоящее время главными видами сырья стали продукты нефтепереработки. По масштабам химической промышленности страна находится на 3-м месте в Европе (после ФРГ и Франции), в отраслевой структуре преобладает химия органического синтеза. Главной химической корпорацией страны является "Империэл кемикл индастриз" (ИКИ), занимающая 6-е место среди ведущих химических корпораций мира и дающая половину химической продукции Великобритании. Для отрасли

характерна высокая экспортная квота. Отраслевая структура химической промышленности многообразна: значительно расширилось производство синтетических волокон, пластмасс, новых видов красителей, быстрыми темпами развивается фармацевтика (страна дает 12% ее мирового экспорта). Несмотря на опережающее развитие отраслей химии органического синтеза, роль основной химии сохраняется: в последние годы расширилось производство минеральных удобрений на базе импортного сырья. Значительны масштабы производства соды, кислот, хлора и др. Для новейших отраслей химии характерно тяготение к портовым городам с развитой нефтепереработкой. Крупнейшим районом производства химикатов является юго-восток страны, где лидирующее положение принадлежит Большому Лондону (отрасли тонкой химии, особенно фармацевтика) и Фоли (специализируется на отраслях химии органического синтеза). Район производства продукции основной химии в сочетании с нефтехимией (комплекс предприятий в Стэнлоу и Каррингтоне) сформировался в Ланкашире и Чешире. На северо-востоке работает комплекс производств - в центрах Билленгем, Уилтон, Тиспорт, где основу составляет нефтехимия. В Шотландии, в Грейнджмуте, на базе нефтепереработки недавно возник центр нефтехимической промышленности; одним из новейших районов производства стал и Иммингем в Хамберсайде.

Текстильная промышленность сыграла выдающуюся роль в промышленном развитии Великобритании, это одна из самых старых отраслей. До 1920 г. она занимала лидирующее положение в экономике страны и внеконкурентное в мире: Англия в этот период давала около 2/3 мирового экспорта хлопчатобумажных тканей, 4/5 мощностей отрасли работало на внешний рынок. Ослабление связей с бывшими колониями, а также сдвиг этой отрасли в страны с дешевой рабочей силой привели к ее свертыванию в метрополии. Однако до сих пор она остается заметной в международной специализации Великобритании: в структуре обрабатывающей промышленности на ее долю приходится около 10% занятых. География текстильной промышленности не сильно изменилась с эпохи промышленной революции. Главными районами являются северо-западная Англия (Ланкашир дает 23% всего производства), Западный Йоркшир (главным образом шерстяная промышленность), Восточный Мидленд (трикотажное производство), Шотландия и Северная Ирландия. Характерной особенностью является возрастание в структуре сырья химических волокон по сравнению с

хлопчатобумажными и шерстяными. Крупнейшими центрами являются Манчестер, Лестер, Лондон, Престон, Болтон и др. Английская шерсть пользуется мировой славой, Глазго является "ковровой" столицей страны, льняное производство распространено в Северной Ирландии. Значительная часть тканей экспортируется, главным образом в страны ЕС.

Сельское хозяйство Великобритании - одно из самых продуктивных и механизированных в мире. Своеобразие аграрных отношений характеризовало наличие крупных землевладельцев (лендлордов), которые сдавали землю в аренду. В настоящее время 2/3 сельскохозяйственных угодий выкуплены и являются собственностью фермеров. Доля сельскохозяйственной продукции в ВВП составляет 1,4%. Обрабатываемая площадь занимает 11,3 млн га, пастбища и луга - 5,8 млн га, в целом в сельском хозяйстве используется 77% территории страны и площади сокращаются. Снижается и доля сельского хозяйства в ВВП (с 1,9% в 1990 г. до 1,6% в 1997 г.). Однако сельское хозяйство Великобритании, несмотря на его формально незначительный вес в экономике и уменьшение площади сельскохозяйственных угодий, в послевоенные годы превратилось в одно из самых эффективных среди развитых стран. Производительность труда росла значительно быстрее, чем в промышленности и в экономике страны в целом. Были вложены значительные средства в аграрный сектор, в результате чего сильно повысилась его механизация, широко использовались достижения генетики и селекции. Все это позволило достигнуть самых высоких показателей по урожайности, продуктивности и в целом по эффективности производства. По стоимости продукции на 1 га пашни страна находится на 6-м месте в мире (1725 долл.) после Японии, Швейцарии, Нидерландов, Бельгии и ФРГ, но по количеству людей, которых кормит один сельскохозяйственный работник (95), занимает 2-е место в мире после Японии.

В стране имеется 244 000 фермерских хозяйств, средний размер их (около 70 га) - заметно больше, чем в других странах Западной Европы, но меньше, чем в США и Канаде. Процесс вступления страны в ЕС довольно болезненно сказался на экономике, и в первую очередь на сельскохозяйственных производителях: многие небольшие фермы разорились, не выдержав конкуренции.

Самообеспеченность сельскохозяйственной продукцией (табл. 16.2) в Великобритании в конце XX в. составляла около 80% (до войны лишь 1/3).

Таблица 16.2

Самообеспеченность Великобритании отдельными видами сельскохозяйственной продукции, %

Продукция 1985 г. 1995 г.
Говядина    
Яйца    
Молоко и молочные продукты    
Сыр    
Пшеница    
Картофель    

Сельское хозяйство характеризуется резким преобладанием животноводства (80% стоимости всей продукции) над растениеводством. Более половины ферм специализируются на различных отраслях животноводства, оно преобладает и на большей части территории, однако более сильная концентрация наблюдается на западе и в центре. Насчитывается около 12 млн голов крупного рогатого скота; преобладает молочное и мясомолочное направление. Кроме этого, хорошо развиты овцеводство мясного и шерстного направления (43 млн голов), свиноводство (около 8 млн голов) и птицеводство. Для животноводства имеются самые благоприятные природные условия, прежде всего обширные пастбища и луга (более половины всех сельскохозяйственных угодий). Главными районами скотоводства и овцеводства являются Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия, а также северная и юго-западная Англия, где возможен круглогодичный выпас скота. Свиноводство и птицеводство развиваются в основном на промышленной основе, производство сосредоточено на юго-востоке и юго-западе страны.

В растениеводстве ведущее положение занимает зерновое хозяйство. По посевной площади на первом месте находится пшеница (60%), ячмень - на втором (37%), остальная площадь занята овсом. Валовой сбор пшеницы в 1996 г. составил 16 млн т (5-е место в мире после США, России, Турции и Пакистана). Урожайность - одна из самых высоких в мире - 72,7 ц/га. Ежегодный экспорт составляет около 3 млн т, главным образом в страны ЕС. Для нужд животноводства производится около 6 млн т ячменя и 0,1 млн т овса, но для полного удовлетворения кормами ввозится кукуруза (около 1,5 млн т). В целом зерновой баланс является активным, хотя еще недавно страна ввозила значительное количество

зерна и вообще не экспортировала его. Из других отраслей растениеводства развито производство картофеля (урожайность 393 ц/га), сахарной свеклы (валовой сбор 8 млн т, урожайность 411 ц/га), овощей, фруктов. Основные районы растениеводства располагаются вдоль всего восточного побережья, но при этом главной житницей является восточная и юго-восточная Англия. Так же как и другие страны Западной Европы, Великобритания в 1980-х гг. столкнулась с проблемой перепроизводства сельскохозяйственной продукции. Правительство стимулирует фермеров к уменьшению производства путем сокращения угодий, перехода к производству высококачественной экологически "чистой" продукции, выплачивает премии за сокращение поголовья скота.

Транспорт. Великобритания имеет высокоразвитую транспортную систему, а с вводом "евротуннеля" она стала составлять единое целое со всей сетью дорог ЕС. Значительные изменения в транспортной системе произошли в середине 1970-х гг., когда стали осваиваться морские месторождения нефти и газа: страна создала развитую систему трубопроводов, значительная часть из которых подводные.

Островное положение Великобритании предполагает лидирующую роль морского транспорта, который обслуживает 98% всех внешнеторговых перевозок. Для флота характерно преобладание грузового над пассажирским: танкеров, рефрижераторов, лесовозов, рудовозов и др. В середине 1990-х гг. через британские порты проходило около 550 млн т грузов. Всего насчитывается 36 портов с грузооборотом более 1 млн т и 13 с грузооборотом более 10 млн т. Крупнейшими портами являются Лондонский (грузооборот, включая аванпорт Мэдуэй, 66 млн т), Ливерпуль, Глазго. Крупнейшие нефтеналивные порты страны - Саллом Во (40 млн т), Милфорд - Хейвен (35 млн т), Саут-гемптон (32 млн т), Иммингем (20 млн т); по приему крупнотоннажных рудовозов Тюрт-Толбот (11 млн т) и Редкар. Большая часть каботажных перевозок осуществляется между портами северо-востока Англии и Лондоном, где главный груз - уголь, и между портами Южного Уэльса (нефть и нефтепродукты). Для торгового флота характерен высокий технический уровень. Страна располагает обильными реками и судоходными каналами, внутренние водные пути в прошлом играли значительную роль, в настоящее время значение их снижается, используются они главным образом в рекреационных целях.

Во внутренних перевозках ведущее место принадлежит автомобильному транспорту (парк насчитывает более 25 млн автомобилей, в том

числе легковых - 22 млн). 68% семей страны владеют автомобилями, в том числе 23% двумя и более. Общая протяженность автомобильных дорог составляет около 400 тыс. км, по их густоте Великобритания уступает лишь малым европейским странам. Роль автомобильного транспорта непрерывно растет, даже массовые грузы в значительной степени перевозятся автомобилями. Железные дороги начали строиться в Англии еще с 1825 г., и 90% их были проложены в XIX в. В настоящее время идет сокращение железнодорожных путей (в 1960 г. - 30 тыс. км, в 1995 г. - 16 тыс. км) и снижение роли этого транспорта из-за конкуренции автомобильного. Роль воздушного транспорта велика в международных пассажирских перевозках: Лондонский аэропорт Хитроу - один из крупнейших в мире. Во всей транспортной системе особенно выделяется "коридор", сформировавшийся вдоль главной промышленной зоны Лондон-Ливерпуль.

Внешнеэкономические связи. Среди многообразных внешнеэкономических связей Великобритании главная рольпринадлежитторговле. Внешнеторговый оборот составляет около 470 млрд долл. (сальдо отрицательное -17 млрд долл.). После вступления страны в ЕС главными торговыми партнерами ее стали европейские страны: в экспорте на долю ЕС приходится 53%, Северной Америки - 14%. Ведущими импортерами являются ФРГ (13,2%), США (12,6%), Франция (10,2%), Нидерланды (7,3%). В структуре экспорта преобладает готовая продукция, главным образом машиностроение, в последние годы возрастает доля наукоемкой продукции, а также химикатов. Главным изменением с 1970-х гг. стало превращение Великобритании в экспортера нефти. С недавнего времени Великобритания экспортирует и зерновые.

В импорте на долю ЕС приходится 51%, Северную Америку - 13%. Ведущими импортерами являются ФРГ (15,2%), США (11,9%), Франция (10,5%), Нидерланды (6,8%), Япония (6,0%). В структуре импорта также преобладает готовая продукция, доля сырья и топлива не превышает 20%. Главные изменения коснулись отношений со странами Содружества, роль которых была значительна до вступления Великобритании в ЕС. Сократилось количество кормов, продовольствия, многих видов сырья, поступавших из этих стран. В 1970-е гг. изменения в импорте сказались на повышении потребительских цен на продовольствие, что вызвало недовольство населения (это было главной причиной долгих споров о вступлении Великобритании в ЕС). В настоящее время, несмотря на снижение потока импортного сырья, из стран Содружества продолжают поступать: чай из Индии и Шри-Ланки (Великобритания

занимает 1-е место в мире по потреблению чая на душу населения), хлопок и джут из Пакистана, олово из Малайзии, нефть из Кувейта (50% импорта). Торговля с Россией и восточноевропейскими странами незначительна.

Великобритания остается одним из главных экспортеров капитала, хотя и сама служит крупным объектом приложения иностранного, особенно американского, капитала, доля которого в некоторых отраслях доходит до половины (например, в автомобилестроении). Великобритания продолжает играть видную роль как финансовый центр мира: из 20 крупнейших банков мира два - английские: "ХСБК Холдинге" и "Вестминстер Бэнк", занимающие 7-е и 17-е места соответственно.

Региональные различия. Внутренние различия в Великобритании невелики - резких контрастов не наблюдается, хотя характерной особенностью является усиливающаяся концентрация всей хозяйственной деятельности на юго-востоке страны. Существует несколько подходов к экономическому районированию, но наиболее признанным считается выделение восьми экономических районов: четырех районов Англии (Южная Англия, Мидленд, Ланкашир, Йоркшир), Северный район, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия (Ольстер).

Самым крупным и развитым экономическим районом является Южная Англия: на 26% территории страны здесь сосредоточено более 40% ее населения, производится 33% промышленной и 40% сельскохозяйственной продукции Великобритании. Именно здесь находится столица, вокруг которой формировалось британское государство, сосредоточены торговые и финансовые функции страны. Район располагается в наиболее благоприятных природных и транспортных условиях, здесь самая густая транспортная сеть, отсюда начинается "мост на континент". Особенно высока его доля в новых и новейших отраслях (ведущими из них являются электроника, авиаракетостроение, автомобильная, химическая и др.). Большой Лондон резко выделяется размерами среди других агломераций (конурбаций), в его центральной части в современных границах проживает около 2,5 млн жителей (37% населения Большого Лондона). Образованию подобной агломерации способствовало выгодное экономико-географическое положение столицы и ее порта у важнейших мировых торговых путей, близость к Евроазиатскому континенту. Порт Лондона занимал в мировой торговле внеконкурентное положение до конца XIX в. Несмотря на снижение этой роли, и в настоящее время Лондон остается портом и финансовым центром мирового плана. Вдоль Темзы сформировался



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.04 с.)