Структура транспортных грузоперевозок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура транспортных грузоперевозок



Виды транспорта Доля в грузоперевозках, %
Железнодорожный  
Автомобильный  
Трубопроводный  
Водный  
Воздушный 0,4

Основная часть грузов (2/3) перевозится по железным дорогам и автотранспортом.

Общая протяженность железных дорог составляет 188 тыс. км. Еще в XIX в. были проложены основные трансконтинентальные магистрали, с вязавшие побережья Атлантического и Тихого океанов. В центре и на востоке страны пролегают 10 меридиональных дорог. Вдоль всего Тихоокеанского побережья проходит лишь одна такая магистраль. Ряд линий связывает США с Канадой и Мексикой. Среди грузов, перевозимых по железным дорогам, преобладают изделия обрабатывающей промышленности, затем - продукция горно-добывающей индустрии, сельскохозяйственные и лесные грузы. Действующая тарифная система стимулирует перевозки готовой продукции с Востока на Запад, сырья

и продовольствия - в обратном направлении. Такая система создавалась в угоду крупным промышленным компаниям Северо-Востока, заинтересованным в эксплуатации главным образом природных ресурсов Запада.

Во внутренних перевозках и на международных линиях, связывающих США с Канадой и Мексикой, неуклонно возрастает роль автомобильного транспорта. Общая протяженность автодорог - около 5 млн км. Эта система отличается высоким качеством дорожного покрытия, хорошей организационно-технической обеспеченностью перевозок, большой пропускной способностью. Средняя скорость автомашин на междуштатных дорогах - 120 км/ч, на дорогах федерального значения - еще выше. Имеются и платные дороги (особенно в крупных городах).

Общественный транспорт не играет большой роли в пассажироперевозках. Его доля в крупных городах составляет 15-36%, и лишь в двух городах - Нью-Йорке и Гонолулу - она превышает 50%.

В перевозках объемных массовых грузов важная роль принадлежит внутреннему водному транспорту и морскому каботажу. Протяженность внутренних водных путей 28 тыс. км. Главная водно-транспортная артерия страны - Миссисипи и ее притоки - Миссури, Огайо, Арканзас. Еще в XIX в. был проложен Эри-канал, связавший бассейн Великих озер с Атлантическим океаном, вступил в строй канал Чеса-пик - Делавэр, приблизивший Балтимор к портам Северо-Востока. С 1930-х гг. началось сооружение уникального Берегового канала, который строился силами Корпуса военных инженеров. Его трасса проходит вдоль побережья Мексиканского залива от устья Рио-Гранде до Сент-Маркса (Флорида), а вторая ветвь - от Майами до Бостона вдоль побережья Атлантического океана. Общая протяженность Берегового канала - более 4 тыс. км, а глубины (2,7-3,7 м) позволяют использовать для грузоперевозок небольшие морские суда. Основные грузы, перевозимые по каналу, - нефть и нефтепродукты, химикаты, строительные материалы, уголь, хлопок и т.д. Проведение больших гидротехнических работ позволило значительно улучшить и судоходные качества рек Теннесси, Арканзас, Томбигби.

Важным звеном водных перевозок является система Великие озера-река Святого Лаврентия. В 1950-х гг. США и Канада создал и объединенную администрацию, которая эксплуатирует этот объект. В американской и канадской литературе его называют "Грейт си вэй" ("Великий морской путь"). На берегах этой системы функционируют

крупные порты обеих стран - Чикаго, Дулут, Детройт, Буффало, Гамильтон, Торонто и Монреаль. Озера Эри и Онтарио соединены судоходным каналом Уэлленд, проходящим параллельно Ниагаре. Глубина на реке Святого Лаврентия и шлюзах между Великими озерами позволяет осуществлять грузоперевозки даже на морских судах. Система Великие озера - река Святого Лаврентия обеспечивает транспортировку грузов между обширной территорией центральных штатов и Атлантическим побережьем.

Все более возрастает роль трубопроводного транспорта - сеть (650 тыс. км) покрывает всю страну. По ней обеспечивается передача нефти, нефтепродуктов и газа из районов добычи и производства к центрам потребления. Основная часть трубопроводов связывает главный нефтегазовый район страны -- Юго-Запад - с центральными и северо-восточными штатами. В 1977 г. вступил в строй трансаляскинский нефтепровод Прадхо-Бэй - Валдиз, по которому ежегодно транспортируется до 80-85 млн т нефти. Часть ее через Южную Калифорнию поступает по трубопроводу на переработку на НПЗ Техаса. В последние годы быстро развивается и трубопроводный метод транспортировки угля. Основные трассы углепроводов идут из угледобывающих районов горных штатов на Восток.

На морской транспорт приходится незначительная часть внутренних грузопотоков страны, но он имеет главное значение во внешнеэкономических связях. Морской флот состоит из 600 судов (240 из них - танкеры) общим водоизмещением 16 млн бр.рег. т. Около 130 судов плавают под иностранными ("дешевыми") флагами. За последние 25 лет США осуществили ряд мероприятий, направленных на развитие морского транспорта: осуществлена программа строительства новых судов (главным образом танкеров), ведется реконструкция старых портов, сооружаются новые терминалы. Сейчас американский морской флот обеспечивает перевозку 1,1 млрд т внешнеторговых грузов в год. География экспортных и импортных грузопотоков несколько различается. Морской экспорт составляет 355 млн т, главная роль в таких перевозках принадлежит портам Мексиканского залива (44%), а на долю Атлантического побережья приходится лишь 24%. В импортных грузопотоках ведущее место занимает также побережье Мексиканского залива (38% от общего объема - 540 млн т), но доля атлантических портов здесь значительно выше, чем в экспорте (36%).

В середине 1990-х гг. леречень крупнейших морских портов США пополнился новым названием - Южнолуизианский порт. Его грузооборот

составил в 1997 г. 204 млн т, это вывело его на 1-е место в США. Общий грузооборот морских портов дельты Миссисипи превысил 400 млн т. После Южнолуизианского, уступая ему, идут Хьюстон (165 млн т), Нью-Йорк (135 млн т), Новый Орлеан (89 млн т).

Авиационный транспорт занимает скромное место в грузоперевозках (менее 1 %), но в перевозках пассажиров играет важную роль. Почти все города США связаны друг с другом авиатрассами, наиболее загружены линии, связывающие Нью-Йорк с Лос-Анджелесом, Чикаго, Бостоном и Майами. На внешних рейсах наиболее популярно трансатлантическое направление. Пять крупнейших аэропортов США - О'Хейр (Чикаго), Хартсфилд (Атланта), Даллас-Форт-Уэрт, Стэплтон (Денвер) и Лос-Анджелес.

Внешнеэкономические связи. Вторая половина XX в. была для США периодом расширения внешнеэкономических связей, усиления зависимости от мирового рынка. Это связано с глобальным процессом интернационализации хозяйства в условиях НТР, с внутренними структурными изменениями в американской экономике, а также со стратегической политикой США в области ресурсообеспечения.

Значительный рост внешней торговли происходит на фоне ускоренного увеличения потоков капитала, расширения деятельности ТНК, обострения конкурентной борьбы на мировом рынке товаров и услуг.

Общая степень зависимости США от мирового рынка несколько ниже, чем у других развитых стран, но она неуклонно возрастает. Доля экспорта товаров и услуг в ВВП в 1960 г. составляла 5%, сейчас превышает 11 %, а общая доля импортируемых сырьевых ресурсов достигала 25%. По ряду ресурсов, даже при наличии своих крупных запасов, доля импорта значительно превышает внутренние показатели. В последние десятилетия быстро растет и импорт готовой продукции (автомобили, радиотехника, текстильные изделия и т.д.).

ТНК осуществляют широкую инвестиционную экспансию за пределами США. У некоторых корпораций доля зарубежных филиалов в общем обороте превышает 40-50% ("Экссон", ИТТ, ИБМ и др.). В рамках ТНК развивается географически разветвленная система внутрифирменных производственных, экономических и научно-технических связей. Быстро растет доля комплектующих изделий в экспортных и импортных операциях. Повышается роль свободных торговых зон. Взаимопотоки капиталов достигают огромных размеров. Общая сумма вывезенного капитала США к 2000 г. достигла 6 трлн долл.

В то же время в экономику США вложено 7 трлн долл. зарубежных инвесторов. В движении капиталов особое значение имеют прямые капиталовложения (ПКВ). Только за 1967-1997 гг. Г1КВ США возросли с 57 млрд долл. до 1 трлн долл. Зарубежные ПКВ в США составляют сейчас 830 млрд долл.

География ПКВ отражает основные приоритеты международного капитала (табл. 27.8). Основная масса американских ПКВ направляется в развитие страны. Ихдоляв 1950г. составляла 50%, сейчас достигла около 75% (при этом более половины вложено в экономику Западной Европы). Главные получатели этих инвестиций - Англия, Канада, Нидерланды, Япония.

Таблица 27.8

География годовых потоков прямых капиталовложений США за рубежом и зарубежных - в США, %

Регионы 1982 г. 1997 г.
ПКВ из США ПКВ в США ПКВ из США ПКВ в США
Канада 20,9   9,4 9,0
Европа 44,5 50,0 66,7 40,0
Латинская Америка и другие страны Западного полушария 13,6 18,1 11,4 20,0
Африка 3,1 1,0 0,1 0,1
Ближний Восток 1.7 1,0 3,4 0,9
Азиатско-Тихоокеанский регион 13,6 17,0 8,9 30,0

Основные сферы приложения ПКВ и в США, и за рубежом - обрабатывающая промышленность и нефтяная индустрия, финансы.

Весьма внушительных размеров достигли взаимопотоки капиталов между США и Канадой. Общая сумма американских инвестиций в Канаде превышает 150 млрд долл., из них 100 млрддолл. - прямые капиталовложения. Прямые инвестиции Канады в США составляют 54 млрддолл. Эти потоки стимулируют развитие интеграционных процессов в Северной Америке.

В инвестиционной политике, проводимой США в развивающихся странах, главное внимание уделяется Латинской Америке и "новым индустриальным странам" Азиатско-Тихоокеанского региона. Наряду

с частными инвестициями широко используются и другие формы внешнеэкономических связей: предоставление кредитов и займов на основе межгосударственных соглашений, по каналам международных организаций (МВФ, Всемирный банк и т.д.). Основная часть американских капиталовложений традиционно направлялась в сырьевые отрасли и легкую промышленность, но в последнее время увеличиваются инвестиции в развитие электротехнической, радиоэлектронной, металлургической промышленности. Сравнительно дешевая рабочая сила, богатые сырьевые источники являются основными стимулами экспорта капитала, источниками получения высоких прибылей в развивающихся странах.

В 1990-х гг. начали увеличиваться американские инвестиции в экономику стран Центральной и Восточной Европы и КНР. В этих странах проявляется далеко не однозначное отношение к этому процессу - имеются как его сторонники, так и противники. Характерно высказывание известного американского социолога О. Тоффлера о "бархатной колонизации" бывших социалистических стран, наступившей вслед за "бархатной революцией".

Общий объем портфельных инвестиций США за рубежом вырос за 1990-1996 гг. почти в 9,3 раза (с 342 млрд долл. до 3,2 трлн долл.). Их доля в общей сумме вывезенного капитала составляет около 78%. Расширяется география портфельных инвестиций: в 1980 г. они были вложены в 15 стран, в 1995 г. - в 50. Около 70% этих инвестиций направлены в развитые страны (50% - в Западную Европу). Но в последние годы начал расти поток капиталовложений в развивающиеся страны. В обостряющейся конкурентной борьбе на мировом финансовом рынке доля США в общем объеме портфельных инвестиций снижается: в 1960 г. она составляла 78%, в 1995 г. - лишь 42%.

По размерам внешнеторгового оборота США лидируют среди стран мира (14%). В 1980г. он составлял 560 млрд долл., к 1997 г. достиг 2,5 трлн долл. (экспорт товаров и услуг - 1,2 трлн долл., импорт - 1,3 трлн долл.). Но удельный вес США в мировой торговле несколько снижается. В последние десятилетия США имеют отрицательный внешнеторговый баланс: в 1987 г. он составил 153 млрд долл., в 1997 г. - 100 млрд долл. Наибольшая часть дефицита (около 80%) приходится на торговлю с тремя основными партнерами - Японией, Канадой и Мексикой.

Около 78% экспорта США - продукция обрабатывающей промышленности, 9% - сельскохозяйственные товары. Страна является

крупнейшим экспортером наукоемкой продукции (крупные ЭВМ, летательные аппараты, оборудование для атомной энергетики и охраны окружающей среды). Основа сельскохозяйственного экспорта - соя-бобы, хлопок, кормовое зерно.

Важным источником экспортных доходов является продажа оружия. В этой области США занимают 1-е место в мире и после распада СССР укрепляют свои позиции на мировом рынке вооружений.

Программа развития угольной промышленности включает наращивание экспортного потенциала этой области и модернизацию угольных портов. Примерно 40% всего экспорта приходится на шесть штатов - Калифорнию, Техас, Мичиган, Иллинойс, Огайо и Нью-Йорк. Главные города-экспортеры - Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Детройт, Сан-Франциско, Сиэтл.

В импорте США растет доля промышленных товаров: в 1955 г. она составляла 26%, сейчас - около 80%. В этом видны результаты интернационализации американской экономики: более глубокое вхождение США в систему международного разделения труда, повышение конкурентоспособности многих иностранных товаров, расширение зарубежной деятельности американских ТНК (часть продукции, производимой на их зарубежных филиалах, направляется в США). Главные виды ввозимой готовой продукции - автомобили (13%), электрооборудование (10%), оргтехника (7%), одежда (5%). Около 10% американского импорта составляют энергетические ресурсы (примерно 7% приходится на нефть и нефтепродукты).

Ведущим партнером США как по импорту, так и по экспорту является Канада (20%) (см. рис. 27.1). Общий товарообороте этой страной оценивался в 1996 г. в 320 млрд долл. (рекордная цифра в мировой торговле). В 1998 г. товарооборот превысил 360 млрд долл. На долю пяти основных партнеров - Канаду, Японию, Мексику, КНР и ФРГ приходится 52% всего оборота.

География внешнеэкономических связей США тесно связана с общими внешнеполитическими приоритетами, тактическими и стратегическими соображениями. Имея возможность оказывать значительное влияние на международные экономические организации, США осуществляют селективный подход к партнерам, и наиболее отчетливо это проявляется именно во внешней торговле. Например, потенциальные возможности экономических связей между США и Россией (а в прошлом - СССР) реализуются явно недостаточно; доля России в американском экспорте составляет всего 0,7%, в импорте еще меньше - 0,1%,

Россия не входит даже в перечень 15 главных торговых партнеров США. По оценкам американских экспертов, наиболее благоприятные условия для экономических связей за пределами США в 1998 г. существовали в Дании, Люксембурге, Франции, Германии, Англии. В "черный" список стран с неблагоприятными условиями для инвестирования вошли: Демократическая Республика Конго, Албания, Мьянма, Югославия, Белоруссия.

Важный аспект участия США в мировой экономике - глобальное функционирование доллара. За последние десятилетия принципиально изменилось соотношение между США и другими странами мира в приросте долларовой наличности. В 1977 г. этот прирост составил около 8 млрд долл., из них 80% приходилось на США. В 1995 г. прирост был равен 18 млрд долл., но доля США в нем сократилась до 25%, что свидетельствует о развивающемся процессе долларизации мировой экономики, обострении конкурентной борьбы на мировом финансовом рынке.

Региональные различия и города. На территории США существуют большие внутренние различия в уровне, характере и особенностях развития капитализма, в специализации экономики. Они оказывают значительное влияние на процесс формирования экономических районов. Вплоть до 1950-х гг. районирование США в американской и советской географической литературе1 было, как правило, неразрывно связано с официальным административным делением страны на три крупные части - Север, Юг и Запад, на девять групп штатов. В традиционных работах американских географов просматривается преимущественно физико-географический, орографический подход к определению границ между экономическими районами. Основным критерием выделения более мелких районов была хозяйственная однородность территорий.

В XX в. происходит, по словам Б.Н. Семевского, "процесс эволюции экономических районов, который идет, прежде всего, по линии дифференциации, отчетливого формирования внутри каждого из больших районов... более мелких по территории основных экономических районов".

В настоящее время в пределах трех макрорегионов США - Севера, Юга и Запада - сформировались и развиваются основные экономические

районы, границы которых не всегда совпадают с официальным административным делением.

В XX в. сохранилась неравномерность в размещении хозяйства и населения, но соотношение между макрорегионами значительно изменилось (табл. 27.9), проявляются острые региональные противоречия. Экономический и политический диктат Севера часто вызывал отрицательные эмоции на Юге и Западе. Интересы мощных финансово-промышленных группировок трех макрорегионов далеко не всегда совпадают. Это наглядно проявляется в конкурентных отношениях между северным Нью-Йорком, южным Техасом, западной Калифорнией в борьбе за политическое и экономическое лидерство в стране.

Таблица 27.9

Удельный вес макрорсгионов США, %

Показатель Север1 Юг2 Запад
Территория      
Население (2000 г., опенка)      
Продукция обрабатывающей промышленности (1996г.)      
Продукция горно-добывающей промышленности (1996 г.)      
Продукция сельского хозяйства (1996 г.)      

Север занимает более 1/4 территории США. Это - северо-восточная часть страны между Скалистыми горами на западе и Атлантическим побережьем на востоке. В пределы макрорегиона входят область Великих озер, северная часть Центральных и Великих равнин, бассейны верхнего течения Миссисипи и ее притоков - Миссури и Огайо. Север имеет значительные запасы минеральных ресурсов (уголь, железная руда, медь, цинк и др.). Черноземные почвы равнин, плодородные наносные почвы речныхдолин и Приатлантической низменности в сочетании с благоприятными климатическими условиями являются важной предпосылкой для развития разностороннего сельского хозяйства. Побережье Атлантического океана, особенно к югу от мыса Код, изрезано многочисленными заливами и бухтами, доступными для

морских судов. Именно здесь еще в XVII в. возникли первые городские поселения.

Север - колыбель США. По темпам экономического роста он в прошлом значительно обгонял Юг и Запад. Значительные и удобно расположенные запасы угля и железной руды, благоприятное географическое положение, непрерывный приток иммигрантов способствовали экономическому развитию этого региона. Север и ныне остается самым развитым макрорегионом. Промышленный пояс, сложившийся на рубеже XIX-XX вв. между Миссисипи и Атлантическим побережьем, остается главной индустриальной зоной страны, где находятся старейшие капиталистические районы с самой значительной концентрацией производства, сосредоточены командные центры финансового капитала. Часто используемый в литературе термин "промышленный" не означает, что этот макрорегион не имеет существенного значения в сельском хозяйстве. Наоборот, он до сих пор является и главной житницей США.

Занимая лидирующее положение в основных отраслях экономики, регион в XX в. значительно снизил свою долю. В обрабатывающей промышленности его удельный вес уменьшился с 86% в 1900 г. до 50%, в сельском хозяйстве - с 66 до 48%. Особенно сильно упала его доля в горно-добывающих отраслях - с 65 до 12%. Север остается наиболее плотнонаселенным макрорегионом, здесь сложились крупнейшие ме-галополисы- Приатлантический и Приозерный, но его доля в населении страны также сократилась - с 65 до 48%.

Структура промышленности региона очень сложат. В ней преобладает тяжелая индустрия, важную роль играют наукоемкие производства. В некоторых отраслях доля Севера значительно выше общей доли в обрабатывающей и горно-добывающей промышленности. Так, удельный вес региона в машиностроении составляет около 75%, в автомобилестроении, черной металлургии и добыче железной руды он достигает 90%. Север лидирует также в сельскохозяйственном машиностроении, электротехнической промышленности, приборостроении, станкостроении и пищевой индустрии. Сельскохозяйственный комплекс отличается высокой интенсивностью - в этом макрорегионе сосредоточена основная часть зернового производства (пшеница, кукуруза и сорго), молочного животноводства и овощеводства.

Из 37 главных промышленных центров США (со 100 тыс. и более занятых) 27 находятся в северных штатах. Штаб-квартиры 88 крупнейших компаний (из "Клуба 100") также находятся на Севере. Основные индустриальные мощности размещаются в Приатлантическом и Приозерном

мегалополисах. На макрорегион в целом приходится около 2/3 всех банковских активов.

Внутри региона сформировались три основных экономических района.

Приатлантический Северо-Восток состоит из Новой Англии, Средне-Атлантических штатов (без западной Пенсильвании), Мэриленда, Делавэра и округа Колумбия. Три последних в прошлом составляли единое целое с Югом, а сейчас имеют больше общего с соседними северными штатами. На востоке район омывается Атлантическим океаном, на западе отделяется от Центрального района Аллеганскими горами, на севере граничит с Канадой (частично по озерам Эри и Онтарио и реке Святого Лаврентия), на юге условная граница проходит по Потомаку. Это район наиболее раннего развития капитализма в США. Первоначально обрабатывающая промышленность здесь развивалась на основе собственного сырья (лес, кожа, шерсть, железная и цинковая руда). Позднее с ростом текстильной промышленности, металлургии, машиностроения и химии район в основном перешел на привозное, в том числе импортное, сырье.

Приатлантический Северо-Восток - одна из самых густо населенных частей страны. На площади 0,5 млн км2 (1/5 Севера) проживают более 60 млн чел. (около половины населения Севера). Основная его масса сосредоточена в Приатлантическом мегалополисе. Главные города - Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон - возникли еще в XVII в.

Первая хлопчатобумажная фабрика была создана в 1790 г. в Провиденсе (около Бостона). Важную роль в "ранней" экономике района играл транспорт: быстрый рост морских портов, освоение внутренних водных путей по рекам Гудзон, Мохок, Святого Лаврентия, Эри-каналу (1825 г.) и Великим озерам стимулировали хозяйственный рост. Район явился основным плацдармом освоения территорий, лежащих к западу от него.

В XX в. экономика Приатлантического Северо-Востока претерпела большие изменения: здесь сложился мощный многоотраслевой индустриальный комплекс, включающий как старые отрасли, так и новые наукоемкие производства. Район закрепил за собой место крупнейшего финансового центра в США, главного промышленного региона. На его долю приходится около Vs всеи индустрии США (60% всего производства Севера). Структура промышленности отражает роль района в территориальном разделении труда. Ведущее место в материальной сфере экономики занимает машиностроение и металлообработка. Главные

отрасли - станкостроение, электротехническая и радиоэлектронная промышленность, судостроение, приборостроение. Сюда заходит "восточное крыло" авиаракетно-космического комплекса США. Важным звеном является химическое производство, представленное старыми традиционными направлениями (удобрения, лаки и краски, взрывчатые вещества) и новыми - химией оргсинтеза на базе доставляемых сюда нефти и газа. Северо-Восток лидирует также и по уровню легкой и пищевой промышленности (шерстяная, обувная, швейная и т.д.), полиграфии. Главные очаги индустрии сосредоточены в Приатлантическом мегалополисе, в бассейнах рек Гудзон и Мохок, в Буффало.

По объему сельскохозяйственного производства Северо-Восток уступает лишь Центральному району и Среднему Западу. Его специализация - молочное животноводство, выращивание овощей и фруктов, птицеводство.

Наиболее высоким уровнем экономического развития отличается прибрежная часть мегалополиса (Бостон - Балтимор). На хозяйство южной части накладывает отпечаток своеобразие столичного округа Колумбия. Северная часть Новой Англии (штаты Мэн, Вермонт) и штата Нью-Йорк - сравнительно редко населенная территория. Отдельные городские центры (Буффало, Ниагара-Фоле, Скеннектеди, Сиракьюс, Олбани) окружены живописными аграрно-рекреационными ареалами.

Крупнейший экономический центр района (и всей страны) - Нью-Йорк. Историческое ядро города - Манхэттен (на языке индейцев-алгоцкинов - "холмистый остров"), расположенный в устье Гудзона, между двумя его протоками. До 1664 г. город находился в руках голландцев, и его называли Новым Амстердамом. Это самый большой по численности город страны.

Население Нью-Йорка особенно быстро росло в XIX-XX вв. В 1800 г. оно составляло 80 тыс. чел., в 1900 г. - уже 3,5 млн чел. В настоящее время численность населения пяти центральных районов - 7 млн чел., а всего консолидированного метрополитического ареала - 20 млн чел. Нью-Йорк называют "этнографическим музеем", говорят, что здесь "итальянцев больше, чем в Риме", "ирландцев больше, чем в Дублине", "евреев больше, чем в Израиле". Около 2,6 млн нью-йоркцев - афро-американцы, примерно 0,9 млн - пуэрториканцы. Наблюдается высокий уровень сегрегации: национально-этнические группы часто проживают компактно в определенных микрорайонах.

В Нью-Йорке осуществляется около1/3 всех международных банковских операций в США, около 25% оптовых торговых операций,

производится 10% продукции обрабатывающей промышленности. По стоимости несколько перевешивают товары широкого потребления. Около1/3 рабочей силы занято на машиностроительных предприятиях, выпускающих изделия радиоэлектроники, моторы, станки, полиграфическое оборудование, а также в химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Нью-Йорк - один из главных центров военно-промышленного комплекса.

Сфера услуг в агломерации преобладает над материальным производством. Важная часть ее - наука и образование. Самый мощный в стране научно-индустриальный комплекс Нью-Йорк - Нью-Джерси насчитывает около 200 университетов (самые известные из них - Колумбийский и Нью-Йоркский) и колледжей, примерно 1500 лабораторий и конструкторских бюро, где занято около 85 тыс. чел.

Нью-Йорк - крупнейший транспортный узел. Железные, автомобильные, водные и воздушные линии связывают его со всеми районами страны и зарубежными государствами. Главная международная воздушная гавань - аэропорт Джона Кеннеди. Грузооборот морского порта - около 135 млн т (3-е место в стране после Южнолуизианского порта и Хьюстона). Около 1/3 грузопотоков связано с внешней торговлей. Долгие годы самым знаменитым "знаковым" символом Нью-Йорка, наряду со Статуей Свободы, был небоскреб Эмпайр-Стейт-Бил-динг (102 этажа, высота - 381 м) в центре Манхэттена. Самые высокие здания - "два близнеца" Рокфеллеровского торгового центра на юге района (110 этажей, высота - 405 м) были уничтожены в результате террористического акта 11 сентября 2001 г.

Для центральных районов города характерна линейная планировка улиц. Север и юг Манхэттена соединяют авеню, Ист-Сайд и Вест-Сайд - стриты. Наиболее фешенебельные магистрали - Пятая авеню и Парк-авеню, а одна из самых известных достопримечательностей Нью-Йорка - Бродвей. Он соединяет негритянский район Гарлем с южным Манхэттеном. Общеизвестно и название одной из небольших улиц на юге Манхэттена - Уолл-стрит, которая олицетворяет могущество финансового капитала, здесь находятся главная фондовая биржа, многочисленные американские и иностранные банки, юридические конторы. Рядом с Уолл-стрит находится Гринвич-Вилидж - популярный у художников, артистов и студентов район. Архитектурный облик впечатляюще дополняют мосты, перекинутые через Гудзон и Ист-Ривер. Наиболее известный из них - Бруклинский. Мосты дополняются тоннелями.

Бостон - самый большой город Новой Англии, одно из старейших городских поселений США. Он возник в 1630 г. в том самом месте, где за девять лет до этого высадились первые переселенцы из далекой Англии, пересекшие Атлантику на судне "Мэйфлауэр". Бостон - колыбель американской революции, здесь в 1773 г. произошло знаменитое "бостонское чаепитие", вскоре после которого началась Война за независимость; его часто называют "исторической столицей США". До середины XVIII в. он был самым крупным городом Северной Америки. Сейчас его население - 700 тыс. чел. (в агломерации живет 5,5 млн чел.). Это крупный (восьмой по масштабам) промышленный центр страны. Его продукция: приборы, радиоэлектроника, авиаракетно-космическое оборудование, суда, текстиль. Здесь находится важный научно-индустриальный комплекс Бостон-Кембридж, в том числе знаменитый Гарвардский университет (основан в 1636 г.) и Мас-сачусетский технологический институт.

Филадельфия - один из старейших городов (основан в 1686 г. в устье реки Делавэр), важных политических и экономических центров США. Население - 1,6 млн чел. (в агломерации 6 млн чел.). Топоним Филадельфия - "город братолюбцев", он основан руководителем секты квакеров У. Пенном и вошел в историю США благодаря тому, что здесь на втором Континентальном Конгрессе (1776 г.) была принята Декларация независимости, а в 1787 г. - Конституция.

В прошлом это - самый крупный промышленный центр всей страны, развитие которого было тесно связано с освоением природных ресурсов Пенсильвании (вода, уголь, нефть) и выгодным положением морского порта. Сейчас Филадельфия - пятый индустриальный центр США (уступает Нью-Йорку, Лос-Анджелесу, Чикаго и Детройту). Здесь явно преобладает тяжелая индустрия - производство крупного машинного оборудования, нефтеперегонка, нефтехимия, черная металлургия, радиоэлектроника. Сложился один из новейших научно-индустриальных комплексов - Филадельфийская Силиконовая долина, в него входят 380 предприятий, выпускающих преимущественно радиоэлектронную продукцию. Грузооборот морского порта - 45 млн т.

Балтимор расположен на реке Потапско, вблизи ее впадения в Чесапикский залив. Население - 700 тыс. чел. (а во всей агломерации - 2,4 млн чел.)1. В прошлом большое значение для экономического развития города имели связи с бывшим рабовладельческим

Югом. Сейчас Балтимор - крупный центр главным образом тяжелой промышленности. По структуре она похожа на филадельфийскую (здесь также преобладает тяжелое машиностроение), но есть и отличие: Балтимор является важным центром цветной металлургии (медь, алюминий). В соседнем Спарроус-Пойнтс расположен один из самых крупных комбинатов черной металлургии (компания "Бет-лехем"). На сырье, привозимом с Юга и из-за рубежа, работает нефтеперерабатывающая, консервная, текстильная, табачная промышленность.

Грузооборот морского порта - 40 млн т, 2/3 его приходится на внешнеторговые грузы. Здесь расположен и большой контейнерный терминал. Среди импортных грузов выделяется сырье для металлургии и нефть. В экспорте важное место принадлежит аппалачскому углю. Географическое положение порта значительно улучшилось после того, как в 1836 г. вступил в строй глубоководный канал Чесапик - Делавэр протяженностью 80 юл,существенно сокративший расстояние до портов Новой Англии и Средне-Атлантических штатов.

На южном рубеже Приатлантического Северо-Востока расположен Федеральный округ Колумбия, в пределах которого находится столица США - Вашингтон. Округ был создан в конце XVIII в. на территории, предоставленной штатами Мэриленд и Виргиния. Население Вашингтона - 0,8 млн чел. (во всей агломерации - 4,5 млн чел.). Город расположен на левом берегу Потомака, недалеко от Чесапикского залива. В 1800 г. он стал новой столицей (после Нью-Йорка и Филадельфии) США. По внешнему облику Вашингтон не имеет ничего общего с Нью-Йорком и другими американскими сверхгородами. Здесь нет небоскребов, нет и назойливой рекламы, зато есть широкие проспекты и улицы, много зелени. Общий облик города напоминает архитектуру европейских центров. Центральной осью Вашингтона является магистраль Молл с Капитолием, мемориалом А. Линкольна и обелиском Д. Вашингтона. Недалеко, на Пенсильвания-авеню, находится президентская резиденция - Белый Дом. Центр города застроен многочисленными правительственными и административными зданиями. Здесь также много музеев, галерей, знаменитая Библиотека конгресса. На правом берегу Потомака большую территорию занимает мемориальное Арлингтонское кладбище. Промышленность не играет важной роли в экономике города. Она представлена главным образом сравнительно небольшими пищевыми, швейными предприятиями и полиграфией.

Центральный район (иногда его называют Приозерным) состоит из штатов Северо-Восточного Центра и западной части Пенсильвании. Он расположен между верхним течением Миссисипи на западе и Аппалачами на востоке, включает основную часть бассейна Великих озер, северную половину Центральных равнин. Главные природные ресурсы здесь - железная руда (бассейн Месэйби в штате Миннесота - крупнейший в США), уголь, свинец, цинк, медь, поваренная соль. Население - 50 млн чел. Крупнейшие города района - Чикаго, Детройт, Питт-сбург - являются узловыми центрами Приозерного мегалополиса.

Это высокоразвитый индустриально-аграрный район, по стоимости продукции обрабатывающей промышленности (25%) он вышел на 2-е место в стране и по оптовой торговле и банковским операциям уступает лишь Приатлантическому Северо-Востоку. Более 70% обрабатывающей индустрии приходится на Огайо, Иллинойс и Мичиган.

На базе богатых месторождений углей в Аппалачах и железной руды Приозерья еще в XIX в. начал складываться крупнейший в стране комплекс производства черных металлов в верхнем течении Огайо. Питтсбург долгие годы сохранял титул "металлургической столицы" США. Позднее черная металлургия "шагнула" навстречу железной руде и стала развиваться в основных центрах потребления металла - Чикаго, Детройте, Кливленде и Толидо. В настоящее время многие заводы переориентировались на импортную руду, которая поступает главным образом по водным путям.

Наличие солидной металлургической и энергетической базы, квалифицированной рабочей силы, благоприятное географическое положение, а также быстрый рост спроса на различное оборудование - главные факторы значительного развития машиностроения. Район специализируется на производстве металлоемкой продукции и транспортной техники. Среди новых отраслей, быстро развивавшихся в XX в., важнейшее значение имеют автомобильная промышленность, приборостроение, электротехника и химия полимеров.

Особая роль принадлежит здесь автомобильной индустрии: в Центральном районе производится около 85% автомобилей в стране, в том числе 2/3 - в штате Мичиган. Главный центр здесь - Детройт.

В отличие от Приатлантического Северо-Востока Центральный район является одним из важнейших в стране производителей сельскохозяйственной продукции (около 25% ее в США). Специализация аграрного сектора на севере и юге района существенно различается: в области Великих озер преобладает интенсивное молочно-мясное животноводство, а

Центральные равнины - восточная часть "кукурузного пояса". На высокопитательных кормах (главным образом кукурузе) осуществляется откорм местного и поступающего из юго-западных штатов мясного скота. На этой основе сложилась и мощная мясная промышленность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.07 с.)