Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные социально-экономические показатели стран ЕССодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Продолжение табл. 13.2
высшим воплощением урбанизированной Европы. Им стал Европейский мегалополис - гигантское скопление городов, простирающееся от Манчестера и Большого Лондона на крайнем северо-западе Европы через голландский Ранстадт (буквально - "кольцевой город", включающий фактически слившиеся Амстердам - Гаагу и европорт №1 - Роттердам) и далее через Рур и Франкфурт в ФРГ, Париж во Франции вплоть до Милана на юге. Из-за формы, изогнутой с северо-запада, а потом на юго-запад, этот мегалополис называют "бананом". Западная Европа перешла уже все мыслимые пороги урбанизации, и если в 1970- 1980-е гг. для большинства ее крупных городов был характерен процесс урбанизации, то в 1980-1990-е гг. для половины из них - уже деурбанизации. Европейский "банан" - самый насыщенный современной инфраструктурой мегалополис мира,да и ЕС в целом в западной литературе характеризуют как "густую сеть качественных коммуникаций". От британских скоростных железных дорог и Лондонского аэропорта на континент ведет ныне "Евротуннель" под Ла-Маншем, открытый в 1994 г., по которому движется поток автомашин и скоростные поезда "Евростар". Путь от Лондона до Парижа, занимавший ранее 5 часов, сократился до 2,3 часа. На континенте эта линия смыкается с единой европейской сетью автострад и скоростных железнодорожных магистралей. В ФРГ самая разветвленная сеть автобанов - более 10 тыс. км, во Франции и ФРГ - самые высокие скорости на железных дорогах (до 250 км/ч); после завершения линии "Трансрапид" между Гамбургом и Берлином скорости превысили 300 км/ч. Через долину Рейна проходит главный европейский "коридор" меридионального направления - целый пучок современной инфраструктуры - железные дороги и автострады, нефте- и газопроводы, линии электропередач. Интенсивность движения по этому "коридору" исключительно велика: по каждой из двух железных дорог вдоль Рейна проходит 300-350 составов в день. Через туннели в Альпах (а их 15) линия Базель - Милан связывает сеть основной части континента с основной меридиональной "автострадой Солнца" в Италии (Милан - Рим - Неаполь). "Транзитные страны" по пути на юг (Швейцария, Австрия) получают отчисления с транзита транспорта, но из-за загрязнения окружающей среды автомобилями часть грузовых машин теперь перегружают на железнодорожные платформы. Транспортная сеть Западной Европы весьма современная и постоянно совершенствуется. В 1998 г. вошел в строй мост через Большой Бельт, в 2000 г. - мост-туннель между Копенгагеном и Мальме, а на другом конце Европы - мост через реку Тежу (Тахо) в Лиссабоне длиной 17 км. Высокая транспортная обеспеченность Западной Европы - не только благо, но и острейшие транспортные проблемы (часто даже хаос, а иногда и коллапс) в городах. Загрязнение воздуха автотранспортом резко превосходит индустриальное загрязнение. Если в 1970 г. в зарубежной Европе один легковой автомобиль приходился на 9 человек, то в 1999 г. уже на двух, а после 1990 г. "автомобильный бум" в Центральной и Восточной Европе еще более усложняет ситуацию. Ряд европейских рекордов в социально-экономической "таблице лидеров" современного мира очевиден:
Зарубежная Европа, однако, отнюдь не однообразное "поле процветания". Как уже отмечалось, постсоциалистические страны Центральной и Восточной Европы с начала периода реформ 1990-х гг. находятся в кризисном состоянии. Если в 1970 г. их доля в ВВП мира превышала 5%, то в 1993 г. она упала до 2,6%, а вся социально-экономическая ситуация, и жизненный уровень в частности, резко ухудшились. Из табл. 13.2 видно, что здесь совсем другой диапазон ВВП на душу населения. Контрасты имеются и в более благополучном ареале ЕС. Это не только большой разрыв социально-экономических показателей между "богатыми" и "бедными" членами ЕС (сравните ВВП на душу населения в Люксембурге и Португалии по таблице), но и внутри самых благополучных стран. В ФРГ разница в этом показателе между Гамбургом и соседним Мекленбургом - Передней Померанией (одной из "новых" земель) достигает 3,5 раза. В Италии, где проблема "сращивания" регионов решается уже более сотни лет, тем не менее существуют почти такие же контрасты между Севером и Югом: ВВП на душу населения в Ломбардии вдвое выше, чем в Калабрии или Сицилии. Проявляется даже своеобразный сепаратизм: "богатому Северу" (Милан - Генуя - Турин) некоторые политические силы предлагают отделиться от "бедного Юга". На карте ЕС выделяется благополучное "ядро" (Бенилюкс, Дания, ФРГ, юг Англии) и куда менее спокойная "периферия" (Испания, Португалия и Греция на юге, юг Италии, часть Финляндии на севере) с гораздо худшими социальными показателями. Безработица здесь хронически выше, чем в "ядре" ЕС: в 1997 г. в Италии - 12,3% самодеятельного населения (на юге гораздо выше), в Финляндии - 14,5%, а в Испании - даже 20,8% (для сравнения: в Великобритании - 5,6%). Региональная политика внутри ЕС направлена на сглаживание этих контрастов. Поэтому имеются страны-доноры, вносящие свой вклад в Региональный фонд ЕС, и страны - получатели средств из этого фонда. Крупнейшими донорами стали ФРГ и Нидерланды, а основными получателями помощи - Испания и Греция (см. табл. 13.2). Важнейшим фактором силы зарубежной Европы является ее образовательный и научно-технический потенциал. В эпоху НТР росли расходы на образование и НИОКР, увеличивалось число студентов. Так, за 1980-1997 гг. в ФРГ и Великобритании оно выросло вдвое, во Франции - с 980 тыс. до более чем 2 млн. Наряду со старейшими в мире университетами (а самые старые из них в Болонье и Оксфорде основаны в XI в., в Кембридже "Кингс-колледж" - в XIII в., в Центральной Европе - Ягеллонский университет в Кракове и Карлов университет в Праге основаны в XIV в.) появились и совсем молодые (Рурский университет в Бохуме). Возникли и целые "комбинаты образования" - в университете Ла Сапиенца в Риме записано 190 тыс. (!) студентов, в Мюнхенском - 65 тыс., а в 13 парижских - 350 тыс. Самым высоким престижем сегодня обладают университеты Великобритании и Нидерландов, за ними идут вузы ФРГ. При этом маленькие университеты зачастую лидируют по качеству подготовки студентов. Так, Технический университет в Эйндховене (Нидерланды), где учатся всего 5 тыс. студентов, дает инженерную элиту Европы, а совсем небольшие баварские университеты Пассау и Байрейт - делят 2-3-е места в Европе по подготовке экономистов. Сохраняют свои ведущие позиции и престиж и известные элитные университеты - Кембриджский и Оксфордский1. Они тоже относятся к "немассовым" - в Кембридже, например, учатся всего 11 тыс. студентов, однако 78 его выпускников - лауреаты Нобелевской премии. По всем важнейшим профилям европейских вузов (юридические, экономические и филологические науки, инженерная подготовка) Кембридж и Оксфорд входят в первую десятку университетов Европы. По расходам на НИОКР страны ЕС занимают ведущие позиции в мире - в Швеции они достигают 3% ВВП (мировой рекорд наряду с Японией, где эти расходы, правда, уменьшились за последние годы), в США - более 2,6%. Конечно, за средними показателями по ЕС скрываются и существенные различия между странами (см. табл. 13.2). Аналогичных данных по странам Центральной и Восточной Европы у нас нет, но очевидно, что "старение" отраслевой структуры хозяйства и спад в период реформ прямо связаны с недостатками финансирования науки и НИОКР. Заметим, что прямая зависимость между затратами и результатами часто не просматривается, взаимоотношение здесь гораздо сложнее. Так, тестирование 500 тыс. восьмиклассников из 41 страны мира, проведенное в 1996 г., показало, что по естественным наукам в первую десятку входят Чехия, Болгария, Словения и Венгрия, а США занимают 17-е место; по математике Чехия и Словакия вышли на 6-7-е места, а Словения - на 10-е, тогда как США остаются на 27-м. Типичной формой интеграции науки и производства в Западной Европе стали технополисы - научно-промышленные парки и комплексы типа биотехнологического и электронного вокруг Кембриджа (после 1980 г. здесь возникло и осело более 200 новых компаний и фирм), комплекса София-Антиполис во Франции (около Ниццы) или "Изарвэлли" около Мюнхена, названного так по аналогии с "Сили-конвэлли" (Силиконовой долиной) в Калифорнии. Они дали импульс созданию и развитию новейших отраслей и высоких технологий. В Европе (без СН Г) в 1998 г. действовали более 150 блоков (реакторов) АЭС (в США - 105), и бесспорным рекордсменом в этом плане стала Франция - 57 блоков АЭС. Она же доминирует и по доле АЭС в общей выработке электроэнергии - 76%. За ней в Западной Европе идут Бельгия - 56%, Швеция - 51, Швейцария - 37%. С помощью СССР атомные станции были построены в Центральной и Восточной Европе - в Венгрии они дают 42% всей электроэнергии, в Болгарии - 40%, а в Литве - более 85% (!). Авиастроение в Западной Европе начинает успешно конкурировать с крупнейшим американским концерном, производящим пассажирские самолеты, - "Боингом". Европейский консорциум, выпускающий "Аэробусы", уже стал вторым в мире - в 1998 г. соотношение поставленных авиакомпаниям самолетов стало почти равным (у "Боинга" - 322, у "Аэробуса" - 308). В концерн объединены четыре западные компании - "Бритиш аэроспейс", французская "Аэроспасиаль", немецкая "Даса" (часть концерна "Даймлер-Крайслер") и испанская "Каса". Центром консорциума является французский город Тулуза (это и организационный центр, и место производства двигателей и сборки самолетов), а производство отдельных компонентов ведется в Бремене, Гамбурге, Мадриде, Сен-Назаре. Интересно, что наиболее перспективными для авиастроения считаются портовые центры, поскольку крупные элементы самолетов реальнее всего транспортировать морским транспортом. Примером научно-технических успехов Европы могут быть и усилия по освоению космоса. В 1975 г. было создано Европейское космическое агентство, куда вошли 13 стран. В его рамках велись работы по созданию европейской ракеты-носителя ("Ариан"), запуску европейских спутников связи и исследовательских спутников "европейского" космодрома Куру во французской Гвиане. Немецкий "Телеком" занял 3-е место среди телекоммуникационных и информационных монополий мира, уступая лишь AT&T (США) и НТТ (Япония). Страны Западной Европы имеют развитую военную промышленность - 80% производства приходится на Великобританию, Францию и ФРГ. Монополии "Бритиш аэроспейс", "Дженерал электрик" (Великобритания), "Томсон групп" и "Лапардер групп" (Франция) входят в первую десятку производителей военной техники в мире. Несмотря на все успехи в научно-техническом плане, Западная Европа по некоторым показателям отстает от США. Там на 100 человек имеется 49 персональных компьютеров, а в ФРГ - "всего" 26. Лишь одна европейская страна - Норвегия - превосходит США по подключению к сети Интернет, мея показатель 475 на 10 тыс. чел. (в США - 440). В остальных странах ЕС эти значения колеблются в интервале от 100 до 200 на 10 тыс. чел. Одной из серьезных европейских проблем еще с 1960-70-х гг. стали старопромышленные районы с моноиндустриальной структурой, особенно угольно-металлургические Рур и Саар в ФРГ, Мидленд и Уэльс в Великобритании, север Франции и юг Бельгии. Кризисными оказались обе главные опоры хозяйства - угледобыча и металлургия. Свертывание старых отраслей (закрытие шахт, уменьшение мощностей по чугуну, стали, прокату) повлекло за собой безработицу, рост социальной напряженности, отток населения. Крупные, изначально моноструктурные монополии, стараясь "не класть все яйца в одну корзину", диверсифицировали свою структуру. Так, и "Крупп", и "Тиссен" - два лидера металлургии ФРГ с 1997 г. единый концерн "Тиссен-Крупп" - уже давно не являются чисто металлургическими, они стали в первую очередь машиностроительными концернами, втянув в свою орбиту и многие новые отрасли. Государство через региональную политику также пыталось помочь "бедствующим районам", привлекая сюда новые предприятия, организовывая профессиональную переподготовку безработных шахтеров и металлистов, стимулируя создание научно-исследовательских и образовательных центров. Кое-где предпринятые государственно-монополистические усилия принесли серьезный успех. Так, государственная программа "Чистое небо над Руром" постепенно привела к модернизации хозяйства района, оздоровлению его экологической ситуации. В других случаях требуются более энергичные меры региональной политики. Это относится к угольно-металлургическому району на юге Бельгии, который и сейчас выделяется мрачным пятном на карте проблемных районов ЕС. Большой заботой объединенной Европы стало ее сельское хозяйство. С одной стороны, очевидны его огромные успехи и рекорды - самая высокая техническая оснащенность и эффективность, рекордные урожаи (по зерновым они достигают 60 ц с 1 га во Франции, ФРГ и Великобритании, а в Нидерландах - даже 69 ц), самообеспеченность по многим продуктам, огромные масштабы их экспорта. С другой стороны, сельское хозяйство Европы, где занято 10 млн фермеров, - очень разное не только по ассортименту продукции, но и по размерам и возможностям хозяйства. Если в целом по ЕС средний размер хозяйства более 15 га, то в Греции или Португалии - всего 4 га; если на британскую ферму приходится в среднем 57 коров, то на греческую - 3. Есть и проблемы перепроизводства продукции, а в перспективе неизбежное разорение мелких ферм. Кроме того, ряд районов в странах ЕС, где доминирует сельское хозяйство (Центральный массив во Франции, северо-восток Исландии, частично - юг Италии, многие районы Греции), являются столь же проблемными, как и очаги угольно-металлургической моноструктуры. Поддержка сельского хозяйства дорого обходится ЕС - свыше 70% всех расходов сообщества. Если в ЕС на эти цели тратится 133 млрд долл. (1990 г.), то в США- 74 млрд, в Японии - 59 млрд. В 1998 г. Комиссией ЕС был принят план "Агенда-2000", предусматривающий реформу аграрной политики, прежде всего сокращение средств на поддержку продукции земледелия на 20%, мяса - на 30%; при включении в ЕС новых членов предполагается не увеличивать затраты на поддержку сельского хозяйства. Межнациональные конфликты, участившиеся в мире, затронули и Европу, сильнее всего проявились на Балканах - стыке трех цивилизаций - западной, православной и мусульманской. В целом большинство стран Западной Европы являются или однонациональными (ФРГ), или ограничиваются резким преобладанием одной нации (Великобритания, Франция, Испания); двуязычной является лишь Бельгия, а многоязычной, но издавна живущей при полном согласии разных наций - Швейцария1. Однако массовые миграции рабочей силы в ЕС и беженцев несколько усложнили эту картину, "исламизировав" некоторые очаги иммиграции, особенно ФРГ и Францию. Общее количество мусульман в Западной Европе превысило 7 млн чел. Тем не менее и "однонациональная" Европа оказалась неспокойной: баскские националисты борются за самоопределение Страны басков (северо-запад Испании), а Каталонский парламент даже после "автономизации" Испании - ее деления на 17 автономий - не отказывается от выступлений за такие же права. Продолжается конфронтация в Ольстере (Северная Ирландия), где национальные противоречия (англичане - ирландцы) усугубляются религиозными (коренное население - католики, а некоренное - протестанты). Французскую Корсику из-за вооруженных выступлений сепаратистов называют "пылающим островом". И все же в Западной Европе находят выходы для смягчения этих проблем. В Бельгии, например, где существовал острейший антагонизм между бедствующей Валлонией (юг страны, часть "ржавого пояса" старых отраслей - угледобычи и металлургии) и процветающей Фландрией (север страны) в 1993 г. была проведена федерализация - правительство в Брюсселе оставило за собой лишь важнейшие функции (оборона, финансы), тогда как все остальные перешли в ведение Фландрии и Валлонии, а оба языка (французский и фламандский) стали государственными. Столица Брюссель получила особый статус. В Великобритании после референдума в Шотландии был создан Шотландский парламент. Гораздо острее ситуация в Восточной Европе, где в условиях этнической пестроты и нестабильности политической и социально-экономической жизни повышена чувствительность в национальных вопросах. Так, на месте СФРЮ возникло пять суверенных государств, созданных по национальному принципу, что, однако, не принесло решения межнациональных проблем. Это Хорватия и Словения с преобладанием католиков (соответственно 76 и 70% всего населения), Македония и Югославия с высокой долей православных - македонцев, сербов (соответственно 66 и 44% всего населения) и, наконец, возникшая после ожесточенных боевых действий Босния и Герцеговина. Национальные проблемы, причем крайне острые, сохранились и внутри этих "новообразований". В Хорватии это проблема сербского национального меньшинства (12%). Для Македонии - проблема албанского меньшинства (28%), и еще больше - само признание названия этой республики, против которого выступает Греция. На территории республики находится международный миротворческий контингент. В Боснии и Герцеговине все еще сложнее, там три этнические группы - сербы, боснийцы (славяне, принявшие ислам) и хорваты -и три вероисповедания - православное, мусульманское и католическое. В соответствии с Дейтоновскими соглашениями (1995 г.), положившими конец самому крупному после Второй мировой войны вооруженному конфликту в Европе, Босния и Герцеговина была определена как единое государство, состоящее из мусульманско-хорватской федерации (51% территории страны) и Республики Сербской (49%) с общими федеральными органами власти. При этом столица - Сараево, когда-то многонациональный город из-за массового оттока сербов превратился в моноэтнический (сербы в 1998 г. составляли всего 8% населения). Мир в Боснии и Герцеговине до конца не достигнут, он лишь поддерживается миротворческими силами на основе войск НАТО. В целом бывшая Югославия дала самый большой поток беженцев в Европе - 2,3 млн чел. Наиболее острой из сложных югославских проблем стала проблема Косово в СРЮ, населенного албанцами и потерявшего статус автономии в 1988-1989 гг. Широкие права титульной нации - албанцев, - данные им в СФРЮ, привели к ряду ошибок местного руководства, оттоку сербов, резкому преобладанию албанского населения (до 90%). Требования сепаратистов об отделении от Югославии вылились в вооруженную борьбу созданной ими "Освободительной армии Косово" в 1998-1999гг. с сербскими силами правопорядка. Военное вмешательство НАТО во внутренний конфликт, односторонне антиюгославский подход к нему, ввод миротворческих сил при участии России еще больше обострили проблему (смена президента и правительства в 2000 г., сепаратизм Черногории и др.). Сложны межнациональные проблемы и в странах Прибалтики. При очень значительных русскоязычных меньшинствах (в Эстонии - 32%, в Латвии - более 39%!) государственными языками объявлены лишь эстонский и латвийский, ущемлены многие фажданские права русскоязычного населения. Уникальна формула, принятая Сеймом Латвии (1998 г.), согласно которой детям русскоязычных, родившимся после 1991 г., гражданство предоставляется "лишь при обязательстве родителей о лояльности их детей властям". Такая политика национальной дискриминации и нарушения прав человека тем более удивительна, что значительную часть экономического развития Прибалтийские страны базируют на массовом транзите российских грузов, прежде всего нефти, через порты Вентспилс, Рига, Таллин. Через Вентспилс, например, идет 13% всего огромного экспорта российской нефти; именно благодаря этому он стал крупнейшим портом всей Прибалтики. В Латвии транспорт и связь дают поэтому и около 1/5, всей добавленной стоимости. Кроме того, страна на 90% базирует свое энергоснабжение на той же российской нефти и газе. Нерешенной остается на рубеже веков и проблема раскола Молдавии - существования самопровозглашенной Приднестровской Республики. К важным проблемам ЕС относится и экологическая. Только на ЕС приходится около 15% выбросов СО2 в мире. Это и понятно, если учесть:
В зарубежной Европе застроено около 20 млн га, а это больше 4% ее площади, в Португалии площадь под застройками достигает 15%, в Италии - 13%. Степень распаханности в среднем около 30%, на равнинах ФРГ или Франции - 50-55%, а в Венгрии и Румынии - до 60-70%. На 100 га приходится 75 тракторов, что в 3 раза больше, чем в США, а на каждый гектар обрабатываемой площади вносится 192 кг биофильных соединений, вдвое больше, чем в США. . Моторизация жизни тоже рекордна - на Европу приходится больше 180 млн легковых машин - больше, чем 40% мирового их парка (в США - 35%). Города, промышленность и транспорт дают 2 млрд т отходов в год. Степень преобразованности естественной среды в Европе выше, чем в других регионах мира: деградация почв охватывает 23% всей лесной площади. Везде преобладают антропогенно-модифицированные ландшафты. По другим оценкам (не расходящимся с приведенными выше), площадь земель, не затронутых хозяйственной деятельностью, в Европе составляет всего 4% (в Азии - 14%, Северной Америке - 42%). Для представления об экологическом состоянии разных стран Европы полезно сравнение с аналогичными данными по России, показывающее гораздо меньшую степень разрушения экосистем в нашей стране (табл. 13.3). Таблица 13.3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.207.196 (0.019 с.) |