![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наименее развитые страны мира (1998 г.)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Продолжение табл. 2.5
Причины крайней отсталости данной группы государств, ставшей средоточием негативных последствий и причин важнейших глобальных проблем, кроются не только в особенностях их исторического, демографического, в целом общественного развития, но и в "тормозящем" эффекте его географических факторов-предпосылок - ограниченности территории и (или) природно-ресурсного потенциала, неблагоприятных природных условий тропического пояса и ЭГП (отсутствие выхода к морю, удаленное островное положение). Эти факторы отсталости в сочетании с острыми внутриполитическими проблемами делают НРС наименее привлекательными в мировом сообществе для иностранных инвесторов и, таким образом, ограничивают внешние источники прогресса. Но они же превращают их в объект первоочередной помощи ООН и других международных экономических и гуманитарных организаций, предоставляемой на льготных условиях. Иную грань различий между странами и регионами мира раскрывает типология стран по качеству жизни,благосостоянию населения, оцениваемому с помощью комплексного индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), определяемого экспертами Программы развития ООН (см. форзац 2). ИРЧП учитывает наиболее важные измерения развития человека - продолжительность жизни, получение образования (включая грамотность), ВВП на душу населения и др., обозначая таким образом большие или меньшие возможности прогресса стран, их близость или удаленность от идеального показателя, принимаемого за 1 (средняя продолжительность жизни 85 лет, доступ к образованию для всех, "достойный" уровень душевого дохода - немногим более 5 тыс. долл.).
По состоянию на 1995 г. страны мира (174) в зависимости от величины их ИРЧП были сгруппированы в три типа: 1) с высоким уровнем развития человеческого потенциала - 63 страны (ИРЧП от 0,950 у Канады до 0,804 у Бразилии); 2) со средним уровнем - 64 (ИРЧП от 0,798 у Казахстанадо 0,503 у Камеруна); 3) с низким уровнем - 47 (ИРЧП от 0,483 у Пакистана до 0,207 у Нигера). Доля первой и второй групп в общей численности населения мира неуклонно растет (по сравнению с 1960 г. она выросла соответственно с 16 до 30% и с П до 39%), а третьей - сокращается (с 73 до 31%), что свидетельствует о неуклонном прогрессе человеческого потенциала, особенно быстром в развивающемся мире. Первую десятку стран с лучшими возможностями потенциала составляли лидеры экономически развитого мира - Канада, США, Япония, Нидерланды, Финляндия, Исландия, Норвегия, Франция, Испания, Швеция. Высоким уровнем ИРЧП, наряду с большинством экономически развитых стран (среди них 9 восточноевропейских), также обладают наиболее благополучные развивающиеся в Латинской Америке (15), Азии (9), Африке (2), Океании (1) из числа новых индустриальных, "квартиросдатчиков" и нефтеэкспортеров. Среди стран со средним уровнем человеческого потенциала из экономически развитых представлены Россия (52-е место) и 8 стран СНГ (кавказские и центрально-азиатские), восточноевропейские, ЮАР, но преобладают развивающиеся, в том числе социалистические (кроме Лаоса), причем лучшие показатели имеет Куба (72-е место), опередившая экономически более благополучные Тунис, Саудовскую Аравию, ЮАР, Индонезию, Китай (111). Низкие показатели ИРЧП характерны для наименее развитых стран, а также таких "демографических гигантов", как Пакистан (128) и Индия (134). Замыкающую десятку "аутсайдеров" составляют преимущественно страны Тропической Африки (Бурунди, Сомали, Мозамбик, Гвинея, Буркина-Фасо, Эфиопия, Мали, Сьерра-Леоне, Нигер (174), а также Афганистан.
По состоянию на 1998 г. в рассматриваемой группировке по ИРЧП произошли некоторые изменения, затронувшие первый и второй типы стран - на 2-е, 3-е и 4-е места переместились Франция, Норвегия, Исландия, а на 7-е и 8-е опустились Нидерланды и Япония; вошла в десятку Новая Зеландия, вытеснив Испанию; ухудшились позиции России (72-е место) и стран СНГ, переместившихся во второй тип, тогда как Турция перешла в первый; заметно улучшились также показатели Китая, Индии, Пакистана. Среди качественных типологических подходов, открывающих еще одну, все более актуальную грань общественно-географической картины мира на региональном и страновом уровнях, следует особо выделить международно-интеграционный подход, дающий представление о реально сложившихся группировках стран, их функциональных и иных различиях. Он необходим как для понимания положения отдельных стран и регионов в глобальных геополитической и мирохозяйственной системах, так и для оценки возможностей, перспектив их прогресса и воздействия на эти системы. Стремительно развивавшиеся во второй половине XX в. международные интеграционные процессы и их результаты в отношениях между субъектами разнообразной общественной деятельности - политической (государства, партии и др.), экономической (государства, компании, банки и др.), социальной (профсоюзы, гуманитарные и другие общественные организации, движения) и духовной (научные, информационные, религиозные, творческие и иные культурные организации) - все это в совокупности обеспечило и усиливает глобализацию общественного развития и единство человечества, делает еще более взаимозависимыми прогресс и сопровождающие его проблемы стран и регионов. Результатами и одновременно инструментами осуществления обозначенных процессов являются сотни международных организаций,как межправительственных, так и неправительственных, становящихся все более активными субъектами международных отношений. Их количество продолжает расти, состав расширяется, а интеграционные связи усложняются, становятся прочнее, формируя специфические интеграционные геопространственные системы, различающиеся по функциям (качествам), масштабам деятельности и обеспечивающие все большую целостность глобальным и региональным геополитическим и геоэкономическим системам. При этом международные организации с участием высокоразвитых стран превратились в важнейшие инструменты мировой политики и экономики, прежде всего в рычаги воздействия на прогресс менее развитой мировой периферии, ее подчинения интересам ведущих держав. Через систему международных организаций осуществляется концентрация в их руках экономической, финансовой, политической и иной власти на глобальном и региональном уровнях, обеспечивающей усиление коллективного и индивидуального геополитического могущества высокоразвитых государств, особенно США, играющих ключевую роль в ведущих организациях. Основные данные о крупных и наиболее известных международных организациях приведены в табл. 2.6, 2,7, а краткие их характеристики содержатся в Приложении 2. Они позволяют судить о различиях в характере (по выполняемым функциям) и масштабах (по охвату геопространства) деятельности наиболее крупных международных организаций, об их потенциале, степени вовлеченности отдельных стран и регионов в интеграционные процессы.
Одной из важнейших качественных характеристик стран, необходимых для понимания общественно-географической картины мира и крупных регионов, является политическая организация общества и освоенного им геопространства. Различия между странами по этим признакам в главных чертах отражают государственно-политические типологии стран. В частности, по различиям в политической организации странового геопространства с точки зрения его международного статуса все страны мира могут быть разделены на три типа: а) суверенные государства; б) несамоуправляющиеся (несуверенные) территории; в) "проблемные" территории с переходным или международно непризнанным статусом (см. Приложение 1). 1. Количество суверенных государств - субъектов международного права в XX в. быстро росло, главным образом под воздействием национальных процессов (1900 г. - 55, 1947 г. - 81, 1998 г. - 190 из существующих ныне более 230 стран). По крупным регионам оно составляет: Европа - 43, Азия - 48, Африка - 50, Северная Америка - 23, Южная Америка - 12, Австралия и Океания - 13. Таблица 2. 6
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.134.140 (0.008 с.) |