Макрорегиональная структура промышленности США, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макрорегиональная структура промышленности США,



Группы отраслей Север Юг Запад
1940 г. 1995 г. 1940 г. 1995 г. 1940 г. 1995 г.
Обрабатывающая промышленность            
Горно-добывающая промышленность            

Сдвиги проявляются по-разному в обрабатывающей и горно-добывающей промышленности. В первой доля Севера сократилась за 55 лет примерно в 1,5 раза, в горно-добывающей - в 3 раза. Доля Юга в обрабатывающих отраслях увеличилась вдвое, а Запада - в 2,5 раза. А горнодобыча сильно выросла в западных штатах, главным образом за счет нефти Аляски.

Общее соотношение между Севером, Югом и Западом по объему промышленного производства составляет сейчас 48, 32 и 20%.

Территориальная концентрация промышленности довольно высока. Около 1/4 обрабатывающей промышленности приходится всего на три штата - Калифорнию (10%), Техас (8%) и Огайо (6%). Три ведущих штата по горно-добывающей промышленности выглядят несколько иначе: совокупная доля их составляет 37% (на Техас приходится 25%, Калифорнию - 7, Аляску - 5%). В то же время на мезоуровне (внутри штатов) налицо процесс децентрализации: темпы роста занятости в малых (неметрополитенских) населенных пунктах в 1,5 раза выше, чем в городских агломерациях.

Энергетика. Несмотря на то что страна располагает большими запасами топливно-энергетических ресурсов, общая энергообеспеченность США в последние годы несколько снизилась и сейчас составляет около 80%. В топливно-энергетическом балансе произошли коренные сдвиги (табл. 27.4). Центр тяжести перешел от угля к нефти и газу. Доля нефти выросла за 75 лет почти в 3 раза, газа - в 7 раз, а доля угля сократилась в 3,5 раза. Возникла и быстро развивается атомная энергетика.

Основные направления современной энергетической политики США заключаются в снижении энергоемкости хозяйства, опережающем развитии нефтегазового комплекса, реконструкции угольной индустрии, обеспечении безопасности атомной энергетики; идут интенсивные поиски альтернативных источников энергии.

Таблица 27.4

Энергетический баланс США, %

Вилы энсргоресурсов Топливно-энергетический баланс Электроэнергетический баланс (1994 г.)
1920 г. 1996 г.
Нефть      
Газ      
Уголь      
Атом -    
Гидроресурсы и пр.      

Вплоть до 1920-х гг. уголь был главным энергетическим ресурсом. В процессе бурного развития нефтегазового хозяйства значение угля стало падать, и самый низкий уровень угледобычи был в 1975 г. (585 млн т). С 1980-х гг. начала осуществляться программа восстановления угольной индустрии в главном Аппалачском бассейне, развитие угледобычи в центральных и горных штатах принесло определенные результаты. В 1991 г. был достигнут рекордный уровень добычи -около 1 млрд т. Некоторое время США являлись мировым лидером в этом отношении. Сейчас угледобыча составляет примерно 1100 млн т (2-е место после КНР). Произошли заметные изменения в ее географии: идет процесс выравнивания между размещением запасов и добычи угля. Центр тяжести постепенно перемещается на Запад, и ныне главный угледобывающий штат страны - Вайоминг (300 млн т), за которым идут Западная Виргиния (170 млн т) и Кентукки (150 млн т). Доля же старейшего угольного штата Пенсильвания падает, за 45 лет добыча здесь сократилась со 150 до 70 млн т.

Угледобыча высокомеханизирована, широко ведутся и открытые разработки. Осуществляются работы по газификации углей. В последние годы активно применяется новый вид транспортировки угля - трубопроводы: их трассы протянулись главным образом из Скалистых гор на восток и юго-восток. Осуществляется большая экспортная программа, рассчитанная на вывоз 100-110 млн т угля в год. Реконструируются старые угольные порты и строятся новые терминалы. Главным потребителем угля остаются тепловые электростанции (83%).

Располагая большими запасами нефти, США тем не менее стремятся широко использовать зарубежные ресурсы: ныне около 60% всей потребляемой нефти и нефтепродуктов импортируется. Наразмеры

и географию импорта влияет ряд факторов, главные из них - конъюнктура на мировом нефтяном рынке, стратегические соображения. В последние десятилетия значительно сократился импорт из района Персидского залива (особенно из Ирана, Ирака, Кувейта), возрастает ввоз нефти из стран - партнеров по НАФТА. Большие мощности по нефтепереработке созданы американскими ТНК на контролируемых США островах Карибского бассейна.

Нефтедобыча зародилась в западной части Пенсильвании (у Брэдфорда) в 1840-х гг. До энергокризиса 1970-х гг. нефтедобыча составляла 480-500 млн т (вместе с газовым конденсатом). Затем она стала сокращаться и сейчас находится на уровне 400 млн т. В географии нефтяной промышленности во второй половине XX в. произошли существенные сдвиги. Хотя главным нефтедобывающим регионом по-прежнему остается Юго-Запад, его доля сильно сократилась - с 70 до 36%, основным поставщиком нефти остается Техас - 25%. Около 23% нефтедобычи приходится на Аляску, 12% - на Калифорнию. Самые крупные по добыче нефти месторождения: Прадхо-Бэй (80 млн т) и Эндикотт (на Аляске), Элк-Хилз (Калифорния) и Ист-Техас. Нефтедобыча на Аляске стала быстро развиваться после открытия Прадхо-Бэй (1968 г.) в нефтеносной провинции Северный Склон. Первая нефть отсюда стала поступать в 1977 г. после завершения строительства Трансаляскинского нефтепровода Прадхо-Бэй-Валдиз (терминал в этом порту рассчитан на перевалку 100 млн т нефти в год). Сейчас началась разработка соседних с Прадхо-Бэй месторождений на суше и континентальном шельфе моря Бофорта.

Всего насчитывается 190 нефтеперерабатывающих предприятий общей мощностью 750 млн т. Почти 90% нефтепереработки сосредоточено в трех штатах - Техасе (50%), Луизиане и Калифорнии (по 20%). Нефтеперерабатывающие заводы размещаются главным образом на побережье Мексиканского залива, на Северо-Востоке и на юге Калифорнии. Основные центры нефтепереработки: Бейтаун, Лейк-Чарльз, Батон-Руж, Порт-Артур, Техас-Сити, Эль-Сегундо. Крупный нефтеперерабатывающий комплекс построен на части Виргинских островов, контролируемой США. Это наглядный пример выноса "грязных" производств за пределы страны. У южного побережья созданы четыре стратегических резерва мощностью 120 млн т добытой нефти. Пять крупных американских корпораций ("Экссон", "Мобил", "Теннеко", СОКАЛ, "Амоко") контролируют основную часть нефтяного хозяйства страны. Они входят в международный нефтяной консорциум "Семь

сестер" вместе с англо-голландской компанией "Ройял-Датч-Шелл" и английской "Бритиш петролеум". В США ведутся экспериментальные работы по получению жидкого топлива из альтернативных источников - угля, битуминозных сланцев и песков.

После некоторого падения газодобыча в 1990-х гг. выросла и сейчас составляет около 570 млрд м3 (2-е место в мире). География ее в основном совпадает с размещением нефтедобывающей промышленности, но отличается еще большей территориальной концентрацией. Примерно 70% ее сосредоточено в юго-западных штатах, и только на Техас приходится 32%. Среди других штатов выделяются Калифорния, Канзас и Аляска. Растет газодобыча и в горных районах Запада. США располагают очень густой сетью газопроводов, по которым газовое топливо передается главным образом на Северо-Восток и в Южную Калифорнию. Часть потребляемого газа (до 50 млрд м3) импортируется из Канады и Мексики.

Баланс электроэнергетики сильно отличается от общего ТЭБ (табл. 27.4). Больше половины электроэнергии производится на тепловых угольных станциях. В последние десятилетия резко возросло значение атомной энергетики. Доля же нефти и газа невелика, так же как доля гидроресурсов и других источников (ветер, солнце, приливы и т.д.). Основная масса электростанций (77%) находится в руках частных компаний. За счет государства осуществляется строительство главным образом ГЭС. Дело в том, что частный капитал не проявляет интереса к гидроэнергетике из-за высокой стоимости и длительности строительства ГЭС, длительных сроков окупаемости инвестиций. Все крупные гидротехнические сооружения в США строятся Корпусом военных инженеров.

Основная часть ГЭС сосредоточена на Северо-Западе и в штате Теннесси. Каскад из 14 станций функционирует на реке Колумбия, крупнейшие из них - Гранд-Кули (7,5 млн кВт), Даллес, Чиф-Джо-зеф. Гидроэнергетический комплекс на реке Теннесси состоит из 34 ГЭС средней мощности. Крупные станции имеются на реках Ниагара и Колорадо.

В стране насчитывается около 35 АЭС (со 110 реакторами), их общая мощность достигла 100 млн кВт. Самые крупные из них - Па-ло-Верде (Аризона), Южно-Техасская и Секвойя (Теннесси). По 40% АЭС размещаются на Севере и Юге, 20% - на Западе. В настоящее время начался процесс закрытия наиболее старых станций.

Металлургия. На первых порах металлургическое производство почти полностью обеспечивалось собственными ресурсами. Мелкие

предприятия, использовавшие в качестве топлива древесный уголь, появились на Атлантическом побережье еще в начале XIX в. Крупные заводы по выплавке черных металлов возникли в середине XIX в. в Западной Пенсильвании (Питтсбург) и в соседней части Огайо. Этому способствовало наличие коксующихся углей и близость железорудной базы (у озера Верхнее). Быстрый рост спроса на металл, вызванный бурным развитием машиностроительной промышленности и большим железнодорожным строительством, стимулировал расширение черной металлургии. Менялась и ее география: сложилась целая полоса металлургических центров у Великих озер (пригород Чикаго - Гэри, Детройт, Янгстаун, Толидо, Кливленд, Буффало). Затем уже в XX в. отрасль "шагнула" к Атлантическому побережью навстречу потребителям и импортному сырью. Здесь новое крупное производство сложилось между Филадельфией и Балтимором: в городах Бетлехем, Моррисвилл, Спарроус-Пойнт. На долю Севера ныне приходится почти 90% выплавки чугуна и стали. За его пределами наиболее значительными центрами является Бирмингем (на юге Аппалач). Несколько заводов были созданы в юго-западных штатах. На Западе имеются отдельные предприятия (в Пуэбло, Прово, Фонтане).

Американские заводы отличаются крупными размерами. Около 40 из них имеют мощности не менее 1 млн т. Средняя производительность старых заводов - 0,9 млн т (в Англии - 0,2). В последние 10-15 лет в черной металлургии США произошли заметные изменения. Ряд старых заводов закрыт, интенсивно развивается "малая" металлургия, выпускающая качественный металл (таких предприятий уже насчитывается более 50). Сталелитейное производство почти полностью перешло от мартеновского процесса к конверторному. Для модернизации производства привлекается иностранный капитал, например, Япония вложила в 74 американских завода 7 млрд долл. Усиливается и зависимость от импортного сырья. Доля ввозимой железной руды уже достигла 40% (главные поставщики - Бразилия, Канада). Растет и импорт стали, который составляет около 11 млн т. Главные компании - производители черных металлов - "Юнайтед стейтс стил" и "Бетлехем". Рекордная выплавка чугуна в США- 100 млн т, стали- 140 млн т. После длительного кризиса 1970-1980-х гг. выплавка стали несколько выросла и достигает сейчас 130 млн т. При этом доля США в мировом производстве стали сократилась с 58% в 1950 г. до 12% (конец 1990-х гг.).

Цветная металлургия в большей степени базируется на собственном сырье. Это в первую очередь относится к выплавке меди, свинца и

цинка. По другим компонентам (олову, бокситам, никелю и т.д.) зависимость от им порта очень велика. Существуют три основных типа размещения цветной металлургии. Первый - когда производство тяготеет к источникам сырья, Сюда относятся центры по выплавке меди, свинца и цинка, расположенные главным образом в горных районах Запада и некоторых центральных штатах. Второй - когда география определяется в основном мощной энергетической базой. К этому типу относятся центры по выплавке алюминия и других металлов на Северо-Западе, в бассейне Теннесси и на побережье Мексиканского залива. Третий тип - когда выплавка тяготеет к крупным районам потребления цветных металлов. Самый характерный для этого типа пример - Приатлантический мегалополис.

Машиностроение - сердцевина американской индустрии. На этот многоотраслевой комплекс приходится почти 40% всей промышленной продукции, 50% экспорта страны. В последнее время, правда, стал быстро расти и импорт машин и оборудования, он в 1,5 раза превышает их вывоз. Это объясняется главным образом резким увеличением импорта автомобилей и радиотелетехники. Структура машиностроения очень сложная, она включает базовые отрасли - тяжелое машиностроение, станкостроение, электротехническую и радиоэлектронную промышленность. США - один из лидеров в мировом производстве транспортных средств, сельскохозяйственных машин, приборов, компьютерной техники. Быстро развивается авиаракетно-космическая промышленность, производство оборудования для охраны окружающей среды. В машиностроении реализуются последние достижения научно-технического прогресса. Эта сфера тесно связана с ВПК, многие компании выпускают продукцию двойного назначения (для гражданских и военных нужд). Крупные монополии контролируют основные мощности машиностроения. Они являются и важной, сферой влияния иностранного капитала.

География машиностроения весьма широка. Около 3/5 мощностей размещается на Севере, этому макрорегиону принадлежит особая роль в автомобилестроении, сельскохозяйственном машиностроении, электротехнической промышленности. Авиаракетно-космическая и радиоэлектронная индустрия особенно быстро развивается на Западе и Юге.

Автомобильная промышленность занимает особое место в американском машиностроении. На ее предприятиях выпускается 25% всей продукции обрабатывающей промышленности, на них занято около 8 млн чел. Автомобильная промышленность тесно связана с другими отраслями экономики. Она потребляет 63% свинца, 59% резины. 30%

нефтепродуктов, 25% стекла и т.д. Ее называют барометром всей промышленности. Американское автомобилестроение отличается высоким организационно-технологическим уровнем, именно в этой отрасли в 1920-х гг. впервые применили конвейер. Высока здесь и концентрация производства - около 90% автомашин выпускается на предприятиях трех крупнейших корпораций: "Дженерал моторе" (48%). "Форд" и "Крайслер". Только "Дженерал моторе" располагает 40 сборочными заводами и 160 смежными предприятиями. В отличие от таких стран, как Япония и ФРГ, США сбывает основную часть продукции на внутреннем рынке, и лишь 4-5% ее идет на экспорт.

На рубеже 1980-1990-х гг. США потеряли лидерство на мировом автомобильном рынке, пропустив вперед Японию. В середине 1990-х гг. автомобильная индустрия США вступила в полосу подъема: ныне годовой уровень производства составляет примерно 12 млн машин. Прибыли трех ведущих корпораций достигли рекордного уровня - 15 млрд долл., а "Дженерал моторе" прочно занимает 1-е место среди промышленных компаний мира. Главные фирмы осуществляют большие программы совершенствования автомобилей; разрабатываются проекты производства энергосберегающих машин, электромобилей, моделей, позволяющих резко снизить загрязнение окружающей среды. В 1997 г. в Неваде был успешно испытан спортивный автомобиль, достигший скорости более 1200 км/ч.

В 1995 г. была реализована давняя идея о создании четвертой крупной автостроительной компании. На базе "Дженерал моторе" была создана фирма "Делфи", в состав которой вошли 17 научно-технических центров и 134 предприятия, на которых производится 170 типов изделий и узлов для крупнейших американских и западноевропейских компаний. На заводах "Делфи" занято 180 тыс. чел., а годовой объем продаж достиг 24 млрд долл.

Процесс интернационализации охватил и автомобильную промышленность. В 1965 г. был подписан Автопакт с Канадой, реализация которого привела к созданию единого автомобильного комплекса на территории штата Мичиган и канадской провинции Онтарио. В последние десятилетия усилился импорт автомобилей, достигший 3 млн единиц (почти 20% всех продаж в США). Главный импорт идет из Японии. Иностранный, особенно японский, капитал проявляет большой интерес к опыту американских автомобилестроителей. На территории США ныне насчитывается около 20 зарубежных филиалов и смешанных предприятий, первые зарубежные фирмы, создавшие свои

предприятия в США, - "Фольксваген" и "Вольво". Ныне среди иностранных филиалов преобладаю тяпонские. В 1999г. в результате слияния "Даймлер-Бенц" и "Крайслер" сложилась объединенная супер-ТНК "Даймлер-Крайслер", действующая в 200 странах мира. Интерес иностранного капитала к США связан с рядом обстоятельств: со стремлением глубже внедриться на огромный американский рынок сбыта, использовать богатый опыт местных автомобилестроителей, получить дополнительную прибыль за счет несколько более низкой заработной платы в США. С другой стороны, американские автомобильные компании проявляют большой интерес к японскому опыту, пытаются использовать его в организационно-технической перестройке автомобильного производства. Появился даже термин "тойетизация".

География автомобильной промышленности США отличается значительной компактностью. Примерно 85% мощностей сосредоточено в Приозерье, в том числе 2/3 - в штате Мичиган, а из них 50% - в Детройте. Первое автомобильное предприятие возникло в 1893 г. в Чикаго. В дальнейшем производство автомобилей развивалось главным образом в районе Детройта. В 1897 г. здесь возникла компания "Олдс", в 1901 г. - "Паккард" и "Форд". Заводы создавались, как правило, в Детройте и его пригородах (Дирборн, Понтиак, Флинт). Главная причина такого размещения состояла в том, что штат Мичиган (с Детройтом) находился в центре быстро развивающегося "промышленного пояса" США, вблизи сырьевой базы и рынков сбыта. Сыграло свою роль и пересечение важных водно-сухопутных транспортных путей.

Позднее автомобилестроение появилось в других городах - у Великих озер (Чикаго, Толидо, Кливленд, Буффало). За пределами Северо-Востока заводы находятся в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Атланте. Размещение иностранных филиалов отличается своеобразием: они создаются главным образом за пределами главного "автомобильного пояса" - в Теннесси, Кентукки, Южной Каролине, Висконсине, Иллинойсе, Калифорнии -подальше от основных американских конкурентов. Очень часто зарубежные филиалы создаются в свободных торговых и предпринимательских зонах. В географической литературе появилось образное выражение "автомобильная аллея Америки", относящееся к пространству от Великих озер до Атланты.

Автомобильный парк в стране составляет около 200 млн машин, 145 млн из них - легковые. Годовой объем продаж превышает 15 млн единиц. Наряду с массовой продажей новых машин развит "вторичный рынок" подержанных автомобилей.

Авиаракетно-космическая промышленность - быстро развивающийся межотраслевой комплекс. Его главное звено - авиастроение (65%). Оно особенно быстро росло в период Второй мировой войны: в 1938 г. в стране было 15 авиазаводов, в 1943 г. их насчитывалось уже 86. Ведущие корпорации в этой отрасли - "Боинг","Мак-Доннелл-Дуглас", "Дженерал дайнемикс". Около 30% авиапредприятий сосредоточено в Калифорнии (Лос-Анджелес, Сан-Диего), заводы "Боинга" размещены главным образом на Северо-Западе (Сиэтл). Ориентация на западное побережье была связана с тем, что США вели военные действия главным образом в бассейне Тихого океана. К другим центрам авиастроения относятся Даллас, Форт-Уэрт, Уичито, Канзас-Сити и Атланта. Производство смежной продукции (моторы, приборы и т.д.) в большей степени тяготеет к Северо-Востоку.

Ракетно-космическая часть комплекса получила широкое развитие после Второй мировой войны. На ее долю приходится около 40% всех расходов на НИОКР в промышленности. Главные центры ракетно-космической промышленности расположены на юге Калифорнии (Лос-Анджелес, Сан-Диего), в горных штатах Запада (Денвер, Финикс), в крупных городах Северо-Востока, на Юге (Даллас, Форт-Уэрт, Хьюстон, Атланта). Разработка новых образцов ракетной техники ведется в Хантсвилле (Алабама). В американской географической литературе используется образное выражение "авиаракетно-космический полумесяц Америки". При этом имеется в виду дуга периферийных штатов: от Аляски до Калифорнии и далее до Флориды и Новой Англии.

Электротехническая промышленность возникла в конце XIX в. на Северо-Востоке (в районе Бостона). Основная масса ее продукции производится в городах Приатлантического мегалополиса и в Приозерье. Самые крупные корпорации электротехнической промышленности - "Дженерал Электрик", "Моторола", "Вестингауз".

Радиоэлектронная индустрия - сравнительно молодая отрасль. По своей географии она сильно отличается от электротехнического производства: ее предприятия сосредоточены главным образом в центрах Тихоокеанского побережья и Юго-Запада. Около 40% радиоэлектронной продукции производится в Калифорнии (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сан-Диего). Другие центры сосредоточены в Техасе (Даллас, Форт-Уэрт, Хьюстон) и Флориде (Орландо, Джексонвилл). Крупнейший производитель компьютерной техники - корпорация ИБМ. На ее долю приходится около 20% компьютеров, производимых

в мире, 45% мощных ЭВМ последних поколений. Филиалы И БМ размещаются более чем в 100 странах.

США лидируют в производстве оборудования для аграрного сектора. Основные центры сельскохозяйственного машиностроения сложились в Приозерье (Чикаго, Милуоки), на Среднем Западе (Индианапо-лис, Миннеаполис - Сент-Пол, Сент-Луис) - в основных районах сельскохозяйственного производства.

Главные центры судостроения - Ньюпорт-Ньюс в Вирджинии, Гротон в Коннектикуте, Мобил в Алабаме, Сиэтл и Портленд на Северо-Западе. Бурный подъем в судостроении наблюдался во время Второй мировой войны, когда США вышли на 1-е место в мире по выпуску судов, обогнав Англию в 10 раз. В послевоенный период судостроение США резко снизило свою активность. Сейчас выпускается 3-4 торговых судна в год (400-500 тыс. бр.-рег. т). По этому показателю США занимают в настоящее время одно из последних мест в мире. Лидерами стали Япония и Южная Корея. В общей структуре американского судостроения резко преобладает военное производство.

На долю химической промышленности приходится 10% промышленной продукции США. Характерны высокие темпы роста и сильное изменение структуры химической индустрии в XX в. Наряду с традиционным производством солей, кислот, удобрений, кокса, лаков, красок, взрывчатых веществ возникли новые направления, основанные на органическом синтезе нефтегазового сырья. На более новых предприятиях выпускаются разнообразные полимерные материалы, пластмассы, синтетический каучук и волокна, ядохимикаты и т.д. Разработка передовых технологических процессов позволила создавать новые материалы, при использовании которых коренным образом улучшается качество традиционных изделий.

География старых и новых отраслей химической индустрии очень различна. На начальном этапе развития в XIX в. химическое производство размещалось главным образом на Атлантическом побережье, в Западной Пенсильвании и Приозерье. Позднее здесь и в центральных штатах начали развиваться новые производства. Однако основные мощности нефтегазохимической промышленности тяготеют к источникам сырья в других районах страны. Крупнейший комплекс таких производств сложился на побережье Мексиканского залива, где насчитывается более 170 предприятий, выпускающих около 75% всей продукции оргсинтеза. Главные центры - Хьюстон, Бомонт, Батон- Руж, Пенсакола. За пределами этого комплекса нефтегазохимическое

производство имеется в Калифорнии (Лос-Анджелес, Сан-Франциско).

Атомное хозяйство - сложный межотраслевой комплекс, включающий добычу сырья, его рафинирование, производство атомного топлива и оружия. Разработка урановых и ториевых руд ведется в Нью-Мексико, где находится крупнейшее месторождение Амбросия-Лейк, а также в Колорадо и Вайоминге. Добыча урана составляет около 44 тыс. т (19% мирового уровня). Крупнейший завод по рафинированию урана и получению исходных продуктов был построен в Фер-налле (у Цинциннати). На комбинатах Ханфорд (на реке Колумбия) и Эйкен (Южная Каролина) налажено энергоемкое производство плутония. Технически наиболее сложный и дорогостоящий процесс получения урана-235 налажен в Ок-Ридже (Теннесси) и Падьюке (Кентукки). Разработка ядерной технологии и производство новых образцов атомного оружия ведется в Нью-Мексико (Лос-Алимос, Аламогордо, Син-дия), Колорадо (Рокки-Флэтс) и Техасе (около Амарилло).

Текстильная промышленность - главное звено американской легкой индустрии. Ее структура сильно изменилась за последние десятилетия: если до 1960-х гг. главную роль играло хлопчатобумажное производство, доля которого составила 2/3, то в последнее время она сократилась до 24%. Доля шерстяного производства уменьшилась с 7 до 1%. Главная сырьевая база современной текстильной промышленности - химическое волокно. Резко изменилась поэтому и география текстильной индустрии. Ее родина - Новая Англия. Первые хлопчатобумажные фабрики возникли в конце XVIII в. в Бостоне и соседних с ним городах - Провиденс, Лоренс. Еще до Второй мировой войны главные мощности хлопчатобумажной промышленности переориентировались на Юг, на долю которого сейчас приходится около 80% веретен. Основные причины этого сдвига - дешевая рабочая сила и близость к сырью. Главные центры производства хлопчатобумажных тканей сосредоточены в штатах Южная Каролина (Шарлотт, Грипсборо, Грипвилл), Алабама (Атланта) и Теннесси (Чаттануга). Основная часть производства шерстяных, искусственных и синтетических тканей тяготеет к крупным потребителям - главным образом на востоке страны. В балансе потребления тканей и сырья быстро растет удельны и вес импортной, более дешевой, продукции. Основные поставщики - Аргентина, Австралия, азиатские страны, в частности КНР.

Пищевая промышленность - одна из самых концентрированныхот-раслей. Основная часть продукции производится крупными монополистическими

объединениями. Наглядным примером может служить концентрация в производстве безалкогольных напитков. В 1996 г. доля компаний "Кока-Кола" и "Пепси-Кола" в этой отрасли составила 35%. Примерно 45% мощностей пищевой индустрии связаны с производством разнообразных консервов, мучных и бакалейных товаров. Важное место занимает переработка животноводческой продукции. Главные центры по выпуску фруктовых и овощных консервов сосредоточены в Калифорнии, Техасе и Флориде. Мукомольная промышленность размещается главным образом в районах выращивания пшеницы, а также в городах, расположенных на путях от них к основным индустриальным центрам и экспортным портам (Миннеаполис - Сен-Пол, Канзас-Сити, Чикаго), особую роль играет Буффало. Основная масса мо-локоперерабатывающих предприятий сосредоточена в Приозерье с его специализацией на молочном животноводстве. Получила широкое развитие бройлерная промышленность, выпускающая мясных цыплят, - высокоорганизованная в техническом плане отрасль, она сосредоточена в основном на Юго-Востоке.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство США отличается высоким уровнем развития капиталистических отношений, высокой производительностью труда. Это проявляется в повышенной товарности, комплексной механизации и химизации производства, широком применении наемного труда, сравнительно узкой специализации отдельных хозяйственных объектов и территорий.

Идет постоянный рост концентрации сельскохозяйственного производства, которое является частью мощного сектора американской экономики - агробизнеса. При этом роль собственно сельского хозяйства в этом секторе неуклонно снижается: если в 1947 г. она составляла 40% всех товаров и услуг, то Сейчас равна лишь 15%. Главные звенья агробизнеса - система обеспечения сельского хозяйства всем необходимым - оборудованием, удобрениями, агротехнической помощью, финансированием и т.д. и система переработки, хранения, транспортировки и сбыта продукции. На их долю приходится соответственно 15 и 70% всех товаров и услуг. В агробизнесе занято около 18% рабочей силы (23 млн чел.), производится до 12% всего ВВП страны. Он контролируется крупными монополистическими объединениями, которые диктуют свои цены на сельскохозяйственную продукцию (от реализации зерна, например, фермеры получают лишь 16% продажной цены).

Существуют определенные региональные различия в уровне развития капитализма в сельском хозяйстве. Наиболее высоким уровнем

отличаются Калифорния, Флорида и Приатлантический мегалополис. Сравнительно низкий уровень характерен для большинства штатов Юго-Востока. В целом на Западе и Юго-Западе сельское хозяйство носит менее интенсивный характер, но отличается высоким уровнем развития капитализма. В этих регионах размещаются самые крупные в стране по площади фермы и ранчо. Производственные затраты и выпуск продукции на единицу площади здесь существенно ниже среднего уровня по США. В то же время здесь более широко применяется наемная рабочая сила, выше выход товарной продукции.

Фермерство США как основная социально-экономическая база сельского хозяйства претерпело существенные изменения в XX в. Вплоть до 1935 г. количество ферм в стране непрерывно возрастало и достигло рекордного уровня - 6,8 млн. Затем начался процесс сокращения их численности. В 1997 г. в США было лишь 2,1 млн ферм, около 1,7 млн из них - семейные хозяйства, остальные - смешанные фермы и кооперативы. Структура современного фермерства наглядно свидетельствует о высокой концентрации производства. Средний размер фермы увеличился с 60 га в 1920г. до 170 га в 1997 г., а мелкие и средние фермы (их около 95%) дают всего 16% сельскохозяйственной продукции. Крупные фермы (5% общего числа) производят 84% продукции, в том числе 0,8% хозяйств (с товарной продукцией 1 млн долл. и более) дают 33% продукции. По прогнозам, в начале XXI в. 100 тыс. ферм будут производить 80% всей сельскохозяйственной продукции. Постоянно растет количество ферм с частичной собственностью и арендаторских хозяйств. Общая численность фермерского населения - около 5 млн чел., но далеко не все оно активно участвует в сельскохозяйственном производстве. По официальным данным, количество наемных работников достигает 850 тыс., среди них много горожан, широко используется и дешевый труд нелегальных иммигрантов.

США лидируют в мире по обеспеченности сельского хозяйства электроэнергией, тракторами, комбайнами, удобрениями. Агротехническое обслуживание ферм представляет собой крупный бизнес. Конечно, его услуги доступны далеко не всем хозяйствам. Из года в год растет задолженность фермеров, только за 1960-1995 гг. она увеличилась с 60 до 79 млрд долл.

Получило широкое развитие искусственное орошение полей: автоматизированные ирригационные и насосные системы, каналы, акведуки создаются главным образом в засушливых районах Запада и Юга.

Сельское хозяйство США является одним из важнейших объектов государственно-монополистического регулирования. За последние 15 лет общий размер государственных субсидий превысил 55 млрд долл. Принимаются важные законодательные акты, направленные на оказание помощи сельскому хозяйству. В качестве примера можно привести названия трех законов, принятых в последнее время, - "Об охране сельского хозяйства, обеспечении продовольствием, торговле" (1990 г.), "О продовольственной безопасности США" (1995 г.), "О совершенствовании и развитии сельского хозяйства" (1996 г.). Осуществляется регулирование посевных и уборочных площадей и цен на сельскохозяйственную продукцию. Большое внимание уделяется экологизации сельского хозяйства, разработаны многочисленные программы, направленные на охрану окружающей среды и развитие новых технологий. Особый теоретический и практический интерес представляет концепция "альтернативного (органического) земледелия", предусматривающая мероприятия по охране природных ресурсов и производству экологически чистой продукции. Имеется в виду создание производственной системы, которая сокращает или исключает использование искусственных удобрений, пестицидов, химических кормовых добавок. Она базируется на перестройке агротехнологии (расширение площадей под бобовыми, использование органических удобрений, биологических методов борьбы с вредителями).

Общность территории, огромный природный и аграрный потенциал при больших различиях природных, исторических, социально-экономических условий влияют на формирование географического облика сельскохозяйственного производства. США располагают обширными земельными угодьями. Обрабатываемые земли составляют 186 млн га (20% территории страны), в том числе пахотные земли - 136 млн га (15%). Культурные пастбища и сенокосы занимают 27 млн га, естественные пастбища - 239 млн га (25%). Общая стоимость производимой продукции составляет около 200 млрд долл. (1997 г.). Ведущими производителями продукции являются Калифорния (12%), Техас (6%) и Айова (5%).

Макроотраслевая структура сельского хозяйства в последние десятилетия несколько изменилась. После многолетнего существенного преобладания животноводства соотношение между ним и земледелием выравнилось (в 1997 г. оно составило 52 и 48%). Этот сдвиг в значительной степени связан с изменениями в структуре потребления американцсв,

в 1970-1993 гг. потребление животного масла сократилось на 30%, мяса и мясопродуктов - на 10%, а спрос на мучные изделия и вино вырос на 30%, овощей и фруктов - на 20%. Это связано с диети-зацией питания.

С высокой товарностью сельского хозяйства тесно связана четкая территориальная специализация производства.

Земледелие. Основная часть посевных площадей сосредоточена в центральной полосе страны - между границей с Канадой на севере и побережьем Мексиканского залива на юге. Только на пять штатов - Техас, Айову, Иллинойс, Канзас и Северную Дакоту - приходится 40% посевных площадей. Ведущие штаты по стоимости земледельческой продукции - Калифорния, Иллинойс, Айова, Техас и Флорида, их общая доля - 40% (табл. 27.5).

Главное направление земледелия - зерновое производство. На его долю приходится 2/3 уборочных площадей. Общий сбор зерновых достигает 360 млн т (2-е место в мире после КНР). Средняя урожайность зерновых - 55 ц/га, это несколько ниже, чем в Западной Европе или Японии. Основное звено в зерновом хозяйстве США - выращивание кукурузы, одной из самых урожайных зерновых культур. Ее сбор составляет 270 млн т. Главный производитель товарной кукурузы - "кукурузный пояс"; он протянулся к югу от Великих озер широтной полосой от Южной Дакоты до Огайо. Кукуруза - важнейшая кормовая культура в стране.

Таблица 27.5

Ранжирование штатов - основных производителей земледельческой продукции, 1997 г. (в скобках - доля в производстве, %)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.039 с.)