Региональная политика Великобритании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональная политика Великобритании



План

1. Введение стр.3

2. Региональная политика Великобритании стр.4

3. Местное самоуправление стр.6

4. Стратегии регионального развития стр.10

5. Региональная политика Канады стр.14

6. Местное самоуправление стр.18

7. Методы регулирования экономики на уровне регионов стр.25

8. Литература стр.27

 

 

Введение

Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии регионального развития.

Одним из методов проведения региональной политики является реанимация депрессивных регионов. Региональная кризисная ситуация возникает при ухудшении экономического состояния регионов. Для предотвращения кризиса требуется дополнительное вмешательство федеральных законодательных и исполнительных органов власти, внедрение чрезвычайных методов экономического регулирования.

Перечислим наиболее распространенные причины кризисных ситуаций в масштабе региона:

— значительное падение объемов производства;

— ухудшение демографической ситуации, отрицательный естественный прирост, приводящий к депопуляции населения и ухудшению генофонда;

— увеличение безработицы свыше 15% от экономически активного населения;

— разрушение социально-экономической инфраструктуры;

— неконтролируемый приток беженцев и иностранных рабочих, которые создают атмосферу социальной напряженности.

Меры региональной политики в депрессивных и кризисных районах районах страны предусматривают:

— прямую финансовая помощь;

— займы на выгодных условиях и налоговые льготы;

— создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры;

— размещение государственных заказов;

— политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.

Общей закономерностью региональной политики в высокоразвитых странах является зависимость антидепрессионной парадигмы от тонуса национальной экономической жизни, задающего определённое психологическое восприятие этой проблемы. В то же время в каждой стране используется индивидуальная система мер по оздоровлению экономики и подъёму социального развития.

 

 

Великобритания

Региональная политика Великобритании

Великобритания имеет весьма давние традиции регионального управления и развития региональной науки в целом. В частности, некоторые исследователи считают, что старт региональной политики в Великобритании был дан в конце 20-х годов прошлого столетия с целью устранения так называемой «петли безработицы» (регионов с весьма низким уровнем занятости населения). В 1928 г. правительство создало специальное Управление по перемещению промышленности, которое занималось в основном депортацией рабочих из депрессивных районов в более развитые.

В 30-е годы ХХ века в Великобритании по поручению правительства проводится целый ряд региональных исследований, в результате которых был принят Закон о специальных районах. С принятием этого закона была предпринята попытка решения региональных проблем (прежде всего, региональной безработицы) путем «приближения работы к рабочим». Дальнейшее развитие теории и практики регионального управления привело к тому, что в последствии в указанный закон были внесены многочисленные поправки, позволяющие предоставлять в депрессивных регионах займы для малого бизнеса, крупные кредиты Казначейства для больших компаний, льготные правительственные контракты, налоговые льготы и т.п.

В послевоенные годы правительство Великобритании усилило внимание к региональным проблемам страны.

Г. был принят, Закон о распределении промышленностив котором получающие помощь регионы назывались уже не специальными, а регионами развития. В регионах развития широко использовались такие стимулирующие меры, как преимущества в виде строительных лицензий и сертификатов на промышленное строительство.Закон о местной занятости Принятый в 1960 г. добавил к перечню стимулирующих мер прямые строительные субсидии для создания собственных предприятий в проблемных регионах.

Ряд последующих аналогичных законодательных актов (1963, 1966, 1970, 1972 и 1975 гг.) существенно укрепил и расширил стимулы для проблемных регионов, перечень которых уже содержал льготные субсидии на приобретение основных фондов, свободную амортизационную политику, ограничения в размещении учреждений в развитых регионах, прямое планирование регионального развития и др. Динамика прямых затрат Казначейства Великобритании в 1960–1980 гг. на региональную политику свидетельствует о семикратном их увеличении за рассматриваемый период.

В настоящее время правительство Великобритании также активно осуществляет управление развитием регионов. Основную роль в выработке и реализации британской региональной политики играет Министерство торговли и промышленности, которое занимается уточнением состава и критериев выделения географических единиц – объектов государственной поддержки. Сегодня эта работа проводится в соответствии с учетом аспектов региональной политики Европейского союза (ЕС).

В частности, в настоящее время сетка регионов Великобритании, которым оказывается государственная поддержка, включает в себя три их группы:

1) регионы с неестественно низким уровнем жизни и значительным уровнем безработицы;

2) регионы, в которых селективная помощь не окажет отрицательного воздействия на функционирование рыночного механизма настолько, чтобы противоречить интересам стран-членов ЕС;

3) регионы, где британское правительство имеет право выделять прямые дополнительные субсидии предприятиям.

Наряду с Министерством торговли и промышленности решением региональных проблем занимается и Министерство окружающей среды, транспорта и регионов Великобритании, функции которого имеют ярко выраженную региональную ориентацию.

 

 

Местное самоуправление.

Англия

Процесс децентрализации затронул и английские регионы: учитывая, что 85% населения Великобритании являются жителями Англии, в политических кругах обсуждалась возможность создания "английского парламента" (законодательных собраний регионов), однако серьезной поддержки среди населения эта идея не получила. Так или иначе перспективы создания региональных ассамблей зависят от дальнейших процессов передачи властных полномочий на региональный уровень.Муниципальные области, районы и графства Англии были объединены в восемь крупных административных регионов (не считая Лондон). В каждом функционирует региональный правительственный офис, агентство регионального развития, региональная палата и региональная ассамблея.До 1994 г. каждое центральное министерство имело собственные региональные офисы, что сильно затрудняло координацию их деятельности, увеличивало затраты на их содержание, затягивало бюрократические процедуры принятия оперативных управленческие решений.С 1994 г. ситуация изменилась, все правительственные офисы были интегрированы в единую региональную, легко управляемую и контролируемую центром правительственную сеть. Система стала гораздо более эффективной и, что немаловажно, "дешевой" (на 15%).Лейбористы, сформировавшие правительство в 1997 г., поставили перед региональными офисами следующие задачи:

  • Экономическая конкуренция - повышение конкурентоспособности регионов на международном рынке;
  • Восстановление - оживление территорий, обеспечение программ регионального развития, инвестиционных проектов, привлечение средств и ресурсов в регионы;
  • Развитие регионов - обеспечение устойчивого развития регионов, ликвидация региональных диспропорций, преодоление экономического отставания северных территорий Англии от промышленного юга.

Важно отметить, что региональные правительственные офисы служат интегрирующим элементом, с помощью которого не только реализуются управленческие решения центра в регионах, но и осуществляется представление интересов региона в центральной исполнительной власти. Особого внимания заслуживают агентства регионального развития. Созданные в восьми регионах Англии в апреле 1999 г. (в Лондоне - в 2000 г.) эти неправительственные полугосударственные учреждения призваны обеспечивать экономическое развитие территории, координацию бизнеса, содействовать расширению занятости, повышению профессиональной подготовки кадров, снижая экономические меж- и внутрирегиональные диспропорции. Цели на первый взгляд схожие с теми, которые стоят перед региональными правительственными офисами. Однако методы и формы реализации совершенно другие: если первые осуществляют функции административного взаимодействия центра и регионов, то региональные агентства - это своего рода центры делового взаимодействия власти и бизнеса. Именно эти агентства способствуют реализации стратегии экономического развития регионов. Суммарный бюджет региональных программ рассматриваемых агентств - 1,2 млрд. ф. ст., 70% персонала - представители крупных частных компаний. К руководству подобными агентствами привлекаются топ-менеджеры известнейших корпораций, стиль и методы управления, ритм работы практически не отличаются от принятых в структурах частного бизнеса. Агентства имеют постоянные представительства в крупнейших деловых центрах мира (США, Германия, Тайвань, Япония). Процесс передачи властных полномочий на региональный уровень продолжается и сегодня. Центральное правительство Соединенного Королевства подвергается все большему давлению со стороны регионов, заинтересованных в расширении самостоятельности в вопросах, касающихся внешнеэкономической деятельности и фискальной политики. Какими будут дальнейшие шаги лейбористов, победивших на очередных выборах в мае 2001 г., в региональной политике, покажет время, но фундамент взаимоотношений центральной власти и регионов Великобритании, заложенный всего несколько лет назад, уже приносит плоды в виде экономического роста и политической стабильности. Государственное управление новой "старой Англии" в сочетании с инновационными технологиями менеджмента большого бизнеса демонстрирует заслуживающие пристального изучения динамизм и гибкость в формировании ответов на вызовы эпохи постиндустриального информационного общества.

Канада

Местное самоуправление

Конституция Канады устанавливает, что деятельность органов местного самоуправления регулируется законодательством провинций. Подобный подход дает возможность создать в каждой провинции уникальную систему местного самоуправления и учесть в законодательстве особенности конкретной местности.

Такие факторы, как плотность и специфика национального состава населения провинции, географическое положение, экономическая и политическая ситуация в регионе – всё это в совокупности влияет на определение структуры, порядка формирования и функционирование органов местного самоуправления в каждой провинции.

Система местного самоуправления в Канаде определяется также административно-территориальным делением провинции. Например, в провинции Британская Колумбия муниципалитеты подразделяются на четыре типа:

1. муниципалитеты крупных городов;

2. муниципалитеты небольших городов;

3. муниципалитеты деревень;

4. муниципалитеты сельских округов.

Система местного самоуправления Канады определяется административно-территориальным делением каждой провинции. В административном отношении канадские провинции поделены на графства, которые делятся на тауншипы и приходы.Городские населенные пункты отличаются большей унифицированностью. В 7 из 10 провинций их существует четыре типа: сити, тауны, вилиджи и сельские муниципалитеты. В этих провинциях законодательно установлены критерии разграничения муниципалитетов по численности проживающего в них населения. Так, для сити минимальная числен-ность населения колеблется от 5 тыс. (Британская Колумбия, Саскачеван) до 15 тыс. человек (Онтарио). Для таунов этот минимум составляет 2 тыс. человек (Онтарио, Квебек) и 500 человек (Саскачеван). Наряду с численностью населения возможными критериями для образования муниципалитетов служат: общий уровень развития соответствующей единицы, ее доход, историческая значимость и т.д.

Своеобразно строится самоуправление такими административно-территориальными единицами, как графства в провинциях Квебек и Онтарио. Графство здесь является как бы вторым, надстроечным уровнем муниципального управления, на котором координируется деятельность низших муниципальных единиц. Они получаются как бы производными в административном и финансовом отношении от муниципалитетов, расположенных на их территории. Из представителей последних и состоят советы графств. Графства здесь не имеют каких-либо собственных финансовых полномочий, и их бюджеты составляются за счет взносов нижестоящих единиц.

Немаловажной отличительной особенностью канадской системы местного самоуправле-ния является несоответствие между размерами территории и численностью населения, распределением населения по территории государства. На расстоянии свыше 150 км севернее от границы с США плотность населения настолько мала, а удельный вес населе-ния, ведущего подвижный образ жизни (оленеводов, охотников) настолько значителен, что отдельные поселки и города здесь достаточно редкое явление. На этом огромном про-странстве (до 40% территории Канады) функции выборных муниципальных органов выполняют региональные службы федерального министерства по делам индейцев и разви-тию Севера; а также две контролируемые федеральным правительством территориальных администраций (Юкона и Северо-Западных территорий).

Каждая административно-территориальная единица (муниципалитет) имеет свой орган самоуправления – совет. Муниципальные советы могут быть городскими или сельскими. Полномочия сельских советов в наибольшей степени ограничены. Члены городских советов (мэрий), как правило, избираются от городских районов. Состав и полномочия представительных органов местного самоуправления различны в каждой провинции. В немалой степени различие предопределяется численностью населения самой провинции, поскольку основным источником пополнения муниципальных бюджетов являются местные налоги. Поэтому в провинциях с малочисленным населением – Остров Принца Эдуарда и Ньюфаундленд – управление имеет явно выраженный императивный характер и в значительной степени опирается на провинциальное правительство.

Организация местного самоуправления в Канаде настолько разнообразна и не поддается детальной систематизации, что даже в пределах одного региона, образуемого благодаря относительно одинаковым природным, экономическим и историческим условиям, зачастую невозможно уловить общую закономерность.

Специальные округа

В Канаде значительное распространение получили специальные округа. Специальные округа осуществляют руководство в конкретных узких направлениях: школьные округа, специальные округа по управлению полицией, здравоохранением, водоснабжением и т.д.Специальные округа не имеют самостоятельных источников финансирования, и средства на выполнение своих полномочий получают в виде субсидий от провинциальных и муниципальных органов общей компетенции и, таким образом, попадают под их жесткий административный контроль. Иногда в качестве источника финансирования выступают добровольные пожертвования граждан и организаций или же сборы, взимаемые в обслуживаемой зоне. Это позволяет несколько уменьшить бремя контроля, однако не может служить постоянным источником средств из-за нерегулярности пожертвований и непопулярности сборов как таковых вообще.

Наиболее важным и распространенным видом специальных округов являются школьные округа, которые существуют в той или иной форме во всех провинциях. Их советы, как правило, избираются отдельно и практически независимы от других муниципальных органов. Они напрямую связаны с животрепещущими вопросами профориентации, образования, языка и культуры. В своей деятельности они опираются на избираемые по месту жительства школьные комиссии, школьные советы и другие органы.

План

1. Введение стр.3

2. Региональная политика Великобритании стр.4

3. Местное самоуправление стр.6

4. Стратегии регионального развития стр.10

5. Региональная политика Канады стр.14

6. Местное самоуправление стр.18

7. Методы регулирования экономики на уровне регионов стр.25

8. Литература стр.27

 

 

Введение

Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии регионального развития.

Одним из методов проведения региональной политики является реанимация депрессивных регионов. Региональная кризисная ситуация возникает при ухудшении экономического состояния регионов. Для предотвращения кризиса требуется дополнительное вмешательство федеральных законодательных и исполнительных органов власти, внедрение чрезвычайных методов экономического регулирования.

Перечислим наиболее распространенные причины кризисных ситуаций в масштабе региона:

— значительное падение объемов производства;

— ухудшение демографической ситуации, отрицательный естественный прирост, приводящий к депопуляции населения и ухудшению генофонда;

— увеличение безработицы свыше 15% от экономически активного населения;

— разрушение социально-экономической инфраструктуры;

— неконтролируемый приток беженцев и иностранных рабочих, которые создают атмосферу социальной напряженности.

Меры региональной политики в депрессивных и кризисных районах районах страны предусматривают:

— прямую финансовая помощь;

— займы на выгодных условиях и налоговые льготы;

— создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры;

— размещение государственных заказов;

— политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.

Общей закономерностью региональной политики в высокоразвитых странах является зависимость антидепрессионной парадигмы от тонуса национальной экономической жизни, задающего определённое психологическое восприятие этой проблемы. В то же время в каждой стране используется индивидуальная система мер по оздоровлению экономики и подъёму социального развития.

 

 

Великобритания

Региональная политика Великобритании

Великобритания имеет весьма давние традиции регионального управления и развития региональной науки в целом. В частности, некоторые исследователи считают, что старт региональной политики в Великобритании был дан в конце 20-х годов прошлого столетия с целью устранения так называемой «петли безработицы» (регионов с весьма низким уровнем занятости населения). В 1928 г. правительство создало специальное Управление по перемещению промышленности, которое занималось в основном депортацией рабочих из депрессивных районов в более развитые.

В 30-е годы ХХ века в Великобритании по поручению правительства проводится целый ряд региональных исследований, в результате которых был принят Закон о специальных районах. С принятием этого закона была предпринята попытка решения региональных проблем (прежде всего, региональной безработицы) путем «приближения работы к рабочим». Дальнейшее развитие теории и практики регионального управления привело к тому, что в последствии в указанный закон были внесены многочисленные поправки, позволяющие предоставлять в депрессивных регионах займы для малого бизнеса, крупные кредиты Казначейства для больших компаний, льготные правительственные контракты, налоговые льготы и т.п.

В послевоенные годы правительство Великобритании усилило внимание к региональным проблемам страны.

Г. был принят, Закон о распределении промышленностив котором получающие помощь регионы назывались уже не специальными, а регионами развития. В регионах развития широко использовались такие стимулирующие меры, как преимущества в виде строительных лицензий и сертификатов на промышленное строительство.Закон о местной занятости Принятый в 1960 г. добавил к перечню стимулирующих мер прямые строительные субсидии для создания собственных предприятий в проблемных регионах.

Ряд последующих аналогичных законодательных актов (1963, 1966, 1970, 1972 и 1975 гг.) существенно укрепил и расширил стимулы для проблемных регионов, перечень которых уже содержал льготные субсидии на приобретение основных фондов, свободную амортизационную политику, ограничения в размещении учреждений в развитых регионах, прямое планирование регионального развития и др. Динамика прямых затрат Казначейства Великобритании в 1960–1980 гг. на региональную политику свидетельствует о семикратном их увеличении за рассматриваемый период.

В настоящее время правительство Великобритании также активно осуществляет управление развитием регионов. Основную роль в выработке и реализации британской региональной политики играет Министерство торговли и промышленности, которое занимается уточнением состава и критериев выделения географических единиц – объектов государственной поддержки. Сегодня эта работа проводится в соответствии с учетом аспектов региональной политики Европейского союза (ЕС).

В частности, в настоящее время сетка регионов Великобритании, которым оказывается государственная поддержка, включает в себя три их группы:

1) регионы с неестественно низким уровнем жизни и значительным уровнем безработицы;

2) регионы, в которых селективная помощь не окажет отрицательного воздействия на функционирование рыночного механизма настолько, чтобы противоречить интересам стран-членов ЕС;

3) регионы, где британское правительство имеет право выделять прямые дополнительные субсидии предприятиям.

Наряду с Министерством торговли и промышленности решением региональных проблем занимается и Министерство окружающей среды, транспорта и регионов Великобритании, функции которого имеют ярко выраженную региональную ориентацию.

 

 

Местное самоуправление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.205 (0.055 с.)