Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные региональные интеграционные объединенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Образование интеграционных группировок получило особый размах в последние годы. В настоящее время в мире действует более 85 региональных торговых экономических соглашений и договоров, в рамках которых осуществляется более 60% мировой торговли и основная часть движения капитала. Согласно статистике, на страны, которые входят в экономические блоки, приходится 2/3 совокупного ВВП мира. Ø Европейский Союз Исторически первым и наиболее зрелым интеграционным объединением является Европейский Союз, который прошел все стадии развития от зоны свободной торговли и таможенного союза до экономического союза. Реальный отсчет его возникновения и развития начался с 1957 г. путем объединения 6 стран - Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерланды, Люксембург, которые до этого еще в 1951 г. создали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Европейский Союз (ЕС) был создан вначале как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), а с 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. Интеграционный процесс в ЕС идет по двум направлениям - вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. В настоящее время участниками ЕС являются 27 государств, из них: 15 государств Западной Европы: Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия (с 1957 г.); Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г.); Греция (с 1981 г.); Испания, Португалия (с 1986 г.);. Финляндия, Австрия, Швеция (с 1995 г.); Кроме того, в период с 1991 г. по 1995 г. были заключены соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве со странами Восточной Европы и бывшего СССР. В 2004 г. членами ЕС стали: 10 стран Центральной и Восточной Европы - Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония, Болгария, Румыния, Словакия, Латвия, Литва, а также Мальта и Кипр. Интеграция вглубь означает формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, которые подвергаются межгосударственному регулированию и унификации. Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и повышение на этой основе экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий: 1) отмена пошлины, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества; 2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики относительно третьих стран; 3) обеспечение свободного движения факторов производства (капитала и рабочей силы), свободы создания филиалов на территории ЕЭС и свободной торговли услугами между странами-участницами; 4) проведение общей аграрной и транспортной политики; 5) создание валютного союза; 6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц; 7) унификация налоговых законодательств; 8) выравнивание внутригосударственных правовых норм, которые имеют значение для общего рынка. Данные цели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции – от зоны свободной торговли до создания политического союза. И хотя интеграционные процессы в Европе развивались и развиваются весьма противоречиво, но в целом интеграция в рамках ЕС благотворно повлияли на экономику стран-участниц и на процессы интернационализации в масштабах всего мирового хозяйства. Так, если в 1958 г. часть внутреннего экспорта ЕЭС составляла 37% от общего экспорта входящих стран, а часть внутреннего импорта - 35% от общего импорта, то в 1992 г. они достигли 59% и 62% соответственно. За счет увеличения взаимной торговли страны Западной Европы меньше других стран мира подвергаются изменению конъюнктуры мирового рынка. Ø Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) Кроме ЕС, в Европе в 1960 г возникла на основе подписанной в Стокгольме конвенции еще одна организация. ЕАСТ - это торгово-экономическое объединение, созданное по инициативе Великобритании как ответ на создание Общего рынка. На момент создания в ЕАСТ вошли: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция. С 1961 г. к ЕАСТ присоединилась Финляндия как ассоциированный член. В 1970 г. участницей ЕАСТ стала Исландия. В 1973 г. из ЕАСТ вышли Великобритания и Дания, в 1986 г. - Португалия, а в 1995 г. - Австрия, Швеция и Финляндия. На данное время членами ЕАСТ являются Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн. Основу ЕАСТ составляет зона свободной торговли. Во взаимной торговле упразднены пошлины и количественные ограничения, однако отсутствует единый внешний тариф. Каждое государство проводит самостоятельную торговую политику относительно третьих стран, а товары из этих стран не могут свободно перемещаться внутри ЕАСТ (кроме промышленных товаров из ЕС). Расширяется сотрудничество в области науки и техники, защиты окружающей среды. Ассоциация не ставит себе целью создание экономического и валютного, а тем более политического союза. Деятельностью ЕАСТ руководит Совет в составе совета министров или постоянных глав делегаций. В ее задачи входит разработка рекомендаций и выполнение правительствами стран-членов соглашений, заключенных в рамках ассоциации. Решения и рекомендации требуют, как правило, единодушия. Текущими делами руководит Секретариат. Штаб-квартира - в Женеве. Отличия ЕАСТ от ЕС: в ЕАСТ нет наднациональных органов; высший руководящий орган - консультативный Совет, в котором каждая страна имеет один голос; режим свободного беспошлинного товарооборота в рамках ЕАСТ действует только в отношении промышленных товаров и не распространяется на сельхозпродукцию; за каждой страной-членом ЕАСТ сохраняется внешнеторговая автономия и собственные пошлины в торговле с третьими странами; в ЕАСТ не существует единого таможенного тарифа. Наиболее тесные связи ЕАСТ имеет с ЕС. В 1991 г. ЕС и ЕАСТ подписали соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП). Согласно достигнутому договору с 1 января 1993 г. страны-члены ЕАСТ стали включать в свои национальные законодательства законодательные акты ЕС, которые касаются свободного движения товаров, капиталов и услуг, а также политики ЕС в области конкуренции. Интеграции рынков аграрной продукции не предполагается, поскольку сельское хозяйство ЕАСТ не смогло бы выдержать конкуренцию со стороны ЕС. Ø Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) Была создана путем подписания соглашения в декабре 1992 г. между тремя странами - США, Канадой и Мексикой, - которое вступило в силу с 1 января 1994 г. Возникновению НАФТА предшествовало заключение в 1989 г. соглашения между США и Канадой о зоне свободной торговли, которое положило начало интеграции в Северной Америке. Мексика присоединилась к соглашению в феврале 1991 г. В рамках НАФТА предусмотрены меры по либерализации движения товаров, услуг и капиталов через границы, которые разделяют три страны. Почти все торговые и инвестиционные барьеры должны быть сняты. Создаются условия для принятия этими тремя странами одинаковых законов в области охраны окружающей среды, а также трудового законодательства. Между США и Канадой подобные меры уже осуществлены, и теперь речь идет об их принятии Мексикой. В соглашении предусмотрена защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, которые стремятся обойти американские таможенные барьеры путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику. Стороны договорились также о снятии ограничений на движение капитала (за исключением нефтяного сектора в Мексике, культуры и образования в Канаде, авиаперевозок и радиокоммуникаций в США). Мексика обязалась постепенно снять ограничения для американских и канадских прямых инвестиций. Достигнуто соглашение о ликвидации большинства тарифов на продукцию сельского хозяйства за исключением ограничений в торговле кукурузой, сахаром, некоторыми овощами и фруктами, а также о постепенной (на протяжении 10 лет) ликвидации таможенных барьеров в торговле автомобилями и текстилем. Предусмотрены необходимые мероприятия по защите интеллектуальной собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных норм. По подсчетам специалистов, НАФТА объединяет сегодня территорию с населением более 375 млн. человек; на долю группировки приходится 20% объема мировой торговли. Нужно, однако, отметить, что в рамках НАФТА не созданы пока специальные механизмы, которые регулируют сотрудничество, подобно тем, что существуют в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т.п.). В целом НАФТА - молодое экономическое объединение. Механизмы сотрудничества в НАФТА находятся в стадии формирования. На данное время тяжело оценить эффективность деятельности НАФТА, поскольку период ее существования пока короткий. Но уже сейчас в ряде южноамериканских стран прослеживается стремление к присоединению к НАФТА. Ø Ассоциация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) Эта региональная интеграционная группировка создана в 1989 г. по инициативе Австралии. Хотя как оформленная интеграционная группировка АТЭС только складывается, в ней начинаются интенсивные поиски схем сотрудничества. Сегодня модели североамериканской и азиатско-тихоокеанской интеграции отличаются от западноевропейской. Если в Западной Европе процесс интеграции шел от создания единого рынка к экономическому, валютного и политическому союзу, что сопровождалось формированием и укреплением наднациональных структур, то в указанных регионах интеграционные процессы охватывают, прежде всего, микроуровень на базе транснациональных корпораций. На данное время АТЭС включает 21 государство Азии, Северной и Южной Америки: Канаду, США, Мексику, Новую Зеландию, Австралию, Папуа-Новую Гвинею, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, Гонконг, КНР, Японию, Чили, Вьетнам, Перу, РФ. Система управления в АТЭС включает 10 рабочих групп, секретариат, специальный комитет по торговле и инвестициям. Вместе с тем АТЭС не имеет механизма принятия решений и во многом сохраняет черты консультативной группы. Особенность АТЭС заключается в географической принадлежности входящих в Ассоциацию стран, которые находятся на огромных расстояниях друг от друга и объединены лишь выходом к Тихому океану. Особенность АТЭС, с экономической точки зрения, заключается в том, что в нее входят как крупнейшие промышленно развитые страны (США, Япония, Канада, Австралия), так и такие государства, которые уступают им - такие как Мексика, Чили, КНР и др. На АТЭС приходится 55% мирового ВВП, 40% мировой торговли, более 40% населения земного шара. На встречах участников АТЭС в Сиэтле в 1993 г. и в Богоре в 1994 г. были разработаны программы либерализации торговли (региональной и глобальной); создания благоприятных условий для иностранных инвестиций, сотрудничества в области технологий; мероприятий таможенного разоружения и создания зон свободной торговли до 2000 г. (для менее развитых стран - до 2020 г.). В ноябре 1995 г. лидеры 18 стран на встрече АТЭС в Осаке (Япония) не смогли прийти к соглашению о конкретном «плане акций» по реализации поставленных в 1994 г. целей. В АТЭС существуют серьезные противоречия между «азиатскими» и «неазиатскими» участниками группировки. Годом позднее, в ноябре 1996 г., в Маниле на Филиппинах участники АТЭС сумели договориться о координации индивидуальных и общих планов либерализации рынков товаров и услуг. Было подтверждено стремление создать до 2020 г. зону, свободную для перемещения товаров и капиталов, сохранить мораторий на вступление новых членов до конца ХХ ст. В целом АТЭС можно оценить как группировку «открытой экономической интеграции», заявку на вступление в которую подали Индия, Пакистан, Монголия, Колумбия, Эквадор. Ø Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - региональная политико-экономическая организация, созданная в 1967 г. в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Филиппин. В 1984 г. в АСЕАН вступил Бруней, а в 1995 г. - Вьетнам. Официальные цели АСЕАН - содействие экономическому росту, социальному прогрессу и культурному развитию стран-членов. Система управления представлена вышестоящим органом - Совещанием министров иностранных дел и постоянным Секретариатом АСЕАН с местом пребывания в Джакарте. Специфика деятельности АСЕАН определяется тем, что ее участницы фактически являются одновременно членами других региональных объединений, а также наличием двусторонних договорных обязательств между АСЕАН и США. Следует отметить, что АСЕАН представляет собой на данное время наиболее эффективную структуру в Азиатско-Тихоокеанском регионе. За годы существования она довольно успешно оказывала содействие формированию субрегиональной свободной торговли, хотя доля взаимной торговли ее стран в общем объеме их внешнеторгового оборота не превышает 20 - 22%. До 2000 г. АСЕАН планирует снизить пошлины до 5% по 38 тыс. наименований товаров и создать систему беспошлинной торговли, своего рода «общий рынок». Ø Интеграционные объединения Латинской Америки Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) – торгово-экономическая организация, созданная в 1981 г. в соответствии с «Договором Монтевидео-80» вместо Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), которая действовала с 1961 г. Участниками ЛАИ являются: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор. В рамках ЛАИ сохраняется распределение на три субрегиональные группировки: договор бассейна Ла-Платы; Андский пакт; Амазонский пакт. Некоторые страны являются одновременно и членами других региональных группировок. Система управления ЛАИ представлена вышестоящим органом - Советом министров (штаб-квартира в Монтевидео, Уругвай). Внутризональная торговля и региональная интеграция ЛАИ осуществляются путем составления региональных и субрегиональных, а также функциональных (двусторонних и многосторонних) соглашений, которые предусматривают конкретные меры по торговле и по таможенным вопросам. Договорные отношения могут распространяться не только на вопросы торговли, но и на сотрудничество в сфере промышленности и сельскохозяйственного производства, транспорта, валютно-финансовых отношений и т.п. «МЕРКОСУР» – зона свободной торговли, которая возникла в 1995 г. как союз четырех стран Латинской Америки – Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая. Летом 1996 г. в состав блока вошла Боливия. На страны «МЕРКОСУР» приходится приблизительно 68,6% территории Латинской Америки, 51% населения региона, 60% общего ВВП. По совокупному объему ВВП «МЕРКОСУР» занимает четвертое место в мире после ЕС, НАФТА, АТЭС. Соглашением о создании «МЕРКОСУР» были ликвидированы пошлины на 90% товаров, которые перемещаются в пределах группировки, а на 10% товаров, которые остались, пошлины будут сохраняться до 2001 г. Согласно системе общих внешних тарифов членам «Меркосур» удалось согласовать тарифы по 85% товаров, а на 15% товаров, которые остались, тарифы должны быть согласованы не позднее 2006 г. Конечная цель создания «МЕРКОСУР» участниками определена как создание в регионе «общего рынка», и для достижения этого необходимы: унификация национальных режимов налогообложения, трудового и миграционного законодательства; создание механизма регулирования обменных курсов валют; введение приоритетности решений и правил «Меркосур» над национальным законодательством. В рамках «МЕРКОСУР» разработан и действует механизм регулярных консультаций на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел, экономики, финансов, торговли, соцобеспечение. В декабре 1995 г. «МЕРКОСУР» и ЕС подписали соглашение о создании первой в истории Южной Америки трансконтинентальной зоны свободной торговли. Из числа других интеграционных объединений континента можно выделить: • Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор). Предусматривал трансформировать эту организацию в Андскую систему интеграции и дать экономическим взаимоотношениям импульс к «более высокой степени интеграции»; • Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли, предусматривается ликвидация пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении третьих стран; • КАРИКОМ, или Карибское сообщество (14 англоязычных стран Карибского бассейна) - достаточно развитая интеграционная группировка, имеет ряд единых внешних тарифов. Ø Интеграционные объединения Африки Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) основано в 1975 г. Членами ЭКОВАС являются: Бенин, Буркина-Фасо, Гана, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Кабо-Верде, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леон, Того и Кот Д'Ивуар. Целями организации провозглашены: развитие всестороннего экономического сотрудничества; мобилизация природных ресурсов; выравнивание уровней развития стран региона; поэтапное создание на протяжении 15 лет африканского общего рынка; проведение общей экономической политики, координация планов развития государств-членов. Экономическая интеграция в рамках ЭКОВАС развивается по следующим направлениям: либерализация региональной торговли; создание таможенного и валютного союза; установление свободного режима передвижения граждан и имущества; развитие и реализация общих проектов в области энергетики, горнодобывающей промышленности и дорожного строительства. В рамках ЭКОВАС создан Фонд сотрудничества, компенсации и развития (ФККД) со штаб-квартирой в г. Ломо (Того). В функции ФККД входит, в частности, возмещение потерь от снижения пошлины в результате создания зоны свободной торговли; финансирование строительства общих объектов и т.п. В конце 80-х гг. торговля между странами ЭКОВАС составляла около 5% всего объема торговли стран группировки, а в начале 90-х гг. - 7,7%. Правовые основы функционирования ЭКОВАС представляет вышестоящий орган сообщества – ежегодная конференция глав государств и правительств. Постоянный административный орган – Исполнительный секретариат. Штаб-квартира – г. Логос (Нигерия). Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) создан в результате подписания соглашения о создании организации в 1964 г. в г. Браззавиль (Конго), что возымела силу 1 января 1966 г.Страны-Члены ЮДЕАК: Габон, Камерун, Конго, ЮАР, Угар, Экваториальная Гвинея (с 1983 г.). В рамках блока на межстрановую торговлю приходится всего 0,9% совокупного экспорта государств-членов. Целями ЮДЕАК провозглашены: создание общего рынка путем постепенного снятия ограничений во взаимной торговле; согласование экономических программ; унификация налоговых систем; строительство общих предприятий; финансовая взаимопомощь и создания льготных таможенных условий для стран-членов, которые не имеют выхода к морю (Угар, ЦАР). В рамках ЮДЕАК функционируют такие финансовые организации, как Фонд солидарности, Банк развития (БДЕАС), Банк государств Центральной Африки (БЕАС). Правовые основы деятельности осуществляет вышестоящий орган ЮДЕАК - Совет глав государств, которая проводит ежегодные сессии. Главой ЮДЕАК назначается президент одной из стран-участниц на год. Штаб-квартира ЮДЕАК находится в Банги (ЦАР). В ЮДЕАК сохраняются многочисленные препятствия на пути межстранового движения товаров, капиталов и рабочей силы. К основным причинам, которые препятствуют расширению внутрирегиональной торговли, в первую очередь следует отнести: общий низкий уровень развития ее участников; однотипность их специализации в международном разделении труда; отсутствие развитой транспортной сети в регионе.
. Тема 14. Развитие системы государственного и регионального управления 1. Необходимость реформирования государственного и регионального управления. 2. Сущность и основные направления административной реформы в Украине.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 9664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.154 (0.012 с.) |