ТОП 10:

Основные региональные интеграционные объединения



Образование интеграционных группировок получило особый размах в последние годы. В настоящее время в мире действует более 85 региональных торговых экономических соглашений и договоров, в рамках которых осуществляется более 60% мировой торговли и основная часть движения капитала. Согласно статистике, на страны, которые входят в экономические блоки, приходится 2/3 совокупного ВВП мира.

Ø Европейский Союз

Исторически первым и наиболее зрелым интеграционным объединением является Европейский Союз, который прошел все стадии развития от зоны свободной торговли и таможенного союза до экономического союза.

Реальный отсчет его возникновения и развития начался с 1957 г. путем объединения 6 стран - Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерланды, Люксембург, которые до этого еще в 1951 г. создалиЕвропейское объединение угля и стали (ЕОУС). Европейский Союз (ЕС) был создан вначале как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), а с 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС.

Интеграционный процесс в ЕС идет по двум направлениям - вглубь и вширь.

Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов.

В настоящее время участниками ЕС являются 27 государств, из них:

­ 15 государств Западной Европы: Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия (с 1957 г.); Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г.); Греция (с 1981 г.); Испания, Португалия (с 1986 г.);. Финляндия, Австрия, Швеция (с 1995 г.);

Кроме того, в период с 1991 г. по 1995 г. были заключены соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве со странами Восточной Европы и бывшего СССР. В 2004 г. членами ЕС стали:

­ 10 стран Центральной и Восточной Европы - Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония, Болгария, Румыния, Словакия, Латвия, Литва, а также Мальта и Кипр.

Интеграция вглубь означает формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, которые подвергаются межгосударственному регулированию и унификации.

Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и повышение на этой основе экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий:

1) отмена пошлины, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики относительно третьих стран;

3) обеспечение свободного движения факторов производства (капитала и рабочей силы), свободы создания филиалов на территории ЕЭС и свободной торговли услугами между странами-участницами;

4) проведение общей аграрной и транспортной политики;

5) создание валютного союза;

6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

7) унификация налоговых законодательств;

8) выравнивание внутригосударственных правовых норм, которые имеют значение для общего рынка.

Данные цели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции – от зоны свободной торговли до создания политического союза.

И хотя интеграционные процессы в Европе развивались и развиваются весьма противоречиво, но в целом интеграция в рамках ЕС благотворно повлияли на экономику стран-участниц и на процессы интернационализации в масштабах всего мирового хозяйства. Так, если в 1958 г. часть внутреннего экспорта ЕЭС составляла 37% от общего экспорта входящих стран, а часть внутреннего импорта - 35% от общего импорта, то в 1992 г. они достигли 59% и 62% соответственно. За счет увеличения взаимной торговли страны Западной Европы меньше других стран мира подвергаются изменению конъюнктуры мирового рынка.

Ø Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)

Кроме ЕС, в Европе в 1960 г возникла на основе подписанной в Стокгольме конвенции еще одна организация.

ЕАСТ - это торгово-экономическое объединение, созданное по инициативе Великобритании как ответ на создание Общего рынка. На момент создания в ЕАСТ вошли: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция. С 1961 г. к ЕАСТ присоединилась Финляндия как ассоциированный член. В 1970 г. участницей ЕАСТ стала Исландия. В 1973 г. из ЕАСТ вышли Великобритания и Дания, в 1986 г. - Португалия, а в 1995 г. - Австрия, Швеция и Финляндия. На данное время членами ЕАСТ являются Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн.

Основу ЕАСТ составляет зона свободной торговли. Во взаимной торговле упразднены пошлины и количественные ограничения, однако отсутствует единый внешний тариф. Каждое государство проводит самостоятельную торговую политику относительно третьих стран, а товары из этих стран не могут свободно перемещаться внутри ЕАСТ (кроме промышленных товаров из ЕС). Расширяется сотрудничество в области науки и техники, защиты окружающей среды.

Ассоциация не ставит себе целью создание экономического и валютного, а тем более политического союза.

Деятельностью ЕАСТ руководит Совет в составе совета министров или постоянных глав делегаций. В ее задачи входит разработка рекомендаций и выполнение правительствами стран-членов соглашений, заключенных в рамках ассоциации. Решения и рекомендации требуют, как правило, единодушия. Текущими делами руководит Секретариат. Штаб-квартира - в Женеве.

Отличия ЕАСТ от ЕС:

­ в ЕАСТ нет наднациональных органов; высший руководящий орган - консультативный Совет, в котором каждая страна имеет один голос;

­ режим свободного беспошлинного товарооборота в рамках ЕАСТ действует только в отношении промышленных товаров и не распространяется на сельхозпродукцию;

­ за каждой страной-членом ЕАСТ сохраняется внешнеторговая автономия и собственные пошлины в торговле с третьими странами;

­ в ЕАСТ не существует единого таможенного тарифа.

Наиболее тесные связи ЕАСТ имеет с ЕС. В 1991 г. ЕС и ЕАСТ подписали соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП). Согласно достигнутому договору с 1 января 1993 г. страны-члены ЕАСТ стали включать в свои национальные законодательства законодательные акты ЕС, которые касаются свободного движения товаров, капиталов и услуг, а также политики ЕС в области конкуренции.

Интеграции рынков аграрной продукции не предполагается, поскольку сельское хозяйство ЕАСТ не смогло бы выдержать конкуренцию со стороны ЕС.

Ø Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА)

Была создана путем подписания соглашения в декабре 1992 г. между тремя странами - США, Канадой и Мексикой, - которое вступило в силу с 1 января 1994 г. Возникновению НАФТА предшествовало заключение в 1989 г. соглашения между США и Канадой о зоне свободной торговли, которое положило начало интеграции в Северной Америке. Мексика присоединилась к соглашению в феврале 1991 г.

В рамках НАФТА предусмотрены меры по либерализации движения товаров, услуг и капиталов через границы, которые разделяют три страны. Почти все торговые и инвестиционные барьеры должны быть сняты. Создаются условия для принятия этими тремя странами одинаковых законов в области охраны окружающей среды, а также трудового законодательства. Между США и Канадой подобные меры уже осуществлены, и теперь речь идет об их принятии Мексикой. В соглашении предусмотрена защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, которые стремятся обойти американские таможенные барьеры путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику. Стороны договорились также о снятии ограничений на движение капитала (за исключением нефтяного сектора в Мексике, культуры и образования в Канаде, авиаперевозок и радиокоммуникаций в США). Мексика обязалась постепенно снять ограничения для американских и канадских прямых инвестиций.

Достигнуто соглашение о ликвидации большинства тарифов на продукцию сельского хозяйства за исключением ограничений в торговле кукурузой, сахаром, некоторыми овощами и фруктами, а также о постепенной (на протяжении 10 лет) ликвидации таможенных барьеров в торговле автомобилями и текстилем. Предусмотрены необходимые мероприятия по защите интеллектуальной собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных норм.

По подсчетам специалистов, НАФТА объединяет сегодня территорию с населением более 375 млн. человек; на долю группировки приходится 20% объема мировой торговли.

Нужно, однако, отметить, что в рамках НАФТА не созданы пока специальные механизмы, которые регулируют сотрудничество, подобно тем, что существуют в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т.п.).

В целом НАФТА - молодое экономическое объединение. Механизмы сотрудничества в НАФТА находятся в стадии формирования.

На данное время тяжело оценить эффективность деятельности НАФТА, поскольку период ее существования пока короткий. Но уже сейчас в ряде южноамериканских стран прослеживается стремление к присоединению к НАФТА.

Ø Ассоциация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)

Эта региональная интеграционная группировка создана в 1989 г. по инициативе Австралии. Хотя как оформленная интеграционная группировка АТЭС только складывается, в ней начинаются интенсивные поиски схем сотрудничества.

Сегодня модели североамериканской и азиатско-тихоокеанской интеграции отличаются от западноевропейской. Если в Западной Европе процесс интеграции шел от создания единого рынка к экономическому, валютного и политическому союзу, что сопровождалось формированием и укреплением наднациональных структур, то в указанных регионах интеграционные процессы охватывают, прежде всего, микроуровень на базе транснациональных корпораций.

На данное время АТЭС включает 21 государство Азии, Северной и Южной Америки: Канаду, США, Мексику, Новую Зеландию, Австралию, Папуа-Новую Гвинею, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, Гонконг, КНР, Японию, Чили, Вьетнам, Перу, РФ.

Система управления в АТЭС включает 10 рабочих групп, секретариат, специальный комитет по торговле и инвестициям. Вместе с тем АТЭС не имеет механизма принятия решений и во многом сохраняет черты консультативной группы.

Особенность АТЭС заключается в географической принадлежности входящих в Ассоциацию стран, которые находятся на огромных расстояниях друг от друга и объединены лишь выходом к Тихому океану.

Особенность АТЭС, с экономической точки зрения, заключается в том, что в нее входят как крупнейшие промышленно развитые страны (США, Япония, Канада, Австралия), так и такие государства, которые уступают им - такие как Мексика, Чили, КНР и др. На АТЭС приходится 55% мирового ВВП, 40% мировой торговли, более 40% населения земного шара.

На встречах участников АТЭС в Сиэтле в 1993 г. и в Богоре в 1994 г. были разработаны программы либерализации торговли (региональной и глобальной); создания благоприятных условий для иностранных инвестиций, сотрудничества в области технологий; мероприятий таможенного разоружения и создания зон свободной торговли до 2000 г. (для менее развитых стран - до 2020 г.).

В ноябре 1995 г. лидеры 18 стран на встрече АТЭС в Осаке (Япония) не смогли прийти к соглашению о конкретном «плане акций» по реализации поставленных в 1994 г. целей. В АТЭС существуют серьезные противоречия между «азиатскими» и «неазиатскими» участниками группировки.

Годом позднее, в ноябре 1996 г., в Маниле на Филиппинах участники АТЭС сумели договориться о координации индивидуальных и общих планов либерализации рынков товаров и услуг. Было подтверждено стремление создать до 2020 г. зону, свободную для перемещения товаров и капиталов, сохранить мораторий на вступление новых членов до конца ХХ ст. В целом АТЭС можно оценить как группировку «открытой экономической интеграции», заявку на вступление в которую подали Индия, Пакистан, Монголия, Колумбия, Эквадор.

Ø Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - региональная политико-экономическая организация, созданная в 1967 г. в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Филиппин. В 1984 г. в АСЕАН вступил Бруней, а в 1995 г. - Вьетнам.

Официальные цели АСЕАН - содействие экономическому росту, социальному прогрессу и культурному развитию стран-членов.

Система управления представлена вышестоящим органом - Совещанием министров иностранных дел и постоянным Секретариатом АСЕАН с местом пребывания в Джакарте.

Специфика деятельности АСЕАН определяется тем, что ее участницы фактически являются одновременно членами других региональных объединений, а также наличием двусторонних договорных обязательств между АСЕАН и США.

Следует отметить, что АСЕАН представляет собой на данное время наиболее эффективную структуру в Азиатско-Тихоокеанском регионе. За годы существования она довольно успешно оказывала содействие формированию субрегиональной свободной торговли, хотя доля взаимной торговли ее стран в общем объеме их внешнеторгового оборота не превышает 20 - 22%. До 2000 г. АСЕАН планирует снизить пошлины до 5% по 38 тыс. наименований товаров и создать систему беспошлинной торговли, своего рода «общий рынок».

Ø Интеграционные объединения Латинской Америки

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) – торгово-экономическая организация, созданная в 1981 г. в соответствии с «Договором Монтевидео-80» вместо Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), которая действовала с 1961 г. Участниками ЛАИ являются: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор. В рамках ЛАИ сохраняется распределение на три субрегиональные группировки:

договор бассейна Ла-Платы;

Андский пакт;

Амазонский пакт.

Некоторые страны являются одновременно и членами других региональных группировок.

Система управления ЛАИ представлена вышестоящим органом - Советом министров (штаб-квартира в Монтевидео, Уругвай).

Внутризональная торговля и региональная интеграция ЛАИ осуществляются путем составления региональных и субрегиональных, а также функциональных (двусторонних и многосторонних) соглашений, которые предусматривают конкретные меры по торговле и по таможенным вопросам. Договорные отношения могут распространяться не только на вопросы торговли, но и на сотрудничество в сфере промышленности и сельскохозяйственного производства, транспорта, валютно-финансовых отношений и т.п.

«МЕРКОСУР» – зона свободной торговли, которая возникла в 1995 г. как союз четырех стран Латинской Америки – Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая. Летом 1996 г. в состав блока вошла Боливия.

На страны «МЕРКОСУР» приходится приблизительно 68,6% территории Латинской Америки, 51% населения региона, 60% общего ВВП. По совокупному объему ВВП «МЕРКОСУР» занимает четвертое место в мире после ЕС, НАФТА, АТЭС.

Соглашением о создании «МЕРКОСУР» были ликвидированы пошлины на 90% товаров, которые перемещаются в пределах группировки, а на 10% товаров, которые остались, пошлины будут сохраняться до 2001 г. Согласно системе общих внешних тарифов членам «Меркосур» удалось согласовать тарифы по 85% товаров, а на 15% товаров, которые остались, тарифы должны быть согласованы не позднее 2006 г.

Конечная цель создания «МЕРКОСУР» участниками определена как создание в регионе «общего рынка», и для достижения этого необходимы:

унификация национальных режимов налогообложения, трудового и миграционного законодательства;

создание механизма регулирования обменных курсов валют;

введение приоритетности решений и правил «Меркосур» над национальным законодательством.

В рамках «МЕРКОСУР» разработан и действует механизм регулярных консультаций на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел, экономики, финансов, торговли, соцобеспечение.

В декабре 1995 г. «МЕРКОСУР» и ЕС подписали соглашение о создании первой в истории Южной Америки трансконтинентальной зоны свободной торговли.

Из числа других интеграционных объединений континента можно выделить:

Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор). Предусматривал трансформировать эту организацию в Андскую систему интеграции и дать экономическим взаимоотношениям импульс к «более высокой степени интеграции»;

Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли, предусматривается ликвидация пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении третьих стран;

КАРИКОМ, или Карибское сообщество (14 англоязычных стран Карибского бассейна) - достаточно развитая интеграционная группировка, имеет ряд единых внешних тарифов.

Ø Интеграционные объединения Африки

Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС)основано в 1975 г. Членами ЭКОВАС являются:

Бенин, Буркина-Фасо, Гана, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Кабо-Верде, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леон, Того и Кот Д'Ивуар.

Целями организации провозглашены:

развитие всестороннего экономического сотрудничества;

мобилизация природных ресурсов;

выравнивание уровней развития стран региона;

поэтапное создание на протяжении 15 лет африканского общего рынка;

проведение общей экономической политики, координация планов развития государств-членов.

Экономическая интеграция в рамках ЭКОВАС развивается по следующим направлениям:

либерализация региональной торговли;

создание таможенного и валютного союза;

установление свободного режима передвижения граждан и имущества;

развитие и реализация общих проектов в области энергетики, горнодобывающей промышленности и дорожного строительства.

В рамках ЭКОВАС создан Фонд сотрудничества, компенсации и развития (ФККД) со штаб-квартирой в г. Ломо (Того). В функции ФККД входит, в частности, возмещение потерь от снижения пошлины в результате создания зоны свободной торговли; финансирование строительства общих объектов и т.п.

В конце 80-х гг. торговля между странами ЭКОВАС составляла около 5% всего объема торговли стран группировки, а в начале 90-х гг. - 7,7%.

Правовые основы функционирования ЭКОВАС представляет вышестоящий орган сообщества – ежегодная конференция глав государств и правительств. Постоянный административный орган – Исполнительный секретариат. Штаб-квартира – г. Логос (Нигерия).

Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) создан в результате подписания соглашения о создании организации в 1964 г. в г. Браззавиль (Конго), что возымела силу 1 января 1966 г.Страны-Члены ЮДЕАК: Габон, Камерун, Конго, ЮАР, Угар, Экваториальная Гвинея (с 1983 г.).

В рамках блока на межстрановую торговлю приходится всего 0,9% совокупного экспорта государств-членов.

Целями ЮДЕАК провозглашены:

создание общего рынка путем постепенного снятия ограничений во взаимной торговле;

согласование экономических программ;

унификация налоговых систем;

строительство общих предприятий;

финансовая взаимопомощь и создания льготных таможенных условий для стран-членов, которые не имеют выхода к морю (Угар, ЦАР).

В рамках ЮДЕАК функционируют такие финансовые организации, как Фонд солидарности, Банк развития (БДЕАС), Банк государств Центральной Африки (БЕАС).

Правовые основы деятельности осуществляет вышестоящий орган ЮДЕАК - Совет глав государств, которая проводит ежегодные сессии. Главой ЮДЕАК назначается президент одной из стран-участниц на год. Штаб-квартира ЮДЕАК находится в Банги (ЦАР).

В ЮДЕАК сохраняются многочисленные препятствия на пути межстранового движения товаров, капиталов и рабочей силы. К основным причинам, которые препятствуют расширению внутрирегиональной торговли, в первую очередь следует отнести:

общий низкий уровень развития ее участников;

однотипность их специализации в международном разделении труда;

отсутствие развитой транспортной сети в регионе.

 

.Тема 14. Развитие системы государственного и регионального управления

1. Необходимость реформирования государственного и регионального управления.

2. Сущность и основные направления административной реформы в Украине.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.21.4.239 (0.014 с.)