![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные региональные интеграционные объединенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Образование интеграционных группировок получило особый размах в последние годы. В настоящее время в мире действует более 85 региональных торговых экономических соглашений и договоров, в рамках которых осуществляется более 60% мировой торговли и основная часть движения капитала. Согласно статистике, на страны, которые входят в экономические блоки, приходится 2/3 совокупного ВВП мира. Ø Европейский Союз Исторически первым и наиболее зрелым интеграционным объединением является Европейский Союз, который прошел все стадии развития от зоны свободной торговли и таможенного союза до экономического союза. Реальный отсчет его возникновения и развития начался с 1957 г. путем объединения 6 стран - Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерланды, Люксембург, которые до этого еще в 1951 г. создали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Европейский Союз (ЕС) был создан вначале как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), а с 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. Интеграционный процесс в ЕС идет по двум направлениям - вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. В настоящее время участниками ЕС являются 27 государств, из них: 15 государств Западной Европы: Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия (с 1957 г.); Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г.); Греция (с 1981 г.); Испания, Португалия (с 1986 г.);. Финляндия, Австрия, Швеция (с 1995 г.); Кроме того, в период с 1991 г. по 1995 г. были заключены соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве со странами Восточной Европы и бывшего СССР. В 2004 г. членами ЕС стали: 10 стран Центральной и Восточной Европы - Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония, Болгария, Румыния, Словакия, Латвия, Литва, а также Мальта и Кипр. Интеграция вглубь означает формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, которые подвергаются межгосударственному регулированию и унификации. Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и повышение на этой основе экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий: 1) отмена пошлины, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;
2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики относительно третьих стран; 3) обеспечение свободного движения факторов производства (капитала и рабочей силы), свободы создания филиалов на территории ЕЭС и свободной торговли услугами между странами-участницами; 4) проведение общей аграрной и транспортной политики; 5) создание валютного союза; 6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц; 7) унификация налоговых законодательств; 8) выравнивание внутригосударственных правовых норм, которые имеют значение для общего рынка. Данные цели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции – от зоны свободной торговли до создания политического союза. И хотя интеграционные процессы в Европе развивались и развиваются весьма противоречиво, но в целом интеграция в рамках ЕС благотворно повлияли на экономику стран-участниц и на процессы интернационализации в масштабах всего мирового хозяйства. Так, если в 1958 г. часть внутреннего экспорта ЕЭС составляла 37% от общего экспорта входящих стран, а часть внутреннего импорта - 35% от общего импорта, то в 1992 г. они достигли 59% и 62% соответственно. За счет увеличения взаимной торговли страны Западной Европы меньше других стран мира подвергаются изменению конъюнктуры мирового рынка. Ø Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) Кроме ЕС, в Европе в 1960 г возникла на основе подписанной в Стокгольме конвенции еще одна организация. ЕАСТ - это торгово-экономическое объединение, созданное по инициативе Великобритании как ответ на создание Общего рынка. На момент создания в ЕАСТ вошли: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция. С 1961 г. к ЕАСТ присоединилась Финляндия как ассоциированный член. В 1970 г. участницей ЕАСТ стала Исландия. В 1973 г. из ЕАСТ вышли Великобритания и Дания, в 1986 г. - Португалия, а в 1995 г. - Австрия, Швеция и Финляндия. На данное время членами ЕАСТ являются Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн. Основу ЕАСТ составляет зона свободной торговли. Во взаимной торговле упразднены пошлины и количественные ограничения, однако отсутствует единый внешний тариф. Каждое государство проводит самостоятельную торговую политику относительно третьих стран, а товары из этих стран не могут свободно перемещаться внутри ЕАСТ (кроме промышленных товаров из ЕС). Расширяется сотрудничество в области науки и техники, защиты окружающей среды.
Ассоциация не ставит себе целью создание экономического и валютного, а тем более политического союза. Деятельностью ЕАСТ руководит Совет в составе совета министров или постоянных глав делегаций. В ее задачи входит разработка рекомендаций и выполнение правительствами стран-членов соглашений, заключенных в рамках ассоциации. Решения и рекомендации требуют, как правило, единодушия. Текущими делами руководит Секретариат. Штаб-квартира - в Женеве. Отличия ЕАСТ от ЕС: в ЕАСТ нет наднациональных органов; высший руководящий орган - консультативный Совет, в котором каждая страна имеет один голос; режим свободного беспошлинного товарооборота в рамках ЕАСТ действует только в отношении промышленных товаров и не распространяется на сельхозпродукцию; за каждой страной-членом ЕАСТ сохраняется внешнеторговая автономия и собственные пошлины в торговле с третьими странами; в ЕАСТ не существует единого таможенного тарифа. Наиболее тесные связи ЕАСТ имеет с ЕС. В 1991 г. ЕС и ЕАСТ подписали соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП). Согласно достигнутому договору с 1 января 1993 г. страны-члены ЕАСТ стали включать в свои национальные законодательства законодательные акты ЕС, которые касаются свободного движения товаров, капиталов и услуг, а также политики ЕС в области конкуренции. Интеграции рынков аграрной продукции не предполагается, поскольку сельское хозяйство ЕАСТ не смогло бы выдержать конкуренцию со стороны ЕС. Ø Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) Была создана путем подписания соглашения в декабре 1992 г. между тремя странами - США, Канадой и Мексикой, - которое вступило в силу с 1 января 1994 г. Возникновению НАФТА предшествовало заключение в 1989 г. соглашения между США и Канадой о зоне свободной торговли, которое положило начало интеграции в Северной Америке. Мексика присоединилась к соглашению в феврале 1991 г. В рамках НАФТА предусмотрены меры по либерализации движения товаров, услуг и капиталов через границы, которые разделяют три страны. Почти все торговые и инвестиционные барьеры должны быть сняты. Создаются условия для принятия этими тремя странами одинаковых законов в области охраны окружающей среды, а также трудового законодательства. Между США и Канадой подобные меры уже осуществлены, и теперь речь идет об их принятии Мексикой. В соглашении предусмотрена защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, которые стремятся обойти американские таможенные барьеры путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику. Стороны договорились также о снятии ограничений на движение капитала (за исключением нефтяного сектора в Мексике, культуры и образования в Канаде, авиаперевозок и радиокоммуникаций в США). Мексика обязалась постепенно снять ограничения для американских и канадских прямых инвестиций. Достигнуто соглашение о ликвидации большинства тарифов на продукцию сельского хозяйства за исключением ограничений в торговле кукурузой, сахаром, некоторыми овощами и фруктами, а также о постепенной (на протяжении 10 лет) ликвидации таможенных барьеров в торговле автомобилями и текстилем. Предусмотрены необходимые мероприятия по защите интеллектуальной собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных норм.
По подсчетам специалистов, НАФТА объединяет сегодня территорию с населением более 375 млн. человек; на долю группировки приходится 20% объема мировой торговли. Нужно, однако, отметить, что в рамках НАФТА не созданы пока специальные механизмы, которые регулируют сотрудничество, подобно тем, что существуют в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т.п.). В целом НАФТА - молодое экономическое объединение. Механизмы сотрудничества в НАФТА находятся в стадии формирования. На данное время тяжело оценить эффективность деятельности НАФТА, поскольку период ее существования пока короткий. Но уже сейчас в ряде южноамериканских стран прослеживается стремление к присоединению к НАФТА. Ø Ассоциация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) Эта региональная интеграционная группировка создана в 1989 г. по инициативе Австралии. Хотя как оформленная интеграционная группировка АТЭС только складывается, в ней начинаются интенсивные поиски схем сотрудничества. Сегодня модели североамериканской и азиатско-тихоокеанской интеграции отличаются от западноевропейской. Если в Западной Европе процесс интеграции шел от создания единого рынка к экономическому, валютного и политическому союзу, что сопровождалось формированием и укреплением наднациональных структур, то в указанных регионах интеграционные процессы охватывают, прежде всего, микроуровень на базе транснациональных корпораций. На данное время АТЭС включает 21 государство Азии, Северной и Южной Америки: Канаду, США, Мексику, Новую Зеландию, Австралию, Папуа-Новую Гвинею, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, Гонконг, КНР, Японию, Чили, Вьетнам, Перу, РФ. Система управления в АТЭС включает 10 рабочих групп, секретариат, специальный комитет по торговле и инвестициям. Вместе с тем АТЭС не имеет механизма принятия решений и во многом сохраняет черты консультативной группы. Особенность АТЭС заключается в географической принадлежности входящих в Ассоциацию стран, которые находятся на огромных расстояниях друг от друга и объединены лишь выходом к Тихому океану. Особенность АТЭС, с экономической точки зрения, заключается в том, что в нее входят как крупнейшие промышленно развитые страны (США, Япония, Канада, Австралия), так и такие государства, которые уступают им - такие как Мексика, Чили, КНР и др. На АТЭС приходится 55% мирового ВВП, 40% мировой торговли, более 40% населения земного шара.
На встречах участников АТЭС в Сиэтле в 1993 г. и в Богоре в 1994 г. были разработаны программы либерализации торговли (региональной и глобальной); создания благоприятных условий для иностранных инвестиций, сотрудничества в области технологий; мероприятий таможенного разоружения и создания зон свободной торговли до 2000 г. (для менее развитых стран - до 2020 г.). В ноябре 1995 г. лидеры 18 стран на встрече АТЭС в Осаке (Япония) не смогли прийти к соглашению о конкретном «плане акций» по реализации поставленных в 1994 г. целей. В АТЭС существуют серьезные противоречия между «азиатскими» и «неазиатскими» участниками группировки. Годом позднее, в ноябре 1996 г., в Маниле на Филиппинах участники АТЭС сумели договориться о координации индивидуальных и общих планов либерализации рынков товаров и услуг. Было подтверждено стремление создать до 2020 г. зону, свободную для перемещения товаров и капиталов, сохранить мораторий на вступление новых членов до конца ХХ ст. В целом АТЭС можно оценить как группировку «открытой экономической интеграции», заявку на вступление в которую подали Индия, Пакистан, Монголия, Колумбия, Эквадор. Ø Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - региональная политико-экономическая организация, созданная в 1967 г. в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Филиппин. В 1984 г. в АСЕАН вступил Бруней, а в 1995 г. - Вьетнам. Официальные цели АСЕАН - содействие экономическому росту, социальному прогрессу и культурному развитию стран-членов. Система управления представлена вышестоящим органом - Совещанием министров иностранных дел и постоянным Секретариатом АСЕАН с местом пребывания в Джакарте. Специфика деятельности АСЕАН определяется тем, что ее участницы фактически являются одновременно членами других региональных объединений, а также наличием двусторонних договорных обязательств между АСЕАН и США. Следует отметить, что АСЕАН представляет собой на данное время наиболее эффективную структуру в Азиатско-Тихоокеанском регионе. За годы существования она довольно успешно оказывала содействие формированию субрегиональной свободной торговли, хотя доля взаимной торговли ее стран в общем объеме их внешнеторгового оборота не превышает 20 - 22%. До 2000 г. АСЕАН планирует снизить пошлины до 5% по 38 тыс. наименований товаров и создать систему беспошлинной торговли, своего рода «общий рынок». Ø Интеграционные объединения Латинской Америки Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) – торгово-экономическая организация, созданная в 1981 г. в соответствии с «Договором Монтевидео-80» вместо Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), которая действовала с 1961 г. Участниками ЛАИ являются: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор. В рамках ЛАИ сохраняется распределение на три субрегиональные группировки:
договор бассейна Ла-Платы; Андский пакт; Амазонский пакт. Некоторые страны являются одновременно и членами других региональных группировок. Система управления ЛАИ представлена вышестоящим органом - Советом министров (штаб-квартира в Монтевидео, Уругвай). Внутризональная торговля и региональная интеграция ЛАИ осуществляются путем составления региональных и субрегиональных, а также функциональных (двусторонних и многосторонних) соглашений, которые предусматривают конкретные меры по торговле и по таможенным вопросам. Договорные отношения могут распространяться не только на вопросы торговли, но и на сотрудничество в сфере промышленности и сельскохозяйственного производства, транспорта, валютно-финансовых отношений и т.п. «МЕРКОСУР» – зона свободной торговли, которая возникла в 1995 г. как союз четырех стран Латинской Америки – Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая. Летом 1996 г. в состав блока вошла Боливия. На страны «МЕРКОСУР» приходится приблизительно 68,6% территории Латинской Америки, 51% населения региона, 60% общего ВВП. По совокупному объему ВВП «МЕРКОСУР» занимает четвертое место в мире после ЕС, НАФТА, АТЭС. Соглашением о создании «МЕРКОСУР» были ликвидированы пошлины на 90% товаров, которые перемещаются в пределах группировки, а на 10% товаров, которые остались, пошлины будут сохраняться до 2001 г. Согласно системе общих внешних тарифов членам «Меркосур» удалось согласовать тарифы по 85% товаров, а на 15% товаров, которые остались, тарифы должны быть согласованы не позднее 2006 г. Конечная цель создания «МЕРКОСУР» участниками определена как создание в регионе «общего рынка», и для достижения этого необходимы: унификация национальных режимов налогообложения, трудового и миграционного законодательства; создание механизма регулирования обменных курсов валют; введение приоритетности решений и правил «Меркосур» над национальным законодательством. В рамках «МЕРКОСУР» разработан и действует механизм регулярных консультаций на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел, экономики, финансов, торговли, соцобеспечение. В декабре 1995 г. «МЕРКОСУР» и ЕС подписали соглашение о создании первой в истории Южной Америки трансконтинентальной зоны свободной торговли. Из числа других интеграционных объединений континента можно выделить: • Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор). Предусматривал трансформировать эту организацию в Андскую систему интеграции и дать экономическим взаимоотношениям импульс к «более высокой степени интеграции»; • Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли, предусматривается ликвидация пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении третьих стран; • КАРИКОМ, или Карибское сообщество (14 англоязычных стран Карибского бассейна) - достаточно развитая интеграционная группировка, имеет ряд единых внешних тарифов. Ø Интеграционные объединения Африки Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) основано в 1975 г. Членами ЭКОВАС являются: Бенин, Буркина-Фасо, Гана, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Кабо-Верде, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леон, Того и Кот Д'Ивуар. Целями организации провозглашены: развитие всестороннего экономического сотрудничества; мобилизация природных ресурсов; выравнивание уровней развития стран региона; поэтапное создание на протяжении 15 лет африканского общего рынка; проведение общей экономической политики, координация планов развития государств-членов. Экономическая интеграция в рамках ЭКОВАС развивается по следующим направлениям: либерализация региональной торговли; создание таможенного и валютного союза; установление свободного режима передвижения граждан и имущества; развитие и реализация общих проектов в области энергетики, горнодобывающей промышленности и дорожного строительства. В рамках ЭКОВАС создан Фонд сотрудничества, компенсации и развития (ФККД) со штаб-квартирой в г. Ломо (Того). В функции ФККД входит, в частности, возмещение потерь от снижения пошлины в результате создания зоны свободной торговли; финансирование строительства общих объектов и т.п. В конце 80-х гг. торговля между странами ЭКОВАС составляла около 5% всего объема торговли стран группировки, а в начале 90-х гг. - 7,7%. Правовые основы функционирования ЭКОВАС представляет вышестоящий орган сообщества – ежегодная конференция глав государств и правительств. Постоянный административный орган – Исполнительный секретариат. Штаб-квартира – г. Логос (Нигерия). Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) создан в результате подписания соглашения о создании организации в 1964 г. в г. Браззавиль (Конго), что возымела силу 1 января 1966 г.Страны-Члены ЮДЕАК: Габон, Камерун, Конго, ЮАР, Угар, Экваториальная Гвинея (с 1983 г.). В рамках блока на межстрановую торговлю приходится всего 0,9% совокупного экспорта государств-членов. Целями ЮДЕАК провозглашены: создание общего рынка путем постепенного снятия ограничений во взаимной торговле; согласование экономических программ; унификация налоговых систем; строительство общих предприятий; финансовая взаимопомощь и создания льготных таможенных условий для стран-членов, которые не имеют выхода к морю (Угар, ЦАР). В рамках ЮДЕАК функционируют такие финансовые организации, как Фонд солидарности, Банк развития (БДЕАС), Банк государств Центральной Африки (БЕАС). Правовые основы деятельности осуществляет вышестоящий орган ЮДЕАК - Совет глав государств, которая проводит ежегодные сессии. Главой ЮДЕАК назначается президент одной из стран-участниц на год. Штаб-квартира ЮДЕАК находится в Банги (ЦАР). В ЮДЕАК сохраняются многочисленные препятствия на пути межстранового движения товаров, капиталов и рабочей силы. К основным причинам, которые препятствуют расширению внутрирегиональной торговли, в первую очередь следует отнести: общий низкий уровень развития ее участников; однотипность их специализации в международном разделении труда; отсутствие развитой транспортной сети в регионе.
. Тема 14. Развитие системы государственного и регионального управления 1. Необходимость реформирования государственного и регионального управления. 2. Сущность и основные направления административной реформы в Украине.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 9692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.81 (0.011 с.) |