Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Региональное управление: сущность, цели и спецификаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Региональное управление представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на социально-экономические процессы в регионе. Или, подчеркивая связь регионального управления с государственным управлением, это есть: - система государственного управления социально-экономическими процессами в отдельном регионе. Наличие государственного и регионального управления означает децентрализацию управления, при которой центральные органы государственной власти делегируют региональным органам полномочия и ответственность за эффективное принятие решений по вопросам развития соответствующего региона. Необходимость регионализации управления вызвана ростом масштабов общественного производства, усложнением управления и уменьшением возможности учитывать в центре особенности каждого региона. Что же понимать под регионом? В отечественной и в зарубежной литературе нет четкого, однозначного толкования понятия "регион". В исследованиях чаще всего встречаются два термина: "регион" и "район", причем, как правило, между ними не проводят строгой границы. По мнению Э. Б. Алаева, район " представляет собой локализованную территорию, которая владеет единством, взаимосвязанностью составных элементов, целостностью, причем эта целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории". Наличие разных определений региона объясняется тем, что регион является предметом изучения многих наук – географии, региональной экономики и т.п., и в каждой из них он рассматривается, исходя из разных критериев: · географических (расположение, величина территории и численность населения); · производственно-функциональных (специфика преобладающих видов деятельности); · градостроительные (характера застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания); · социологические (нормы общения, поведения). Такое разнообразие критериев усложняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества - места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека. Основываясь на вышесказанном можно считать, что: Регион - это территория, которая владеет общностью природных, социально-экономических, национальных, культурных и других условий. В Малом экономическом словаре регион трактуется как область, район, часть страны, которая отличается от других областей совокупностью природных и (или) исторически сформированных, относительно устойчивых экономико-географических и других особенностей, которые нередко соединяются с особенностями национального состава населения. Кроме того, исходя из предмета нашей дисциплины, можно сказать так: Регион - это территория, которая характеризуется: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления. Регионы обычно классифицируют по таким критериям: уровень экономического развития (слабый, средний, высокий); темпы экономического роста (депрессивный, стагнирующий, прогрессивный); тип территориальной структуры; коэффициент густоты населения; демографические показатели: характер промышленной специализации. Социально-экономическое единство региона является привлекательной чертой региона как объекта управления. Но для того, чтобы регион приобрел статус объекта государственного управления, необходимо, чтобы границы региона совпадали с административными границами. Т.е. государство законодательным актом должно определить административно-территориальное устройство и закрепить административные границы. Вследствие этого создаются административно-территориальные единицы (АТЕ), границыкоторых не обязательно совпадают с границами региона, или регион может объединять территорию нескольких единиц. Ведь основой создания региона являются объективные процессы, а основой создания АТЕ - субъективные. Административно-территориальная единица – территория, основными признаками которой являются: четко определенные границы (пределы) территории; наличие управленческой деятельности, в которую чаще всего вместе с местной государственной администрацией входят и органы местного самоуправления. Итак, с точки зрения государственного управления регионом выступает административно-территориальная единица - область, район, город. Поэтому объектами регионального управления являются административно-территориальные единицы, в пределах которой осуществляется государственное управление и местное самоуправление. Причем непосредственным объектом регионального управления являются предприятия и организации, отнесенные к муниципальной собственности, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство условий жизнедеятельности населения вне сферы производства. На указанные объекты региональное управление оказывает прямое (непосредственное) воздействие, на все другие объекты — опосредованное. Субъектами регионального управления являются центральные и местные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления. Страны мира практикуют разные системы организации власти на местах. Прежде всего, они отличаются степенью присутствия и пределами компетенции выборных и государственных исполнительных органов. Англо-американская (англосаксонская) система – на всех субнациональных уровнях управления функционируют органы местного самоуправления, а местные органы государственной власти общей компетенции не создаются (США, Великобритания, Канада, Австралия). Континентальная (романо-германская), или европейская система – строится на объединении местного самоуправления и государственного управления. Иберийская (латиноамериканская) система – управление на всех уровнях осуществляют выбранные населением представительные органы местного самоуправления, а соответствующие главные должностные лица (мэры, префекты) одновременно утверждаются центральными органами государственной власти как представители государственной власти в административно-территориальной единице. Советская система – советы всех уровней являются органами государственной власти на территории. Система советов характеризуется иерархической подчиненностью всех элементов и отсутствием самостоятельных местных органов. В число основных задач регионального управления входят: обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни; экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития; оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований; обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды; формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры. Взаимодействие между государственным и региональным уровнями управления осуществляется по таким направлениям: учет в решениях центральных органов власти интересов регионов, которых это решение касается; в решениях центральных органов должен перевешивать консенсус между центром и регионами над централизованным диктатом; последовательное осуществление всеми органами власти государственно-региональной политики; неуклонное повышение самостоятельности регионов в решении собственных проблем; формирование действенного местного самоуправления. Регионализация управления социально-экономическими процессами является мировым явлением. Если в США регионализация управления заложена в Конституции, то в странах Западной Европы она начала развиваться после второй мировой войны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.152 (0.008 с.) |