Структура и особенности формирования регионального бюджета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и особенности формирования регионального бюджета.



Региональные бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Региональный бюджет – это плановый документ, отражающий конкретные доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов власти данного уровня (то есть как правовую категорию). Как известно, региональными называют бюджеты субъектов Российской Федерации.

Как финансовая категория региональный бюджет обусловлен тем, что выполнение социальной, политической и экономической функций любого административно-территориального образования объективно требует финансовых ресурсов, а именно, централизованного денежного фонда. Однако для любой административно-территориальной формации содержание регионального бюджета не изменяется - это доходы и расходы.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Федерации. Понятие регионального бюджета закрепляется и законодательством субъектов РФ. В соответствии с требованиями государственного устройства Российской Федерации в целях гармонизации и сочетания экономических интересов регионов и муниципальных образований наряду с взаимоотношениями с хозяйствующими субъектами и гражданами устанавливаются также взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Федерации, между бюджетом субъекта РФ и бюджетом муниципального образования, находящегося на его территории. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей финансово-бюджетной политики.

К особым (исключительным) чертам регионального бюджета относятся следующие:

·имеет возможность рассчитывать на финансовую помощь из федерального бюджета;

·является средством регулирования местных бюджетов.

Порядок формирования и расходования бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов в Российской федерации определяется в соответствии с конституционными нормами государства, бюджетным законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, а для органов местного самоуправления - с учетом решений вышестоящих органов самоуправления. Законодательство РФ различает понятие бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Доходы и расходы региональных (местных) бюджетов определены бюджетами соответствующих региональных (территориальных) органов управления. Порядок формирования и утверждения региональных (местных) бюджетов регламентируется законодательно и определяется функциями региональных (территориальных) органов управления.

Поэтому расходы региональных (территориальных) органов управления являются определяющими для формирования доходной части бюджета.

Доходы региональных (местных) бюджетов формируются за счет:

1. местных налогов и сборов,

2. неналоговых доходов,

3. поступлений из вышестоящих бюджетов.

 

Местные налоги и сборы являются базовым источником для формирования отдельных региональных (местных) бюджетов.

Поступления из вышестоящих бюджетов осуществляются в случае недостатка собственных финансовых ресурсов для формирования региональных (местных) бюджетов необходимых для финансирования местных мероприятий или региональных разделов государственных программ, например, развития дорог, здравоохранения, охраны окружающей среды.

Неналоговые доходы региональных (местных) бюджетов:

доходы от предприятий, находящихся в муниципальной собственности, арендные доходы, денежные сборы, штрафы, пошлины, добровольные взносы предприятий и населения.

Основные расходы региональных (местных) бюджетов – это расходы на:

1. на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водоканализационные, транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное хозяйство),

2. здравоохранение,

3. образование,

4. погашением займов и выплат процентов по ним, содержание местных органов власти и правопорядка, а в некоторых странах и судов.

Расходы региональных (местных) бюджетов зависят от бюджетной политики государства и степени децентрализации управления социальной сферой. Финансирование социальных программ - это наиболее крупная часть бюджетных расходов и является решающим фактором для аккумулирования финансовых ресурсов в бюджете соответствующего уровня финансовой ответственности.

Бюджет текущих затрат, как правило, финансируется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Основными источниками для финансирования бюджета развития являются субвенции, местные займы, пожертвования.

 

Особенности достижения финансовой обеспеченности региона.

Развитие регионов требует соответствующего финансового обеспечения, определения общего объема финансовых ресурсов, осуществления мероприятий по поиску дополнительных источников денежных средств.

Финансовая обеспеченность региона представляет собой соотношение финансовых ресурсов региона и потребности в них, рассчитанной с учетом социальных нормативов и дифференциации последних по важнейшим направлениям социально-экономического развития региона.

В практике экономического анализа финансовую обеспеченность региона характеризуют: - объем финансовых ресурсов на душу населения; - средний доход на одного человека; - средний бюджетный доход на одного человека; - средний бюджетный расход на одного человека; - величина средней заработной платы; - стоимость потребительской корзины; - удельный вес стоимости потребительской корзины в расчете на одного человека;

- величина прожиточного минимума.

Управление финансовой обеспеченностью региона осуществляется на основе комплекса мероприятий, направленных на повышение его доходности, среди которых:

- достижение необходимых объемов налоговых и прочих поступлений дифференцированно по каждой статье бюджета;

- повышение эффективности использования финансовых ресурсов на основе значительного сокращения субсидий и трансфертов, выделяемых отраслям;

- объективизация бюджета путем формирования его статей преимущественно на основе использования социальных нормативов для расчета объемов финансовых поступлений и объемов потребления финансовых ресурсов.

С этой целью в составе региональных бюджетных систем формируются балансы финансовых ресурсов региона (БФРР), которые представляют собой финансовую программу региона, обеспечивающую его социально экономическое развитие и выступающую в качестве составляющей финансового баланса государства.

БФРР направлен на решение задач по установлению общего объема финансовых ресурсов, используемых на соответствующей территории, обоснование распределения финансовых расходов по соответствующим направлениям, определение резервов региональной экономики и путей использования ресурсов с целью укрепления финансового состояния областей, городов, районов.

Разработкой БФРР занимается управление экономики и финансов региона (области) на основе программы социально-экономического развития с использованием отчетной и прогнозной информации областного статистического управления.

Баланс финансовых ресурсов региона отражает все имеющиеся в регионе источники финансовых ресурсов и направления их использования.

В доходной части финансового баланса выделяются пять основных групп источников финансовых средств:

• доходы, образующие местный бюджет;

• платежи за используемые природные ресурсы;

• поступления из вышестоящих бюджетов, определяемые долей региона в использовании средств, связанных с реализацией функций государства;

• внебюджетные средства;

• заемные средства, привлекаемые для развития рынка и рыночных отношений в регионе.

Расходная часть финансового баланса охватывает:

- затраты, связанные с расширенным воспроизводством элементов региональной системы;

- затраты на финансирование социальной сферы и обеспечение формирования финансовой базы других государственных экономических структур.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.009 с.)