Сущность и составляющие экономического потенциала региона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и составляющие экономического потенциала региона.



ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ — совокупная способность экономики, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления.

Экономический потенциал региона характеризуется его основными составляющими: природно-ресурсным потенциалом, населением и трудовыми ресурсами, производственным потенциалом.

Природно-ресурсный потенциал. Природно-ресурсный потенциал определяется совокупностью всех видов природных ресурсов, в настоящее время известных и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям. Состав, величина потенциала, значимость отдельных видов ресурсов со временем меняются, поэтому их оценка всегда исторически относительна.

Население и трудовые ресурсы. Численность трудовых ресурсов оказывает благоприятное влияние на развитие региона. Чем выше обеспеченность трудовыми ресурсами, тем благоприятнее условия для размещения новых производств, особенно трудоемких.

Основой формирования трудовых ресурсов является динамика населения, прежде трудоспособного возраста..Главной качественной характеристикой трудовых ресурсов является квалификация рабочей силы. Главным фактором, определяющим размещение трудовых ресурсов, является локализация производства, а сложившееся расселение в общем соответствует его современному размещению. В европейских районах России, включая Урал, концентрируется 3/4 основных фондов промышленности и сельского хозяйства и производится около 80% промышленной и свыше 75% сельскохозяйственной продукции, сосредоточена и основная масса населения - 72%.

Производственный потенциал — максимальный объем выпуска, который экономическая система (страна, компания, предприятие) может произвести при данном объеме факторов производства (труд, капитал, земля), уровне технологического прогресса и системе организации производства.

 

Метод Лоренца.

Для определения уровня экономического развития регионов используют различные критерии и показатели. Так, в Великобритании главным показателем выступает уровень безработицы, в Бразилии - степень засушливости климата. Однако какие бы критерии оценивания ни были в основе- отражением уровня развития экономики регионов по праву выступает эффективность их функционирования. Одним из наиболее признанных методов определения уровня экономического развития регионов является метод Лоренца, основанный на расчете коэффициента предпочтения (К) -соотношения доли региона в национальном доходе (НД) и доли в общей численности населения государства (Н).

К=НД/Н

Если К превышает 1,0, то уровень развития региона выше среднего. Причем, уровень развития экономики региона тем выше, чем больше К. И наоборот, если К < 1,0, то регион имеет уровень развития ниже среднего. На основе вычисления коэффициента предпочтения в двухмерной системе координат строится кривая Лоренца (рис. 4.6). При этом, по оси абсцисс расположены показатели доли региона в общегосударственной численности населения, а по оси ординат - показатели процентной доли региона в производстве национального дохода государства. Кривая Лоренца имеет вид идеальной прямой, если наблюдается равенство уровня развития определенных регионов, и более изогнутый вид - если уровни развития регионов государства значительно отличаются. Состояние и перспективы развития региона зачастую зависят от уровня развития производственной и непроизводственной сферы. Низкий уровень развития экономики региона приводит к значительным объемам импорта готовой продукции и технологий, а также экспорту сырья и полуфабрикатов. А относительно высокий Уровень экономического развития региона обеспечивает его ёмким рынком сбыта готовой продукции в соседних регионах, а также формирует за счет последних значительный резерв рабочей силы и сырья. Таким образом, метод Лоренца позволяет количественно оценить степень превосходства или отставания каждого региона государства, а также охарактеризовать общую степень неравенства регионального развития и его социально-экономическую остроту.

 

75. Сущность понятия, цели и задачи районной планировки.

Районная планировка - это проектирование комплексного территориально-хозяйственного устройства экономического или административного района и формирование его планировочной структуры, обеспечивающей оптимальное развитие и рациональное размещение отраслей народного хозяйства, городов и сельских поселений, создание условий для труда, быта и отдыха населения.

- это комплекс экономических, инженерных, санитарно-гигиенических и архитектурно-планировочных мероприятий, определяющих наиболее целесообразное расселение и взаимоувязанное размещение на отдельных районах страны всех видов строительства и отраслей народного хозяйства.

Цель районной планировки - разработка (составление) плана перспективного строительства и развития всех видов производств, способствуя максимальной производительности общественного труда, снижению стоимости строительства и улучшению условий быта и отдыха населения.

Задачи районной планировки:

а) установить правильные пропорции в размещении населения и промышленности (при минимуме трудовых передвижений);

б) рационализировать систему путей сообщения;

в) оптимизировать систему обслуживания населения;

г) наметить мероприятия по рациональному использованию трудовых ресурсов.

 

 

76. Виды и объекты районной планировки.

Объекты проектов районной планировки делятся на три категории:

1. Зоны хозяйственного тяготения крупных и крупнейших городов;

2.Районы, расположенные на территориях интенсивного хозяйственного освоения;

3. Районы, находящиеся на территориях экстенсивного хозяйственного освоения;

В отечественной градостроительной практике районная планировка подразделяется на 4 вида:

а) планировка промышленных районов;

б) планировка сельскохозяйственных районов;

в) планировка курортных районов и зон отдыха;

г) планировка пригородных зон больших городов.

При планировке сельскохозяйственных районов решаются следующие задачи:

▪ определяются оптимальные размеры хозяйств;

▪ размещаются промышленные комплексы и базы стройиндустрии;

▪ определяется необходимая численность кадров;

▪ формируется система внешнего расселения, сеть КБО и транспорта;

▪ обеспечивается необходимый уровень инженерного оборудования и благоустройства территории района.

Планировка курортных зон уделяет внимание решению следующих задач:

▪ устройство защитных санитарных зон;

▪ вынесения промпредприятий за городскую черту;

▪ очистка сточных вод и воздушного бассейна;

▪ сохранения естественного ландшафта и природной среды.

При планировке пригородных зон в первую очередь ставится задача определения их границ и размеров.

В пригородной зоне обычно размещают:

1. Места массового отдыха населения (загородные парки, водоемы пляжи, места туризма и спорта, дачи, санатории и дома отдыха, пионерские лагеря).

2. Коммунально-хозяйственные объекты (водохранилища, водозаборные сооружения, очистные сооружения; питомники и заповедники).

3. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия (некоторые «вредные» виды промышленного производства, объекты и субъекты сельского хозяйства).

Кроме того, в пригородной зоне могут размещаться транспортные узлы, научно-исследовательские учреждения, ВУЗы, города-спутники на 50-80 тыс. человек.

77. Правовые основы территориального планирования.

По Российскому институту градостроительства
и инвестиционного развития Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации. Схемы территориального планирования Российской Федерации могут включать в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, в том числе:

1. объектов федеральных энергетических систем;

2. объектов использования атомной энергии;

3. объектов обороны и безопасности;

4. объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи;

5. объектов, обеспечивающих космическую деятельность;

6. объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

7. линейных объектов, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;

8. иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами полномочий Российской Федерации и выполнения международных обязательств Российской Федерации.

 

78. Особенности планирования различных типов территорий.

79. Принципы и особенности территориального планирования городов.

Принципы:

1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;

2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;

4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;

5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;

6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;

8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;

9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;

11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;

12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

80. Типы городской планировочной структуры.

На решение планов городов оказывают влияние следующие факторы: место города в системе расселения; природно-климатическая характеристика выбранной территории; профиль и величина градообразующей группы предприятий; условия функционального зонирования городской территории; организация транспортных связей между жилыми районами и местами приложения труда; учёт перспективного развития города; требования охраны окружающей среды; условия инженерного оборудования территории; требования экономики строительства; архитектурно-художественные требования. Эти факторы находят отражение в планировочной структуре города, т.е. в сочетании жилой застройки с местами массового посещения, связанных сетью магистральных улиц и площадей.

Преобладание одного из факторов или суммарное воздействие нескольких определяет тип планировочной структуры: компактный, расчлененный и рассосредоточенный.

Компактный тип характеризуется расположением всех функциональных зон города в едином периметре.

Расчлененный тип возникает при пересечении территории города реками, оврагами или транзитной железной дорогой.

Рассредоточенный тип предполагает несколько городских планировочных образований, связанных между собой транспортными линиями.

Кроме того, план города может иметь форму расчленено-линейную при расположении его по берегу большой реки и линейную, возникающую вследствие линейно-параллельного зонирования промышленности и жилья и характера процесса развития города.

При расчленено-линейной системе, связанной с расположением города по берегу большой реки, город, как правило, не уходит далеко от реки в поперечном к ней направлении и вытягивается вдоль реки на значительные расстояния (до 60-70 км).

В эти случаях превалирующие значение приобретают продольные связи, требующие из-за большой протяженности применения скоростного транспорта.

При линейной планировке основной композиционной осью плана города является продольная линия городского транспорта, проходящая вдоль территории всего города. Удобство линейной планировки города заключается в том, что он может развиваться без коренной реконструкции уже сложившихся районов. Существенный же недостаток города-линии – фактическое расчленение его на ряд населенных мест, в значительной степени обособленных друг от друга.

К основным планировочным элементам города относят:

1. Жилые здания, объединенные в жилые микрорайоны и кварталы.

2. Здания административно-общественных учреждений и учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания населения.

3. Внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования.

4. Улицы и площади, набережные, мосты и туннели.

5. Промышленные предприятия.

6. Устройства внешнего транспорта: железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного.

7. Коммунальные предприятия и сооружения: устройства внутригородского транспорта, городского водопровода и канализации, электростанции и теплоэлектроцентрали, газовые заводы.

8. Кладбища и крематории.

9. Водоемы естественные и искусственные.

10. Санитарно-защитные зоны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.026 с.)