Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность трудового потенциалаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Традиционной для экономической науки является проблема влияния характеристик качеств человека на производительность труда. Для определения возможностей участия человека в экономических процессах обычно используются понятия «рабочая сила» и «человеческий капитал». Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду, т.е. совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены в производстве. Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма. Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование и профессионализм. Набор характеристик, которые используются в литературе для определения возможностей эффективного труда, не в полной мере соответствует реалиям современной экономики. Этот набор целесообразно расширить на основе понятия трудового потенциала. Его компоненты должны характеризовать: - психофизиологические возможности участия в общественно полезной деятельности; - возможности нормальных социальных контактов; - способности к генерации новых идей, методов, образов, представлений; - рациональность поведения; - наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных обязанностей и видов работ; - предложение на рынке труда. Трудовой потенциал, по мнению Б.М. Генкина, состоит из следующих компонентов: здоровье, нравственность и умение работать в коллективе, творческий потенциал, активность, организованность, образование, профессионализм, ресурсы рабочего времени. Показатели, характеризующие эти компоненты, могут относиться как к отдельному человеку, так и к различным коллективам, в том числе к персоналу предприятия и населению страны в целом (табл. 1.2). Трудовой потенциал человека является частью его потенциала как личности, т.е. по отношению к индивидууму трудовой потенциал - это часть потенциала человека, который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта. Трудовой потенциал работника - это совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. Б.М. Генкин дает оригинальную иерархию понятий. Первоначально это рабочая сила как способность к труду на рынке, затем человеческий капитал как совокупность качеств, определяющих производительность и доход. Затем трудовой потенциал как качественный и количественный критерий трудовой деятельности и, наконец, общий потенциал человека, включающий трудовой, творческий, физический и интеллектуальный потенциал. При этом на формирование перечисленных составляющих потенциала человека оказывают влияние природные способности, обучение, воспитание и жизненный опыт (рис. 1.2). Таблица 1.2. Примеры характеристик трудового потенциала Компоненты трудового потенциалаОбъекты анализа и соответствующие им показатели ЧеловекПредприятиеОбщество ЗдоровьеСостояние здоровья (здоров, практически здоров, болен). Время отсутствия на работе из-за болезней. Работоспособность (число рабочих часов в неделю)Потери рабочего времени из-за болезней и травм. Затраты на обеспечение здоровья персоналаСредняя ожидаемая продолжительность жизни населения. Затраты на здравоохранение. Коэффициент децильности. Смертность по возрастам и полу НравственностьОтношение к окружающим. Соблюдение норм общественной моралиСоблюдение внутрифирменной морали. Взаимоотношения между сотрудниками. Потери от конфликтовОтношения к инвалидам, детям, престарелым. Уровень преступности. Социальная напряженность. Войны и конфликты Творческий потенциалТворческие способности. Уровень интеллекта. Наличие интеллектуальных продуктовКоличество изобретений, патентов, рационализаторских предложений. Число новых изделий на одного работающего. Удельный вес технологических инноваций в объеме реализованной продукцииДоходы от продажи авторских прав. Количество патентов и международных премий на одного жителя страны. Темпы научно-технического прогресса. Удельный вес среднего класса АктивностьСтремление к реализации способностей. Предприимчивость ОрганизованностьАккуратность, рациональность, дисциплинированность, бережливость, обязательность, порядочностьПотери от нарушений дисциплины. Чистота. Исполнительность. Текучесть персонала. Уровень трудовой дисциплиныКачество гражданского и трудового законодательства. Качество дорог и транспорта. Соблюдение законов в государстве. Уровень преступности. Процент явки на выборы Образование (знания)Количество лет учебы в школе и вузе (средний уровень образования). Наличие диплома специалиста, удостоверений о квалификации рабочегоДоля специалистов с высшим и средним образованием в общей численности работающих. Затраты на повышение квалификации персоналаСреднее количество лет обучения в школе и вузе. Доля затрат на образование в госбюджете. Число студентов на 10 000 населения. Удельный вес лиц с высшим образованием Профессионализм (умения)Уровень квалификации (должность, разряд, производственный опыт). Ученая степень или звание. Почетное звание РФКачество труда. Потери от брака. Производственный травматизм. Средний разряд рабочихДоходы от экспорта. Потери от аварий и катастроф. Качество продукции по мировым стандартам Ресурсы рабочего времениВремя занятости в течение года. Продолжительность рабочего дня. Свободное время гражданинаКоличество работников. Количество часов работы в год одного сотрудника. Потери рабочего времени, чел.-дниТрудоспособное население. Экономически активное население. Количество занятых. Уровень безработицы. Количество часов (дней) занятости за год
Рис. 1.4. Соотношение понятий «потенциал человека», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», «рабочая сила» Концептуальный подход Б.М. Генкина к формированию трудового потенциала человека мы считаем необходимым дополнить такими понятиями, как нравственность, активность, творческий потенциал и ресурсы рабочего (см. табл. 1.6). Кроме того, в трудовой потенциал следует внести такие моральные качества, как воспитанность, доброжелательность, культурность, порядочность, скромность, честность, человечность, аккуратность, компетентность, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, энергичность. Творческий потенциал должен присутствовать не только в любой умственной работе, но и в тяжелом физическом труде землекопа, бетонщика, слесаря, штукатура, сталевара. Кроме того, из психологии и социологии известна такая категория, как «интеллектуальный потенциал», куда входят мышление, сознание, память, логика и творчество. В компоненты трудового потенциала работника включаются такие понятные характеристики труда, как производительность (денежная выработка), результативность (число единиц продукции в единицу времени), мастерство (квалификация с определенным разрядом), эффективность (отношение прибыли к затратам) и др. Состав компонентов трудового потенциала должен быть доказательным, имеющим количественные критерии измерения, и характеризовать любые виды труда (физический и интеллектуальный, прибавочный и непроизводительный). Такой состав компонентов должен быть определен путем экспертного опроса широкого круга ученых в области экономики труда и управления персоналом.
Тема 2. Рынок труда: понятие и основные теории Цель: Ознакомить студентов с такими понятиями, как рынок труда и основные его элементы. Задачи: Выработать у студентов понимание механизма функционирования рынка труда.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.245.152 (0.007 с.) |