Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования занятости на

Поиск

РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

 

Национальное хозяйство страны представляет собой комплекс, в силу разделения труда, степени освоенности и способов освоения природных богатств, а также особенностей социально-экономического развития, расчлененный на экономические районы (регионы) – области, субъекты Российской Федерации, в рамках которых складываются и реализуются конкретные отношения занятости.

Соотносясь с национальным хозяйством как часть с целым, или единичное с всеобщим, регионы своим существованием предполагают возможность изучения процессов, происходящих на их территории, методом восхождения от единичного к всеобщему, от абстрактного к конкретному.

Наметившееся в последние годы нарастание интереса к региональным аспектам экономического развития и превращение в этой связи региона в ядро социально-экономической политики государства отражает закономерности современного этапа реформ: с одной стороны - объективную тенденцию к децентрализации в условиях развития демократии и формирования цивилизованных рыночных отношений, с другой стороны - стремление регионов в условиях всеобщего кризиса за счет собственных усилий решить свои внутренние экономические и социальные проблемы.

В толковании понятия региона сформировалось многообразие точек зрения, обусловленное различными целями трактовки и исследования. Так под регионом (от лат. Regio – область) авторы Современного толкового словаря русского языка понимают «обширный район, группу … территорий, объединенных по каким-либо общим признакам». Более широкое общее толкование региона приводят составители Нового словаря русского языка, определяя его как «часть страны, отличающуюся от других какими-либо условиями или свойствами».

В исследованиях, посвященных проблемам региональной экономики, наметились два подхода к пониманию региона: экономико-географический и воспроизводственный.

Экономико-географическое понимание региона является отражением сложившегося территориального разделения труда и следствием существования особых условий, позволяющих вычленить определенный регион из единого целого – национальной экономики. В этой связи вполне обоснованы предположения о том, что любая форма самостоятельности региона непременно должна сочетаться с общими задачами развития рыночных отношений в стране и с той ролью, которую играет конкретный регион в этих отношениях. В соответствии с экономико-географической трактовкой, под регионом принято понимать часть территории, обладающую общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.

С точки зрения воспроизводственного подхода, включающего в себя элементы первой трактовки, регион рассматривается как система, обеспечивающая непрерывный процесс производства трудовых, материально-вещественных, денежно-финансовых и других ресурсов, а также отношений между людьми, возникающих в ходе данного процесса. В данном контексте исходным моментом регионального развития является целостность воспроизводственной базы. Кроме того, обращается внимание на процесс органического включения интересов хозяйствующих субъектов в единый интерес региона. Причем региональный интерес включает в себя взаимодействие всех видов интересов живущих и работающих, производителей и потребителей, а также те интересы, которые определяют приоритетные направления социально-экономического развития данной территории. В рамках рассматриваемого подхода регион выглядит как социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой производства всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющая местные органы управления своей территории (область, край, республика).

Рассматривая воспроизводственный подход как синтетический и в наибольшей степени соответствующий цели экономико-статистического исследования занятости молодежи, считаем необходимым, внести в приведенное определение в качестве неотъемлемой характеристики региона как социально-экономической пространственной целостности: совокупность соответствующих социально-экономических отношений, в том числе отношений занятости.

В соответствии с изложенным, регион можно рассматривать не только как составную часть территории страны в виде подсистемы всего национального хозяйства, но и как относительно самостоятельную, обособленную систему с законченным циклом воспроизводства, обеспечивающую единство природно-экологической, хозяйственно-экономической и социальной подсистем. Такой подход, по нашему мнению, позволяет наиболее точно выявить и отразить социально-экономические особенности формирования и развития занятости.

Несмотря на комплексность ресурсов и хозяйства, регион не является изолированной и автономной системой, в силу недостаточности ее финансовой и информационной обеспеченности, а также достаточно ограниченной специализации и не всегда рациональной отраслевой структуры экономики. Представляя собой структурную составляющую всей хозяйственной системы страны, он функционирует и развивается в рамках общегосударственных интересов, но в его границах проводится социально-экономическая политика, учитывающая специфику территории. Отсюда следует, что формирование системы занятости и соответствующей политики на региональном уровне должно исходить из необходимости соблюдения разносторонних интересов: государства, региона, хозяйствующих субъектов и отдельной личности, на основе сбалансированного сочетания самостоятельности и управляемости.

Представляя собой воспроизводственный комплекс, ориентированный на обеспечение согласованного и взаимосвязанного развития природы, экономики и человека, максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, повышение уровня и качества его жизни, регион функционирует на основе единства трех составляющих процесса воспроизводства и их целей: воспроизводства населения, воспроизводства естественной среды обитания, общественного воспроизводства. Признаком целостности воспроизводственной базы выступает потенциальная способность региона развиваться за счет внутренних ресурсов. Поэтому его функционирование предусматривает комплексный учет собственного природного, трудового, производственного и социально- культурного потенциала с целью достижения высокого уровня благосостояния населения на основе создания и использования хозяйственной, социальной и культурно-образовательной систем.

Отношения занятости на уровне региона являются результатом функционирования трех подсистем – воспроизводственной, территориальной и отраслевой, обеспечивающих в своем единстве конкретное проявление региональных отношений занятости.

Воспроизводственная подсистема, представляя собой непрерывный процесс формирования и использования профессионально подготовленной рабочей силы определенного качества и количества для отраслевой и территориальной подсистем хозяйствования, тем самым воспроизводит субъект и саму возможность существования занятости.

Территориальная подсистема создает условия для процесса воспроизводства рабочей силы и оказывает непосредственное воздействие на формирование и использование трудового потенциала и в итоге – непосредственно на отношения занятости.

Отраслевая подсистема, в силу своей территориальной разобщенности, формируя отраслевую специфику народно-хозяйственного комплекса, оказывает косвенное воздействие на производство и потребление рабочей силы, а также на социально-экономические отношения между участниками общественного производства через определенные организации на территории региона.

Несмотря на относительную самостоятельность, рассматриваемые подсистемы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми составляющими единого целого, что и позволяет рассматривать и исследовать занятость на региональном уровне как целостную, открытую, изменчивую полиструктурную систему, имеющую собственные закономерности развития.

В рамках региональной системы отношения занятости являются продуктом, порожденным сочетанием специфических обстоятельств (условий) и факторов.

Действие факторов происходит при различных условиях - определенных обстоятельствах, причем условия в сравнении с факторами являются более пассивными и менее динамичными. Комплексный анализ факторов и условий, отражающий причинно-следственные связи формирования структуры занятости, является методологической и информационной базой для оценки результатов их влияния и разработки региональных программ содействия занятости.

Сами отношения занятости выступают как нечто обусловленное, а условия их существования – как относительно внешнее многообразие объективного мира. В отличие от причин (факторов), непосредственно порождающих то или иное явление или процесс, совокупность условий составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются. Выступая предпосылками регионального воспроизводства, ускоряя или тормозя его развитие, условия, таким образом, формируют особенности протекания этого процесса в каждом конкретном регионе. Воспроизводя фон протекания процессов в сфере занятости, условия испытывают воздействие совокупности региональных факторов и являются производными от их многолетнего воздействия.

Таким образом, формируясь в специфических региональных условиях, отношения занятости испытывают активное влияние совокупности факторов и являются результатом их комплексного воздействия.

Под факторами нами понимаются объективно существующие закономерные явления и процессы, изменение которых во времени и пространстве происходит при различных условиях и воздействует на количественные и качественные характеристики занятости населения в регионе. В экономической литературе факторы формирования отношений занятости трактовались по-разному.

Л.С.Сбытова, например, считает, что занятость формируется под влиянием двух факторов: населения и сложившейся на базе общественного разделения труда структуры производства.

Обобщая мнения авторов, считающих, что формирование занятости происходит «на стыке материально-вещественной структуры производства и демографической структуры населения", факторы формирования пропорций занятости "можно свести к двум: динамика числа и структуры рабочих мест; динамика потребности населения в рабочих местах в сфере общественного производства".

В целом соглашаясь с приведенными точками зрения, Саруханов Э.Р. предложил формулировку "потребность в труде" или "потребность в рабочих местах" заменить понятием "потребность в жизненных средствах, необходимых для воспроизводства населением своей жизни", т.к. труд является «не потребностью человека, а источником средств к существованию» самого работника и членов его семьи. Он также подчеркивал особое влияние на формирование структуры занятости населения "экономически обоснованной структурной политики, исходящей из целей... реформ - формирования социально ориентированного рыночного хозяйства"[19.].

В.С.Буланов, рассматривая занятость как «одну из существенных характеристик экономики и благосостояния народа», отмечает ее обусловленность влиянием не только экономических факторов, но и «демографическими процессами,…особенностями социальной политики» [18, с.27/.

Ю.Г Одегов и П.В. Журавлев, анализируя особенности занятости населения в ходе экономических преобразований, в числе основных выделяют такие факторы, как:

· «разрыв хозяйственных связей и единого экономического пространства;

· межнациональные конфликты,

· миграция населения;

· либерализация цен;

· конверсия ВПК;

· демографические процессы;

· организационные факторы;

· низкое качество продукции (товаров);

· распределение трудовых ресурсов между материальным производством и непроизводственными отраслями;

· развитие многообразия форм хозяйствования;

· инфляция;

· отсутствие надлежащей социальной политики;

· недостаточное обеспечение деятельности организаций»[15].

Данная система факторов формирования занятости, на наш взгляд, является чрезмерно детализированной. Представляя, по сути, частный случай комбинации конкретных факторов, она несколько шире приведенных выше трактовок в том смысле, что помимо социально-экономических, политических и демографических, включает организационные факторы.

Р.П.Колосова, рассматривая отношения занятости в рамках всей совокупности социально-трудовых отношений, считает, что к числу основных факторов их формирования можно отнести «особенности социальной политики, глобализацию экономики, развитие общественного труда и производства» [21,с.57].

По нашему мнению, анализ эволюции суждений о факторах формирования отношений занятости свидетельствует об усложнении их систематизации в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране. Так, если с 60-х до начала 90-х годов большинство авторов систему факторов формирования занятости населения ограничивали либо только экономическими, либо их сочетанием с демографическими, то, начиная с 90-х годов, указанная система расширяется за счет введения в нее политической, а позднее – социальной и организационной компоненты.

В целом, соглашаясь с позицией Р.П.Колосовой, считаем необходимым предложить собственный подход к систематизации факторов формирования занятости на региональном уровне, позволяющий, на наш взгляд, наиболее адекватно отразить все их многообразие. Предлагаемый нами подход основывается на классификации факторов, влияющих на функционирование организации.

Рассматривая региональную структуру занятости как открытую систему, целостность, состоящую из многочисленных частей, тесно взаимосвязанных между собой и с внешним миром, подверженную внешним воздействиям, на наш взгляд, необходимо выделить следующие группы факторов, влияющих на ее функционирование и развитие: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

 

 
 

 


 

 

Рис.3.1. Взаимосвязь внутренних факторов

 

К группе внутренних факторов по отношению к системе региональной занятости относятся: цели, задачи и методы еефункционирования, ее структура, а также люди, реализующие поставленные цели (рис.3.1). Центральное место в группе внутренних факторов принадлежит целям развития системы. Функционирование любой системы, в том числе и системы обеспечения занятости населения, предполагает наличие определенной цели – конечного состояния или желаемого результата, ради достижения которого существует и функционирует система в целом и ее отдельные элементы в частности. Производной от цели функционирования системы является государственная политика в сфере занятости, реализация которой направлена на обеспечение потребности граждан в участии в общественно-полезной деятельности, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящей, как правило, трудовой доход. С точки зрения мотивации, к занятости личность побуждает возможность удовлетворить в процессе общественно-полезной деятельности совокупность потребностей:

· в доходе, необходимом для удовлетворения физиологических и социальных потребностей;

· в безопасности и защищенности от экономической и социальной нестабильности;

· сопричастности к общественно- полезной деятельности;

· в самоутверждении и признании собственной значимости;

· в самовыражении в труде и личном общении.

Цели государственной политики занятости, способы и методы их достижения конкретизируются в процессе разработки соответствующих Программ различных уровней, в том числе регионального. Так, стратегические цели региональной политики современной России состоят в стабилизации производства, возобновлении экономического роста в каждом из регионов страны, повышении на этой основе уровня жизни населения, обеспечении единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей регионов.

Помимо выделенной глобальной цели, в сфере занятости на региональном уровне в условиях экономической, социальной, демографической и природно-географической специфики возникают локальные цели, предопределенные региональными особенностями, касающиеся в частности отдельных сторон отношений занятости и социально-демографических групп. К локальным целям относятся:

- повышение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;

- развитие гибкости регионального рынка труда;

- расширение возможностей временной занятости;

- повышение социально-профессиональной мобильности незанятого населения;

- активизация работы по профилактике безработицы;

- повышение конкурентоспособности на рынке труда граж­дан, особо нуждающихся в социальной защите;

- сокращение времени поиска работы и длительности без­работицы

Постановка цели предполагает формулировку конкретных задач – предписаний определенных действий, успешная реализация которых позволит в результате достигнуть поставленной цели.

Определение целей и задач функционирования российской системы занятости в соответствии с законодательством РФ возложено на Федеральную службу по труду и занятости РФ, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Непосредственным проводником и инструментом реализации государственной политики занятости является Федеральная Государственная Служба Занятости Населения. Используя в качестве основных инструментов реализации политики занятости Программы содействия занятости населения различных уровней (федеральные, региональные, отраслевые и частные), региональные отделения Службы занятости (Управления Федеральной Государственной Службы Занятости Населения) в соответствии с трудовым законодательством осуществляют свою деятельность и помогают гражданам реализовать свои права в сфере занятости, гарантированные государством. К задачам, которые призваны решать региональные отделения Службы занятости, относятся следующие:

- профессиональное консультирование ищущих работу и обучение безработных новым специальностям;

- квотирование рабочих мест для инвалидов, молодежи, демобилизованных военнослужащих и других групп безработных граждан, нуждающихся в социальной защите;

- территориальное перераспределение рабочей силы;

- поддержка рабочих мест для содействия занятости граждан, которые не могут быть трудоустроены обычным путем (многодетных и одиноких родителей, беженцев);

- содействие предпринимательству и самозанятости безработных;

- поддержание доходов безработных граждан и членов их семей;

- осуществление компенсационных выплат для сдерживания массовых увольнений.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения используются различные способы (виды) определенным образом упорядоченной деятельности – методы.

Методы реализации Программ содействия занятости можно подразделить на следующие основные виды:

- административные, включающие принятие соответствующих управленческих решений (например, постановления, методические документы, приказы, официальные разъяснения и т.д.);

- организационные (определение или создание структур, способствующих выполнению программы, контроль);

- финансово-экономические (предоставление налоговых льгот, выделение кредитных ресурсов или выдача гарантий под кредиты, оказание прямой финансовой помощи и т.д. с целью улучшения общих условий для развития социально-трудовых отношений, включая отношения занятости).

Для реализации целей Программы содействия занятости используются различные методы, конкретная комбинация которых в каждом регионе также определяется, исходя из местной специфики.

Структура региональной системы обеспечения занятости подчинена главной цели – формированию модели занятости, адекватной принципам и гарантиям государственной концепции занятости в условиях формирования социально-ориентированной рыночной экономики и наиболее полно учитывающей местные особенности.

Система обеспечения занятости в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» имеет структуру, показанную на рис.3.2.

 

 


Рис.3.2. Структура системы обеспечения занятости

 

 

Рис.3.2. Система обеспечения занятости

 

Успех в достижении поставленных целей и решении соответствующих задач зависят от согласованных действий людей, являющихся важнейшим внутренним фактором любой системы. Поведение человека в обществе и на работе и успешность его деятельности является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности (умственных и физических способностей, профессиональных качеств, ценностей, потребностей, восприятий, ожиданий и т.д.) и внешней среды. Окончательный результат функционирования системы обеспечения занятости во многом предопределен структурой и качественным составом персонала рассматриваемой системы, его поведением в процессе профессиональной деятельности. Представленные нами наиболее значимые внутренние факторы, влияющие на функционирование системы обеспечения занятости в регионе, не существуют изолированно, а находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Особого внимания заслуживают факторы, формирующие внешнюю среду системы занятости и одновременно испытывающие влияние с ее стороны (рис.3.3.). Сложная совокупность взаимосвязанных между собой внешних факторов, обладающих подвижностью и неопределенностью (по поводу действия конкретного фактора и достоверности информации о нем) образует внешнюю среду рассматриваемой системы.

 

 
 

 

 


 

Рис.3.3. Внешняя среда системы занятости

Поскольку внешняя среда достаточно сложна и разнообразна, на наш взгляд, важно выделить факторы, которые:

а) непосредственно оказывают влияние на функционирование системы занятости (среда прямого воздействия) и

б) могут не оказывать прямого непосредственного воздействия на систему, но, тем не менее, сказываются на ее функционировании (среда косвенного воздействия).

На наш взгляд, к среде прямого воздействия можно отнести следующие группы внешних факторов: состояние экономики, административно-правовая система, социально-политическая концепция, демографические факторы и организация труда.

Состояние экономики на региональном уровне, характеризующееся совокупностью таких показателей, как уровень развития производства; степень целостности воспроизводственной базы региона и потенциальная способность развиваться за счет внутренних источников; производственно- хозяйственная специализация; уровень инфраструктурного обеспечения; развитость новых форм хозяйствования; региональная хозяйственная политика, инвестиционная активность, уровень жизни населения и т.д., в первую очередь определяет спрос общественного производства на рабочую силу (в количественном и качественном плане), потребность населения в оплачиваемой трудовой деятельности, реальную возможность их совмещения в рамках конкретного региона, а значит, уровень и структуру региональной занятости.

К числу наиболее значимых факторов, характеризующих уровень развития производства и труда, относятся такие объективные его закономерности, как разделение и кооперация труда (в предметной и функциональной форме, в вертикальном и горизонтальном разрезах), рост производительности труда, замещение живого труда капиталом.

Разделение и кооперация труда являются объективными структурообразующими факторами развития отношений занятости, так как конкретно проявляются в формировании сфер и видов занятости, отраслей, профессий и специальностей. Определяя место каждого работника в процессе труда, его функции, обязанности, требования к качеству труда и рабочей силы в рамках региональной системы, данные факторы предопределяют, таким образом, конкретную структуру и многообразие форм региональной занятости.

Воздействие разделения труда на социально-трудовые отношения в условиях научно-технического прогресса все более жестко определяется спецификой использования современных технологий. Они также становятся важнейшим фактором, расширяющим свободу действий при разделении труда и непосредственно влияющим на формирование трудовых функций, видов деятельности, квалификационных требований и в итоге – активно воздействующим на качественные и количественные характеристики занятости в регионе.

Экономическая ситуация может носить внутренний характер и формироваться в рамках самого региона, а также внешний, и зависеть от экономической ситуации в стране и государственной экономической политики. Оказывая влияние на весь воспроизводственный цикл в регионе, она предопределяет всю совокупность отношений занятости: на первой его фазе - специализацию вновь подготавливаемой и переподготавливаемой рабочей силы, исходя из качественных и количественных потребностей регионального хозяйства; на фазе распределения – обуславливают ее рассредоточение в территориальном и отраслевом разрезе; на фазе использования – конкретные уровень, виды и формы занятости.

Административно-правовая система включает:

· законодательство и систему налогообложения, определяющие правовой и налоговый статус предприятий и граждан, порядок их деятельности, а также взаимоотношений между собой и с государственными учреждениями;

· систему государственных органов, обеспечивающих принудительное выполнение законов и требований в сферах своей компетенции;

· местные органы самоуправления, устанавливающие дополнительные нормы и правила деятельности с учетом специфики региональных условий и регламентирующие их выполнение.

Функционирование административно-правовой системы обеспечивает деятельность, в том числе экономическую, предприятий и граждан, регламентирует их взаимоотношения и создает, таким образом, правовую базу для отношений занятости.

Социально-политическая концепция включает механизм формирования и регулирования социально-трудовых отношений как важнейший элемент социальной политики, в том числе политики занятости. Последняя включает в себя законодательно или иным образом установленные гарантии социальной защиты, социальной поддержки и социальной помощи различным группам населения в сфере занятости.

В основу построения системы управления занятостью и соответствующей политики положена государственная концепция занятости, базирующаяся на законодательно закрепленных ее принципах - система представлений о характере занятости на определенном этапе развития общества, целях, задачах и путях ее реформирования. Признавая исключительное право граждан распоряжаться собственными способностями к труду, создавая условия для реализации этих прав, содействуя занятости, государство одновременно корректирует с помощью косвенных методов экономическое поведение экономически свободных участников общественного производства и воздействует, таким образом, на процессы формирования занятости в желаемом направлении.

Привлекая к заинтересованному участию в выработке направлений развития занятости и ее регулирования субъектов социально-трудовых, государство приобретает дополнительные возможности активно воздействовать на состояние занятости, добиваться существенного улучшения ее характеристик, таких как образовательный и профессионально-квалификационный состав занятых, отраслевая и демографическая структура, высокий уровень профессиональной мобильности и конкурентоспособности.

Группа демографических факторов включает такие характеристики населения, как его половозрастная, образовательная и профессионально-квалификационная структура, динамика его естественного и механического движения и т.д.

Демографические процессы, их качественные и количественные характеристики, их динамика в первую очередь предопределяют процесс формирования численности и структуры трудовых ресурсов как непосредственных носителей разносторонних способностей к труду, а также их распределение. Последние в меру указанных способностей, желаний, устремлений и потребностей в оплачиваемой общественно-полезной деятельности необходимо включаются в процесс общественного производства и конкретные отношения занятости в различных видах и формах.

Следовательно, влияние демографических факторов на состояние занятостиобусловлено, прежде всего, тем, что сущностные характеристики рассматриваемых отношений (в том числе закономерности распределения по видам занятости, отраслям народного хозяйства и профессионально-квалификационным группам) предопределены существованием у людей объективных специфических особенностей в способностях и потребностях в конкретных формах занятости в зависимости от пола и возраста. Поэтому уровень и региональная структура занятости, а, следовательно, и региональные особенности политики занятости в значительной степени находятся под влиянием сложившейся половозрастной структуры населения, соотношения сельских и городских жителей в регионе, направлений и интенсивности миграционных процессов.

Наиболее сложным звеном реализации региональной политики занятости является поиск путей содействия занятости социально уязвимых групп населения: молодежи, женщин, инвалидов, пенсионеров, мигрантов и т.д. Причем особенно пристального внимания в этом плане заслуживает проблема социальной поддержки и содействия занятости лиц, принадлежащих одновременно двум или нескольким «проблемным» социально-демографическим группам (молодые женщины, женщины-инвалиды, молодые женщины-мигранты и т.д.), испытывающих двойной и даже тройной гнет влияния демографических факторов.

Среду косвенного воздействия, по нашему мнению, составляют: международная обстановка, научно-технический прогресс, политические и социокультурные факторы.

Международная обстановка как совокупность факторов, характеризующих окружение страны и региона, отличается особой сложностью и включает: специфические особенности экономики, культуры, законодательства, государственного устройства, уровня развития производства, качества и состава материальных и трудовых ресурсов, политической ситуации и т.д., характерные для стран – партнеров по социально-трудовым отношениям.

Факторы международной обстановки не оказывают непосредственного воздействия на отношения занятости внутри конкретного региона, однако при формировании региональной занятости как органической составляющей соответствующей государственной системы необходимо учитывать их влияние. Тем более что при вхождении страны в международный рынок труда и соответственно систему международных социально-трудовых отношений в условиях нарастающей самостоятельности регионов последние превращаются в самостоятельные субъекты международной занятости.

Научно-технический прогресс представляет собой одновременно внутреннюю переменную производительных сил и весомый внешний фактор производственных отношений, включая занятость.

Технологические нововведения влияют на эффективность производства и труда, скорость устаревания необходимого потребителю общественного продукта и сменяемости его ассортимента, условия сбора, хранения и распределения информации. Такие крупные научно-технические нововведения как компьютерная, лазерная, микроволновая технологии, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, генная инженерия глубоко затронули производство, повлияв на его специализацию, разделение труда, обусловив тем самым изменение видов деятельности и квалификационные требования к рабочей силе. Последние изменения неизбежно предопределили адекватные сдвиги в сфере занятости, в том числе в ее структуре в рамках отдельных регионов.

Политические факторы включают: политическое устройство страны, систему партий и общественных движений, настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении вопросов занятости. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, эти настроения в демократическом обществе способны оказывать влияние на соответствующую государственную политику и направления ее реализации в рамках отдельных регионов.

Любая система отношений складывается, функционирует и развивается в определенной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, менталитет, жизненные ценности и традиции, характерные для определенного региона, несомненно, накладывают явный отпечаток на соответствующие отношения занятости.

Так, исторически сложившееся, традиционное региональное разделение труда определяет направления профессиональной подготовки рабочей силы в рамках экономического района, ее распределение и использование и формирует в результате специфическую отраслевую и профессиональную структуру занятости.

Сложившийся стереотип, согласно которому женщины не склонны к риску и некомпетентны в качестве руководителя, из-за наличия семьи и детей неспособны всецело посвятить себя работе, приводит к дискриминационной практике найма, оплаты труда и служебного продвижения женщин.

Негативное отношение работодателей к молодежи из-за отсутствия у них социального и трудового опыта, несмотря на наличие современных знаний, гибкости и мобильности, также создает препятствия в найме и построении карьеры. Такие установки в отношении отдельных групп населения реализуются в их дискриминации, и, являясь труднопреодолимыми, в результате оказывают влияние на отношения занятости, ее уровень и социально-демографическую структуру.

Важно также, на наш взгляд, отметить тот факт, что система занятости, испытывая влияние факторов внешней среды, в свою очередь оказывает на каждый из них обратное воздействие и представляет, таким образом, один из важнейших факторов развития прочих структурных составляющих региональной системы.

Вся совокупность факторов, как внутренних, так и внешних, формирующих региональную систему занятости, может быть подвергнута дальнейшей классификации по различным признакам. Так, по постоянству (или интенсивности) влияния их можно разделить на факторы постоянного воздействия (например, демографические) и переменного воздействия (политические); по длительности воздействия - на факторы мгновенного действия (п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.119.119 (0.018 с.)