Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная поддержка безработных граждан.

Поиск

Особая роль в обеспечении трудоустройства безработных и незанятых граждан отводится работодателям. В рамках реализации государственной политики занятости предусматривается поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. В соответствии со ст. 25 закона «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно предоставлять службе занятости сведения об освободившихся рабочих местах. Уклонение от исполнения указанной обязанности является нарушением трудового законодательства и предусматривает наступление административной ответственности. Однако, как показывает практика, лишь каждое десятое предприятие предоставляет в региональные отделения государственной службы занятости информацию о свободных вакансиях. К обязанностям работодателя относится также необходимость информирования территориального органа службы занятости по месту регистрации о предстоящем массовом увольнении сотрудников не менее чем за три месяца до наступления массового увольнения.

С целью повышения заинтересованности работодателей в сотрудничестве с органами государственной службы занятости Законом «О занятости населения в Российской Федерации» (ст. 26) предусмотрены права работодателей:

· получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда;

· полностью или частично компенсировать за счет средств органов службы занятости могут затраты на опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций[7].

К основным направлениям взаимодействия работодателей и службы занятости по обеспечению трудоустройства безработных и незанятых граждан относятся следующие:

· организация общественных работ и временной занятости;

· квотирование рабочих мест;

· организация профессиональной подготовки, переподготовки,

повышения квалификации безработных граждан;

· содействие добровольному переселению граждан для их трудоустройства в сельскую местность.

Организация общественных работ и временной занятости. В основе практики организации общественных работ лежит Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» [16].

Общественные работы организуются на предприятиях, учреждениях и других организациях, независимо от форм собственности, при заключении договора с Центрами занятости населения (ЦЗН). Основанием для приема безработных граждан на общественную работу является направление ЦЗН.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор.

Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится работодателем в соответствии с действующей нормативно-правовой базой, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» в период участия безработных граждан в общественных работах им сохраняется выплата пособия по безработице, кроме граждан, для которых эта работа является подходящей (ст. 4) [7].

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России № 485 от 29.07.2005 г., за счет средств федерального бюджета центром занятости может осуществляться материальная поддержка доходов граждан, принимающих участие в общественных работах [12].

Целью организации общественных работ является создание условий для временной занятости безработных граждан и незанятого населения, а также повышению их конкурентоспособности на рынке труда

Работа по данному направлению проводится при тесном сотрудничестве с органами местного самоуправления и работодателями.

Основные задачи:

· создание условий для временного трудоустройства ищущих работу граждан;

· материальная поддержка безработных граждан и маргинальных групп населения с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда;

· сохранение мотиваций к труду у граждан, потерявших работу;

· приобретение трудовых навыков молодежью, закончившей образовательные учебные заведения;

· расширение возможностей трудоустройства в населенных пунктах с неблагоприятной ситуацией на рынке труда;

· предупреждение и профилактика преступлений и правонарушений среди молодежи.

Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других работ по следующим направлениям:

· строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание;

· прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

· проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;

· заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

· строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных комплексов, заповедных зон;

· обслуживание пассажирского транспорта;

· эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;

· озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

· уход за престарелыми, инвалидами и больными;

· обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул;

· организация сбора и переработка вторичного сырья и отходов;

· проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.) и другие виды трудовой деятельности.

К общественным работам могут быть отнесены также работы по замещению основных работников на время длительной болезни и очередных отпусков.

На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.

 

Квотирование рабочих мест. В соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), в том числе посредством установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами (ст.13) [7]. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" [11].

На обеспечение правовой базы нацелены следующие правовые акты Российской Федерации: Трудовой кодекс Российской Федерации ТКРФ; Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; региональные постановления об установлении квоты для приема на работу инвалидов.

Квота — минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников организации численностью работающих более 100 человек, которые организация обязана создать или выделить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

Квотирование рабочих мест — установление квоты в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, для приема на работу инвалидов.

Организациям (работодателям — юридическим лицам), численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников организации с учетом инвалидов, ранее принятых на работу. Трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты производится работодателем самостоятельно или по направлениям органов службы занятости, а также по предложению общественных объединений инвалидов. Трудоустройству подлежат инвалиды, имеющие трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Работодатель вправе запрашивать и получать от органа службы занятости информацию, необходимую для создания или выделения рабочих мест в счет установленной квоты.

Работодатель в соответствии с установленными квотами создает или выделяет рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Отказ работодателя в приеме на работу безработного, направленного службой занятости по квоте, должен быть мотивирован и обоснован в письменном виде в направлении на работу по квоте, предъявленном безработным.

В случае увольнения работника, трудоустроенного в счет квоты, работодатель обязан представить органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для трудоустройства по квоте в течение 5 дней.

В соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», работодатель ежемесячно представляет органам службы занятости сведения о выполнении квоты и движении денежных средств по форме № 1 квота (ежемесячная).

В рамках предоставленных полномочий региональные подразделения государственной службы занятости выполняют следующие функции по реализации квотирования рабочих мест:

· по запросу работодателя предоставляют информацию, необходимую для создания или выделения рабочих мест в счет квоты;

· ведут картотеку потребностей в работниках на квотируемые рабочие места;

· направляют для трудоустройства на квотируемые рабочие места инвалидов в соответствии трудовыми рекомендациями индивидуальной программы реабилитации;

· в случаях отказа в приеме на работу инвалида в счет квоты в органы прокуратуры и(или) государственной инспекции труда сообщают о нарушениях для применения мер реагирования.

Невыполнением установленной квоты считаются:

· случаи, когда доля среднесписочной численности работников-инвалидов к среднесписочной численности работников организации меньше 2%;

· отказ работодателя в приеме на работу инвалидов при наличии свободных рабочих мест;

· ситуация, когда технология производства в организации позволяет принимать на работу инвалидов и возможность выполнения квоты существует, но по каким-либо причинам приём на работу не производится.

Невозможностью выполнения квоты считаются:

· случаи, исключающие возможность приема на работу инвалидов в силу специфики работ либо особенностей технологии производства или по иным причинам;

· невозможность приема на работу инвалида работодателем в соответствии с медицинскими противопоказаниями, другими ограничениями.

Контроль за выполнением организациями квоты для приема на работу инвалидов осуществляется органами прокуратуры через проведение проверок в организациях.

 

Организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных граждан осуществляется в соответствии со ст.23 Закона РФ о «О занятости населения в Российской Федерации».

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

· гражданин не имеет профессии (специальности);

· невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

· необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

· гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют лица, принадлежащие к наиболее социально уязвимым группам:

· безработные инвалиды,

· безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы,

· граждане, уволенные с военной службы,

· жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы,

· выпускники общеобразовательных учреждений,

· граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).
Органы образования по запросу органов службы занятости представляют им информацию о профессионально-квалификационной структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве.

Размещение государственного заказа на предоставление государственной услуги по профессиональному обучению безработных граждан осуществляется центрами занятости населения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [10].

Цель мероприятия состоит в обеспечении повышения конкурентоспособности на рынке труда безработных граждан, а также сглаживание диспропорций спроса и предложения рабочей силы. Система профессионального обучения безработных, реализующая краткосрочные, вариативные образовательные программы, позволит оказывать гражданам, испытывающим трудности с трудоустройством, адресные образовательные услуги с учетом имеющихся знаний и навыков, что повысит оперативность включения их в общественно-трудовые отношения.

Основные задачи профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных граждан:

· участие в формировании рынка образовательных услуг, отвечающего потребностям экономики и безработных граждан;

· расширение доступа неконкурентоспособных на рынке труда безработных граждан к оптимальному варианту государственной услуги по профессиональному обучению;

· развитие системы и повышение эффективности профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных граждан.

Для реализации поставленных задач предусматривается:

· обеспечить согласование профессиональным образовательным учреждениям объемов и профилей подготовки новой рабочей силы с учетом потребностей рынка труда;

· формировать для профессионального обучения безработных граждан перечни профессий с учетом востребованности на рынке труда;

· применять адресный подход к подбору варианта обучения с учетом психофизиологических особенностей личности, имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков, производственного опыта, места проживания обучающегося, потребностей рынка труда и возможностей организации учебных занятий;

· размещать государственный заказ службы занятости на оказание государственной услуги по профессиональному обучению безработных граждан в образовательных учреждениях, отвечающих требованиям к качеству образовательных услуг для данной категории граждан, на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

Сохраняется принцип подбора безработных граждан на профессиональное обучение с учетом индивидуальных качеств и образовательных потребностей, с приоритетным правом из числа категорий, испытывающих трудности в поиске подходящей работы, а также ориентированных на освоение новых сфер трудовой деятельности, в том числе связанных с реализацией национальных проектов. К подбору кандидатов на обучение будут привлекаться представители органов местного самоуправления с целью уточнения потенциальных возможностей дальнейшего трудоустройства.

Учитывая рост потребности экономики в квалифицированных рабочих, важно активизировать работу по формированию мотивации у безработных граждан, не имеющих профессии, выпускников общеобразовательных учреждений, на получение рабочих специальностей.

В целях повышения эффективности учебного процесса целесообразно:

· принять меры по расширению перечня профессий, дальнейшему развитию учебной базы для обучения безработных граждан с учетом потребностей рынка труда, с акцентом на использование местных образовательных учреждений;

· размещать государственный заказ на оказание государственной услуги по профессиональному обучению безработных граждан на базе учебных заведений, реализующих современные формы, методы и технологии проведения обучающих занятий;

· развивать стажировку по направлению службы занятости безработных граждан из числа молодых специалистов, не имеющих опыта работы;

· совершенствовать механизм взаимодействия с предприятиями и организациями по предоставлению информации о трудоустройстве и закрепляемости бывших безработных граждан, получивших профессиональную подготовку, переподготовку, повысивших квалификацию и прошедших стажировку по направлению службы занятости.

Финансирование мероприятия по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации безработных граждан осуществляется из средств федерального бюджета.

Для повышения уровня трудоустройства лиц, завершивших обучение важно обеспечить привлечение работодателей к реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных. Основными направлениями взаимодействия могут стать следующие:

· участие бизнес-сообщества в разработке профессиональных образова­тельных программ и содержания специальных учебных дисциплин с точки зрения их соответствия требованиям современного производства и практического ведения бизнеса;

· участие в организации производственных практик обучаемых с перспекти­вой трудоустройства;

· участие представителей работодателя в образовательном процессе в качестве преподавателей;

· участие работодателей в государственных аттестационных комиссиях;

· прямая адресная поддержка вузов (стипендии, формирование мест производственной практики, поддержка материальной базы образовательных структур профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных);

· заключение трехсторонних договоров между обучаемым, работодателем и региональным отделением государственной службы занятости. При данном подходе работодатель выступает как заказчик, заинтересован­ный в подготовке своего будущего сотрудника в расчете на конкретное рабочее ме­сто [3, с.21].

Организация переселения граждан для их трудоустройства в сельскую местность за счет средств федерального бюджета

Работа центров занятости населения по содействию в переселении граждан для их трудоустройства в сельскую местность за счет средств федерального бюджета организуется в целях реализации прав граждан в соответствии с п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 17.07.99 г. № 175, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. № 533 «О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность» в редакции от 21.12.2000 г. № 999 и оказания им практической помощи в оперативном решении этих вопросов [8].

Услуги по содействию в переселении граждан для работы в сельской местности центры занятости населения оказывают гражданам, обращающимся в целях поиска подходящей работы, и безработным гражданам. В целях ознакомления граждан с информацией о возможности переселения граждан для работы в сельскую местность центры занятости организуют свободный доступ к информационным материалам, в которых представлены сведения о наличии вакансий и свободных рабочих мест с жильем в организациях, расположенных в сельской местности; характере, режиме, условиях труда и квалификационных требованиях, о льготах, предоставляемых работникам этих организаций.

Переселение гражданина для работы в сельскую местность осуществляется после получения от работодателя подтверждения возможности приема и трудоустройства гражданина (вызов или приглашение и др.) и возможности предоставления жилой площади.

Орган по вопросам занятости снимает гражданина с учета в качестве безработного со дня его выезда к новому месту жительства (месту проживания) согласно дате, указанной в проездных документах (п. 2 ст. 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» [7]. Финансирование мероприятий по содействию в переселении граждан для работы в сельскую местность при содействии органа по вопросам занятости реализуется для граждан, ищущих работу, и безработных граждан. Приоритетным правом участия в мероприятиях пользуются безработные граждане.

За счет средств федерального бюджета могут быть профинансированы затраты по переселению граждан и членов их семей для работы в сельскую местность:

· расходы по выплате единовременного денежного пособия на каждого члена семьи гражданина, переселяющегося для работы в сельскую местность;

· расходы на оплату стоимости проезда каждого члена семьи гражданина, переселяющегося для работы в сельскую местность железнодорожным транспортом, а в местностях, не имеющих этого вида сообщения — другими видами транспорта (речной, автомобильный);

· расходы на оплату провоза домашнего имущества весом до 5 тонн на семью от прежнего места жительства до места вселения;

· командировочные расходы специалистов органов занятости, связанные с подготовкой и отбором переселенцев, приемом, размещением и хозяйственным устройством переселенцев в местах вселения;

· организационные расходы (почтово-телеграфные, телефонные, типографские).

Не финансируются затраты граждан, если переезд осуществляется из одного района в другой в городах с районным делением.

Возможно финансирование мероприятий, связанных с переселением граждан для трудоустройства в сельской местности, осуществляемое на основании договоров, заключенных между Управлением федеральной государственной службы занятости населения, хозяйством вселения и переселенцем.

Решение о признании гражданина переселенцем принимает Комиссия Управления ФГСЗН по оказанию льгот переселенцам, на основании протокола оформляет и выдает Переселенческий билет. Центрами занятости населения на заседание комиссии выносятся подготовленные переселенцем следующие документы:

· заявление главы семьи, переселившейся для работы в сельскую местность, на получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи и на возмещение расходов, связанных с провозом багажа, проездом к месту переселения. В заявлении переселенца должен быть указан номер лицевого счета переселенца, открытый в отделении Сбербанка РФ и реквизиты кредитного учреждения, куда будут перечисляться деньги;

· договор на переселение, заключенный между администрацией хозяйства, главой семьи переселенца и Управлением ФГСЗН;

· карта медицинского осмотра переселяемого и трудоспособных членов его семьи;

· документы, подтверждающие расходы, связанные с проездом семьи от прежнего места жительства до места вселения и провозом багажа (проездные билеты, багажные квитанции, путевые листы, договоры на оказание услуг по перевозке имущества, корешки приходных кассовых ордеров, подтверждающих внесение денег переселенцем за пользование транспортом хозяйства вселения и т.д.).

На основании решения комиссии Управления (протокола заседания) средства федерального бюджета перечисляются на лицевой счет переселенца, открытый в банке (отделении Сбербанка РФ).

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

 

1. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 407 с. С. 37.

2. Арзамасцева Л.П. Занятость молодежи: Учебно-методическое пособие по курсам «Занятость населения и рынок труда», «Рынок труда», «Экономика трудовых ресурсов» спец. 06.02.00 / Л.П. Арзамасцева. – Воронеж, ВГУ, 2005. – 177 с.

3. Арзамасцева Л.П. Проблемы реформирования профессионального образования / Л.П. Арзамасцева // Системное моделирование социально-экономических процессов: труды 31-ой Междунар. науч. школы-семинара, Воронеж (1-5 октября 2008 г.): в 3 ч. [под ред. д-ра экон. наук В.Г. Гребенникова, канд. экон. наук И.Н. Щепиной, канд. экон. наук В.Н. Эйтингона]. – Воронеж: Изд.-полиграф. центр Воронеж. гос. ун-та, 2008. – Ч. III. – С 21-26. (0,3 п.л.)

4. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы: Учеб. пособие / [под ред. Л.С. Чижовой]. – М.: ИНФРА, 1998. – 418 с.

5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. (принят Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). – (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%9F%D0%AD%D0%A1%D0%9A%D0%9F)

6. Методические материалы к изучению курса «Занятость населения и рынок труда», спец. 06.02.00: Учебно-методическое пособие / Л.П. Арзамасцева, Л.П. Волкова, А.М. Донецкий, О.А. Колесникова. – Воронеж, ВГУ, 2000. – 56 с.

7. О занятости населения в РФ: федер. закон от 19.04.1991 г. № 1032-1 в ред. от 27.12.2009 г. – (www.consultantplus.ru)

8. О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность: Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 г. № 533 в ред. от 21.12.2000 г. – (base.garant.ru/10164279)

9. О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными: Указ Президента РФ от 18 октября 1996 г. – (www.consultantplus.ru)

10. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 21.07.2005г. №94-ФЗ. – (base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=67847)

11. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ в ред. от 14.07.2008 г. – (www.medialaw.ru/laws/russian_laws/txt/51.htm)

12. Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан: Приказ Минздравсоцразвития России от 29.07.2005 г. N 485 г., Москва. – (www.info-law.ru/fed/2005/3/page_2)

13. Об утверждении Положения об организации общественных работ: Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 г. № 875. – (www.minzdravsoc.ru/docs/government/postan/157)

14. Областная целевая программа «Содействие занятости населения Воронежской области на 2008-2011 годы»: Приложение к Постановлению Воронежской областной Думы от 19.12.2007 г. № 1252-IV-ОД.

15. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В., Руденко Г.Г. Миграционные процессы и занятость в России (история и современность): Учеб. пособие / Ю.Г. Одегов, П.В. Журавлев, Г.Г. Руденко. – М.: Изд-во РЭА, 1996. – 196 с.

16. Положение об организации общественных работ от 14.07.1997 г. N 875 (утверждено Постановлением Правительства РФ) в ред. 01.11.2007 г. – (www.consultantplus.ru)

17. Понятия и определения (определение безработных). – (http://www.gks.ru/wages/2007/met.htm)

18. Рынок труда: Учебник / [под ред. В.С. Буланова и Н.А. Волгина]. – М.: Экзамен, 2000. – 448 с. C. 27.

19. Саруханов Э.Р. Проблемы занятости в период перехода к рынку / Э.Р. Саруханов. – СПб.: Изд. СПб ун-та экономики и финансов, 1993. – 164 с.

20. Трудовой кодекс РФ: федер. закон от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ в ред. от 25.11.2009 г. (принят ГД ФС РФ 21.12.2001 г.). – (http://alldocs.ru/download/index.php?id=8)

21. Экономика труда и социально-трудовые отношения: Учеб. пособие / [под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой]. – М.: Изд. МГУ, 1996. – 623 с.

22. Экономика труда: теоретический и практический анализ: Учебник с грифом УМО / Л.П. Арзамасцева, А.А. Федченко, Л.И. Смирных [и др.]. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007. – 510 с.

23. Экономикс: Англо-русский словарь-справочник / [под ред. Э. Дж. Долан, Б. И. Даниенко]. – М.: Лазурь, 1994. – 544 с.

 

 

 

 

Составитель Арзамасцева Лидия Павловна

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.113 (0.013 с.)