Особенности процесса трудоустройства выпускников туристской направленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности процесса трудоустройства выпускников туристской направленности



После окончания высшего учебного заведения выпускники могут выбрать множество вариантов работы в сфере туризма. В этой сфере всегда высококлассные специалисты, способные обеспечивать повышающийся уровень качества предлагаемых туристских услуг.

Чтобы рассмотреть количество вакансий по туризму города Новосибирска, доступных студентам после окончания вуза, мы составили таблицу. Список должностей (Приложение 1) был составлен в соответствии с «Единым квалифицированным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих организаций в сфере туризма» [14], созданным Министерством Здравоохранения и Социального развития Российской Федерации по приказу от 12 марта 2012 г. N 220 н. и скорректирован в связи со спросом должностей в городе Новосибирске при помощи интернет ресурса НГС.

На сегодняшний день в городе Новосибирск существует шесть вузов, в которых ведется активная подготовка специалистов в сфере туризма. В вузах действует бакалавриат туризма, или, говоря официально, реализуется программа высшего профессионального образования по направлению подготовки «Туризм». Высшее образование в туризме студенты приобретают в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, включающим обязательное изучение 2-х иностранных языков; а также целого блока дисциплин профессионального цикла, без знания которых сегодня невозможно представить не только выпускника, окончившего вуз по направлению «Туризм», но и простого менеджера. Обучение по направлению бакалавриата и специалиста проводится по учебным циклам общегуманитарных и социально-экономических, естественно-научных, и профессиональных дисциплин.

В течение четырех лет обучения, студенты обязаны проходить практику на учебно-производственных предприятиях. Практика - это вид учебной работы, основным содержанием которой является выполнение практических учебных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских, производственных, творческих заданий на предприятиях, в организациях или учреждениях, соответствующих характеру будущей профессиональной деятельности. Практика направлена на приобретение студентами умений и навыков по избранному направлению или специальности, и является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. В ней есть несомнительные плюсы: это прекрасная возможность, во-первых, убедиться, что работа в выбранной сфере действительно подходит будущему специалисту; во-вторых, получить ценный практический опыт; в-третьих, при условии хорошей работы зарекомендовать себя с положительной стороны и впоследствии получить постоянную должность и возможность профессионального роста.

В каждом вузе Новосибирска студентам запланированы: Учебная практика (4 семестр). Производственная практика (6 семестр). Преддипломная (производственная) практика (8 семестр).

Практика, как составная часть основной образовательной программы и как вид учебной работы, направлена на закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретения и совершенствования ими практических умений и навыков по избранной специальности, направлению. Как правило, на первых годах обучения студенты устраиваются на «низкие» должности, такие как официанты, горничные, помощники менеджера, чтобы ознакомиться с общей структурой и деятельностью предприятия. Тем студентам, которые достойно проявили себя во время прохождения практики, работодатели могут предложить работу и на следующий год, но уже в более серьезной должности. В последующем, практиканты, хорошо зарекомендовавшие себя, могут получить предложение о трудоустройстве (некоторые предприятия принимают на работу только тех, кто прошел на них практику).

Объемы и виды практики определяются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) высшего профессионального образования и среднего профессионального образования. Как правило, срок прохождения практики составляет 4 рабочие недели (216 часов). Продолжительность рабочего дня для студентов в возрасте от 15 до 16 лет - не больше 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ), от 16 до 18 лет - не больше 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ), от 18 лет и старше - не больше 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

Многие вузы страны стали предоставлять возможность студентам проходить практику за границей. В таких странах, как Турция, Таиланд или Китай практиканты могут получить ценный опыт в иностранных организациях и лично ознакомиться с особенностями стран, особенно популярными у русских туристов. Так же они могут улучшить свои языковые знания, наличие которых не только приветствуется работодателями при устройстве выпускников на работу, но и требуются, когда речь заходит о туристском бизнесе.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что подготовка по направлению «Туризм» в городе Новосибирск, в основном, отвечает квалификационным требованиям тех должностей (вакансий), которые могут быть предоставлены им для трудоустройства. Выпускники по данному направлению получают необходимые компетенции, позволяющие им работать в сфере туризма. В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400 Туризм РФ, выпускник должен научиться не только работать с нормативными и законодательными документами в сфере туризма, формировать перечень туристских услуг и применять на практике специальные туристские технологии, такие как формирование туров, заключение договора, организация приема и размещения туристов. Особенности туристского направления включают так же общекультурные знания, такие как соблюдение этических и правовых норм зарубежных стран; восприятие культуры и обычаев других народов, терпимость к национальным, расовым различиям, способность к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии. Все вышеперечисленные нюансы должны учитываться во время работы в сфере туризма.

В связи с приказом Минобразования РФ от 12 мая 1999 г. N 1283 "О создании Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, все высшие учебные заведения должны поддержать создание Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (далее - центр) как структурного подразделения вуза с частичными правомочиями юридического лица по доверенности в соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании». [15]

На расширенном заседании «Турфест», проходившем в Новосибирске 2014 году, было заявлено, что рынок труда для выпускников туристской направленности перенасыщен специалистами с высшим образованием. Однако спрос работодателей все также остается неудовлетворенным на выпускников высокого уровня подготовленности (красный диплом, участие в научно-практической деятельности и др.). Наличие у специалиста диплома об окончании высшего учебного заведения не гарантирует его высокую квалификацию.

Из приведенных проблем трудоустройства выпускников можно составить основные условия, которые способствуют успешному поиску рабочего места студентом, окончившего высшее учебное заведение. Исследователи Генкина Б.М. и Харченко К.В. приводят следующие условия, которые необходимо учитывать при трудоустройстве выпускников:

1. Для успешного трудоустройства необходимо взаимодействие трех элементов отношений – вуза, работодателя и выпускника;

2. Выбор будущей должности должен соответствовать специальности, полученной в вузе;

3. Выпускник должен иметь соответствующую профессиональную подготовку;

4. Основной характеристикой для успешного трудоустройства является наличие опыта работы и трудовые навыки;

5. Выпускник должен обладать индивидуальными личностными качествами, образующих его структуру личности.

Выполнение вышеуказанных критериев будет способствовать успешному трудоустройству молодых специалистов, окончивших высшее учебное заведение. Одним из первых и главенствующих условий трудоустройства выпускников является взаимодействие трех основных элементов процесса трудоустройства выпускников, участвующих в подготовке молодого специалиста - Работодатель – Студент – Вуз. Эту модель взаимодействия основных элементов, эффективное сотрудничество которых может способствовать успешному трудоустройству выпускников вузов, разработал исследователь Кириченко Э. В. на основе опыта работы в консалтинговой и инновационной компаниях (рис. 3.1).

Рисунок 1.3 – Способ взаимодействия основных элементов трудоустройства выпускников вузов туристской направленности

 

При эффективной и слаженной работе этих трех позиций может быть достигнут высокий показатель трудоустройства выпускников. Для этого каждый элемент треугольника должен четко выполнять свои функции. Со стороны работодателя должна проявляться инициатива в сотрудничестве с высшими учебными заведениями. Он должен предоставлять достоверную формацию о наличии свободных рабочих мест и перспективах развития организации. Вузы вместе с работодателями могут организовывать для студентов встречи, собеседования с презентациями, специализированные ярмарки вакансий. Сотрудничество вузов и работодателей необходимо для совершенствования содержания обучения и контролю его результатов, чтобы результат обучения, уровень сформированных знаний, умений выпускников соответствовал требованиям работодателей.

По отношению к выпускникам, вузы, помимо самого процесса обучения, так же могут подготовить их к выходу на рынок труда. Проводить со студентами консультации и тренинги в написании резюме и прохождению интервью, обеспечивать студентов максимально полной информацией о вакансиях, стажировках, требованиях работодателей. Студент в свою очередь должен проявлять инициативу в процессе обучения и иметь мотивацию к дальнейшему трудоустройству. Помимо программы высшего образования, он должен заниматься самообразованием, принимать участие в научно-практической деятельности, ходить на дополнительные курсы. Учитывая все перечисленные условия взаимодействия можно добиться высокого показателя в трудоустройстве выпускников.

Если выпускник не может найти себе подходящее место работы по специальности, то одной из самых востребованных организаций, где горожане могут получить квалифицированную помощь по трудоустройству, остается центр занятости студентов и трудоустройству выпускников. Целью деятельности такого центра является создание системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений, их адаптации, и сокращение дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда. Для достижения целей центры занятости вузов решают следующие задачи:

1. Создание в системе образования службы профессиональной ориентации, помогающей в выборе специальности, образовательного учреждения, сферы деятельности, соответствующих личностным особенностям абитуриентов, обучающихся и молодых специалистов;

2. Создание системы информирования абитуриентов, обучающихся, выпускников учреждений профессионального образования и работодателей данными о рынке труда и образовательных услуг, помогающей решать конкретные вопросы трудоустройства;

3. Организация на базе существующей системы дополнительного профессионального образования подготовки учащихся и выпускников учреждений профессионального образования, расширяющих их профессиональные возможности и повышающих конкурентоспособность на рынке труда;

4. Формирование механизма коррекции содержания, форм и методов профессионального образования, перечня специальностей и структуры набора, Государственных образовательных стандартов, основывающихся на прогнозах взаимосвязанного развития рынков труда и образовательных услуг.

Задачи предполагают создание в системе образования службы профессиональной ориентации, системы информирования студентов, сети региональных и вузовских центров содействия выпускников занятости, системы дополнительного образования и переподготовки учащейся молодежи. В некоторых регионах России эти задачи были частично выполнены, как утверждает Быданова Е.Н., проводившая исследование на тему «Роль и место центров содействия трудоустройству выпускников в системе занятости РФ» [16].

Центры содействия трудоустройству (занятости) выпускников, созданные в учреждениях профессионального образования, выполняя отмеченные выше задачи, организуют различные формы взаимодействия с работодателями:

1. Проводят сравнительный анализ образовательно-профессиональных программ вузов, готовящих специалистов в регионе по одним и тем же специальностям с целью выявления специфики вуза и определения своего сегмента на рынке образовательных услуг;

2. Вырабатывают рекомендации по корректировке программ обучения в вузе, корректировке существующих и введению новых курсов, изменению профиля подготовки специалистов и номенклатуры специальностей с учетом спроса на рынке труда;

3. Работают с выпускниками прошлых лет: создают базы данных, ассоциации выпускников;

4. Работают со студентами: ведение профориентационной работы, предоставление информации о ситуации на рынке труда и прогнозов о развитии рынка труда, координация научной работы студентов, способствующей их успешному трудоустройству, организация стажировок (практики) и временной занятости во время обучения, трудоустройство после окончания вуза;

5. Взаимодействуют с работодателями: сотрудничают с промышленными предприятиями и другими работодателями, проведение совместных совещаний и конференций, анализ взаимодействия вуза с предприятиями;

6. Осуществляют внешние контакты вуза по проблемам трудоустройства (с другими вузами, центрами занятости, работодателями, профессиональными союзами и ассоциациями, профильными органами федеральной, региональной и местной власти).

В России такие центры занятости вузов столкнулись с рядом проблем, объясняющих их неэффективное функционирование.

Центрам трудоустройства пока не удается стать активным посредником в обеспечении занятости выпускников. Организационные и управленческие сложности в работе центров проявляются в низкой результативности их деятельности, как отмечают А. А. Борисова, М. М. Киселева. Кроме этого, они выявили, что студенты недостаточно информированы о наличии центров занятости в структуре вуза и, следовательно, они не отличаются пользой обращения в них.

Таким образом, задачами, имеющихся в некоторых вузах центров занятости, являются следующие: создание в системе образования службы профессиональной ориентации абитуриентов; системы информирования данными о рынке труда и образовательных услуг, помогающей решать конкретные вопросы трудоустройства; разработка рекомендаций по корректировке программ обучения в вузе, корректировке существующих и введению новых курсов; создание баз данных и ассоциации выпускников; сотрудничество с промышленными предприятиями и другими работодателями. Осуществляют внешние контакты вуза по проблемам трудоустройства. Центры занятости вузов пока не удается стать активным посредником в обеспечении занятости выпускников. Студенты недостаточно информированы о наличии центров трудоустройства в структуре вуза и, следовательно, они не отличаются пользой обращения в них.

 

Выводы по первой главе

1. Трудоустройство – это комплекс мероприятий, направленный на поиск работы и устройство на определенную должность после окончания образовательного учреждения, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Целями трудоустройства являются как финансовые (получение заработной платы), так и сопряжены рядом психологических причин, таких как позиционирование личности в коллективе, потребность в общении и др. Среди условий для трудоустройства молодых специалистов, окончивших вуз, выделяют следующие: выбор будущей должности в соответствии со специальностью, полученной в вузе; высокая профессиональная подготовка; успешное взаимодействие вуза, работодателя и выпускника; наличие трудовых навыков.

2. Была проанализирована система работы центров занятости зарубежных вузов в странах Европейского Союза и СНГ. Большинство служб занятости студентов реализует продолжительный комплекс мероприятий содействия в трудоустройстве выпускников. Создаются профориентации в рамках программы, консультативные мероприятия, помогающие выпускникам в трудоустройстве, обеспечивается предоставление первого рабочего места на срок не менее двух лет после окончания обучения. В России все еще существуют проблемы в трудоустройстве выпускников, причины которых кроются в отсутствии единого понимания учебного процесса у студентов и преподавателей; недостаточной практической направленности учебного процесса; невозможности закрепления теоретических знаний на практике. Но совмещать работу и учебу в связи с современным процессом обучения, студентам довольно сложно. А отсутствие опыта работы может оказаться причиной отказа работодателей в трудоустройстве. Для решения этого вопроса необходимо тесное сотрудничество участников процесса трудоустройства – работодателей, вузов и самих студентов.

3. Задачами, имеющихся в некоторых вузах центров занятости, являются следующие: создание в системе образования службы профессиональной ориентации абитуриентов; системы информирования данными о рынке труда и образовательных услуг, помогающей решать конкретные вопросы трудоустройства; разработка рекомендаций по корректировке программ обучения в вузе, корректировке существующих и введению новых курсов; создание баз данных и ассоциации выпускников; сотрудничество с промышленными предприятиями и другими работодателями. Осуществляют внешние контакты вуза по проблемам трудоустройства. Центры занятости вузов пока не удается стать активным посредником в обеспечении занятости выпускников. Студенты недостаточно информированы о наличии центров трудоустройства в структуре вуза и, следовательно, они не отличаются пользой обращения в них.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.019 с.)