Возможности вузов города Новосибирск по трудоустройству выпускников туристской направленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможности вузов города Новосибирск по трудоустройству выпускников туристской направленности



В городе Новосибирске действуют шесть высших учебных заведений, в которых ведется подготовка молодых специалистов в сфере «Туризм». Информация о факультетах представлена в таблице 2.1

Таблица 2.1 – Вузы города Новосибирска, осуществляющих подготовку специалистов по профилю «Туризм»

Наименование вуза Название кафедры Название специальности Адрес Контактная информация
Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления (НГУЭУ) Туризма, гостеприимства и курортного дела Туризм; Гостиничная деятельность 630099, Россия г. Новосибирск, ул. Каменская, 56 Телефоны: (383) 243-50-59 e-mail: kaf-tgkd-lab@nsuem.ru
Новосибирский Государственный Технический Университет (НГТУ) Экономики сервиса Туризм 630073, Россия г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20 Телефоны: +7 (383) 346-33-67 e-mail: service@fb.nstu.ru
Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения (СГУПС) Мировой экономики и туризма Социально-культурный сервис и туризм 630049 Россия, г. Новосибирск ул. Д. Ковальчук, 191 Телефон: +7 (383) 226-38-23 e-mail: kanina@stu.ru
Новосибирский Государственный Педагогический Университет (НГПУ) Физической географии и туризма Технология и организация экскурсионных услуг 630126 Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 Телефон: +7 (383) 244-15-60 e-mail: lesiaoso@mail.ru
Сибирский Государственный Университет Потребительской Кооперации (СибУПК) Коммерции, маркетинга, сервиса и рекламы Туризм 630087, Россия, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 26   Телефон: +7 (383) 314-06-33 e-mail: dean_econom@sibupk.nsk.su
Новосибирский филиал Санкт-Петербургской академии управления и экономики Менеджмента, социально-культурного сервиса и туризма Туризм 630017, Россия, г. Новосибирск, ул. Воинская, 110 Телефон: +7 (383) 575 11 30

По результатам таблицы можно сделать выводы, что специальности, по которым каждый вуз обучает студентов, отличаются между собой, на основании чего нельзя говорить об однозначности их подготовки.

Чтобы рассмотреть, какое количество молодых специалистов выпускает каждый из вузов города Новосибирска по направлению «Туризм», так же была составлена наглядную таблицу. Результаты можно рассмотреть в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Количество выпускников за последние 5 лет

Наименование вуза За 2010 год За 2011 год За 2012 год За 2013 год За 2014 год
Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления (НГУЭУ) 186 человек 195 человек 158 человек 161 человек 100 человек
Новосибирский Государственный Технический Университет (НГТУ) человека человек человек человек человек
Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения (СГУПС) человека человек человек человек человек
Новосибирский Государственный Педагогический Университет (НГПУ) человек человек человека человек человек
Сибирский Государственный Университет Потребительской Кооперации (СибУПК) - человек человек - человек человек человек
Новосибирский филиал Санкт-Петербургской академии управления и экономики человек человек человек человек человек

 

Из таблицы видно, что в последние годы количество выпускаемых из учреждений высшего образования специалистов по туризму уменьшилось.

Ни один учебный процесс не может проходить без соответствующей материально-технических условий. При подготовке молодых специалистов, должна учитываться имущественная база вуза, кафедры, которые дополняют и расширяют образовательный процесс.

Для того чтобы узнать долю выпускников вузов туристской направленности города Новосибирска, устроившихся на постоянную работу после завершения обучения, мы обратились в Центры занятости всех шести вузов. По результатам вышло, что за 2014 год больше всего трудоустроенных после окончания вуза студентов было выпускников из НГУЭУ (88,9%). На втором месте по числу трудоустроенных выпускников стоит СибУПК (61,3%) за счет незначительного числа выпускников. 46,5 % трудоустроенных составило студентов НГТУ, в НГПУ - 19,4%. Информация касательно трудоустройства выпускников СПАУЭУ была засекречена, но из проведенного опроса среди выпускников филиала получилось узнать, что доля устроенных на работу после окончания обучения составила 23%. Результаты приведены на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 – Доля трудоустроенных выпускников вузов туристской направленности города Новосибирска

 

Из результатов опроса центров занятости на вопрос, какова доля трудоустроенных выпускников по специальности вышло, что на 2010 год по специальности трудоустроилось 58,4% всех выпускников вузов города. В 2011 – 61,2%; в 2012 году этот показатель составил 67,6%. В 2013 – 65,4%, а в 2014 63,3%. Суммированные результаты собранной информации можно рассмотреть на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Доля трудоустроенных выпускников туристской направленности по специальности

 

По результатам опроса можно понять, что с каждым годом процент трудоустроенных выпускников вузов туристской направленности в целом сохраняется на одном уровне.

Для рассмотрения ситуации с трудоустройством выпускников, был проведен опрос молодых специалистов, окончивших высшее учебное заведения по профилю «Туризм» за последние три года. Опрос проводился в социальной сети «Вконтакте», в котором приняли участие 109 человек. Одним из вопросов в анкете (Приложение В) касался причин трудоустройства не по полученной в образовательном учреждении специальности. Основной причиной, почему выпускники вузов туристской направленности устраивались на работу не по профилю, послужил низкий уровень заработной платы. Не все выпускники готовы работать в высоком ритме, который предполагает туристский бизнес за низкое вознаграждение. Кроме того, выпускники ответили, что в процессе обучение их разочаровала нынешняя специальность, поэтому трудоустраиваться решили по другому профилю. Свой ответ они прокомментировали тем, что слабое развитие туризма в стране не способствует успешному построению карьеры в этой сфере. Ответы можно рассмотреть на рисунке 2.3.

 

Рисунок 2.3 - Результаты опроса «Причины трудоустройства не по специальности»

Другими причинами, не обозначенными в перечне ответов, были: некоторые выпускники открыли свое дело; другой причиной послужило раннее замужество студенток, которые после окончания вуза устроились на такую работу, которая оставляла большую часть времени на заботу о семье. 4, 3% опрошенных ответили, что на момент окончания учебы уже работали долгое время в другой сфере. Кроме того, выпускники встречались с такими проблемами, как нехватка практических знаний. По их опыту, не многие работодатели готовы браться за обучение молодых специалистов, а на тех предприятиях, где работодатель согласен обучить выпускника необходимыми знаниями, последним приходится изначально работать на низких должностях и получать низкую заработную плату.

В анкету так же был включен вопрос относительно того, какие способы поиска работы использовались выпускниками вузов туристской направленности и какие из них способствовали их трудоустройству. Результаты представлены на рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4 – Способы поиска работы выпускников

 

По данным рисунка видно, что наиболее часто используемый способ поиска работы молодых специалистов является поиск в сети интернет, который в большинстве случаев и приводит к трудоустройству выпускников. Кроме него, выпускники пользуются объявлениями о необходимых вакансий, которое не приводит к положительным результатам. Действующим способом поиском работы так же является использование связей своих друзей, родственников и знакомых, который, даже если и не используется большинством выпускников, но гораздо чаще приводит к трудоустройству. Данные, полученные от центра занятости, также показали, что время, потраченное выпускниками вузов туристской направленности, в среднем составляет от одного месяца до трех. Если брать во внимание высокую конкурентность среди молодых специалистов в сфере туризма, можно сделать вывод, что этот срок приемлем.

Содействие в трудоустройстве выпускников вузам могут оказывать руководители предприятий по туризму, то есть – работодатели. В апреле-мае 2015 года был проведен телефонный частично стандартизированный опрос руководителей высшего и среднего звена предприятий и организаций сферы туризма города Новосибирска, где студенты и выпускники проходят стажировку во время учебного процесса и после окончания обучения. Было проведен опрос на предмет того, каким образом работодатели помогают в процессе трудоустройства выпускников, в результате которого выяснилось, что они не принимают в этом активного участия. Большинство работодателей, в основном, предоставляют возможность выпускникам вузов проходить практику на их предприятии, а в последующим и рабочие места (87% и 79,1% соответственно). 67,3% информируют вузы о наличии свободных рабочих мест. Участвует в ярмарках вакансий только 48,3% опрошенных. 34,5% организуют встречи и презентации своих предприятий в вузе для студентов, а 23% заключают контракты на обучение с абитуриентами. Результаты анализа вовлеченности работодателей в процесс трудоустройства выпускников можно рассмотреть на рисунке 2.5.

 

Рисунок 2.5 – Участие работодателей в процессе трудоустройства выпускников вузов

 

В итоге, выяснилось, что возможности вузов в содействии трудоустройству выпускников ограничены, что показывают результаты анализа. Самостоятельно вуз не может обеспечить студентов рабочими местами и практикой, а работодатели не оказывают в этом особой помощи, хотя спрос на молодых специалистов у них есть. Поэтому, центры занятости должны стать коммуникационной площадкой для участников процесса трудоустройства. Они должны быть посредником между вузом, работодателем и студентом, устанавливающим и поддерживающим контакты между участниками. Вести активное сотрудничество с работодателями, определяя их требования к подготовке выпускников и вместе корректировать план учебного процесса. Со студентами вести продолжительную консультативную работу по определению их приоритетов и соответствия поставленным работодателями требованиям. Тогда будет налажен контакт работодателей и выпускников, а так же взаимодействие между вузами и производством, повысит адекватность рынка образовательных услуг рынку труда и определит стратегию вуза в отношении выпуска специалистов.

 

2.2 Сравнение условий подготовки выпускников к трудоустройству в Новосибирских вузах туристской направленности

На заседании Круглого стола по вопросам содействия трудоустройству выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования состоявшегося 18 октября 2012 года обсуждались итоги трудоустройства выпускников 2012 года, показатели и индикаторы трудоустройства, опыт внедрения образовательно-практических программ по содействию трудоустройству выпускников. Особое внимание было уделено «золотому фонду» выпускников и взаимодействию с работодателями по вопросам организации временного и постоянного трудоустройства и практик. Помимо прочих вопросов, были заслушаны итоги составления рейтинга вузовских центров содействия трудоустройству выпускников, в котором ЦСТВ НГУЭУ занял 12 место, высшее среди подобных центров Новосибирска. В 2014 году, в опубликованном общероссийском рейтинге Центров содействия трудоустройству выпускников вузов, НГУЭУ занял 6-е место, поднявшись за год на 8 позиций (в рейтинге по итогам работы ЦСТВ в 2013 г. было 14 место).

Новосибирской государственный университет экономики и управления традиционно принимает активное участие в подобных мероприятиях на правах одного из региональных лидеров по разработке и внедрению программ содействия трудоустройству выпускников. Так, на региональном уровне признание получила собственная уникальная методика мониторинга трудоустройства выпускников, определения их карьерных предпочтений и профессиональной мотивации. Программа семинаров и тренингов для выпускников «Ступени карьеры», реализуемая специалистами ЦСТВ НГУЭУ, также является образцом для многих Центров содействия трудоустройству выпускников региональных вузов.

По итогам проведения круглого стола в НГТУ было решено наращивать сотрудничество вузов с предприятиями-работодателями, инициировать во всех вузах региона проведение мониторинга трудоустройства выпускников по примеру НГУЭУ, а также интенсивнее вести консультационную работу с выпускниками вузов по вопросам адаптации на рынке труда. Центр содействия трудоустройству выпускников НГУЭУ, активно делится опытом с региональными коллегами и постоянно стремится к оптимизации своей работы [17].

Рейтинг ежегодно составляется Координационно-аналитическим центром содействия трудоустройству выпускников учреждений высшего образования при Министерстве образования и науки РФ (Москва). В расчёт берётся не только количество студентов, принявших участие в мероприятиях, организуемых ЦСТВ НГУЭУ, но и качество выпускаемых методических материалов, количество мероприятий, проведённых совместно с работодателями, качество информационных и консультационных услуг, оказываемых студентам, и др. показатели. Наиболее важный из них – показатель трудоустройства выпускников. По результатам мониторинга деятельности центров содействия трудоустройству Российский вузов за 2014 год, среди вузов туристской направленности самый высокий рейтинг получил НГПУ, заняв 3 место в России и 1 место в Новосибирске. 15 место в России занял центр занятости НГТУ. [18]

Чтобы более детально рассмотреть деятельность всех центров занятости вузов туристской направленности, была составлена таблица, в результате которой по бальной системе был выявлен центр занятости, выполняющий наиболее полно перечень своих полномочий. Результаты приведены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 – Исследования качества работы центров занятости вузов туристской направленности

Наименование вуза НГУЭУ НГТУ СГУПС НГПУ СибУПК СПАУЭУ
Направления деятельности
1.Наличие служб профессиональной ориентации для абитуриентов            
2.Информирования студентов и работодателей данными о рынке труда и образовательных услуг            
3.Центры содействия трудоустройству обучающихся            
4. Разработка рекомендаций по корректировке программ обучения в вузе            
5. Создание баз данных, ассоциации выпускников            
6. Работа ЦЗ со студентами            
8.Участие в формировании программы обучения студентов            
9. Организация дней карьеры            
10.Взаимодействие с работодателями            
11. Организация Ярмарок вакансий            
12. Организация презентаций работодателей, открытые лекции, мастер-классы и т.п.            
13.Возможность дистанционного обучении (сd-диски)            
14.Внешние контакты вуза по проблемам трудоустройства            
Итого:            

 

Графическая иллюстрация таблицы представлена на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6 – Результаты таблицы «Исследования качества работы центров занятости вузов туристской направленности»

 

По результатам таблицы можно сделать вывод, что наиболее полно выполняет свои функции среди прочих центр занятости НГПУ. Профконсультанты центра ведут индивидуальные консультации с учащимися, помогая им в подборе вакансий по заявкам. Поиск в центре ведется так же по заявкам работодателей, отбирая среди студентов лучших кандидатов на вакансии. Для этого организуется конкурс «Лучший выпускник НГПУ» конкурс, проводимый среди студентов, по итогам которого формируется база лучших выпускников данного года выпуска, доступная работодателям. Так же в вузе действует общероссийская молодёжная общественная организация - Российский студенческий отряд, которая занимается организаций конференций, конкурсов, ярмарки вакансий.

На втором месте стоит центр занятости НГУЭУ,

Третье место, набрав 9 баллов, получил НГТУ, отличительными функциями которого являются проведение компьютерной диагностики студентов и выпускников на созданном вузом электронном сайте по трудоустройству «Карьера НГТУ». Вуз так же реализует ежегодный проект «Лучшие выпускники НГПУ – лучшим работодателям Новосибирска». СибУПК отстал на 2 позиции, а центры занятости СГУПСа и СПАУЭУ набрали совсем незначительный балл (1 и 2 соответственно).

В целом центры занятости вузов работают на должном уровне. После была рассмотрена деятельность центров занятости непосредственно в участии в процессе трудоустройства студентов и выпускников. Для сбора информации так же использовался прямой контакт с работниками центров занятости вузов. Результаты можно увидеть в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Сравнение работы центров занятости вузов туристской направленности в содействии трудоустройству студентов

Условия Вузы города Новосибирск
НГУЭУ НГТУ СГУПС НГПУ СибУПК СПАУЭУ
1. Предоставление практики во время обучения            
2.Практика за границей:            
3.Наличие центра занятости            
4.Содействие трудоустройству: -цикл семинаров по отработке отдельных профессиональных навыков            
5.Сотрудничество с работадателями            
6.Проведение тематических встреч выпускников: - с работодателем; -с представителем ЦЗ            
7.Мониторинг ЦЗ результатов трудоустройства выпускников            
8.Взаимодействие работодателей с ЦЗ: -содействие в поиске практик и стажировок; -предоставление стажировок за рубежом; -проведение мастер-классов; -проведение конкурсов; -тематические экскурсии на тур.предприятии; -ПК по продаже тур.продукта; -предварительный отбор выпускников.              
9. Наличие электронного сайта по трудоустройству            
10. Наличие студенческих ассоциаций            
Итого: 10 баллов 9 бал-лов балл баллов бал-лов бал-лов

Графическая иллюстрация таблицы представлена на рисунке 2.7.

 

Рисунок 2.7 – Результаты таблицы «Сравнение работы центров занятости вузов туристской направленности в содействии трудоустройству студентов»

 

По результатам таблицы можно характеризовать работу центров занятости по трудоустройству студентов всех 6 вузов, среди которых НГПУ

В подготовке к трудоустройству студентов важны не только организуемые мероприятия по налаживанию контактов между студентами и работодателями, но так же и условия, в которых работа с участниками трудоустройства будет проводиться. Для выявления вуза туристской направленности города Новосибирска, который наиболее полно оснащен необходимым оборудованием и условиями, была составлена сравнительная таблица.

По результатам таблицы видно, что наибольшее количество балов по материально-технической оснащенности набрал НГУЭУ – 9 очков. Его ресурсная оснащенная среди прочих вузов туристкой направленности города Новосибирска, является наиболее полной, что обеспечивает студентов полное наглядное качественное обучение.

 

Таблица 2.3 – Сравнение вузов туристской направленности по материально-техническому оснащению

Наименование вуза НГУЭУ НГТУ СГУПС НГПУ СибУПК СПАУЭ
Сравнительные характеристики
1.Современная компьютерная техника            
2. Наличие специализированных аудитории для отработки профессиональных навыков студентов            
3.Наличие профессиональных программ: -Мастер-тур            
4.Информационные ресурсы: -библиотека + читальный зал; -системная информация о странах на электронных носителях; -информация из личного опыта выпускников кафедры (видео-фильмы с мероприятий в России и за рубежом); -проекты участников.              
5.Стенды, бизнес-студии и т.п. для расширения у обучающихся профессионального кругозора            
Итого: 8 баллов 5 баллов 2 балла 4 балла балла балла

 

На втором месте оказался НГТУ со счетом 6 баллов. Позицией ниже стоит НГПУ, набрав 5 баллов при сравнении материально-технической оснащенности образовательных учреждений по туризму, а остальные вузы, такие как СибУПК, СГУПС и СПУЭУ получили равное количество баллов – 2. Можно сделать вывод, что в целом вузы Новосибирска по туризму не имеют полной материально-технической оснащенности.

В итоге, выяснилось, что деятельность центров занятости города Новосибирска действует на достаточно высоком уровне. Центр содействия трудоустройству выпускников в НГУЭУ в стране занимает 6 место среди остальных центров при вузах, что само за себя говорит о качестве деятельности работников отдела. Но как показал результат возможностей трудоустройства выпускников туристских специальностей, только 6% обратились за помощью и 2% смогли трудоустроиться с помощью центра занятости. То есть, по направлению «Туризм» центры занятости действуют не эффективно. Более того, основную работу по содействию в трудоустройстве выпускников проводит кафедра «Туризма, гостеприимства и курортного дела», реализуя практически весь перечень условий, представленных в таблице 2.4. и 2.5.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.158 (0.04 с.)