Отечественная и зарубежная практика трудоустройства выпускников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отечественная и зарубежная практика трудоустройства выпускников



Важнейшим показателем качества образования любого учебного заведения является, в первую очередь, трудоустройство выпускников и начало их профессиональной деятельности по полученной специальности [3]. Что в современных условиях характеризуется рядом негативных тенденций, в связи со снижением данного показателя в большинстве регионов Российской Федерации, включающих отсутствие государственного распределения труда выпускников, окончивших образовательное учреждение; низкое функционирование центров занятости; неэффективное сотрудничество высших учебных заведений и потенциальных работодателей. Для того чтобы выявить сильные и слабые стороны в системе трудовой занятости населения Российской Федерации, мы рассмотрим опыт зарубежных высших учебных заведений в оказании помощи при трудоустройстве выпускников.

В таких странах Европейского Союза, как Германия, Франция, Чехия, Польша, и СНГ большинство вузов выполняют консультационные, профориентационные и обучающие функции, без активного вмешательства в трудоустройство страны.

В Великобритании (Кингс колледж, Ноттингемский университет) поиск работы ведется через традиционные для отечественной практики каналы трудоустройства (то есть, через вузы, центры занятости), а также посредством обращения в специализированные государственные службы профессиональной карьеры либо частные Ассоциации помощи выпускникам вузов. Реализуется продолжительный комплекс мероприятий содействия в трудоустройстве выпускников. Были созданы профсоветники, начиная со старшей школы, проводящие профориентационные семинары и беседы по уточнению целевых установок, организации ознакомительных экскурсий и содействию в трудоустройстве. Таким образом, еще до этапа поступления в вуз с абитуриентами ведется комплексная и продолжительная работа по профориентации и самоопределению. [4]

В Белоруссии при каждом вузе работает комиссия по персональному распределению выпускников. [5]

В университетах США (Университет Пейс, частный колледж в Миссури) созданы центры профориентаций в рамках программы «От школы к работе», функционирующих с 1994 г., и помогающие своим выпускникам в трудоустройстве. Центры формируют базы данных о вакансиях и молодых специалистах. Отличия центров занятости в американских вузах в том, что государство не вмешивается в их работу, что способствует самостоятельному формированию профессионально-личностных компетенций, позволяющих выпускникам гибко адаптироваться к требованиям рынка. [6]

Центры занятости французских учебных заведений проводят консультативные мероприятия в рамках учебного процесса. Совместно с профконсультантами они вырабатывают план учебной и профессиональной деятельности обучающегося, базирующийся на результатах профессиональной диагностики, мотивационных заключений самого обучающегося, учитывая мнение родителей, преподавателей. Дополнительно реализуют совместные программы по профессиональной и социальной адаптации, проводя тренинги для выпускников, встречи с потенциальными работодателями. [7]

В структуры немецких университетов (Мюнхенский, Гамбургский университеты) включены консультационные бюро, реализующие функции сопровождения студента в учебном процессе. Проводят дни открытых дверей и посещения школ; консультирование студентов, которые не уверены в выборе своей специальности, хотят перейти на другой факультет (выбрать другую специальность), а также учащихся, имеющих проблемы, связанные с учебой, или личные проблем. В некоторых случаях студенты старших курсов заботятся об обучающихся на младших курсах. Так же центры занятости организуют краткосрочные курсы для студентов по развитию способностей при поиске работы и общим темам, связанных с занятостью (коллективная работа, обработка данных). [8]

В Украине обеспечивается трудоспособной молодежи предоставление первого рабочего места на срок не менее двух лет после окончания обучения в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, что имеет положительное влияние на решение проблемы трудоустройства выпускников в стране. [9]

В Японии содействие в трудоустройстве выпускникам вузов основано на четком взаимодействии вузов, предприятий и посреднических фирм. В вузах действуют центры карьеры, где все первокурсники обязаны регистрироваться и прослушать двухгодичный цикл семинаров по трудоустройству. К началу третьего курса студенты выставляют резюме на сайтах поиска работы. Рекрутинговые компании организуют встречи работодателей и студентов в формате «Ярмарка презентаций предприятий». Студенты получают право обратиться с заявкой-эссе непосредственно к работодателю единожды в год, после чего работодатель проводит отбор, включающий экзамен и серию собеседований. По окончании отбора выпускники получают устное извещение о результатах отбора и письменное уведомление о зачислении в штат. Основное назначение центра карьеры вуза – подготовить студента к конкурсной борьбе за «лучшего» работодателя. Студентов изначально информируют о необходимости получить работу, так как в конкурсе участвуют лишь выпускники одного года. В последующем шанс хорошего трудоустройства значительно снижается. Поэтому и работа по подготовке к экзамену и собеседованию ведется с первого курса под руководством и контролем специалистов вуза. [10]

Несмотря на то, что одним из важнейших направлений деятельности любого вуза является трудоустройство его выпускников, только совместное взаимодействие образовательных учреждений и работодателей может привести к успешному устройству на работу молодых специалистов. Но в связи с рядом событий, таких как отсутствие профессионального и жизненного опыта, ненадежности и непредсказуемости выпускников, работодатели не всегда выражают желание устраивать к себе на предприятие молодого специалиста, недавно окончившего вуз.

В Чехии работодатели получают возмещение расходов, связанных с оплатой труда выпускника, который был зарегистрирован на бирже труда. Имеются данные о компенсации расходов работодателей, предоставляющих места производственной практики или создающих рабочие места для молодых специалистов.

Во Франции принят Закон о равенстве возможностей, дающий право работодателю заключать контракт первого найма и в последующем, в течение двух лет, увольнять молодых специалистов до 26 лет без объяснения причин. Во многих странах Европы, таких как Германия, Австрия, Венгрия для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов, действуют специальные налоговые льготы. Согласно французскому декрету "О развитии деятельности по трудоустройству молодежи" работодателю оказывается помощь в размере 15 924,55 евро ежегодно [12], причем предоставляется она в течение 5 лет с момента создания соответствующего рабочего места. В Польше государство в ряде случаев компенсирует издержки, понесенные работодателем в случае полной занятости направленного выпускника (заработная плата, премии, взносы социального страхования в заранее оговоренном размере, не превышающем минимального оклада труда) за период до 12 месяцев. В Польше налоговые льготы предоставляются не только работодателю, но и выпускнику. С момента трудоустройства ряд налогов место выпускника платит в государство (в рамках дотации для Фонда Работы).

Чтобы предотвратить возникновение проблемы безработицы среди молодых людей, государственные структуры разных стран вводят регламентирующие действия. Например, Закон «Об облегчении трудоустройства выпускников учебных заведений» в Польше; Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку»; Закон «Об общих принципах организации высшей школы» в Германии.

По результатам исследования А. А. Борисова, М. М. Киселевой, в Российской Федерации более 80% выпускников, защищающих диплом, трудоустроены либо имеют предварительные договоренности с работодателем. Действие посреднических структур вуза – центров трудоустройства в формировании трудовых отношений с работодателем минимально: лишь каждый десятый выпускник обращался в вузовские центры трудоустройства или использовал иные каналы с участием вуза. Доминирующее большинство выпускников трудоустроились через посреднические структуры рынка труда или с помощью близких [13].

Центрам трудоустройства пока не удается стать активным посредником в обеспечении занятости выпускников. Организационные и управленческие сложности в работе центров проявляются в низкой результативности их деятельности.

Формирование системы трудоустройства молодых специалистов находится в стадии становления и наработки нормативно-правового, инструментального обеспечения. Отмечается недостаточность используемых мер стимулирования активности предприятий и вузов. Трудоизбыточной конъюнктуры рынка труда (не соотношение спроса и предложения на те или иные должности); кадровая политика работодателей, ориентированная на краткосрочный период; повышенный спрос на высшее образование позволяют участникам реализовывать пассивные стратегии взаимодействия, последствия которых проявляются в динамике роста неэффективных затрат в образовании, напряженности в обществе, снижении профессионально-квалификационного потенциала.

Ранее работодатель компенсировал издержки по найму выпускников вузов и привлечению студентов на практику. В настоящее время российское законодательство не предоставляет налоговых преференций работодателям, взаимодействующих с вузами. Работодатель несет равные обязательства по выплатам отчислений на социальное страхование при разной производительности труда сотрудников, отличающихся стажем работы в профессии. Сложившаяся ситуация на фоне трудоизбыточной конъюнктуры рынка труда снижает заинтересованность работодателя в организации найма выпускников вуза. Вводятся изменения в ст. 70 Трудового Кодекса и ограничивают права работодателя в установлении запрета на введение испытательного срока для выпускников вузов, имеющих государственную аккредитацию в течение одного года после окончания обучения.

В России, как и в зарубежных странах, вводят регламентирующие действия, такие как Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг.; Стратегия государственной молодежной политики в РФ (в т. ч. проект «Карьера»); Законопроект «О квотировании рабочих мест для выпускников российских вузов»; обращения Российского студенческого союза о принятии Федерального закона «О квотировании первого рабочего места для выпускников вузов».

Масштаб перепроизводства специалистов высшей квалификации в России и величина потерь по причине непрофильного трудоустройства обусловили необходимость решения проблемы взаимодействия участников социально-трудовых отношений (государственные органы управления, система образования, работодатели, академическая наука, институты-посредники). Взаимодействия участников осуществляются на фоне недостаточно проработанных стимулирующих мер нормативно-правового законодательства.

За трудоустройство выпускников вуз официально ответственности не несет, но в вузах могут существовать специальные службы, способствующие трудоустройству выпускников.

Вузы вынуждены активизировать работу по содействию занятости своих выпускников и привлечению к сотрудничеству работодателей. Последние с меньшей заинтересованностью включаются во взаимодействие, в силу разных причин (например, доминирование стереотипа о неадекватном качестве профессиональной подготовки, неготовность использовать профессиональный потенциал выпускников, необходимость вложения значительных ресурсов при низкой вероятности и правовой защищенности их окупаемости). Сложности выстраивания диалога «работодатель – вуз» ставят под сомнение возможность получения не только объективных результатов оценки качества подготовки выпускников специализированными профессиональными ассоциациями работодателей, но само участие работодателей в такой работе.

Выявляется одна и та же закономерность, общая для российских вузов, - отставание в социализации студентов по сравнению со студентами стран развитой рыночной экономики. То обстоятельство, российские студенты в основной массе на ранних курсах не задумываются о предстоящем трудоустройстве и не занимаются практическим поиском будущего места работы - результат укоренившихся стереотипов, характерных для советского периода времени, как объясняют А. А. Борисов, М. М. Киселева. Подавляющее большинство студентов по-прежнему полагают, что сам факт наличия престижного образования гарантирует престижную и хорошо оплачиваемую работу. Результатом является возникновение сложности в трудоустройстве выпускников вузов после окончания обучение, что приводит не только к работе не по специальности, но и полной безработице.

Достижение баланса целевых запросов предприятий и вузов стало происходить через посредническую структуру – центр трудоустройства выпускников вуза. В рамках реализации Приказа Федерального агентства по образованию от 17 декабря 2007 г. № 2345 в каждом образовательном учреждении должны создаваться центры содействия занятости выпускников.

Таким образом, мировая практика содействия молодежной занятости различается разнообразием используемых форм, глубиной включенности субъектов взаимодействия и мерой нормативно-регулирующего обеспечения. Российская практика проходит этап становления: нарабатываются нормативно-правовые основания и прикладной инструментарий обеспечения содействия профильному трудоустройству. Ключевым институтом в механизме взаимодействия признается центр занятости вуза. Анализ результативности деятельности центров и особенностей выстраивания каналов сотрудничества выявляет ряд проблем, обусловленных в большей мере пассивно-посредническим участием в содействии занятости.

Большинство служб занятости студентов в странах Европейского Союза и СНГ реализует продолжительный комплекс мероприятий содействия в трудоустройстве выпускников: создаются профориентации в рамках программы, помогающие выпускникам в трудоустройстве; в учебных заведениях проводят консультативные мероприятия в рамках учебного процесса, в результате вырабатывается план учебной и профессиональной деятельности обучающегося, базирующийся на результатах профессиональной диагностики, мотивационных заключений самого обучающегося, и мнении родителей с преподавателями; включены консультационные бюро, реализующие функции сопровождения студента в учебном процессе; обеспечивается предоставление первого рабочего места на срок не менее двух лет после окончания обучения; центры занятости организуют краткосрочные курсы для студентов по развитию способностей при поиске работы и общим темам, связанных с занятостью (коллективная работа, обработка данных).

Н. Жданкин и В. Суанов предлагают рассмотреть проблемы и причины по четырем составляющим: руководство, конфликты, мотивация и затруднения в работе (рисунок 1.1).

Такой подход позволяет сделать вывод: студенты стремятся стать профессионалами своего дела, чтобы добиться успеха в материальном и личностном плане, но отсутствие опыта работы значительно осложняет им жизнь после окончания.

Рисунок 1.1 - Проблема трудоустройства выпускников по Жданкину Н. и Сунову В.

 

Работодатели очень предвзято относятся к молодым специалистам. Выход один — студентом набирать опыт работы и при этом не быть отчисленным с последнего курса. Рассматривая актуальный для сегодняшней ситуации процесс обучения, это довольно сложно. Опыт работы губит учебу, и наоборот. Необходим конструктивный диалог между студентами и «верхами образования» хотя бы для обмена мнениями и возможной коррекции учебного процесса под его главного потребителя — студента. А благодаря знаниям студентов, которые впоследствии будут давать отдачу в виде доходов в бюджет страны и прироста ВВП, конечным потребителем этого процесса можно по праву считать весь народ страны.

С помощью диаграммы Исикавы Н. Жданкин и В. Суанов дают представление о причинах проблемы через их структурирование по составляющим: человек, машина, материал, метод работы (технология) и измерение (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 - Проблема трудоустройства выпускников по диаграмме Исикавы

 

Основываясь на полученной диаграмме Исикавы, можно сделать вывод о том, что глубинные причины проблемы кроются в отсутствии единого понимания учебного процесса у студентов и преподавателей; недостаточной практической направленности учебного процесса; невозможности закрепления теоретических знаний на практике.

Таким образом, была проанализирована система работы центров занятости зарубежных вузов в странах Европейского Союза и СНГ. Большинство служб занятости студентов реализует продолжительный комплекс мероприятий содействия в трудоустройстве выпускников. Создаются профориентации в рамках программы, консультативные мероприятия, помогающие выпускникам в трудоустройстве, обеспечивается предоставление первого рабочего места на срок не менее двух лет после окончания обучения. В России все еще существуют проблемы в трудоустройстве выпускников, причины которых кроются в отсутствии единого понимания учебного процесса у студентов и преподавателей; недостаточной практической направленности учебного процесса; невозможности закрепления теоретических знаний на практике. Но совмещать работу и учебу в связи с современным процессом обучения, студентам довольно сложно. А отсутствие опыта работы может оказаться причиной отказа работодателей в трудоустройстве. Для решения этого вопроса необходимо тесное сотрудничество участников процесса трудоустройства – работодателей, вузов и самих студентов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.014 с.)