Теоретические особенности анализа трудоустройства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические особенности анализа трудоустройства



ЗАДАНИЕ

на выпускную квалификационную работу по направлению высшего профессионального образования

100400.62 Туризм

на тему: «Анализ трудоустройства студентов вузов туристской направленности города Новосибирска»

Студентке гр/

 

Цель исследования: изучить тенденции трудоустройства выпускников вузов и предложить рекомендации по совершенствованию этого процесса в вузах туристской направленности города Новосибирска.

 

Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме.

2. Раскрыть процесс трудоустройства выпускников вузов.

3. Исследовать состояние трудоустройства выпускников вузов туристской направленности города Новосибирска.

4. Предложить рекомендации по совершенствованию выпускников вузов туристской направленности города Новосибирска.

План работы и сроки ее выполнения:

- изучение литературы и документации (23.04-25.05.2015).

- проведение исследования трудоустройства выпускников вузов туристской направленности (23.04-25.05.2015).

- сбор информации в центрах занятости вузов (01.05-08.06.2015).

- проведение опроса у работодателей (23.04-26.05.2015)

- написание выпускной квалифицированной работы (до 19.06.2015).

 

Исполнитель ________________________ ()

 

Руководитель _________________________ ()
СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
1 Теоретические основы процесса трудоустройства выпускников вузов  
1.1 Понятие трудоустройства и трудоустройства выпускников  
1.2 Отечественная и зарубежная практика трудоустройства выпускников вузов  
1.3 Особенности процесса трудоустройства выпускников туристской направленности  
2 Исследование трудоустройства выпускников вузов города Новосибирск туристской направленности  
2.1 Возможности вузов города Новосибирск по трудоустройству выпускников туристской направленности  
2.2 Сравнение условий подготовки выпускников к трудоустройству в Новосибирских вузах туристской направленности  
2.3 Исследование содержания работы центров занятости вузов города Новосибирск  
3 Рекомендации по совершенствованию трудоустройства выпускников вузов туристской направленности г. Новосибирска  
3.1 Рекомендации по совершенствованию деятельности центра занятости НГУЭУ  
3.2 Рекомендации и пожелания по взаимодействию участников процесса трудоустройства выпускников туристской направленности  
3.3 Расчет затрат на организацию программы по совершенствованию трудоустройства выпускников туристской направленности  
Заключение  
Список используемых источников  
Приложения  

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. С переходом к рыночной экономике трудоустройство человека становится его личным делом. Посредством служб занятости государство лишь оказывает ему содействие в поиске работы.

Только с 2016 года Росстат планирует проводить сплошное обследование трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений, которое будет показывать приближение системы образования к потребностям рынка. [1]. Поэтому перед вузами стоит непростой вопрос о подготовке специалистов и о возможной помощи им в трудоустройстве. Это и построение системы профессиональной ориентации и психологической поддержки будущих выпускников, задачи социального контроля в процессе подготовки эффективных выпускников, способных найти себя на рынке труда.

Работодатели заинтересованы в таких специалистах, которые будут соответствовать их профессиональным требованиям. Однако сами они неохотно принимают участие в процессе трудоустройства выпускников в период их практик. И не каждый вуз активен в подготовке выпускников к эффективному поведению на рынке труда, поэтому проблема трудоустройства выпускников в большинстве случаев решается самими выпускниками.

Таким образом, всем заинтересованным сторонам одного общего необходимо знать планы друг друга и соответствующие условия, виды и формы сотрудничества.

Именно взаимодействие по формуле: «работодатель – студент – вуз» может гарантировать выпускникам трудоустройство по специальности, работодателям иметь квалифицированного конкурентоспособного специалиста в соответствии с требованиями рынка труда, а вузам – профессиональный имидж конкурентоспособного вуза.

Степень разработанности проблемы. Трудоустройство выпускников вузов остается одной из острейших проблем в сфере труда, которой посвящали свои работы множество исследователей, такие как Т. О. Разумова, Е.Б. Бреева, Ф.Р.Филиппов, С.С.Балабанов, О.А. Синиченко и другие.

Цель исследования: изучить тенденции трудоустройства выпускников вузов и предложить рекомендации по совершенствованию этого процесса в вузах туристской направленности города Новосибирска.

Исходя из представленной цели, были поставлены следующие задачи:

1. Изучение литературы по теме.

2. Раскрыть процесс трудоустройства выпускников вузов.

3. Исследовать состояние трудоустройства выпускников вузов туристской направленности города Новосибирска.

4. Предложить рекомендации по совершенствованию выпускников вузов туристской направленности города Новосибирска.

Объект исследования – процесс трудоустройства выпускников вуза.

Предмет исследования – трудоустройство выпускников вузов туристской направленности города Новосибирска.

Методы исследования: анализ документов, анкетирование, сравнение, обработка результатов исследования.

Структура работы включает введение, три главы, в каждом по три параграфа, заключение и список литературы.

В первом разделе рассмотрены теоретические основы трудоустройства и трудоустройства выпускников, зарубежная и отечественная практика трудоустройства выпускников и особенности туристского направления в процессе трудоустройства.

Во втором разделе представлены результаты анализа трудоустройства студентов вузов туристской направленности города Новосибирска. Рассмотрена деятельность центров занятости вузов туристской направленности.

В третьем разделе предложены рекомендации по совершенствованию работы участников трудоустройства выпускников туристской направленности.

 


Теоретические особенности анализа трудоустройства

Исследование трудоустройства выпускников вузов города Новосибирск туристской направленности

Рекомендации по совершенствованию трудоустройства выпускников вузов города Новосибирск туристской направленности

Рекомендации по совершенствованию деятельности центров занятости НГУЭУ

 

В ходе исследования было выявлено, что совместная работа участников процесса трудоустройства – работодатель, студент, вуз - в городе Новосибирске проводится не на должном уровне. Опросы, собеседования, личное общение, использование интернет-ресурсов, позволило иметь информацию для разработки рекомендаций, внедрение которых позволят выпускникам трудоустроиться после окончания вуза, работодателям иметь сотрудника, который будет качественно выполнять порученную ему работу, а вузам – совершенствоваться. Для совершенствования взаимодействия трех элементов системы, представленной на рисунке 1.1, мы разработали комплекс мероприятий, которые способствуют улучшению работы всех трех участников процесса, а, вследствие чего, и показателя трудоустройства выпускников вузов туристской направленности города Новосибирска.

Исходя из рисунка 1.1, можно выявить шесть типов взаимодействия между участниками сотрудничества в процессе трудоустройства выпускников вузов.

1. Тип взаимодействия вуз – работодатель. Основополагающим процесса трудоустройства выпускников является активное сотрудничество вузов, выпускающих молодых специалистов сферы туристского бизнеса с работодателями туристских предприятий. Для этого, со стороны вуза ожидаются следующие действия:

- уточнения информации о наличии свободных рабочих мест;

- организации презентаций (собеседований), ярмарок вакансий;

- презентация учебных заведений и профессий;

- организация мероприятий по совершенствованию содержания обучения и контролю его результатов;

- взаимодействие центров занятости с работодателями в процессе трудоустройства выпускников;

- подготовки кадров в соответствии с требованиями работодателей.

2. Тип взаимодействия работодатель – вуз. Для результативного взаимодействия высшего учебного заведения и представителей туристского бизнеса в процессе трудоустройства выпускников, необходима активная деятельность и со стороны работодателей. Для этого работодатели, в свою очередь, могут:

- информировать вузы, с которыми ведут сотрудничество о деятельности своей организации;

- предоставлять возможность прохождения учебной, производственной и преддипломной практики студентов;

- предоставлять рабочие места для выпускников, окончивших вуз;

- организовывать презентации компаний-работодателей, проводимых в вузах в форматах: открытые лекции, мастер-классы и т.п.;

- взаимодействовать с центрами занятости вузов в трудоустройстве выпускников;

- организация экскурсий на предприятии для обучающихся в вузах студентов;

- участвовать в образовательном процессе студентов, что включает взаимодействие с центрами занятости в составлении учебных программ для обучающихся, программ прохождения практик, преподавание;

- содействовать в организации конкурсов для студентов (бизнес-кейс).

3. Тип взаимодействия вуз – выпускник. Совместная деятельность центров занятости и работодателей нацелена на конечный результат - трудоустройство выпускников. Вузы с учрежденными в них центрами занятости, могут принимать в этом непосредственное участие.

- обеспечивать студентов максимально полной информацией о вакансиях, стажировках, требованиях работодателей;

- проводить мониторинг трудоустройства выпускников;

- вести подготовку студентов к выходу на рынок труда;

- проводить консультации и разрабатывать HR-стратегии (правила, цели, задачи работы с выпускниками);

- организовывать в вузах дни карьеры;

- способствовать установлению контактов с работодателями.

4. Тип взаимодействия работодатель – выпускник. Несмотря на то, что центр занятости вуза активно участвует в процессе трудоустройства студентов и выпускников, работодатели так же могут быть привлечены к работе с учащимися. В содействии трудоустройства выпускников, работодатель может организовывать следующие мероприятия:

- активное взаимодействие с абитуриентами по заключению контрактов на обучение;

- установление и поддержание личного контакта;

- проведение конкурсов-соревнований (бизнес-кейс);

- организация встреч и семинаров;

- проведение мастер-классов в процессе обучения;

- проведение ознакомительных экскурсий на предприятии.

5. Тип взаимодействия выпускник – вуз. Для своего успешного трудоустройства, выпускники должны проявлять заинтересованность, как в процессе обучения, так и по окончании вуза. Для этого со стороны студентов требуется следующее:

- проявление мотивации к учебе;

- активная общественная деятельность;

- участие в научно-практической деятельности;

- составление проектов, пополнение своего портфолио.

6. Тип взаимодействия выпускник – работодатель. Для своего успешного трудоустройства, выпускники должны активно взаимодействовать с работодателями. Для этого со стороны студентов требуется следующее:

- участие в ярмарках вакансий, организуемых работодателями совместно с центрами занятости;

- проявлять стремление к учебе и мотивацию к работе;

- стремление к дальнейшему самообразованию;

- проявление активности в позиционировании себя на рынке труда.

Вышеперечисленные типы взаимодействия, участвующих в процессе трудоустройства элементов, являются эффективными методами сотрудничества. Рассматривая деятельность работодателей, вузов и студентов туристской направленности города Новосибирска по трудоустройству выпускников, было выявлено, что их взаимная работа проходит не на должном уровне. Для их эффективного сотрудничества необходимо наличие скоординированного посредника, которым является центр занятости вузов. Исследование показало, что в городе Новосибирске центры содействия трудоустройству выпускников туристской направленности работают не так эффективно, как по другим специальностям.

Для улучшения работы центра занятости НГУЭУ, которые могли бы стать фундаментальной основой всего процесса трудоустройства, были разработаны предложения и рекомендации.

В первую очередь, центру занятости НГУЭУ следует изменить приоритеты и начать взаимодействовать не только с теми студентами, которые обратились в центр занятости, но и вести активную работу со всеми учащимися. Для этого еще с первого курса необходимо проинформировать студентов о наличие такого центра в структуре вуза, провести семинар на предмет выполняемых центров функций, чтобы обучающиеся с первого года обучения знали, что в последующем они могут обратиться в центр занятости при возникших проблемах с трудоустройством, и быть уверенными в своем будущем. Подобная встреча должна проходить в течение учебного процесса, то есть быть обязательно для посещения, а не по желанию. В таком случае большее количество студентов будет знать о наличие центра занятости в вузе.

Следующим предложением по улучшению работы центра занятости НГЭУЭ делает акцент на исправлении низкой информативности студентов и выпускников касательно мероприятиях, связанных с трудоустройством, стажировками, практиками и вакансиями компаний-партнеров; о с состоянии рынка труда региона. Электронный сайт, как показывает а, не эффективно справляется с данной проблемой, поскольку не все студенты имеют необходимость посещать ресурс, из-за чего большой объем информации, касающийся трудоустройства, проходит мимо них. Бумажные носители при всей развитости компьютерных технологий еще не изжили себя, поэтому правильно было бы работникам центра занятости размещать флаеры и рекламу в студенческих газетах, на кафедрах и в деканатах. Оставлять информацию в специализированных аудиториях по туризму, где студенты наверняка смогут ознакомиться с ее содержимым.

Очень важным моментом в подготовке выпускников к трудоустройству является организация и проведение тренингов и мастер-классов по правилам написания резюме, прохождения собеседования и другим аспектам поиска работы. Такие семинары должны быть включены в образовательную программу, считающейся обязательной для каждого студента. Прохождение такого мастер-класса должно отмечаться в Дневнике практики студентов. Тренинг должен проводиться специалистом на третьем году обучения, когда вопрос о трудоустройстве студентов становится более актуальным. Для более эффективного взаимодействия центров занятости со студентами, можно назначить отдельных специалистов, которые будут работать с обучающимися по разным специальностям. Это способствует развитию у профконсультантов центра определенных глубоких знаний, осведомленности в одной конкретной сфере, что значительно улучшит качество работы со студентами и выпускниками.

Центр занятости должен способствовать установлению контактов студентов с потенциальными работодателями. Не требует определенных усилий организация встреч и бесед учащихся с руководителями предприятия. Беседы могут проводиться на актуальные темы бизнеса, это могут быть лекции об особенностях рынка труда сферы услуг, деловые игры. На таких встречах работодатель может провести презентацию своего предприятия в целях привлечь молодых специалистов на работу. Более масштабными мероприятиями по работе со студентами и работодателями, может быть организация Дней карьеры и Ярмарок вакансий на территории вуза. Привлекаться к такому мероприятию будут только студенты НГУЭУ по смежным специальностям и руководители предприятий в похожих областях. Одним словом, тематика ярмарки должна быть одна для более качественного ее проведения.

В ходе исследования, было выделено семь основных проблем, которые препятствуют успешному трудоустройству выпускников вузов туристской направленности города Новосибирска. Рекомендации по их решению представлены в Приложении В.

Таким образом, были предложены рекомендации по совершенствованию работы центра занятости НГУЭУ. В первую очередь, было рекомендовано центру вести активную работу со всеми учащимися еще с первого курса, информируя студентов о наличие центра в структуре вуза. Тогда обучающиеся с первого года обучения будут знать, что в последующем они могут обратиться в центр занятости при возникших проблемах с трудоустройством, и быть уверенными в своем будущем. Чтобы исправить ситуацию с низкой информативностью студентов и выпускников касательно мероприятий, связанных с трудоустройством, было предложено работникам центра занятости размещать флаеры и рекламу в студенческих газетах, на кафедрах и в деканатах. Оставлять информацию в специализированных аудиториях по туризму, где студенты наверняка смогут ознакомиться с ее содержимым.

Проведение тренингов и мастер-классов по разным аспектам поиска работы, было предложено включить в образовательную программу, считающейся обязательной для каждого студента, прохождение которого должно отмечаться в Дневнике практики студентов. Для большей эффективности работы центров занятости со студентами можно назначить отдельных специалистов, которые будут работать с обучающимися по разным специальностям. Это способствует развитию у профконсультантов центра определенных глубоких знаний, осведомленности в одной конкретной сфере, что значительно улучшит качество работы со студентами и выпускниками. Для установления контактов работодателей и студентов, следует проводить больше семинаров и встреч, на актуальные темы бизнеса, об особенностях рынка труда сферы услуг, по проведению деловых игр. Более масштабными мероприятиями могут выступить Дни карьеры и Ярмарки вакансий, проводимые на территории вуза.

 

Рекомендации и пожелания по взаимодействию участников процесса трудоустройства выпускников туристской направленности

 

В связи с введением нового государственного стандарта в образовании и переходом на компетентностную модель обучения, изменяется стратегия НГУЭУ по обеспечению выпускников профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям рынка труда. В этой связи необходимо увеличение качественных контактов вуз-работодатель, внедрение новых форм взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества в рамках учебного процесса. В целях повышения эффективности взаимодействия с предприятиями-работодателями выпускающим кафедрам вуза целесообразно разрабатывать взаимовыгодные программы сотрудничества и заключать соответствующие договоры. Одним из таких видов сотрудничества является направление студента на прохождение учебной, производственной и преддипломной практик.

Зачастую студенту довольно трудно найти для себя подходящее место для практики, а кафедра не всегда может удовлетворить все пожелания учащихся. Предлагается для студентов НГУЭУ специальностей «Туризм» и «Гостиничное дело» приглашать на встречу ведущие компании сферы услуг, как это делает центр трудоустройства НГТУ. Это ежегодно мероприятие проходит под названием «Практик-Брейк», нацеленное на помощь студентам различных специальностей в поисках места для прохождения учебной, производственной и преддипломной практик. «Практик-Брейк» - это мероприятие подразумевающее встречу ведущих компаний и студентов вузов, заинтересованных в прохождении практики, либо работе на предприятии.

Организатором данного мероприятия выступит посредник между ВУЗом и работодателями – Центр трудоустройства НГУЭУ. Предполагаемое место проведения – спортивный зал главного корпуса или актовый зал второго корпуса НГУЭУ, продолжительность – одна пара, время проведения – март (заблаговременно до начала периода прохождения учебной и производственной практик), участники – туристические фирмы, гостиницы и отели, рынок сервисных услуг, где требуется регулярное обновление кадров. По степени открытости такая ярмарка будет открытой, то есть в нее будут привлекаться учащиеся как того вуза, на территории которого будет проходить мероприятия, так и других вузов туристской направленности.

Среди студентов вузов заранее будет проводиться опрос с целью отбора тех, кто действительно хочет принять участие в подобном мероприятии. Это снизит количество посетителей, которые пришли на ярмарку только чтобы «посмотреть». Для большей результативности в Ярмарке вакансий должны участвовать те, кто серьезно заинтересован в поиске работы или работника.

Формат мероприятия приближен к формату ярмарки вакансий. Компании-участники располагаются за стендами, на которых они размещают любую рекламную информацию о себе. Студенты смогут свободно пообщаться с представителями компаний, узнать всю интересующую их информацию, записаться на прохождение практики, а работодатели не только выбрать себе практикантов, но и презентовать свою компанию будущим специалистам. Такому мероприятию следует отвести по времени половину рабочего дня, чтобы участники выставки могли подольше и поближе познакомиться друг с другом, установить контакты и договориться о дальнейшем сотрудничестве.

Для учащихся на последнем курсе актуальным является вопрос поиска преддипломной практики и конкретно – работодателя, заинтересованного в молодом практиканте, который сможет выявить проблему организации, предложить пути ее решения и написать дипломную работу. В связи с особенностью организации преддипломной практики, было предложено для студентов последнего курса обучения устраивать отдельное собрание, в котором будут принимать участие компании-представители сферы услуг, заинтересованные в молодых специалистах и готовые в будущем принять выпускника к себе на работу на постоянной основе. Такую встречу целесообразно проводить в декабре месяце, заблаговременно до начала преддипломной практики.

Во время обучения будущей профессии в университете студенту важно не только получить качественную теоретическую подготовку, но и быть подготовленным применять полученные знания практически. Результативными в подготовке специалистов являются такие мероприятия как экскурсии на предприятия. Специфика работы специалиста в сфере туризма и гостиничного дела, конечно, не предполагает умения работать со сложным техническим оборудованием, на производстве, но актуальной представляется возможность своими глазами посмотреть на процесс работы крупного сервисного предприятия. Так за время обучения специалиста по туризму, кафедре совместно с центром трудоустройства необходимо организовать как минимум три профильных экскурсии – на предприятие туристского бизнеса, гостиничного дела и ресторанного бизнеса. Экскурсии на предприятия сервиса могут организовываться при желании учащихся. Экскурсию должен проводить непосредственно представитель фирмы, при этом форма проведения предполагается гибкой и выбирается при взаимной согласованности компании и кафедры. Экскурсия должна проводится в учебное время, что сделает участие в ней обязательным для всех обучающих. Длительность экскурсии составит два академических часа. После проведения экскурсии, обучающиеся должны будут составить письменное эссе в соответствии с темой экскурсии. В процессе экскурсии сотрудниками предприятия могут проводиться мастер-классы, например, по бронированию туристского продукта.

Помимо предложенных мероприятий по улучшению взаимодействия вуза и работодателя, возможно проводить такие формы сотрудничества с практикующими специалистами, как организация мастер-классов на актуальные темы, лекций об особенностях рынка труда сферы услуг, деловые игры с привлечением представителей крупных сервисных компаний г. Новосибирска. Одному представителю предприятия сферы бизнеса будет отведено не более трех часов, поскольку, как показывает практика, за это время они могут изложить студентов всю необходимую информацию и провести несколько деловых игр с решением ситуационных задач.

Также предлагается приглашать специалистов сферы сервиса и туризма на индивидуальную консультацию с наиболее способными выпускниками. Это поможет работодателям получить обратную связь по текущей подготовке студентов и темах, которые их волнуют. В Новосибирске, большинство таких мероприятий проходят в выставочном комплексе «Экспоцентр» во время проведения «Турфестов».

Чтобы улучшить взаимоотношения работодатель-выпускник-студент, помимо разного рода встреч и семинаров, возможно проведение и соревновательных мероприятий. Очень популярными стали студенческие чемпионаты по решению бизнес-задач, которые не только дают возможность студентам найти отличную работу, но и помогает обеспечить свой личностный рост. Командное мероприятие проводится в формате работы над бизнес-кейсами (бизнес-кейс – это описание реальной ситуации из жизни компании, завершающееся задачей по решению существующей проблемы). Участники чемпионата на несколько недель превращаются в топ-менеджеров реальных корпораций, разбирают актуальные бизнес-задачи и презентуют свое решение перед руководством крупнейших компаний. Чемпионат проходит в 2 этапа. Первый тур проводится онлайн. Участникам предлагается пройти тест на темы, связанные со сферой туризма. По его результатам лучшие участники получают приглашение на финал. Студенты смогут презентовать свои решения судьям – представителям компаний-партнеров, после чего получить подробную обратную связь по своим решениям. В ходе мероприятия работодатели могут «присмотреть» себе будущего работника, студенты могут пообщаться и наладить контакты с представителями бизнеса, договориться о прохождении практики или работе. Другими соревновательными мероприятиями для студентов могут быть конкурсы «Лучшие по профессии» и «Лучший менеджер по туризму или бронированию», позволяющие отобрать наиболее перспективных работников среди учащихся.

Для стабилизации работы центров занятости вузов необходим комплекс мероприятий, который способствует сотрудничеству не только вуза и работодателя, но и вуза со студентами и выпускниками. Для этого, уже с первого курса со студентами должны работать представители центра, проводящие профориентационные семинары и беседы по моделированию будущих профессиональных достижений. Важным будет так же проведение консультативных мероприятий в рамках учебного процесса по вопросам определения карьерных планов и целей студентов, овладения навыков составления резюме, мотивационных писем и прохождения интервью. Совместно с профконсультантами центров занятости вырабатывать план учебной и профессиональной деятельности обучающегося, базирующийся на результатах профессиональной диагностики, мотивационных заключений самого обучающегося, учитывая мнение родителей, преподавателей.

Дополнительно реализовать программы по профессиональной и социальной адаптации, проводя тренинги для выпускников, встречи с потенциальными работодателями. Возможным было бы проводить семинар «Навыки поведения на рынке труда», где студенты могут поинтересоваться возможностями приобретения первого профессионального опыта, в том числе трудоустройством в свободное от учебы время. Дальнейшая работа с молодыми специалистами включит тренинг, посвященный основам самопрезентации: написанию резюме, проведению телефонных переговоров с работодателем, подготовке к собеседованию и как вести себя на интервью с работодателями.

Как показало исследование, подготовка выпускников вузов города Новосибирска в целом удовлетворяет современного работодателя. Но нельзя отрицать возможность того, что в скором времени организации не будут устраивать только «хорошая подготовка» выпускников вузов. В целях максимального приближения студентов к действительности, к так называемым «реальным условиям реального мира», следует осуществлять программу по взаимодействию трех сторон на основе постоянного сотрудничества с крупнейшими туристскими и гостиничными предприятиями. В туристском бизнесе это будут такие фирмы, как Пегас туристик, Музенидиз тревел, Coral travel. В гостиничном деле к сотрудничеству будут привлекаться Новосибирская гостиница, отель River Park на Речном Вокзале и Мариотт. На примере опыта сотрудничество вузов и работодателем в Великобритании, возможно создание секторальных советов (Sector Skills Councils), формулирующих и определяющих требования к профессиональной подготовке в соответствии с реальными потребностями туристского бизнеса. В обязанности советов также входит воздействие на систему подготовки с целью наиболее полной реализации сформулированных ими требований

Благодаря взаимодействую работодателей и центров занятости вузов в составлении учебных программ, студенты после окончания вузов могут быть более подготовленными к трудоустройству и удовлетворять требования работодателей, что сократит время их поиска работы.

Сейчас существует система, когда абитуриенты сами заключают контракты с госкомпаниями. Предприятия отправляют на обучение молодого специалиста, платят за него деньги, а после окончания вуза выпускник должен будет отработать у них какое-то время. Этот метод тоже считается эффективным, но не распространенным. Увеличение подобных контрактов могло мы повысить удовлетворенный спрос работодателей на выпускников, а также дать гарантию большему числу студентов, что после окончания обучения они гарантированно будут иметь рабочее место.

Во многих вузах еще не распространена идея создания союзов студентов, называемых Ассоциациями студентов и выпускников по трудоустройству. Подобные ассоциации могли бы от лица студентов сотрудничать с центрами занятости вузов и работодателями в вопросах проведения практик и стажировок для студентов. Организации и проведения таких мероприятий, как Дни карьеры и Ярмарки вакансий. Члены ассоциации студентов могли бы вести беседы с учащимися, интересоваться их мнениями и предложениями в совершенствовании вне учебных мероприятий, делиться опытом в работе. Поскольку члены союза сами являются или были студентами, им будет легче устанавливать контакты с учащимися, которые, в свою очередь, будут относиться к ним с доверием и уважением. При создании такой ассоциации, схема взаимодействия работодатель-студент-вуз будет функционировать более полно и результативно.

В итоге, были предложены такие мероприятия по совершенствованию взаимодействия участников процесса трудоустройства выпускников вузов туристской направленности города Новосибирска, как «Практик-брейк» - мероприятие подразумевающее встречу ведущих компаний и студентов вузов, заинтересованных в прохождении практики, либо работе на предприятии. Организатором выступит центр трудоустройства НГУЭУ, местом проведения будет спортивный или актовый зал вуза. Продолжительность – одна пара, время проведения – март. Для выпускников в декабре месяце, заблаговременно до начала преддипломной практики.

Следующее предложенное мероприятие по совершенствованию работы, это экскурсии на предприятии, во время которой студенты смогут посмотреть на процесс работы крупного сервисного предприятия. Проведение мастер-классов на актуальные темы, лекций об особенностях рынка труда сферы услуг, деловые игры с привлечением представителей крупных сервисных компаний. Профориентационнх семинаров и бесед по уточнению целевых установок, организации ознакомительных экскурсий и содействию в трудоустройстве; консультативных мероприятий, организуемыми центрами занятости по овладению навыков составления резюме, мотивационных писем и прохождения интервью. Соревновательные мероприятия, такие как решение «бизнес-кейсов», помогают студентам найти отличную работу, но и помогает обеспечить свой личностный рост. «Лучший по профессии» и «Лучший менеджер по туризму или бронированию» позволят отобрать наиболее перспективных работников среди учащихся.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблему трудоустройства выпускников рассматривают многие исследователи России и других стран. Это говорит о том, что вопрос, касающийся трудоустройства молодых специалистов является актуальным до сих пор. Для решения этой проблемы необходима совместная слаженная работа трех участников процесса трудоустройства – работодателей – вузов – студентов. При эффективной и слаженной работе этих трех позиций может быть достигнут высокий показатель трудоустройства выпускников. Для этого каждый из участников должен четко выполнять свои функции. Вузы, по отношению к выпускникам, помимо самого процесса обучения, так же должны подготовить их к выходу на рынок труда. Проводить со студентами консультации и тренинги в написании резюме и прохождению интервью, обеспечивать студентов максимально полной информацией о вакансиях, стажировках, требованиях работодателей. Студент в свою очередь должен проявлять инициативу в процессе обучения и иметь мотивацию к дальнейшему трудоустройству. Помимо программы высшего образования, он должен заниматься самообразованием, принимать участие в научно-практической деятельности, ходить на дополнительные курсы. Учитывая все перечисленные условия взаимодействия можно добиться высокого показателя в трудоустройстве выпускников.

Со стороны работодателя должна проявляться инициатива в сотрудничестве с высшими учебными заведениями. Он должен предоставлять достоверную формацию о наличии свободных рабочих мест и перспективах развития предприятия (организации). Вузы вместе с работодателями должны организовывать для студентов встречи, собеседования с презентациями, специализированные ярмарки вакансий. Сотрудничество вузов и работодателей необходимо для совершенствования содержания обучения и контролю его результатов, чтобы результат обучения, уровень сформированных знаний, умений выпускников соответствовал требованиям работодателей.

Чтобы скоординировать работу участников процесса трудоустройства выпускников, необходима эффективное вовлечение центры занятости вузов. Они должны быть посредником между вузом, работодателем и студентом, устанавливающим и поддерживающим контакты между участниками. Вести активное сотрудничество с работодателями, определяя их требования к подготовке выпускников и вместе корректировать план учебного процесса. Со студентами вести продолжительную консультативную работу по определению их приоритетов и соответствия поставленным работодателями требованиям. Тогда будет налажен контакт работодателей и выпускников, а так же взаимодействие между вузами и производством, повысит адекватность рынка образовательных услуг рынку труда и определит стратегию вуза в отношении выпуска специалистов.

В работе был проведен анализ трудоустройства выпускников вузов туристской направленности города Новосибирска. Выявлено количество окончивших вузы выпускников и трудоустройство их по специальности. Было рассмотрено, каким образом работодатели и вузы (центры занятости) участвуют в процессе трудоустройства выпускников. После чего были представлены рекомендации о совершенствованию взаимодействия участников трудоустройства выпускников туристской направленности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.415 с.)