Орган власти как объект организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орган власти как объект организации



 

Как уже говорилось в предыдущих лекциях, первичным системообразующим элементом государственного управленческого влияния на общество является орган государственной власти.

Орган государственной власти ( гражданин или коллектив граждан) – это относительно обособленная часть единой системы органов государственной власти, которая создается в определенном законом порядке и осуществляет задачи и функции на основании государственно-властных полномочий, собственной компетенции.

Любой орган государственной власти:

­ представляет Украину как государство как внутри страны, так и за ее пределами;

­ действует по доверенности государства, которое законодательно определяет его правовой статус;

­ является относительно самостоятельной частью единой системы органов государственной власти Украины, которая строится по принципу распределения власти;

­ выступает от лица государства и вместе с тем от собственного имени и занимает целиком определенное место в государственном аппарате.

Но, являясь составной частью общей организационной структуры государственного управления в обществе, орган государственной власти сам является объектом организации.

Что же понимают под «организацией» в науке об управлении?

Организация (от лат. orgariisatio — формирую, создаю, сооб­щаю стройный вид) характеризуется как:

1. Объединение людей для совместного достижения постав­ленной цели, действующих в рамках определенной структу­ры и на основе правил, установленных для этой организации – организация как система.

В этом смысле под организацией можно понимать любое предприятие, министерство, ведомство, учреждение, и т.д.;

Некая группа людей должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

­ наличие, по крайне мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;

­ наличие, по крайне мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;

­ наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

2. Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодейст­вия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого организация как состояние.

В этом смысле под организацией понимают устройство организации - деление организации на подразделения и взаимоотношения между ними, т.е. то, что называют организационной структурой управления.

Структура оказывает содействие сохранению устойчивого состояния системы, поэтому придает им целостность. Относительно системы структура является показателем ее организованности.

3. Определенного рода деятельность, совокупность процессов или действий, ведущих к образованию организационной структуры управления, обеспечению эффективного функционирования организации – это организация как процесс. Организация как процесс реализуется в качестве одной из основных функций управления при создании и совершенствовании системы. В сфере организации управ­ления ее обычно связывают с действиями, направленными на формирование (основание, учреждение, создание, совершен­ствование) каких-либо организационных структур, на подго­товку и налаживание работ, на объединение и упорядочение совместной работы исполнителей.

Отсюда, внутренняя организация органа государственной власти рассматривается как процесс его структурного упорядочения и функционирования, который происходит в зависимости от целей и задач, которые ему присущи.

Орган государственной власти является системно организованным, поскольку ему присущи:

­ цели и общие функции (определяются Конституцией Украины, законами Украины, указами Президента Украины, отдельными постановлениями Кабинета Министров Украины, нормативными актами министерств, других центральных органов исполнительной власти, а также соответствующими нормативными актами местных государственных администраций);

­ единство принципов образования, построения и деятельности;

­ структурное единство (каждый орган государственной власти имеет присущую лишь ему внутреннюю структуру);

­ соподчиненность и другие иерархические связи и отношения (субординационные, реординационные, координационные);

­ принятие нормативно обусловленных управленческих решений, согласование их между собой.

Характерной особенностью органов государственной власти является то, что орган государства как относительно обособленная часть одной единой системы государственного аппарата представляет собой определенным образом организованный коллектив граждан Украины (Кабинет Министров Украины) или одного человека, принадлежащего к гражданству Украины (Президент Украины, Генеральный прокурор Украины).

Материальную основу организации и деятельности органа государственной власти представляют средства государственного бюджета. При этом каждый из государственных органов имеет собственное имущество, являясь юридическим лицом.

Признаком органа государственной власти являются правовые связи, которые объединяют личный состав органа государства в одно целое. Они выражают:

­ служебное соподчинение между работниками;

­ возложение ответственности и обязанность нести ответственность;

­ назначение руководителей нижестоящих государственных органов руководителями вышестоящих органов.

Организация как процесс предусматривает, во-первых, создание структуры органа государственной власти, которая предоставляет возможность людям (государственным служащим) эффективно совместно работать для достижения целей, стоящих перед органом государственной власти, и, во-вторых, осуществление систематической координации задач, формальных взаимоотношений людей, которые их выполняют.

Таким образом, есть два аспекта организационного процесса.

Один из них — это разделение организации на подразделения в соответствии с целями и стратегиями, что и является структурным упорядочением объекта и отображает процесс построения его организационной структуры.

Под структурой государственногооргана (от лат. structura – строение, расположение, порядок) обычно понимается совокупность его подразделений, а в них должностей, схема распределения между ними функций и полномочий, возложенных на орган, система взаимоотношений этих подразделений и должностей.

Т.е., другими словами, организационная структура государственного органа – это совокупность структурных элементов (подразделений, должностных лиц и др.) и взаимосвязь между ними.

Структура государственного органа зависит от места органа в организационной структуре государственного управления, объема и содержания его компетенции и, соответственно, роли в управлении общественными процессами. Она всецело подчинена реализации компетенции государственного органа и строится сверху вниз.

Как и в любой другой организации в основе процесса внутреннего построения органа государственной власти лежит специализированное разделение труда, под которым понимают закрепление определенной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. Учитывая, что в органах государственной власти в основном работают административные менеджеры и специалисты по выполнению конкретных функций управления (финансисты, экономисты, юристы, социологи, политологи и т.д.), специализированное разделение труда происходит в зависимости от специфики выполнения умственной деятельности, в основном по функциональному признаку, или в соответствии с решаемыми задачами.

В построении структуры государственного органа используются те же основания, что и в построении организационной структуры государственного управления с модификацией применительно к особенностям органа: линейное, функциональное, линейно-функциональное, программно-целевое. Добавляется линейно-штабное, при котором в органе при руководящем звене создается специальное подразделение для его интеллектуально-информационного обеспечения.

Структура государственного органа призвана создавать условия для рациональной организации и эффективного руководства деятельностью его собственного аппарата. Соответственно, она должна отвечать некоторым требованиям и формироваться на основе определенных правил.

Среди них можно выделить следующие:

оптимальность (небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом, небольшое количество уровней руководства, наличие групп специалистов, ориентация на конкретный объект управления, высокая производительность);

надежность (обеспечение гарантии достоверности передачи информации, бесперебойности связи);

оперативность (недопущение отрицательных действий);

устойчивость (неизменность основных свойств структуры при различных внешних изменениях);

гибкость (способность изменяться согласно изменениям внешней среды);

эффективность (достижение эффекта при минимизации затрат на управленческий аппарат).

Другим, хотя часто менее ощутимым аспектом организационного процесса, являются взаимоотношения полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации задач. В основе этого процесса лежит вертикальное разделение труда, т.е. обособление работы по координации от непосредственного выполнения задач, необходимо для успешной групповой работы. Вертикальное разделение труда необходимо для осуществления контроля выполнения.

Средством, с помощью которого руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий, является делегирование. Таким образом, невозможно понять организационный процесс без предварительного понимания делегирования и связанных с ним понятий «полномочия» и «ответственность».

Делегирование – это передача задач и полномочий лицу (подразделению), которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Ответственность – это обязательство выполнять поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.

Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в этот момент. Это отражено в старой военной поговорке - «Честь отдается мундиру, а не человеку». Когда индивид меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой. Пределы полномочий внутри организации, как правило, определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, или передаются подчиненному устно.

Система организационных полномочий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в основном, зависит от правового статуса соответствующего органа.

Организация как процесс предусматривает также систематическую координацию задач, формальных взаимоотношений людей, которые их выполняют. Без соответствующей формальной координации разные уровни, функциональные зоны и отдельные лица (государственные служащие) легко могут сосредоточиться на обеспечении собственных интересов, а не на интересах организации в целом, что особенно опасно для государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления. Возможность деления и координации задач обеспечивается обоими аспектами организационного процесса: делением организации на подразделения; определением соотношений полномочий.

Одним из направлений разделения труда в организации является формулирование задач. Задача — это заведомо нормативно определенная серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее обусловленные сроки. С технической точки зрения задачи определяются не для работника, а для конкретной должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность содержит определенный перечень задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это определено, организация будет действовать успешно.

Организация как функция управления предусматривает распределение ресурсов, необходимых органу государственной власти для выполнения его задач в пространстве и времени.

Организация органа предусматривает также работу с людьми - государственными служащими (их подбор, обучение, создание системы мотивации, развитие персонала); организацию информационно-коммуникационных связей, обеспечение информационной и коммуникационной техникой, формирование (организацию) информационных систем и сетей; организацию бюджетирования функций и задач.

Таким образом, главная цель организации органа государственного управления — это превращение государства и его аппарата (совокупности всех органов и должностей) в рациональную, динамичную и эффективно функционирующую систему, в которой бы каждый элемент и каждая взаимосвязь осуществляли то, что необходимо обществу, людям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.013 с.)