Особенности предупреждения организованной преступности в Республике Беларусь



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности предупреждения организованной преступности в Республике Беларусь



 

На рубеже 20-21 веков одной из актуальнейших проблем современного общества является борьба с организованной преступностью. Происходящие в нашей стране масштабные социально-экономические реформы, возникновение и развитие новых форм собственности наряду с положительными результатами сопровождаются ростом количества тяжких преступлений и активизацией организованной преступности, которая стала не только профессиональной, но и часто вооруженной. При этом уровень и степень сложности организации преступных групп постоянно повышаются.

Именно в связи с существованием преступных организаций у преступности появляются возможности влиять не только на экономическую и социальную ситуацию на национальном уровне, но и выходить на транснациональный уровень.

Официально борьба с этим опасным социальным недугом началась с принятия 23 декабря 1989 г. Съездом народных депутатов СССР постановления "Об усилении борьбы с организованной преступностью". Однако фактически она была растворена в общих проблемах борьбы с преступностью в целом, утратила желаемую остроту и эффективность, свелась на нет. Затем был принят еще ряд нормативных актов, посвященных этим вопросам, но решить проблему противодействия организованной преступности не удалось. Скорее произошло обратное. Тенденции развития этого уродливого явления приняли массовый, угрожающий нормальной жизни общества характер.

Задачами борьбы с организованной преступностью яв­ляются:

· защита личности, общества и государства от органи­зованной преступности;

· предупреждение, выявление и пресечение преступной деятельности организованных групп и преступных организаций (их участников);

· выявление и устранение причин и условий, способ­ствующих возникновению и развитию организован­ной преступности;

· недопущение проникновения организованной пре­ступности в систему государственных органов.

Практика борьбы различных государств с проявления­ми организованной преступности со всей очевидностью сви­детельствует, что положительные результаты могут быть достигнуты лишь при соблюдении следующих условий:

— разработка специального законодательства по борьбе с организованной преступностью;

— создание специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью;

— разработка специального законодательства по защи­те свидетелей, потерпевших, сотрудников правоох­ранительных органов от преступных посягательств членов организованных преступных групп;

— международное сотрудничество в борьбе с организо­ванной преступностью.

С середины 90-х гг. XX в. борьба с организованными формами преступности стала одним из важнейших направ­лений деятельности правоохранительных и других государ­ственных органов.

Законом Республики Беларусь от 17 мая 1997 г. № 40-3 в Уголовный кодекс Республики Беларусь 1960 г. были внесены дополнения, предусматривающие уголовную ответ­ственность за создание, руководство и участие в преступ­ной организации, совершение преступлений в составе организованной группы.

26 июня 1997 г. был принят Закон Республики Бела­русь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией». Во исполнение данного Закона в органах про­куратуры, внутренних дел и государственной безопасности были образованы специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

Уголовный кодекс, вступивший в силу 1 января 2001 г., стал большим шагом вперед по пути создания законода­тельства, позволяющего эффективно бороться с организо­ванной преступностью.

В 2007 г. был принят Закон Республики Беларусь «О борьбе с организованной преступностью», который опре­делил правовую основу системы и государственной полити­ки в сфере противодействия организованной преступности.

Закон определяет, в частности, что борьба с организо­ванной преступностью осуществляется посредством:

· обеспечения надлежащего правового регулирования дея­тельности по борьбе с организованной преступностью;

· системного анализа процессов, происходящих в кри­минальной среде;

· планирования, организации и координации деятель­ности государственных органов и иных организаций по борьбе с организованной преступностью;

· предотвращения и пресечения финансирования орга­низованной преступности;

· совершенствования организации и тактики деятель­ности государственных органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью;

· совершенствования системы информационного, фи­нансового, материально-технического и иного обес­печения деятельности по борьбе с организованной преступностью.

Во исполнение данного Закона в органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности были образованы специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. В республиканской прокуратуре таким подразделением является управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Соответствующие подразделения сформированы в прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах.

Глава государства Директивой о мерах по усилению борьбы с преступностью от 16 апреля 2002 г. обязал руководителей правоохранительных и контролирующих органов улучшить межведомственное взаимодействие, исключить всякое дублирование и параллелизм в борьбе с организованной преступностью.

Помимо этого, в целях активизации борьбы с организованной преступностью Республикой Беларусь в 2003 году ратифицирована и вступила в силу Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности.

В целях борьбы с преступностью, в том числе и с организованной, Президент Беларуси 23 сентября 2010 года издал указ № 485, которым утверждена Государственная программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010-2012 годы.

Данная программа предусматривает комплекс мер в сфере борьбы с преступностью и коррупцией, включая организационно-правовые и практические меры, мероприятия по противодействию отдельным видам преступлений (экономическим, коррупционным, а также организованной, рецидивной преступности, терроризму и экстремизму); активное участие в мероприятиях в сфере противодействия преступности и коррупции не только правоохранительных, но и высших судебных органов, Государственного секретариата Совета Безопасности, Комитета государственного контроля, Национального банка, республиканских и местных органов государственного управления.

Так, среди основных направлений по противодействию организованной преступности, терроризму и экстремизму выделены проведение мероприятий (операций) по предупреждению, выявлению и пресечению:

· актов терроризма и проявлений экстремизма;

· нарушений иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в Республике Беларусь (специальное комплексное мероприятие "Нелегал"), уделяя особое внимание местам их компактного пребывания (рынки, вокзалы, общежития и др.), по предупреждению, выявлению и пресечению деятельности организованных групп и преступных организаций в сфере незаконной миграции;

· преступлений, связанных с торговлей людьми, в том числе с целью сексуальной эксплуатации, деятельностью производителей и распространителей порнографической продукции незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также по перекрытию каналов их транспортировки контрабанды, в том числе осуществляемой с территории государств - членов таможенного союза

· легализации доходов, полученных преступным путем деятельности организованных групп и преступных организаций в сфере экономики, в том числе в топливно-энергетическом комплексе и сельском хозяйстве деятельности организованных групп и преступных организаций в сфере автобизнеса;

· деятельности неформальных группировок облисполкомы, антиобщественной направленности с участием несовершеннолетних.

Выполнение данных мероприятий возложено на Комитет государственной безопасности, Генеральную прокуратуру, Службу безопасности Президента и другие органы.

Круг субъектов, вовлеченных в «орбиту» предупреждения и социально-правового контроля над организованной преступностью, достаточно широк. Таковыми являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, различные ведомства, должностные лица, общественные организации и граждане. Вместе с тем все элементы предупреждения преступлений, его уровни, формы и виды в реальной действительности проявляются не сами по себе, а лишь в результате активной и целенаправленной деятельности определенных субъектов.

Профилактическая деятельность правоохранительных органов как специализированных субъектов предупреждения преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами, реализуется, как правило, на уровне специального предупреждения преступлений, но в ряде случаев включает решение задач общесоциального предупреждения. Меры, направленные на коррекцию личности, а также предупреждение рецидива преступлений, осуществляются самими правоохранительными органами с использованием в необходимых случаях помощи других субъектов.

Органы внутренних дел занимают особое место в системе предупреждения преступности. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер. Связано это прежде всего с тем, что первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы внутренних дел, которые выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц. При этом органы внутренних дел опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов, коллективы трудящихся и общественность.

В качестве основной меры повышения эффективности такой деятельности должно выступать четкое нормативное регулирование координационного процесса субъектов воздействия на преступность и ее организованных структур, прав и обязанностей субъектов координационной практики, форм координационного взаимодействия и т.п. Кроме того, необходимы меры по усилению контроля за исполнением координационных решений, в том числе установление ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а также стимулирование субъектов такого предупреждения.

Кроме того, предупреждение организованной преступности предполагает единство общеорганизационной и специальной правоохранительной деятельности. Большое количество специализированных и неспециализированных субъектов, вовлеченных в сферу борьбы с организованной преступностью, и многоаспектность их деятельности требуют сосредоточения основного внимания на согласовании и объединении усилий правоохранительных органов по обеспечению законного и обоснованного уголовного преследования указанных лиц с момента обнаружения виновных, их разработки, пресечения их преступной деятельности, привлечения к уголовной ответственности, осуждения и контроля за отбыванием ими уголовного наказания, а иногда и постпенитенциарного контроля.

В рамках системы общего предупреждения организованной преступности, совместного участия субъектов предупреждения в правотворчестве, информационно-аналитического обеспечения и других направлений координации эта деятельность должна строиться на условиях тесного взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и другими субъектами с четким закреплением прав и обязанностей каждого из участников этой деятельности.

Индивидуальная профилактика в отношении их участников, учитывая особенности личности, осуществляется весьма ограниченно. Речь в данном случае может идти об индивидуальной профилактике лиц, поведение и окруже­ние которых свидетельствуют о вероятности их включения в организованные преступные структуры, а также о скло­нении случайных участников таких структур к доброволь­ному отказу от преступной деятельности и к оказанию по­мощи в ее пресечении.

В основном же предупреждение организованной преступ­ности правоохранительными органами достигается в резуль­тате работы по ликвидации преступных формирований, привлечению их участников к уголовной ответственности. При этом осуществляются следующие предупредительные меры:

· выявление и постановка на оперативный учет орга­низованных преступных формирований и их участ­ников;

· создание условий, затрудняющих или исключающих совершение ими преступлений;

· предотвращение замышляемых преступлений;

· пресечение подготавливаемых и совершаемых орга­низованными формированиями преступлений;

· целенаправленное воздействие на лидеров организо­ванных групп с целью нейтрализации их влияния на других участников и разобщения преступного форми­рования;

· реализация целевых комплексных программ борьбы с организованной преступностью специально созда­ваемыми и действующими на долгосрочной основе группами сотрудников правоохранительных и контролирующих ведомств.

Профилактическое значение имеет и осуществление та­ких мероприятий, как взятие под охрану коммерческих и банковских структур, обеспечение надежности перевозки ими денежных средств, установка дежурной сигнализации в служебных и жилых помещениях банкиров, бизнесменов, постоянный контроль негосударственных охранных служб, получение и использование ими огнестрельного оружия и т.п.

Предупреждение организованной преступности осуществляется также в процессе сотрудничества правоохрани­тельных органов Республики Беларусь со спецслужбами стран зарубежья, прежде всего России и стран СНГ, включающего правовую взаимопомощь, проведение согласован­ных мероприятий против международных преступных сооб­ществ, обмен информацией.

Кардинальное улучшение всей работы по защите граждан, общества и государства от преступных посягательств, в том числе со стороны организованной преступности, является важнейшей задачей прокуратуры и других правоохранительных органов.

Взаимодействие соответствующих подразделений в предупреждении организованной преступности, как правило, носит дифференцированный характер. Внутреннее взаимодействие подразделения по борьбе с организованной преступностью осуществляют с иными оперативными аппаратами органов внутренних дел, следственными подразделениями.

Внешнее их взаимодействие определяется характером решаемой задачи и осуществляется на следующих уровнях:

региональном — с институтами исполнительной власти, с контролирующими ведомствами;

международном — с зарубежными правоохранительными органами, с Интерполом.

Указанное взаимодействие строится по таким основным направлениям, как взаимообмен информацией и проведение совместных оперативно-профилактических операций.

Вместе с тем следует признать, что до последнего времени противодействие правоохранительных органов организованной преступности не в полной мере отвечало остроте криминогенной обстановки и тенденциям ее развития. Отсутствие надлежащего взаимодействия между правоохранительными и контролирующими органами отрицательно сказывалось на выявлении и пресечении деятельности организованных групп и преступных организаций. Тем не менее, принимаемые в Республике Беларусь меры для противодействия организованной преступности как на законодательном, так и на правоприменительном уровне имеют положительный эффект, так как по сравнению со странами Западной Европы, России, США и другими странами в республике организованная преступность остается на достаточно стабильном низком уровне.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.231.61 (0.01 с.)