ТОП 10:

Вопрос 2. Создание подразделений по борьбе с организованной преступностью



Организация борьбы с рецидивной преступностью в стране большого успеха не имела. Существование организованной преступности в советском государстве официально отрицалось.

Еще в «застойный период» появились преступные группы рецидивистов, отличавшиеся глубокой конспирацией и строгой внутригрупповой дисциплиной, изощренностью в совершении и сокрытии преступлений, сращиванием общеуголовной преступности с крупными хищениями.

В кризисный переломный период, как в центре, так и в регионах наблюдался рост организованных форм рецидивной преступности.

Коренные изменения в политической, социальной, экономи­ческой и иных сферах жизни России, связанные с формированием рыночных отношений и нового класса собственников, отражались на состоянии преступности, которая характеризовалась неуклонным количественным ростом, организованностью, наличием коррумпированных связей.

Центром противоправных устремлений являлись крупные материальные и денежные средства. Преступные группы предпринимали попытки внедриться в сферу экономики, ?овладеть средствами для организации преступного бизнеса либо паразитировать на дохо­дах, извлекаемых предпринимателями.

В организованной преступности происходят качественные изменения, проявляются новые тенденции ее развития. На протяжении ряда лет отмечалось усиление степени опасности и тяжести последствий преступлений. Практически повсеместно был зафиксирован рост числа тяжких криминальных проявлений в конце 80-х – начале девяностых годов ХХ века.

Их деятельность во все увеличивающейся степени характеризовали квалифицированные посягательства, приносящие максимальный размер наживы. Усилилась агрессивность преступников. Возросла вооруженность криминальной среды. Появились банды нового типа, сочетающие функции хорошо оплачиваемой охраны предпринимателей с разбоем, вымогательством, насилием над конкурентами, истребованием неправомерными методами долгов с недобросовестных и несостоятельных коммерческих партнеров.

Преступные организации занимались и занимаются нелегальной продажей оружия, наркотиков и психотропных веществ, организацией проституции, реализацией контрафактной продукции.

Росту и организованности преступности во многом способствуют наличие противоречий в правовом регулировании общественных отношений, несогласованность правовых норм; отсутствие научно обоснованной концепции взаимодействия правоохранительных, налоговых, таможенных, банковских, финансовых и других государственных органов по обмену и реализации информации, касающейся деятельности организованных преступных формирований.

Опыт работы специализированных подразделений органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью показывает, что организованные преступные формирования умело используют в криминальных целях дестабилизацию обстановки в стране и в регионах - как естественно сложившуюся по политическим, экономическим, этическим и другим причинам, так и искусственно созданную при их прямом участии.

В интересах официальных политических доктрин СССР до середины 80-х годов проблема организованной преступности не только не исследовалась, но и не ставилась, хотя в различны структурах общества функционировала теневая экономика, определенные эшелоны государственной и партийной власти были поражены коррупцией.

Это сдерживало объективный анализ действительности, негативно сказывалось на оценке фактической расстановки сил в борьбе с преступностью и теоретической разработ­ке организационно-тактических форм борьбы с организованными криминальными проявлениями.

Даже сейчас подлинные масштабы ор­ганизованной преступности и коррупции, их влияние на жизнь об­щества из-за низкого уровня теоретического познания, высокой степени латентности в полной мере пока не известны, их только предстоит установить. Необходимо всемерно усиливать оперативные позиции в среде организованных преступных групп.

Коллегия МВД СССР от 30 сентября 1985 года впервые констатировала наличие в стране организованных преступных групп, предложила ряд мер по усилению борьбы с опасными проявлениями групповой преступности. В соответствии с решением данной коллегии на местах в аппаратах уголовного розыска МВД-УВД создаются специализированные подразделения по борьбе с организованными проявлениями групповой преступности. Но работа шла медленно, поскольку создавались они за счет имеющейся чис­ленности уголовного розыска.

К концу 1989 года в системе МВД СССР функционировало 16 специализированных отделов, 6 отделений и свыше 20 групп в МВД союзных и автономных республик. Явная малочисленность, этих сил, а также постоянное привлечение к раскрытию текущих преступлений не позволили этим подразделениям добиваться эффективных результатов. Поэтому сотрудники созданных подразделений настойчиво вносили предложения о выделении их в самостоятельную службу МВД.

Пользуясь обострением политической борьбы в стране, раз­личные силы стали усиленно эксплуатировать в своих целях фактор роста преступности. Проблема организованной преступности в условиях демократизации общества стала дежурной на страницах печати, в дебатах народных депутатов и на пленумах ЦК, оказывала соответствующее давление на правоохранительные органы и особенно на МВД СССР. Совет Министров СССР в своем постановлении от 25 января 1989 года № 86-26 потребовал от МВД СССР активизации борьбы с наиболее опасными проявлениями групповой и коррумпированной преступности.

Согласно этому постановлению в ноябре 1989 года в центральном аппарате МВД СССР создали Управление по борьбе с организованной преступностью (шестое управление), а в МВД-УВД - шестые отделы для организации борьбы с наиболее опасными проявлениями групповой и коррумпированной преступности, прежде всего межрегионального характера. Вновь созданные подразделения, получили лучших работников УР и БХСС, агентуру и оперативную информацию, начали пробовать себя в новом качестве. Это было начало формирования специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Нормативная база МВД по проблемам борьбы с организованной преступностью в основном стала формироваться с 1990 года, когда Второй съезд народных депутатов СССР выразил серьезную озабоченность ростом организованной преступности. Его постановление стало предметом рассмотрения коллегии MBД CCCР в решении которой от 23 марта 1991 года была сделана попытка выделения функции борьбы с организованной преступностью в самостоятельную.

В частности, на вновь созданные шестые подразделения коллегия возложила обобщение оперативной и иной информации о конкретных преступных группах, коррумпированных связях, проведение крупномасштабных операций по их ликвидации.

Шестому управлению МВД СССР поручили внести предложение о создании региональных межведомственных подразделений по борьбе с организованной преступностью, проанализировать материалы о международных проявлениях организованной преступности.

В ноябре того же года, рассматривая вопрос о ходе вы­полнения постановления Второго съезда народных депутатов СССР, коллегия МВД СССР наряду с общими критическими решениями мобилизационного характера сделала поручение шестому управлению МВД СССР внести предложения о численности региональных управлений по борьбе с организованной преступностью. Затем были образованы 12 таких управлений в России.

Созданное в конце 1989 года МВД России также предприни­мает ряд управленческих мер по усилению борьбы с организован­ной преступностью. В составе службы криминальной милиции МВД России, МВД, УВД образовали оперативно-розыскные бюро, утвердили положение о них. Шестые отделы по борьбе с организованной преступностью в России, были преобразованы в оперативно-розыскные бюро, а региональные управления остались в подчинении МВД СССР.

Имелась несогласованность действий различных правоохранительных подразделений, ориентированных на борьбу с организованной персутпностью.

Таким образом, параллельно, существовали две системы подразделений по борьбе с организованной преступностью - союзная и российская. Острые политические процессы, постоянные смены министров и новых структур обоих министерств внутренних дел в 1990-91 годах несколько затормозили развитие подразделений по борьбе с организованной преступностью и повлекли за собой снижение эффективности их работы.

Дальнейшее развитие подразделений по борьбе с организованной преступностью, несомненно, было связано с распадом СССР, образованием России как самостоятельного государства, реорганизацией двух систем МВД и созданием в начале 1992 года второго реформированного аппарата МВД России. С первых дней реорганизации МВД России уделяет большое внимание проблеме борьбы организованной преступностью.

Уже в апреле 1992 года во исполнение Указа Президента России о борьбе с коррупцией в системе государственной службы от 4 апреля 1992 года Приказом МВД России от 26 апреля 1992 года на созданное Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУОП МВД РФ), его региональные управления и оперативно-розыскные бюро была возложена ответственность за обеспечение единой стратегии органов внутренних дел по разоблачению коррумпированных лиц, пресечению коррупции в системе государственной службы; внедре­на специализация части сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью на изобличении преступных групп, связанных с коррумпированными работниками органов МВД.

Сотрудникам этих подразделений предоставили право знакомиться с любыми документами, получать по ним объяснения, создавать банк данных по этой проблеме. На данном этапе в профессиональном сознании работников органов внутренних дел организованная преступность и коррупция утверждались как единое преступное явление, борьба с которыми возлагалась на специализированные подразделения системы ГУОП.

Министерство внутренних дел России принимает меры к совершенствованию правовых основ деятельности спецподразделений. 18 июня 1992 года Приказом МВД России было утверждены положение о специальных подразделениях МВД России по борьбе с организованной преступностью, дислокация ре­гиональных управлений по организованной преступности при МВД, УВД, созданы отделения и группы в 144 городах со сложной оперативной обстановкой, а также оперативно-розыскные бюро в органах внутренних дел на транспорте и оперативно-розыскные части восьмого Главного управления.

В утвержденном этим приказом положении о специальных подразделениях по борьбе с организованной преступностью на них возложили следующие задачи:

- сбор и анализ сведений о коррумпированных лицах и организованных группах, оперативное проникновение в эти структуры их разоблачение; выработка мер противодействия, участие в расследовании преступлений данной категории;

- выявление и пресечение деятельности устойчивых преступных формирований бандитской направленности и квалифицированных вымогателей, действующих на основе общеуголовной экономической преступности, занимающихся преступным промыслом, противоправным предпринимательством и бизнесом; коррумпированных лиц в системе государственной службы; лидеров уголовной среды и возглавляемых ими группировок.

С изданием Указа Президента РФ от 8 октября 1992 года «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилением борьбы с преступностью» ГУОП и его подчиненные структуры были усилены специальными отделами быстрого реагирования.

Согласно этому Указу начальник ГУОП по должности стал Первым заместителем министра внутренних дел России, а руководители региональных управлений - заместителями начальника ГУОП. Правительство Российской Федерации постановлением № 914-63 от 26 ноября 1992 года увеличило штатную численность подразделений системы ГУОП МВД РФ, ввело надбавки к должностным окладам сотрудников этих подразделений в размере 20-50 %, а также зачет в выслугу лет (стаж работы) 3 месяца службы за 4 месяца.

В январе 1993 года Приказом МВД России «О дополнительных мерах по усилению борьбы с вооруженными организованными преступными группами» оперативно-розыскные бюро MBД, УВД были преобразованы в управления по борьбе с организованной преступностью при МВД, УВД, утверждено положение о Главном управлении МВД РФ по борьбе с организованной преступностью и его подразделениях.

Основные задачи ГУОП и его подразделений в этом документе были определены следующим образом: выявление и изобличение деятельности организованных преступных групп, в том числе имеющих международные связи; предупреждение и пресечение деятельности вооруженных преступных групп, изъятие незаконно хранящихся у них оружии боеприпасов и взрывчатых веществ; борьба с бандитизмом и квалифицированным вымогательством; выявление и пресечение фактов коррупции в системе государственной власти и управления; изобличение преступных сообществ, использующих эконо­мические структуры для получения незаконной прибыли, легализа­ции доходов от преступной деятельности, занимающихся наркобизнесом; оказание помощи территориальным и транспортным органам внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений в ходе реализации материалов о деятельности преступных групп; выявление причин и условий, способствующих возникнове­нию и развитию организованной преступности, выработка мер и предложений по устранению, противодействию и реагированию на негативные тенденции.

Нужно заметить, что имеет существенные особенности подготовка следователей по сложным многоэпизодным делам, связанным с деятельностью организованных преступных групп. Кроме того, многие следователи и судьи нуждаются в защите в ходе осуществления предварительного следствия и правосудия.

Формирование структурных подразделений системы ГУОП МВД РФ было завершено Приказом МВД России в 1993 году, в соответствии с которым специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией создали и в системе органов уголовно-исполнительной системы. На них воз­ложили аналогичные функции борьбы с организованной преступ­ностью и коррупцией в местах лишения свободы.

Дешевые правоохранительные органы дорого обходятся для общества.

ГУОП стал самостоятельным специализированным оперативно-розыскным подразделением МВД России. Рассмотрим его структуру. Возглавлял ГУОП начальник Главного управления который согласно указу Президента Российской Федерации «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилении борьбы с преступностью» от 8 октября 1992 года № 1169 и Положению о ГУОП МВД России являлся по должности Первым заместителем министра внутренних дел Российской Федерации, назначался и освобождался от должности Президентом Российской Федерации. Он лично руководил работой секретариата Главка отдела оперативного прикрытия личного состава, служебной подготовки и кадровой работы, отдела оперативного внедрения. Начальнику ГУОП подчинены пять его заместителей, четыре изкоторых отвечают за определенные направления борьбы с органи­зованной преступностью:

Первый заместитель начальника ГУОП, он же начальник разведывательно-зонального управления, руководит деятельностью отделов: организационно-аналитического; оперативно-зонального контроля; информационного обеспечения.

Заместитель начальника ГУОП, он же начальник Управления по борьбе с преступными сообществами, обеспечивает руководство отделами: по борьбе с международными организованными преступ­ными формированиями; по борьбе с межрегиональными организованными преступными формированиями; по борьбе с этническими организованными преступными формированиями.

Заместитель начальника ГУОП одновременно занимал должность начальника Управления по борьбе с коррупцией.

Ему подчинены следующие отделы: по борьбе с коррупцией в органах власти; по борьбе с легализацией доходов организованных преступных формирований; организации работы действующего резерва.

Заместитель начальника ГУОП, он же начальник Управления специальных операций, руководил деятельностью отделов: по борьбе с уголовным терроризмом; оперативно-технического обеспечения; специальный отдел быстрого реагирования (СОБР).

Четыре начальника отделов (организационно-аналитичес­кого; по борьбе с международными ОПФ; по борьбе с коррупцией в органах власти и по борьбе с уголовным терроризмом) одновре­менно являются заместителями начальников соответствующих управлений, возглавляемых заместителями начальника Главка.

В штат ГУОП входили 12 начальников региональных управлений по организованной преступности при ГУОП МВД России, являющихся одновременно заместителями начальника ГУОП. Эти должностные лица назначались приказом министра внутренних дел РФ.

Штат Главного управления и непосредственно подчиненных ему подразделений комплектовался только аттестованным составом.

Должности рядового и начальствующего состава Главного управления замещались в соответствии с действующим законода­тельством путем заключения индивидуальных контрактов либо по­средством назначения на должность.

На должности старшего и среднего начальствующею состава Главка назначались лица, имеющие высшее или среднее специальное образование и опыт работы в оперативных или следственных подразделениях органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, налоговой полиции, безопасности, в воинских частях и подразде­лениях специального назначения внутренних войск МВД России и Министерства обороны Российской Федерации.

На должности оперативно-боевых отделений СОБР назначались лица, имеющие среднее образование, должную физическую, а при необходимости техническую и иную подготовку после окончания специальных курсов по программе, утвержденной министром внутренних дел Российской Федерации.

В Главном управлении могло создаваться постоянно действующее оперативное совещание, а также образовыватьсясоветы,рабочие группы, иные коллегиальные органы.

Главное управление в своей деятельности руководствовалось Конституцией Российской Федерации, федеральными законами иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами МВД России и Положением о нем.

В целях усиления борьбы с организованной преступностью коррупцией в государственных органах исполнительной власти за счет численности ГУОП МВД России введен институт помощников руководителей органов исполнительной власти. Правительством России было утверждено Типовое положение о помощниках руководителей органов исполнительной власти, определены основные задачи и права этих должностных лиц. В порядке реализации указанного постановления Правительства Министерством внутренних дел России создавался действующий резерв оперативных сотрудников для назначения на должности помощников руководителей органа исполнительной власти.

Названными нормативными актами на помощников руководителей органов исполнительной власти были возложены задачи защиты органов исполнительной власти от проникновения и влияния организованной преступности, выявления и пресечения фактов коррупции в этих органах, сбор и анализ информации, необходимой для борьбы с преступными сообществами.

Назначались эти сотрудники на должности помощников руководителей приказами или распоряжениями соответствующих руководителей органов исполнительной власти по представлению ГУОП МВД России. Организационно-методическое руководство и контроль за их деятельностью по борьбе с преступностью осуществляют региональные управления по организованной преступности, а также ГУОП МВД России.

Второй уровень специализированных подразделений системы ГУОП МВД РФ составляли региональные управления по организованной преступности: РУОП по г. Москве; РУОП по Московской области; РУОП по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области; Волго-Вятское РУОП; Центрально-Черноземное РУОП; Приволжское РУОП; Северо-Кавказское РУОП; Южное РУОП; Уральское РУОП; Западно-Сибирское РУОП; Восточно-Сибирское РУОП; Дальневосточное РУОП.

Региональное управление по организованной преступности при ГУОП МВД России являлось самостоятельным, специализированным, оперативно-розыскным подразделением криминальной милиции Российской Федерации.

Структура и штат регионального управления утверждаются министром внутренних дел Российской Федерации. Начальник регионального управления по должности является заместителем начальника ГУОП МВД РФ, назначается на должность и освобождается от должности министром внутренних дел Российской Федерации.

Первый заместитель и заместители начальника регионального управления назначаются на должность и освобождаются от должности Первым заместителем министра - начальником Главною управления по организованной преступности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Согласно примерной модели структуры РУОП, утвержденной Приказом МВД России от 19 июля 1996 года, региональное управление имело в своем составе дежурную часть, секретариат, функциональные отделы, отделения, которые обеспечивали совместное решение задач, возложенных на подразделения системы ГУОП МВД РФ.

Должности рядового и начальствующего состава регионального управления замещались в соответствии с действующим законодательством путем заключения индивидуальных контрактов либо посредством назначения на должность.

На должности старшего и среднего начальствующего состава назначались лица, имеющие высшее или среднее специальное образование и опыт работы в оперативных или следственных подразделениях органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, налоговой полиции, безопасности, в воинских частях и подразделениях специального назначения.

Средний начальствующий состав СОБР мог комплекто­ваться лицами, имеющими среднее образование, необходимую физическую, а при необходимости техническую и иную подготовку, после окончания специальных курсов.

Работа регионального управления организовывалась на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов слу­жебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке и выполнения отдельных поручений.

В региональном управлении могли создаваться постоянно действующие оперативные совещания, а также образовываться советы, целевые оперативные и рабочие группы, общественные организации РУОП являлись юридическими лицами, финансировались из федерального бюджета.

Третий уровень системы специализированных подразделений по организованной преступности составляли управления (отделы) по организованной преступности при МВД, ГУВД, УВД субъекта федерации. Ранее в Российской Федерации в соответствии с Приказом МВД России 1993 функционировало 78 управлений (отделов) при МВД, УВД республик, краев, областей и автономных округов. Приказом МВД России от 19 июля 1991 года управления по организованной преступности созданы еще при восьми УВД, где ранее они отсутствовали в связи с дислокацией на их территории региональных управлений (Краснодар, Хабаровск, Воронеж, Иркутск, Нижний Новгород, Новосибирск, Саратов, Тюмень).

Правовое положение управлений (отделов) по организованной преступности при МВД, УВД субъектов федерации существенно отличалось от правового положения регионального управления.

Управление (отдел) по организованной преступности являлся самостоятельным специализированным оперативно-розыскным подразделением криминальной милиции при министерстве, главном управлении, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации.

В отличие от статуса региональных управлений, руководители которых подчинены начальнику ГУОП МВД России, УОП (ООП) подчинялся непосредственно министру, начальнику Главною управления, управления внутренних дел субъекта Российской Федерации и одновременно по вопросам борьбы с организованными преступными структурами и коррупционерами в органах государственной власти - соответствующим начальникам региональных управлений, а также ГУОП.

В то же время назначались на должность и освобождались от должности сотрудники этих подразделений приказом министра, начальника ГУВД, УВД соответствующего субъекта Российской Федерации. Причем начальник УОП (ООП) мог быть назначен и освобожден приказом начальника РУОП лишь при наличии письменного предложения министра, начальника МВД, УВД соответствующего субъекта федерации. Следовательно, несмотря на то, что личный состав УОП (ООП) находился на денежном и кадровом обеспечении в МВД, УВД и административно подчинен им, руководители региональных управлений имели реальные властные рычаги влияния на деятельность УОП (ООП) по борьбе с организованной преступностью.

Комплектовались управления личным составом по представлению его начальника, замещение должностей старшего и среднею начальствующего состава осуществлялось как посредством традиционного назначения на должность, так и путем заключения индивидуальных контрактов с лицами, имеющими высшее или среднее специальное образование и опыт работы в оперативных или следственных подразделениях органов внутренних дел и других правоохранительных органах, подразделениях специального назначения. Что касается среднего начсостава СОБР, то их должности могут замещаться лицами со средним образованием, с достаточной физической и иной подготовкой после окончания специальных курсов.

Управление (отдел) имел в своем составе отделы, отделения, канцелярию, иные подразделения применительно к структуре РУОП. Основные отделы: организационно-аналитический; борьбы с преступными формированиями; борьбы с бандитизмом и иными опасными преступлениями компетенции УОП; специальный отдел быстрого реагирования.

В структуре Управления (отдела) могли создаваться, межрайонные отделы (отделения) по борьбе с организованной преступностью, которые осуществляли свою деятельность на основе положения, утверждаемого министром, начальником Главного управления, управления внутренних дел субъекта Российской Федерации. Они представляли собой четвертый уровень специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью. Создавались межрайонные отделы по решению министров, начальников ГУВД, УВД и начальников региональных управлений.

Несмотря на пребывание УОП (ООП) в двойном подчинении его работа организовывалась на основе планирования, единоначалия, персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке в соответствии с нормативными актами МВД России, регламентирующими деятельность по борьбе с организованной преступностью.

Таким образом, ГУОП, РУОП при ГУОП МВД России и УОП (ООП) при МВД, УВД субъектов федерации составляли единую централизованную систему специализированных подразделений МВД России.

Для обслуживания подразделений системы ГУОП в оперативно поисковых аппаратах МВД России, МВД, ГУВД, УВД были созданы специализированные подразделения оперативного поиска.

В начале 90-х годов была создана и функционировала полноценная четырехзвенная централизованная система специализированных подразделений по организованной преступности; основную ударную часть этой системы составляли ГУОП, РУОП, УОП (ООП), представлявшие собой единый, хорошо управляемый автономный организм, имевший в большинстве регионов достаточную материально-техническую базу, и соответствующие кадры; несмотря на необходимость включения специализированных подразделений по организованной преступности в состав криминальной милиции под единым руководством, система этих аппаратов была по-прежнему автономной, параллельно аппаратам УР и ГУЭП.

Преступные объединения сосредоточили в своих руках большую власть и огромные денежные и материальные ценности.

Размах организованной преступности требовал и требует неотложных законодательных, организационно-управленческих мер, значительных материальных ресурсов на оснащение правоохрани­тельных органов и обучение их сотрудников методам борьбы с ор­ганизованной преступной деятельностью.

Организованная преступность в настоящее время по своему характеру становится все более межрегиональной и между­народной. Поэтому и успешная борьба с ней возможна только при плодотворном сотрудничестве правоохранительных органов разных стран.

Между тем еще 7 апреля 1990 года Совет Министров СССР принял постановление «О вступлении СССР в международную организацию уголовной полиции (Интерпол)».

В сентябре 1990 года на 59-й сессии Генеральной ассамблеи Интерпола СССР был принят в члены организации. 12 октября 1990 года был издан приказ МВД СССР «О создании Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола».

Организованная преступная деятель­ность приобрела политический характер, трансформировалась в комплексную общегосударственную проблему.

Борьба с организованной преступностью являлось комплексной задачей Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Каждый из названных органов выполняет конкретизированные задачи и функции в этой области, закрепленные действующим законодательством Российской Федерации.

В свою очередь и для органов внутренних дел данная задача также носит комплексный характер. Согласно Закону о милиции, Положению об МВД Российской Федерации борьбу с преступностью, в том числе и организованной, должны были вести:

- аппараты уголовного розыска, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность по предупреждению и раскрытию пре­ступлений, а также розыску преступников, выявлению и пресече­нию межрегиональных и международных криминальных связей, противодействию проявлениям консолидации и профессионализма криминогенного контингента;

- аппараты по борьбе с экономической преступностью, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению и раскрытию тяжких и особо тяжких экономических преступлений;

- аппараты Управления по незаконному обороту наркотиков обеспечивающие разоблачение наиболее опасных преступных групп распространителей наркотиков, располагающих межрегиональными и международными связями (наркобизнес);

- специализированные подразделения МВД России по орга­низованной преступности, выполняющие задачи осуществления комплексных мер по борьбе с организованной преступностью и коррупцией в органах государственной власти.

Подведу итоги по данному вопросу.

В бывшем СССР проблема профессиональной и организованной преступности не только не обострялась, но и замалчивалась, поскольку построение коммунизма предполагало полную ликвидацию преступности. В административном документообороте и научном общении наличие профессиональной преступности отрицалось. Чаще всего говорили и писали о преступности рецидивной.

В период кризиса и радикальных изменений проблема организованной преступности обострилась. Были созданы специализированные подразделения по организованной преступности составляли самостоятельную систему оперативно-розыскных аппаратов МВД России с возложенными на них конкретными задачами и функциями.

Интересна специфика деятельности иностранной полиции.Во Франции уголовно-процессуальное законодательство дает право сотруднику полиции задерживать на сутки любое лицо, которое, по его мнению, может сообщить сведения об обстоятельствах дела, а также любое лицо, личность которого, он считает нужным проверить.

В Германии и Италии законы о борьбе с терроризмом предоставляют полиции право без письменного указания судебной инстанции производить обыски граждан, их жилища, автотранспорта и задерживать подозреваемых.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.019 с.)