Вопрос 2. Создание единой, общегосударственной тюремной системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Создание единой, общегосударственной тюремной системы.



 

Впореформенный период царское правительство предприняло перестройку системы тюремных органов как важнейших звеньев государственной машины, осуществлявших карательные функции.

Накануне реформы тюремная система отличалась полной дезорганизацией и крайне неудовлетворительным состоянием ведения тюремного дела, отсутствием на местах органов, способных организовать нормальную деятельность мест заключения. Между Департаментом полиции, являющимся центральным органом управления местами заключения, и местными органами – губернскими и тюремными комитетами Общества попечительного о тюрьмах не было постоянной и неразрывной связи. Инспекция тюремных учреждений практически не осуществлялось.

В 1877 году для подготовки предложений об основных направлениях реформы тюремного дела и его содержании Государственным советом учреждается Комиссия о тюремном преобразовании под председательством статс-секретаря тайного советника К. Грота. Перед комиссией ставилась задача подготовить предложения об общем порядке управления тюремными делами и об упорядочении системы уголовных наказаний.

Комиссия по тюремному преобразованию большое внимание уделила обоснованию необходимости широкого использования в карательной практике наказаний, связанных с лишением свободы, полагая, что в этом виде наказания наиболее полно найдут отражение элементы карательного воздействия.

Особое место в системе мест лишения свободы занимает заключение в крепости. Этот вид исполнения наказания был изъят из гражданского ведомства и регулировался военными законами.

К 1882 году в России сложилась следующая система мест заключения, находившихся в подчинении гражданского ведомства: тюремные замки в губернских и уездных городах, а также тождественные с ними учреждения, носящие другие названия (уголовные тюрьмы) – 597; временные дополнительные помещения при этих тюрьмах – 6; смирительные дома – 5; Санкт-Петербургская и Московская исправительные тюрьмы; дома предварительного заключения в Санкт-Петербурге и Варшавская следственная тюрьма; пересыльные тюрьмы – 11; исправительные арестантские отделения, роты и полуроты – 32; временные центральные каторжные тюрьмы – 11;подследственные аресты в Привисленских губерниях – 75; полицейские дома в Петербурге – 10; в Москве – 16. Всего 767 учреждений. Общее число всех содержащихся в местах заключения к 1 января 1882 года составляло 94797 человек.

Было признано, что непременным элементом реформы тюремной системы должен стать труд. Признавая необходимость труда в тюрьмах, Главное тюремное управление предпринимает попытки внести элементы организованности в это дело. Устанавливается обязательность работ для определенных категорий арестантов. Предусматривается материальная заинтересованность их в результатах труда и порядок его оплаты.

На формирование правопослушной личности был направлен целый комплекс мер воздействия, решающую роль в реализации которого занимала церковь. Закон от 15 июня 1887 года относит состоящих при местах заключения священников, диаконов и псаломщиков к аппарату управления местами лишения свободы. По должностному окладу священник приравнивался к смотрителю (начальнику) тюрьмы.

На церковь возлагались также функции организации библиотечного дела в тюрьмах и обучения заключенных.

Еще больше внимания стало уделяться вопросам идеологического воздействия на осужденных в период резкого обострения политической обстановки в России в начале XX века. Задачи и цели такого влияния на заключенных определялись общей инструкцией 1915 года. Согласно статье 244 инструкции «духовно-нравственное воздействие на арестантов имеет своим назначением внушение им правильных понятий о религии и об общих гражданских обязанностях, требующих преданности Престолу и Отечеству и почитания соответствующим законам и властям».

Одной из основных задач тюремной реформы в России было совершенствование системы управления местами заключения, повышение роли центрального органа тюремного ведомства в осуществлении контрольных функций, обеспечении единства карательной практики на всей территории империи.

Еще в 1879 году в составе МВД было образовано Главное тюремное управление – ГТУ. По замыслу его учредителей, оно должно стать высшей контролирующей и распорядительной инстанцией, осуществляющей непосредственное руководство подчиненными ему местными органами тюремного ведомства. С учреждением ГТУ был сделан серьезный шаг к централизации тюремной системы России. Начальником ГТУ был назначен бывший саратовский губернатор Галкин-Враский. Под его руководством и при непосредственном участии осуществлялась реформа тюремного ведомства, разрабатывалась правовая база тюремной системы, ее структура, формировался управленческий аппарат. Штат ГТУ состоял из 56 классных чинов. Кроме того, в управлении на канцелярских должностях работал 41 человек.

Совершенно новым институтом, не имевшим аналогов в зарубежной тюремной практике, было создание в его структуре тюремной инспекции. На инспекцию возлагалось осуществление ревизий тюремных учреждений, руководство их деятельностью, а также разработка законодательных предложений.

Реформа тюремной системы коснулась всех ее управленческих звеньев. Она предусматривала создание управленческого звена тюремной системы на губернском и областном уровнях с определенными правомочиями. На среднем уровне высшая власть принадлежала губернаторам, начальникам областей и градоначальникам. Им вменялось в обязанность наблюдение за благоустройством мест заключения, а также контроль за исполнением всех постановлений правительства о порядке содержания заключенных. Губернаторам предоставлялось право назначения, перемещения и увольнения от должности начальников тюрем и их помощников, состоящих в должностях от 14 до 7 класса включительно.

В процессе реформы тюремного ведомства была разработана и правовая база организации исполнения наказания в виде лишения свободы. В 1890 году вносятся коррективы в Устав о содержащихся под стражей, согласно которым в перечень мест содержания под стражей гражданского ведомства включались: помещения для подвергаемых аресту; арестантские помещения при полиции; тюрьмы (губернские, областные и уездные тюремные замки, Санкт-Петербургская тюрьма, Московская исправительная тюрьма); исправительные арестантские отделения; тюрьмы для содержания преступников, присужденным к каторжным работам, пересыльные тюрьмы.

Устав подробно регламентировал организационно-управленческие вопросы мест заключения, деятельность Попечительного о тюрьмах общества, ввел элементы прогрессивной системы в процессе исполнения наказания (отряд исправляющихся, условное досрочное освобождение) и другие.

Таким образом, в дореволюционной России пенитенциарные учреждения с 1802 по 1895 гг. подчинялись МВД, а в период 1895-1917 гг. – Министерству юстиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.195.65 (0.006 с.)