ТОП 10:

Вопрос 2. Законодательное закрепление оснований организации и функционирования органов внутренних дел Российской Федерации



Правовая основа организации и деятельности российской милиции, сложившаяся к концу 80-х годов, с точки зрения и содержания, и формы во многом несла на себе печать авторитаризма, свойственного советскому режиму и не отвечала потребностям формирования правовой, демократической российской государственности. Закон, как акт высшей юридической силы занимал в ее структуре крайне незначительное место. Иерархию нормативных правовых актов о милиции возглавлял Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью»[115].

В тоже время, роль подзаконных, и в особенности ведомственных актов, была чрезмерно преувеличена. К началу 1990 г. действовало более 4 тыс. нормативных актов МВД СССР, регулировавших самые разные стороны организации и деятельности милиции. Самый большой недостаток этих нормативных актов заключался в том, что они, непосредственно не затрагивали права граждан, при этом утверждались руководством Министерства внутренних дел, которое руководствовалось, прежде всего, ведомственными интересами, а не нуждами общества.

Правовые основы организации деятельности милиции носили идеологический характер. Милиция руководствовалась не только законодательными и иными актами, изданными в развитие директив КПСС, но и непосредственно постановлениями ЦК КПСС. Принцип партийного руководства милиции закреплялся в законодательстве текстуально.

Несмотря на обилие нормативного материала, он отличался слабой структурированностью и взаимосогласованнностью. Правовая основа организации деятельности милиции формировалась при отсутствии целостной концепции. Нормативные правовые акты о милиции нередко содержали элементы дублирования, противоречили друг друга, а порой и здравому смыслу. При этом, многие вопросы, касающиеся прав и свобод граждан оставались вне сферы юридического регулирования.

Еще одной особенностью нормативно-правовых актов в рассматриваемый период является то, что многие из них непосредственно затрагивая права граждан (лечение от алкоголизма, предупреждение отдельных видов правонарушений и преступлений, порядок выдачи гражданам документов, удостоверяющих их личность), в своем большинстве имели гриф секретности, тем самым, ограничивая доступ к ним простых граждан, делая невозможным ознакомление с их содержанием.

Необходимость изменения данной ситуации подтолкнуло новое руководство страны к разработке законодательного акта, непосредственно регулировавшего деятельность милицейских подразделений.18 апреля 1991 года был принят Закон Российской Федерации №1026-1 «О милиции», определяющий ее функции, задачи и структуру.

Статья 1 Закона определяла милицию как систему государственных органов исполнительной власти, признанных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательства и правом применения мер принуждения.

Задачами милиции являлись:

- обеспечение личной безопасности граждан;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- раскрытие преступлений;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- оказание помощи в пределах, установленных законом, гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Порядок применения мер принуждения сотрудниками милиции (физической силы, специальных средств, применение и использование огнестрельного оружия) был закреплен в 4 разделе Закона.

Милиция в России подразделялась на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В своей деятельности милиция подчинялась Министерству внутренних дел, министерствам внутренних дел республик, входящих в Российскую Федерацию, а милиция общественной безопасности, кроме того, – соответствующим органам представительной и исполнительной власти субъектов РФ на местах.

На железнодорожном, водном и воздушном транспорте руководство милицией осуществляли соответствующие начальники управлений, отделов внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел.

Основными задачами криминальной милиции являлись предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, требующим обязательного производства предварительного следствия, а также организация осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших или иных лиц, в случаях предусмотренных законодательством.

В состав криминальной милиции входили оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности, то есть местной милиции. Начальники криминальной милиции республик, входящих в Россию, краев, областей, автономных областей и округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, назначались на должность и освобождались от нее министром внутренних дел России и являлись по должности заместителями соответствующих министров внутренних дел республики или начальников органов внутренних дел.

Основными задачами милиции общественной безопасности являлись: обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия необязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.

Согласно Указа Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) Российской Федерации»[116], утвердившего Положение о милиции общественной безопасности, в состав милиции общественной безопасности входили: дежурные части, службы участковых инспекторов милиции, изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке, подразделения патрульно-постовой службы милиции, в том числе отряды милиции особого назначения (ОМОН), государственная инспекция безопасности дорожного движения, органы охраны объектов по договорам, охраны и конвоирования задержанных и арестованных, лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, по исполнению административного законодательства, по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, по раскрытию преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия необязательно. Милиция общественной безопасности находилась на содержании, с одной стороны, бюджета республики, а с другой стороны, местных бюджетов. Поэтому города, районы могли за счет средств собственных бюджетов устанавливать дополнительную численность подразделений милиции общественной безопасности.

В Законе РФ «О милиции» впервые достаточно подробно были закреплены обязанности и права милиции. Исходя из 6 задач, возложенных на милицию согласно ст. 2, на нее были возожжены более 30 обязанностей на основании ст. 10 Закона РФ «О милиции». Все обязанности, возложенные на милицию, можно свести в следующие группы:

ü обеспечение безопасности личности;

ü предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

ü выявление и раскрытие преступлений;

ü охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

ü защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

ü оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Статья 11 Закона РФ «О милиции» для надлежащего выполнения возложенных задач на милицию, наделила ее большим объемом определенных прав, чем обязанностей.

Милиция имела право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления и административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению ее собственных полномочий и законной деятельности органов представительной и исполнительной власти и т.д. Она была вправе проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения.

У милиции было определенное законом право вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в ее производстве, подвергать приводу в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством граждан и должностных лиц, которые уклоняются без уважительных причин от явки по вызову.

Сотрудникам милиции было дано право составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; производить уголовно-процессуальные действия, задерживать и содержать под стражей в соответствии с законом лиц, которые подозреваются в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения – заключение под стражу.

Милиции предоставлялось право вносить в соответствии с законом в государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, которые способствовали совершению правонарушения.

Согласно закону «О милиции» сотрудники милиции осуществляли предусмотренные законодательством учеты лиц, предметов и фактов, использует данные этих учетов; производили регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления или обвиняемых в совершении умышленных преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности.

Милиция проводила оперативно-розыскные меры в соответствии с законодательством. Законом ей было предоставлено право входить беспрепятственно в жилые дома и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях и эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

Милиция уполномочена была осматривать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортное средство и перевозимый груз, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях, отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеется достаточно оснований полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством.

Милиции было дано право осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются.

Кроме этого, милиции были даны права при наличии данных, свидетельствующих о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, предпринимательскую, торговую деятельность, беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятием, изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей, проводить контрольные закупки, требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций, ревизий производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, учреждения, организации, получать от их должностных лиц сведения и объяснения по факту нарушения законодательства.

24 сентября 1992 года был принят Закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». В нем содержится четкое правовое обоснование прав и обязанностей войск, порядок их взаимодействия с органами власти на местах, вопросы социальной защиты военнослужащих, применения сил и средств при выполнении поставленных задач.

Закон определяет, что внутренние войска входят в систему МВД РФ и призваны защищать интересы личности, общества и государства, конституционные права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

Задачами внутренних войск являются: оказание содействия органам внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; охрана исправительно-трудовых учреждений, конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу.

Таким образом, внутренние войска продолжают оставаться одним из звеньев общей системы специальных органов государства, призванных укреплять правопорядок и бороться с преступностью.

Специальное предназначение внутренних войск обуславливает целый ряд особенностей в их деятельности по сравнению с другими войсками, предъявляет некоторые специфичные требования к личности воина этих войск.

Наряду с правоохранительными задачами внутренние войска продолжают занимать определенное место в системе военной организации государства, хотя теперь они формально и не входят в состав Вооруженных Сил.

Одной из задач этих войск является участие в территориальной обороне Российской Федерации. Закон РФ «Об обороне» определяет, что для обороны с применением средств вооруженной борьбы создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне могут привлекаться также пограничные, внутренние войска, войска безопасности РФ, войска правительственной связи, железнодорожные войска, войска гражданской обороны.

Территориальная оборона организуется и осуществляется в целях защиты объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных и террористических актов, а также установления и поддержания режима военного положения. Общие задачи и организация территориальной обороны определяются Президентом Российской Федерации.

Таким образом, в 90-е гг. XX в. впервые в российской истории права и полномочия органов внутренних дел и внутренних войск были урегулированы Законом, то есть получили чётко регламентированную правовую базу, не зависящую от индивидуального желания руководителя государства. Однако вся история развития системы МВД за последние двадцать лет показала, что частичные реформы, призванные модернизировать систему охраны правопорядка, сложившуюся в советском государстве, не достигли цели. Неизбежным в этой ситуации стала кардинальная реформа системы МВД, которая и началась в марте 2011 г.

 

Вопрос 3. Новый этап в истории органов внутренних дел - образование полиции в Российской Федерации

Процесс демократизации и формирования гражданского общества предъявляет принципиально новые требования к правоохранительным органам, на которые возложены обеспечивающие права и свободы человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

Эти требования сделали необходимым усовершенствование нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность милиции, особенно тех из них, которые непосредственно затрагивают права граждан. Эти изменения должны были коснуться с одной стороны - совершенствования организации деятельности милиции; подготовки и переподготовки сотрудников милиции, правовой и социальной защиты самих сотрудников милиции, материально-технического обеспечения ее служб и подразделений, с другой - повышения контроля за деятельности органов внутренних дел.

В течение 2008-2010 годов с участием сотрудников милиции были совершены особо-тяжкие преступления с использованием служебного положения и с применением табельного оружия, жертвами которых стали невинные и простые граждане. Эти преступления получили большой общественный резонанс, широко обсуждалось в прессе и телевидения, стал предметом обсуждения среди простых граждан. В последствие все это сыграло свою негативную роль, милиция, как орган власти, предназначенный для защиты прав и свобод граждан, потеряла всякое уважение и доверие собственного народа, а само слово «милиция» приобрело негативный оттенок.

В адрес Президента России, Председателя Правительства России, Государственную думу, Генерального прокурора России, Министра внутренних дел и других должностных лиц органов законодательной, исполнительной и судебной власти на различных уровнях начал поступать огромный поток жалоб граждан по факту нарушений их личных прав и свобод со стороны сотрудников милиции.

Сложившаяся ситуация вынудила главу государства принять соответствующие меры. 24 декабря 2009 г. Президент РФ Д.А.Медведев издал Указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»[117], заложившего основы проведения реформ в МВД РФ. В Указе главы государства отмечалось, что существующая структура органов внутренних дел, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации, а также предлагалось органам исполнительной власти подготовить конкретные предложения.

Одним из важных и насущных вопросов, требующих немедленного разрешения в рамках реформ МВД РФ Президент России Д. А. Медведев увидел изменения законодательства, регламентировавшего деятельность сотрудников милиции. В начале 2010 года по поручению Президента был разработан проект Закона о реформе МВД Российской Федерации, получившего условное название законопроект Президента «О полиции». 7 августа 2010 года по поручению Президента законопроект «О полиции» был выложен на Интернет сайте zakonoproekt2010.ru. для публичного всенародного обсуждения. Любой пользователь мог в течение трех месяцев вносить свои замечания и предложения в законопроект. Многие граждане воспользовались своим конституционным правом и до середины сентября 2010 года, поступило более 10 000 предложений по законопроекту. После того, как все желающие предложили свои поправки, законопроект был доработан с учетом замечаний. Итогом публичного обсуждения, в частности, стало то, что в проекте более четко прописали нормы об ограничении прав граждан, вызвавшие беспокойство общественности и экспертов.

Важно отметить что, впервые над законопроектом «О полиции» работали не только профессиональные юристы, сотрудники правоохранительных органов, адвокаты, но и депутаты Государственной Думы, члены общественной палаты, независимые эксперты.

27 октября 2010 года законопроект «О полиции» с изменениями и дополнениями в результате общественного обсуждения, был внесен в Государственную Думу на рассмотрение.

10 декабря 2011 года Государственная Дума приняла в первом чтении Президентский Законопроект «О полиции». 28 января 2011 года депутаты в третьем чтении окончательно приняли Закон «О полиции», а 2 февраля 2011 года на заседании его одобрил Совет Федерации. 7 февраля 2011 года Президент РФ Д.А.Медведев подписал Закон «О полиции». История российской полиции нашла свое продолжение спустя более, чем 90 лет после падения Российской империи, и с 1 марта 2011 года новый закон, регламентирующий деятельность органов внутренних дел вступил в законную силу.

Новый закон «О полиции» содержит 11 глав и 56 статей. Возникает вопрос, а какие изменения нашли отражение в новом законе «О полиции»? Прежде всего, название закона. Теперь, согласно ему, в России орган, обеспечивающий безопасность личности, охрану общественного порядка и общественную безопасность будет называться не милиция, а полиция, как в большинстве стран мира. Изменилось не только названия органа, но существенно изменилось статус сотрудника полиции, который нашел законодательного закрепления в принятом нормативном акте.

Согласно ст. 1 закона «О полиции», полиция обязана незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Основные направления деятельности полиции указаны в ст.2 закона, которые отличаются от задач милиции, такими направлениями, как контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

В соответствии с главой 2 «Принципы деятельности полиции» закона «О полиции», полиция при осуществлении своей деятельности должна руководствоваться основополагающими принципами: такими, как соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество, использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Обязанности и права в законе «О полиции» разделены на обязанности и права полиции, как федерального органа государственной власти и права и обязанности сотрудника полиции.

Изменения коснулись, в частности, формулировки о «беспрепятственном» вхождении сотрудников в жилье в любое время суток. «Сотрудники полиции не праве входить в жилые помещения против воли проживающих в них граждан, иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами», - говорится в законе.

Закон «О полиции» (глава 5) регулирует деятельность сотрудника полиции по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Установлен четкий критерий приема на службу. Каждый гражданин, прежде, чем стать сотрудником полиции, пройдет комплексного изучение личности, психологическое тестирование, медицинское обследование, испытание от 3 до 6 месяцев, а также профессиональную подготовку.

Новый закон предусматривает контроль и надзор за деятельностью полиции.

Однако, надо признать, что только с принятием нового закона «О полиции», каков бы этот закон не был хорош, вряд ли можно рассчитывать на успешное проведение реформы. Успех реформы завесит от последовательного принятия эффективных решений, направленных на улучшение материального положения Министерства внутренних дел, социального и правового обеспечения его сотрудников, подбора, обучения и расстановку кадров для полиции.

В целях повышения эффективности деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина и в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» Президент РФ 1 марта издал ряд указов. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»[118] утвердил Положение и структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации. Новая структура Министерства внутренних дел, согласно Положению, выглядит следующим образом:

1. Министр внутренних дел Российской Федерации.

2. Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации.

3. Заместители Министра внутренних дел Российской Федерации.

4. Статс-секретарь - заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации.

5. Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации - главнокомандующий внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации.

6. Главное командование внутренних войск.

7. Следственный департамент.

8. Главное управление вневедомственной охраны.

9. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.

10. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

11. Главное управление по противодействию экстремизму.

12. Главное управление собственной безопасности.

13. Главное управление на транспорте.

14. Главное управление уголовного розыска.

15. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

16. Департамент государственной службы и кадров.

17. Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций.

18. Департамент информационных технологий, связи и защиты

информации.

19. Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению.

20. Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий.

21. Договорно-правовой департамент.

22. Организационно-аналитический департамент.

23. Национальное центральное бюро Интерпола.

24. Контрольно-ревизионное управление.

25. Оперативное управление.

26. Организационно-штатное управление.

27. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации.

28. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

29. Управление по обеспечению деятельности подразделений

специального назначения и авиации.

30. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.

31. Управление оперативно-разыскной информации.

32. Управление по организации дознания.

Положение определило основные задачи МВД следующим образом:

1. Разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;

2. Нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

3. Обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;

4. Управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России;

5. Обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, и иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

Более детально Положение регламентировало полномочия, права, систему, организацию деятельности министерства внутренних дел, порядок назначения на должность министра внутренних дел, а также его полномочия.

После вступления в законную силу Федерального закона «О полиции» были приняты важнейшие нормативно-правовые акты, определяющие социальные гарантии сотрудников полиции, а также порядок прохождения службы в органах внутренних дел.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[119] регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Следующим принятым нормативным актом стал Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, который рассмотрел вопросы, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.

Следует отметить, что такого рода нормативно-правовые акты на федеральном уровне, регулирующие широкие правоотношения, касающиеся деятельности органов внутренних дел, долгие годы не были приняты, что препятствовало в полной мере реализации предоставленных прав сотрудникам полиции.

21 мая 2012 года Указом Президента РФ от должности министра внутренних дел был освобожден Нургалиев Рашид Гумарович, находившийся на этой должности с 9 марта 2004 года. На пост министра внутренних дел был назначен генерал-лейтенант полиции, начальник Главного управления внутренних дел г. Москвы, выпускник Высшего политического училища имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР (ныне Санкт-Петербургский университет МВД России) Колокольцев Владимир Александрович. Глава МВД Колокольцев В.А. признал, что первый этап реформ МВД не решил главных проблем ведомства, но обойтись без него было невозможно. Ни переаттестация, ни принятие новых законов с переименованием из милиции в полицию не привели в полной мере к результатам, ожидаемым гражданским обществом. Основными недостатками проведения реформы министр признал недостатки в кадровой работе, расстановке сил, перестройке транспортной полиции и обучении новых профессионалов, а также недостаток личного состава.

В период проведения первого этапа реформы из органов внутренних дел было уволено по результатам сокращения более 20% личного состава, выполняющего функции в низовых подразделениях органов внутренних дел, на которых непосредственно было возложено выполнение задач полиции. При сокращении штатов в указанных подразделений не учитывались географические, экономические, социальные и криминогенные особенности конкретных регионов, что способствовало ущемлению прав простых граждан.

С целью выработки эффективных предложений о дальнейшем реформировании органов внутренних дел министр внутренних дел подписал приказ «О создании Расширенной рабочей группы по дальнейшему реформированию органов внутренних дел Российской Федерации». В состав группы вошли известные правозащитники, депутаты, юристы, эксперты с опытом работы в системе правоохранительных органов в количестве 31 человека. Был определен примерный перечень вопросов, который Расширенная рабочая группа при министерстве внутренних дел Российской Федерации должна была рассмотреть для дальнейшего реформирования органов внутренних дел. В этот перечень включены такие вопросы, как новые системы регистрации заявлений и сообщений граждан и организаций о преступлениях, а также обязательная оценка действий сотрудников со стороны заявителя; разработка новых систем розыска лиц, пропавших без вести; новых критериев оценки деятельности органов внутренних дел, упразднения «палочной системы», формы оценки работы полиции населением, анализ обоснованности произведенных сокращений городских и поселковых отделов внутренних дел, обеспечение доступа граждан к правоохранительной помощи; усовершенствование кадровой работы, а также развитие системы учебных заведений системы МВД России, совершенствование нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и отдельных его подразделений и служб.

Нетрудно заметить, что указанные институты всегда являлись актуальными, и при их совершенствовании позитивно влияли на организацию деятельности органов внутренних дел.

Будем надеяться, что в результате проведения первой коренной реформы МВД в XXI в. возрастет эффективность деятельности полиции в деле охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности России.

Как мы видим, история российской полиции насчитывает немало славных страниц. В то же время трагический парадокс российских правоохранительных органов состоит в том, что они традиционно не пользуются ни доверием общества, ни поддержкой высшей государственной власти. Классическим стал исторический факт о том, как Петр I в два раза сократил жалование полицейским, объяснив « … что остальное они доберут сами». Однако в данных условиях подобный подход является губительным. Новой России требуется новая полиция, свободная от недостатков как дореволюционных, советских, так и современных правоохранительных органов, но, в тоже время, воплотившая в себе их лучшие традиции. Начавшаяся реформа принесет положительные результаты, учитывая исторический опыт проведения реформ, и сотрудник органов внутренних дел станет настоящим защитником прав и свобод граждан, вернет себе потерянное доверие граждан.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве приоритетов развития механизма обеспечения законности можно выделить создание благоприятных условий для развития общества: укрепление в России правового порядка, основанного на предписаниях законов, воплощающих идеи справедливости, свободы, формального равенства всех перед законом, развитие системы конструктивного взаимодействия институтов гражданского общества и государства.

Реализация юридических предписаний законов всеми субъектами и как результат установление правового порядка – это путь достижения указанных целей. Многое уже сделано: в Конституции закреплены важнейшие общеправовые принципы, провозглашены права и свободы человека и гражданина, установлена обязанность российского государства по их охране и защите, созданы основы демократической политической системы.

Механизм обеспечения законности в современном российском государстве – это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении власти и располагающая необходимыми материальными и властными ресурсами система государственных органов, посредством деятельности которых осуществляются функции государства по воплощению предписаний законодательства в жизни общества, в правоотношениях субъектов.

Исполнительная власть призвана обеспечивать правопорядок и общественную безопасность путем реализации положений правовых законов. Президент России выступает в качестве координатора правоохранительной деятельности, определяет основные направления политики общественной безопасности и борьбы с преступностью.

Правительство Российской Федерации осуществляет руководство мерами по обеспечению законности, прав и свобод личности, охране собственности и общественного порядка в борьбе с преступностью; совместно с Президентом контролирует проведение исполнительными органами мероприятий в правоохранительной сфере.

Представляется необходимой совместная работа муниципальных и правоохранительных органов по преодолению отчужденности населения от власти, правовое просвещение людей, разъяснение им возможности обратиться с заявлением, предложением или жалобой в данные институты, права на оперативный и аргументированный ответ и восстановление нарушенных прав.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.97 (0.034 с.)