ТОП 10:

Вопрос 1. Формирование и деятельность органов внутренних дел Советского государства в период Октябрьской революции и гражданской войны



 

Победой Февральской революции 1917 года завершилась эпоха самодержавия в России. Всего восемь месяцев находилось у власти Временное правительство, показав за это короткое время свою несостоятельность.

25 октября (7 ноября) 1917 года вооруженное восстание в Петрограде солдат гарнизона, матросов Балтийского флота и рабочих-красногвардейцев победило. Буржуазное Временное правительство было свергнуто, власть перешла в руки Советов.

Установление Советской власти вызвало отчаянное сопротивление отстранённых от управления страной и лишённых собственности привилегированных классов, социальных групп и сословий. Пытаясь вернуть утраченные позиции, они оказали ожесточенное: вооруженное, политическое, экономическое и идеологическое противодействие в социально-экономическом преобразовании общества. Вскоре эта ожесточённая борьба при активной поддержке империалистических государств переросла в гражданскую войну и военную интервенцию.

Одним из необходимых условий защиты революции и успешного строительства нового общества в этот период являлось наведение и поддержание в стране твердого революционного порядка. Эта задача была возложена на специальные органы, в том числе и рабоче-крестьянскую милицию.

25–26 октября (7-8 ноября) 1917 г. на II Всероссийском съезде Советов было создано однопартийное большевистское правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК), которое состояло из тринадцати наркоматов, включая Народные комиссариаты внутренних дел (НКВД) и юстиции (НКЮ) РСФСР. Председателем СНК был избран В.И. Ленин. Первым наркомом внутренних дел стал Алексей Иванович Рыков, несмотря на то, что этот пост он занимал всего девять дней, при его участии было принято Постановление НКВД РСФСР «О рабочей милиции» от 28 октября (10 ноября) 1917 г., которое стало правовой основой советской милиции. В нем говорилось, что все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию, которая и находится в их ведении, а также предопределялось всем военным и гражданским властям содействовать ее вооружению. Конкретные организационные формы и структуру это постановление не регламентировало.

Рабочая милиция не была штатным государственным органом, т.к. по марксистской теории с победой социалистической революции экономические и социальные корни преступности будут серьезно подорваны, следовательно, функции армии и полиции переходят к вооруженному народу для поддержания элементарного порядка.

По предложению председателя СНК 17 (30) ноября 1917 г. народным комиссаром внутренних дел был назначен Григорий Иванович Петровский. В состав первой коллегии НКВД вошли Ф.Э. Дзержинский, М.Я. Лацис, М.С. Урицкий, И.С. Уншлихт. Члены коллегии НКВД возглавили работу по формированию аппарата наркомата и организовывали его функционирование.

В процессе его создания и выработки структуры возникли значительные проблемы. Многие старые чиновники по своим убеждениям не хотели служить новой власти, а новые были просто не компетентны. Служащие дореволюционных министерств, включая МВД, объявили саботаж и не выходили на работу. Однако после решения Коллегии НКВД об увольнении саботажников, лишении их пенсий и привлечении к принудительным работам, большинство чиновников вернулись на свои рабочие места.

3 (20) декабря 1917 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) со структурными подразделениями на местах для борьбы с контрреволюцией и саботажем.

Многофункциональность наркомата внутренних дел, охватывающая своей деятельностью обширный круг предметов ведения, предопределила его структуру. Она вначале состояла из следующих подразделений: отделы местного управления и местного хозяйства, финансовый, иностранный, беженцев, ветеринарный, по управлению медицинской частью, бюро печати, контрольно-ревизионная комиссия. Такое разнообразие функций дает основание утверждать, что НКВД того периода занимался внутренними делами государства в широком смысле слова. И хотя они включали в себя задачи, возникшие в связи с изменением государственного строя, можно считать, что имело место прямое заимствование организационной структуры у дореволюционного министерства внутренних дел.

Вместе с тем, вскоре часть функций НКВД, как руководство статистикой, медициной, ветеринарией, делами печати и некоторые другие были переданы в другие ведомства.

На НКВД, после победы октябрьской революции, было возложена основная задача реального создания повсеместно органов новой власти – Советов. Для реализации этой задачи в составе НКВД был создан отдел местного управления. В первоначальный период создания органов советской власти во многих регионах РСФСР функционировали еще царские земские и городские органы самоуправления параллельно с Советами. Регламентацией и координацией работы этих дореволюционных органов также занимался наркомат внутренних дел.

НКВД был наделен законодательными функциями по изданию правовых актов, определяющих конкретную организацию и функционирование Советов. Также он занимался организацией практической работы по строительству Советов на местах. Одной из важных функций НКВД с самого начала стала охрана общественного порядка и борьба с преступностью, которую ему приходилось осуществлять наряду с руководством местными органами власти, медицинской, статистической, воинского призыва, миграционной.

В начале декабря 1917 года на заседании коллегии НКВД был рассмотрен вопрос об организации отделов наркомата. Первоочередной задачей стал подбор руководителей основных подразделений центрального аппарата. Сотрудников аппарата подбирали из студентов Петроградского университета, Электротехнического института, рабочих Путиловского завода. Естественно, не имея навыков работы в государственном учреждении, они испытывали серьезные трудности. Тем не менее, постепенно аппарат стал функционировать.

В феврале 1918 г. декретом СНК и ВЦИК РСФСР о суде № 2 организуются следственные комиссии при местных Советах, осуществляющие предварительное следствие.

К середине 1918 года в НКВД действовало уже 11 отделов с более чем 400 штатными сотрудниками. Рабочая милиция некоторое время выполняла функции органа охраны общественного порядка и военной силы. Она представляла собой разновидность всеобщего вооружения сознательной части пролетариата, трудящихся, пролетарской милиции для поддержания революционного порядка и законности. Так, на начальном этапе государственного строительства полагал В.И. Ленин. Данная идея реализовывалась на местах по-разному. В основном правопорядок обеспечивали: в Петрограде – отряды Красной гвардии, которыми руководил Комитет охраны города во главе с К.Е. Ворошиловым, в Вологодской губернии – отряды порядка и охраны, в Самаре – рабочие отряды, в Пермской губернии – рабочие и крестьянские дружины, как правило, на основе добровольности. В некоторых городах вводилась милицейская повинность, то есть принудительное поочередное дежурство беднейших слоев населения. Дежурство было суточным с сохранением содержания по месту основной работы. Все эти формирования состояли из рабочих и крестьян и охраняли революционный порядок, права и безопасность трудящихся.

На практике эффективно бороться с профессиональной преступностью и обеспечить должный общественный порядок, вооруженные формирования трудящихся, конечно не могли. Тем более что по количеству совершаемых преступлений дореволюционная Россия занимала одно из первых мест в мире, причем удельный вес организованной, профессиональной преступности был достаточно высок, а период правления Временного правительства, только усугубил эти показатели. Необходимо было создавать штатные государственные органы. Уже в марте 1918 года СНК РСФСР предложил НКВД разработать положение о советской милиции как штатном государственном органе. В мае Коллегия НКВД определила, что милиция существует, как постоянный штат лиц, который организуется независимо от Красной Армии со строгим разграничением функций. Придавая большое значение профессиональной подготовке кадров милиции, в этом же месяце наркомат открывает Московскую школу командного состава милиции.

В мае месяце по стране прокатилась волна антисоветских мятежей, в подавлении которых вместе с Военно-революционным комитетом (ВРК), ВЧК и Красной гвардией приняла и милиция.

21 августа 1918 года Совнарком рассмотрел проект «Положения о советской милиции» и поручил НКВД по согласованию с НКЮ переработать его, сделав упор на борьбу с уголовной преступностью, поддержание санитарного порядка и контроль исполнения предписаний местных властей.

Важным событием в истории милиции явился 1 съезд председателей губернских Советов, проходивший в Москве 30 июля-1 августа 1918 г. Съезд подвел итоги строительства органов милиции на местах. В докладах Народного комиссара внутренних дел Г. И. Петровского и ответственного работника наркомата А. М. Дижбита были рассмотрены вопросы о характере милиции, ее задачах и формах организации, о взаимоотношении с другими ведомствами, уточнено правовое положение милиция. Представитель Петроградской губернии высказался против привлечения к несению службы местного населения на общественных началах, основываясь на некотором опыте и трудностях, возникающих при этом.

В связи с осложнением военно-политической обстановки в стране и на фронтах Гражданской войны, иностранной интервенции, выступления эсеров, НКВД 17 августа разъяснило Советам республики, что работники милиции независимо от занимаемых должностей при мобилизации подлежат призыву в армию на равных условиях со всеми трудящимися РСФСР и никаких льгот по отсрочке не имеют.

ВЦИК и коллегия НКВД 22 сентября утверждают единую форму обмундирования для советской милиции, выделив средства на ее изготовление.

Таким образом, историческая обстановка потребовала от лидеров большевиков отказаться от идеи всенародной милиции и перейти к организации постоянного штатного государственного органа построенного на профессиональных началах.

Законодательно это было оформлено 12 октября 1918 г. инструкцией НКВД и НКЮ «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции». Инструкция объявила организационную структуру милиции на территории всей РСФСР. Основными звеньями местного аппарата милиции являлись губернские и уездные управления. Столицы, губернские и другие крупные города имели свои отдельные управления милиции, но с особого разрешения НКВД. Местные органы милиции находились в двойном подчинении – соответствующих исполкомов Советов и вышестоящих органов милиции. Низовым звеном аппарата милиции являлся участок, впоследствии с ноября 1918г. – район, во главе с начальником, в ведении которого находились старшие милиционеры и милиционеры.

Формирование основных звеньев рабоче-крестьянской милиции (РКМ) происходило до 1920 г. В это время создавались штатные государственные органы охраны общественного порядка, построенные на про­фессиональных началах. Особенностью Инструкции являлось прямое закрепление в ней классового характера советской милиции, что нашло свое отражение в ее названии – «рабоче-крестьянская». А также в ее основных задачах: стоять на страже интересов ра­бочего класса и беднейшего крестьянства, охранять революционный порядок и граждан­скую безопасность трудящихся.

Рабоче-кресть­янская милиция являлась исполнительным органом центральной власти на местах. В организационном отношении милиция строилась на основе принципа двойного подчинения: ее органы находились в непосредственном ведении местных Советов и подчинялись общему руководству Народного комиссариата внутренних дел. Центральным органом рабоче-крестьянской милиции перво­начально было Управление милиции, входящее как подотдел в состав отдела местного управления НКВД РСФСР. Однако масштабы преступности и состояние Гражданской войны в стране, когда встал вопрос о самом существовании государства потребовали превращения УМ в самостоятельное звено Наркомата внутрен­них дел, и в октябре 1918 года управление было реорга­низовано в Главное управление милиции (Главмилиция), первым ее заведующим стал А.М. Дижбит.

Главное управление осуществляло общее руководство дея­тельностью советской милиции. Оно издавало приказы и инст­рукции, определявшие как политическую, так и техническую сторону работы, и контролировало деятельность учреждений и органов милиции на местах. Губернские управления милиции являлись одновременно ме­стными органами НКВД и органами губернского исполнитель­ного комитета Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов. Компетенция губернских управлений милиции по основным направлениям их деятельности была аналогична компетенции Главного управления милиции.

Как на весь наркомат, так и на милицию с самого начала был возложен широкий круг за­дач, который определил и ее основные обязанности, объявленные в Инструкции НКВД и НКЮ РСФСР об организации со­ветской рабоче-крестьянской милиции от 12 октября 1918 года. Эти задачи можно разделить на три группы:

1) Милиция охраняет советский государственный и общественный строй, обеспе­чивает выполнение предписаний советских законов. Она обязана строго следить за исполнением всеми гражданами декретов и распоряжений органов власти по учету, распределению и соблюдению твердых цен на продукты про­мышленности и сельского хозяйства, своевременно оповещать население о распоряжениях органов власти и содействовать со­ветским государственным органам в осуществлении возложен­ных на них обязанностей.

2) РКМ поддерживает строгий революционный порядок в общественных местах. При наруше­ниях ее работники были обязаны составлять акты, фиксировать преступления и происшествия, принимать меры по их пресече­нию. Милиция была обязана принимать меры к обеспечению по­рядка и безопасности во время стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.п.), оказывать помощь при несчастных случаях, привлекать к содействию граждан. На нее также возлагалось: наблюдение за санитарией и благоуст­ройством на улицах, площадях, осуществление надзора за по­рядком движения на дорогах, выдача удостоверений лич­ности, трудовых книжек и других справок и свидетельств.

3) Милиция организует борьбу с преступностью, осуществляя разра­ботки и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а так­же непосредственное участие в предварительном расследовании и оказание содействия судебным органам в ис­полнении приговоров.

В области предварительного рассле­дования деятельность милиции выражалась в осуществлении дознания по уголовным делам, выполнения поручений судебных и следственных органов по за­держанию и доставке в суд или для допроса обвиняемых и по­дозреваемых, производства обысков, осмотров, выемок, как по постановлениям народных судов и следственных комиссий, так и по своей инициативе. Свои действия милиция должна была выполнять с обязательным оформлением со­ответствующих процессуальных документов.

17 октября 1918 г. Коллегией НКВД РСФСР был утвержден текст «Обязательства милиционера советской милиции», которое по существу было первой присягой.

Большое значение для усиления милицейского аппарата и очищению его от случайных людей имели созданные в октябре 1918 г. Инспекторский отдел ГУМ и губернские инспекторские подотделы. В «Положении об инспекции милиции» указывалось, что основными задачами губернских инспекторских подотделов являются:

- контроль за соблюдением социалистической законности работниками милиции, изучение особенностей организации службы на местах;

- проверка боеготовности, состояния дисциплины и политико-воспитательной работы с личным составом;

- разбор жалоб и заявлений граждан на работу милиции, руководство политико-воспитательной работой в школах и на курсах милиции, организация лекций для милиционеров, устройство библиотек, распространение литературы.

Сотрудники уголовного розыска, как и все работники советской милиции, испытывали большие трудности в организации борьбы с преступностью. Еще 19 июля (1 августа) 1917 года Постановлением Временного правительства Петроградская сыскная полиция была ликвидирована и создано Петроградское Столичное управление уголовного розыска, в котором продолжали работать прежние сотрудники. Штатом предусматривалось 475 различных должностей. После Октябрьского переворота значительная часть сотрудников уголовного розыска покинули работу. К 1 февраля 1918 г. в составе уголовного розыска числилось 120 человек. Уничтожение архивных дел и картотек на уголовников-рецидивистов значительно затрудняло работу по выявлению профессиональных преступников и их поимке.

Все эти причины не могли не сказаться на росте числа преступлений и недостаточно эффективной борьбе с правонарушениями в стране. В Петрограде только в июле 1918 г. было совершено 16 убийств, 965 краж, 48 человек пропали без вести, число задержанных достигло 2267 человек. В августе ежедневно совершалось свыше 100 различных правонарушений. Имевшиеся до этого в ряде крупных городов страны органы уголовного розыска были децентрализо­ваны и действовали под руководством местных Советов.

Система уголовно-розыскных органов в масштабе всей республики воз­никла после принятия 5 октябре 1918 года постановления коллегии НКВД «Об организации отделений уголовного розыска как части единого милицейского аппарата», которое и стало правовой основой строительства советского уголовного ро­зыска. В соответст­вии с этим положением органы уголовного розыска учреждались в горо­дах с населением не менее 40–45 тыс. человек «для охраны революционного порядка путем негласного расследования преступ­лений уголовного характера и борьбы с бандитизмом». При гу­бернских и городских управлениях милиции создавались отде­ления уголовного розыска.

Для общего руководства УР в составе Главмилиции создали Центральное управление уголовного розыска (Центророзыск)на правах отдела. Центророзыск разработал план реорганизации всего уголовно-розыскного дела в России на основах единообразного его ве­дения. По существу, речь шла не о реорганизации, а о создании нового аппарата. В одном из отчетов Центророзыска отмечалось, что фактически розыскного аппарата не было, взаимосвязи между учреждениями также не было, как и регистрации преступников, лич­ный состав был ниже удовлетворительного.

Руководство Главмилиции указывало на необходимость усиления тех­нического оснащения органов уголовного розыска, совершенст­вования знаний и профессиональных навыков работников. Стали приниматься меры по налаживанию дактилоскопического учета, фотографированию на основе единых пра­вил, обучению в стационарных школах.

Так, в Петрограде в октябре была организована школа отдела наружной охраны Комиссариата по внутренним делам на 200 слушателей, а в Москве в ноябре школа командного состава провела первые выпускные экзамены и была преобразована во Всероссийскую школу инструкторов милиции при ГУМ на 300 слушателей.

В распоряжении Московского уголовного розыска (МУР), лучшего по тем временам, была машина, три служебно-розыскных собаки, фотолаборатория, дактилоскопическая картотека и вооружение, изъятое у преступников.

Несмотря на скудость материально-технического снабжения уголовного розыска и милиции в целом, низкий общеобразовательный уровень сотрудников, а порой и его отсутствие, первые сотрудники милиции показывали образцы выполнения служебного долга и подлинного героизма.

К концу 1918 г. Главмилиция потребовала очисть ряды уголовно-розыскных отделений от бывших полицейских, участвовавших в политическом сыске, хотя бы и незаменимых специалистов. На местах начали освобождаться от всех бывших полицейских, что нанесло урон, прежде всего, в обучении приемам и методам расследования и задержания преступников.

Главное управление милиции, продолжая нарабатывать правовую базу деятельности милиции, в декабре 1918 г. разрабо­тало и утвердило: Общую инструкцию милиционерам, Инст­рукцию районным начальникам и их помощникам. Инструк­цию старшим и дежурным по району милиционерам. Инст­рукцию об употреблении оружия. Эти инструкции были одобрены Первым Всероссийским съездом заведующих губернскими и городскими управлениями милиции, они конкретизировали и рас­ширили границы деятельности мили­ции.

Коллегия НКВД в феврале 1919 г. изыскала средства на организацию регистрационного и дактилоскопического бюро и музея, где предстояло обучать агентов УР научным методам расследования преступлений, а также для кабинета судебной экспертизы.

С 30 марта 1919 г. по 6 июля 1923 г. Наркомат внутренних дел РСФСР возглавлял Феликс Эдмундович Дзержинский, который одновременно был главой ВЧК–ГПУ, с этого времени общеуголовная милиция была жестко встроена в политические репрессии. В республике происходит рост уголовных преступлений, терактов, уровень детской преступности в годы войны вырос в полтора раза. VIII съезд РКП (б) в марте 1919 г. в своей резолюции по военному вопросу определил, что милиция переносится на классовую основу и превращается в советскую милицию.

Важнейшим документом, определившим организацию и задачи милиции в условиях военного времени, был декрет СНК от 3 апреля 1919 г. «О советской рабоче-крестьянской милиции». Согласно декрету подлежавшие призыву в Красную Армию сотрудники милиции считались мобилизованными. Из их числа треть рядового и пятая часть комсостава должны были постоянно находиться в действующей армии. При приближении фронта к месту постоянной дислокации милицейских частей решением реввоенсоветов фронтов и армий милиция в полном составе привлекалась к участию в боевых действиях совместно с частями Красной Армии. Законом предусматривалось улучшение боевого обеспечения милиции, и обязательное обучение личного состава военному делу. Милиция переводилась на государственный бюд­жет, личный состав подчинялся воинской дисциплине, вводи­лось обязательное обучение военному делу в соответствии с ар­мейскими уставами. Декрет подробно регулировал порядок привлечения работников милиции в действующую армию, что освободило милицию от специальных мобилизаций.

Для скорейшей практической реализации названного декрета 15 апреля 1919 года НКВД направил на места циркуляр, который потребовал приступить к обучению милицио­неров военному делу, преимущественно, как пехоту и перестроить орга­ны милиции по уставам и наставлениям, принятым в Красной Армии.

Во время Гражданской войны от четкой работы транспорта зависел, как вы­пуск военной продукции, так и доставка ее в районы боевых дейст­вий, а также своевременная передислокация войск Красной Армии, потому поддержание твердого общественного порядка на транспорте составило одну из важнейших задач органов внутренних дел РСФСР.

21 фев­раля 1919 года ВЦИК издал постановление «Об организации же­лезнодорожной милиции и железнодорожной охраны» для поддержания революционного порядка и единства управления на всех железных дорогах. На нее распространя­лись все права общей милиции и, кроме то­го, возлагались специальные обязанности по охране общественного порядка и безопасности в районе железных дорог. Наркомат путей сообщений и Главное управление водного транспорта сложили с себя полномочия по охране порядка на транспорте.

Низкая эффективность управления железнодорожной милицией по территориальному принципу, отделы в составе губерн­ских и уездных органов милиции, в веде­нии которых находилась железнодорожная милиция, потребовала учреждения линейного управления, которое могло ра­ботать в тесном контакте с железнодорожной администрацией. Однако право контроля над железнодорожной милицией сохранялось за губернским исполкомом.

25 июля 1918 года СНК РСФСР принял декрет «Об учреждении речной мили­ции», в связи с большой протяженностью водных путей сообщения страны. В апреле 1919 года декретом ВЦИК было принято Положение о речной советской рабоче-крестьянской милиции, которое положило начало практическому строительству речной милиции, с начала по территориальному прин­ципу, а затем по линейному. В результате чего функции речной милиции расширились, и она стала именоваться водной милицией. Ее деятельность строилась в тесном контакте с Главным управле­нием водного транспорта (Главвод), с которым в марте 1920 года Главмилиция заключила соглашение, обязывающее администрацию водного транспорта оказывать милиции помощь подвижными средствами. В январе 1920 года по решению Совета труда и обороны (СТО) вся железнодорожная и водная милиция были переданы в распо­ряжение командующего войсками внутренней охраны респуб­лики (ВОХР).

Создание внутренних войск РСФСР происходило в течение 1918–1919 гг. и закончилось 28 мая 1919 г. преобразованием войск ВЧК, продовольственной армии, пограничной охраны, охраны железнодорожных и водных путей сообщения, конвойной стражи и других в войска внутренней охраны республики (ВОХР). Они взяли на себя функции поглощенных формирований и прежде всего предупреждение контрреволюционных выступлений внутри страны и борьбы с ними.

Для организации борьбы с хищениями с предприятий республики в марте 1920 года в составе Главного управления милиции РСФСР образовали отдел промышленной милиции со структурными подразделениями в губернских управлениях и на предприятиях. В результате удалось уберечь от расхищения много сырья и материалов, наладить работу промышленности.

В октябре 1920 года были созданы самостоятельные органы уголовного розыска на транспорте, организованные по линейно­му принципу.

В первой половине 1919 г. было проведено слияние органов ЧК с уездными управлениями милиции, где были организованы политические бюро, в задачи которых входило пресечение преступлений, борьба с контрреволюцией, спекуляцией и т.д.

В условиях военного коммунизма и Гражданской войны требовалось срочно усилить борьбу с преступно­стью и антиобщественным элементом, подрывающими своими преступными действиями новый строй. В феврале 1919 года сеть органов уголовного розыска была существенно расширена, т.к. отделения УгРо стали открывать в населенных пунктах с населением менее 40 тыс. человек. В 1919-1920 годах органы уголовного розыска фактически проводили предварительное следствие по большинству уголов­ных дел, потому что следственные комиссии при местных Советах не успевали расследовать все уголовные дела. В целях объединения сил, которые вели борьбу с преступностью, в ап­реле 1920 года было проведено слияние органов уголовного розыска и органов следствия. Однако в конце 1920 года, после введения института народных следователей в системе Наркома­та юстиции, милиция перестала выполнять функции органов предвари­тельного следствия.

В это время в милиции создаются научно-технические подразделения. Созданный при Центророзыске кабинет судебной эксперти­зы был первым научно-техническим подразделением в органах внутренних дел, в его задачи входило: организация научной экспертизы на местах, обучение агентов угрозыска научным методам расследования преступлений, дак­тилоскопии, осмотру места происшествия и т.д.

Все эти преобразования проводимые руководством страны и НКВД РСФСР позволили увеличить раскрываемость преступлений, особенно тяжких. В 1920 г. раскрываемость преступлений составила 62% в целом по республике (в 1918 г. – 38%).

10 июня 1920 г. ВЦИК утвердил Положение о рабоче-крестьянской милиции, где накопленный в первые годы Советской власти опыт строительства милиции был обобщен и законодательно закреплен. Таким образом, в короткий срок сложились основные звенья единого аппарата милиции России и процесс организационного становления штатной советской милиции в основном был завершен.

В Положении закреплялось снабжение милиции за счет государственного бюджета: продовольствием, снаряжением, обмундированием, вооружени­ем, а также обеспечение семей милиционеров. Совет труда и обороны 11 июля 1920 года принял постановление «О снабжении милиции продовольствием, фуражом и предметами первой необходимо­сти», где указывалось, что обеспечение милиции всеми вида­ми довольствия проводится на общих основаниях с гарнизонными частями Красной Армии.

Главное управление милиции НКВД, являясь одним из центральных органов Советского государства того периода, было наделено широкими правами, необходимыми для успешного руководства деятельностью милиции. Начальник Главного управления милиции РСФСР одновременно входил в коллегию НКВД.

По принятому Положению важнейшими критериями, которым должны были отвечать люди, поступавшие на работу в милицию, были: признание Со­ветской власти и наличие активного избирательного права, т.е. классовый подход к комплектованию милиции сохранялся. Особые требования предъявлялись к руководящему составу милиции. Так, на должности начальников уездных и городских уп­равлений милиции и их помощников могли назначаться лица преданные Советской власти интересам рабочего класса и беднейшего крестьянства и, как правило, стоящих на большевицкой платформе.

В связи с однопартийностью руководства РСФСР к осени 1918 года во главе 130 губернских, го­родских и уездных управлений милиции европейской части РСФСР находились коммунисты и им сочувствующие, в дальнейшем этот процент только повышался.

Источниками комплектования рабоче-крестьянской милиции в первые годы советской власти служили представители, как правило, рабочих, беднейшего крестьянства, солдат и матросов. Их принимали по направлению партийных комитетов, ФАБЗАВКОМОВ, местных Советов, а также по направлению партийных и советских органов, трудовых коллективов и воинских частей. Кандидат в милиционеры должен был достичь возраста 21 года и быть вполне грамотным, хотя значительная часть работников милиции была малограмотна или вовсе безграмотна. В связи с этим особенная трудность возникала при комплектовании подразделений уголовного розыска, где требовалось наличие специальных знаний и навыков. Однако и здесь прин­цип классового подхода выдерживался, а бывших полицейских на службе в милиции были единицы.

Положение впервые разделило личный состав советской ми­лиции на две категории: сотрудников (командный состав, сле­дователи, агенты розыска, младшие и старшие милиционеры) и вспомогательный состав (канцелярские и технические работни­ки, которые в кадры милиции не входили).

Дисциплинар­ная ответственность сотрудников милиции описывалась ранее принятым НКВД РСФСР 22 августа 1919 г. Дисциплинарный уставом служа­щих Советской рабоче-крестьянской милиции.

Ф.Э. Дзержинский став в марте 1919 года наркомом внутренних дел РСФСР предпри­нимал попытки улучшения качественного состава оператив­ных работников уголовного розыска путем пере­вода оперативных и руководящих работников из ВЧК в мили­цию и уголовный розыск.

Для борьбы с все возрастающей преступностью органы ВЧК расширили внесудебные репрессии, пользуясь предоставленным правом налагать различные наказания от предупреждения до помещения в концентрационный лагерь и расстрел. В этот период были заложены ростки будущих массовых политических репрессий. Так, в апреле 1919 г. были созданы специальные места лишения свободы: лагеря принудительных работ (ЛПР), куда помещались, на основании постановления отделов ЧК и Ревтрибуналов, политические противники Советской власти и социально опасные лица (проститутки, шулера, спекулянты и т.п.), причем не всегда по приговору суда. Эти лагеря находились в ведении НКВД РСФСР, в составе которого было образовано Центральное управление лагерей принудительных работ.

При построении советской пенитенциарной системы основополагающий принцип заключался в исправлении и перевоспитании трудом, замена наказания перевоспитанием. Сразу же после революции исправительно-трудовое дело было передано в НКВД РСФСР. 15 декабря 1917 г. НКЮ РСФСР принял постановление «О мерах заключения задержанных и об учреждении при тюрьмах следственных комиссий, проверяющих правильность и законность арестов». Все губернские и уездные тюрьмы переименовываются в Дома Принудительных Работ (ДПР). С 20 апреля 1918 г., на основании приказа наркома по военным делам, начинает комплектоваться конвойная стража на добровольных началах. Правовой базой построения советской пенитенциарной системы стало постановление НКЮ от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы как мере наказания, и о порядке отбывания такового (Временная инструкция)». Этим постановлением были введены новые места лишения свободы: общие места заключения (тюрьмы), реформации и земледельческие колонии (воспитательно-карательные), испытательные и карательно-лечебные заведения, тюремные больницы. Главное управление мест заключения (ГУМЗ) был реорганизован в Карательный отдел НКЮ РСФСР.

В охрану общественного порядка и безопасности составной частью входила пожарная безопасность. СНК РСФСР своим постановлением от 12 июля 1920 г. «О сосредоточении пожарного дела в Народном комиссариате внутренних дел» передал органы пожарной охраны в НКВД РСФСР, в котором организуется Центральный пожарный отдел, входивший в состав Главного управления коммунальным хозяйством и непосредственно руководивший пожарной безопасностью страны вплоть до 1930 г.

В целом можно сделать вывод, что усилия Советской власти в организации органов внутренних дел и, в частности, рабоче-крестьянской милиции были в основном успешными. Сотрудники органов внутренних дел внесли огромный вклад в поддержании общественного порядка и безопасности в тяжелейший период Гражданской войны и становления Советского государства.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.179 (0.017 с.)